- Пейзаж, портрет, интерьер в литературном произведении способны концентрировать в себе множество явных и подтекстовых смыслов, не связанных с основной функцией создания образа через описание, то есть пейзаж и портрет могут становиться «эллиптическим высказыванием» (Потебня, Минералов).
- Пейзаж, портрет, интерьер существенно расширяют своё функционально-семантическое поле, свою «внутреннюю форму» за счёт экфрасиса, внутрилитературного синтеза и символического наполнения образов.
- Портрет и пейзаж насыщаются семантическими значениями, приближающими их к поэтическому образу, часто выдвигают на первый план не реалистическое или натуралистическое описание, а символический смысл.
- Портрет, пейзаж, интерьер способны к взаимному синтезу, образуя нерасторжимое единство: портрет-пейзаж, портрет-интерьер, интерьер-пейзаж.
- Портрет, деталь портрета может выполнять функцию знака, имени. Заменяя в произведении имя героя, портрет не только называет его, но и характеризует.
- Портрет, пейзаж, интерьер осуществляют в художественной литературе синтез искусств, так как в той или иной степени связаны с визуальными видами искусства.
1.Дмитриевская, Л.Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус) — М.: ИПК «Литера», 2005. — 136 с.
2.Дмитриевская, Л.Н. Образ мира и образ человека: пейзаж, портрет, интерьер в романе Е. Замятина «Мы» — М., Ярославль: ИПК «Литера», 2012. — 120 с.
3.Дмитриевская, Л.Н. Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты. — М.: ИПК «Литера», 2013. — 200 с.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:
4.Дмитриевская, Л.Н. Образы старого и нового мира. Пейзаж и интерьер в романе Е. Замятина «Мы» // Искусство в школе, № 1, 2010, с.28–31.
5.Дмитриевская, Л.Н. Портретные описания как способ создания образа мира и образов героев в романе Е.Замятина «Мы» // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». — 2011. — №3. — М.: Изд-во МГОУ, 2011. С.110-117.
6.Дмитриевская, Л.Н. Мотив портрета в русской литературе как способ воплощения философского взгляда на искусство // European Social Science Journal / Европейский журнал социальных наук. — Рига, Москва, № 8, 2011, с.28–36.
7.Дмитриевская, Л.Н. Образ сада в рассказе «Чёрный монах» А.П. Чехова: диалог с символистами // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. — Астрахань, 2011, № 4 (40). С.212–218.
8.Дмитриевская, Л.Н. Мотив мистического портрета в русской литературе ХIХ — начала ХХ веков // ФИЛОLOGOS. — выпуск 13 (2). — Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2012, с.39–48.
9.Дмитриевская, Л.Н. Пейзажное живописное полотно как деталь в литературном произведении // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — М., 2012, Т.72, №8, с.118–121.
10.Дмитриевская, Л.Н. Пейзаж в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» как возможная аллюзия на «Божественную комедию» Данте // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — М., 2013, Т.76, №1, с.103–106.
11.Дмитриевская, Л.Н. Образ живописного портрета и пейзажа в русской прозе: экфрасис, мотив и художественная деталь // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). — М., 2013, №9.
Статьи в международных изданиях:
12.Дмитриевская, Л.Н. Критики и современники о мастерстве портрета в творчестве М. Горького // Горьковские чтения 2006 год. Материалы международной конференции — Нижний Новгород, 2006, с.132–135.
13.Дмитриевская, Л.Н. Новый взгляд на образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. — Киев, №4, 2009. С.2–5.
14.Дмитриевская, Л.Н. Портрет «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Н.В. Гоголь и современность. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвящённой 200-летию Н.В. Гоголя. Часть 1. — Новокузнецк, 2009, с.40–46.
15.Дмитриевская, Л.Н. Портрет в романе Е. Замятина «Мы» // Литературный календарь / «Literary calendar: the books of day» Международный научный журнал. — М., №5(2), 2009, с.53–82.
16.Дмитриевская, Л.Н. Пейзаж в романе Е. Замятина «Мы» // Литературный календарь / «Literary calendar: the books of day» Международный научный журнал. — М., №2, 2010, с.40-66.
17.Дмитриевская, Л.Н. «Мне всегда это казалось — что она похожа на свое имя»: символика имени в романе Е. Замятина «Мы» // VI Виноградовские чтения в республике Узбекистан (материалы). — Ташкент, 2010, с.183–185.
18.Дмитриевская, Л.Н. Имя как портрет и портрет как имя в романе Е. Замятина «Мы» // Текст. Язык. Человек. Неделя русской филологии в Мозырском государственном педагогическом университете имени И.П. Шамякина: сборник научных трудов: в 2 ч. — Мозырь, 2011. — Ч.2., с.43–45.
19.Дмитриевская, Л.Н. Функции мотива портрета в повести Н.В. Гоголя «Портрет» // Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания в школе и вузе. 2011. — Киев, 2011, с.391–395.
20.Дмитриевская, Л.Н. Картина и икона с образом Иоанна Крестителя в романе Д.С. Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» // Materiały VIII Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Naukowa przestrzeń Europy — 2012» Volume 22. Filologiczne nauki.: Przemyśl. Nauka i studia — 104 str. S.61–68.
21.Дмитриевская, Л.Н. Портрет и икона в повести И.С. Шмелёва «Неупиваемая чаша» // Интергационные технологии в преподавании филологических дисциплин: способы реализации: сб. материалов V Международной научно-практической конференции, 25-27 апреля 2012 г.: в 3 т. Том 3. — Н. Новогород: Изд-во НГПУ, 2012, с. 283–288.
