Научная тема: «УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ УЧАЩИХСЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Адекватное требованиям информационного общества управление интеллектуальным развитием учащихся ФМК при обучении физике возможно в том случае, если проектирование и использование системы учебного физического знания, технологии обучения физике и образовательной среды (как совокупности условий организации образовательного опыта) будут осуществляться 1) с учетом понимания интеллекта как формы организации умственного опыта субъекта, 2) в соответствии с особенностями функционирования холонических организационных систем и 3) с систематическим применением информационных и коммуникационных образовательных технологий.

2. При моделировании системы УИРО (как подсистемы методической системы обучения физике) целесообразно учитывать особенности функционирования холонических организационных систем. Для этого вводится понятие коллективного развивающегося субъекта (КРС) как идеализированной школьной организационной системы, объединяющей учителя и учеников класса на принципах конструктивного сотрудничества для успешного интеллектуального развития каждого при обучении физике и обеспечивающей приобретение значимого в информационном обществе опыта взаимодействия, коммуникации, лидерства и новаторства.

3. Система УИРО при обучении физике в ФМК может быть представлена в виде иерархии следующих элементов:

  • основополагающих идей (антропоцентричность, непрерывность образования, компетентностная ориентация образования);
  • теоретических конструктов, адекватных основополагающим идеям (уровневая структура индивидуального интеллекта, социокультурная трактовка содержания физического образования, компетентность как мера успешности деятельности субъекта);
  • трех групп принципов УИРО (интеллектосообразности, самообразования, нацеленности на эффективность образовательной деятельности при изучении физики);
  • холонической, деятельностной, организационной, процессуальной моделей УИРО;
  • дидактических средств, факторов, механизмов, условий практической реализации принципов и моделей УИРО (в том числе, систематическое технологичное использование компьютеров, оригинальных цифровых дидактических ресурсов, экспериментальных и теоретических заданий ситуативного и поискового характера);
  • способа структурирования образовательной среды школы с выделением сферы накопления духовно-интеллектуального опыта в рамках изучения учебной программы, сферы накопления духовно-интеллектуального опыта вне рамок изучения учебной программы, сферы трансляции накопленного личного опыта.

4. Система УИРО при обучении физике в ФМК должна отражать систему регулирования в холонических оргсистемах и включать пять звеньев управления: 1) местное автономное управление; 2) центральное управление; 3) регулятор автономного местного управления; 4) переключатель, связывающий высшее волевое управление макросистемой и местное самоуправление; 5) высшее управление. С деятельностной точки зрения УИРО представляет собой вид образовательной деятельности, компонентами которой являются диагностика, схематизация, текущая регуляция ИРО, мониторинг эффективности УИРО, корректировка траектории ИРО. В процессуальном плане УИРО - это регулирование перехода КРС из начального образовательного состояния в целевое состояние посредством отрицательной обратной связи, включающей 1) идеализированный алгоритм достижения физических образовательных целей, 2) процесс реальной образовательной деятельности неоднородного КРС, 3) гибкое планирование образовательной деятельности учеников при усвоении курса физики, 4) пять управляемых параметров.

5. Для конструирования интеллекторазвивающих образовательных систем при обучении физике в ФМК целесообразно использовать:

  • критерии (количественные и качественные) анализа учебников физики с целью регуляции интеллектуальной интенсивности учебного процесса;
  • типологию учебных физических задач, соответствующую элементному составу учебного содержания, с целью построения разноуровневого тренировочного дидактического комплекса и измерителей ИРО;
  • количественные и качественные характеристики учебной физической задачи (сложность, проблемность, трудность), дидактические требования к системе учебных заданий (целевая ориентация, целевая достаточность, возрастание трудности, связность, мотивационная направленность), методику конструирования комплекса учебных физических заданий с целью дифференции ИРО;
  • механизм регуляции взаимодействия неоднородных учеников (установка на поиск своего призвания, средства интеграции духовного и интеллектуального развития школьников) с целью установления партнерских отношений в КРС;
  • комплекс дидактических средств (цифровых, экспериментальных, абстрактно-поисковых, ситуативных) для обобщения и систематизации знания, для деятельностного формирования понятийных психических структур у воспитанников ФМК при обучении физике;
  • инструментарий, включающий признаки, уровни, критерии, средства выявления / измерения важнейших интеллектуальных качеств учеников, а также способы представления результатов интеллектуальной деятельности учеников и учителей (классы, виды, уровни значимости достижений, организационные формы представления ментального опыта), - для мониторинга и оценки интеллектуального развития.

