Научная тема: «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 23.00.02
Год: 2013
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1.     Анализ существующих в отечественной научной литературе подходов к характеристике государственной образовательной политики и личный опыт работы автора диссертационного исследования в этой области позволяют внести существенные уточнения в понятие образовательной политики. Образовательная политика, с точки зрения автора, - политика государства, его властных и иных полномочных органов, определяющих не только цели и задачи стратегии развития образования, но и сроки, человеческие и финансовые ресурсы, планирование и контроль в организации производимых государством реформ в данной социальной сфере, обеспечивающих единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, включающих образовательные компоненты и образовательные воздействия социального, правового, экономического, культурного и иных направлений внутренней российской политики, ведущих к современным параметрам социально-экономического развития, интегрированию в международное образовательное пространство, осуществляющей демократическое управление образованием, в интересах повышения уровня образованности и профессиональной компетентности населения страны, обеспечения национальной безопасности.

Оптимальная образовательная политика требует глубоко продуманного, стратегически выверенного мышления со стороны политиков, принимающих решения, четкого представления содержания самой образовательной политики. Мы считаем, что праксиологический смысл образовательной политики должен побудить политиков учитывать образовательную составляющую и прогнозировать образовательные последствия при принятии решений по вопросам экономики, социальной жизни, собственно политической сферы и др.

2.       Выявление и характеристика системного, синергетического, нормативно-ценностного, социально-деятельностного и экспектационного аспектов государственной образовательной политики, определение их значимости в связи с особенностями и приоритетными целями развития системы образования на ближайшую перспективу.

Интеграция вышеназванных аспектов позволила обосновать гносеологическую роль государственной политики в сфере образования, как открытой системы, учитывающей, синергетические, аксиологические, прогностические, нормативно-ценностные, социальные и экспектационные основания своего развития и реализации. Гносеологическая роль государственной образовательной политики в современных условиях, исходя из интересов создания системы конкурентоспособного образования в мировом сообществе, должна обеспечить: максимальные возможности каждому гражданину в получении не только общего, но и высшего образования как средства развития его способностей; интенсивное наращивание интеллектуального потенциала государства в лице специалистов, конкурентоспособных на мировом уровне; качественно новый вклад высшей школы в решение задач развития страны с превращением ее в ведущий центр научного производства.

3.       Обоснование социально-политической сущности и роли национальной безопасности через призму ее основных структурных компонентов, национальных ценностей, интересов и целей, а также средств, органов и сил обеспечения национальной безопасности. Основные усилия по обеспечению национальной безопасности в современных условиях должны быть направлены, прежде всего, на реализацию прав и свобод, жизненно важных потребностей и интересов граждан, социальных групп, общества, а также устойчивого функционирования и развития общественно-политических и социально-экономических институтов.

4.       Выявление и анализ социокультурных, политических и иных угроз и вызовов в сфере образовательной политики.

Угрозы, влияющие на развитие сферы образования, и через нее, на состояние национальной безопасности и развитие нации представляют: ошибки в целеполагании, связанные с неправильными приоритетами в развитии общества, когда образованию отводится второстепенная роль и его финансирование осуществляется по остаточному принципу; внешние социальные угрозы, опосредованные потерей национальных особенностей, размыванием национальной культуры; внутренние социальные угрозы и угрозы «природного характера», определяющие количественный и качественный состав обучающихся на «входе» в систему образования (здоровье населения - на его уровень оказывает влияние и состояние окружающей среды, и интеллект нации) и на «выходе» (каких специалистов и сколько готовить и можно ли удержать их в нашей стране).

В связи с необходимостью формирования в России принципиально новой системы образования представляется целесообразным выделить следующие семь основных вызовов XXI века, которые должны найти свое отражение при определении стратегических приоритетов развития системы образования: технологический, демографический, экологический, информационный, динамический, мировоззренческий и нравственный.

5.       Обоснование предпосылок безопасности переходного общества в контексте обеспечения баланса политических, экономических и социальных интересов в сфере образования.

Под переходным обществом мы понимаем такое состояние общества, при котором достаточно радикально изменяются его основные задачи и функции, что влечет, в свою очередь, качественное изменение социальных институтов на основе трансформирующейся иерархии социальных ценностей, в результате этого усиливающаяся социальная дифференциация приходит в противоречие с прежнем догматическим пониманием социальной структуры и социальных интересов, что отражается на безопасности переходного общества.

