Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ ФАМИЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Специфичность брачно-семейной социализации молодежи на современном этапе развития общества определяется одновременным проявлением интенсивных флуктуаций как на индивидуально-групповом уровне (нормативный адаптационный кризис при создании устойчивой пары), так и действием трансформаций системного уровня с активизацией механизмов хаоса в упорядоченном функционировании сложных социальных систем брака, семьи, образования. В современном обществе, вступившем в новую фазу культурогенеза, актуализируется проблема нормативности традиционных и альтернативных фамилистических форм, прослеживается тенденция к становлению у молодежи новых брачных установок и норм гендерного поведения, актуализирующих необходимость их научного осмысления и организационно-педагогического сопровождения.
  2. Под фамилистической метакомпетентностью молодежи в образовательном пространстве вуза понимается интегративное качество личности; квинтэссенция общекультурной и профессиональной компетентности обучающегося, базирующаяся на владении фамилистическими компетенциями, обусловливающими его успешность в гендерных/брачно-семейных отношениях, а также достаточную осведомленность в технологиях их профессионального сопровождения. Фамили-стическое образовательное пространство является структурным и функциональным объединением его субъектов на основе общего целеполагания, суть которого - обретение обучающимися фамилистических ценностей, слагающих фрейм фамилистической культуры личности. Это научно-практически обеспеченная, организационно-сопровождаемая система, функционирующая во взаимосвязи нормативно-организационной, перспективно-ориентационной, деятельностно-стимулирующей и коммуникативно-информационной координат, несущая динамично проявляющиеся характеристики когерентности, доминантности, осознавае-мости, мобильности, устойчивости, интенсивности, широты, активности, обобщенности, эмоциональности, и обеспечивающая через комплекс синергий эффективное становление фамилистической метакомпетентности обучающихся.
  3. Концепция становления фамилистической метакомпетентности молодежи в образовательном пространстве вуза с опорой на полипарадигмальную системно-синергетическую, ювенологическую, компетентностную методологическую основу и теоретическую базу исследования включает факторы, предпосылки, педагогические принципы, условия и закономерности этого процесса в тезаурусе моделирования - проектирования фамилистического образовательного пространства как педагогически организованного конструкта, эффективно обеспечивающего превентивную успешность личности в брачно-семейных отношениях и учебно-профессиональной фамилистически направленной деятельности. Становление фамилистической мета-компетентности молодежи в образовательном пространстве вуза подчинено действию закономерностей, наиболее значимыми из которых являются:
    • кумулятивность развития фамилистической метакомпетентности личности, суть которой во включении в актуальный индивидуальный уровень фамили-стической метакомпетентности обучающегося результата личностного развития на предыдущей стадии и обеспечении «накопительного эффекта» посредством актуализации сложившихся ценностных приоритетов и полученного ранее опыта социального взаимодействия;
    • неравномерность развития фамилистической метакомпетентности личности проявляется в различиях индивидуальных показателей в пределах одной статусно-возрастной группы: различной степени интенсивности формирования и неравновесности видов фамилистических компетенций на индивидуальном уровне; вариативности характеристик субъектов эксперимента, дифференциро-ванности предпочтений в освоении фамилистически направленной образовательной деятельности;
    • гомохромность в развитии фамилистической метакомпетентности личности в образовательном пространстве подтверждается взаимообусловленностью состояния параметров фамилистического образовательного пространства и показателей фамилистических компетенций обучающихся;
    • пластичность в развитии фамилистической метакомпетентности личности как проявление и смена процессов дивергенции и конвергенции в ее становлении. Конвергентность проявляется в обобщенных характеристиках фамилисти-ческих компетенций; интеграции дисциплин фамилистической группы; взаимосвязи различных форм фамилистически направленной образовательной деятельности с целью общекультурного развития обучающегося, поддержки личностной составляющей его образования. Дивергентность отражает многообразие свойств, признаков, действий в развитии фамилистической метакомпетентности обучающегося, детерминируя конкретное содержание в формировании профессиональной компетентности обучающегося с фамилистических позиций, определяя специфику его готовности к эффективному взаимодействию с семьей в соответствии с требованием государственного образовательного стандарта по направлению (специальности) подготовки;
