Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМИ ТОРГОВЫМИ МАРКАМИ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2013
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Развит понятийно-категориальный аппарат концепции СТМ розничной сети в рамках теории управления брендами, а именно: дано авторское определение понятия «собственная торговая марка розничной сети»; предложен оригинальный подход к классификации СТМ розничной сети; введены новые критерии классификации СТМ (позиционирование внутри товарной категории, тип архитектуры, роль в портфеле СТМ, тип добавленной ценности), что развивает основные положения теории управления брендами в контексте управления СТМ розничных сетей.
  2. Выявлены системные факторы внешней и внутренней среды, определяющие специфику формирования и развития СТМ розничной сети. Впервые особое внимание уделено выявлению и анализу влияния факторов внутренней среды розничной сети (централизация управления, формирование позитивного имиджа, ориентация на розничный брендинг, инновационность) на выбор стратегии управления СТМ, что развивает методологические положения по стратегическому управлению СТМ розничной сети.
  3. Определены особенности состояния и тенденции развития зарубежных и российского рынков розничной торговли товарами под СТМ розничных сетей FMCG, что позволило выявить выгоды и риски от внедрения товаров под СТМ, затрагивающих субъектов процесса управления СТМ (розничные сети, поставщиков-производителей, покупателей), а также уточнить цели управления СТМ с учетом прогнозной динамики рынков розничной торговли.
  4. Разработана концептуальная модель процесса управления СТМ розничной сети. Установлено, что методология управления СТМ, включая цели, стратегии, модели и методы, принципиально меняется в зависимости от типа СТМ розничной сети. Это позволило обосновать принципиальные методологические различия в управлении брендом производителя и СТМ розничной сети и предложить инструментарий оценки результативности розничного брендинга, отличительной особенностью которого является усовершенствованная система показателей, отражающих динамику капитализации СТМ розничной сети.
  5. Разработана модель формирования потребительского капитала СТМ розничной сети, определена структура активов потребительского капитала СТМ (осведомленность о СТМ, воспринимаемое качество товаров под СТМ, лояльность покупателей к СТМ, ассоциации с СТМ) и их вклад в формирование и развитие успешной собственной торговой марки розничной сети. Установлено, что лояльность покупателей к СТМ розничной сети является интегральным активом потребительского капитала СТМ и оказывает решающее влияние на лояльность покупателей к розничной сети в целом. Сформулированные положения развивают методологию управления лояльностью покупателей розничной сети через управление потребительским капиталом СТМ розничной сети.
  6. Определены ключевые факторы воспринимаемого риска покупки товаров под СТМ. Предложен комплекс мер, позволяющих снизить воспринимаемый риск покупки товаров под СТМ и увеличить потребительский капитал СТМ розничной сети, что обеспечивает развитие методологии управления рисками внедрения СТМ в части их минимизации.
  7. Разработана и верифицирована в ходе эмпирического исследования модель влияния лояльности покупателя к СТМ розничной сети на лояльность к розничной сети в целом. На основе результатов исследования разработаны методические и практические рекомендации, позволяющие повысить уровень лояльности покупателей к розничным сетям, имеющим в ассортиментном портфеле товары под СТМ разных типов.
  8. Предложен портфельный подход к управлению СТМ, сформулированы принципы управления портфелем СТМ, разработан алгоритм реструктуризации портфеля СТМ розничной сети. В основе портфельного подхода лежит идея рассмотрения всей совокупности СТМ как единого системного целого, что позволяет более эффективно распределять ресурсы, предотвращать марочный каннибализм и получать синергетический эффект от взаимодействия собственных торговых марок внутри портфеля СТМ.
Список опубликованных работ
Монографии, брошюры, учебники и учебные пособия

1.Старов, С. А. Управление собственными торговыми марками розничных сетей: монография / С. А. Старов. – СПб. : Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2013. – 30,5 п.л.

2.Старов, С. А. Управление брендами : учебник / С. А. Старов. – СПб. : Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2008. – 23,4 п.л.

3.Старов, С. А. Частные торговые марки розничных сетей и брен-динг в розничной торговле // Управление продажами : учебник / Д. И. Баркан. – СПб. : Издат. дом СПбГУ, 2007. – 2,0 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России

4.Старов, С. А. Бренд, товарный знак и коммерческий символ как объекты управления компании / С. А. Старов, О. Н. Алканова, Н. Н. Молчанов // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2012. – Вып. 2. – 1,5 п.л. / 0,5 п.л.

5.Старов, С. А. Формирование сбалансированного портфеля собственных торговых марок розничной сети «Лента» / С. А. Старов, А. А. Габисов, А. Д. Шостка, В. И. Черенков // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2012. – Вып. 1. – 1,5 п.л. / 0,4 п.л.

6.Богомолова, Л. Н. Проблемы исследования факторов, влияющих на восприятие российскими потребителями собственных торговых марок – имитаторов розничных сетей / Л. Н. Богомолова, С. А. Старов, A. А. Сумбаева // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2011. – Вып. 3. – 1,7 п.л. / 0,6 п.л.

7.Старов, С. А. Оценка эффективности брендинга на рынке услуг на основе модели точек контакта с брендом (на примере авиакомпании «Сибирь») / С. А. Старов, О. Н. Алканова, И. А. Морева // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2011. – Вып. 1. – 1,7 п.л. / 0,6 п.л.

8.Старов, С. А. Методология оценки эффективности брендинга / С. А. Старов, О. Н. Алканова // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2009. – Вып. 4. – 1,5 п.л. / 0,8 п.л.

9.Старов, С. А. Бренд: понятие, сущность, эволюция / С. А. Старов // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2008. – Вып. 2. – 1,9 п.л.

