Научная тема: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕНТАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Студенческий менталитет представляет собой систему индивидуальных и социально-групповых особенностей личности субъектов образования и является методологическим ориентиром учебно-воспитательного процесса, позволяющим устанавливать закономерности и принципы его организации. Знания ментальных характеристик студентов дают возможность конструировать индивидуальные образовательные маршруты и траектории студентов; наполнять вариативную часть учебного плана дисциплинами, направленными на гармонизацию сфер менталитета; выбирать и реализовывать педагогические технологии, содержание, средства и методы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Структурными компонентами менталитета выступают: отношение к миру и к себе в мире, ценности, идеалы, убеждения, установки, стереотипы мышления и поведения, потребности, представления и интересы. Сферы менталитета современных российских студентов включают: «Защита и общение с природой», «Здоровье и здоровый образ жизни»; «Государство и общество», «Национальное окружение», «Друзья», «Преподаватели», «Семья»; «Досуг», «Польза людям», «Самореализация», «Материально-ориентированная деятельность», «Учёба», «Профессия, работа», «Место в мире», «Чувство свободы».
  2. Ведущими ментальными характеристиками современных российских студентов являются:
    • содержательные характеристики, описывающие компоненты менталитета на разных курсах обучения. В зависимости от сочетания положительных и отрицательных характеристик компонентов менталитета, все сферы дифференцируются на пять групп: положительные, характеризующиеся только положительными позициями; положительно-отрицательные, характеризующиеся наличием положительных и отрицательных позиций с преобладанием положительных; нейтральные, характеризующиеся равным количеством положительных и отрицательных позиций; отрицательно-положительные, характеризующиеся наличием положительных и отрицательных позиций с преобладанием отрицательных; отрицательные, характеризующиеся только отрицательными позициями;
    • динамические характеристики, описывающие устойчивые изменения иерархии компонентов и значимости сфер менталитета современных российских студентов в процессе образования;
    • характеристики экстремумов, описывающие наличие точек максимума, минимума и точек неопределённости в траекториях изменения выраженности отдельных компонентов менталитета и показывающие, на каком этапе обучения у студентов резко повышается или понижается выраженность тех или иных характеристик содержательных компонентов менталитета.
  3. Концепция проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему теоретико-методологических и методико-технологических знаний, базирующуюся на идеях системного, синергетического, аксиологического, акмеологического, андрагогического и компетентностного подходов. Её основными компонентами являются:
    • понятийный аппарат - терминологическая система, обеспечивающая однозначное понимание содержания концепции и фиксирующая принципиальную авторскую позицию по ключевым словам;
    • теоретико-методологические основания - единство теоретико-методологических подходов к исследованию проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов, в котором системный подход выступает общенаучной основой, синергетический - теоретико-методологической стратегией, компетентностный и андрагогический - практико-ориентированной тактикой; аксиологический и акмеологический - ценностно-целевым ориентиром.
    • ядро - комплекс закономерностей и принципов проектирования образовательного процесса, включающих: конструирование образовательного процесса на основе учёта тенденций изменения сфер студенческой ментальности от курса к курсу при организации соответствующей педагогической поддержки и коррекции обеспечивает качество образования в высшей школе; эффективность целенаправленных педагогических воздействий на каждом курсе обучения на «рисковые» сферы менталитета посредством использования возможностей «ресурсных» сфер менталитета обеспечивает качество образования в высшей школе; эффективность использования студенческой ментальности как педагогического ресурса повышается при опоре на положительные позиции сфер менталитета; результативность коррекции сфер студенческой ментальности, характеризующихся «педагогическими рисками», зависит от эффективности использования потенциала доминирующих ресурсных сфер студенческой ментальности на конкретном этапе развития личности; педагогическая деятельность по поддержке и коррекции сфер студенческой ментальности детерминирует изменения в содержании студенческого менталитета на последующих курсах обучения;
    • организационно-педагогические условия проектирования: 1) опора на принципы реализации комплекса закономерностей обучения и воспитания студентов, а именно: оптимизации и дифференциации содержания образования, отражения в содержании образования ментальных характеристик, актуализации педагогических воздействий, опосредованного воздействия, непрерывности диагностики; 2) выделение социально-воспитательного и образовательного направлений в проектировании образовательного процесса; 3) использование методов активного и проблемного обучения, нравственного воспитания личности, приёмов витагенного образования, как ведущего дидактического инструментария;
    • модель, представленная взаимосвязанными структурно-содержательным (компоненты, сферы менталитета, ментальные характеристики), методологическим (закономерности, принципы, образовательные подходы), методическим (дидактические средства, содержание воспитательного процесса и учебных дисциплин), организационно-технологическим (алгоритм и направления проектирования), диагностическим (критерии, методы диагностики, уровни сформированности компетенций) компонентами.
  4. Модель проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристики современных российских студентов описывает данный процесс во взаимосвязанных структурно-содержательном, организационном, технологическом аспектах. Её отличительными особенностями являются: а) порядок распределения учебных дисциплин по годам обучения, выбора и включения в учебный план элективных и факультативных курсов; б) порядок постановки воспитательных задач на разных курсах обучения, определение критериев и способов диагностики образовательных результатов; в) содержание педагогического сопровождения профессионального, социального и личностного развития студентов, ориентированного на поддержку и коррекцию мотивационно-волевой и эмоционально-ценностной сфер личности обучающихся. Показателем эффективности проектирования образовательного процесса на основе разработанной концепции выступает повышение качества образования, а именно, эффективное формирование: профессиональной компетентности (мотивированной способности продуктивно осуществлять профессиональную деятельность), социальной компетентности (мотивированной способности к эффективной самореализации как члена общества), индивидуально-личностной компетентности (мотивированной способности к самосовершенствованию, самообразованию и самореализации).
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Дёмкина, Е.В. Ментальность в условиях высшего профессионального образования: теоретико-методологические основы. Монография / Е.В. Дёмкина // Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishining GmbH &Co.KG, Germany, 2012 – 146 с. ISBN 978-3-8484-2750-5.

