- Отечественные неокантианцы критиковали теорию противопоставления категории должного и сущего. Они доказывали, что эмпирическое бытие (право, государство, культура и др.) - не является только данностью, а этическое долженствование не остается только в сознании: оно с необходимостью проявляется в поведении человека. В связи с этим категорию должного следует сравнивать с категорией необходимости, что повлияло на понимание права и государства, построение общественных идеалов в области философии права.
- Отечественные теоретики и философы права неокантианского направления проводили различие между суждениями и логическими понятиями. Для юриспруденции, доказывали правоведы, важна научность и «чистота» метода: в исследованиях права и государства не должно быть субъективных воззрений. Научная истина обладает качеством «общезначимости»; психологические суждения, даже верные и согласные с реальностью (истинные), - не имеют этого качества и потому не создают научное понятие.
- Мир ценностей (создается целенаправленной деятельностью человека) не зависит от принципов естественной необходимости (причинно-следственные отношения, не зависимые от воли человека). Отечественные теоретики неокантианства оценивали право как важнейшее звено, опосредующее связь между миром ценностей и миром фактов, то есть, как одухотворенную действительность.
- Дуализм кантовских понятий (рассмотрение индивида как «вещи в себе» и на уровне явлений) под влиянием европейских неокантианских учений середины XIX века способствовал формированию социальных наук, в том числе, философии права. Эти науки изучали человека как продукт природы (в причинно-следственных отношениях) и как творца культуры (причину собственных помыслов и действий). В конце XIX - начале XX века под влиянием методологии неокантианства исследуются социальные процессы в области политико-правовой действительности и явления духовной сферы (оценки, идеалы).
- По мнению философов-неокантианцев, социальные отношения можно исследовать двумя равно важными и логически оправданными способами: с помощью категории справедливости и с помощью суждений о причине и следствии. Оба вида суждений заключают в себе истину.
- Отечественные правоведы - неокантианцы различали общую теорию права и догматическую юриспруденцию. Разница между этими науками, по их мнению, заключается не в степени и обширности производимых обобщений, а в принципиально различных методах. Догматическая юриспруденция основывается на описательных методах исследования права. Общая теория права использует объяснительные методы: право как реальное социальное явление следует изучать как в телеологической, так и в причинной зависимости.
- Полемика отечественных сторонников Баденской и Марбургской школ в начале XX века проявилась в следующем: философы-правоведы Баденской школы выдвигали ориентиром для правоведения философию, а не всю совокупность гуманитарных наук (Марбургская школа). Представители Баденской школы доказывали, что гуманитарные науки не образуют единой цельной области знания (в итоге такого построения можно получить лишь эклектический результат).
- Отечественные представители неокантианской философии права утверждали, что сложность правового феномена обусловлена двойственным характером: наряду с научным познанием права (множественность методов), оно является важнейшим социальным регулятором (единым по своей природе). В связи с этим в правоведении целесообразно не столько перечислять концепции и подходы к праву, сколько вычленять их качественные различия. В области философии права требуются синтетические формы, которые объединяли бы разные понятия права в новый вид познавательных единств.
- Правоведы-неокантианцы показали антиномический характер правовой сферы. Осознание несводимых друг к другу и неразрешимых антиномий в области правовой действительности порождает релятивизм ценностных суждений в области права.
- Представители неокантианства признавали связь права с аксиологией. Философско-правовой аксиомой неокантианства является положение, что основу правовых ценностей образует личность, с которой связаны основные правовые ценности: свобода, равенство, интерес и др., имеющие большое значение для теории и философии права. На этих фундаментальных понятиях выстраивались определения права («право как защищенный интерес», «право как сфера внешней свободы», «право как равновесие между свободой и равенством»).
- Философы права неокантианского направления утверждали идею справедливости как необходимого и существенного элемента понятия права. Большое внимание в этих учениях уделялось постановке и решению этико-правовых вопросов. Этика включает в себя деонтологию (наука о должном) и аксиологию (наука о ценностях). В деонтологии изучаются предписания нравственности, обязанности, соотношения между должным и сущим. Деонтической этике в правоведении соответствует учение о формальном характере правовых норм (система права).
