В основу концепции положены:
- идея, базирующаяся на экзистенциальном и деятельностном подходах, в соответствии с которыми идеальная цель правовой ресоциализации состоит в оптимизации жизни посредством продуктивного включения в систему отношений «человек-право», а средством продвижения несовершеннолетнего в принятии ценностей права и постижении смысла правовой жизни выступает деятельность несовершеннолетних осужденных;
- специальные закономерности: развитие правовой позиции несовершеннолетнего осужденного обусловлено сознательным отказом воспитанника от криминальных идеалов и ценностей; успешность правовой ресоциализации несовершеннолетнего осужденного зависит от расширения границ субъективной картины правового пространства; степень освоения социально-правовых ролей и уровень интегрированности воспитанника исправительного учреждения в социум определяется принятием ценностей права и проверкой их личной значимости, включением несовершеннолетнего в деятельность по проектированию будущего, созданию его идеального образа, отражающего позитивно ориентированное существование в правовом пространстве в качестве способа самореализации человека;
- принципы: актуализации раскаяния, формирования антикриминальной устойчивости, обеспечения субъектности правового опыта, конструктивного реагирования на достижения правовой ресоциализации, стимулирования саморазвития, социальной адекватности, диалогового взаимодействия.
2. Модель педагогического обеспечения правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных имеет структуру, включающую следующие блоки: концептуально-целевой, содержащий цель, научные подходы, закономерности, принципы; функционально-содержательный, имеющий познавательно-оценочную (аналитическую, оценочную, объясняющую, информационную, прогностическую, предписывающую) и преобразовательную (социально ориентирующую, коррекционную, развивающую, стимулирующую) функции, научно-методическое, ресурсное, организационно-деятельностное направления и этапы процесса педагогического обеспечения (диагностический, прогностический, преобразовательный, аналитико-результативный); результативный (позитивная динамика правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных, отражающая эффективность педагогического обеспечения).
3. Терминологическое поле проблемы педагогического обеспечения правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии представлено следующими понятиями:
- правовая ресоциализация несовершеннолетних осужденных - это коррекция противоправных представлений, оценок и поведенческих установок, сформированных в результате неадекватного восприятия несовершеннолетними правовых отношений, и развитие у них правовой позиции - интегрального личностного образования, характеризующегося устойчивой системой отношений к окружающему миру, которые основываются на принятии ценностей права, отстаиваются и реализуются в правовых поступках;
- структура правовой позиции несовершеннолетнего имеет следующие компоненты: ценностно-смысловой (принятие ценностей права и осознание смысла правовой жизни), социально-интеллектуальный (готовность и способность предвидеть результаты взаимодействий и поступков на основе уяснения категорий «должное», «необходимое», «справедливое»), эмоционально-оценочный (оценка юридически значимых событий и явлений, эмоциональное отношение к ним), установочно-поведенческий (стратегия правового поведения), поведенческий (правовые поступки);
- педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных представляет собой специально сконструированную деятельность, включающую создание и применение совокупности методологически обоснованных педагогических средств, направленных на формирование у воспитанников готовности к внесению позитивных изменений в свое поведение и отношение к людям, принятие ценностей права, наполнение жизни правозначимыми событиями; стимулирующих эмоциональные переживания и осознание смысла правовой жизни; содействующих развитию способностей, необходимых для продуктивного существования в социуме с опорой на потенциал правового пространства, овладению опытом их практического применения.