    • опосредованность процесса становления фамилистической метакомпе-тентности обучающихся компетентным организационно-педагогическим сопровождением, суть которого - в осмыслении педагогами высшей школы данного опыта как личностно и социально значимого; развитии умений, навыков и смыслов научно-практической организации фамилистически направленной образовательной деятельности в контексте совершенствования собственной профессиональной компетентности и усиления инновационной составляющей образовательной политики вуза.
  4. Моделирование фамилистической метакомпетентности личности происходит с использованием взаимосвязанных теоретических дефиниций: кластеров, компетенций, критериев, индикаторов; предпосылок, лежащих в основе и определяющих задачи, направления и механизмы развития фамилистической метакомпе-тентности. Ядро модели составляют четыре взаимосвязанных компонента: кластер «Знания», отражающий уровень владения обучающимися системой фамилистиче-ских знаний, специфику их применения в личной и учебно-профессиональной жизнедеятельности; кластер «Ценности-Цели», определяющий особенности восприятия обучающимися брака и семьи как ценности, способность к целеполаганию фамилистически направленной деятельности; кластер «Отношения», показывающий отношение личности к себе как субъекту фамилистически направленного взаимодействия, способность обучающегося к осмыслению индивидуального образовательного маршрута и/или брачно-семейной стратегии; кластер «Поведение», представляющий данные о практически реализованных умениях и навыках обучающегося как партнера, супруга и родителя, будущего специалиста, компетентно взаимодействующего с семьей.
  5. Научно-практическое обеспечение исследования фамилистической мета-компетентности молодежи в образовательном пространстве вуза включает, во-первых, комплексный анализ актуального состояния брачно-семейных предпочтений и гендерных практик молодежи, позволяющий выяснить особенности проявления брачно-семейного нормогенеза у молодежи в данном регионе; во-вторых, проведение педагогической диагностики и организацию последующего мониторинга фамилистической метакомпетентности обучающихся через систему структурных фамилистических компетенций и объединяющих их кластеров посредством количественного измерения и качественного анализа соответствующих индикаторов фамилистических компетенций с использованием комплекса компе-тентностно ориентированных диагностических методик, обладающих превентивным развивающим эффектом; в-третьих, теоретическое моделирование и педагогическую экспертизу фамилистической модальности образовательного пространства вуза методом экспертной оценки его характеристик, образующих систему координат; в-четвертых, обобщение эмпирических данных по основным экспериментальным параметрам, прогнозирование их возможных корреляций; проектирование локального фамилистического образовательного пространства.
  6. Организационно-педагогическое сопровождение становления фамилисти-ческой метакомпетентности молодежи в условиях вуза выстраивается технологично, посредством осмысления и реализации ряда компонентов, среди которых особое место занимают ведущие направления проектирования фамилистического образовательного пространства с созданием ориентировочно-перспективной, информационно-средовой, содержательно-деятельностной, событийно-рефлексивной многомерности, обеспечивающей его функционально-связную зональность и гетерогенность. Становление фамилистической метакомпетентности обучающихся в вузе происходит стадиально, с последовательным прохождением обучающимися ступеней освоения фамилистического образовательного пространства: «адаптационного погружения» в 1 год обучения; «персонализации» на 2-3 год обучения; «созидательной интерактивности» на 4-5 год обучения. Суть организационно-педагогического сопровождения процессов становления фамилистической мета-компетентности молодежи состоит в создании в локальном образовательном пространстве дополнительных условий для личностного и учебно-профессионального самосовершенствования обучающегося; побуждающем воздействии на субъекта образовательного пространства, поддержке его самоопределения в зонах бифуркации и дальнейшего саморазвития с осознанным определением траектории как фа-милистически направленной.
  7. Результатом становления фамилистической метакомпетентности молодежи является совокупность характеристик, основу которой создают: приоритетность для личности ценностей партнерства, супружества, родительства; достаточный уровень знаний по дисциплинам фамилистической группы, опыт решения комплексных фамилистически направленных заданий, проблемных/конфликтных ситуаций в сфере брака и семьи, а также фамилистически направленной образовательной деятельности; умение ориентироваться в информационных источниках по различным проблемам фамилистики, навыки планирования индивидуального образовательного маршрута и брачно-семейной стратегии; осознанный опыт фами-листических отношений как в родительской семье, так у определенной части обучающихся - в собственной семье; позиционирование успешных фамилистических практик.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Сёмина, М. В. Готовность молодежи к брачно-семейным отношениям в контексте психологического здоровья личности / Н. М. Сараева, Н. И. Виноградова, М. В. Сёмина [и др.] // Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды. – М.: Академия Естествознания, 2011. – С. 190–208 (авт. 1,2 п.л.)