- Отечественные неокантианцы-правоведы выступали против распространения метода формально-догматической юриспруденции на область государствоведения. Они считали необходимым изучать государственные явления с различных сторон: историко-политической, социологической, психологической, философско-идеологической. Эти методы, по их мнению, нацелены на познание природы, содержания и назначения государства.
- Неокантианцы развивали теорию правового государства (Кант), отстаивая программу правового и социального государства. Критически переосмыслив основные положения классического либерализма, неокантианцы признали фундаментальную ценность «права на достойное человеческое существование». Понятие «права на достойное человеческое существование» охватывало идеи естественного права, нормы положительного права, содержание идеалов; реализация этого принципа возможна только в условиях развитого гражданского общества, сущность и цель которого, доказывали сторонники неокантианства в России, составляет материально и духовно свободная личность.
- Отечественные представители философии неокантианства различали абсолютный идеал (личность рассматривается как представитель человеческого рода, духовная сущность цивилизации) и относительный идеал (личность оценивается как конкретная индивидуальность, существующая в мире эмпирической действительности). Особенностью политико-правовых учений этого направления на рубеже XIX - XX веков явилось утверждение о необходимости изучения оценки объективных связей людей друг с другом и с социумом в целом, исходя из чего, ставилась задача поиска общественного идеала. Характер последнего важен для понимания существующей формы правления и для исследования общественного сознания. Идея создания общественного идеала имела большое значение для трактовки понятия народа, определение которого включает в себя общую цель, общее представление справедливости, безопасности.
- Отечественные государствоведы-неокантианцы показали противоречие в марксистской идеологии между абстрактными элементами мышления, образующими основу теории экономического материализма и их приложением к объяснению конкретных процессов политико-правового развития.
- На рубеже XIX - XX веков, по убеждению правоведов-неокантианцев, понятие «свобода» должно быть осознано по-новому. Этот смысл свободы заключается в том, что идея человечества как идея цели становится идеей социализма: «чтобы каждый человек определялся как конечная цель, как самоцель». Новый смысл свободы дает новый смысл социализму, который должен пониматься не только как «экономическая», но и как нравственная программа XX века и всего будущего мировой истории.
1. Фролова Е.А. Ученые юридического факультета МГУ. Павел Иванович Новгородцев // Вестник Моск. унив-та. серия II. Право. 1996, № 6.С.40-51. (1 п.л.)
2.Фролова Е.А. Нравственные основы теории государства и права (Международная научная конференция) // Государство и право, 2005, №8.С.91-100,№ 9.С.87-103.(0,2 п.л.)
3.Фролова Е.А. Соотношение энциклопедии, теории и философии права (теоретико-методологические основы) // Вестник Моск. Ун-та, 2007, № 3, С. 31-43. (1,5 п.л.)
4.Фролова Е.А. История политических и правовых учений: методологические проблемы соотношения юридической науки и учебной дисциплины //Вестник Моск. Ун-та, 2009, №1. С.70-80. (0,6 п.л.)
5.Фролова Е.А. Методологические основы разграничения концепций правопонимания // Государство и право, 2009, № 4, С.63-74. (1,3 п.л.)
6.Фролова Е.А. Правосознание (теоретико-философский аспект)// Государство и право, 2011, № 7, С.14-22. (1 п.л.)
7.Фролова Е.А. Правовой идеал в философии права // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право., 2012, № 5. С.63-76. (1,2 п.л.)
8.Фролова Е.А. Идеал социально-правового государства в отечественном неокантианстве (конец XIX – начало XX века) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право., 2012, № 1 С. 19-29. (0,4 п.л.)
9.Фролова Е.А. Методологические проблемы поиска социального идеала в неокантианской философии права России конца XIX – начала XX века // Право и государство: теория и практика,2012,№ 3 (87) С. 38-42 (0,3 п.л.)
10.Фролова Е.А. Методологические проблемы науки о праве в учении Б.А. Кистяковского (полемика марбургской и баденской школ неокантианства) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право.,2012, №3. С.83-93. (1 п.л.)
