Научная тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТНОЙ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ДЕВИАНТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ»
Специальность: 19.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Результаты теоретико-методологического анализа имеющихся в отечественной и зарубежной психологии научных данных позволили проследить генезис и современное состояние исследования проблемы девиантно-развивающейся личности. На их основе разработан интегративный субъектно-потребностный подход в изучении и преодолении. Он выдвигает принципы комплексного привлечения и использования аксиологического, субъектного, деятельностного, инструментального и других методологических средств познания, многоаспектного видения в своем единстве проблемы потребностной неудовлетворенности девиантно-развивающейся личности, а также возможностей и психологических условий ее решения. С учетом этого интегративный субъектно-потребностный подход позволяет установить  влияние потребностной неудовлетворенности девиантно-развивающейся личности на характер ее взаимоотношений с социальной средой, проявление девиантных форм поведения и реализовать компенсацию неудовлетворенных потребностей за счет активизации потребностей более высокого уровня за счет развития потребностей самопознания, самосознания и саморазвития. Потребностная неудовлетворенность порождается условиями неблагоприятной социальной среды и актуализирует соответствующие механизмы удовлетворения потребностей девиантных подростков.   

2. Потребностная неудовлетворенность - это нарушение психического развития, которое проявляется в деформациях мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сфер личности, не позволяющее выстраивать гармоничные отношения с собственным и окружающим миром, и определяющее девиантный характер ее поведения. Основными детерминантами формирования потребностной неудовлетворенности являются утрата ценности жизни в семье и в официальных социальных объединениях, которым предпочитаются асоциальные среды и модели поведения; преобладание в потребностной сфере эмоционального деструктивного компонента над рациональным, что определяет, характер и уровень потребностной неудовлетворенности, приводит к снижению психологической устойчивости, доминированию дефицитарных потребностей, пассивному времяпрепровождению, инфантилизму, негативизму в отношениях к людям, наряду с отторжением социальных потребностей, особенно в самоопределении, саморазвитии и творческой самореализации. Механизмами преодоления потребностной неудовлетворенности девиантно-развивающейся личности являются: психосоциальная идентичность личности; система поведения и отношений подростка с окружающими (процессы обособления), активность развития в противоречивых социальных ситуациях; характер взаимодействия, общения и предпочитаемых видов деятельности; кризисных ситуаций и др.

3. Концепция преодоления потребностной неудовлетворенности девиантно- развивающейся личности объединяет в себе: теоретико-методологический компонент (субъектно-потребностный подход) и представления о сущности исследуемого феномена; закономерностях, механизмах и условиях эффективного преодоления потребностной неудовлетворенности девиантов; психологическую модель, в которой представлены: системные психологические характеристики процесса преодоления потребностной неудовлетворенности девиантных подростков; алгоритмы достижения промежуточных и конечных целей; технологии, методики для выявления личностных особенностей, влияющих на формирование потребностной неудовлетворенности подростков; коррекционно-развивающие программы, позволяющие корректировать выявленные асоциальные проявления и особенности личности.

Эффективность разработанного системного психологического основания преодоления потребностной неудовлетворенности определяется его комплексным характером, включающим:

