2. В условиях информатизации хозяйственных процессов национальной экономики к территориальным системам управления предъявляются требования, обусловленные новой парадигмой управления, трансформирующей общие подходы к их развитию (от знаний для управления к управлению знаниями; от «власти над людьми» к «власти от людей»; от функционального к процессному управлению; от работы групп к групповой работе; от «чистого производства» к «процессу», в котором важную роль играет потребление; от единовременного принятия решений к перманентному выявлению проблем). Развитие информационного фактора в системе общественного производства приводит к доминированию процессов нематериальной деятельности; производства, распределения и использования знаний; инфраструктурного обеспечения на основе всемирной информационной сети, которые определяют изменения в организационной структуре и механизме управления. С учетом этого, региональная система управления адаптируется, видоизменяя и формируя новые элементы и процессы. Трансформацию систем управления регионом целесообразно рассматривать в тесной взаимосвязи с информационной составляющей, что позволяет эффективнее реализовывать такие функции управления как: анализ, мониторинг, сопровождение, планирование и прогнозирование, а также консалтинг экономического роста региона.
3. Развитие информационного фактора обусловливает необходимость реформирования систем территориального управления на основе использования ИКТ, поскольку изменение объекта регионального управления - регионального сообщества обусловливает изменения его как субъекта деятельности, как гражданского института общества. Приоритетами развития региональной системы управления в аспекте внедрения и использования информационных технологий являются: оптимизация функций органов управления субъектов РФ, проведение административной реформы, стандартизация и регламентация государственных услуг предоставляемых органами государственной власти; внедрение в деятельность региональных органов и государственных учреждений технологий взаимодействия с населением, в т.ч. электронного, внедрение и развитие электронного правительства региона; повышение качества предоставляемых государственных услуг посредством создания сети многофункциональных центров; общая координация государственных, муниципальных, корпоративных и частных информационных ресурсов, подсистем и телекоммуникаций; консолидация институциональных норм и правил регулирования информационных процессов; максимизация возможностей использования информации во всех сферах жизни регионального сообщества; развитие системы территориального общественного самоуправления. Обозначенные приоритеты позволяют определять цели, методы, инструменты, формы совершенствования систем регионального управления, комплексный мониторинг и систему критериев оценки эффективности и интерактивности власти и их адаптацию к условиям, ресурсам и факторам конкретного региона.
4. Неоднозначность трактовок результативности деятельности субъекта регионального управления, характеристик функционирования объекта управления обусловили необходимость обоснования базового определения эффективности систем управления экономикой региона как результата интеграции системных компонент: объектно-субъектной, структурно-функциональной, пространственно-временной и программно-процессной, эволюция которых зависит от развития информационного фактора. Компаративный анализ альтернативных теоретических подходов к исследованию эффективности управления хозяйственными системами мезоуровня позволяет выявить критерии ее оценки: количественные, качественные, релевантные, эмпирические. Учитывая дефиниции информационной асимметрии, под эффективностью управления региональной экономикой целесообразно понимать соотношение результативности функционирования объекта управления с управленческими функциональными задачами через критерии достижения намеченной цели и удовлетворенности экономических субъектов качеством государственного управления.
5. Одним из существенных оснований совершенствования методов оценки эффективности систем управления экономикой региона является необходимость значительного снижения затрат на получение информации, что возможно в связи с развитием коммуникаций, уменьшением стоимости информационных технологий, ростом уровня информационной зрелости общества и его институтов. Определение эффективности системы управления экономикой региона возможно через максимально «свернутый» показатель оценки социально-экономических процессов при минимально выраженной субъективности на основе использования интегральных и рейтинговых методов с учетом потребительской оценки эффективности системы регионального управления.
Оценить эффективность государственного управления регионом возможно посредством анализа деятельности органов исполнительной власти (ОИВ) во взаимосвязи с состоянием региональной хозяйственной системы и с учетом уровня социально-экономического положения региона, расходования бюджетных средств, реализации реформ, признанных актуальными на федеральном уровне, стратегических целей развития региона, выполнения полномочий на региональном уровне, оценки деятельности органов власти населением, их открытости. На основе данного подхода предложена методика оценки эффективности управления экономикой региона, позволяющая выявить ее интегральный показатель по относительным статистическим индикаторам оценки субъекта и объекта регионального управления на основе интерактивных информационно-аналитических систем.
