- Педагогическая концепция формирования конкурентного ресурса личности студента в условиях университетского комплекса, включающая: предпосылочную базу: теоретико-методологическое ядро: его содержательное наполнение в виде ряда определений конкурентных качеств и определения конкурентного ресурса; установленных закономерностей и принципов формирующего процесса; организационно-педагогических условий; диагностического и исследовательского инструментария; представления результатов и рисков реализации концепции; а также перспектив ее дальнейшего развития, что определяет новизну, прогностическое преломление и значимость исследования.
I. Предпосылочной базой концепции являются новые тенденции социально-экономического развития и гуманитарного знания о конкурентоспособности личности, к которым мы относим следующие положения:
- междисциплинарное знание экономических, социальных и личностных процессов определяет новые педагогические феномены формирования и развития конкурентоспособности;
- саморазвитие в течение всей жизни признано наиболее эффективной стратегией развития конкурентоспособности личности;
- ценности корпоративного стиля здорового образа жизни и физической культуры включаются в новые требования к конкурентоспособности личности;
- новые возможности изучения личностных ресурсов студентов открывают подходы, приобретающие методологический статус: интегративный, аксиологический, прогностический, ресурсный, акмеологический, контекстный.
- переход на уровневое образование существенно изменил вузовское образование, процесс профессионального образования трансформируется в компетентностное развитие;
- новации отечественной образовательной политики ориентируют на перспективность развития университетских комплексов, которые стали представлять собой инновационные образовательные предприятия, насыщенные научными, кадровыми, информационными, технологическими и иными ресурсами, показатели эффективности вузов основаны на востребованности выпускников.
- инструментализация педагогических исследований (логико-смысловые модели многомерного подхода, факторный анализ, фрактальные модели) позволяет выявлять новые гуманитарные эффекты.
II. Теоретико-методологическое ядро концепция формирования конкурентного ресурса личности студента включает методологические подходы, в качестве базового реализуется интегративный подход (моделирующий аспект), и дополняющие его прогностический (целевой аспект), аксиологический (технологический аспект) подходы.
III. Концепция выявляет группы закономерностей: обусловленности; становления; изменения; актуализации; результативности.
- Закономерности обусловленности - формирование конкурентного ресурса личности студента обусловлено ценностно-смысловым отношением к образованию, самообразованию и к будущей профессиональной деятельности; имеющимся опытом социальной, учебной, научной и производственной деятельности; субъект-субъектным характером отношений в учебно-научно-производственном процессе университетского комплекса; соответствием фрактальной структуры конкурентного ресурса личности студента и направлений развития образовательной системы университетского комплекса;
- Закономерности становления: формирование конкурентного ресурса студента является феноменом личностного становления и его прогностическим этапом; конкурентный ресурс включает предпосылочную базу (развиваемые индивидуальные способности, качества, компетенции) и прогностическую часть: гуманистическую мотивацию выбора стратегии достижения успеха, ориентацию на саморазвитие, мобильность, актуальный корпоративный стиль деятельности и ценность здоровья как конкурентного преимущества.
- Закономерности изменения: составляющие конкурентного ресурса личности студента и уровень их сформированности подвержены постоянным изменениям, что отражено в динамичном единстве объективных и субъективных факторов внешнего и внутреннего порядка, включая интеллектуальные и физические (сущностные силы) возможности личности, формирующиеся личностные, социальные и профессиональные компетенции, компетенции самооценки и акмеологические установки мотивации достижений.
- Закономерности актуализации - актуализация конкурентного ресурса происходит с различной интенсивностью в зависимости от имеющегося предыдущего образования и социальной опыта обучающегося, характеризуется активизацией механизмов саморазвития за счет обогащения стиля жизнедеятельности на основе корпоративных, информативных и социокультурных возможностей университетского комплекса, стимулирующих расширение круга компетенций и повышение уровня их сформированности в ответ на изменяющиеся социально-экономические условия и объективные требования профессиональной деятельности. Фактором активизации саморазвития студента является целенаправленное использование интегративных ресурсов университетского комплекса. Средством актуализации являются контекстно-спортивные программы и балльно-рейтинговые системы.