4. Педагогические средства включают содержание, формы и методы обеспечения правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии:
- программу социально ориентированной правовой активности, содержащую следующие разделы: «Путеводитель по правовому полю» (лекции с элементами эвристической беседы, познавательные игры, вечера вопросов и ответов, юридические консультации), «Этикет правового поля» (педагогические тренинги, дискуссии, зрительские и читательские конференции, ролевые игры, тематические вечера), «Границы правового поля человека» (ведение дневника самокоррекции и саморазвития, проекты социально-правовой практики, действия, ориентированные на минимизацию негативных последствий от совершенных преступлений, деловые игры);
- коррекционные программы, направленные на преодоление личностных деформаций: агрессивности, жестокости, озлобленности, неуверенности в себе («Формирование эмпатийного поведения у осужденных за насильственные преступления» и др.);
- коррекционно-развивающую технологию правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных, представляющую собой целостность взаимосвязанных компонентов: социально-педагогического (стимулирующие влияния воспитателей, использование ресурсов воспитательной системы исправительного учреждения), интерактивного (обеспечение диалогового общения воспитанников, актуализация субъект-субъектных отношений), рефлексивно-прогностического (создание мотивационной базы для оценки и прогнозирования успешности жизнедеятельности в существующих социально-правовых условиях);
- программу педагогического мониторинга, обеспечивающую системную диагностику качественных и количественных характеристик правовой ресоциализации, нацеленную на оценивание степени, направления и причин отклонений, возникающих под воздействием внешних и внутренних обстоятельств, на оценку качества педагогического обеспечения правовой ресоциализации.
5. В структуру педагогических условий входят социально-педагогические (создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей ценностно-смысловое восприятие воспитанниками правового пространства и своего места в нем; дифференциация и индивидуализация правовой ресоциализации на основе свободного выбора вариативных путей овладения социальным опытом) и организационно-педагогические условия (построение системы подготовки сотрудников воспитательных колоний к педагогическому обеспечению правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных, педагогический мониторинг правовой ресоциализации воспитанников исправительного учреждения).
1.Панова, О.Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии [Текст]: монография / О.Б. Панова. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2005. – 142 с.
2.Панова, О.Б. Педагогические основы правового воспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии [Текст]: учебное пособие / О.Б. Панова. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. – 153 с.
3.Панова, О.Б. Педагогическая диагностика эффективности правового воспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии [Текст]: учебное пособие / О.Б. Панова. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2008. – 102 с.
4.Панова, О.Б. Правовое воспитание несовершеннолетних в истории и теории педагогики [Текст]: монография / О.Б. Панова; под ред. М.И. Рожкова. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. – 136 с.
5.Панова, О.Б. Человек в правовом поле: методика правового воспитания несовершеннолетних осужденных [Текст]: учебно-методическое пособие / О.Б. Панова. – ВИПЭ ФСИН России, 2011. – 320 с.
6.Панова, О.Б. Становление правовой позиции воспитанника исправительного учреждения как педагогическая проблема [Текст]: монография / О.Б. Панова. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. – 115 с.
7.Панова, О.Б. Правовая ресоциализация несовершеннолетних: историко-педагогический контекст [Текст]: монография / О.Б. Панова. – Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 176 с.
Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов докторского исследования
8.Панова, О.Б. Сущность правового воспитания несовершеннолетних осужденных [Текст] / О.Б. Панова // Вестник Московского университета МВД России. – 2008.- № 3. – С. 72–73.
9.Панова, О.Б. О формировании когнитивной сферы правосознания несовершеннолетних осужденных [Текст] / О.Б. Панова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 9(65). – С. 294–300.
10.Панова, О.Б. Правосообразная позиция личности как педагогическая категория [Текст] / О.Б. Панова // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. – 2010. – № 1. – С. 44–47.
11.Панова, О.Б. Модели формирования правовой активности человека [Текст] / О.Б. Панова // Ярославский педагогический вестник. – Т. II. Психолого-педагогические науки. – 2010. – № 4. – С. 12–15.
12.Панова, О.Б. Педагогическое сопровождение становления правовой позиции воспитанника исправительного учреждения: сущность и структура [Текст] / О.Б. Панова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – Т. 17. – 2011. – № 4. – С. 47–50.
13.Панова, О.Б. Педагогический анализ готовности несовершеннолетних осужденных к правовому воспитанию [Текст] / О.Б. Панова //Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2011. – № 2(14). – С. 49–59.
