Исходя из вышеприведенных элементов охарактеризованы идеальные типы институциональной структуры производства государственных услуг (бюрократический, менеджеристский и координационный) и раскрыто их содержание и сравнительные особенности.
2. Прослежена эволюция экономической теории бюрократии как теоретического фундамента институциональной структуры производства государственных услуг. Представлено содержание расширенной экономической теории бюрократии и проведено разграничение с "узкой" экономической теорией бюрократии (economics of bureaucracy), являющейся разделом теории общественного выбора. Раскрыто содержание теоретического фундамента как бюрократического типа институциональной структуры производства государственных услуг, так и менеджеристского и координационного институциональной структуры. Охарактеризованы положения экономической теории и теории управления, обосновывающие соответствующий механизм принятия решений и отвечающую ему парадигму в сфере государственного управления. В частности, выявлено и обосновано, что содержание теоретического фундамента бюрократического типа, помимо модели «идеальной бюрократии» М. Вебера, составляют взгляды на бюрократию таких экономистов-теоретиков, как Л. Мизес, позиция ряда представителей неоклассического направления в области экономики общественного сектора (А. Пигу, Р. Масгрейв), а также классической теории государственного управления (В. Вильсон, Л. Гулик, Л. Урвик).
3. Впервые произведена теоретическая реконструкция эволюции институциональной структуры производства государственных услуг. Обосновано влияние на господствующую парадигму производства услуг в общественном секторе (бюрократическую, менеджеристскую) изменения социально-экономических условий, в частности, условий воспроизводства, доверия к государственным институтам и влияния глобализации и международной конкуренции, и раскрыто влияние достижений экономической науки на возникновение условий для перехода от бюрократической к менеджеристской институциональной структуре производства государственных услуг. Показано влияние на институциональные изменения в сфере производства государственных услуг теоретических наработок экономической науки. На основе теории институциональных изменений охарактеризованы парадигмальные сдвиги в ИСП госуслуг в контексте развития экономической теории бюрократии и институциональных изменений в общественном секторе. Показано, что переход от одной парадигмы к другой связан с применением на практике и выявленными недостатками предшествующей парадигмы, с одной стороны, и развитием инструментария экономической теории с другой. Произведен сравнительный анализ бюрократической, менеджеристской и координационной ИСП госуслуг с характеристикой отдельных элементов, выявленных недостатков и эволюции используемого инструментария.
4. Разработан подход к анализу содержания менеджеристской и координационной парадигм производства государственных услуг на основе синтеза положений экономической теории и теории управления. Обосновано, что содержание экономико-теоретического фундамента трансформации институциональной структуры производства от бюрократической к менеджеристской определяется подходом в рамках новой институциональной экономической теории и теории общественного выбора, с одной стороны, и менеджеризма, - с другой. Уточнены и дополнены существующие в мировой литературе подходы к содержанию теоретического фундамента реформ государственного управления, получивших название «Новый государственный менеджмент», в частности, в области новой институциональной экономической теории (НИЭТ). Охарактеризовано содержание Нового государственного менеджмента как понятия, с которым ассоциируются реформы в сфере производства услуг в общественном секторе. Раскрыта теоретическая основа координационного типа ИСП государственных услуг. Обосновано влияние на формирование теоретического фундамента реформирования в данной сфере с позиций Новой политической экономии (такого ее раздела, как политическая экономия реформ) и Новой экономической истории.
5. Развита теория институциональных изменений в части выявления условий успешности реформ в сфере производства государственных услуг. На фактическом материале ряда стран доказано, что в качестве факторов успешности реформ выступают 1) приверженность агентов изменений идеям реформ; 2) легитимность реформ как внутри страны, так и за рубежом; 3) наличие механизма компенсации для субъектов, со значительной переговорной силой и имеющих возможность заблокировать реализацию реформы как на стадии создания формальных институтов (decision), так и в процессе ее практической реализации (action) 4) полнота компонентов реформ, при возможном сочетании адекватных для уровня развития институциональной среды стратегий 5) конгруэнтность институциональной среды реализующего реформу национального государства импортируемому пакетному инструментарию реформ.