  • теоретико-методологическое основание (закономерности, механизмы, психологические характеристики и детерминанты девиантно-развивающейся личности; субъектно-потребностный подход к изучению и организации преодоления потребностной неудовлетворенности девиантно-развивающейся личности; психологическую модель и алгоритм социально-психологической работы с подростками по преодолению их потребностной неудовлетворенности в асоциальной среде);
  • психотехнологическое исследовательско-коррекционно-развивающее основание интегрирует исследовательский компонент (содержит методики выявления особенностей потребностной сферы, индивидуальных особенностей, порождающих потребностную неудовлетворенность) с коррекционно-развивающей технологией (обеспечивает преодоление потребностной неудовлетворенности и гармонизацию связей и отношений девиантной личности с социальной средой). Психотехнологическое исследовательско-коррекционно-развивающее основание целесообразно, если оно проявляет себя более конкурентоспособно и эффективно по сравнению с асоциальной психотехнологической альтернативой;
  • оценочно-оптимизационное основание, включающее системный критерально-оценочный компонент (критерии, показатели и уровни эффективности преодоления потребностной неудовлетворенности девиантно-развивающейся личности) и оптимизационный компонент (средства, технологии и условия формирования конкурентоспособной среды, взаимосвязей и отношений по сравнению с асоциальной альтернативой). Оценочно-оптимизационное основание обеспечивает формирование социально-позитивных форм развития и поведения девиантно-развивающейся личности на основе преодоления потребностной неудовлетворенности в социально-одобряемой и конкурентоспособной социальной среде.

4. Индивидуальные особенности, влияющие на проявление потребностной неудовлетворённости, обуславливают следующие типы девиантных подростков:

делинквентный тип личности характеризуется стремлением к острым ощущениям и удовольствиям, низким уровнем смысложизненных ориентаций и отсутствием планирования своего будущего, что порождает социально-нежелательные поведенческие формы (экстернальность, импульсивность, несдержанность и ригидность поведения);

безнадзорный тип личности отличается низким уровнем самооценки, слабовольностью, недостаточной активностью, высоким уровнем интеракции, пугнической, гедонической, гностической общей эмоциональной направленностью;

агрессивный тип личности связан с низким уровнем смысложизненных ориентаций, склонностью к аффектам, выраженной потребностью в коммуникации, потребностью в самоинтересе и самопознании, стремлением к контролю над всеми жизненными ситуациями;

аутодеструктивный тип личности порождает низкий уровень смысложизненных ориентаций, выраженную потребность в коммуникации, самопознании, стремление к контролю над всеми жизненными ситуациями;

деструктивный тип личности (включает адаптированный, нейтральный и дезадаптированный типы) проявляется в низком уровне эмпатии и нарушениях межличностных отношений; потребности в острых ощущениях, низком уровне самоконтроля, мотивации принятия решений, высоком уровне конформизма, равнодушии, низком уровне самопонимания, склонности к риску, высоком уровне пугнических эмоций, неуравновешенности настроения;

заискивающий тип личности (включает три группы поведения - адаптированный, нейтральный и дезадаптированный) определяется потребностью в коммуникабельности, стремлением к принятию, самоуважением, самопониманием и низким уровнем конформности; низким уровнем самооценки.

Общим для всех девиантных подростков является принадлежность к дезадаптивной шкале приспособленности.

Разрешение противоречий возможно через развитие и реализацию личностного потенциала, проявляющегося в согласованности требований социальной среды и потребностной сферы подростка.

5. Психологическими условиями эффективного преодоления потребностной неудовлетворенности девиантно-развивающейся личности являются: овладение психологической моделью эффективного преодоления проявляющегося негативного феномена (помощь подросткам в осознании и корректировке деструктивных особенностей личности через их ориентировку в своих положительных качествах; актуализацию и активизацию положительного личного опыта, оценку своих ресурсов и ограничений, оптимизацию отношений с окружающими); актуализацию активности социальных институтов общества в совершенствовании предметов удовлетворения потребностей девиантных подростков; совершенствование психотехнологий преодоления потребностной неудовлетворенности девиантно-развивающейся личности; системное психологическое сопровождение девиантных подростков.

6. Оптимизация деятельности по преодолению потребностной неудовлетворенности девиантно-развивающейся личности может быть достигнута за счет предложенных в работе технологий и методов ( создание альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям; организацию социально - позитивных форм трудовой деятельности с целью развития трудовой мотивации и чувства социальной полезности; организацию активного участия подростка в перестройке собственного жизненного опыта и др.).