2.Сёмина, М. В. Основные тенденции педагогических исследований образовательного пространства / Е. А. Брянцева, А. В. Виневская, С. А. Конеева, М. В. Сёмина // Модернизация российского образования: тренды и перспективы. – Кн. 5. – Краснодар: Премьер, 2012. – С. 31–49 (авт. 1,2 п.л.)

3.Сёмина, М. В. Теоретические основы исследования фамилистической ме-такомпетентности молодежи в образовательном пространстве вуза: монография. – Чита: Забайкал. гос. гум-пед. ун-т., 2012. – 220 с. (13,7 п.л.)

4.Сёмина, М. В. Подготовка молодежи к семейной жизни в России XX – начала XXI века (ретроспективный педагогический обзор): монография. – Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2013. – 126 с. (7,9 п.л.)

5.Сёмина, М. В. Фамилистическая метакомпетентность личности – опыт феноменологического определения и диагностики / Э. В. Супрун, З. В. Асадов, М. В. Сёмина [и др.] // A young scientist in the modern science world: new aspects of the scientific search // L&L Publishing. Titusville, FL, USA. 2012. – Т. 2. S. 189–226 (авт. 2, 6 п.л.)

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК

6.Сёмина, М. В. Педагогические принципы развития фамилистической компетентности молодежи в современной высшей школе // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 12. – С. 125–133. (0,7 п.л.)

7.Сёмина, М. В. Психолого-педагогические предпосылки развития фа-милистической компетентности студенческой молодежи // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 1(21). – С. 6–54. (0,7 п.л.)

8.Сёмина, М. В. Проектный метод в развитии фамилистической компетентности молодежи / М. В. Сёмина, К. О. Сёмина // В мире научных открытий. – 2010. – № 4 (10). –Ч. 18. – С. 42–45. (0,5 п.л., авт. 0,3 п.л.)

9.Сёмина, М. В. Теоретические основы исследования педагогических условий развития фамилистической компетентности студенческой молодежи // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. – 2010. –№ 7. – С. 90–103. (0,8 п.л.)

10.Сёмина, М. В. Синергетический подход в психолого-педагогических исследованиях семьи // Гуманитарный вектор. – 2011. – № 2(26). – С. 195–201. (0,5 п.л.)

11.Сёмина, М. В. Подготовка молодежи к брачно-семейным отношениям в контексте социализирующих функций современной семьи // Вестник Читинского государственного университета. – 2011. – № 7(74). – С. 63–67. (0,5 п.л.)

12.Сёмина, М. В. Подготовка молодежи к браку и семье в советской и постсоветской России // Вопросы современной науки и практики / Ун-т им. В. И. Вернадского. – 2011. – № 3 (34). – С. 156–165. (0,6 п.л.)

13.Сёмина, М. В. Подготовка молодежи к браку и семье: направления развития // Вестник науки Тольяттинского госуниверситета. Сер. Педагогика, психология. – 2011. – № 3(6). – С. 287–291. (0,5 п.л.)

14.Сёмина, М. В. Направленность современного образования с позиций компетентностного подхода // Современные исследования социальных проблем: электрон. журн. – 2011. – № 3(07). URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/syomina.pdf. (1,1 п.л.)

15.Сёмина, М. В. Педагогическое сопровождение социализации обучающихся как качественная характеристика современного высшего образования // ESSJ (Европейский журнал соц. наук). – Рига; М. – 2011. – № 9(12). – С. 54–63. (0,6 п.л.)

