Научная тема: «СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Социально-исторические и педагогические предпосылки обусловливают необходимость и целесообразность проектирования образа профессионального идеала как стратегической цели, желаемого результата и ценностного ориентира высшего профессионального образования.

Указанными предпосылками являются:

  • характерное для российского менталитета и закрепленное в языковой традиции толкование образования как формирования личности в соответствии с общезначимым образом-идеалом;
  • многолетний положительный опыт дореволюционной и советской отечественной школы в изучении и формировании идеалов обучающихся, в развитии которого условно можно выделить периоды: дореволюционный (конец XIX века - 1917 год); послереволюционный (20-е годы XX века - 1945 год); послевоенный (вторая половина 40-х годов); период наиболее активного интереса к проблеме идеалов (50-е - 80-е годы); постсоветский (90-е годы XX века - первое десятилетие XXI века);
  • естественная потребность человека в подражании идеалу в целях одобрения, признания и самосовершенствования;
  • актуализация проблемы идеала в связи с определением новых подходов к пониманию результатов и качества образования.

2. Профессиональный идеал, рассматриваемый как компонент общественного, группового (корпоративного) и индивидуального сознания и описываемый в понятиях «образец профессионального совершенства», «высшая ценностная профессиональная цель», «образ идеального профессионала и успешной профессиональной карьеры», «желаемая профессиональная цель и карьера», «идеальный образ «Я - профессионал», обладает многокомпонентной структурой (когнитивный, эмоциональный, деятельностный компоненты), интегрированным содержанием (духовно-нравственный, социальный и профессиональный аспекты), динамичным антиципативным характером, высокой степенью действенности в мотивации профессионального образования и самообразования, выполняет важные педагогические функции (мотивационную, стимулирующую, целеполагания, направляющую и оценивающую).

3. Концепция формирования профессионального идеала используется в качестве теоретико-методологической основы проектирования системы педагогического сопровождения процесса и представляет собой комплекс взаимосвязанных положений:

  • профессиональное образование рассматривается как становление и развитие личности в соответствии с образом профессионального идеала и одновременно формирование профессионального идеала в индивидуальном сознании студента как основного мотива профессионального образования и самообразования;
  • образ профессионального идеала как целостное представление субъектов образовательной среды об идеальном профессионале является важным ценностным ориентиром образовательного процесса, направленного на интериоризацию студентами инвариантного и вариативного содержания образа идеала;
  • закономерности, определяющие процесс формирования профессионального идеала: содержание личностных профессиональных идеалов обусловлено содержанием образа профессионального идеала, предъявляемого образовательной средой вуза; эффективность процесса формирования профессионального идеала зависит от уровня личностной значимости образа профессионального идеала для субъектов образовательной среды и степени интеграции ее воспитательных возможностей;
  • педагогические принципы: педагогизации среды, интеграции, систематичности, гуманизации и гуманитаризации, диалогичности, респектности, рефлексивности рассматриваются как необходимые требования к организации процесса формирования профессионального идеала.

4. Психолого-педагогический механизм формирования профессионального идеала, основанный на естественных потребностях человека в подражании, одобрении, признании и самосовершенствовании, включает стадии: ориентировочную, репродуктивную (или подражательную), эмоционально-оценочную, корректирующую, конструктивную, продуктивную, рефлексивную.

5. Система педагогического сопровождения формирования профессионального идеала, выполняющая мотивационно-целеполагающую, аналитическую, управленческую, информационную, консультационную, диагностическую, прогностическую функции, представляет комплекс взаимосвязанных и функционально взаимообусловленных компонентов (целевого, организационного, содержательного, процессуального, диагностического, результативного), обеспечивающих целенаправленную, систематическую, комплексную деятельность педагогов по оказанию помощи студентам в осмысленном выборе и развитии идеала, построении соответствующих его содержанию моделей профессионального поведения, проектов и программ будущего профессионального совершенствования.

6. Организационно-педагогические условия реализации системы педагогического сопровождения формирования профессионального идеала у студентов: образовательная среда вуза с общепринятым образом профессионального идеала; интеграция субъектов образовательной среды на идейном, целевом, содержательном, деятельностном уровнях; субъект-субъектное общение и взаимодействие на основе рефлексивно-ценностного диалога, способствующего усвоению значения понятия «профессиональный идеал» и придания ему личностного смысла.