6. Массовое развитие ИКТ обусловливает необходимость разработки информационно-аналитического обеспечения управления нового типа, адекватно отражающего динамику и эволюцию системы управления региональной экономикой, с соответствующими методами, инструментами, средствами. Информационно-аналитическое обеспечение мониторинга систем управления регионом представляет собой совокупность логических приемов и средств преобразования исходных данных в систему пертинентной (соответствующей потребностям) информации, обеспечивающей коммуникацию его субъектов и принятие решений, является функциональной составляющей системы управления экономикой региона и состоит из: единой организационной технологии обработки статистической информации; информационно-аналитической системы и формализованного процесса принятия решений на основе системной взаимосвязи структурированных информационных ресурсов и средств их обработки.
Методологическую основу формирования информационно-аналитического инструментария мониторинга системы управления экономикой региона образует оценка ее эффективности на основе иерархического рейтинга и структурно-функционального анализа состояния и динамики, что позволяет оптимизировать управленческие воздействия на различных уровнях его организации и выявить две функциональные группы показателей, определяющих: макросостояние системы и ее территориально - локализованных образований; направления управленческих воздействий в районах, нуждающихся в регулировании.
Разработка аналитического функционала указанного инструментария мониторинга обеспечивает повышение системности, обоснованности управленческих решений и эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ, стимулирует руководство к повышению эффективности взаимодействия ОИВ и гражданского общества; обеспечивает непосредственное участие институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления; повышает открытость и интерактивность деятельности субъекта управления.
7. Анализ зарубежного опыта и российской практики реализации проектов электронного правительства позволяет сделать вывод о четкой направленности зарубежных программ на удовлетворение потребностей граждан через совершенствование работы властных структур на основе ИКТ, в отличие от российских - направленных на модернизацию самих государственных структур посредством информатизации. То, что в зарубежных программах является средством, в российских - ожидаемый результат.
Важным компонентом проектной и аналитической деятельности в этом направлении является необходимость исследования востребованности электронных правительственных услуг и сервисов электронного правительства со стороны субъектов и выявления готовности к восприятию таких услуг. Другим важным направлением является оценка результатов данного процесса. Для совершенствования управления экономикой в регионах РФ в условиях информатизации целесообразно проведение оценки интерактивности власти на основе системы показателей, отражающих виды взаимодействий между: государством и гражданами; государством и бизнесом; различными ветвями государственной власти; а также готовность населения к потреблению государственных услуг в электронном виде и наличие навыков работы.
8. Реализация эффективной системы предоставления услуг посредством «одного окна» подразумевает последовательное введение частично отсутствующих в настоящее время способов формального описания деятельности исполнительных органов, позволяющих оптимизировать административные процессы, разработать трансакционные механизмы управления проектами административного моделирования, автоматизировать формализованную информацию о государственных услугах и механизмах их предоставления. Реализация организационной технологии предоставления услуг на базе многофункциональных центров возможна посредством единообразной системы трансакционного обеспечения их деятельности, целесообразным вариантом реализации которой являются системы класса workflow (процессные системы), обеспечивающие исполнение и контроль процессов, требующих выполнения действий, имеющих четкие результаты, в известном заранее порядке. В совокупности процессная организационно-институциональная система и система информирования обеспечивают трансакции услуг на основе модульного принципа их организации: электронное исполнение и контроль процессов оказания государственных услуг; электронный архив; портал; информационный киоск; реестр нормативно-справочной информации; сервер форм.
9. Под оценкой качества государственных и муниципальных услуг понимается совокупность методов, инструментов и процедур, разработанных и реализуемых для вынесения суждения о доступности и качестве услуг, предоставляемых субъектам хозяйствования. Проведение оценки возможно с использованием методов мониторинга стандартов качества по месту оказания государственных услуг и опросов потребителей услуг.
