- В рамках положений классических и современных теорий конфликта управление конфликтами рассматривается и как процесс создания и поддержания работоспособности политических институтов, и как менеджмент конкретных конфликтов. Одновременное воздействие процессов глобализации и регионализации приводит к рассеиванию властных функций и появлению новых акторов и институтов политического управления, действующих в системе многоуровневого управления конфликтами. Идеи демократизации и развития мирового гражданского общества в этих условиях используются рядом акторов для реализации манипулятивных стратегий управления, что ставит под сомнение эффективность институтов демократии. Суверенные государства испытывают острую конкуренцию, обуславливающую попытки перейти в режим сдерживания открытых проявлений конфликтности, а иногда - и её подавления.
- На первый план в процессе политической институциализации конфликта выходит создание норм и правил, обеспечивающих преимущественно конструктивное взаимодействие его участников. В то же время одним из результатов конфликта может быть изменение самого институционального дизайна. Успешность институциализации в значительной степени обеспечивается высоким уровнем комплементарности институтов двух типов (неформальные институты дополняют действие формальных). В условиях институциональной трансформации политической системы распространение неформальных институтов конкурентного и замещающего типа увеличивает угрозу деинституциализации конфликтов. Преобладание неформальных институтов в системе регуляторов конфликтов в такой ситуации обеспечивает преимущества ограниченному кругу акторов, контролирующих властные и экономические ресурсы и имеющих возможность устанавливать и изменять «правила игры», что ведёт к росту социальной напряжённости в обществе.
- Разработанная автором трактовка понятия «региональный конфликт» характеризует конфликтные ситуации, локализованные в рамках административно-территориальной единицы государства, развитие которых так или иначе воздействует на ситуацию в масштабе этой единицы и привлекает внимание её органов власти, не обязательно при этом затрагивая всю территорию региона. Специфика и состав участников регионального конфликта тесно связаны со сложной, многоаспектной структурой регионального пространства, состоящего из взаимопроникающих социальных полей. Этим обуславливается необходимость применения концепции сложносоставного конфликта при исследовании региональных конфликтов и разработке методик управления ими. Пересечение интересов большинства политических акторов на региональном уровне связано, прежде всего, с сущностью региона как срединного пространства политики.
- К основным акторам региональных конфликтов относятся государственные структуры различного уровня, муниципальные органы, разнообразные организации гражданского общества, бизнес-структуры, субъекты, представляющих другие государства и надгосударственные образования. Важным условием реализации конструктивного потенциала конфликтов становится наличие жёстких ограничений на использование потенциала властных структур для защиты партикулярных интересов. Уровень конструктивности взаимодействия участников регионального конфликта обусловлен институциональными возможностями и ограничениями, в рамках которых они действуют. Это находит своё отражение в выборе силовой либо несиловой стратегии поведения, принятии и реализации управленческих решений. В поведении участников конфликта имплицитно присутствует ориентация не только на достижение своих непосредственных целей, но и на укрепление статусных позиций, поддержание правил взаимодействия или их изменения в свою пользу.
- Выделяется три этапа развития модели управления конфликтами в современной России. Для первого этапа (1990-е гг.) характерно становление институтов демократического типа при резком снижении уровня конструктивности управления конфликтами. На втором этапе (начало и середина 2000-х гг.) без коренного изменения системы формальных норм и правил в России утверждается модель «административного контроля» над развитием социальных конфликтов, политические механизмы их регулирования во многом заменяются прямым вмешательством государственных структур. На третьем этапе (конец 2000-х - начало 2010 гг.) в политической повестке дня приоритетными становятся вопросы экономической и социально-политической модернизации, что порождает необходимость внедрения новых подходов в сфере политического управления конфликтами. В настоящее время существует возможность как более широкого использования политических методов управления конфликтами, так и ужесточения административных практик их регулирования. Таким образом, модель политического управления конфликтами на федеральном и региональном уровнях нельзя считать полностью устоявшейся.