7. Педагогические ресурсы, обеспечивающие реализацию системы педагогического сопровождения формирования профессионального идеала у студентов:

  • учебно-методические комплексы, актуализирующие ценностный потенциал вузовских дисциплин;
  • образовательное текстовое пространство, рассматриваемое как совокупность текстов с языковой доминантой «профессиональный идеал»;
  • комплекс психолого-педагогических методов: диалогические, рефлексивные, исследовательские, творческие, проектные, стимулирования, контроля и коррекции;
  • рефлексивная диагностика профессиональных идеалов, обеспечивающая отслеживание динамики уровней их сформированности и выполняющая воспитательную функцию за счет активизации рефлексивной деятельности студентов и актуализации их потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании.

8. Содержательные и функциональные характеристики категории «идеал» определяют многокритериальный подход к классификации идеалов, которая служит содержательно-критериальной основой оценки динамики уровней их сформированности у студентов, свидетельствующей о результативности системы педагогического сопровождения формирования профессионального идеала. Критерии оценки уровней сформированности профессиональных идеалов: понимание необходимости иметь профессиональный идеал, направленность, объем содержания, осознанность, степень действенности, устойчивость идеала.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Фролова, С.Л. Идеалоориентированный подход к организации образовательного процесса на языковой кафедре [Текст] / С.Л.Фролова. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 307 с. –19,25 п.л.

2.Фролова, С.Л. Инновационные подходы к пониманию и разработке модели современного специалиста [Текст] / С.Л.Фролова. – М.: «РГУТиС», 2010. – 170 с. – 10,5 п.л.

3.Система профессионального образования в России: проблемы и перспективы развития / Под общ. ред. С.С. Чернова [Текст] / А.А. Арасланова, И.Б. Федотова, С.Л. Фролова и др. – Новосибирск: «СИБПРИНТ», 2010. – 201 с. – 11,7 п.л. – авт. текст 1,7 п.л.

4.Формирование коммуникативной компетентности как содержательного аспекта профессионального идеала / Под общ. ред. С.Л. Фроловой [Текст] / А.В. Кудрявцев, Р.Х. Кутасевич, С.Л. Фролова. – М.: «РГУТиС», 2010. – 147 с. – 9,25 п.л. – авт. текст 2 п.л.

5.Развитие детской одарённости в условиях современного образования: монография: монография / Под общ. ред. Н.В. Лалетина [Текст] / С.Л. Фролова, О.Н. Чепкова и др. – Красноярск: ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2013. – 164 с. – 10 п.л. – авт. текст 1,7 п.л.

Научные статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, включенных в реестр ВАК РФ

6.Фролова, С.Л. Воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» и его роль в формировании профессионального идеала студентов [Текст] / С.Л. Фролова // Русский язык в школе. – 2009. – №8. – С.69-73. – 0,32 п.л.

7.Фролова, С.Л. Диагностика профессиональных идеалов [Текст] / С.Л. Фролова // Преподавание истории в школе. – 2009. – №1. – С.48-50. – 0,24 п.л.

8.Фролова, С.Л. Духовно-нравственные основы профессионального идеала [Текст] / С.Л. Фролова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2011. – №1(118). – С. 31-36. – 0,47 п.л.

9.Фролова, С.Л. Идеалоориентированное образование: традиции и новации [Текст] / С.Л. Фролова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №14. – C. 426-432. – 0,55 п.л.

10.Фролова, С.Л. Идеалоориентированный подход к профессиональному самоопределению школьников [Текст] / С.Л. Фролова, С.Н. Чистякова // Профильная школа. – 2013. - №1. – С.19-22. – авт. текст 0,17 п.л.

11.Фролова, С.Л. Инновационное понимание модели специалиста как образа профессионального идеала [Текст] / С.Л. Фролова // Педагогическое образование в России. – 2010. – №2. – С. 122-129. – 0,6 п.л.

12.Фролова, С.Л. Классификация идеалов в педагогике [Текст] / С.Л. Фролова // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – №1. – С.12-17. – 0,69 п.л.

13.Фролова, С.Л. Мотивация профессионального самообразования студентов [Текст] / С.Л. Фролова // Педагогическое образование в России. – 2011. – №1. – С. 229-233. – 0,39 п.л.

14.Фролова, С.Л. О реализации приоритетных направлений воспитания учащихся: формирование идеалов и ценностей [Текст] / С.Л. Фролова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – №1. – С.120-124. – 0,58 п.л.

15.Фролова, С.Л. Об интеграции компетентностного и идеалоориентированного подходов к высшему образованию [Текст] / С.Л. Фролова // Высшее образование сегодня. – 2010. – №4. – С. 39-41. – 0,3 п.л.

16.Фролова, С.Л. Практика создания модели специалиста как образа профессионального идеала [Текст] / С.Л. Фролова // Преподаватель 21 век. – 2009. – №4. – С.28-35. – 0,6 п.л.