- Закономерности результативности - результат формирования конкурентного ресурса студента обеспечивается в процессе саморазвития, создавая преимущества в интенсивности профессионального развития, в сроках адаптации к новым социально-экономическим условиям и потребностям рынка труда, в продуктивной социализации и стабильности профессиональной востребованности на протяжении всей профессиональной карьеры. Результат формируется поэтапно и включает предпосылочный, ориентационный, установочный, формирующий, адаптивный, перспективный этапы.
IV. Реализация этих закономерностей определяется соблюдением ряда принципов: акмеологический принцип определяет, что профессионально-личностное становление студентов предполагает развитие их нравственной и гражданской зрелости, осознанный выбора профессии. Принцип фрактальности требует подобия структуры конкурентного ресурса и направлений развития университетского комплекса, что обеспечивает возможность формирования различных элементов ресурса. Принцип состязательности устанавливает значимость проявления личностных качеств в соревновательных и состязательных ситуациях, которые создаются в учебной и внеучебной деятельности. Синергетический принцип характеризует возможность воспринимать не только управляемые, но и малые случайные воздействия и реагировать на них. Принцип креативности определяет превосходство конкурентной стратегии на основе инновационных путей развития, перехода с позиций традиционных преимущества на позиции нового, сочетающего как неизвестные риски, так и глобальные преимущества.
V. Понятийно-терминологический аппарат концепции основан на понятиях «конкурентный ресурс личности студента», «формирование конкурентного ресурса личности студента»:
-
Конкурентный ресурс личности студента представляет собой интегративный результат образования, раскрывающий профессионально-личностный потенциал и обеспечивающий гуманистическую мотивацию выбора стратегии достижения успеха; ориентацию на саморазвитие, мобильность, актуальный стиль деятельности и ценность здоровья как конкурентное преимущество; перспективы и возможности достижения все более высокого личностного и профессионального статуса и рейтинговых позиций на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на профессиональные услуги.
- Конкурентный ресурс личности студента интегрирует интеллектуальные и физические (сущностные силы) возможности личности, формирующиеся личностные, социальные и профессиональные компетенции, компетенции самооценки и акмеологические установки мотивации достижений в динамическом единстве субъективных и объективных факторов внешнего и внутреннего порядка в образовательном процессе университетского комплекса.
- Формирование конкурентного ресурса личности студента обеспечивается в процессе саморазвития, создавая преимущества в интенсивности профессионального развития, в сроках адаптации к новым социально-экономическим условиям и потребностям рынка труда, в продуктивной социализации и стабильности профессиональной востребованности на протяжении всей профессиональной карьеры.
- Формирование конкурентного ресурса личности студента в условиях университетского комплекса характеризуется активизацией механизмов саморазвития за счет обогащения стиля жизнедеятельности на основе корпоративных, информативных и социокультурных возможностей университетского комплекса, стимулирующих расширение круга компетенций и повышение уровня их сформированности в ответ на изменяющиеся социально-экономические условия и объективные требования профессиональной деятельности. Фактором активизации саморазвития студента является целенаправленное использование интегративных ресурсов университетского комплекса.
VI. Конкурентный ресурс личности студента наращивается в условиях университетского комплекса при выполнении комплекса организационно-педагогических условий:
- Создается постоянно развивающаяся конкурентоспособная среда, стимулирующая личностно-профессиональные запросы и потребности студента на основе растущих возможностей учебно-научно-производственной структуры университетского комплекса.
- Обеспечивается проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов студентов с ориентацией на высокую планку эталонных достижений, и вектор целеполагания студента направляется на позитивные стратегии конкурентного развития.
- Конкурентные преимущества личности студента расширяются формированием корпоративного стиля здорового образа жизни, принятием ценности физического и нравственного здоровья, которые выступают системным элементом жизнедеятельности университетского комплекса.
- Фрактальная структура конкурентного ресурса личности студента задает направления развития образовательной системы университетского комплекса, являясь значимым фактором личностного и профессионального успеха студента, его опережающей социализации и преобразования образовательного потенциала в ресурс.