- Для процессов политической институциализации конфликтов в современной России в целом характерна деформализация, расширение влияния неформальных правил на политические отношения. При этом преобладают институты аккомодационного и конкурентного типа, действие которых проявляется в ходе избирательных процессов, в деятельности институтов представительной власти, в распространении теневого лоббирования и т. д. Минимизируется влияние на политические процессы института оппозиции. Однако постепенно в российском обществе нарастают предпосылки для институционального сдвига, связанные с углублением социального расслоения и расширением разрыва между гражданскими правами и их обеспечением. Они проявляются в деятельности протестных движений, требующих гарантий гражданских и политических прав, усиления влияния формальных институтов за счет неформальных институтов аккомодационного и конкурирующего типа.
- Тенденции развития региональной конфликтности проявляются в контексте развития политических процессов на федеральном и региональном уровнях. В 1990-х гг. происходит нарастание центробежных политических процессов, порождающих в регионах автономистские и сепаратистские устремления. Трансформация политической системы приводит к формированию новых институциональных начал на региональном уровне, что также увеличивает потенциал конфликтности. Проводимая с начала 2000-х гг. федеральным центром политика рецентрализации приводит к изменению механизмов управления конфликтами: роль публично-политических механизмов в этих процессах сокращается, а значение административных - увеличивается. В регионах, так же, как и на федеральном уровне, растёт влияние неформальных институтов аккомодационного и конкурирующего типа. Это повышает опасность латентного накопления противоречий и формирования сложносоставных конфликтов.
- Политическое управление конфликтами в сфере взаимодействия региональных и муниципальных органов власти имеет ряд особенностей, обусловленных столкновением двух противоположных начал в системе политико-управленческих отношений - развитием местного самоуправления как системы негосударственных органов и стремлением включить их в систему вертикально-управленческих связей. Проблемы распределения полномочий и обеспечения политического контроля над деятельностью местного самоуправления сопряжены с реализацией экономических интересов региональных и местных элит. По мере упрочения вертикали властных отношений конфликты такого рода чаще разрешаются на основе применения административных механизмов. Сдерживающим политическое противостояние фактором здесь является политическая воля федерального центра, направленная на скорейшее восстановление стабильности в межуровневых отношениях. Граждане и общественно-политические структуры чаще всего не являются самостоятельными субъектами данных конфликтов, хотя могут вовлекаться в них в соответствии с намерениями участников. Конструктивный потенциал конфликтных ситуаций такого типа связан с возможностью вскрытия латентных противоречий.
- Конфликты во взаимодействиях властных структур различных регионов отражают специфику интересов региональных элит, а также связанных с ними представителей элит федерального уровня. Они имеют сложную природу в силу переплетения социальных, экономических, политических противоречий. Политическую составляющую управления данными конфликтами характеризует: 1) сравнительно широкое использование технологий публичной политики, связанных с формированием общественного мнения, использованием фактора региональной и этнической идентичности; 2) распространение неформальных механизмов лоббирования региональных интересов. Подобные технологии косвенно воздействуют на урегулирование конфликтных ситуаций, позволяя привлечь возможности федеральных структур, бизнеса, общественных, а иногда и международных организаций для перераспределения ресурсов в пользу того или иного региона. При этом непубличный характер решения проблем, затрагивающих интересы широких слоёв граждан, может привести к усилению внутрирегиональных противоречий.