6. Эффективное УИРО возможно в рамках такой методической системы обучения физике в ФМК, которая предполагает следующее.

6.1. Разбиение содержания курса физики на целостные фрагменты-блоки, изучаемые от 15 до 30 академических часов, в рамках которых удается организовать необходимое разнообразие интеллектуальной деятельности и многомерно оценить интеллектуальный рост каждого школьника в неоднородном ученическом коллективе.

6.2. Создание условий для становления понятийных психических структур, являющихся системообразующим элементом эффективного интеллекта, посредством использования взаимосвязанных цифровых ресурсов (опорных конспектов и соответствующих им заданий), сочетания экспериментальных, абстрактно-поисковых и ситуативных задач.

6.3. Целенаправленное формирование у школьников приемов продуктивной деятельности (ППД) как важных элементов в структуре методологических (процедурных) знаний.

6.4. Систематическая организация пиковых переживаний учащихся для становления партнерских отношений в неоднородном ученическом коллективе посредством организации групповой образовательной деятельности и использования соответствующих ресурсов УИРО (простых опытов, наглядных средств, фактов из биографий ученых и пр.).

6.5. Использование системы мониторинга интеллектуального развития учащихся ФМК, которая ориентирует школьников на конечный результат, побуждает к систематичной учебной деятельности и индивидуальному духовно-интеллекту-альному росту, обеспечивает открытые перспективы, создает условия для самоорганизации и личностного выбора, удовлетворяет требованиям сохранения психического и физического здоровья ученика.

Список опубликованных работ
I. Монографии

1.Самойлов, Е.А. Управление интеллектуальным развитием школьников при обучении физике в классах физико-математического профиля [Текст]: моногр. / Е.А. Самойлов. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2013. – 452 с. (28,25 п.л.).

2.Самойлов, Е.А. Компетентностно ориентированное образование: социально-экономические, философские и психологические основания [Текст]: моногр. / Е.А. Самойлов. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – 160 с. (10 п.л.).

II. Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

3.Самойлов, Е.А. Развитие мышления учащихся [Текст] / Е.А. Самойлов // Физика в школе. – 2002. – №8. – С.45-47. (0,3 п.л.).

4.Самойлов, Е.А. Использование приемов продуктивной деятельности [Текст] / Е.А. Самойлов // Физика в школе. – 2005. – №2. – С.28-31. (0,3 п.л.).

5.Самойлов, Е.А. Сравнительный анализ учебников физики для средней (полной) школы [Текст] / Е.А. Самойлов // Физика в школе. – 2005. – №5. – С.52-57. (0,5 п.л.).

6.Самойлов, Е.А. Формирование продуктивной деятельности студентов при обучении физике [Текст] / Е.А. Самойлов, П.И. Самойленко // Среднее профессиональное образование. – 2000. – № 1. – С.19-22. (0,4 п.л., авторских 0,2 п.л.).

7.Самойлов, Е.А. Философские основания компетентностно ориентированного образования [Текст] / Е.А. Самойлов // Философия образования. – 2008. – №2. – С.86-93. (0,7 п.л.).

8.Самойлов, Е.А. Социально-экономические основания компетентностно ориентированного образования [Текст] / Е.А. Самойлов // Философия образования. – 2009. – №3. – С.165-173. (0,81 п.л.).

9.Самойлов, Е.А. Ценностные аспекты образования в информационном обществе [Текст] / Е.А. Самойлов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2011. – Том 13. – №2(6). – С. 1336-1343. (1,1 п.л.).

10.Самойлов, Е.А. Коммуникация и сотрудничество как ключевые компетенции [Текст] / Е.А. Самойлов // Наука и школа. – 2011. – №5. – С.84-89. (1 п.л.).

11.Самойлов, Е.А. Лидерство и новаторство как ключевые компетенции [Текст] / Е.А. Самойлов // Наука и школа. – 2012. – №1. – С.96-101. (1 п.л.).