14.Панова, О.Б. Особенности рефлексии юридически значимых ситуаций воспитанниками исправительных учреждений [Текст] / О.Б. Панова // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2011. – № 4(16). – С. 52–55.
15.Панова, О.Б. Педагогическая характеристика становления правовой позиции воспитанника детского исправительного учреждения [Текст] / О.Б. Панова // Ярославский педагогический вестник. – Т. II. Психолого-педагогические науки. – 2011. – № 4. – С. 57–61.
16.Панова, О.Б. Интеллектуальный компонент в правовом воспитании несовершеннолетних осужденных [Текст] / О.Б. Панова // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. – 2011. – № 2. Режим доступа: http://www.science-education.ru/96-4612 (дата обращения: 24.07.2013).
17.Панова, О.Б. Дифференциация формирования правовых представлений несовершеннолетних осужденных [Текст] / О.Б. Панова // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. – 2011. – № 5. Режим доступа: www.science-education.ru/99-4825 (дата обращения: 24.07.2013).
18.Панова, О.Б. Научные подходы к правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений [Текст] / О.Б. Панова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2011. – № 5. – С. 223–225.
19.Панова, О.Б. Педагогические факторы правовой десоциализации воспитанников исправительных учреждений [Текст] / О.Б. Панова // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2012. – № 1(17). – С. 47–53.
20.Панова, О.Б. Экзистенциальный подход к правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений [Текст] / О.Б. Панова // Прикладная юридическая психология. – 2012. – № 1. – С. 75–80.
21.Панова, О.Б. Сущность и содержание педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных [Текст] / О.Б. Панова // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2012. – № 2(18). – С. 67–71.
22.Панова, О.Б. Реализация индивидуального подхода в процессе правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений [Текст] / О.Б. Панова // Ярославский педагогический вестник. – Т. II. Психолого-педагогические науки. – 2012. – № 5. – С. 214–217.
Научные статьи, доклады, тезисы в научных сборниках и журналах
23.Панова, О.Б. Проблема формирования правосознания несовершеннолетних осужденных в контексте педагогической подготовки пенитенциарных психологов [Текст] / О.Б. Панова // Уголовное наказание: правовая идеология, законотворчество и пенитенциарная практика: материалы международной научно-практической конференции (14–15 октября 2003 года, г. Вологда): В 2 ч. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2004. – Ч. 2. – С. 134–137.
24.Панова, О.Б. Дополнительная образовательная программа воспитательной колонии как необходимое условие формирования правосознания несовершеннолетних осужденных [Текст] / О.Б. Панова // Непрерывное профессиональное образование: развитие самостоятельности будущего педагога (колледж-вуз): материалы межрегиональной научно-практической конференции / Гл. ред. В.В. Судаков. – Вологда: ВИРО, 2004. – С. 267–270.
25.Панова, О.Б. К вопросу об оптимизации подготовки сотрудников УИС к правовому воспитанию несовершеннолетних осужденных (на примере спецкурса «Формирование правосознания воспитанников исправительных учреждений» [Текст] / О.Б. Панова // Профессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: проблемы и перспективы: сборник материалов международного научно-практического семинара (Вологда, 20 апреля 2006 г.). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. – С. 188 –191.
26.Панова, О.Б. Педагогические условия эффективности правового воспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии [Текст] / О.Б. Панова // Человек: преступление и наказание. – 2007. – № 3(58). – С. 52–53.
27.Панова, О.Б. Об актуальности формирования правосообразной позиции воспитанника исправительного учреждения [Текст] / О.Б. Панова // Государственная политика в области назначения и исполнения уголовных наказаний: сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Вологда, 20–21 ноября 2008 г.): В 2 ч. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2008. – Ч. 1. – С. 282–284.