11.Фролова Е.А. Методологические основы неокантианского учения П.И. Новгородцева // Государство и право, 2012, №5. С.68-78. (1 п.л.)
12.Фролова Е.А. Понятие и типология права // Право и государство: теория и практика,2012, №5 (89). С.12-25. (2 п.л.)
13.Фролова Е.А. Нормы права //Право и государство: теория и практика.2012, №6 (90). С.6-18. (2 п.л.)
14.Фролова Е.А. Методологические проблемы познания. Разграничение социально-научного и естественнонаучного познания в неокантианской философии. Задачи социально-научного познания в конце XIX – начале XX века //Право и государство: теория и практика.2012, № 9 (93) С.111-116 (0,4 п.л.)
15.Фролова Е.А. Теоретико-методологические вопросы доктрины «возрожденного» естественного права //Право и государство: теория и практика.2013, № 2 (98). С.13-24. (2 п.л.)
16.Фролова Е.А. Ценность в праве (неокантианская философия права) //Право и государство: теория и практика.2013, № 3 (99).6-12. (1 п.л.)
17.Фролова Е.А. Философия права неокантианства в России (конец XIX – начало XX века) //Право и государство: теория и практика.2013, № 1 (97).С.127-134. (0.6 п.л.)
18.Фролова Е.А. Этико-правовые проблемы философии права неокантианства //Государство и право.2013, №7. С. 93-97 (0,6 п.л.)
19.Фролова Е.А. Теория естественного права (историко-теоретический аспект) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право.,2013, №2.С.72-78. (0,8 п.л.).
20.Фролова Е.А. Категории справедливости, необходимости и долженствования при исследовании социальных отношений в философии неокантианства //Право и государство: теория и практика.2013, № 10 (94).С.118-121. (0,5 п.л.)
21. Фролова Е.А. Право и мораль (Критическая философия права и современность) //Государство и право.2013, №1.С.13-23. (1 п.л.)
22.Фролова Е.А. Теория права И. Канта //Право и государство: теория и практика.2013, № 7. С.15-18. (0,5 п.л)
23.Фролова Е.А.Принцип этического долженствования в неокантианской философии права // Право и государство: теория и практика.2013, № 8. С.6-9. (0,5 п.л)
24.Фролова Е.А. Методология науки о праве в отечественных неокантианских учениях // Право и государство: теория и практика.2013, № 9.С.8-12. (0,6 п.л)
25.Фролова Е.А.Политическая теория И. Канта // Право и государство: теория и практика.2013, № 10. 9-13. (0,6 п.л)
Монографии и учебные пособия
26.Фролова Е.А. Неокантианская философия права в России в конце XIX- начале XX века: Монография. М.:ЮРКОМПАНИ, 2013. 600с. (37,5 п.л.)
27.Фролова Е.А. П.И. Новгородцев о праве и государстве. М.: МАКС Пресс, 2001. 138с. (8,75 п.л.)
28.Фролова Е.А. Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX – начале XX века. История политических и правовых учений. Учебник/под ред. О.Э. Лейста. Глава 20 § 4. (Рекомендовано Министерством общего и
профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция») М..: Юрид. лит.,1997.С.370-401. (1,9 п.л.)
29.Фролова Е.А. Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX – начале XX века. История политических и правовых учений. Учебник/под ред. О.Э. Лейста. Глава 24. (Рекомендовано Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов России в качестве учебника для юридических вузов) М.: Зерцало, 1999, 2000, 2001,2002.С.538-577. (2 п.л.)
30.Фролова Е.А. Полибий, Гроций,Сперанский, Карамзин, Муравьев, Пестель, Кропоткин, Дюги, Кистяковский. Статьи. История политических и правовых учений. Хрестоматия / Под ред. О.Э.Лейста. Юридическое бюро “Городец”. М.: 2000. С.42-50,117-130,297-316, 326-348, 349-369,454-464,465-472. (7 п.л.)
31.Фролова Е.А. Методические материалы по истории политических и правовых учений для слушателей ФЗО М.: Академия ФСБ России, 2000. (4 п.л.)
