- Студенческий менталитет представляет собой систему индивидуальных и социально-групповых особенностей личности субъектов образования и является методологическим ориентиром учебно-воспитательного процесса, позволяющим устанавливать закономерности и принципы его организации. Знания ментальных характеристик студентов дают возможность конструировать индивидуальные образовательные маршруты и траектории студентов; наполнять вариативную часть учебного плана дисциплинами, направленными на гармонизацию сфер менталитета; выбирать и реализовывать педагогические технологии, содержание, средства и методы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Структурными компонентами менталитета выступают: отношение к миру и к себе в мире, ценности, идеалы, убеждения, установки, стереотипы мышления и поведения, потребности, представления и интересы. Сферы менталитета современных российских студентов включают: «Защита и общение с природой», «Здоровье и здоровый образ жизни»; «Государство и общество», «Национальное окружение», «Друзья», «Преподаватели», «Семья»; «Досуг», «Польза людям», «Самореализация», «Материально-ориентированная деятельность», «Учёба», «Профессия, работа», «Место в мире», «Чувство свободы».
- Ведущими ментальными характеристиками современных российских студентов являются:
- содержательные характеристики, описывающие компоненты менталитета на разных курсах обучения. В зависимости от сочетания положительных и отрицательных характеристик компонентов менталитета, все сферы дифференцируются на пять групп: положительные, характеризующиеся только положительными позициями; положительно-отрицательные, характеризующиеся наличием положительных и отрицательных позиций с преобладанием положительных; нейтральные, характеризующиеся равным количеством положительных и отрицательных позиций; отрицательно-положительные, характеризующиеся наличием положительных и отрицательных позиций с преобладанием отрицательных; отрицательные, характеризующиеся только отрицательными позициями;
- динамические характеристики, описывающие устойчивые изменения иерархии компонентов и значимости сфер менталитета современных российских студентов в процессе образования;
- характеристики экстремумов, описывающие наличие точек максимума, минимума и точек неопределённости в траекториях изменения выраженности отдельных компонентов менталитета и показывающие, на каком этапе обучения у студентов резко повышается или понижается выраженность тех или иных характеристик содержательных компонентов менталитета.
- Концепция проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему теоретико-методологических и методико-технологических знаний, базирующуюся на идеях системного, синергетического, аксиологического, акмеологического, андрагогического и компетентностного подходов. Её основными компонентами являются:
- понятийный аппарат - терминологическая система, обеспечивающая однозначное понимание содержания концепции и фиксирующая принципиальную авторскую позицию по ключевым словам;
- теоретико-методологические основания - единство теоретико-методологических подходов к исследованию проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов, в котором системный подход выступает общенаучной основой, синергетический - теоретико-методологической стратегией, компетентностный и андрагогический - практико-ориентированной тактикой; аксиологический и акмеологический - ценностно-целевым ориентиром.
- ядро - комплекс закономерностей и принципов проектирования образовательного процесса, включающих: конструирование образовательного процесса на основе учёта тенденций изменения сфер студенческой ментальности от курса к курсу при организации соответствующей педагогической поддержки и коррекции обеспечивает качество образования в высшей школе; эффективность целенаправленных педагогических воздействий на каждом курсе обучения на «рисковые» сферы менталитета посредством использования возможностей «ресурсных» сфер менталитета обеспечивает качество образования в высшей школе; эффективность использования студенческой ментальности как педагогического ресурса повышается при опоре на положительные позиции сфер менталитета; результативность коррекции сфер студенческой ментальности, характеризующихся «педагогическими рисками», зависит от эффективности использования потенциала доминирующих ресурсных сфер студенческой ментальности на конкретном этапе развития личности; педагогическая деятельность по поддержке и коррекции сфер студенческой ментальности детерминирует изменения в содержании студенческого менталитета на последующих курсах обучения;
- организационно-педагогические условия проектирования: 1) опора на принципы реализации комплекса закономерностей обучения и воспитания студентов, а именно: оптимизации и дифференциации содержания образования, отражения в содержании образования ментальных характеристик, актуализации педагогических воздействий, опосредованного воздействия, непрерывности диагностики; 2) выделение социально-воспитательного и образовательного направлений в проектировании образовательного процесса; 3) использование методов активного и проблемного обучения, нравственного воспитания личности, приёмов витагенного образования, как ведущего дидактического инструментария;
- модель, представленная взаимосвязанными структурно-содержательным (компоненты, сферы менталитета, ментальные характеристики), методологическим (закономерности, принципы, образовательные подходы), методическим (дидактические средства, содержание воспитательного процесса и учебных дисциплин), организационно-технологическим (алгоритм и направления проектирования), диагностическим (критерии, методы диагностики, уровни сформированности компетенций) компонентами.