22.Дмитриевская, Л.Н. Этапы развития пейзажа в русской и европейской литературе // Materiały VIII Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Europejska nauka XXI powieką — 2012» Volume 12. Filologiczne nauki.: Przemyśl. Nauka i studia — 104 str. S.72–80.
Статьи, материалы:
23.Дмитриевская, Л.Н. «Небесный» пейзаж в прозе З.Н. Гиппиус (тезисы) // Синтез в русской и мировой художественной культуре. — М.: Литера, 2002, с.198–201.
24.Дмитриевская, Л.Н. Философский пейзаж в творчестве З.Н. Гиппиус // «Филологическая наука в ХХI веке: взгляд молодых». Конференция молодых учёных. — М.: Литера, 2002, с.70–72.
25.Дмитриевская, Л.Н. Женский портрет в рассказах З.Н. Гиппиус // Синтез в русской и мировой художественной культуре. — М.: Литера, 2003, с.130–133.
26.Дмитриевская, Л.Н. Портрет героини «Чистого понедельника» И.А. Бунина // Национальный и региональный «космо-психо-логос» в художественном мире писателей русского подстепья (И.А. Бунин, Е.И. Замятин, М.М. Пришвин). — Елец, 2006, с.91–96.
27.Дмитриевская, Л.Н. Вьюга, метель и бесы в «болдинских» произведениях и в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина // Лучшая вузовская лекция IV. — М., 2007, с.44–56.
28.Дмитриевская, Л.Н. Портрет героини «Чистого понедельника» И.А. Бунина как ключ к пониманию «тайны» характера // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сб. науч. Статей. Вып.7. Т.1. — М.: МГПИ, 2008. с.55–59.
29.Дмитриевская, Л.Н. Особенности художественного портрета в творчестве М. Горького // Литература и библиотека в образовательном пространстве современной школы. Сб. науч.-метод.материалов. М.:МИОО, 2008. с.45–48.
30.Дмитриевская, Л.Н. Образ бесов в «болдинских» произведениях и «Капитанской дочке» А.С. Пушкина // Русская классическая литература: современное прочтение и методика изучения. — М.: МИОО, ОАО «Московские учебники», 2009, с.9–22.
31.Дмитриевская, Л.Н. Психологический параллелизм в пейзажах романа Е. Замятина // «Мы» Интергационные технологии в преподавании филологических дисциплин: виды, принципы, приёмы: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 22–23 апреля 2010 г. Т.1. — Нижний Новогород: Изд-ва НГПУ, 2010, с. 256–260
32.Дмитриевская, Л.Н. Портреты героев в романе Е. Замятина «Мы» // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. — М.: «Русская школа», 2010, с.175–183.
33.Дмитриевская, Л.Н. Интерьер в литературе (на примере романа Е. Замятина «Мы») // Русская литература: современное прочтение и методика изучения. Ежегодный сборник научно-методических материалов. — М.: МИОО, ОАО «Московские учебники», 2010, с.72–86.
34.Дмитриевская, Л.Н. Пейзаж и интерьер в романе Е.Замятина «Мы»: образы двух миров // Лучшая вузовская лекция VI. — М., 2010, с.68–89.
35.Дмитриевская, Л.Н. Живописный женский портрет и словесный образ в романе Е. Замятина «Мы» // Материалы Х научно-практической конференции, посвящённой памяти А.Ф. Лосева, «Синтез в русской и мировой художественной культуре». — М., 2010, 54–60.
36.Дмитриевская, Л.Н. Образ библиотеки будущего в романе А. Толстого «Аэлита» // Лучшая вузовская лекция VII. — М., 2011, с.3–15.
37.Дмитриевская, Л.Н. Мотив фотографического портрета в русской литературе ХIХ — начала ХХ вв. // Материалы ХI Научно-практической конференции, посвящённой памяти А.Ф. Лосева, «Синтез в русской и мировой художественной культуре». — М., 2011, с.209–215.
38.Дмитриевская, Л.Н. Портрет как способ создания образа иконы в повести Н.С.Лескова «Запечатленный ангел» // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом пространстве: Сб. науч. Ст. Вып. 11. В 2 т. — М.: МГПИ, 2012. — Т.1 — с.19–23.
39.Дмитриевская, Л.Н. Портрет как способ создания образа иконы в рассказе И.А. Бунина «Святые» // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы ХII научно-практической конференции, посвящённой памяти Алексея Фёдоровича Лосева. — М., 2012, с.24–29.
40.Дмитриевская, Л.Н. Истинная красота и истинное искусство в рассказе В.В. Вересаева «Состязание» // IХ Пасхальные чтения. Материалы IХ научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». — М., 2012, с.255–261.
41.Дмитриевская, Л.Н. Фотографический портрет в русской прозе ХIХ — начала ХХ вв.: Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, А. Платонов // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. — М.: МИОО, 2012, с.137–143.
42.Дмитриевская, Л.Н. Портрет в портрете // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы ХIII научно-практической конференции, посвящённой памяти Алексея Фёдоровича Лосева. — М., 2013, с.44–50.
43.Дмитриевская, Л.Н. Мотив мистического портрета в русской прозе ХIХ — начала ХХ веков // Сила слова: история литературы, стиль, художественная практика. Коллективная монография. — М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2013, с.360–381.