2. Дёмкина, Е.В. Ментальные характеристики современного российского студенчества. Монография / Е.В. Дёмкина. – Новосибирск: Издательство ЦНРС, 2013. – 125 с. ISBN 978-5-906535-27-6.

Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

3. Дёмкина, Е.В. Мировоззренческие аспекты в образовательной и воспитательной деятельности вуза при подготовке специалистов / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2008. - №5(33). – 244 с. - С. 69-72.

4. Дёмкина, Е.В. Социокультурная воспитывающая среда вуза как условие профессионального становления личности будущего специалиста / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2008. №7(35). – 244 с - С. 53-60.

5. Дёмкина Е.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в современных условиях развития социума / Е.В. Демкина // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2009. - №12. – 407 с. - С. 373-381.

6. Дёмкина, Е.В. Психолого-педагогические условия гендерно-ролевой социализации личности студента вуза / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2009. - №2(44). – 316 с. - С. 79-84.

7. Дёмкина, Е.В. К вопросу о формировании ценностного отношения к будущей профессии у студентов педагогических специальностей вуза / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2009. - №4 (51). – 358 с. - С. 40-44.

8. Дёмкина, Е.В. Теоретико-методологические проблемы исследований профессиональной ментальности / Е.В. Дёмкина // Известия Южного Федерального университета. Серия «Педагогические науки», 2011. - №9. - С. 38-44.

9. Дёмкина, Е.В. Современные подходы к профессиональному воспитанию личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2011. - №3 (84). – 256 с. - С. 35-41.

10. Дёмкина, Е.В. Влияние менталитета современного студента на субъектность по отношению к будущей профессиональной деятельности / Е.В. Демкина // ESSJ Европейский журнал социальных наук. – М.: Международный исследовательский институт, 2011. - №2. – 399 с. - С. 139-147.

11. Дёмкина, Е.В. Типологизация личности студента в контексте концепции идентификации с профессией / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2011. - №4 (89). – 210 с. - С. 24-31.