- Модель проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристики современных российских студентов описывает данный процесс во взаимосвязанных структурно-содержательном, организационном, технологическом аспектах. Её отличительными особенностями являются: а) порядок распределения учебных дисциплин по годам обучения, выбора и включения в учебный план элективных и факультативных курсов; б) порядок постановки воспитательных задач на разных курсах обучения, определение критериев и способов диагностики образовательных результатов; в) содержание педагогического сопровождения профессионального, социального и личностного развития студентов, ориентированного на поддержку и коррекцию мотивационно-волевой и эмоционально-ценностной сфер личности обучающихся. Показателем эффективности проектирования образовательного процесса на основе разработанной концепции выступает повышение качества образования, а именно, эффективное формирование: профессиональной компетентности (мотивированной способности продуктивно осуществлять профессиональную деятельность), социальной компетентности (мотивированной способности к эффективной самореализации как члена общества), индивидуально-личностной компетентности (мотивированной способности к самосовершенствованию, самообразованию и самореализации).
1. Дёмкина, Е.В. Ментальность в условиях высшего профессионального образования: теоретико-методологические основы. Монография / Е.В. Дёмкина // Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishining GmbH &Co.KG, Germany, 2012 – 146 с. ISBN 978-3-8484-2750-5.
2. Дёмкина, Е.В. Ментальные характеристики современного российского студенчества. Монография / Е.В. Дёмкина. – Новосибирск: Издательство ЦНРС, 2013. – 125 с. ISBN 978-5-906535-27-6.
Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:
3. Дёмкина, Е.В. Мировоззренческие аспекты в образовательной и воспитательной деятельности вуза при подготовке специалистов / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2008. - №5(33). – 244 с. - С. 69-72.
4. Дёмкина, Е.В. Социокультурная воспитывающая среда вуза как условие профессионального становления личности будущего специалиста / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2008. №7(35). – 244 с - С. 53-60.
5. Дёмкина Е.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в современных условиях развития социума / Е.В. Демкина // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2009. - №12. – 407 с. - С. 373-381.
6. Дёмкина, Е.В. Психолого-педагогические условия гендерно-ролевой социализации личности студента вуза / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2009. - №2(44). – 316 с. - С. 79-84.
7. Дёмкина, Е.В. К вопросу о формировании ценностного отношения к будущей профессии у студентов педагогических специальностей вуза / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2009. - №4 (51). – 358 с. - С. 40-44.
8. Дёмкина, Е.В. Теоретико-методологические проблемы исследований профессиональной ментальности / Е.В. Дёмкина // Известия Южного Федерального университета. Серия «Педагогические науки», 2011. - №9. - С. 38-44.
9. Дёмкина, Е.В. Современные подходы к профессиональному воспитанию личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2011. - №3 (84). – 256 с. - С. 35-41.
10. Дёмкина, Е.В. Влияние менталитета современного студента на субъектность по отношению к будущей профессиональной деятельности / Е.В. Демкина // ESSJ Европейский журнал социальных наук. – М.: Международный исследовательский институт, 2011. - №2. – 399 с. - С. 139-147.
11. Дёмкина, Е.В. Типологизация личности студента в контексте концепции идентификации с профессией / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2011. - №4 (89). – 210 с. - С. 24-31.