- Региональные органы власти выступают в конфликтах с участием общественных и бизнес-структур не только как «третья сторона» конфликтов, но и непосредственно участвуют в них, выступая в качестве проводников интересов региональной элиты или её определённых сегментов. Сосредоточение в их руках значительных политических и административных ресурсов позволяет в этих случаях занимать доминирующее положение в структуре конфликтных отношений. Но это не означает достижения безусловного преимущества в любом конфликте. Оппоненты региональных властей, используя различные стратегии поведения, в той или иной мере реализуют свои цели. Бизнес-структуры используют как договорённости с властями, так и меры политического давления на них, связанные с формированием общественного мнения, привлечением статусных фигур для защиты своих интересов, созданием бизнес-ассоциаций. Общественные структуры, как правило, стремятся повысить свой ранг в конфликте за счёт расширения базы социальной поддержки, что возможно при возникновении актуальных для широких слоёв общества проблем (этнических, экологических, в сфере символической политики и т. д.). Для усиления конструктивности взаимодействия между участниками конфликтов такого рода рекомендуется более широкое использование технологий и процедур общественных слушаний с привлечением всех заинтересованных сторон, создание консультативных советов при органах власти, усиление роли гражданских движений и политической оппозиции в региональном политическом процессе.
- В процессе подготовки и реализации олимпийского проекта в г. Сочи актуализируется комплекс объективно существующих противоречий, связанных с природными и социальными факторами. Их конструктивное преодоление возможно на основе создания проблемных сетей, включающих властные структуры, бизнес и общественные организации. Однако в реальности, за исключением этапа подачи олимпийской заявки, проявляется тенденция развёртывания и эскалации конфликтов. Здесь сказываются ограничения модели административного контроля над конфликтами, связанные с наличием указанных противоречий и множественности факторов недовольства (экономических, этнических, политических и др.), которые не в состоянии контролировать органы власти не только местного, но также регионального и федерального уровней. Для урегулирования наиболее резонансных конфликтных ситуаций, привлекающих внимание не только российского, но и мирового сообщества, органам власти приходится возвращаться к диалоговой модели взаимодействия и использовать политические механизмы управления.
- Сетевой подход представляет собой совокупность концептуальных и методологических принципов, на основе которых исследуются возможности руководства и координации как методов политического управления. Сетевой анализ до настоящего времени не применялся в качестве специализированной методологии исследования проблем политического управления конфликтами. На наш взгляд, потенциал и ресурсы сетей позволяют им стать средством формирования субъектности акторов конфликта и одним из важных механизмов политического управления. В связи с распространением интернет-коммуникаций становится актуальной проблема методологии анализа деятельности протестных сообществ в социальных сетях интернет и их роли в политических конфликтах. Совокупность рычагов (статусный, информационный, коммуникативный, ресурсный) определяет привлекательность сети для потенциальных участников и степень её эффективности как ресурса мобилизации сторонников в условиях конфликта.
- На основании эмпирического исследования активности протестных сообществ в рамках социальных сетей интернет, проведённого нами относительно субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа на основе разработанной методологии, выявлены параметры их деятельности. Активность таких сообществ коррелирует как с общим уровнем протестной активности в определённом регионе, так и с развитостью интернет-коммуникаций. В областях Юга России выделяются достаточно крупные сообщества (с численностью более 1000 участников), имеющие потенциал для дальнейшего роста и усиления организационных начал. Интенсивность сетевых взаимодействий повышается в связи с резонансными событиями, так или иначе имеющими политическую составляющую. Можно рекомендовать органам власти местного и регионального уровня усилить взаимодействие с протестными группами путем организации диалога на площадках социальных сетей, не допуская маргинализации протеста, но выводя его на более высокий уровень конструктивности. Оппозиционным лидерам, стремящимся к агрегации своих политических ресурсов, также рекомендуется более активно использовать потенциал сетевых ресурсов для расширения пространства доверия и мобилизации сторонников.
1.Кольба А. И. Политические сети в системе управления политическими конфликтами и протестными действиями // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2012. № 3.С. 36–42 (0,8 п.л.).
2.Кольба А. И. Политическая институциализация конфликтов и взаимодействие формальных и неформальных институтов // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». 2012. № 2. С. 75–93 (0,9 п.л.).
3.Кольба А. И. Политико-конфликтные аспекты отношений в системе бюджетного федерализма современной России (центр – регионы – муниципалитеты) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». Вып. 2(93). 2012. С. 238–246(0,6 п.л.).