6. Развита методология оценки эффективности институциональных изменений институциональных подсистем. В частности, систематизированы подходы в отечественной и зарубежной литературе к оценке результатов, эффективности и результативности реформ государственного управления. Теоретически обосновано влияние особенностей институциональной среды на характер и особенности реализации, а также результаты административных реформ. Проиллюстрировано влияние различий в институциональной среде на результаты реформ в странах ОЭСР. Выявлено, что успешность реформ в станах ОЭСР объясняется соблюдением вышеназванных условий, в частности полноты компонентов реформ.
На основе зарубежной оригинальной литературы охарактеризованы и классифицированы траектории и модели реформ государственного управления. Предложена концепция оценки реформы с позиций социально значимых результатов и воздействий, и подходы к разграничению манипулируемых и объективных показателей, характеризующих результаты реформ.
7. Обосновано несоответствие практики реализации реформирования производства государственных услуг в России существующим теоретическим положениям и предложены направления совершенствования российского варианта реформирования. На основе анализа этапов административной реформы в России, исходя из положений концепции жизненного цикла реформ, характера и широты охвата адресатов реформируемых мероприятий, доказано использование в России инструментария Нового государственного менеджмента. Выделены институциональные проблемы, возникающие при импорте институтов в ходе реформирования. Обосновано, что проблемы в реализации реформ в России связаны с неучетом институционального контекста (особенностей институциональной среды), неконгруэнтностью базовых институтов (применяемого менеджеристского инструментария и российских институциональных условий), так и общей неразвитостью институциональной среды в России (слабостью институтов гражданского общества, превалированием неформальных институтов воздействия на качество государственных услуг и др.). Выявленные недостатки реформирования, прежде всего с позиции эффективности мероприятий в данной сфере, позволяют наметить пути по ее дальнейшему развитию. В частности, предложена авторская концепция существования «жестких» и «мягких», с точки зрения возможностей импорта, институтов реформирования. На этой основе представлен алгоритм оценки возможностей внедрения различных элементов реформ в российскую практику. Показаны возможности его применения с позиции максимизации общественного интереса.
1.Политическая экономия налогообложения. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 9,0 п.л.
2.Институциональная структура производства государственных услуг: от веберианской бюрократии – к современным реформам государственного управления. -Омск: изд-во ОмГУ, 2012. – 25,0 п.л.
3.Административные реформы в России и зарубежных странах: теоретический фундамент и оценка результатов. Саарбрюкен: LAP, 2012. -12 п.л.
Коллективные монографии
4.На пути к государству XXI века: теория и зарубежный опыт модернизации государственного управления. Коллективная монография. под ред. Е.А. Капогузова Омск, изд-во «Русь», 2008 (9,9 п.л.,/ 6,0 авт. л.) Введение, гл. 1,2, заключение.
5.Теория и практика институционального исследования. Коллективная монография/ Е.А. Капогузов и др. Омск, изд-во «Русь», 2008 (9,9п.л. /2,0 авт.л.) Гл. 3,6.
6.Постсоветский институционализм-2006: Власть и бизнес [Текст]. Коллективная монография. / под ред. Р.М. Нуреева. – Ростов-на- Дону: Наука-пресс, 2006 (32 п.л. /0,7 авт.л.)
7.Институциональные проблемы эффективного государства. / Под ред. В.В. Дементьева, Р.М. Нуреева Донецк: ДонНТУ, 2011 (15,6п.л. /0,6 авт.л.)
8.Институциональные аспекты взаимодействия власти, бизнеса и общества на постсоветском пространстве. (постсоветский институционализм 2012): коллективная монография. Редколлегия Р.М. Нуреев, В.В. Дементьев, Е.А. Капогузов (общая ред.) Омск: Изд-во Ом.гос. ун-та, 2013. (18,0 п.л./ 2,2 авт.л.)