12. Дёмкина, Е.В. Социальная компетентность как фактор конкурентоспособности будущего специалиста / Е.В. Дёмкина // ESSJ Европейский журнал социальных наук. – М.: Международный исследовательский институт, 2011. - №. 10 (13) – 552 с. - С. 175-180.
13. Дёмкина, Е.В. Формирование будущего специалиста в условиях учебно-воспитательного процесса / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2012. - №3 (103). – с. 206. – С. 38-42.
14. Дёмкина, Е.В. Характеристика профессиональных намерений будущих специалистов (на примере будущих экономистов) / Е.В. Дёмкина // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - №1 (65) 2012. – 157 с. - С. 46-49.
15. Дёмкина, Е.В. Моделирование системы профессионального воспитания личности специалиста с учетом социальных и профессиональных качеств / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2012. - №4 (109). – 208 с. - С. 32-41.
16. Дёмкина, Е.В. Методы изучения представлений студентов о будущей профессии и критерии интерпретации полученных данных / Е.В. Дёмкина // ESSJ Европейский журнал социальных наук. – М.: Международный исследовательский институт, 2012. - №. 3(19) – 546 с. - С. 104-110.
17. Дёмкина, Е.В. Характеристика представлений студентов о профессии и специалистах на начальных этапах обучения в вузе / Е.В. Дёмкина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Вып. 1. – Майкоп: Издательство ИП Солодовникова, 2012. – 158 с. - С. 115-120.
18. Дёмкина, Е.В. Характеристика образа профессии и специалиста студентов второго и третьего года обучения / Е.В. Дёмкина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». – 2012. - №1(8). – С. 111-115.
19. Дёмкина, Е.В. Анализ результатов исследования профессионально-ценностных ориентаций в структуре студенческой ментальности / Е.В. Дёмкина // ESSJ Европейский журнал социальных наук. – М.: Международный исследовательский институт, 2012. - №. 5. – 269 с. - С. 56-66.
20. Дёмкина, Е.В. Содержание и результаты исследования ценностей, идеалов и убеждений современного российского студенчества / Е.В. Дёмкина // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2013. - №3.
Статьи в сборниках научных трудов:
21. Дёмкина, Е.В. Менталитет современного студента и его влияние на субъектность по отношению к будущей профессиональной деятельности / Е.В. Дёмкина // Синергетика образования (выпуск двенадцатый) / Четвертые международные Кирилло-Мефодиевские чтения. – М. - Ростов н/Д, 2008. – 556 с. - С. 59-62.
22. Дёмкина, Е.В. Основные цели и направления воспитательной работы в вузе / Е.В. Дёмкина // Наука-2007 / Ежегодный сборник научных статей ученых и аспирантов АГУ / Часть I. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – 256 с. С. 180-187
23. Дёмкина, Е.В. Содержание и функционирование воспитательной системы в высшей школе глазами студентов / Е.В. Дёмкина // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы докладов XXVIII психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – 426 с. - С. 197-204.
24. Дёмкина, Е.В. Особенности ментального подхода, как основополагающего принципа воспитания будущего специалиста / Е.В. Дёмкина // Всероссийский научный журнал «Общественные науки»: Изд-во МИИ «Наука». – Москва, 2010. - №5. – 384 с. - С. 222-229.
25. Дёмкина, Е.В. Адаптация и социализация студентов на начальном этапе обучения в вузе / Е.В. Дёмкина // Информационный вестник [Текст]: научный и учебно-методический ежегодник. – Вып. 3(25). – Армавир. - 2011. – 180 с. - С. 20-22.
26. Дёмкина, Е.В. Предпосылки исследования проблемы «ментальности» и «менталитета» в трудах зарубежных и отечественных мыслителей / Е.В. Дёмкина // Социосфера: междисциплинарный научно-методический и теоретический журнал. - №4. – 2011. – 121 с - С. 18-24.
27. Дёмкина, Е.В. Педагогический потенциал учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения / Е.В. Дёмкина // Всероссийский научный журнал «Общественные науки»: Изд-во МИИ «Наука». – Москва, 2012. - № 5 – 269 с. - С. 56-66.
