- Установленная двигательная активность на уроке физической культуры для учащихся с разной степенью напряжения регуляторных систем позволяет добиться оптимизации функционального состояния организма школьников.
- У школьников с различным типом вегетативной регуляции двигательная активность на уроке физической культуры вызывает качественно разные смещения показателей вариабельности сердечного ритма, чем и обусловлена необходимость иного подхода к проведению урока физической культуры.
- Использование автоматизированных скрининговых систем оценки физического здоровья, таких как «Экспресс-оценка физического здоровья школьников», позволяет составлять индивидуализированные физкультурно-оздоровительные программы не только для ослабленных, но и для практически здоровых школьников с опорой на функциональные классы их физического здоровья.
- Использование индивидуализированных физкультурно-оздоровительных программ для учащихся способствует перераспределению индексов (Кетле-2, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье) в область приближения к центроиду по дискриминантной функции, определяющих хорошую физическую работоспособность, что способствует оптимизации функционального состояния организма учащихся.
- Применение разных двигательных режимов во время урока физической культуры приводит к адаптации психофизиологических показателей учащихся.
- Выполнение дыхательной гимнастики и точечного массажа рецептивных зон тройничного нерва воздействует на рецепторы дыхательных путей и дыхательных мышц и способствует оптимизации основных свойств централь ной нервной системы школьников.
1. Горелик В.В. Использование медико-биологических технологий в оценке физического здоровья детей: психофизиологические особенности школьников : монография / В.В. Горелик. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. –139 с.
Список трудов, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК
2.Влияние афферентации с рецептивных полей тройничного нерва и дыхательного аппарата на основные свойства ЦНС школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М., 2006. – № 1. – С. 9–14. (В соавт. с В.Е. Якуниным.)
3.Учет стабилометрических показателей в программе реабилитации при остеохондрозе шейного отдела позвоночника // Адаптивная физическая культура. – СПб., 2007. – № 1. – С. 34–36. (В соавт. с С.А. Кузьмичевым.)
4.Поддержание основной стойки при стабилометрическом наблюдении в адаптивной реабилитации при остеохондрозе шейного отдела позвоночника // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – М., 2008. – № 3. – С. 45–46.
5.Комплексная диагностика здоровья учащихся общеобразовательной школы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара : Изд-во «Самарский научный центр РАН», 2009. – Т. 11. – № 4. – С. 328–333.
6.Оценка физического развития в мониторинге состояния здоровья школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара : Изд-во «Самарский научный центр РАН», 2010. – Т. 12. – № 1. – С. 227– 230.
7.Оценка физического развития и здоровья школьников общеобразовательной школы // Вестник Оренбургского государственного университета. – Оренбург : ОГУ, 2010. – № 6. – С. 69–73.
8. Особенности адаптационных показателей сердечно-сосудистой системы школьников, занимающихся физической культурой // Вестник Оренбургского государственного университета. – Оренбург : ОГУ, 2011. – № 5. – С. 102–106. (В соавт. с Ю.Е. Малининым.)
9. Использование новых образовательных технологий для оценки физического развития и отклонений в состоянии здоровья школьников в общеобразователь ной школе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – Ме дицинские науки. – 2011. – № 2. – С. 143–152. (В соавт. с В.Ф. Пятиным.)
10.Адаптация школьников к физическим нагрузкам в условиях общеобразовательной школы // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара : Изд-во «Самарский научный центр РАН», 2012. – Т. 12. – № 1. – С. 227–230.
11.Особенность методики физических упражнений для учащихся с артериальной гипотонией // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева.– Тольятти, 2012. – № 1 (9). – С. 68–75.
12.Методические особенности физических упражнений для девочек с артериальной гипертензией // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. –Тольятти, 2012. – № 3 (10). – С. 107–116. (В соавт. с Е.А. Астраханцевым, В.В. Стороженко, А.А. Джалиловым.)
13.Особенность адаптации психофизиологических показателей школьников в условиях общеобразовательной школы // Вектор науки. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. – № 1 (23). – С. 27–30.
14.Состояние регуляторных систем школьников в условиях применения разных режимов двигательной активности на занятиях физической культурой // Вектор науки. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. – № 1 (23). – С. 31–35.
15.Методические особенности применения физических упражнений для развития скоростно-силовых способностей мальчиков 10–12 лет, занимающихся греко-римской борьбой // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – Тольятти, 2013. – № 5 (12). – С. 65–73. (В соавт. с А.П. Пшеничным, Ю.Е. Малининым.)
16.Особенность методики применения физических упражнений для школьников с разным типом вегетативной регуляции // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – Тольятти, 2013. – № 5 (12). – С. 57– 65.
Научные материалы, опубликованные в других изданиях
17. Горелик, В.В. Функциональное состояние центральной нервной системы школьников в процессе учебной деятельности // Проблемы гуманизации вузов ского образования : сб. – Тольятти : ТГАС, 2004. – С. 204–208.
18. Горелик, В.В. Нейрофизиологическая картина утомления школьников в процессе учебной деятельности // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – Тольятти : ВУиТ, 2004. – С. 246–258.
19.Горелик, В.В. Координационные механизмы ЦНС в условиях выполнения дыхательной гимнастики и точечного массажа рецептивных зон тройничного нерва // Актуальные проблемы науки и практики : Международная научная конференция : 20–23 апр. 2005 г. : Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – Тольятти : ВУиТ, 2005. – С. 37–41.
20.Горелик, В.В. Применение коррекционной лечебной физкультуры в функциональной реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья // Актуальные проблемы физкультуры и спорта ЧГПУ : сб. – Чебоксары : ЧГПУ, 2005. – С. 47–54.
21. Горелик, В.В. Компьютерные технологии мониторинга физического здоро вья школьников // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – Тольятти : ВУиТ, 2007. – С. 92–97.
22. Горелик, В.В. Изменение психофизиологических показателей школьников в условиях применения новых образовательных технологий // Проблемы универ ситетского образования. Технологическое образование на современном этапе: проблемы, тенденции, перспективы : материалы Международной научно- практической конференции: 26-28 апр. – Тольятти : ТГУ, 2010. – Т. 2. – С. 36– 41. (В соавт. с В.И. Щёголем.)
23.Горелик, В.В. Особенности адаптации школьников к учебной деятельности в общеобразовательных школах города Тольятти // Стратегическое планирование развития городов России. Памяти первого ректора ТГУ С.Ф. Жилкина. – Тольятти : ТГУ, 2010. – Т. 2. – С. 228–235.
24.Горелик, В.В. Морфофункциональные особенности сердечно-сосудистой системы детей и подростков, занимающихся спортом // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры : Всероссийская научно-практическая конференция : 10-12 нояб. – Тольятти : ТГУ, 2010. – Т. 2. – С. 64–68. (В соавт. с В.И. Наумовой, Н.А. Чепель.)
25.Горелик, В.В. Психофизиологические показатели школьников с использованием новых образовательных технологий в учебном процессе общеобразовательных школ // Запад – Россия – Восток. Политическое, экономическое, техническое и культурное взаимодействие : Международная научно-практическая конференция : 8 апр. 2010 г.– Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. – С. 319–324.
26.Горелик, В.В. Особенности адаптационных показателей кардиореспиратор-ной системы школьников, занимающихся физической культурой // Современные проблемы физкультурного образования и спортивной тренировки : Международная научно-практическая конференция, посвященная 30-летию высшего физкультурного образования в Республике Саха (Якутия) : 30 нояб. 2012 г. Якутск : ИД СВФУ, 2012. – С. 432–436.