32.Фролова Е.А. Методические материалы по истории политических и правовых учений для следственного, контрразведывательного и специального факультетов. М.: Академия ФСБ России, 2000. (2,25 п.л.)
33.Фролова Е.А. Программа по истории политических и правовых учений. М.: Академия ФСБ России, 2002. (0,5 п.л.)
34.Фролова Е.А. Методические материалы по теории государства и права для слушателей 1-го курса следственного факультета. М.: Академия ФСБ России, 2003. (0,5 п.л.)
35.Фролова Е.А. Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX – начале XX в./ История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Издание 2-е, переработанное и сокращенное / Под ред. д.ю.н., проф. О.Э.Лейста. гл.23. М.: Зерцало, 2004. С.470-495. (2 п.л.)
36.Фролова Е.А. Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX-начале XX в./ История политических и правовых учений. Учебник для вузов /под ред. О.Э. Лейста. (серия «Классический университетский учебник» – 250-летию Московского университета) Глава 23. М.: Зерцало, 2006. С.461-486.(2,2 п.л.)
37.Фролова Е.А. Методические материалы по истории политических и правовых учений для слушателей следственного факультета. М.: Академия ФСБ России, 2007. (3,5 п.л.)
38.Фролова Е.А. Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX-начале XX в./ История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд.3-е, доп./Под ред. О.Э.Лейста и В.А.Томсинова. (Серия «Классический университетский учебник»). гл.23. М.: Зерцало,2009.С.461-496. (2,5 п.л.)
39.Фролова Е.А. Понятие и типология права.; Нормы права./Теория государства и права. Учебник/ Под ред. А.Ю.Демидова. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция») гл.8, 11. М.: Академия ФСБ России, 2011. С.182-211,241-253. (2,5 п.л.)
40.Фролова Е.А. Правосознание.; Правовая идеология.; Правовой идеал/ Философия права. Курс лекций: учебное пособие в 2 т./ отв. ред. М.Н.Марченко (Рекомендовано Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция») Лекции 13, 14, 15. М., Проспект, 2011.С.392-462. (4,2 п.л.)
41. Фролова Е.А. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский / История политических и правовых учений: учебник / Под ред. М.Н. Марченко (Рекомендовано Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция») М., НОРМА: ИНФРА М. 2012. гл.XX, § 7. С.575-584. (1п.л.)
гл.V Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века (§ 3-5), гл.VII Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации (§ 3-5), гл.VIII Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период буржуазных революций (§ 2,4-6), гл.XV Консервативные политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII – начале XIX в. (§ 4), гл.XVI Политическая и правовая идеология в Западной Европе первой половины XIX в. (§ 4,5), гл.XVIII Политические и правовые учения в Западной Европе во второй половине XIX в. (§ 3,7), гл.XX Политические и правовые учения в России второй половины XIX – начала XX в. (§ 1-4, 8-9) / История политических и правовых учений: учебник / под ред. М.Н. Марченко. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция») М., НОРМА : ИНФРА – М., 2012.С.93-110, 136-152,167-174,179-207,368-380,343-438,466-469,537-559,571-595. 41 (8,5 п.л.)
42. Фролова Е.А. Понятие и типология права.; Нормы права. Основы теории государства и права, конституционного права Российской Федерации. Учебное пособие, рекомендованное Научно-оперативным советом ФСБ России, для слушателей образовательных учреждений ФСБ России по специальности юриспруденция и направлению юриспруденция. Глава 3: (§ 2, 3) М., Академия ФСБ России, 2012.С.137-146. (4 п.л.)
Статьи и материалы конференций
43.Фролова Е.А. Джон Лильберн. Джон Мильтон. Чезаре Беккариа. Гроций Де Грот. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Фердинанд Лассаль. Антон Менгер. Леон Дюги. Альберт Венн Дайси. Рудольф Штаммлер. /Антология мировой правовой мысли в пяти томах. Т.3. Правовые теории Нового и Новейшего времени. Национальный общественный научный фонд. М.: Мысль, 1999.С.21-35,55-64,153-164,322-345,433-439,456-464,484-492,581-596,611-621. (7 п.л.)