- Интегративная модель формирования конкурентного ресурса личности студента развернута в интегративном пространстве личности студента, университетского комплекса и региона, и отражает цель, концептуальные основы процесса и его результат.
- Комплексные педагогические средства формирования конкурентного ресурса студента в условиях университетского комплекса включают спортивно-контекстную программу, ориентированную как на общее повышение стрессоустойчивости, работоспособности, организованности студента, опыта коммуникации и социализации, так и на успешное освоение будущей профессии.
- Диагностика процесса формирования конкурентного ресурса личности студента включает интегральные критерии и показатели физического здоровья и компетентностного развития, основана на применении шкалы оценки ресурсов саморазвития, определяющей значимые параметры внешнего и внутреннего характера на основе факторного анализа.
VII. Результаты формирования конкурентного ресурса личности студента определяются достигнутым уровнем конкурентоспособности и этапом профессионально-личностного становления.
1.Баранов, В.В. Конкурентный ресурс студента университетского комплекса - исследование и факторный анализ: монография / В.В. Баранов. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012 . - 253с.
2. Баранов, В.В. Формирование конкурентного ресурса личности студента: монография / В.В. Баранов. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 217 с.
3.Баранов, В.В. Физическая культура: учебное пособие / В.В. Баранов. Рекомендовано УМО МОН России. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 289 с.
4.Баранов, В.В. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность студентов в освоении физической культуры: учебно-методическое пособие / В.В.Баранов, М.И. Кабышева. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2012. – 214с.
Публикации в журналах Реестра ВАК
5.Баранов, В.В. Ценностные ориентиры в воспитании будущих педагогов физической культуры / В.В. Баранов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Том 15. - С. 127-130.
6.Баранов, В.В. Конкурентный ресурс университетского комплекса как фактор саморазвития студента // электр. Современные проблемы науки и образования. – 2012. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/105-6953 (дата обращения: 06.09.2012).
7.Баранов, В.В. Факторный анализ как инструментарий педагогического знания о саморазвитии студента университетского комплекса / В.В. Баранов, И.Д. Белоновская, В.И. Чепасов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 2. – С. 21-27.
8.Баранов, В.В. Модернизация системы физического воспитания в высшей школе на основе совершенствования физкультурно-спортивного движения студенчества / В.В. Баранов, А.В. Козлов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2. - С. 50-54.
9.Баранов, В.В. Специфика саморазвития студента регионального университета / В.В. Баранов // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 8. - С. 62-66.
10.Баранов, В.В. Предпосылки формирования конкурентного потенциала студента в условиях университетского комплекса / В.В. Баранов // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 12. - С. 62-66.
11.Баранов, В.В. Физическая культура и спорт в университетском комплексе как фактор формирования конкурентного ресурса студента / В.В. Баранов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 4. - С. 100-103.
12.Баранов, В.В. Фрактальные модели университетских комплексов / В.В.Баранов, И.Д. Белоновская // Высшее образование в России. - 2013. - № 2. - С. 83-88.
13.Баранов, В.В. Конкурентный ресурс студента в университетском комплексе фрактальной структуры / В.В. Баранов, И.Д. Белоновская // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 2. – С. 21-27.
14.Баранов, В.В. Спортивно-контекстные программы формирования конкурентного ресурса студента университетского комплекса / В.В. Баранов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 7. – С. 21-27.
15.Баранов В.В. Конкурентный ресурс студента в условиях университетского комплекса / В.В. Баранов, И.Д. Белоновская, Ю.Н. Никулина // Высшее образование в России. - 2013. - № 8. - С. 106-111.
16.Баранов, В.В. Концептуальные основы формирования конкурентного ресурса студента в условиях университетского комплекса // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/110-9921 (дата обращения: 21.08.2013).
17.Баранов, В.В. Корпоративный стиль здорового образа жизни в развитии конкурентоспособности личности / В.В. Баранов // Высшее образование сегодня - 2013. - №9. – С. 43- 47.
18.Баранов В.В. Моделирование процесса формирования конкурентного ресурса выпускника вуза в условиях университетского комплекса фрактального типа // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Июль 2013, ART 2023. - CПб., 2013 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2023.htm (дата обращения: 11.09.2013).