Целесообразно учитывать критерии (непосредственного результата и конечного эффекта) и показатели результативности (количество действующих МФЦ и государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на его базе, уровень вовлеченности территориальных ОИВ и федеральных фондов, администраций муниципальных образований и информированности получателей услуг, время ожидания получения услуги, увеличение количества окон приема-выдачи документов; сокращение количества жалоб получателей услуг, уровень удовлетворенности субъектов) реализации работ по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в региональном субъекте в условиях развития МФЦ. Эффективная система управления качеством предоставления услуг требует создания оперативной обратной связи с пользователями государственных услуг, практически отсутствующей в настоящей практике. Развитие МФЦ в сочетании с электронным правительством сделает процесс предоставления услуг не только оперативным, но и интерактивным.
10. Анализ зарубежного опыта показывает, что деятельность органов местного самоуправления становится эффективной и отвечающей потребностям населения в том случае, когда сформированы и на постоянной основе действуют общественные организации, выражающие интересы местного самоуправления, используя при этом технологии удаленного (интерактивного) доступа и взаимодействия с каждым субъектом по поводу совершенствования территориального управления. Интеграция ТОС в систему регионального управления экономикой возможна посредством инициирования и реализации, наряду с формальным содействием деятельности ТОСов, интеграции взаимодействий по всей вертикали управления на основе сетевых сообществ; равноправия участника партнерства административной власти, гражданского общества и бизнеса; реализации основной цели - повышения качества жизни граждан, построение развитого гражданского общества по принципу «довести до каждого»; повсеместного внедрения с безусловным сохранением принципов самоорганизации и самоуправления, т.е. непосредственного народовластия на основе реализации малых целевых программ; функциональной распределенности деятельности партнеров ТОС; командного принципа организации управления; мотивирующего механизма финансовой поддержки; консультирования и обучения, в том числе в интерактивной форме; дистанционного (электронного) интерактивного взаимодействия и управления; широкой дифференциации инициативных общественных работ, реализуемых ТОС.
1.Соколов, А.Ф. Информационно-аналитические методы мониторинга эффективности систем управления региональной экономикой / А.Ф. Соколов, А.Э. Калинина, И.А. Елхина, // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)»; вып. 13. Волгоград: ИУНЛ ВолГТУ, 2012. – № 7 (94). – С. 169–179 (1,1 / 0,5 п.л.).
2.Соколов, А.Ф. Развитие сети многофункциональных центров: теория и практика / А.Ф. Соколов, // Научные ведомости Белгородского государственного университета. История. Экономика. Политология. Информатика. Вып. 21/1 Белгород: Издательско-полиграфический комплекс НИУ «БелГУ», 2012. № 1 (120). – С. 56–61 (0,6 п.л.).
3.Соколов, А.Ф. Оценка качества электронного правительства / А.Ф. Соколов, // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Москва: Издательский дом «Финансы и кредит», 2011. – № 31 (124). – С. 22–27 (0,5 п.л.).
4.Соколов, А.Ф. Эффективность деятельности органов исполнительной власти в регионах Юга России / А.Ф. Соколов, // Региональная экономика. Москва: Издательский дом «Финансы и кредит», 2011. – № 35 (218). – С. 42–47 (0,65 п.л.).
5.Соколов, А.Ф. Условия и факторы развития информатизации региональных систем управления / А.Ф. Соколов, // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Москва: Издательский дом «Финансы и кредит», 2011. – № 14 (107). – С. 23–30 (0,4 п.л.).
6.Соколов, А.Ф. Совершенствование системы управления регионом в условиях развития информатизации / А.Ф. Соколов, // Перспективы науки. Тамбов: Издательский дом «ТМБпринт», 2011. – №7 (22). – С 220–225 (0,3 п.л.).
7.Соколов, А.Ф. Территориальное общественное самоуправление как инструмент повышения качества управления регионом / А.Ф. Соколов, // Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. № 1(18). – С.61–67 (0,4 п.л.).
8.Соколов, А.Ф. Опыт формирования системы территориального общественного самоуправления в Волгоградской области / А.Ф. Соколов, // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право, выпуск 2. Саратов: Изд-во саратовского университета. 2011. Том 11. – С.52-56 (0,25).
9.Соколов, А.Ф. Совершенствование информационной инфраструктуры региона как фактор его устойчивого развития / А.Ф. Соколов, // TERRA Economicus (Пространство экономики). Ростов-на-Дону: Изд-во «Наука-Спектр», 2011. Том 9. № 2 (часть 3). – С. 118–122 (0,5 п.л.).