Успешное обеспечение безопасности государства будет осуществляться в том случае, если национальные ценности определены на основе научного анализа постоянных и возникающих источников, оказывающих непосредственное влияние на содержание безопасности государства на соответствующем этапе развития. На содержание государственной безопасности также оказывают влияние сложившаяся система взаимоотношений государственных и общественных институтов и их способность осуществлять свои функции в целях обеспечения жизнедеятельности государства, при этом основное внимание должно быть направлено на своевременное выявление и предупреждение появления и дальнейшего распространения следующих угроз интересам государства: независимости, суверенитету и территориальной целостности страны; стабильности конституционного строя и государственных институтов; предупреждению и отражению внешней агрессии; стабильному развитию экономики и обеспечению достойного уровня жизни населения; обеспечению общественного порядка и социальной защищенности; защите прав граждан Российской Федерации, как внутри страны, так и за ее пределами; поддержанию нормальных экологических условий; распространению терроризма, наркотиков, оружия, боеприпасов и отравляющих веществ; сохранению стабильности международных отношений. Отсюда видно, что государственная безопасность, являясь многогранной системой, осуществляется при активном взаимодействии с обществом и личностью, причем составляющие данной триады активно дополняют и развивают друг друга, противодействуя внутренним и внешним угрозам. С учетом этого основным приоритетом и направлением политического обеспечения безопасности государства выступает достижение состояния защищенности его интересов от широкого спектра угроз.

В современных условиях основные усилия по обеспечению баланса национальной безопасности в сфере образования должны быть направлены на реализацию прав и свобод, жизненно важных потребностей и интересов граждан, социальных групп, общества, а также устойчивого функционирования и развития общественно-политических и социально-экономических институтов.

6.       Разработка механизма обеспечения национальной безопасности в сфере образования, определение его основополагающих составляющих.

Обеспечение безопасности в условиях внутренних и внешних динамических изменений требует наличия определенного механизма безопасности, выполняющего функции поддержания системной инвариантности (неизменности глубинных цивилизационных свойств в процессе изменений, преобразований). В механизме обеспечения безопасности можно выделить следующие элементы: во-первых, государственные органы и организации, постоянно осуществляющие функцию обеспечения безопасности, являющуюся для них основной; во-вторых, государственные органы и организации, для которых функция обеспечения национальной безопасности является производной и реализуется в случае возникновения соответствующих угроз; в-третьих, негосударственные организации, привлекаемые государством либо непосредственно создаваемые обществом для выполнения функции обеспечения национальной безопасности.

Механизм обеспечения национальной безопасности в образовательной сфере является частью механизма национальной безопасности страны, направленной на сохранение и повышение эффективности функционирования общества и государства.

7.       Определение тенденций и приоритетов современной образовательной политики при опосредованном влиянии политических, экономических и духовных процессов: целенаправленное развитие образования в интересах роста человеческого капитала, а на этой основе - в интересах управления будущим, разрешения существующих и предотвращения возникновения новых социальных и экономических проблем, в интересах безопасности страны, укрепления международных позиций государства и обеспечения роста конкурентоспособности национального народного хозяйства; выявление путей достижения (культурной конвергенции, консолидации) надэтнического культурно-ценностного единства на базе национально-государственной идеи, обеспечивающей и общегражданскую самоидентификацию, и реализацию этнокультурной идентичности индивида; подготовка индивидов к одновременному освоению трех основных уровней ценностей: этнокультурных, национальных и общечеловеческих, содержания различных форм жизнедеятельности, развитии духовных потребностей и формировании концепции жизни; интеграция российской высшей школы в пространство европейского высшего образования, предусматриваемое Болонской Декларацией, а также в европейское исследовательское пространство; демократизация образования, проявляющаяся в реальных мерах по созданию равных шансов для всех в получении качественного образования, в его растущей дифференциации и индивидуализации, как одном из способов удовлетворения разнообразных интересов и склонностей обучающихся; обеспечение непрерывности образования; закрепление обязательных государственных стандартов, как необходимого условия повышения качества образования; превращение образования в приоритетный объект финансирования; признание образования, как глобального фактора современного устойчивого развития, выход его не только в центр национальных интересов, но и международного сотрудничества; развитие нормативно-правовых отношений и подготовка соответствующих законодательных документов по межгосударственному сотрудничеству в области образования, появление наднациональных институтов, регулирующих данную деятельность.