17.Фролова, С.Л. Преемственность в профессиональном воспитании студентов колледжа и вуза [Текст] / С.Л. Фролова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 7. – С.17-20. – 0,35 п.л.

18.Фролова, С.Л. Профессиональный идеал как педагогическая категория [Текст] / С.Л. Фролова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2011. – № 1. – С.126-133. – 0,56 п.л.

19.Фролова, С.Л. Состав профессиональных компетенций специалиста по социально-культурному сервису и туризму [Текст] / С.Л. Фролова // Вестник ассоциации университетов туризма и сервиса. – 2011. – № 1. – С.22-27. – 0,43 п.л.

20.Фролова, С.Л. Технологические аспекты самовоспитания по профессиональному идеалу [Текст] / С.Л. Фролова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 12. – С.4-8. – 0,38 п.л.

21.Фролова, С.Л. Технология разработки модели специалиста как образа профессионального идеала [Текст] / С.Л. Фролова // Человек и образование. – 2009. – № 4. – С. 113-118. – 0,64 п.л.

22.Фролова, С.Л. Формирование идеалов обучающихся в советской школе [Текст] / С.Л. Фролова // Мир науки, культуры и образования. – 2011. – №2. – С. 178-183. – 0,52 п.л.

23.Фролова, С.Л. Формирование профессионального идеала студентов в учебно-воспитательном процессе [Текст] / С.Л. Фролова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №7. – С. 379-387. – 0,79 п.л.

Учебно-методические пособия

24.Фролова, С.Л. Диагностика уровней сформированности нравственных идеалов старших школьников [Текст] / С.Л. Фролова. – Киров, 2004. – 36 с. – 2,1 п.л.

25.Фролова, С.Л. Профессиональная ориентация и профессиональный идеал [Текст] // Реализация ментально-миссионного направления в системе государственного воспитания Свердловской области: методическое пособие // Н.И. Мазурчук, Н.Я. Поддубная, С.Л. Фролова и др. – Екатеринбург: ООО «ИРА УТК», 2012. – 166 с. – 10 п.л. – авт. текст 0,8 п.л.

Статьи в журналах, сборниках и материалах конференций

26.Фролова, С.Л. Воспитательное значение диагностики профессионально важных качеств [Текст] / С.Л.Фролова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: материалы XI международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2010. – С. 330-335. – 0,3 п.л.

27.Фролова, С.Л. Воспитательные возможности дисциплин речеведческого цикла в формировании профессионального идеала [Текст] С.Л. Фролова // Лингвокультурологические и лингвострановедческие аспекты: теория и методика преподавания русского языка: материалы международной научно-практической конференции. – Тула, 2009. – С.384-390. – 0,37 п.л.

28.Фролова, С.Л. Воспитательные системы московских кадетских корпусов как условие формирования профессионального идеала [Текст] / С.Л.Фролова // Становление и развитие военной педагогики в России: материалы всеросс. научно-практической конфер. – Пенза, 2009. – С. 249-252. – 0,19 п.л.

29.Фролова, С.Л. Детские игры и выбор профессии [Текст] / С.Л.Фролова // Наша новая школа: материалы всероссийской научно-практической конференции. – М., 2010. –С.480-483. – 0,32 п.л.

30.Фролова, С.Л. Динамика содержания идеалов школьников и студентов (XX-XXI вв.) [Текст] / С.Л.Фролова // Вызовы нового времени: материалы международной научно-практической конференции. – СПб., 2009. – С.284-290. – 0,38 п.л.

31.Фролова, С.Л. Значение речеведческих дисциплин в формировании коммуникативной компетентности специалиста [Текст] / С.Л.Фролова // Наука – сервису: материалы XI международной научно-практ. конф. – М., 2006. – С.18-21. – 0,2 п.л.

32.Фролова, С.Л. Идеалоориентированный подход к формированию компетенций школьников [Электронный ресурс] / С.Л.Фролова // Компетенции ученика и педагога в соврем. школе: материалы всероссийской научно-практической конференции. – М., 2010. – 0,44 п.л.

33.Фролова, С.Л. К проблеме критериев качества образования [Текст] / С.Л.Фролова // Проблемы управления качеством образования в вузе: матер. II международной научно-практической конф. – Пенза, 2007. – С.62-65. – 0,17 п.л.

34.Фролова, С.Л. Компетентностный и идеалоориентированный подходы к формированию коммуникативной компетентности студентов [Текст] / С.Л.Фролова // Актуальные вопросы соврем. науки: сборник научных трудов. – Новосибирск, 2010. – С.195-202. – 0,47 п.л.