12.Самойлов, Е.А. Цифровые ресурсы для изучения классической механики в системе управления интеллектуальным развитием школьников [Текст] / Е.А. Самойлов // Педагогическая информатика. – 2012. – №1. – С.3-10. (1 п.л.).

13.Самойлов, Е.А. Цифровые ресурсы для технологичного обучения физике в школе [Текст] / Е.А. Самойлов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №1. – С.65-75 (0,9 п.л.).

14.Самойлов, Е.А. Коллективный развивающийся субъект как идеализированный объект в концепции управления интеллектуальным развитием школьников [Текст] / Е.А. Самойлов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №5. – С.85-94. (0,87 п.л.).

15.Самойлов, Е.А. Холоническая модель управления интеллектуальным развитием школьников при обучении физике [Текст] / Е.А. Самойлов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №7. – С.39-58. (1,75 п.л.).

16.Самойлов, Е.А. Экспериментальная оценка интеллектуального развития учащихся классов физико-математического профиля [Текст] / Е.А. Самойлов, Ю.А. Охапкина // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №8. – С.64-74. (0,9 п.л., авторских 0,8).

17.Самойлов, Е.А. Инструментарий для оценки интеллектуального развития школьников [Текст] / Е.А. Самойлов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №10. – С.78-84. (0,56 п.л.).

18.Самойлов, Е.А. Деятельностная модель управления интеллектуальным развитием школьников при обучении физике [Текст] / Е.А. Самойлов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №11. – С.79-97. (1,62 п.л.).

19.Самойлов, Е.А. Количественное представление результатов интеллектуальной деятельности школьников и учителей [Текст] / Е.А. Самойлов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №12. – С.16-32. (1,3 п.л.).

20.Самойлов, Е.А. Процессуальная модель управления интеллектуальным развитием школьников [Текст] / Е.А. Самойлов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – №1. – С.12-30. (1,62 п.л.).

21.Самойлов, Е.А. Средства наглядности в системе управления интеллектуальным развитием школьников при обучении физике [Текст] / Е.А. Самойлов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – №2. – С.78-105. (2,13 п.л.).

22.Самойлов, Е.А. Управление интеллектуальным развитием учащихся классов физико-математического профиля как элемент образовательной системы педагога [Текст] / Е.А. Самойлов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – №3. – С.71-78. (0,69 п.л.).

23.Самойлов, Е.А. Организационный аспект управления интеллектуальным развитием учащихся классов физико-математического профиля [Текст] / Е.А. Самойлов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – №4. – С.20-29 (0,94 п.л.).

24.Самойлов, Е.А. Компетентностно ориентированное образование как альтернатива знаниево-исполнительному образованию [Текст] / Е.А. Самойлов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – №5. – С.36-44 (0,6 п.л.).

25.Самойлов, Е.А. Теоретическое обоснование концепции управления интеллектуальным развитием школьников при обучении физике в классах физико-математического профиля [Текст] / Е.А. Самойлов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – №8. – С.74-82. (0,69 п.л.).

III. Учебные и учебно-методические пособия

26.Самойлов, Е.А. Молекулярная физика и электродинамика в классах с углубленным изучением физики [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.А. Самойлов. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 228 с. (14,25 п.л.).

27.Самойлов, Е.А. Электродинамика и квантовая физика в классах с углубленным изучением физики [Текст]: Учебно-методич. пособие / Е.А. Самойлов. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2009. – 298 с. (18,62 п.л.).

28.Самойлов, Е.А. Классическая механика в классах с углубленным изучением физики [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.А. Самойлов. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. – 308 с. (19,25 п.л.).

29.Самойлов, Е.А. Учебно-поисковые комплексы по физике [Текст]: Задачник / Е.А. Самойлов. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 164 с. (10,25 п.л.).

30.Самойлов, Е.А. Поисковые задания по механике [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Самойлов. – Самара: Изд-во СИПКРО, 2000. – 69 с. (4,3 п.л.).

31.Самойлов, Е.А. Поисковые задания по физике. 7-8 классы [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Самойлов. – Самара: Изд-во СИПКРО, 1997. – 52 с. (3,25 п.л.).