10.Соколов, А.Ф. Эконометрическая модель влияния социально-экономических факторов на эффективность регионального управления / А.Ф. Соколов, // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. Волгоград, 2011. – № 4 (17). – С. 79–83 (0,5 п.л.).
11.Соколов, А.Ф. Совершенствование системы государственного управления на основе внедрения концепции электронного правительства / А.Ф. Соколов, Е.А. Петрова, // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Москва: Издательский дом «Финансы и кредит», 2010. – № 18 (75). – С. 22–30 (0,5 / 0,3 п.л.).
12.Соколов, А.Ф. Система управления корпоративными знаниями: теория, методология, практика / А.Ф. Соколов, // Экономический анализ: теория и практика. Москва: Издательский дом «Финансы и кредит», 2010. – № 22 (187). – С. 16–24 (0,5 п.л.).
13.Соколов, А.Ф. Электронное правительство региона: базовые концепции и российская практика / А.Ф. Соколов, // Региональная экономика: теория и практика. Москва: Издательский дом «Финансы и кредит», 2010. – № 32 (167). – С. 44–51 (0,5 п.л.).
14.Соколов, А.Ф. Методологические подходы к исследованию информационного капитала в экономической теории / А.Ф. Соколов // Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. – 2009. – № 1 (14). – С. 22–29 (0,65 п.л.).
15.Соколов, А.Ф. Методологические аспекты формирования и развития электронного правительства региона / А.Ф. Соколов, А.Э. Калинина, Е.А. Петрова, // Экономика региона. – 2008. – № 4 (16). – С. 188–201 (0,75 / 0,3 п.л.).
Свидетельства на объекты интеллектуальной собственности:
16.Соколов, А.Ф. Система оценки эффективности региональной системы управления / А.Ф. Соколов, А.Э. Калинина // Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2012620254. Зарегистрировано в Реестре баз данных 5.03.2012. Заявка № 2011620780 от 24.10.2011.
Монографии и главы в коллективных монографиях:
17.Соколов, А.Ф. Совершенствование системы управления экономикой региона в условиях развития информатизации / А.Ф. Соколов – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. – 465 с. (23,25 п.л.).
18.Соколов, А.Ф. Система территориального общественного самоуправления: теория и практика реализации в Волгоградской области / А.Ф. Соколов, А.Э. Калинина – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. – 60 с. (3,0 / 2,0 п.л.).
19.Соколов, А.Ф. Анализ ситуации и антикризисных мер в сфере государственного управления регионом // Антикризисное регулирование экономики региона: мониторинг и политика мобилизации / под ред. д-ра экон. наук, проф. О.В. Иншакова; Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. – 328 с. (16,4 / 1,2 п.л.).
20.Соколов, А.Ф. Закономерности развития и особенности регулирования информационных процессов // Актуальные проблемы управления социально-экономическим развитием региона / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Э. Калининой; Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. – 602 с. (30,1 / 1,5 п.л.).
21.Соколов, А.Ф. Система управления информационным развитием региональных хозяйственных систем // Актуальные проблемы управления социально-экономическим развитием региона / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Э. Калининой; Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. – 602 с. (30,1 / 0,6 п.л.).
22.Соколов, А.Ф. Программа антикризисных мер Волгоградской области на 2009-2012 годы / под ред. д-ра экон. наук, проф. О.В. Иншакова; Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – 140 с. (7,0 / 1,0 п.л.).
23.Соколов, А.Ф. Стратегия инновационного развития Волгоградской области до 2025 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. О.В. Иншакова; Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – 224 с. (11,2 / 1,25 п.л.).
Статьи в научных изданиях и брошюры:
24.Соколов, А.Ф. Интегральная многофакторная оценка эффективности управления регионом в условиях модернизационных преобразований российской экономики и развития информатизации / А.Ф. Соколов, А.Э. Калинина // Препринт. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. – 36 с. (1,8 / 1,0 п.л.).
25.Соколов, А.Ф. Активизация потенциала регионального управления как фактор модернизации экономической системы / А.Ф. Соколов // Эффективное освоение новшеств, информации и идей – условие модернизации хозяйственных систем. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, гор. Волгоград 26–27 апреля 2011 года. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. – С. 325–340 (0,75 п.л.).