12. Дёмкина, Е.В. Социальная компетентность как фактор конкурентоспособности будущего специалиста / Е.В. Дёмкина // ESSJ Европейский журнал социальных наук. – М.: Международный исследовательский институт, 2011. - №. 10 (13) – 552 с. - С. 175-180.

13. Дёмкина, Е.В. Формирование будущего специалиста в условиях учебно-воспитательного процесса / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2012. - №3 (103). – с. 206. – С. 38-42.

14. Дёмкина, Е.В. Характеристика профессиональных намерений будущих специалистов (на примере будущих экономистов) / Е.В. Дёмкина // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - №1 (65) 2012. – 157 с. - С. 46-49.

15. Дёмкина, Е.В. Моделирование системы профессионального воспитания личности специалиста с учетом социальных и профессиональных качеств / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2012. - №4 (109). – 208 с. - С. 32-41.

16. Дёмкина, Е.В. Методы изучения представлений студентов о будущей профессии и критерии интерпретации полученных данных / Е.В. Дёмкина // ESSJ Европейский журнал социальных наук. – М.: Международный исследовательский институт, 2012. - №. 3(19) – 546 с. - С. 104-110.

17. Дёмкина, Е.В. Характеристика представлений студентов о профессии и специалистах на начальных этапах обучения в вузе / Е.В. Дёмкина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Вып. 1. – Майкоп: Издательство ИП Солодовникова, 2012. – 158 с. - С. 115-120.

18. Дёмкина, Е.В. Характеристика образа профессии и специалиста студентов второго и третьего года обучения / Е.В. Дёмкина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». – 2012. - №1(8). – С. 111-115.

19. Дёмкина, Е.В. Анализ результатов исследования профессионально-ценностных ориентаций в структуре студенческой ментальности / Е.В. Дёмкина // ESSJ Европейский журнал социальных наук. – М.: Международный исследовательский институт, 2012. - №. 5. – 269 с. - С. 56-66.

20. Дёмкина, Е.В. Содержание и результаты исследования ценностей, идеалов и убеждений современного российского студенчества / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2013. - №3.

Статьи в сборниках научных трудов:

21. Дёмкина, Е.В. Менталитет современного студента и его влияние на субъектность по отношению к будущей профессиональной деятельности / Е.В. Дёмкина // Синергетика образования (выпуск двенадцатый) / Четвертые международные Кирилло-Мефодиевские чтения. – М. - Ростов н/Д, 2008. – 556 с. - С. 59-62.

22. Дёмкина, Е.В. Основные цели и направления воспитательной работы в вузе / Е.В. Дёмкина // Наука-2007 / Ежегодный сборник научных статей ученых и аспирантов АГУ / Часть I. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – 256 с. С. 180-187

23. Дёмкина, Е.В. Содержание и функционирование воспитательной системы в высшей школе глазами студентов / Е.В. Дёмкина // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы докладов XXVIII психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – 426 с. - С. 197-204.

24. Дёмкина, Е.В. Особенности ментального подхода, как основополагающего принципа воспитания будущего специалиста / Е.В. Дёмкина // Всероссийский научный журнал «Общественные науки»: Изд-во МИИ «Наука». – Москва, 2010. - №5. – 384 с. - С. 222-229.

25. Дёмкина, Е.В. Адаптация и социализация студентов на начальном этапе обучения в вузе / Е.В. Дёмкина // Информационный вестник [Текст]: научный и учебно-методический ежегодник. – Вып. 3(25). – Армавир. - 2011. – 180 с. - С. 20-22.

26. Дёмкина, Е.В. Предпосылки исследования проблемы «ментальности» и «менталитета» в трудах зарубежных и отечественных мыслителей / Е.В. Дёмкина // Социосфера: междисциплинарный научно-методический и теоретический журнал. - №4. – 2011. – 121 с - С. 18-24.

27. Дёмкина, Е.В. Педагогический потенциал учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения / Е.В. Дёмкина // Всероссийский научный журнал «Общественные науки»: Изд-во МИИ «Наука». – Москва, 2012. - № 5 – 269 с. - С. 56-66.