4.Кольба А. И., Ильченко А. А. Модели политической коммуникации в конфликте между структурами власти и обществом (региональный уровень) // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 1. С. 122–132 (0,8 п.л.).
5.Кольба А. И. Управление конфликтами в системе отношений органов власти и гражданского общества на региональном уровне // Известия Саратовского государственного университета, серия «Социология. Политология». 2012. Вып. 1. С. 75–80 (0,7 п.л.).
6.Кольба А. И. Тенденции развития региональной конфликтности в России постсоветского периода // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. Т. 1 (Гуманитарные науки). С. 122–128 (0,6 п.л.).
7.Кольба А. И. Региональный лоббизм: конфликтное измерение // Каспийский регион: политика, экономика, культура: научный журнал. № 4, 2011. С. 90–96 (0,7 п.л.).
8.Кольба А. И. После 2009: современные тенденции управления конфликтами в контексте теории Р. Дарендорфа // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. №1. Т.7. 2011. С. 39–53 (0,9 п.л.).
9.Кольба А. И. Управление конфликтами в сфере взаимодействия власти и бизнеса современной России: региональный аспект // Человек. Сообщество. Управление. 2010. №4. С. 25–35 (0,7 п.л.).
10.Кольба А. И. Институализация политических конфликтов в условиях современного политико-административного режима // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009. № 4. С. 75–81 (0,6 п.л.).
11.Кольба А. И. О политических аспектах регулирования социальных противоречий в условиях кризиса / Круглый стол «Господин Кризис, как вас теперь называть?» // Полис: Политические Исследования. 2009. № 3. С. 23–25 (0,2 п.л.).
12.Кольба А. И. Региональный конфликт: проблемы дефиниции и управления // Человек. Сообщество. Управление. 2006. № 4. С. 105–112 (0,8 п.л.).
13.Кольба А. И. «Современный социальный конфликт» полтора десятилетия спустя // Человек. Сообщество. Управление. 2005. № 1. С. 6–15 (0,6 п.л.).
14.Кольба А. И., Кольба Н. В. Выборы в законодательное Собрание Краснодарского края в контексте трансформации региональной политической системы // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар. 2002. № 4. С. 4–17 (0,6 п.л.).
Монографии
15.Кольба А. И. Управление региональными конфликтами в современной России: политические институты, механизмы и технологии: монография. Краснодар: КубГУ. 2012. 315 с. (15 п.л.).
16.Кольба А. И. Политические аспекты управления региональными конфликтами: теория и методология: монография. Краснодар: КубГУ. 2011. 126 с. (6 п.л.).
Публикации в научных журналах, сборниках статей, других научных изданиях
17.Кольба А. И. Влияние политической реформы на политические процессы регионального уровня: конфликтологический анализ // III Всероссийский научно-практический Симпозиум с международным участием «Стратегия поиска баланса между стабильностью и развитием: соотношение властного и общественного выбора». М.: РАПН, 2013. С. 94–96 (0,2 п.л.).
18.Кольба А. И. Олимпиада-2014: анализ конфликтной составляющей // PolitBook. 2012. № 3. С. 108–116 (0,5 п.л.).
19.Кольба А. И. Основные тенденции развития региональных политических конфликтов в России (1990-2010-е гг.) // VI Всероссийский конгресс политологов «Россия в глобальном мире: Институты и стратегии политического взаимодействия»: Материалы. Москва 22-24 ноября 2012 г. М.: РАПН, 2012. С. 241–242 (0,2 п.л.).
20.Кольба А. И. Методологические аспекты анализа функционирования протестных сообществ в социальных сетях интернет // Политика, состоятельность государства и гражданская активность в России: вызовы электорального цикла 2011–2012 гг.: Материалы XI Всероссийского научного семинара 8–10 октября 2012 года. Краснодар – Майкоп: Качество, 2012. С. 59–65 (0,3 п.л.).