26.Соколов, А.Ф. Практические аспекты информатизации систем регионального управления / А.Ф. Соколов // II Международная научно-практическая Интернет-конференция «Анализ, моделирование и прогнозирование экономических процессов» г. Воронеж, 15 декабря – 15 февраля 2010 г. – Воронеж: Изд-во ЦНТИ, 2010. – С. 316–323 (0,35 п.л.).
27.Соколов, А.Ф. Инновационный потенциал совершенствования системы управления регионом на основе информатизации / А.Ф. Соколов // Методология оценки эффективности исполнения государственных функций и предоставления услуг в региональных органах исполнительной власти. Сб. статей по материалам науч.-метод. семинара, г. Волгоград, 24 апр. 2010г. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. – С. 62–70 (0,5 п.л.).
28.Соколов, А.Ф. Стандартизация бюджетных услуг как условие обеспечения эффективности исполнения государственных функций и услуг в органах исполнительной власти / А.Ф. Соколов, А.Э. Калинина, А.В. Гукова // Методология оценки эффективности исполнения государственных функций и предоставления услуг в региональных органах исполнительной власти. Сб. статей по материалам науч.-метод. семинара, г. Волгоград, 24 апр. 2010г. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. – С. 33–43 (0,5 / 0,2 п.л.).
29.Соколов, А.Ф. Оценка эффективности реализации ведомственной целевой программы «Обеспечение развития комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области» и выполнения отдельных мероприятий в сфере информатизации (2009–2011гг.)» / А.Ф. Соколов, // Экономика развития региона. Проблемы, поиски, перспективы. Ежегодник. Выпуск 11. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. – С. 351–363 (0,6 п.л.).
30.Соколов, А.Ф. Знания и их функции в экономике / А.Ф. Соколов, // Креативные процессы в экономике. Материалы 4 Междунар. Науч.-практ. Интернет-конф., г. Волгоград, 25 окт.–25 нояб. 2009г. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – С. 302–309 (0,4 п.л.).
31.Соколов, А.Ф. Электронное правительство региона: базовые концепции и российская практика / А.Ф. Соколов, Е.А. Петрова // Вековой поиск модели хозяйственного развития России. Воздействие глобального экономического кризиса на регионы Юга России. Научное издание. Материалы XI Международной научно-практической конференции г. Волжский, 24–25 сентября 2009 г. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2009. – С. 362–374 (0,5 / 0,3 п.л.).
32.Соколов, А.Ф. Корпоративные порталы знаний / А.Ф. Соколов, // Современный Российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие»: Сборник статей 11 Международной научно-методической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. – С. 197–200 (0,2 п.л.).
33.Соколов, А.Ф. Приоритетные направления региональной антикризисной программы Волгоградской области в аспекте развития информатизации / А.Ф. Соколов, А.Э. Калинина // Вековой поиск модели хозяйственного развития России. Воздействие глобального экономического кризиса на регионы Юга России. Научное издание. Материалы XI Международной научно-практической конференции г. Волжский, 24–25 сентября 2009 г. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2009. – С. 255–260 (0,5/0,3 п.л.).
34.Соколов, А.Ф. Взаимосвязь информационного обеспечения процесса управления и принятия решений в регионе / А.Ф. Соколов, // «Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: к эффективной и нравственной экономике». Материалы Международной научно-практической конференции, гор. Сочи 30 сентября – 4 октября 2009 г. Коллективная монография. Часть 4. Краснодар: ЮИМ, 2009. – С. 244–253 (0,5 п.л.).
35.Соколов, А.Ф. Экономика знаний: концептуальные и прикладные аспекты корпоративного управления / А.Ф. Соколов, Е.А. Петрова// «Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: к эффективной и нравственной экономике». Материалы Международной научно-практической конференции, гор. Сочи 30 сентября – 4 октября 2009 г. Коллективная монография. Часть 4. Краснодар: ЮИМ, 2009. – С. 216–225 (0,5 / 0,3 п.л.).
36.Соколов, А.Ф. Значение информационного предпринимательства для развития хозяйственных систем / А.Ф. Соколов, // Современные наукоемкие технологии. Научно-теоретический журнал. Москва: «Академия естествознания», 2009. – № 4. – С.45–46 (0,25 п.л.).