9.Конкуренция и конкурентоспособность: теоретические и практические аспекты: коллективная монография. [С.В, Дегтярева и др. отв. ред Г.М, Самошилова, М.Ю. Маковецкий] Омск: Изд-во Ом.гос. ун-та, 2013. (12,1 п.л./ 1,5 авт.л.)
10.Постсоветский институционализм: десять лет спустя: монография в 2-х т. / под ред. В.В. Дементьева, Р.М. Нуреева. – Донецк ГВУЗ «ДонНТУ», 2013 (26,9 п.л. /0,6 авт.л.)
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
11. Реформирование государственного управления: от «идеальной» бюрократии к Новому государственному менеджменту // Экономические науки, 2007. № 8. с. 105-108. -0,5 п.л.
12.Предпосылки и ключевые характеристики реформы государственного управления в зарубежных странах // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2007. Т. 5. № 4. с. 31-37 -0,7 п.л.
13.Модернизация госуправления в Европе: на пути к неовеберианству? // Современная Европа, 2009. № 1. с. 29-40. – 1,0 п.л.
14.Немецкий опыт модернизации государственного управления: уроки для России // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки Том 9 выпуск 4, 2009 с. 183-190. – 1,0 п.л.
15.Сокращение бюрократии: методологические аспекты и немецкий опыт // Вестник Омского университета. Серия Экономика, 2009. № 4. с.48-51 - 0,5 п.л.
16.К вопросу о движущих силах реформ государственного управления // Вестник Омского университета. Серия Экономика, 2010. № 2. с.65-71. -0,5 п.л.
17.Opportunities of the Comprehensive Neo-Schumpeterian Economics for innovation-based Economic Development (На англ.) // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Июнь 2011 (том 4, номер 6), с 874-883 -1,0 п.л.
18.Технократические течения в американской школе государственного управления: от прогрессистов к анализу экономической политики // Вестник Омского университета. Серия Экономика,2011. № 2. с.69-80 -1,0 п.л.
19. Виды контрактов в зависимости от вида инноваций и степени ее специфичности // Вестник Омского университета. Серия Экономика,2011. № 2. с.90-95 (в соавт. С Хасановой А.А.) -0,5 п.л. -0,2 авт.л.
20. Теория общественного выбора как теоретический фундамент реформ государственного управления. // Вестник НГУ. Серия социально-экономические науки. Том 12 Выпуск 2, 2012. с. 21-30. -1,0 п.л.
21.Цели, траектории и институциональная среда реформ государственного управления в странах ОЭСР. // Вестник Омского университета. Серия Экономика,2012. № 1 с. 68-76 (в соавт. с Лавровым Е.И.) -1,0 п.л. -0,8 авт.л.
22.Вклад неоклассического подхода в формирование теоретического фундамента и инструментария Нового Государственного менеджмента // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование,2012. № 3. с. 59-69. – 1,0 п.л.
23.Типология и экономико-теоретическая основа институциональной структуры производства государственных услуг // Вестник Омского университета. Серия Экономика,2013. № 2. с. 73-78 - 0,6 п.л.
24.Расширенная экономическая теория бюрократии как теоретический фундамент реформирования государственного управления // Ars Administrandi,2013. № 2. с.5-18 -1,0 п.л
25.Структурные альтернативы производства государственных услуг // Экономическая политика. № 4, 2013, с. 112-132 - 1,2 п.л.
Статьи в зарубежных рецензируемых журналах и изданиях:
26. Логика административной реформы: международный опыт и российские реалии // Научные труды ДонНТУ. Серия экономическая. Выпуск 103-1 Донецк, Донецкий НТУ, 2006. с. 156-164. -0,7 п.л.