21.Кольба А. И. Протестные сообщества в социальных сетях интернет и их роль в управлении региональными конфликтами (по материалам ЮФО) // Сетевые ресурсы и практики в публичной политике: сб. матер. Всероссийской конференции молодых политологов / Под ред. Е.В. Морозовой, Л.В. Сморгунова. Краснодар: КубГУ, 2012. С. 93–99 (0,3 п.л.).
22.Кольба А. И. Роль политического конфликта в формировании субъектов общественных изменений в современной России // Пути развития современной России: новые возможности и ограничения: сборник тезисов Всероссийского научно-практического симпозиума с международным участием. М.: РАПН, 2012. С. 62–64 (0,2 п.л.).
23.Кольба А. И. Институциональные основы управления региональными конфликтами // Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт: материалы III Всероссийской научно практической конференции. Омск: ОмГУ, 2012. С. 220–226 (0,6 п.л.).
24.Кольба А. И. Конфликты модернизации с точки зрения мирового и российского опыта // Модернизация как управляемый конфликт (Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества как фактор модернизации России): сборник статей. М.: Ключ-С, 2012. С. 30–36 (0,4 п.л.).
25.Кольба А. И. Региональные конфликты как обычное и экстраординарное явление в российской политике // Экстраординарность, случайность и протест в политике: тематическое и методологическое поле сравнительных исследований: сборник научных статей / Под ред. Л. В. Сморгунова, Е.В. Морозовой. Краснодар: КубГУ, 2011. С. 161–166 (0,3 п.л.).
26.Кольба А. И. Институциональные и неинстуциональные факторы выбора стратегии управления конфликтом: проекция на региональный и местный уровни отношений между властью и обществом // Социальный и человеческий капитал местных сообществ: сборник научных трудов / Под ред. А. И. Кольба. Краснодар: КубГУ, 2011. С. 93–101 (0,4 п.л.).
27.Кольба А. И. Этническая идентичность как фактор управления региональными конфликтами на Юге России // Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно теоретической конференции (ИМЭМО РАН, 21 – 22 октября 2010 г.). М.: ИМЭМО, 2011. С. 244–247 (0,2 п.л.).
28.Кольба А. И. Интегративный и конфликтный ракурсы кубанской идентичности // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». 2011. Специальный выпуск «Культурная политика в регионах и борьба за идентичность». С. 51–62 (0,8 п.л.).
29.Кольба А. И. О концептуальных основаниях исследования региональных конфликтов // Политическая наука: состояние и перспективы развития в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар: КубГУ, 2011. С. 155–159 (0,2 п.л.).
30.Кольба А. И. Формальные и неформальные аспекты политической институциализации конфликтов // Российская политика в условиях избирательного цикла 2011–2012 гг.: Тезисы докладов Международной научной конференции, Москва, 2-3 декабря 2011 г. М.: РАПН, 2011. С. 116–117 (0,2 п.л.).
31.Кольба А. И. Институциональные и технологические основы управления конфликтами с участием молодёжи // Молодёжная политика профсоюзов: состояние, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Касп Плюс, 2011. С. 106–109 (0,2 п.л.).
32.Кольба А. И. Модернизационные конфликты: современная проекция мирового опыта // Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества как фактор модернизации России: Материалы Всероссийского научно-практического симпозиума. М.: РАПН, 2011. С. 38–40 (0,2 п.л.).
33.Кольба А. И. Конфликты во взаимодействии региональных и муниципальных органов власти субъектов РФ // Местное самоуправление в России и Германии: история и современность: Материалы Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 3 апреля 2010 г.). Ростов-на-Дону: СКАГС, 2010. С. 606–611 (0,3 п.л.).
34.Кольба А. И., Терёшина М. В. Экологические конфликты как индикатор эффективности региональной эколого-экономической политики (на примере конфликта на территории Большого Утриша) // Экологические конфликты в современной системе природопользования. Сумы: Университетская книга, 2010. С. 172–178 (0,2 п.л.).
