- разработана методология формирования трансграничных научно- образовательных систем в условиях процессов интернационализации, интеграции, глобализации и регионализации в рамках системы представлений о территориальной организации общества;
- предложены подходы к выделению форм развития трансграничных геопространственных процессов сложных научно-образовательных систем, исследованию иерархии и динамики трансграничного пространства, разработке принципов его классификации;
- введены понятия трансграничных моделей систем территориальной организации на примере научно-образовательных систем: асимметричной, соседской, взаимной экспансии, односторонней экспансии, поглощения, сотрудничества, регионального сетевого взаимодействия;
- выявлены основные черты многовекторности политики России в сфере образования, обоснованы ее проблемы, возможные модели развития и конкурентные преимущества и недостатки;
- изучена отраслевая и территориальная организация научно- образовательных систем смежных районов России, Китая и Монголии, рассмотрены ее конкурентные преимущества с учетом трансграничного фактора развития;
- доказана необходимость учета закономерностей и пространственных особенностей территориальной организации современных трансграничных научно-образовательных систем и перспективность использования новых идей в практике реализации модели кластера научно-образовательного пространства Байкальского региона с учетом его международных, национальных и региональных приоритетов развития.
1.Особенности регионального социально-экономического развития Восточного Забайкалья в конце XX века // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. 3: География, геология. - Вып. 5. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2005. - С. 82-88.
2.Прошлое и настоящее высшего профессионального образования России (отраслевой и территориальный аспект) // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2010. - №5. -С. 70-82.
3.Высшее образование Монголии (отраслевой и территориальный аспект) // В мире научных открытий. - 2010. - №6 (3). - Красноярск: Научно-инновационный центр. - С. 191-195.
4.К вопросу симметрии и асимметрии развития образовательного пространства в странах Внутренней Азии // Перспективы науки. – Тамбов. – 2011. - №8 (23). – С. 14-21.
5.Высшее профессиональное образование Монголии в мировых стратегиях развития // Перспективы науки. – Тамбов.– 2011. - №9 (24). – С. 7-13.
6.Стратегия социально-экономического развития Байкальской территории в региональной хозяйственной системе стран Внутренней Азии // Вестник Читинского государственного университета (ЧитГУ) №10 (77). – Чита: ЧитГУ, 2011. – С.111-116.
7.Территориальная организация образования и науки Байкальского региона // Вестник Читинского государственного университета (ЧитГУ) №11 (78). – Чита: ЧитГУ, 2011. – С. 112-118.
8.Модель кластера профессионального образования Забайкальского края в социально-экономическом пространстве региона // Вестник Читинского государственного университета (ЧитГУ) №12 (79). – Чита: ЧитГУ, 2011. – С.120-126.
9.О сетевой модели организации кластера высшего профессионального образования Байкальского региона // Известия Иркутского государственного университета. Том. 4. №2. Серия «Науки о Земле». Иркутск: ИГУ, 2011. – С. 227-236.
10.О динамических состояниях региональных пространственно-временных моделей в процессах трансграничного взаимодействия // Вестник Бурятского государственного университета (БГУ) №14а.- Улан-Удэ: БГУ, 2011. – С.45-52.
11.Симметрия и асимметрия высшего образования в условиях глобализации // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта №1. – Калининград: БФУ, 2012. – С. 124-132.
12.Инструменты модернизации системы профессионального образования в стратегии территориального развития России // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2012. - №1. -С. 158-169.
13.Высшее профессиональное образование России сегодня // География в школе. – 2012. - №3. – С. 59-62 (65)
14.Высшее профессиональное образование России завтра // География в школе. – 2012. - №4. – С. 39-44.
15.О трансграничном факторе организации научно-образовательных структур в эпоху глобализации // Глобальный научный потенциал. – Тамбов. – 2012. – №6 (15).– С. 5–12.
16.Стратегия территориальной организации высшего образования Китая // География и природные ресурсы. - 2013. - №1, - С. 174-181.
17.The strategy of the territorial organization of higher education in China // Geography and Natural Resources". – Geography and Natural Resources, January 2013, Volume 34, Issue 1, pp 104-110.
2. Монографии, разделы и статьи в монографиях
1.Социально-экономические подрайоны Читинской области (карта) // Периферия бассейна озера Байкал: социально-экономические проблемы развития территории. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. (приложение) (Соавтор В. Ф. Задорожный).
2.Промышленность (карта) // Природные ресурсы, хозяйство и население Байкальского региона. Серия. карт. – Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2009. (Соавторы Н. А. Ипполитова, Л. А. Хавина, В. Н. Богданов, Д. А. Галес, Г. Г. Жамбалова, Ф. Ф. Быбин, А. В. Киселев).
3.Забайкальский край: социально-экономическая карта // География Забайкальского края: учеб. пособие. – Чита: Экспресс-издательство, 2008. (Соавторы В. Ф.Задорожный, Л. М. Фалейчик).
4.Промышленность (карта) // Атлас Забайкальского края. - Чита. 2010. С. 31. (Соавторы В. Ф. Задорожный, Ф. Ф. Быбин).
5.Симметрия и асимметрия высшего образования в условиях глобализации // Позиционирование территории Байкальского региона в условиях трансграничья. – Новосибирск: Наука, 2012. – С. 250-265.