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Рудакова Е.Н. Глобализация образовательной политики как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. – М.: РИО РТА, 2012. – 197 с. (10,7 п.л.)

2.Рудакова Е.Н. Проблемы управления образовательной политикой в контексте обеспечения национальной безопасности России. – М.: ИИУ МГОУ, 2012. – 148 с. (9,25 п.л.)

3.Рудакова Е.Н. Влияние современных глобализационных процессов на образовательную политику России. – М.: ИИУ МГОУ, 2013. – 166 с. (10,5 п.л.)

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

4.Рудакова Е.Н. Механизм обеспечения национальной безопасности в образовательном пространстве России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». – М.: Издательство МГОУ. – 2012. – № 2. – С. 161–166 (0,6 п.л.)

5.Рудакова Е.Н. Потенциал российской образовательной политики в современных условиях развития общества и государства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». – М.: Издательство МГОУ. – 2012. – № 3. – С. 119–122 (0,4 п.л.)

6.Рудакова Е.Н. Государственная образовательная политика: этапы становления и современное состояние // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». – М.: Издательство МГОУ. – 2012. – № 5. – С. 136–141 (0,4 п.л.)

7.Рудакова Е.Н. Социокультурная роль образовательной политики в России // Социально-гуманитарные знания. – М.: МНЭПУ. – 2012. – № 4. – С. 41–55 (0,9 п.л.)

8.Рудакова Е.Н. Влияние глобализации на государственную политику России в сфере образования // Социально-гуманитарные знания. – М.: МНЭПУ. – 2012. – № 6. – С. 69–83 (0,9 п.л.)

9.Рудакова Е.Н. Национальная безопасность как интегральный объект политологического анализа // Вестник Университета. – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ». – 2012. – № 9. – С. 276–283 (0,6 п.л.)

10.Рудакова Е.Н. Особенности глобализации образования на современном этапе развития государства и общества // Вестник Университета. – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ». – 2012.– № 16. – С. 247–252 (0,3 п.л.)

11.Рудакова Е.Н. Обеспечение баланса политических, экономических и социальных интересов в сфере образования как предпосылка безопасности переходного общества // Вестник Университета. – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ». – 2012.– № 19. – С. 179–184 (0,3 п.л.)

12.Рудакова Е.Н. Сущность образовательной политики российского государства в условиях глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». – М.: Издательство МГОУ. – 2013. – № 1. – С. 84–87 (0,4 п.л.)

13.Рудакова Е.Н., Феофанов К.А. Интеграция политологических подходов к исследованию государственной идеологии в сфере образования // Вестник Университета. – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ». – 2013.– № 5. – С. 299–305 (0,15 п.л. из 0,3 п.л.)

14.Рудакова Е.Н. Интеграционные процессы в сфере образования как закономерность развития современного мира // Вестник Университета. – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ». – 2013.– № 6. – С. 274–279 (0,2 п.л.)

Другие публикации:

15.Рудакова Е.Н. Образование и национальная безопасность // Сборник научных трудов под ред. проф. Симонова В.П. (серия: Образование в XXI веке). Выпуск четвертый (№4 – 2010), Международная педагогическая академия. – М.: Издательство МГОУ, 2010. – С. 100–104 (0,3 п.л.)

16.Рудакова Е.Н. Глобализация образования: сущность и формы проявления // Российское общество и образование в современных условиях. Материалы научно-практической конференции «Молодежь России в условиях преодоления последствий глобального кризиса» (23 апреля 2010 года). Сборник статей / Ред.-сост. Н.В. Кузнецова. – Люберцы: Филиал РГСУ в г. Люберцы, ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010. – С. 75–83 (0,5 п.л.)

17.Рудакова Е.Н. Образовательная политика Российского государства: особенности и приоритеты // Социально-гуманитарные проблемы меняющегося мира. Сборник статей преподавателей, аспирантов и студентов. Выпуск №3 / Отв. ред. Богачева Н.И. – М.: Издательство «Свет», 2010. – С. 105–111 (0,4 п.л.)

18.Рудакова Е.Н. Образовательное пространство России и национальная безопасность // Актуальные и научные вопросы: реальность и перспективы: сборник научных трудов. – Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – Т. 5. – С. 117–118 (0,1 п.л.)