35.Кольба А. И. Модернизационные конфликты: проблемы политической институциализации // Вестник философии и социологии Курского государственного университета. 2010. № 2. С. 191–194 (0,4 п.л.).
36.Кольба А. И. Модернизация в южнороссийских регионах: конфликтно-управленческий аспект // Политическая безопасность Юга России: Материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар: КубГУ, 2010.С. 207–211 (0,2 п.л.).
37.Кольба А. И. Конфликты олимпийского проекта Сочи-2014 // Конфликты в современной России: исследование и регулирование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 11 февраля 2010 г. М.: Изд-во СГУ, 2010. С. 124–130 (0,5 п.л.).
38.Кольба А. И. Принятие политических решений в условиях конфликта: взаимодействие основных акторов // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики: Сб. науч. ст. / Под ред. Л. В. Сморгунова, Е. В. Морозовой. Краснодар: КубГУ, 2010. С. 288–297 (0,6 п.л.).
39.Кольба А. И. Российские практики управления политическими конфликтами: взаимодействие формальных и неформальных институтов // Политическая регионалистика и исследования в регионах России. Политическая наука: Ежегодник 2010. М.: РОССПЭН, 2010. С. 146–155 (0,6 п.л.).
40.Кольба А. И. Политико-конфликтный потенциал модернизации на региональном уровне: институциализация субъекта изменений // Изменение России: политические повестки и стратегии. Международная научная конференция: Тезисы докладов. Москва, 25-26 ноября 2010 г. М.: РАПН, 2010. С. 106–107 (0,2 п.л.).
41.Кольба А. И. Проблемы развития публично-политического пространства в современной России // Политико-административные отношения: концепты, практика и качество управления: Сб. ст. СПб.: СПбГУ, 2010. С. 111– 118 (0,5 п.л.).
42.Кольба А. И. Проблема деинституализации политических конфликтов в современной России // Роль конфликтологии в обеспечении сотрудничества государства, бизнеса и гражданского общества: Материалы III Международного конгресса конфликтологов. Т. 1. Казань: КГТУ, 2010. С. 198–203 (0,3 п.л.).
43.Кольба А. И. Управление конфликтами на региональном и местном уровне: проблемы выбора стратегии поведения // Социальный и человеческий капитал как основа инновационного развития местных сообществ: Тезисы докладов участников Всероссийской научной конференции молодых учёных 6-9 октября 2010 г. Краснодар: КубГУ, 2010. С. 90–92 (0,2 п.л.).
44.Кольба А. И. Управление политическими конфликтами в условиях глобализации: концептуальный анализ // Многополярный мир и безопасность: равенство, лидерство, гегемония: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 27-28 мая 2010 г. Т. II. СПб.: БГТУ «Военмех», 2010. С. 77–82 (0,3 п.л.).
45.Кольба А. И. Эффективность формальных и неформальных институтов управления политическими конфликтами: поиск критериев оценки // Политические институты в современном мире: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, 10–11 декабря 2010 г., Санкт-Петербургский государственный университет. СПб.: Аллегро, 2010. С. 172– 173 (0,3 п.л.).
46.Кольба А. И. Политические аспекты управления конфликтами в системе отношений «граждане – власть – бизнес» (на примере городов Краснодарского края) // Политика развития и политико-административные отношения: Сборник статей / Под ред. Л. В. Сморгунова, Е.В. Морозовой. Краснодар: КубГУ, 2009. С. 144–164 (1 п.л.).
47.Кольба А. И. Конфликтогенный потенциал олимпийского проекта Сочи-2014: политические аспекты // Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы: Тезисы докладов V Всероссийского конгресса политологов (Москва, 20 - 22 ноября 2009 г.). М.: РАПН, 2009. С. 214–215 (0,2 п.л.).
48.Кольба А. И. Межэтническая толерантность: концептуальные основы и политические практики (материалы к учебному курсу) // Человек. Сообщество. Управление. № 2. 2009. С. 89–96 (0,5 п.л.).