28.Панова, О.Б. Сущность и структура педагогической диагностики эффективности правового воспитания несовершеннолетних осужденных [Текст] / О.Б. Панова // Подготовка специалистов по работе с молодежью: проблемы и пути их решения: материалы интернет-конференции. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. – С. 121–130.
29.Панова, О.Б. Идеи правового воспитания несовершеннолетних правонарушителей в педагогической системе А.С. Макаренко [Текст] /О.Б. Панова // Современное состояние и основные направления совершенствования уголовно-исполнительной системы: российский и зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции (Самара, 6 февраля 2009 г.) / Под общ. ред. А.В. Горожанина. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2009. – С. 346–348.
30.Панова, О.Б. Правовое воспитание несовершеннолетних в пенитенциарной педагогике [Текст] / О.Б. Панова // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2009. – № 6. – С. 47–51.
31.Панова, О.Б. Воздействие на экзистенциальную сферу несовершеннолетних осужденных в процессе правовой социализации [Текст] / О.Б. Панова // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 5. – С. 106–108.
32.Панова, О.Б. Использование бинарных методов в правовой социализации воспитанников исправительных учреждений, основанной на диалоге [Текст] / О.Б. Панова // Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы: материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 8 апреля 2010 г.) / Под ред. А.Г. Козловой, В.Г. Маралова, Р.Ш. Маликова. – СПб: Нестор – История, Изд-во Санкт-Петербургского института истории РАН, 2010. – С. 284–287.
33.Панова, О.Б. Природа вариативности поведения человека в ситуациях с юридическим контекстом [Текст] / О.Б. Панова // Юридическая психология. – 2010. – № 3. – С. 12–14.
34.Панова, О.Б. Актуализация раскаяния воспитанников детских исправительных учреждений в структуре правовой ресоциализации [Текст] / О.Б. Панова // Психология и юриспруденция в динамично изменяющемся мире: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора А.И. Папкина (Москва, 19 сентября 2012 г.). – М.: РУДН, 2012. – С. 268 –277.
35.Панова, О.Б. Содержание программы правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии [Текст] / О.Б. Панова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – № 7(122). – 2012. – С. 25–30.
36.Панова, О.Б. Закономерности правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных [Текст] / О.Б. Панова // Психолого-педагогические аспекты профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних: сборник научных трудов / Отв. ред. С.Н. Латынин. – Воронеж: Научная книга, 2013. – С. 126–130.
Тезисы докладов на международных, всероссийских, региональных конференциях и семинарах
37.Панова, О.Б. К вопросу о формировании правосознания курсантов (слушателей) высших учебных заведений правоохранительной системы средствами воспитательной работы [Текст] / О.Б. Панова // Состояние и перспективы развития высшего образования: материалы докладов международной научно-практической конференции (Сочи, 2–6 октября 2006 г.) / Гл. ред. М.Н. Берулава. – Сочи: НОЦ РАО, 2006. – С. 142–144.
38.Панова, О.Б. Актуальность учета интеллектуальных способностей несовершеннолетних осужденных в процессе конструирования содержания правового воспитания [Текст] / О.Б. Панова // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: сборник тезисов участников всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. – М.: МГППУ, 2010. – С. 181–183.
39.Панова, О.Б. Педагогическое взаимодействие в режиме on-line как средство оптимизации подготовки будущих сотрудников детских исправительных учреждений [Текст] / О.Б. Панова // Актуальные проблемы юридического образования: сборник тезисов международной научно-методической конференции (г. Минск, 1 ноября 2012 г.). – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2012. – С. 134–136.
40.Панова, О.Б. Ценностно-смысловой компонент в структуре правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений [Текст] / О.Б. Панова // Ступенева професiйна освiта у вiтчизняному та европейському освiтньому просторi: материалы международной научно-практической конференции (г. Чернигов, 7 июня 2012 г.). – Чернигов: Видавець Лозовий В. М., 2012. – С. 232–235.