Список опубликованных работ
А) публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования науки РФ:

1.Прялухина А.В. Социально-психологические концепции аномальных проявлений личности // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно – практический журнал – М.: РГСУ, 2009. - №9 – С.89 – 92. – 0,50 п.л.

2. Прялухина А.В. Психосоциальная помощь дезадаптированной личности // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно –практический журнал – М.: РГСУ, 2009. - №9 –С. 92 – 95. – 0,35 п.л.

3. Прялухина А.В. Психология дезадаптивного поведения несовершеннолетних // Человеческий капитал. – М., -2010. -№7(19). – С. 349- 352. – 0,30 п.л.

4. Прялухина А.В. Развитие ценностных оснований в формировании личности // Человеческий капитал. – М., -2010. -№7(19). – С. 346- 349. – 0,30 п.л.

5.Прялухина А.В. Социально-психологические факторы риска дезадаптивно формирующейся личности // Человеческий капитал. – М., - 2010. - № 6 (18). – С. 212 – 217. – 0,40 п.л.

6. Прялухина А.В. Дефицитарные потребности девиантно формирующейся личности: сущность, подходы и технологии решения // Человеческий капитал. – М., - 2010. - № 8 (20). –С. 135 – 140. – 0,55 п.л.

7.Прялухина А.В. Социально - психологические аспекты профилактики подростковых девиаций // Человеческий капитал. – М., - 2010. - № 9 (21). – С. 148-152. – (0,75 п.л. 0,4 п.л.), (Соавт. Л.Г. Латпев).

8. Прялухина А.В. Особенности психокоррекционой работы с девиантным материнством // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2010.-№11.- С. 87 – 91. – 0,40 п.л.

9. Прялухина А.В. Социально - психологическая детерминация формирования девиантной личности подростка // Человеческий капитал. – М., - 2010. - № 9 (21). – С. 253 – 257. – (0,75п.л./ 0,45 п.л.), (Соавт. Л.Г. Латпев).

10. Прялухина А.В. Оптимизация родительско – детских отношений в семьях как профилактика насилия в семье // Человеческий капитал. – М., - 2010. - № 10 (22). – С.78 – 80. – 0,50 п.л.

11. Прялухина А.В. Социально - психологические факторы дезадаптивного поведения несовершеннолетних // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2010.-№3.- С.12 - 17– 0,40 п.л.

12. Прялухина А.В. Влияние социальных детерминант на формирование девиантной личности подростка // Человеческий капитал. – М., - 2010. - № 10 (22). – С.80 – 82.- 0,10 п.л.

13. Прялухина А.В. Социально психологическая типология девиантных личностей // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно –практический журнал – М.: РГСУ,2010. - №11. – С. 35 – 39. – 0,55 п.л.

14. Прялухина А.В. Исторический анализ проблемы детско – подростковой безнадзорности // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно – практический журнал – М.: РГСУ, 2011. - № 7 (73). – С. 119 – 127. – 0,60 п.л.

15.Прялухина А.В. Проблемы компьютерной игровой зависимости формирующейся личности // Человеческий капитал. – М., - 2012. - № 10 (22). – С.75 – 79. – 0,55 п.л.

16.Прялухина А.В. Социально-психологические проблемы и предпосылки создания замещающей семьи // Человеческий капитал. – М., - 2013 № 1. – С.101 – 104. – 0,45 п.л.

17.Прялухина А.В. Теоретико-методологические предпосылки современного понимания феномена потребности развивающейся личности // Человеческий капитал. – 2013. - № 4. –С. 31 -35. - 0.50 п.л.

18.Прялухина А.В. Социальные институты общества и девиантно- формирующаяся личность: проблемы актуализации и реализации неудовлетворенных потребностей // Человеческий капитал. – М., - 2013. - №5 – 6 (53). – С. 88 – 93. – 0,5 п.л.

19. Прялухина А.В. Закономерности и особенности влияния стилей семейного воспитания на агрессивность подростка // Человеческий каптал. – М., - 2013. - № 7 (54). – С. 105 – 110. – 0,75 п.л.).