32.Самойлов, Е.А. Простые опыты по физике [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Самойлов, И.А. Шунин. – Самара: Изд-во СИПКРО, 1999. – 74 с. (4,6 п.л., авторских 3,6 п.л.).

33.Самойлов, Е.А. Приемы продуктивной деятельности в познании природы [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Самойлов. – Самара: Изд-во СИПКРО, 2002. – 74 с. (4,6 п.л.).

34.Самойлов, Е.А. Сборник заданий по физике [Текст]: Учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением физики / В.А. Бетев, Е.А. Самойлов, И.А. Шунин и др. – Самара: Изд-во СГПУ, 1996. – 82 с. (5,75 п.л., авторских 0,75).

35.Самойлов, Е.А. Научно-техническое творчество и изобретательство школьников [Текст]: Учебное пособие для студентов педвузов / В.А. Бетев, Е.А. Самойлов, И.А. Шунин и др. – Самара: Изд-во СГПУ, 1997. – 73 с. (4.4. п.л., авторских 0,5 п.л.).

36.Самойлов, Е.А. Экспериментальные задачи по физике. 7 класс [Текст]: Учебное пособие / В.А. Бетев, Е.А. Самойлов, И.А. Шунин. – Самара: Изд-во СИПКРО, 1997. – 22 с. (1,5 п.л., авторских 1 п.л.).

37.Самойлов, Е.А. Компетентностно-ориентированное образование [Текст]: Учебно-методические материалы для учителей / Е.А. Самойлов, О.Н. Огай, Н.А. Рыбакина. – Самара: Изд-во СИПКРО, 2003. – 52 с. (3,25 п.л., авторских 1,25 п.л.).

IV. Статьи в других изданиях

38.Самойлов, Е.А. Построение методической системы управления интеллектуальным развитием школьников [Текст] / Е.А. Самойлов // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Факультет математики, физики и информатики. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2013. – С.95-100 (0,31 п.л.).

39.Самойлов, Е.А. Деятельностный подход к управлению интеллектуальным развитием школьников при обучении физике [Текст] / Е.А. Самойлов // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Факультет математики, физики и информатики. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2012. – С.278-285. (0,37 п.л.).

40.Самойлов, Е.А. Факторы эффективного развития интеллекта школьников в информационном обществе [Текст] / Е.А. Самойлов // Вестник Самарского государственного педагогического университета. Институт математики, физики и информатики. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – С.39-41. (0,22 п.л.).

41.Самойлов, Е.А. Совершенствование управления интеллектуальным развитием школьников при обучении физике [Текст] / Е.А. Самойлов // Интеллектуальное развитие в процессе обучения физике. Материалы Междунар. науч.-прак. конфер. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2010. – С. 176-181. (0,3 п.л.).

42.Самойлов, Е.А. Технологичное обучение физике в старшей школе [Текст] / Е.А. Самойлов // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Факультет математики, физики и информатики. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2010. – С.127-136. (0,4 п.л.).

43.Самойлов, Е.А. Некоторые средства формирования интеллектуальной компетенции при обучении физике [Текст] / Е.А. Самойлов // Вестник Самарского государственного педагогического университета. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – С.144-149. (0,25 п.л.).

44.Самойлов, Е.А. Экспериментальное обучение классической механике в школе физико-математического профиля [Текст] / Е.А. Самойлов // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Факультет математики, физики, информатики. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. – С.176-182. (0,3 п.л.).

45.Самойлов, Е.А. Оптимизация изучения фундаментальных опытов по физике в школе [Текст] / Е.А.Самойлов // Проблемы учебного физического эксперимента: сборник научных трудов, выпуск 16. – М.: Изд-во ИОСО РАО, 2002. – С.22-24. (0,2 п.л.).

46.Самойлов, Е.А. Простые опыты по механике [Текст] / Е.А. Самойлов // Проблемы учебного физического эксперимента: сборник научных трудов. – Глазов: Изд-во ГГПИ, 1999. – Вып. 8. – С.60-61. (0,13 п.л.).

47.Самойлов, Е.А. Экспериментальные задачи как средство развития продуктивного мышления [Текст] / Е.А. Самойлов // Проблемы учебного физического эксперимента: сборник научных трудов, выпуск 12. – М.: Изд-во ИОСО РАО. – 2001. – С.14-17. (0,19 п.л.).