37.Соколов, А.Ф. Практические аспекты реализации информационных технологий в вертикально-интегрированных компаниях / А.Ф. Соколов, // Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 20–30 апр. 2009 г. Вып. 1. Управление и региональная экономика. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – С. 232–237 (0,3 п.л.).
38.Соколов, А.Ф. Формирование регионального информационного пространства как стратегическое направление развития Волгоградской области: проблемы и перспективы / А.Ф. Соколов, А.Э. Калинина // Актуальные проблемы современного управления. Материалы круглого стола, гор. Волгоград, 28 апреля 2009г. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – C. 97–108 (0,6 / 0,4 п.л.).
39.Соколов, А.Ф. Создание системы электронного взаимодействия исполнительной власти с гражданами: опыт Волгоградской области / А.Ф. Соколов, // Актуальные проблемы современного управления. Материалы круглого стола, гор Волгоград,. 28 апреля 2009 г. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – C. 117–126 (0,5 п.л.).
40.Соколов, А.Ф. Перспективы реализации проекта «Электронная Россия» в Волгоградской области / А.Ф. Соколов, // Материалы Научной сессии., г. Волгоград, 20–30 апр. 2009 г. Вып. 1. Управление и региональная экономика. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – С. 197–202 (0,3 п.л.).
41.Соколов, А.Ф., Проблемы развития информационной инфраструктуры Южного Федерального округа / А.Ф. Соколов, // Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 22–30 апреля 2009 г. Вып. 5: Мировая экономика и финансы. В 2 ч. Ч. 2. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. – С. 66–70 (0,3 п.л.).
42.Соколов, А.Ф. Информационные ресурсы региона: проблемы формирования и использования / А.Ф. Соколов, // Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции «Современные проблемы науки» – Тамбов: Изд-во ТАМБОВПРИНТ, 2009. – С. 40–42 (0,2 п.л.).
43.Соколов, А.Ф. Инновационное развитие Волгоградской области: барьеры, условия и тенденции / А.Ф. Соколов, // Стратегия обеспечения экономической безопасности России. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Сборник. ч. 2. – Краснодар: Изд-во Кубанский государственный аграрный университет, 2009. – С. 60–67 (0,4 п.л.).
44.Соколов, А.Ф. Оценка уровня готовности трудовых ресурсов России к информационному обществу / А.Ф. Соколов, // Вопросы экономических наук. – Москва: Изд-во «Компания Спутник плюс», 2009. – № 3. – С. 117–122 (0,6 п.л.).
45.Соколов, А.Ф. Развитие современной системы управления организацией на основе информационных технологий / А.Ф. Соколов, // «Современная стратегия социально-экономического развития России: вопросы экономики и права». Материалы международной научной конференции. Сборник научных статей. Часть 2. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2008. – С. 324–332 (0,4 п.л.).
46.Соколов, А.Ф. Актуальные вопросы совершенствования управления регионом в условиях становления информационной экономики / А.Ф. Соколов, // Фундаментальные исследования. Научно-теоретический журнал. Москва: «Академия естествознания», 2009. – № 4. – С. 39–43 (0,25 п.л.).
47.Соколов, А.Ф. Перспективы использования информационных технологий в управлении регионом / А.Ф. Соколов, // «Проблемы модернизации региона в исследованиях молодых ученых». Материалы 5 Межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – С. 22–24 (0,2 п.л.).
48.Соколов, А.Ф. Управление деятельностью предприятия в условиях развития Интернет-экономики / А.Ф. Соколов, // «Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики». Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 30–31 октября 2008г, гор. Москва. – Москва: Изд-во РУДН, 2008. – С. 256–264 (0,4 п.л.).
49.Соколов, А.Ф., Использование человеческого капитала в процессе информатизации региональных хозяйственных систем: теория и методология оценки. / А.Ф. Соколов, // Экономика развития региона. Проблемы, поиски, перспективы. Ежегодник. Выпуск 10. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – С. 131–143 (1,15 п.л.).
50.Соколов, А.Ф. Менеджмент информационных технологий в развитии региональной экономики / А.Ф. Соколов, А.Э. Калинина // «Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики». Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 30–31 октября 2008 г., гор. Москва. – Москва: Изд-во РУДН, 2008. – С. 264–272 (0,4 / 0,2 п.л.).