Б) Монографии:

20.Прялухина А.В. Подростковая безнадзорность: причины и особенности / LAP LAMBERT Academic Publishing Gmbh, Germany – 2011. – 146 с. – 7,8 п.л.

21.Прялухина А.В. Подростковая безнадзорность как социально – психологический феномен. Моногафия. – Мурманск : Изд –во МГТУ, 2012.- 130 с. – 7,6 п.л.

22.Прялухина А.В. Психология потребностной неудовлетворенности девиантно–развивающейся личности: феноменология и основы преодоления. Монография.- М.: Издательство Буки Веди, 2013.- 347 с. 31,75 п.л.

В) Другие научные публикации:

23.Прялухина А.В. Проблемы безнадзорности в новых социально-экономических условиях //Наука и образование-2003: Материалы Всероссийской научно-технической конференции (Мурманск, 2-16 апреля 2003 г.)- Мурманск: МГТУ, 2003. - Ч.2. С.101-109 - 0,45 п.л.

24.Прялухина А.В. Мода и личность подростка-безнадзорника //Имиджелогия-2003: Современное состояние и перспективы развития: Материалы Первого Международного симпозиума /Под ред. Е.А. Петровой. - М.: 2003, С. 201 – 209 – 0,5 п.л.

25.Прялухина А.В. Безнадзорность как факт социальной патологии духовной жизни общества /Россия в системе глобальных социальных координат: тезисы выступлений 25 ноября 2002 (Второй Международный социальный конгресс) в 2-х томах- М.: Изд-во МГСУ, 2003. –Т.2. С.245- 247 – 0,45 п.л.

26. Прялухина А.В. Медико-социальные аспекты службы планирования семьи в Мурманской области //Россия в системе глобальных социальных координат: тезисы выступлений 25 ноября 2002 (Второй Международный социальный конгресс) в 2-х томах.- М.: Изд-во МГСУ, 2003. –Т.2. С. 246 - 253 - 0,55 п.л.

27.Прялухина А.В. Работа центра планирования семьи г. Мурманска //Третья Медицинская ассамблея союза городов Заполярья и Крайнего севера (Тезисы докладов) – Мурманск, 2001.- С.232 -241 – 0,65 п.л.

28.Прялухина А.В. Безнадзорность как социально-психологическое явление //Человек и социум (Межвузовский сборник научных статей). - Мурманск, 2003.- С. 110 – 117 – 0,4 п.л.

29.Прялухина А.В. Влияние окружающей среды на социально-психологическое развитие безнадзорных подростков //Наука и образование – 2004: Материалы международной научно-технической конференции (Мурманск, 7 – 15 апреля 2004г.): В 6 ч. Ч. 2. – Мурманск: МГТУ, 2004. –С. 374 – 380 – 0,4 п.л.

30.Прялухина А.В. Исторически изменяющиеся условия и организация работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности подростков //Проблемы Российского общества: прошлое и современность: Сборник научных статей. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004. –С. 178 – 189 - 0,5 п.л.

31.Прялухина А.В. Социально-психологические особенности личности безнадзорных подростков //Психология социальности: Сборник научных трудов. – М.: РИЦ АИМ, - 2005. С 47 – 53 – 0,3 п.л.

32.Прялухина А.В. Социально-психологические причины подростковой безнадзорности// Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в условиях учреждений социального обслуживания семьи и детей. Региональная комплексная программа «Дети Кольского Заполярья» на 2004-2006 годы. – Мурманск: МОИПКРО, 2005. – 134с. – 0,5 п.л.

33. Прялухина А.В. Сформированность интересов и направленность личности подростков группы риска // Образование и наука: достижения, задачи и перспективы. Секция «Проблемы современной прикладной психологии»: междунар. Науч.- практ. Конф., 23 – 24 марта 2006. – Мурманск: НОУ МГИ, 2006.- 80с. С. 24-35 – 0,5 п.л.

34. Прялухина А.В. Проблемы деформации личности безнадзорных подростков// Проблемы российского общества: прошлое и современность: Межвузовский сборник научных статей. – Мурманск, 2006. – 144с. – 0, 5 п.л.

35.Прялухина А.В. Безнадзорность как феномен социальной патологии // Труды Псковского политехнического института. – Псков: Изд – во ППИ, 2006. № 10.1. – 146с. – С. 105 – 111. – 0,4 п.л.

36.Прялухина А.В. Факторы социального и психологического неблагополучия безнадзорных подростков // Актуальные проблемы и перспективы развития психологии образования: Материалы II научно – практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития психологии образования», 14 февраля 2007 г. – Мурманск: НОУ МГИ, 2007. – 112с. С 61 – 73. – 0,45 п.л.

37.Прялухина А.В. Методика работы с семьями группы риска (напримере Российско – нидерландской программы «Дети группы риска») // Проблемы российского общества: прошлое и современность: межвузовский сборник научных статей. Часть 1. – Мурманск, 2007. – 174 с. С. 121 -129 – 0,4 п.л.

38. Прялухина А.В. Неблагополучная семья – источник проблем подростковой безнадзорности // Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеевой А.А. – Мурманск: МГПУ, 2007. Вып. 7. – 329с. С. 225 -232 – 0, 45 п.л.

39. Прялухина А.В. Психокоррекционная работа в сфере психического здоровья дезадаптированных подростков // Международная научно - практическая конференция Молодежь и социальные проблемы Северо –Западного региона 9 – 13 февраля 2009 [Электронный ресурс] / ФГОУПВПО «МГТУ». (142 Мб) Мурманск: МГТУ, 2009 – 0,5 п.л.

40. Прялухина А.В. Социальная ситуация развития как причина возникновения феномена безнадзорности // Глобализация: философские, экономические, социальные и технические аспекты. Материалы межвузовской научно – практической конференции преподавателей Мурманских вузов. Мурманск.: Изд –во СПГУВК МФ, 2009. – 392с. – С. 278 – 287. – 0,4 п.л.

41.Прялухина А.В. Безнадзорность как феномен социальной патологии духовной жизни общества // Сборник научных статей преподавателей Псковского Вольного института / С 23 под ред. Э.Л. Моппеля, Н.Е. Олехнович, Е.Э. Бариловой и др.. – Псков: ПОИПКРО, 2008. – 110 с. – С. 56 – 64. – 0,4 п.л.

42.Прялухина А.В. Специфика социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями // Российское Заполярье : состояние и перспективы социально - экономического развития: всерос. науч.–практ. конф., Мурманск, 18 июня 2009 г. : сб. статей / под общ. Ред. Ю.В. Кузнецова. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2009. – 268с. – С. 153 – 164. – 0,45 п.л.

43. Прялухина А.В. Общие психологические особенности безнадзорных подростков, обучающихся в училище и подростков, обучающихся в гимназии // Молодежь и общество: перспективы развития: сб. материалов науч. – практ. Конф., 25 ноября 2009 года. Г. Мурманск: в 2 ч. Ч.2. – Мурманск: Изд –во МГТУ, 2010. – 168с. – С.32 – 39. – 0,4 п.л.

44. Прялухина А.В. Роль подростковых клубов по месту жительства в социализации детей и подростков «группы риска» // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Социально - гуманитарные чтения памяти профессора В.О. Гошевского (8-12 февраля 2010). – С. 91 – 95. – 0,4 п.л.

45. Прялухина А.В. Роль ценностных оснований в формировании личности // Проблемы и перспективы социальной психологии образования: Материалы междунар. науч. конференции (г. Саратов, 26 – 27 октября 2010г.). - Саратов: ИЦ «наука», 2010. – Ч.2. -281с. – С. 147 – 154. – 0,5 п.л.

46. Прялухина А.В. Семейное неблагополучие как ведущий фактор потребностной неудовлетворенности формирующейся личности // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России:материалы третьей Всерос. Науч. –практ. Конф. Самара, 27-28 сентября 2010 г. /отв. Ред. А.В. Капцов. – самара : СамЛюксПринт, 2010. – 322с. – С. 237 – 245. – 0,45 п.л.

47. Прялухина А.В. Девиантное материнство: сущность, особенности, психокоррекция // Психология образования:социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша школа» (Москва, 14 -16 декабря 2010г.): Материалы VI Всероссийской научно – практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010. - 348с. – С.308 – 314. – 0,4 п.л.

48. Прялухина А.В. Значение российско – норвежских проектов в социально – педагогической поддержке детства, профилактике асоциального поведения несовершеннолетних // PR, бизнес, СМИ – проблемы взаимодействия : сб. материалов Всероссийской науч. – практ. Конф., 25 ноября2010 года, г. Мурманск. – Мурманск : Изд – во МГТУ, 2011. – 140с.- С.109 – 116. – 0,5 п.л.

49. Прялухина А.В. Генезис детской безнадзорности // Психология человека в трудной жизненной ситуации: Выпю 4 (сборник научных статей) / Под ред. д. психол. н., Е.А. Петровой – М. : РИЦ АИМ, 2010. – 149с. – С. 61 – 68. – (0,7 п.л. / 0,45 п. л.), (Соавт. Е.А. Петрова).

50. Прялухина А.В. Особенности мотивационно – потребностной сферы личности безнадзорных подростков // Качество жизни в современной России: материалы Всеросс. (заочной) науч.-практ. конф. (1 марта 2011 г.) / под ред. Н.Д.Узлова; Перм. гос. ун-т, Березниковский филиал. – Пермь, 2011. – 308 с. – С. 267-272. – 0,4 п.л.

51.Прялухина А.В. Имиджевые технологии «Центра развития семейных форм устройства детей» в г. Мурманске // ИМИДЖЕЛОГИЯ – 2011: РАЗВИТИЕ И Продвижение Территорий: Материалы Девятого Международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2011. – 206с. –С. 185 – 191. – 0,45 п.л.

52. Прялухина А.В. Роль СМИ в информации общественности о социально – значимых проблемах (на примере проблемы безнадзорности)// PR, бизнес, СМИ – проблемы взаимодействия : сб. материалов III Межвузовской научно-практической конф., 15 декабря 2011 года, г. Мурманск [Текст] / [ред. кол. : С. Т. Ибатуллина, Л. Н. Каратаева, М. Н. Чечурина ; отв. ред. И. Ю. Савельева]. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2011. – 206 с. – С. 161 – 170 – 0,4 п.л.

53. Прялухина А.В. Социально-психологические особенности социализации современных подростков в информационном обществе // Materialy VIII mezinarodni vědecko - prakticka conference «Dny vědy - 2012». - Dil 58. Psychologie a sociologie: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o - 112 stran. С. 88 – 94. – (0,75 п.л. /0,45 п.л.), (Соавт. Л.Г. Лаптев).

54. Прялухина А.В. Структурно-функциональный анализ потребностей девиантно – формирующейся личности // Социально - психологическая помощь личности в сложной жизненной ситуации: материалы I Всероссийской науч. – практ. Конф., г. Мурманск, 1-2 ноября 2011. – Мурманск: НОУ ВПО МГИ, 2011. – 180с. – С. 88 – 95. – 0,4 п.л.

55. Прялухина А.В. Особенности эмоциональных реакций подростков с компьютерной игровой зависимостью // Материалы 8-ой международной научно – практической конференции, Вопросы науки, - 2012. Том 31. Психология и социология. София. – 64с. – С. 44- 54. – 0,4 п.л.