28. Дёмкина, Е.В. Педагогически условия формирования личностных и профессиональных качеств будущих специалистов с учетом ментальных особенностей / Е.В. Дёмкина // Всероссийский научный журнал «Общественные науки»: Изд-во МИИ «Наука». – Москва, 2012. - № 6(1) – 427 с. - С. 125-133.
29. Дёмкина, Е.В. Организационно-психологическое обеспечение формирования профессиональной ментальности у студентов в условиях учебного процесса вуза / Е.В. Дёмкина // Совет ректоров: специализированное профессиональное издание отрытого доступа. – Москва, 2012. - №11. – 95 с. - С. 17-23.
Статьи в сборниках международных конференций:
30. Дёмкина, Е.В. Использование мониторингового подхода в оценке эффективности воспитательного процесса в вузе / Е.В. Дёмкина // V Международная конференция «Стратегия качества в промышленности и образовании». – Варна, Болгария. – 2009. – 838 с. - С. 113-116.
31. Междисциплинарная интеграция как дидактическая концепция целостного образовательного процесса вуза Материалы VI Международной конференция «Стратегия качества в промышленности и образовании» Т. II, Ч. 1. – Варна, Болгария. – 2010. – 716 с. - С. 103-106.
32. Дёмкина, Е.В. Профессиональная и студенческая ментальность в контексте общего представления о ментальном подходе как основополагающем принципе воспитания будущего специалиста / Е.В. Дёмкина // Современная психология и педагогика: исследования и разработки [Текст]: Сборник докладов Международной научной заочной конференции (Липецк, 25 июня 2011 г.). – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. – 320 с. - С. 162-172.
33. Дёмкина, Е.В. Ценностные ориентации студенчества в структуре менталитета / Е.В. Дёмкина // European Applied Studies: modern approaches in scientific researches, 2nd International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. – Volume 2. - С. 40-43.
34. Дёмкина, Е.В. Особенности ментальности студенческой молодежи как определенной социальной группы российского общества / Е.В. Дёмкина // European Applied Sciences. - №2, 2013. - С. 77-79.
35. Дёмкина, Е.В. Методика исследования студенческой ментальности / Е.В Дёмкина // Science in the modern information society // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Наука в современном информационном обществе», 3-4 апреля 2013 г., г. Москва. – С. 61-68.
36. Дёмкина, Е.В. Отношение студентов к миру и к себе в мире как компонент менталитета современного российского студенчества / Е.В. Дёмкина // European Science and Technology: 5th International scientific conference. Munich 2013.
37. Дёмкина, Е.В. Содержание и структурные компоненты менталитета в контексте ментальных характеристик современного российского студенчества / Е.В. Дёмкина // Science, Technology and Higher Education [Text]: materials of the II international research and practice conference, Westwood, Canada, October 16, 2013 / -с. Westwood, Canada, 2013.
Статьи в сборниках материалов научно-практических конференций
38. Дёмкина, Е.В. Формирование ментальности в процессе социализации студентов – будущих специалистов / Е.В. Дёмкина // Проблемы и актуальные задачи образовательных учреждений в воспитании и гражданско-патриотическом становлении обучающихся. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14 апреля 2010 года / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 311 с. - С. 87-90.
39. Дёмкина, Е.В. Анализ междисциплинарных исследований сущности «ментальности» и «менталитета» в контексте общего представления о «профессиональном менталитете» / Е.В. Дёмкина // XXIX Международные психолого-педагогические чтения «Развитие личности а образовательных системах», 18-19 мая 2010 года, г. Волгоград-Ростов-на-Дону. – Часть I. – 487 с. - С. 314-321.
Статьи в электронных научных журналах и материалах электронных конференций:
40. Дёмкина, Е.В. Анализ результатов исследования потребностей студенческой молодёжи / Е.В. Дёмкина // Международная научная видео-конференция «Студенческая молодежь в условиях глобализации». – Днепропетровск, Москва, Харьков, Симферополь, 2013. – Т. 2. – 150 с. - С. 40-47.