6.Мировые, региональные и национальные стратегии развития высшего образования в странах Внутренней Азии: Россия, Китай, Монголия // Позиционирование территории Байкальского региона в условиях трансграничья. – Новосибирск: Наука, 2012. – С. 265-289.
7.«Дорожные карты» сотрудничества в образовательной политике стран Внутренней Азии: устойчивость и эффективность развития сопредельных приграничных территорий // Позиционирование территории Байкальского региона в условиях трансграничья. – Новосибирск: Наука, 2012. – С. 289-301.
8.Трансграничные научно-образовательные структуры в глобальном, национальном и региональном развитии / А. А. Томских; отв. ред. Н. М. Сысоева; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, ИПРЭК. – Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2012. - 271 с.
3. Статьи в материалах конференций и сборниках научных трудов
1. Пограничное положение как фактор сдерживания экономического развития Читинской области // География на службе науки, практики и образования: материалы VII науч-практ. и метод. конф., посв. 100-летию Красноярского отдела РГО. Красноярск, 26-28 апреля 2001 г. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001. – С. 223- 224.
2.Структурные сдвиги в промышленности в период реформ // Природные ресурсы Забайкалья и проблемы природопользования: материалы науч. конф., 10-15 сентября 2001 г. – Чита: ЧИПР СО РАН, 2001. - С. 346-347.
3.Эколого-экономическая характеристика приграничных районов // Актуальные вопросы клинической медицины и сохранение здоровья пограничников: сб. науч.-практ. работ. – Чита: Поиск, 2002. - С. 26-35 (соавторы В. З. Багова, В. Ф. Задорожный, А. Т. Соловова).
4.Производственный потенциал и геополитическое положение Читинской области // Забайкалье в геополитике России / мат. межд. конф. -Улан- Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН , 2003 – С. 67-69.
5.Вузы и школы: перспективы взаимодействия в период модернизации российского образования // Филологическое образование в вузе и школе: традиции и перспективы: сб. материалов регион. науч.-метод. конф. преподавателей вузов, колледжей, лицеев, гимназий и школ. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. - С. 3-6.
6.Оценка потенциала информационно-образовательной среды университета // Современные информационные технологии в образовании: материалы науч.-метод. конф. - Чита: ЗабГПУ, 2005. – 130 с.
7.Эколого-экономическая характеристика приграничных районов // Трансграничье в изменяющемся мире: Россия – Китай – Монголия: материалы междунар. науч.-практ. конф. / ЗабГГПУ. – Чита, 2006. – 240 с. (соавторы В. З. Багова, В. Ф. Задорожный, А. Т. Соловова).
8.О ситуации с трудовыми ресурсами на юго-востоке Забайкалья // Географические исследования как конструктивно-информационное обеспечение региональной политики: мат. Всерос. науч. практ. конф. 19-21 ноября 2008 г. / ЗабГГПУ. – Чита, 2008. – 182 с.
9.Трудовые ресурсы Забайкалья в контексте стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года // Демографическая политика Забайкальского края: оценка и перспективы развития. – Иркутск: Изд-во БГЭП,
2010. - С. 28-35.
10.Высшее образование в условиях процессов глобализации и регионализации // Трансграничье в изменяющемся мире / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. - Чита, 2010. - №1. - С. 255-231.
11.Сотрудничество в образовательной политике стран Внутренней Азии: устойчивость и эффективность развития сопредельных приграничных территорий // Международное сотрудничество приграничных регионов: история, экономика, политика, культура. Матер. Международ. науч.-практ. конф. Курск. 19-20 сентября 2011 г. / ред. А.В. Третьяков. – Курск: Изд-во VIP, 2011. – С. 115-118.
12. К проблеме воссоздания традиционного хозяйственного уклада коренных народов Севера: национальный и мировой опыт // Материалы конференции «Эволюция биогеохимических систем (факторы, процессы, закономерности) и проблемы природопользования и симпозиума «Гэоэкологические, экономические и социальные проблемы природопользования». - Чита: ИПРЭК, ЗабГГПУ, 2011. - С. 152-154. (соавторы В. Ф. Задорожный).
13. Мифы и реальности российского (советского) профессионального образования (макроструктурный аспект) // Проблемы духовно-нравственного воспитания, развития, благополучия и профессионального становления человека в современном российском обществе: всеросс. науч.-практ. конф. (2011, Волгоград): материалы. - Волгоград; М.: Плантеа, 2011. – С. 240-246.
14.Основные понятия и геопространственные модели трансграничья // Материалы XIV совещания географов Сибири и Дальнего Востока. -Владивосток: Тихоокеанский институт географии ДВО РАН; Дальнаука, 2011. - С. 438-440.
15.О «формуле успеха» России в сотрудничестве со странами СевероВосточной Азии // Вестник Краснодарского регионального отделения Русского географического общества. Краснодар, 2012. Вып. 6. - С. 135-139.
16.Пространственные аспекты изучения конкурентной парадигмы в географических исследованиях общественных систем // Природные, медико-географические и социально-экономические условия проживания населения в Азиатской России: мат. науч.-прак. кон. – Владивосток: Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Дальневосточный федеральный университет, Русское географическое общество; 2012. – С. 183-186.
17.Информационный потенциал в исследовании процессов позиционирования пространственных моделей // Всероссийская научная конференция «Проблемы территориальной организации природы и общества», посвященная 90-летию со дня рождения доктора географических наук, профессора Юрия Петровича Михайлова. – Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2012. – С. 53-54.