10.Старов, С. А. Вербальные идентификаторы как отличительные внешние признаки бренда / С. А. Старов // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2008. – Вып. 4. – 1,3 п.л.

11.Старов, С. А. Лояльность бренду: классификация, методы оценки и программы формирования марочной приверженности / С. А. Старов // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2007. – Вып. 2. – 1,3 п.л.

12.Старов, С. А. Применение модели марочного капитала К. Келлера для разработки мероприятий по оздоровлению бренда / С. А. Старов // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2006. – Вып. 3. – 1,3 п.л.

13.Старов, С. А. Становление и развитие частных торговых марок продовольственных розничных сетей современной России / С. А. Старов // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2003. – Вып. 4. – 1,5 п.л.

14.Старов, С. А. Классификация основных подходов при оценке стоимости торговых марок в российских компаниях / С. А. Старов,

B. С. Вилков // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. – 2002. – Вып. 2. – 1,2 п.л. / 0,6 п.л.

15. Старов, С. А. Маркетинг и модель поведения покупателя на по требительском рынке / С. А. Старов // Вестник СПбГУ. Серия 5. Эконо мика. – 1997. – Вып. 5. – 0,7 п.л.

Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов

16. Старов, С. А. Оценка эффективности брендинга в современной теории маркетинга / С. А. Старов, О. Н. Алканова // Бренд-менеджмент. – 2012. – № 4–5. – 2,4 п.л. / 1,0 п.л.

17.Старов, С. А. Становление и развитие собственных торговых марок розничных сетей на рынке FMCG / С. А. Старов, С. И. Кирюков // Бренд-менеджмент. – 2012. – № 6. – 0,8 п.л. / 0,4 п.л.

18.Старов, С. А. Многоаспектный анализ понятия «бренд» / С. А. Старов // Актуальные проблемы экономики и менеджмента: теория, инновации и современная практика / под ред. Э. А. Кузнецова. – Харьков : Бурун Книга, 2011. – 1,8 п.л.

19.Старов, С. А. Позиционирование бренда как ключевой этап брендинга / С. А. Старов // Бренд-менеджмент. – 2009. – № 4. – 1,3 п.л.

20.Старов, С. А. Интегрированный подход к оценке эффективности брендинга / С. А. Старов, О. Н. Алканова // Маркетинг взаимодействия в инновационной экономике : сборник материалов Международной научно-практической конференции, 28–30 сентября 2009 г., Санкт-Петербург. – В 2-х ч. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – Ч. 2. – 0,7 п.л. / 0,3 п.л.

21.Старов, С. А. Современные подходы к разработке бренд-стратегий российскими компаниями / С. А. Старов // Материалы Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий» / под ред. К. К. Лебедева. – М. : ЦЭМИ РАН, 2009. – 0,2 п.л.

22.Starov, S. A. Can the Efficiency of the Case Method be Improved / S. A. Starov, I. V. Gladkikh // International Journal of Case Method Research & Application (IJCRA). – 2009. – Vol. XXI, Issue 3. – 0,4 п.л. / 0,2 п.л.

23.Старов, С. А. Развитие понятия «бренд»: методологические аспекты / С. А. Старов // Бренд-менеджмент. – 2008. – № 5–6. – 2,4 п.л.

24.Старов, С. А. «Горячие» точки бренд-менеджмента / С. А. Старов // Бизнес-образование. – 2008. – № 2. – 0,5 п.л.

25.Старов, С. А. Вирусный маркетинг как коммуникационный инструмент продвижения брендов / С. А. Старов // Top-Manager. – 2008. – № 10 – 0,6 п.л.

26.Старов, С. А. Как заставить клиентов покупать / С. А. Старов, С. П. Кущ // Top-Manager. – 2006. – № 6. – 0,4 п.л. / 0,2 п.л.

27.Старов, С. А. Вступительная статья к книге Д. Аакера «Создание сильных брендов» / С. А. Старов. – М. : Изд. Дом Гребенникова, 2003. – 0,4 п.л.

28.Старов, С. А. Разработка и продвижение новых торговых марок на российские рынки потребительских товаров / С. А. Старов, С. А. Кротт // Российский менеджмент: теория, практика, образование / под ред. А. А. Дёмина, В. С. Катькало. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001. – Вып. 1. – 0,6 п.л. / 0,3 п.л.

29.Старов, С. А. Разработка эффективной упаковки для нового товара как средство обеспечения его конкурентоспособности на рынке / С. А. Старов // Канадский колледж. Сборник статей преподавателей и сотрудников. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – 0,3 п.л.

30.Старов, С. А. Противостояние торговых марок магазинов (store brands) и марок производителей: зарубежный опыт / С. А. Старов, С. А. Кротт // Межвузовский сборник научных трудов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – 0,6 п.л. / 0,3 п.л.

31.Старов, С. А. Философия брендинга / С. А. Старов, С. А. Кротт // Альманах СПбГУ. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – 0,4 п.л. / 0,2 п.л.

32.Старов, С. А. Создание и продвижение торговых марок на фармацевтическом рынке / С. А. Старов, С. П. Кущ // Гедеон Рихтер в СНГ. – 2000. – № 2. – 0,6 п.л. / 0,3 п.л.

33.Старов, С. А. Модель поведения индивидуальных потребителей: процесс принятия решения о покупке / С. А. Старов // Актуальные проблемы менеджмента. – Вып. 1. – СПб. : Изд-во «Недра», 1998. – 0,9 п.л.

34.Старов, С. А. Ценовое стимулирование продаж и потребитель / С. А. Старов, И. В. Гладких // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 1997. – № 4. – 1,2 п.л. / 0,6 п.л.