19.Баранов, В.В. Педагогические феномены конкурентоспособности: саморазвитие, физическая культура и конкурентный ресурс / В.В. Баранов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - №4. - С. 37-85
Публикации на Международных и Всероссийских научных конференциях, в периодических изданиях и сборниках научных трудов
20.Баранов, В.В. Воспитание у студентов ценностей здорового образа жизни в процессе занятий гиревым спортом / В.В.Баранов, А.М. Кузьмин // Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни молодежи: сб. науч. тр. / Белорусский гос. ун-т физ. культуры – Минск: БГАФК, 2003. – С. 94-97.
21.Баранов, В.В. Воспитание ценностного отношения к физической культуре как социально-педагогическая проблема / В.В. Баранов // Качество профессионального образования: обеспечение, контроль и управление: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Оренбург: ОГУ, 2003. – С. 174-176.
22.Баранов, В.В. Основные компоненты здорового образа жизни. Возможности физической культуры в обеспечении здоровья студентов / В.В. баранов // Вызовы XXI века в образовании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Оренбург: ОГУ, 2006. – С. 17- 22.
23.Баранов, В.В. Современные задачи физического воспитания в вузе / В.В. Баранов // Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – С. 19-34.
24.Баранов, В.В. Формирование физического и нравственного здоровья студентов /В.В.Баранов, А.В. Богданов // Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – С.33-39.
25.Баранов, В.В. Моделирование процесса воспитания будущих специалистов физической культуры и спорта / В.В. Баранов // Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. Вып. 9. - Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2009. - С. 192-196.
26.Баранов, В.В. Гиревой спорт на рубеже прошлого и будущего / В.В.Баранов // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. – М.: РГУФКСиТ, 2008. – С. 164-166.
27.Баранов, В.В. Физическое воспитание студентов многопрофильного вуза / В.В.Баранов, М.В. Малютина // Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки: материалы Всерос. науч.– практ. конф. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - С. 3460-3463.
28.Баранов, В.В Когнитивно-интеллектуальный компонент физической культуры личности и его становление [Электронный ресурс] / В.В. Баранов, М.В. Степанова // Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - С. 3495-3501. – (CD-ROM). Зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр». Регистрационное свидетельство № 17020, № гос. регистрации 03209001657.
29.Баранов, В.В. Проблемы и перспективы развития студенческого спорта [Электронный ресурс] / В.В. Баранов // Интеграция науки и практики в профессиональном развитии педагога: материалы Всерос. науч.–практ. конф. - Оренбург: ОГУ, 2010. - С. 2735-2741. – (CD-ROM). Зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр». Регистрационное свидетельство № 19403, номер государственной регистрации 0321001040.
30.Баранов, В.В. Реализация методики самоконтроля студентов при занятиях физической культурой в условиях перехода на новые образовательные стандарты [Электронный ресурс] / В.В. Баранов // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: материалы Всерос. науч.-метод. конф. - Оренбург: ОГУ, 2011. - С. 1803-1806. – (CD-ROM). Зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр». Регистрационное свидетельство № 23355, № гос. регистрации 0321102283.
31.Баранов, В.В. Факторный анализ и минимизация анкет в исследовании процессов саморазвития студентов университетского комплекса [Электронный ресурс] / В.В. Баранов, В.И. Чепасов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.–метод. конф. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - С. 2443-2445. – (CD-ROM). Зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр». Регистрационное свидетельство № 25430, № гос. регистрации 0321200663.
32.Баранов, В.В., Мотивация физкультурно-спортивной деятельности студентов / В.В.Баранов, М.И. Кабышева // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в высших учебных заведениях: сб. материалов международной науч.-метод. конф. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2012. - С. 84-90.
33.Баранов, В.В. Организация учебного процесса с использованием балльно–рейтинговой системы по дисциплине «физическая культура» [Электронный ресурс] / В.В. Баранов, Т.М. Михеева, М.В. Малютина// Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.- метод. конф. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - С. 2836-2842. - (CD-ROM). Зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр». Регистрационное свидетельство № 25430, номер гос. регистрации 0321200663.