27. Verwaltungsreform in Russland: Grundprämisse, Besonderheiten, Zwischenbilanz.(На нем.). Die öffentliche Verwaltung. Heft 19. Oktober 2008, S. 810-814 0,6 п.л.
28.Обновить Левиафана: реформирование государства и бюрократии в странах ОЭСР.// Научные труды ДонНТУ. Серия экономическая. Выпуск 34-2 (138), 2008 с. 104-109. -0,8 п.л
29.Актуальные вызовы российской административной реформы: к проблеме эффективности ее мониторинга // Государственное управление и государственная служба. (Казахстан, г. Астана), 2009. № 4. с.88-92. 0,5 п.л.
30.Трансформация институтов государственного управления в Германии и возможности применения на постсоветском пространстве. Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. Выпуск 37-2. Донецк, ДонНТУ, 2009 с. 158-163 -0,6 п.л.
31.Европейский опыт дебюрократизации и возможности его применения на постсоветском пространстве. Научные труды Донецкого национального технического университета. Сер. экономическая. Вып. 38-2. Донецк, 2010, с. 84-87. -0,5 п.л.
32.Институциональные аспекты оценки эффективности государственного управления. Научные труды Донецкого национального технического университета. Сер. экономическая. Вып. 40-2. Донецк, 2011, с. 48-52 -0,5 п.л.
33. Трансформация институциональной структуры производства государственных услуг с позиций неоинституционализма и новой политической экономии // Европейський вектор економIчного розвитку. Збiрник наукових працъю Вип.2 (13)2012, Днiпропетровськ, 2012, с. 195-199 -0,5 п.л.
34. Эволюция экономической теории бюрократии как теоретического фундамента производства государственных услуг// Парадигмальні зрушення в економічній теорії ХХІ ст.: Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції. – К.: Київський національний університет імені Тараса Шевченка, 2012, с 328-332 0,4 п.л.
Публикации в научных сборниках и периодических изданиях:
35.Воздействие налоговой политики на общественное состояние и экономический рост. Сборник научных трудов «Экономический рост и вектор развития современной России»/ Под редакцией Хубиева К.А. Москва ТЕИС, 2004 г. 0,3 п.л.
36.Льгота по подоходному налогу на приобретение жилья в России: эффективность институциональных изменений. Сборник научных трудов «Институциональные изменения и институциональное проектирование в постсоветской экономике.» / Под редакцией Тамбовцева В.Л. М.: ТЕИС, 2005 г. 0,5 п.л.
37.Административная реформа в России с точки зрения расширенной схемы контрактации О.Уильямсона. Материалы III международной научной конференции молодых ученых по институциональной экономике Екатеринбург, 2005 г. 0,3 п.л.
38.Институциональные аспекты налогового администрирования. Становление и развитие рыночных отношений в регионе. Материалы международной научно-практической конференции. Омск: Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Омске, 2005, №№ 5-6. 0,4 п.л.
39.Дискуссия о бюрократии в советской экономической науке в конце 80-х годов ХХ века. // Вестник Омского университета. Серия Экономика. № 4. 2005 г., с 41-44. -0,5 п.л.
40 «Учиться у лучших»: бенчмаркинг как инструмент реформирования государственного управления // Вестник Омского университета. Серия Экономика. № 2. 2008 г., с. 80-86. -0,5 п.л.
41.Бенчмаркинг как инструмент анализа организаций общественного сектора: международный опыт // Вестник Омского университета. Серия Экономика. № 1. 2009 г., с. 5-8. -0,5 п.л.
42.К вопросу об эффективности работы власти: первые итоги административной реформы в Омской области. // Вестник Омского университета. Серия Экономика. № 2 2009 г., с. 50-54. -0,5 п.л.
43.Мониторинг результатов мероприятий административной реформы. Х Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества [Текст]: в 3 кн. / отв. ред. Е.Г. Ясин; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010., кн. 1., с 408-421 - 1,0 п.л.