16.Сёмина, М. В. Моделирование фамилистического образовательного пространства вуза // Проф. образование в России и за рубежом. – 2012. – № 2(6). – С. 54–60. (0,7 п.л.)

17.Сёмина, М. В. Образовательное пространство как системный феномен // В мире научных открытий. – 2012. – № 9.2(33). – С.413–428. (0,9 п.л.)

18.Сёмина, М. В. Исследование фамилистических характеристик студенческой молодежи Забайкальского края / Т. К. Клименко, М. В. Сёмина // Гуманитарный вектор. –2013. –№ 1(33). – С. 13–21. (0,8 п.л., авт. 0,4 п.л.)

19. Сёмина, М. В. Событийно-рефлексивная многомерность фамилисти- ческого образовательного пространства вуза // Ученые записки ЗабГУ. – 2013. – № 5(52). – С. 95–102. (0,4 п.л.)

20. Сёмина, М. В. Фамилистическое образовательное пространство вуза: информационно-средовый аспект функционирования // Электронный жур нал. Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6(50). URL: http://www.science-education.ru/rules/ (0,4 п.л.)

Учебно-методические и информационные издания

20. Сёмина, М. В. Психолого-педагогические аспекты изучения семьи: учеб.-метод. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2005. – 101 с. (6,3 п.л.)

21.Сёмина, М. В. Знакомьтесь: ЗабГГПУ: путеводитель для студ. / М. В. Сёмина, Ю. А. Полякова ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2006. – 74 с. (4.6 п.л.; авт. 3,5 п.л.)

22.Сёмина, М. В. Час корпоративной культуры: информ.-метод. материалы / И.И. Катанаев ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2008. – 45 с. (2,8 п.л., авт. 1,8 п.л.)

23.Сёмина, М. В. Психолого–педагогическая диагностика социальной компетентности: учеб.-метод. материалы / М. В. Сёмина, Т. В. Безродных, Г. А. Чиркова ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2009. – 93 с. (5,8 п.л., авт. 3,8 п.л.)

24.Сёмина, М. В. Социально значимая проектная деятельность в ЗабГГПУ: инструктивно-метод. пособие / М. В. Сёмина, Т. А. Перетолчина ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2012. – 151 с. (9,4 п.л., авт. 5,1 п.л.)

25.Сёмина, М. В. Календарь фамилистических памятных дат и личных семейных событий – Чита: Деловое, 2012. – 24 с. (1,5 п.л.)

26.Сёмина, М. В. Я – в семье, о семье и для семьи: научно–метод. пособие по развитию фамилистической метакомпетентности обучающихся в вузе (в текстах, схемах и таблицах). – М.: Перо, 2013. 198 с. (10,2 п.л.)

Публикации статей в научных журналах и сборниках конференций

27.Сёмина, М. В. Ориентиры воспитания в современной высшей школе // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. науч. ст. – Горно-Алтайск : Изд-во ГАГУ, 2005. – С. 247–251. (0,3 п.л.)

28.Сёмина, М. В. Подготовка студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в воспитательной системе ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского / В. П. Шестак, И. И. Катанаев, О. Н. Галсанамжилова, М. В. Сёмина // Информационный дайджест: образование и наука Российской Федерации: хрестоматия : в 6 т. – Чита, 2009. – Т. IV. – С. 31–84. (авт. 3,3 п.л.)

29.Сёмина, М. В. Развитие социальной компетентности студентов в современном вузе // Университет в современном мире: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Чита, 2009. С. 239–246. (0,3 п.л.)

30.Сёмина, М. В. Готовность к брачно-семейным отношениям в юношеском возрасте // Жизненные силы семьи: проблемы формирования, реабилитации и поддержки: материалы межрег. науч.-практ. конф. – Чита, 2009. – С. 48–53. (0,3 п.л.)

31.Сёмина, М. В. К вопросу об организации воспитательной среды современного вуза // Содержание и технологии внеучебной работы в высшей школе: материалы междунар. заочной науч.-метод. конф. – Биробиджан, 2009. – С. 117– 122. (0,3 п.л.)

32.Сёмина, М. В. Фамилистическая компетентность в юношеском возрасте // Боловсрол судлал. – Изд–во Академии образования Монголии, 2010. – С. 275–281. (0,8 п.л.)