19.Рудакова Е.Н. Влияние образования на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке: сборник научных трудов. – Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – Т. 7. – С. 120–121 (0,1 п.л.)

20.Рудакова Е.Н. Государственная образовательная политика в системе обеспечения национальной безопасности России // Современные вопросы науки и образования – XXI век: сборник научных трудов. – Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – Т. 7. – С. 115–116 (0,1 п.л.)

21.Рудакова Е.Н. Российская образовательная политика: современное состояние и проблемы развития // Приднiпровськi соцiально-гуманiтарнi читання: Матерiали Бердянської сессiї I Всеукраїнскої науково-практичної конференції з мiжнародною участю: у 5-ти частинах. – Дніпропетровськ: Видавництво «Iнновацiя», 2012. – Ч. 4. – С. 62–65 (0,3 п.л.)

22.Рудакова Е.Н. Образовательная политика России в контексте современных политологических подходов // Вісник Дніпропетровського університету. – Серія: Філософія. Соціологія. Політологія. – № 9/2. – Т. 20. – 2012. – Дніпропетровськ: Видавництво «Iнновацiя». – С. 272–277 (0,8 п.л.)

23.Рудакова Е.Н. Роль государства и общества в модернизации образовательной системы России // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов. – Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – Т. 13. – С. 119–120 (0,1 п.л.)

24.Рудакова Е.Н. Политика обеспечения национальной безопасности России в современных условиях // Приднiпровськi соцiально-гуманiтарнi читання: Матерiали Криворiзьскої сессiї I Всеукраїнскої науково-практичної конференції з мiжнародною участю: у 5-ти частинах. – Дніпропетровськ: Видавництво «Iнновацiя», 2012. – Ч. 3. – С. 152–155 (0,3 п.л.)

25.Рудакова Е.Н. Образование и демократизация современного российского общества // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов. – Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – Т. 12. – С. 92–93 (0,1 п.л.)

26.Рудакова Е.Н. Особенности организации управления безопасностью образовательного пространства России // Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы: сборник научных трудов. – Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – Т. 10. – С. 120–121 (0,1 п.л.)

27.Рудакова Е.Н. Образовательная политика как социокультурный феномен // Філософія i політологія в контексті сучасної культури. – Випуск 4 (3). – 2012. – Дніпропетровськ: Видавництво «Iнновацiя». – С. 159–166 (0,9 п.л.)

28.Рудакова Е.Н. Национальная безопасность России: политические аспекты проблемы обеспечения // Вісник Дніпропетровського університету. – Серія: Філософія. Соціологія. Політологія. – № 9/2. – Т. 21. – 2013. – Дніпропетровськ: Видавництво «Iнновацiя». – С 169–175 (0,9 п.л.)

29.Рудакова Е.Н. Социокультурные, политические и иные угрозы и вызовы в сфере образовательной политики // Філософія i політологія в контексті сучасної культури. – Випуск 5. – 2013. – Дніпропетровськ: Видавництво «Iнновацiя». – C. 124–130 (1 п.л.)

30.Рудакова Е.Н. Влияние политических, духовных и экономических процессов на тенденции современной образовательной политики // Філософія i політологія в контексті сучасної культури. – Випуск 6 (2). – 2013. – Дніпропетровськ: Видавництво «Iнновацiя». – С. 92– 97 (1 п.л.)

31.Рудакова Е.Н. Основные тенденции современной образовательной политики России // Досягнення соцiально-гуманiтарних наук в сучаснiй Українi Матерiали ІIІ Всеукраїнскої наукової конференції з мiжнародною участю: у 4-х частинах. – Дніпропетровськ: Видавництво «Iнновацiя», 2013 – Ч. 3. – С. 87–89 (0,3 п.л.)

32.Рудакова Е.Н. Основные проявления глобализации в образовательной политике России // Приднiпровськi соцiально-гуманiтарнi читання: Матерiали Бердянської сессiї ІI Всеукраїнскої науково-практичної конференції з мiжнародною участю: у 2-х частинах. – Дніпропетровськ: Видавництво «Iнновацiя», 2013. – Ч. 2. – С. 109–111 (0,3 п.л.)

33.Рудакова Е.Н. Российская образовательная политика в современных условиях развития общества и государства // Образование в XXI веке: современные проблемы и ориентиры будущего: Материалы межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. А.В. Кулакова. – М.: Пограничная академия ФСБ России, 2013. – С. 142–148 (0,4 п.л.)