34.Баранов, В.В. Конкурентный ресурс студента: новые тенденции формирования / В.В. Баранов // Современная наука: тенденции развития: материалы III Международной науч.–практ. конф. Сб. науч. трудов. – Краснодар: ООО «Издательский Дом – Юг», 2012. – С. 123-126.
35.Баранов, В.В. Факторный анализ в исследовании процессов саморазвития студента университетского комплекса / В.В, Баранов, И.Д. Белоновская, В.И. Чепасов // Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике: сб. материалов VIII Всерос. науч.– метод. конф. (с международным участием). – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – С. 256-261.
36.Баранов, В.В. Фрактальные модели непрерывного образования в университетских комплексах Оренбургской области / В.В. Баранов, И.Д. Белоновская // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.–метод. конфер. (с международным участием). – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - С. 2645-2652.
37.Баранов, В.В. Организация самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов в университетском комплексе / В.В. Баранов, М.И. Кабышева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с международным участием). – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - С. 3251-3254.
38.Баранов, В.В. Феномен конкурентного ресурса студента и роль физической культуры и спорта в развитии конкурентных качеств / В.В. Баранов // Психология. Социология. Педагогика. - 2013. - №7. - http://www.ingnpublishing.com/zhurnaly/psihologiya_sociologiya_pedagogika/7_32_-iyul_13_-7_32_-july_13/44820/
39.Баранов В.В. Стиль здорового образа жизни и корпоративное взаимодействие как факторы развития конкурентоспособности личности / В.В. Баранов // Психология. Социология. Педагогика. - 2013. - № 8. - http://www.ingnpublishing.com/zhurnaly/psihologiya_sociologiya_pedagogika/7_32_-aug_17_-8_41_- aug_17/44941/
Методические пособия и рекомендации в русле концепции формирования конкурентного ресурса личности студента средствами физической культуры
40.Баранов, В.В. Гиревой спорт в ВУЗе: учебно-методическое пособие / В.В. Баранов. - Оренбург: ОГУ, 2002. – 29 с.
41.Баранов, В.В. Использование средств гиревого спорта для развития силовых качеств у студентов: методические указания / В.В. Баранов. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – 33 с.
42.Баранов, В.В. Исторические основы физической культуры: методические указания / В.В. Баранов. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. – 23 с.
43.Баранов, В.В. Гиревой спорт как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов: методические указания / В.В. Баранов. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. – 36 с.
44.Баранов, В.В. Еремеев С.Н. Силовая подготовка студентов (на материале тяжелой атлетики): методические рекомендации / В.В. Баранов. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. – 39с.
45.Баранов, В.В. Техническая подготовка студентов на занятиях по волейболу: методические рекомендации / В.В. Баранов, А.И. Акимов, М.В. Малютина. - Оренбург: ОГУ, 2010. – 66 с.
46.Баранов, В.В. Методы диагностики объективных показателей самоконтроля: методические рекомендации / В.В. Баранов, Е.В. Витун, М.И. Кабышева. - Оренбург: ОГУ, 2010. – 28 с.
47.Баранов, В.В. Дыхательная гимнастика для студентов специальной медицинской группы: методические рекомендации / В.В. Баранов, И.В. Семенова, М.В. Малютина. - Оренбург: ОГУ, 2010. – 31 с.
48.Баранов, В.В. Физическая культура в сфере досуга студентов: методические рекомендации / В.В. Баранов, Г.В. Боброва. - Оренбург: ОГУ, 2010. – 50 с.
49.Баранов, В.В. Социально-биологические основы физической культуры: методические рекомендации / В.В. Баранов, И.В. Семенова, М.В. Малютина. - Оренбург: ОГУ, 2010. – 52 с.
50.Баранов, В.В. Тактическая и психологическая подготовка студентов на занятиях по волейболу: методические рекомендации / В.В. Баранов, А.И. Акимов, М.В.Малютина. - Оренбург: ОГУ, 2011. – 55 с.
51.Баранов, В.В. Социально – биологические основы физической культуры: методические рекомендации / В.В. Баранов, И.В. Семенова, М.В. Малютина. - Оренбург: ОГУ, 2011. – 50 с.