33.Сёмина, М. В. Опыт реализации опорной инновационной площадки «Развитие социальной компетентности студентов вуза» // Компетентностный подход как фактор повышения качества образования: материалы междунар. заоч. науч.-метод. конф. – Чита, 2010. – С. 114–118. (0,2 п.л.)

34.Сёмина, М. В. Гуманизация и субъектная направленность развития фами-листической компетентности молодежи в учебном процессе // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы: материалы I Все-рос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Таюрского. – Красноярск, 2010. – Ч. 4. – С. 113–119 (0,3 п.л.)

35.Сёмина, М. В. Проблемное обучение в подготовке студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: материалы междунар. науч. конф. – М. ; Ульяновск, 2010. – С. 183–186. (0.2 п.л.)

36.Сёмина, М. В. Развитие фамилистической компетентности молодежи во внеучебной деятельности вуза // Современный учебно–воспитательный процесс: теория и практика: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Красноярск. 2010. – С. 403–407. (0,3 п.л.)

37.Сёмина, М. В. Инновационный подход в развитии фамилистической компетентности студенческой молодежи // Инновационный потенциал человека как ресурс социально–экономического развития региона: материалы регион. научно-практ. конф. – Чита: Изд-во Читинского гос. ун-та, 2010. – С. 84–87. (0, 3 п.л.)

38.Сёмина, М. В. Философско–психологические подходы к проблеме подготовки молодежи к семейной жизни // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Чита, 2010. – С. 307–319. (0,5 п.л.)

39.Сёмина, М. В. Инновационная составляющая развития фамилистической компетентности студенческой молодежи // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Волгоград ; М., 2010. – С. 58–64. (0,4 п.л.)

40.Сёмина, М. В. Поведенческие стратегии семьи в условиях социальных рисков // Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2010. – С. 232–236. (0,5 п.л.)

41.Сёмина, М. В. Возможности волонтерской деятельности в сохранении и улучшении репродуктивного здоровья молодежи Забайкальского края // Демографическая политика Забайкальского края: оценка и перспективы развития: материалы межрег. науч.-практ.конф. : в 2 ч. / под ред. проф. Ф. Ф. Бигзаева. – Чита ; Иркутск, 2010. – Ч. 1. – С. 85–91. (0,5 п.л.)

42.Сёмина, М. В. Созидательная активность современной молодежи в сфере брачно-семейных отношений // Россия – Азия: ценностные установки и социальный опыт: сб. материалов междунар. науч. конф. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. – Вып. 4. – С. 204–210. (0,3 п.л.)

43.Сёмина, М. В. Психолого–педагогические аспекты в работе службы сопровождения семейных студентов в вузе // Содержание и технологии внеучебной работы в высшей школе: материалы III междунар. заочн. научно-метод. конф. – Биробиджан: Изд–во ДВГСГА, 2011. – С. 47–52. (0,3 п.л.)

44.Сёмина, М. В. Современный студент как субъект инноваций в образовании // Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования: материалы XXI Всерос. науч.-практ. конф. –Казань, 2011. – С. 410 – 414. (0,3 п.л.)

45.Сёмина, М. В. Здоровьесбережение семейных студентов – психолого-педагогические аспекты проблемы / М. В. Сёмина, К. О. Сёмина // Молодая семья – стратегический ресурс России: материалы II Байкальского молодежного форума. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. – С. 117–125. (0,5 п.л.)

46.Сёмина, М. В. К вопросу о поле идеалов брака и семьи // Современная российская семья: традиции и альтернативы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Муром, 2011. – С. 69–72. (0,2 п.л.)

47.Сёмина, М. В. Период взросления: отношения родителей и детей // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы II междунар. науч.-практ. конф. Пенза – Витебск – Ереван: Социосфе-ра, 2011. – С. 77–84. (0,5 п.л.)

48.Сёмина, М. В. Педагогический мониторинг в контексте компетентностно-го подхода в образовании // Теория и практика измерения и мониторинга компетенций и других латентных переменных в образовании: сб. материалов XV и XVI Всероссийских (с международным участием) научно-практ. конф. – Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2011. – С.171–174. (0,2 п.л.)