35.Фролова, С.Л. Мастерская как средство активизации учебной деятельности студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин [Текст] / С.Л.Фролова //Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ. Том 4. Педагогика и методика. – Москва-Луганск, 2007. – С.90-92. – 0,14 п.л.

36.Фролова, С.Л. Модель профессионального идеала юриста [Текст] / С.Л.Фролова // Актуальные проблемы применения права: материалы научно-практической конференции. – М., 2010. – С.166-175. – 0,52 п.л.

37.Фролова, С.Л. Мониторинг профессиональных идеалов студентов высшей школы [Текст] / С.Л.Фролова // Социал.-политическая трансформация России и молодежь: материалы всерос.науч.-практ.конф. – Тула, 2007. – С.231-235. – 0,2 п.л.

38.Фролова, С.Л. Мотивирующая функция профессионального идеала [Текст] / С.Л.Фролова // Тенденции развития педагогической науки: материалы международной научно-практической конф. – Новосибирск, 2010. – С.59-67. – 0,44 п.л.

39.Фролова, С.Л. Новые подходы к разработке модели специалиста как образа профессионального идеала студентов [Текст] / С.Л.Фролова // Труды 7-й международной научно-практической конференции. – Ростов н/Д: РГУПС, 2009. – С. 45-48. – 0,19 п.л.

40.Фролова, С.Л. Нравственные ориентиры современного воспитания [Текст] / С.Л.Фролова // Современные проблемы науки, образования и производства: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород, 2007. – С. 139-140. – 0,14 п.л.

41.Фролова, С.Л. О «профессиональном стандарте», «профессиограмме», «модели выпускника» и профессиональном идеале студента [Текст] / С.Л.Фролова // Высшее гуманитарное образование 21 века: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции. – Самара, 2011. – С. 376-380. –0,44 п.л.

42.Фролова, С.Л. О целях высшего профессионального образования [Текст] / С.Л.Фролова // Актуальные проблемы развития образоват. и гуманитарного сервиса: сб. ст. региональной научно-практ. конф. – М., 2008. – С. 63-66. – 0,23 п.л.

43.Фролова, С.Л. Образование по идеалу: возврат к традициям [Текст]/С.Л.Фролова//Альманах современной науки и образования. – 2009. – №12. – С. 124-127. (0,3 п.л.)

44.Фролова, С.Л. Организация идеалоориентированного образоват.процесса в вузе [Текст] / С.Л.Фролова // Педагогическое образование в России. – 2009. – №4. – С.116-124. – 0,65 п.л.

45.Фролова, С.Л. Принцип ориентации на профессиональный идеал в профессиональном самоопределении школьников [Текст] / С.Л.Фролова // Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодежи: теория и практика: сборник научных статей. – СПб., 2012. – С.262-270. – 0,45 п.л.

46.Фролова, С.Л. Профессиональное воспитание: проблемы моделирования [Текст] / С.Л.Фролова // Новые технологии в образовании: сборник научных трудов. – М., 2009. – С.58-62. – 0,22 п.л.

47.Фролова, С.Л. Профессиональный идеал как детерминант образовательно-воспитательного процесса в вузе [Текст] / С.Л.Фролова // Труды VI международной научно-практич. конференции. – Ростов н/Д., 2008. – С.204-208. – 0,23 п.л.

48.Фролова, С.Л. Профессиональный идеал как источник мотивации непрерывного образования [Текст] / С.Л.Фролова // Образование взрослых – образование через всю жизнь: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2011. – С.370-376. – 0,29 п.л.

49.Фролова, С.Л. Профессиональный идеал как смысловое ядро концепции профессионального развития студентов [Текст] / С.Л.Фролова // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы IV международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2008. – С.237-242. – 0,29 п.л.

50.Фролова, С.Л. Профессиональный идеал как средство мотивации качества воспитания [Текст] / С.Л.Фролова // Инновационные направления в образовании: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2009. – С.52-55. – 0,17 п.л.

51.Фролова, С.Л. Профессиональный идеал как стимул самовоспитания личности [Текст] / С.Л.Фролова // Духовно-нравственное воспитание: Теория и практика: материалы межд.науч.-практ.конф. – Уфа, 2007. – С.93-98. – 0,29 п.л.

52.Фролова, С.Л. Профессиональный идеал как стратегическая цель професс. образования и воспитания [Текст] / С.Л.Фролова // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальн. технологии развития соврем. России: матер. межд.педагогич.форума. – Ростов н/Д., 2008. – С.84-87. – 0,24 п.л.