44.Трансформация государственного управления на региональном уровне: возможен ли импорт институтов? Институциональная трансформация: федеральный и региональный уровни. Материалы международной конференции. Кемерово, 2009, с 70-74 -0,3 п.л.
45.SWOT-анализ условий для начинающего предпринимательства: экономико-теоретический аспект. Материалы Всероссийской научной конференции «Университеты России и их вклад в образование и научное развитие регионов страны». Омск, 2010, с. 84-87 - 0,3 п.л.
46.Экономико-теоретическая основа нового государственного менеджмента. Современный менеджмент: условие и фактор модернизируемой экономики: матер. междунар. заочной науч.-практ. Конф. –Омск: из-во ОмГТУ, 2010 с. 289-291. - 0,3 п.л.
47.Национальные модели реформирования государственного управления. Труды IV Всероссийского симпозиума по экономической теории. Том 1. Политическая экономия. Миниэкономика отв. Редакторы А.И. Татаркин, Е.В. Попов. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. -277 с., с. 45-47. -0,3 п.л.
48.Актуальные вызовы реформы высшего образования для подготовки классических университетов. Материалы III Учебно-методической конференции «Проблемы и перспективы перехода на уровневую систему высшего профессионального образования». –Омск: из-во ОмГУ, 2011 с.24-29. - 0,3 п.л.
49.Государственно-частное партнерство – истоки и эволюция. Научные труды Донецкого национального технического университета. Сер. экономическая. Вып. 40-1. Донецк, 2011, с. 106-111. (в соавт. с Соловьевым Ю.В.) -0,5 п.л. -0,2 авт. л.
50. Институциональные инновации и их роль снижении административных барьеров для МСБ. // Материалы международной научно-практической конференции. Омск: Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Омске. Омск, 2011 с. 143-147 - 0,3 п.л.
51.Трансформация оценки эффективности государственного управления: от контроля процесса к управлению результативностью. Институциональная трансформация на постсоветском пространстве. Материалы II международной научно-практической конференции. Кемерово, 2011, с. 156-160 -0,3 п.л.
52.Institutional Aspects of Evaluating the Effectiveness of Public Administration. Аннотация In: Institution-State-Power. IX Annual Conference of the International Association for Institutional Studies. (Kharkiv, Ukraine, October 12-14, 2011), p. 36-37 -0,2 п.л.
53.Public Private Partnership: Origins and Evolution (С Соловьевым Ю.) In: Institution-State-Power. IX Annual Conference of the International Association for Institutional Studies. (Kharkiv, Ukraine, October 12-14, 2011), p. 66-67 -0,2 п.л.
54.Вклад новой институциональной экономической теории в реформирование общественного сектора // Журнал институциональных исследований 2011. Том 3. № 4. с. 6-17 -1,0 п.л.
55. Институциональная структура производства государственных услуг: сущность, трансформация, проблемы реформирования // Труды V Всероссийского симпозиума по экономической теории. Том 1. Политическая экономия. Микроэкономика (экономика локальных рынков). Макроэкономика (национальная экономика) - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. - 245 с., С. 54-56. -0,3 п.л.
56. Трансформация институциональной структуры производства государственных услуг: от бюрократии к социальной координации // Теоретические и прикладные исследования социально-экономических систем в условиях интеграции России в мировую экономику. Материалы Международной научно-практической конференции (30 октября 2012 года). Тюмень: Тюменский государственный университет, ООО «ИПЦ «Экспресс». 2012.[электронный ресурс] 671 с., с. 22-28 -0,4 п.л.
57.Новый государственный менеджмент: теоретическая основа и проблема импорта в России // Национальные приоритеты России, № 2 (7) 2013, С. 47-53 -0,6 п.л.
58. Программа дисциплины "Институциональные аспекты административной реформы" // Журнал институциональных исследований 2013. Том 5. № 2. с.136-147 -1,5 п.л.