49.Сёмина, М. В. К вопросу о взаимодействии в воспитательной сфере // Гуманитарные науки как ресурс развития человеческого потенциала в условиях динамично меняющегося мира: сб. статей по материалам междунар. науч.-практ. конф. / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. –Чита, 2011. – Ч.2. – С. 238 –242. (0,3 п.л.)

50.Сёмина, М. В. Исследование психологической составляющей гендера в юношеском возрасте /М. В. Сёмина, А. С. Макарова // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания: сб. материалов междунар. дистанц. науч.-практ. конф. – М.: Ин-т стратегических исследований; Спецкнига, 2011. – С. 91 – 96. (0,3 п.л.)

51.Сёмина, М. В. Уровневые характеристики фамилистической компетентности // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы IX между-нар. науч.-практ. конф. – Барнаул: АлтГПА, 2012. –Ч. 2. – С. 193–196. (0,2 п.л.)

52.Сёмина, М. В. Инновационная деятельность волонтеров Забайкалья для сохранения репродуктивного здоровья молодежи // Семья и демография: социальный потенциал развития межнационального согласия: материалы VIII Междунар. конгресса «Российская семья». – М.: Изд -во РГСУ, 2011. – С. 171–176. (0,3 п.л.)

53.Сёмина, М. В. Предметное портфолио как эффективная образовательная технология // Наука Красноярья. – Красноярск. – 2012. – № 4. – С. 124–133. (0,3 п.л.)

54.Сёмина, М. В. Фамилистическое образовательное пространство вуза: опыт экспертной оценки // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – М. ; Саратов: АПЕКС–94, 2012. – № 2. – С.14 – 22. (0,5 п.л.)

55.Сёмина, М. В. Теоретические представления об образовательном пространстве // Naukowa pizestrzen Europy – 2012: materialy VIII Miedzynarodowej nau-kowi–praktycznej konferencji. Volume 15. Pedagogiczne nauki:Przemysl. Nauka I studia.2012. 104 str., s. 58–64. (0,5 п.л.).

56.Сёмина, М. В. Модель фамилистической компетентности личности // Dny vedy 2012. Pedagogika. Praha:.PH Education and Science.: materialy VIII mezinarodni vedecko–prakticka conference. T.29. – S. 8–11. (0,3 п.л.)

57.Сёмина, М. В. Развитие фамилистической культуры молодежи в образовательной деятельности // Государственная семейная политика в Российской Федерации: взаимодействие власти и общества: сб. материалов IХ Междунар. конгресса «Российская семья». – Горно-Алтайск, 2012. – С. 277–282. (0,4 п.л.)

58.Сёмина, М. В. Социальное взаимодействие в развитии фамилистической культуры молодежи // В сб. материалов XIII междунар. научно-практ. конф. студ., асп. и препод. СПО (с участием студ. и препод. вузов), посвященной 5-летию образования субъекта России «Забайкальский край». – Чита: Изд. центр Забайкал. горного колледжа им. М. И. Агошкова, 2013. – С. 122–124. (0,3 п.л.)

59.Сёмина, М. В. Специфика первичной социализации личности в условиях трансформации семьи // Глобальное измерение в современной науке и образовании: сб. тр. II Междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. О. П. Чигишевой. Ростов н/Д: Изд-во междунар. иссл. центра «Научное сотрудничество», 2013. – С. 95–101.(0,3 п.л.)

60.Сёмина, М. В. Специфика подготовки молодежи к семейной жизни в современной исторической реальности / М. В. Сёмина, К. О. Сёмина // Молодежь, семья, общество: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Рязань : Лист, 2013. – С. 132–137. (0,4 п.л.)

61.Сёмина, М. В. Педагогическое проектирование фамилистического образовательного пространства /М. В. Сёмина, К.О. Сёмина // В сб. тр. XI междунар. конф. JTEFS/BBCC «Sustainable Development. Culture. Education»: науч.-практ. электр. журн. «Educational environment: Seeking sustainable solutions». RAE Editorial System. – СПб., 2013. URL : www.young–mind.ru (1 п.л.)