53.Фролова, С.Л. Профессиональный идеал как фактор профессионально-социальной адаптации [Текст] / С.Л.Фролова // Психологич. сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения: сб. статей II международн. науч.-практ.конф.. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. – С.108-110. – 0,12 п.л.

54.Фролова, С.Л. Ретрорефлексивный подход к профориентационной работе со школьниками [Текст] / С.Л.Фролова // Перспектива: сб. ст. III международной научно-практич. Интернет-конф. Вып.3. – Красноярск, 2009. – С.229-236. – 0,41 п.л.

55.Фролова, С.Л. Рефлексивно-ценностный диалог как источник духовно-нравств. развития [Текст]/С.Л.Фролова//Информац.-образоват. и воспит.страт. в соврем. обществе: матер.межд.науч.конф. – Минск, 2010. – С.393-396. (0,19 п.л.)

56.Фролова, С.Л. Рефлексия как основа метода диагностики профессиональных идеалов [Текст] / С.Л.Фролова // Образов. и культура в развитии совр. общ-ва: материалы межд. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2009. – С.85-87. – 0,17 п.л.

57.Фролова, С.Л. Роль профессионального идеала в выборе профессии [Текст] / С.Л. Фролова // Теория и практика совр. педагогики: материалы международной научно-практической конфер. – Новосибирск, 2011. – С. 125-130. – 0,35 п.л.

58.Фролова, С.Л. Система работы языковой кафедры по формированию профессиональных идеалов студентов [Текст] / С.Л.Фролова // Труды IX международной научно-практ. конференции. – Ростов-н/Д., 2011. – С.86-91. – 0,29 п.л.

59.Фролова, С.Л. Содержание идеалов современных студентов и школьников [Текст] / С.Л. Фролова // «European Applied Sciences. Europäische Fachhochschule». – 2012. – №1. – С. 209-212. – 0,44 п.л.

60.Фролова, С.Л. Содержание профессионального идеала студентов [Текст] / С.Л.Фролова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы международной научно-практической конференции. – Рязань, 2009. – С.283-288. – 0,29 п.л.

61.Фролова, С.Л. Содержание УМК в рамках компетентностного и идеалоориентированного подхода [Текст] / С.Л.Фролова // Соврем. пробл. науки, образов. и произв.: материалы международной научно-практической конференции. – Н.Новгород, 2009. – С.61-64. – 0,13 п.л.

62.Фролова, С.Л. Среда самосовершенствования личности [Текст] / С.Л.Фролова // Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты: сб. статей и тезисов IV международной научно-практической конференции. – Набережные Челны, 2007. – С.286-292. – 0,33 п.л.

63.Фролова, С.Л. Средовой подход к проблеме формирования нравственных профессиональных идеалов студентов сервисных специальностей [Текст] / С.Л.Фролова // Наука – сервису: материалы X научно-практической конференции. – М., 2005. – С.44-48. – 0,2 п.л.

64.Фролова, С.Л. Стимулы и мотивы профессионального воспитания студентов [Текст] / С.Л.Фролова //Актуальные вопросы подготовки специалистов молодежной сферы в системе высшего проф. обр.: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск, 2009. – С.126-132. – 0,32 п.л.

65.Фролова, С.Л. Типология человеческих идеалов [Текст] / С.Л.Фролова // Науч. тр. международной научно-практической конференции Т.3 «История философии». – Москва-Луганск, 2007. – С.127-129. – 0,12 п.л.

66.Фролова, С.Л. Формирование профессионального идеала как основного мотива учения студентов [Текст] / С.Л.Фролова // Перспективы развития систем средн. и высш. професс. образования в современном обществе: сб. ст. II международной научно-практической конференции. – Пенза, 2009. – С. 115-119. – 0,2 п.л.

67.Фролова, С.Л. Формирование профессиональных идеалов в учреждениях дополнительного образования [Текст] / С.Л.Фролова // Вестник Института им. Россинского: ежегодный научный и информ. журнал. – Краснодар: Изд-во Ин-та им. Россинского. – 2011. – Вып. №30 2(05). – С.154-156. – 0,21 п.л.

68.Фролова, С.Л. Формирование речевой культуры студентов как показателя коммуникативной компетентности и содержательного аспекта профессионального идеала [Текст] / С.Л.Фролова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. – 2009. – №1 (3). – С. 202-207. – 0,55 п.л.

69.Фролова, С.Л. Ценностный подход к профессиональному воспитанию как средство его интернационализации [Текст] / С.Л.Фролова // Проблемы профессиональной переподготовки и повышения квалификации и кадров по новым направлениям развития техники и технол. государств-участников СНГ: материалы международной конференции. – М., 2008. – С.294-300. – 0,3 п.л.