48.Самойлов, Е.А. Экспериментальная деятельность учителей как фактор повышения качества образования в школе [Текст] / Е.А. Самойлов, Н.И. Стогова // Управление качеством образования (теория и практика эффективного администрирования). – 2010. – № 1. – С.35-43. (0,44 п.л. авторских 0,35 п.л.).

49.Самойлов, Е.А. Экспериментальная деятельность во внеурочном процессе [Текст] / Е.А. Самойлов // Эксперимент в системе обучения физике: межвуз. сборник научн. трудов. – Самара: Изд-во СГПУ, 1994. – С.22-24. (0,25 п.л.).

50.Самойлов, Е.А. Опыты по молекулярной физике [Текст] / Е.А. Самойлов // Физика в школе. – 1999. – №5. – С.40. (0,1 п.л.).

51.Самойлов, Е.А. Факторы эффективного развития интеллекта школьников в информационном обществе [Текст] / Е.А. Самойлов // Вестник Самарского государственного педагогического университета. Институт математики, физики и информатики. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – С.39-41. (0,2 п.л.).

V. Материалы конференций

52.Самойлов, Е.А. Построение концепции управления интеллектуальным развитием школьников на классификационной основе [Текст] / Е.А. Самойлов // XII Международная научно-методическая конференция «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». – М.: МПГУ, 2013. – С.104-105 (0,19 п.л.).

53.Самойлов, Е.А. Проблемы управления учебной деятельностью на уроках физики [Текст] / В.А. Бетев, Е.А. Самойлов // Формирование у учащихся теоретических обобщений на уровне понятий при обучении физике: доклады Межвуз. науч-прак. конф. – М.: МПУ, 2001. – С.233-236. (0,2 п.л., авторских 0,1 п.л.).

54.Самойлов, Е.А. Тенденции развития физического образования и интеллектуальное развитие школьников [Текст] / В.А. Бетев, Е.А. Самойлов // Естественнонаучное образование. Прошлое, настоящее, будущее. Доклады Всероссийской научно-практической конференции 14-16 ноября 2011 г. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. – С.95-103. (0,3 п.л., авторских 0,2 п.л.).

55.Самойлов, Е.А. Стратегия интеграции духовного и интеллектуального развития учеников и средства ее реализации [Текст] / Е.А. Самойлов // Воспитательные аспекты процесса обучения физике: Материалы Международной научно-практической конференции. – Самара: ПГСГА, 2012. – С.171-177. (0,37 п.л.).

56.Самойлов, Е.А. Основные положения концепции управления интеллектуальным развитием школьников (УИРШ) при обучении физике в классах физико-математического профиля [Текст] / Е.А. Самойлов // Физическое образование: проблемы и перспективы развития. Материалы X Международной науч.-методич. конференции. Часть 1. – М.: Изд-во МПГУ, 2011. – С.201-203. (0,13 п.л.).

57.Самойлов, Е.А. Проектирование урока физики [Текст] / Е.А. Самойлов // Проблемы взаимосвязи эмпирических и теоретических методов познания в учебном процессе по физике: доклады междунар. науч.-прак. конф. – М.: Изд-во МГОУ. – 2005. – с.40-43. (0,25 п.л.).

58.Самойлов, Е.А. Принцип системности при организации учебного процесса по физике [Текст] / Е.А. Самойлов // Материалы международной научно-практической конференции «Теория, методика и технология обучения физике в ХХ1 веке». – Самара: СГПУ, 2000. – С.63-68. (0,38 п.л.).

59.Самойлов, Е.А. Методология научного познания – фактор интеграции естественных наук [Текст] / Е.А. Самойлов // Педагогический процесс как культурная деятельность: тезисы докл. II междунар. науч.-прак. конф. – Самара: Изд-во СИПКРО, 1999. – С.73-74. (0,13 п.л.).

60.Самойлов, Е.А. Модель поисковой деятельности учащихся при решении школьных физических проблем [Текст] / Е.А. Самойлов // Модели и моделирование в методике обучения физике: тезисы докл. респ. науч.-теор. конф. – Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. – С.93-94. (0,13 п.л.).

61.Самойлов, Е.А. Системный подход к развитию продуктивных качеств интеллекта учащихся [Текст] / