Научная тема: «ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

1. В современной ситуации модернизации профессионального образования требуется обновление подготовки руководителей на основе тех изменений, которые происходят в результате институализации современных социальных отношений в сфере образования. Изменение социальных отношений в сфере образования наполняет понятийное поле исследований в области подготовки руководителей школ. Базисным основанием для понятийного поля модернизации профессионального образования в области управления образовательными организациями является сущность и характеристика нового понимания такого социального явления как социальный заказ на образование.

2. Понятийное поле социального заказа на образование в его современных характеристиках является широким понятием и связано с происходящими экономическими и социальными изменениями в обществе, данное понятие интегрирует в себе различные новые термины, которые наполняют современные документы в области образования: «стандарт как общественный договор», «социальный спрос на образование», «социальное партнерство в образовании», «квалификации - требования к профессиональной деятельности специалиста», «соответствие профессионализма и компетенций специалиста современному рынку труда и запросу к качеству его профессиональной деятельности». Данное понятийное поле предполагает его уточнение относительно подготовки руководителей школ и воздействует на требования к профессионализму современного руководителя школьной организации.

3. Новые направления развития образования и происходящие изменения в области социальных и трудовых отношений в сфере образования требуют изменения в ценностно-смысловой модели подготовки специалистов для школьного руководства, которые могут быть оформлены в форме целевой программной стратегии. Ценностно-смысловая стратегия подготовки руководителей для работы в современной школе определяется факторами концептуализации теории и практики управления образованием в современных условиях (научным обоснованием понятия «профессионализм» в руководстве школой; наличием широко спектра исследовательских эмпирических данных в области эффективного управления школьной организацией; появлением кодированных документов, определяющих требования к профессии руководителя образовательной организацией; изменениями в сфере построения отношений между представителями общества, персоналом школы и руководителями школьных учреждений).

4. Обновление концептуальных положений в подготовке руководителей школ связано с изменениями в области управления образованием, которые закрепляются в институализированных документах, определяющих новые социальные отношения в области школьного образования (автономия школы, государственно-общественное управление в школе, социальное партнерство в деятельности школьного учреждения, эффективный контракт руководителей образовательных организаций как новая форма трудовых соглашений, социальный диалог при построении образования и создании программ развития школы, социальный диалог при разработке школьных образовательных программ, инновации в области школьного образования, социальная отчетность школьного руководства - школьный публичный отчет). Ценностно-смысловой аспект стратегии подготовки руководителей школ заключается в ее ориентации на принятии руководителями школьных организаций социальной ответственности и развития их способности к конвенциальным отношениям.

5. Ключевыми понятиями стратегии подготовки руководителей школ являются:

Профессионализация как явление, обусловленное социальным процессом возникновения профессии, ее институциональным закреплением, а также личностно-деятельностным становлением субъекта как

профессионала в процессе интернализации профессиональных норм и образцов действий.

Стандарты профессионализма руководителя школы, которые формируются средствами социального заказа и социального партнерства в образования (конвенциально-договорными и контрактными отношениями, социального диалога с обществом).

Квалификационные характеристики деятельности руководителя школы, которые представляются в наборе управленческих компетенций.

6. Стратегии подготовки руководителей школ определяются принципами: конвенциальности - договорные партнерские отношения; продуктивности - развитие самоэффективности как достижения способности обеспечения прогресса школы; поддержки развития профессионализма - способности к решению управленческих проблем в различных социальных и организационных контекстах; этических ценностях профессии, что предполагает приверженность к кодифицированным профессиональным ценностям; технологичности обеспечение развития функционально-административной, социальной управленческой и педагогической компетенции; рефлексивности как развития способности к построению личного профиля профессионального развития и профессиональной карьеры.

7. Динамичное изменение общества предполагает построение стратегии подготовки руководителей школ как континуума в сочетании формального и неформального образования не только отдельных руководителей, но различных представителей школьной команды (распределенное руководство). Континуум подготовки руководителей школы соотносится с профилем развития его управленческих компетенций, определяющих способность к руководству образовательной организацией методами партнерства и социального диалога.

8. В содержательное ядро образовательных программ подготовки руководителей школ целесообразно включать на каждом временном цикле профессионального развития руководителя школы семь тематических блоков, которые являются основой для создания модулей образовательных программ:

а) перевод политических, социальных и культурных ожиданий в стратегию развития школы;

б) обеспечение ресурсов развития;

в) понимание и поддержка учителей;

г) работа с учащимися и родителями;

д) создание благоприятной среды образования;

е) формирование коалиций и переход на модель распределенного лидерства в управлении школьной организацией;

ж) личное и профессиональное развитие руководителей школ. Содержание модулей программ должно уточняться в зависимости от приоритетов государственной образовательной политики, запросов руководителей учреждений, углубляться на различных уровнях профессионального образования и конкретизироваться с учетом профессионализма руководителя.

9. В технологии обучения при подготовке руководителей школ интегрируются механизмы социального партнерства, самоуправляемого обучения, наставничества и экспертного руководства. Данные механизмы при организации обучения могут быть реализованы при использовании в образовательных программах моделей контекстного, самоуправляемого и адаптивного обучения. Технологии обучения реализуются в формах публичных слушаний, проектировочных семинаров, имитационных моделях обучения, отработки учебных кейсов, резидентскими административными практиками. Профессиональное развитие руководителей образования более эффективно при организации доверительного общения и консультаций, в том числе с использованием интерактивных сетей.

10. Оценка результативности программ включает два блока оценивания (социальной эффективности и педагогической продуктивности программ), которые измеряются комплексом оценочных инструментов. Данные виды оценки позволяют создавать и планировать их дальнейшее профессиональное развитие на основе анализа личностного профиля руководителей образовательных учреждений, в котором фиксируется сформированность способностей, отражающих особенности совокупности его профессиональных компетенций.

11. Методология внедрения стратегии подготовки руководителей школ в образовательные программы осуществляется методом мейнстриминга, что означает соотнесение процесса подготовки руководителя с процессами преобразования школьного управления в муниципальных образовательных системах. Модель подготовки руководителей образования является неотъемлемой частью развития систем образования и развития организационной культуры школы.

Список опубликованных работ
Публикации в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

1.Иваненко, И.А. Социальный заказ в практике управления образованием /И.А. Иваненко //Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – М.: Изд-во МГОУ, №1. 2010. – С. 28-31. (0,4 п.л.)

2.Иваненко, И.А. Специфика концепций профессионализма и профессионального образования в сфере управленческой деятельности /И.А. Иваненко //Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – №2. – С. 98-102.( 0,4 п.л.)

3.Иваненко, И.А. Различные подходы к моделированию компетенций при разработке программ подготовки менеджеров /И.А. Иваненко //Высшее образование сегодня. – 2010. – №10. – С.36-39. (0,43 п.л.)

4.Иваненко, И.А. Европейские модели подготовки специалистов в области школьного руководства /И.А. Иваненко// Вестник ЮжноУральского ГУ. Серия Образование. Педагогические науки. – 2010. – №36 (212). – Выпуск 10. – С.57-62. (0,5 п.л.)

5.Иваненко, И.А. Различные подходы стандартизации и создания новой квалификационной модели профессионального образования /И.А. Иваненко //Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 5-6 (83-84). – С.5-11. (0,44 п.л.)

6.Иваненко, И.А. Институализация профессий в социальной практике и теории образования /И.А. Иваненко // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования» – Декабрь 2010. – №6 (25). – Часть 1. – С.72-76. (0,52 п.л.)

7.Иваненко, И.А. Разработка стандартов профессионального образования на основе теории компетенций /И.А. Иваненко // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». – 2010. – Выпуск 11. – С.117-124. (0,48 п.л.)

8.Иваненко, И.А. Подготовка специалистов в условиях социального заказа в формате социального партнёрства /И.А. Иваненко //Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – №1. – С.52-58. (0,75 п.л.)

9.Иваненко, И.А. Роль социального партнерства при формировании социального заказа в образовании /И.А. Иваненко //Alma mater. (Вестник высшей школы) – 2011. – Выпуск 2 март. – С.52-55. (0,4. п.л.)

10.Иваненко, И.А. Концепции профессионализма в социальной практике и теории образования /И.А. Иваненко //Alma mater. (Вестник высшей школы) – 2011. – Выпуск 3 апрель. – С.22-25. (0,4 п.л.)

11.Иваненко, И.А. Конвенциальная политика при разработке стандартов профессионального образования /И.А. Иваненко //Педагогический журнал Башкортостана. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – №4. – С. 43-52. (0,81 п.л.)

12.Иваненко, И.А. Уровневая подготовка специалистов в области школьного руководства в европейских странах /И.А. Иваненко //Вестник Башкирского университета. – Уфа: Изд-во БашГУ, 2013. – Т.18. – №2. – С. 556-560. (0,55 п.л.)

13.Иваненко, И.А. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании /И.А. Иваненко, С.Д. Чуркин // Вестник университета. – Москва: Изд-во ГУУ, 2013. – №15. – С.206-212. (0,65 п.л.) (авт. вклад 0,5)

14.Иваненко, И.А. Реализация механизма социального партнёрства в профессиональном образовании /И.А. Иваненко //Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки – Ярославль: Изд-во ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2013 – №4. – С.46-50. (0,65 п.л.)

15.Иваненко, И.А. Практика подготовки школьных руководителей в российской системе образования в современных условиях /И.А. Иваненко //Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – М.: Изд-во МГОУ, 2014. – №2. – C.94-102. (0,85 п.л.)

16.Иваненко, И.А. Подготовка руководителей школ в условиях изменений в управлении школьного образования /И.А. Иваненко // Казанский педагогический журнал. – 2014. – № 3 (104). – С. 86-96. (0,95 п.л.)

17.Иваненко, И.А. Методологические подходы подготовки руководителей школ в условиях реализации социального заказа /И.А. Иваненко //Вестник Башкирского университета. – Уфа: Изд-во БашГУ, 2014. – Т.18. – № 2. – С. 728-734. (1,0 п.л.)

18.Иваненко, И.А. Подготовка руководителей школ в условиях модернизации современного российского образования [Электронный ресурс] /И.А. Иваненко // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – URL: http://www.science-education.ru/118-14469. (0,9 п.л.)

Монографии

19.Иваненко, И.А. Концептуализация профессионального образования / И.А. Иваненко. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – 104 с. (5,98 п.л.)

20.Иваненко, И.А. Подготовка современных специалистов в сфере управления школьным образованием: стратегия и практика реализации /И.А. Иваненко. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – 200 с. (12,55 п.л.)

Учебно-методические работы

21.Иваненко, И.А. Психофизиология профессиональной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», «Управление персоналом» /Т.А Дубовицкая, Т.Д. Дубовицкая, И.А. Иваненко, А.Г. Маджуга. – М.: Дом педагогики, 2011. – 173 с. (10,8 п.л.) (авт. вклад: 3,6 п.л.)

22.Иваненко, И.А. Психофизиология профессиональной деятельности: практико-ориентированный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 062100 «Управление персоналом». Рекомендовано Советом УМО по образованию в области менеджмента /Т.А Дубовицкая, Т.Д. Дубовицкая, И.А. Иваненко. – Стерлитамак: Изд-во СГПА им. З. Бишевой, 2011. – 295 с. (18,44 п.л.) (авт. вклад: 7,5 п.л.)

23.Иваненко, И.А. Педагогика профессионального образования: учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Теория профессионального образования» для аспирантов специальности 13.00.08 /С.А. Алешина, Е.С. Заир-Бек, И.А. Иваненко, А.Н. Ксенофонтова; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. – 84 с. (5,25 п.л.) (авт. вклад: 2,6 п.л.)

Материалы научно-практических конференций

24.Иваненко, И.А. Особенности российского рынка труда /И.А. Иваненко //Актуальные вопросы изучения дисциплин специальности «Технология и предпринимательство»: сб. науч. тр. – Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 1997. – С. 137-147. (0,6 п.л.)

25.Иваненко, И.А. Занятость в условиях социально-ориентированного рыночного хозяйства /И.А. Иваненко //Технологическая и экономическая подготовка студентов в педагогическом вузе: Межвуз. сб. науч. тр. /Моск. пед. ун-т, Стерлитамак. гос. пед. ин-т; отв. ред. С.Д. Чуркин. – М.: Изд-во МПУ, 1998. – С. 139-143. (0,3 п.л.)

26.Иваненко, И.А. Государственное регулирование безработицы и социальной защищённости работников в Республике Башкортостан /И.А. Иваненко //Проблемы управления и рынка труда в свете интеграционных процессов: Докл. и выст. участников XVI респуб. науч.-практ. конф. «Россия на пути реформ: механизмы интеграции современного общества». – Челябинск: Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений, 1999. – С. 112-114. (0,3 п.л.)

27.Иваненко, И.А. Создание гибкой занятости и гибкого рынка труда /И.А. Иваненко //Технологическая и экономическая подготовка в школе и вузе: Межвуз. сб. науч. тр. /Моск. пед. ун-т, Стерлитамак. гос. пед. ин-т; отв. ред. С.Д. Чуркин. – М.: Изд-во МПУ, 1999. – С. 143-146. (0,25 п.л.)

28.Иваненко, И.А. Рынок труда и безработица в Республике Башкортостан /И.А. Иваненко //Совершенствование подготовки учителя технологии в педвузе: Межвуз. сб. науч. тр. /Моск. пед. ун-т, Стерлитамак. гос. пед. ин-т; отв. ред. С.Д. Чуркин. – М.: Изд-во МПУ, 1999. – С. 134-139. (0,4 п.л.)

29.Иваненко, И.А. Дидактические условия формирования экономической подготовки студентов /И.А. Иваненко //Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: материалы III всероссийской науч.-практ. конф., 22-23 апреля 1999. – Т. III. – Пермь: Изд-во ПГТУ, 1999. – С. 530-532. (0,2 п.л.)

30.Иваненко, И.А. Экономическая подготовка как основа будущей конкурентоспособности /И.А. Иваненко //Качество образования – приоритет современной высшей школы: материалы межвузовской науч.-практ. конф. (12 января-21 марта 2001 г.). – Уфа: Изд-во Восточный университет, 2001. – С. 30-31. (0,13 п.л.)

31.Иваненко, И.А. Новые тенденции в отношениях занятости в современной экономике России /И.А. Иваненко // Социально-экономические проблемы переходного периода к рынку: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГОУ, Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2003. – С.42-47. (0,3 п.л.)

32.Иваненко, И.А. Профессиональные компетенции в системе профессионального образования /И.А. Иваненко //Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов: материалы VI международ. науч.-практконф. – Пенза: Изд-во Приволжский Дом знаний, 2009. – С.55-57. (0,19 п.л.)

33.Иваненко, И.А. Модели подготовки и тенденции трансформации образования менеджеров /И.А. Иваненко //Реформирование системы управления и мотивирующие системы оплаты труда на современном предприятии: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. – Пенза: Изд-во Приволжский Дом знаний, 2009 – С.32-35. (0,21 п.л.)

34.Иваненко, И.А. Профессиональные компетенции в процессе модернизации систем профессионального образования в России и за рубежом /И.А. Иваненко //Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста: материалы V всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. – Стерлитамак: Изд-во СГПА им. З. Биишевой,

2009. – С.93-102. (0,5 п.л.)

35. Иваненко, И.А. Концепции профессионального образования и модели подготовки управленческих кадров /И.А. Иваненко //Актуальные проблемы современной педагогики: материалы междунар. заочной науч.- практ. конф. – Часть I. (15 февраля 2010г.). – Новосибирск: Изд-во ЭНСКЕ,

2010. – С.167-172. (0,4 п.л.)

36. Иваненко, И.А. Особенности подготовки специалистов в сфере управленческой деятельности в России и за рубежом /И.А. Иваненко //Образование и наука – производству: материалы междунар. науч.-техн. и образов.конф., 28-31 марта 2010. – Часть 2, книга 1. – Набережные Челны: Изд-во КГИЭА, 2010 – С. 64-67. (0,19 п.л.)

37.Иваненко, И.А. Проблемы квалификации и стандартизации профессионального образования в России и за рубежом /И.А. Иваненко //Актуализация ресурсного потенциала личности в современных условиях: сборник материалов международной научно-практической конференции, 18-22 июня 2010 г. – Стерлитамак: Изд-во СГПА им. З. Биишевой, 2010. – С.162-169. (0,41 п.л.)

38.Иваненко, И.А. Формирование национальных систем образования на основе компетентностного подхода /И.А. Иваненко //Организационно-педагогические условия совершенствования образования в условиях многоуровневой подготовки в вузе: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции (Комсомольск-на-Амуре 12 мая 2010 года). – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2010. – С. 12-17. (0,31 п.л.)

39.Иваненко, И.А. Теоретическая сущность социального заказа и его практическое воплощение в управлении образованием /И.А. Иваненко //Роль вуза в формировании социокультурного пространства: сб. науч. трудов и материалов Всерос. науч.-практ. конф., с международным участием, посвященной празднованию 70-летнего юбилея вуза, 19 ноября 2010 года, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак: в 3 ч. – Ч.3. – Стерлитамак: Изд-во СГПА им. З. Биишевой, 2010. – С. 177-184. (0,49 п.л.)

40.Иваненко, И.А. Концептуальные и методологические тенденции модернизации профессионального образования /И.А. Иваненко //Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов VI международной научной заочной конференции (Липецк, 26 марта, 2011 г.). В 2-х ч. Ч.1 Педагогические науки /отв. ред. А.В. Горбенко. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. – С.193-200. (0,44 п.л.)

41.Иваненко, И.А. Модернизация систем профессионального образования в России и за рубежом на основе компетентностного подхода /И.А. Иваненко //I-я Всероссийская научная конференция Компетентностный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях. 30-31 марта. – Челябинск: Изд-во ЧГУ, 2011. – С.39-43. (0,4 п.л.)

42.Иваненко, И.А. Реализация компетентностного подхода в теории и практике профессионального образования /И.А. Иваненко //Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалистов: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф., 1-2 декабря 2011 г. Стерлитамак, Республика Башкортостан. /Отв. ред. Р.М. Салимова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА им. З. Биишевой, 2011. – С. 3-10 (0,5 п.л.)

43.Иваненко, И.А. Профессиональные компетенции в теории и практике профессионального образования /И.А. Иваненко //Общественные науки. – 2011. – №1. – С. 71-78. (0,52 п.л.)

44.Иваненко, И.А. Проблемы стандартизации профессионального образования в России и за рубежом. /И.А. Иваненко //Совет ректоров. – 2011. – №8. – С.24-29. (0,44 п.л.)

45.Иваненко, И.А. Эволюция концепций профессионализма и профессионального образования в России и за рубежом. /С.Д. Чуркин, И.А. Иваненко //Контекстный подход в психологии, педагогике и менеджменте: Межвуз. сб. науч. тр. /Науч. ред. А.А. Вербицкий, отв. ред. В.Г. Калашников. – М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. – С. 171-179 (0,44 п.л.) (авт. вклад 0,4 п.л.).

46.Иваненко, И.А. Разработка программ подготовки менеджеров в контексте компетентностного подхода. /И.А. Иваненко //Контекстный подход в психологии, педагогике и менеджменте: Межвуз. сб. науч. тр. /Науч. ред. А.А. Вербицкий, отв. ред. В.Г. Калашников. – М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. – С. 179-186. (0,43 п.л.)

47.Иваненко, И.А. Модернизация высшего профессионального образования в современных условиях. /С.Д. Чуркин, И.А. Иваненко //Особенности социально-экономической системы России в условиях модернизации: сб. науч. тр. /Под ред. С.Д. Чуркина. – Стерлитамак: СГПА им. З. Биишевой, 2012. – С. 3-10 (0,5 п.л.) (авт. вклад 0,3 п.л.).

48.Иваненко, И.А. Концепции профессионализма в России и за рубежом. /С.Д. Чуркин, И.А. Иваненко // Актуальные проблемы социально-экономического развития и социального управления в современной России: Сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф., Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 30-31 мая 2012 г. /Отв. ред. Т.Д. Дубовицкая. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2012. – С. 176-182 (0,47 п.л.) (авт. вклад 0,3 п.л.).

49.Ivanenko, I.A. Principal directions of constructivism in modeling of competences in the process of programs development of training managers. /I.A. Ivanenko //European Science and Technology: materials of the international research and practice conference, Vol. II, Wiesbaden, January 31 st, 2012 / publishingoffice «Bildungszentrum Rodnik e. V.». – c. Wiesbaden, Germany, 2012. – P.356-360. (0,45 п.л.)

50.Иваненко, И.А. Реализация новых моделей управления в образовании на основе социального заказа. /И.А. Иваненко //Психолого-педагогические проблемы образования в условиях инновационного развития: Материалы II Международной научно-практической конференции. Часть II. – Алматы: Изд-во Университет «Туран», 2012. – С.33-38. (0,4 п.л.)

51.Иваненко, И.А. Компетентностный подход в системах профессионального образования. /И.А. Иваненко //Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIII Международной научно-практической конференции 29-30 июня 2013 г. /Науч. инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Спецкнига», 2013. – С.100-102. (0,4 п.л.)