44.Фролова Е.А. Биографический Энциклопедический словарь. Новгородцев Павел Иванович. Статья. М.: Большая Российская энциклопедия. 2000. 720с. С.434-435. (0,03 п.л.)
45.Фролова Е.А. Всемирный биографический энциклопедический словарь. Новгородцев П.И. Статья. М.: Большая Российская энциклопедия. 2000. 928с.С.546. (0,03 п.л.)
46.Фролова Е.А. Неокантиантская методология в правовых теориях П.И. Новгородцева и Б.А. Кистяковского // Государство, право, безопасность. Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ РФ, 2000, № 11.С.24-33. (0,95 п.л.)
47.Фролова Е.А. Социологические концепции С.А. Муромцева и Н.М. Коркунова в российском правоведении конца XIX – начала XX века // Государство, право, безопасность. Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ РФ, 2000, № 11.С.17-25. (0,9 п.л.)
48. Фролова Е.А. История политических учений. Учебник для вузов. / Под общей ред. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2002. 912 с. Рецензия. М.: Государство и право, 2002, № 10. (0,4 п.л.)
49.Фролова Е.А. К вопросу о нравственных основах теории государства и права. Материалы международной научной конференции «Нравственные основы теории государства и права». М., МГЮА, 2005.С.280-282. (0,1 п.л.)
50.Фролова Е.А. Методологические основы учения о праве и государстве П.И. Новгородцева. Проблемы теории права и государства, истории политико-правовой мысли: Сборник работ учеников, друзей, коллег профессора О.Э. Лейста. Алматы, 2005. С.282-293. (1,2 п.л.)
51.Фролова Е.А. Естественно-правовая концепция П.И. Новгородцева. Проблемы теории права и государства, истории политико-правовой мысли: Сборник работ учеников, друзей, коллег профессора О.Э. Лейста. Алматы, 2005.С.293-318. (1,5 п.л.)
52. Фролова Е.А. П.И. Новгородцев. Е.Н. Трубецкой. Статьи. История юридического факультета Московского Государственного Университета им.М.В. Ломоносова (в трех томах) т.II. История развития юридических наук и их преподавания в Московском университете (1755-2005). М., Изд. Дом «Городец», 2005. С. 9-21. (0,5 п.л.)
53. Фролова Е.А. Основные концепции правопонимания / Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и в Республике Македонии: Сборник научных статей.Вып.1. Отв. ред. А.Е. Шерстобитов. М.: Статут, 2006.С. 51-68. (1,1 п.л.)
54.Фролова Е.А. Соотношение права и морали в учении П.И. Новгородцева / Проблемы философии права. Отв. ред. А.Н. Литвинов. Украина, Луганск, 2006. С. 121-130. (0,7 п.л.)
55.Фролова Е.А. Историко-философские основы понятия правосознания / Институты государства и права в их историческом развитии. Сборник научных статей к 60-летию В.А. Томсинова/ Отв. ред. Т.Е. Новицкая.М.,2012.С.88-112. (1 п.л.)
56. Фролова Е.А. Методология познания права и общественного идеала в российском неокантианстве на рубеже XIX –XX веков Вопросы юриспруденции: история, теория, современность сб. материалов Международной научно- практической конференции 31 октября 2012г. – Краснодар, ЦНТИ, 2012. С.54-61. (0,3 п.л.)
57.Фролова Е.А. Ценностное понимание права в неокантианской философии Тенденции развития государства и права в XXI веке: Сборник научных работ участников международной научно-практической конференции (г. Москва, 22 декабря 2012г.) / Научная организация «Центр юридического развития», 2012.С.12-16. (0,2 п.л.)
58.Фролова Е.А. Правовой идеал в учениях отечественной неокантианской философии права в конце XIX – начале XX века Государство, общество, церковь в истории России XX века: материалы XII Междунар. научн. конф., Иваново, 20-21 февраля 2013 г.: в 2 ч.- Иваново: Иван.гос.ун-т, 2013. Ч.I.С.513-518. (0,25 п.л.).