49.Кольба А. И. Отношения власти и оппозиции как зеркало проблем политической конфликтности в России // Конфликтология для XXI века: наука – образование – практика: Материалы Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Т.1. СПб.: СПбГУ, 2009.С. 152–157 (0,3 п.л.).
50.Кольба А. И. Подходы к управлению политическими конфликтами в России: «гражданский контроль» или «административный контроль»? // Конфликты в социальной сфере и их регулирование: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 10–11 апреля 2009 года. Казань: Печатный двор, 2009. С. 159–163 (0,3 п.л.).
51.Кольба А. И. Управление политическими конфликтами в условиях федерализма // Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы: Материалы Международной научной конференции. СПбГУ, 15-17 октября 2009 г. СПб.: СПбГУ, 2009. С. 62–63 (0,3 п.л.).
52.Кольба А. И. Конфликты в межуровневых взаимодействиях органов власти российских регионов // Проблемы глобальной политики и безопасности современной России: Материалы международной научной конференции. Ч. 1. Санкт-Петербург, 28-29 мая 2009 г. СПб.: БГТУ «Военмех», 2009. С. 78–85 (0,4 п.л.).
53.Кольба А. И., Кольба Н. В. Политическое развитие России в XX–начале XXI в.: кризисные сюжеты и аналогии // Политическая экс¬пертиза: ПОЛИТ¬ЭКС. Т. 4. № 4. 2008. С. 64–75 (0,7 п.л.).
54.Кольба А. И. Проблемы управления политическими конфликтами в процессе укрупнения субъектов Российской Федерации // Сравнительный федерализм и российские проблемы федеративных отношений: Сборник статей. СПб.: СПбГУ, 2008. С. 279–291 (0,7 п.л.).
55.Кольба А. И. Станут ли федеральные выборы политическим конфликтом? // Политические партии в избирательном процессе: российские и зарубежные сравнения: Сборник статей. Краснодар: КубГУ, 2008. С. 136–145 (0,6 п.л.).
56.Кольба А. И. Публичная политика в современной России: редукция или новый формат? // Публичная сфера в современной России: правовые основы и политические практики: Сборник научных статей Краснодар: КубГУ, 2008. С. 3–11 (0,4 п.л.).
57.Кольба А. И. Трансформация политических конфликтов в постсоветской России // Конфликты в социальной сфере и их регулирование: Сб. материалов всероссийской конференции. Казань: Печатный двор, 2008. С. 249–257 (0,3 п.л.).
58.Кольба А. И. Политико-конфликтологические аспекты экспертизы крупных проектов (сочинский case) // Новый политический цикл: повестка дня для России: Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, 5-6 декабря 2008 г. М.: РАПН, 2008. С. 142–144 (0,2 п.л.).
59.Кольба А. И. К проблеме соотношения политической стабильности и политического конфликта // Политика ХХI века: преемственность и инновации в России и в мире: Материалы международной научной конференции. Ч.2. СПб.: БГТУ «Военмех», 2008. С. 118–121 (0,2 п.л.).
60.Кольба А. И. Политико-административные конфликты в процессе укрупнения субъектов РФ (на примере Краснодарского края и Республики Адыгея) // Демократия и управление: информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии (СП-РАПН), №1 (5). СПб.: СПбГУ, 2008.С. 53–55 (0,2 п.л.).
61.Кольба А. И. Основные задачи и механизмы государственного управления политическими конфликтами // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. М.: МГУ, 2007. С. 837–841 (0,3 п.л.).
62.Кольба А. И. Теория и практика государственного управления региональными конфликтами (на примере Краснодарского края) // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 22. Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. С. 225–234 (0,6 п.л.).
63.Кольба А. И. Конфликтный потенциал российской трансформации: в начале XX века и в начале XXI века // Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы: Международная научная конференция: тезисы докладов. Москва, 22-23 ноября 2007 г. М.: РАПН, РОССПЭН. 2007. С. 146–149 (0,2 п.л.).