28. Дёмкина, Е.В. Педагогически условия формирования личностных и профессиональных качеств будущих специалистов с учетом ментальных особенностей / Е.В. Дёмкина // Всероссийский научный журнал «Общественные науки»: Изд-во МИИ «Наука». – Москва, 2012. - № 6(1) – 427 с. - С. 125-133.

29. Дёмкина, Е.В. Организационно-психологическое обеспечение формирования профессиональной ментальности у студентов в условиях учебного процесса вуза / Е.В. Дёмкина // Совет ректоров: специализированное профессиональное издание отрытого доступа. – Москва, 2012. - №11. – 95 с. - С. 17-23.

Статьи в сборниках международных конференций:

30. Дёмкина, Е.В. Использование мониторингового подхода в оценке эффективности воспитательного процесса в вузе / Е.В. Дёмкина // V Международная конференция «Стратегия качества в промышленности и образовании». – Варна, Болгария. – 2009. – 838 с. - С. 113-116.

31. Междисциплинарная интеграция как дидактическая концепция целостного образовательного процесса вуза Материалы VI Международной конференция «Стратегия качества в промышленности и образовании» Т. II, Ч. 1. – Варна, Болгария. – 2010. – 716 с. - С. 103-106.

32. Дёмкина, Е.В. Профессиональная и студенческая ментальность в контексте общего представления о ментальном подходе как основополагающем принципе воспитания будущего специалиста / Е.В. Дёмкина // Современная психология и педагогика: исследования и разработки [Текст]: Сборник докладов Международной научной заочной конференции (Липецк, 25 июня 2011 г.). – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. – 320 с. - С. 162-172.

33. Дёмкина, Е.В. Ценностные ориентации студенчества в структуре менталитета / Е.В. Дёмкина // European Applied Studies: modern approaches in scientific researches, 2nd International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. – Volume 2. - С. 40-43.

34. Дёмкина, Е.В. Особенности ментальности студенческой молодежи как определенной социальной группы российского общества / Е.В. Дёмкина // European Applied Sciences. - №2, 2013. - С. 77-79.

35. Дёмкина, Е.В. Методика исследования студенческой ментальности / Е.В Дёмкина // Science in the modern information society // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Наука в современном информационном обществе», 3-4 апреля 2013 г., г. Москва. – С. 61-68.

36. Дёмкина, Е.В. Отношение студентов к миру и к себе в мире как компонент менталитета современного российского студенчества / Е.В. Дёмкина // European Science and Technology: 5th International scientific conference. Munich 2013.

37. Дёмкина, Е.В. Содержание и структурные компоненты менталитета в контексте ментальных характеристик современного российского студенчества / Е.В. Дёмкина // Science, Technology and Higher Education [Text]: materials of the II international research and practice conference, Westwood, Canada, October 16, 2013 / -с. Westwood, Canada, 2013.

Статьи в сборниках материалов научно-практических конференций

38. Дёмкина, Е.В. Формирование ментальности в процессе социализации студентов – будущих специалистов / Е.В. Дёмкина // Проблемы и актуальные задачи образовательных учреждений в воспитании и гражданско-патриотическом становлении обучающихся. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14 апреля 2010 года / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 311 с. - С. 87-90.

39. Дёмкина, Е.В. Анализ междисциплинарных исследований сущности «ментальности» и «менталитета» в контексте общего представления о «профессиональном менталитете» / Е.В. Дёмкина // XXIX Международные психолого-педагогические чтения «Развитие личности а образовательных системах», 18-19 мая 2010 года, г. Волгоград-Ростов-на-Дону. – Часть I. – 487 с. - С. 314-321.

Статьи в электронных научных журналах и материалах электронных конференций:

40. Дёмкина, Е.В. Анализ результатов исследования потребностей студенческой молодёжи / Е.В. Дёмкина // Международная научная видео-конференция «Студенческая молодежь в условиях глобализации». – Днепропетровск, Москва, Харьков, Симферополь, 2013. – Т. 2. – 150 с. - С. 40-47.