64.Кольба А. И., Егупов А. В. Развитие политической конфликтологии в России // Актуальные проблемы современного политического процесса: Материалы международной научной конференции. В 2 ч. Ч. 2. СПб.: БГТУ «Военмех», 2007. С. 104–110 (0,4 п.л.).
65.Кольба А. И. Государственное управление политическими конфликтами: понятие и методики // Актуальные проблемы безопасности в условиях конфликтогенной ситуации на Юге России: Материалы международной научно-практической конференции, 16-17 ноября 2006 г. Краснодар: КубГУ, 2007. С. 264– 269 (0,2 п.л.).
66.Кольба А. И., Кривенко П. А.«Бархатная революция» как модель политического конфликта (на примере Украины) // Социально-экономическая реальность и политическая власть: Сборник научных статей. Выпуск 2. Москва – Ставрополь: Издательство «Век книги», 2006. С. 130–136 (0,7 п.л.).
67.Кольба А. И. Муниципальные выборы в контексте трансформации региональной политической системы Краснодарского края // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2006. № 4. С. 39–43 (0,4 п.л.).
68.Кольба А. И. Выборы как форма политического конфликта // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования: Материалы 9-ой Международной конференции. Екатеринбург, Уральский гос. ун-т. 2006. С. 37–39 (0,2 п.л.).
69.Кольба А. И. Технологии урегулирования конфликтов в системе взаимодействия государственных и муниципальных органов власти Краснодарского края // Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество: Сборник тезисов выступлений на международной научно-практической конференции 29 – 30 сентября 2006 г. Ростов-на-Дону – Горячий Ключ. 2006. С. 250–253 (0,2 п.л.).
70.Кольба А. И., Кольба Н. В. Трансформация политической системы Краснодарского края: тенденции и механизмы // Российские регионы в условиях трансформации современного общества: Материалы всероссийской научной конференции, Волгоград, 14 – 15 сентября 2006 г. Волгоград: ВолГУ, 2006. С. 89–94 (0,2 п.л.).
71.Кольба А. И., Кривенко П. А. Конфликты глобализации в контексте теории С. Роккана // Социально-экономическая реальность и политическая власть: Сборник научных статей. Выпуск 1. Москва – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. С. 170–173 (0,7 п.л.).
72.Кольба А. И., Кольба Н. В. Протестное голосование и административный ресурс на муниципальных выборах // Муниципальные выборы 2005 года: итоги, проблемы, уроки: Материалы круглого стола. Краснодар: КубГУ, 2005. С. 16–25 (0,4 п.л.).
73.Кольба А. И. К вопросу об эффективности управления этнополитическими конфликтами (на примере проблемы турок-месхетинцев в Краснодарском крае) // Межнациональные отношения в Краснодаре на современном этапе: перспективы устойчивого развития (подходы к решению общероссийской проблемы). Краснодар: Администрация г. Краснодара, 2005. С. 52–55 (0,2 п.л.).
74.Кольба А. И. Развитие структур гражданского общества в современной России: взгляд сквозь призму теории конфликта Ральфа Дарендорфа // Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического анализа: Материалы Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана, Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2005. С. 25–28 (0,2 п.л.).
75.Кольба А. И. Принятие политический решений в условиях этнополитического конфликта // Проблемы политической самоорганизации и стабильности в российском обществе: Материалы Всероссийской научной конференции,16 – 17 декабря 2004 г. КубГУ, Краснодар, 2004. С. 25–29 (0,2 п.л.).
76.Кольба А. И., Юрченко В. М. Государство как медиатор этнополитических конфликтов на Северном Кавказе // Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества. Москва – Ставрополь, 2002. С. 404–422 (0,7 п.л.).
77.Кольба А. И. Проблемы политического урегулирования конфликта в Чеченской Республике: внутриполитические и внешнеполитические аспекты // Современные проблемы мировой политики: безопасность, конфликты и их анализ. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 48–68 (0,9 п.л.).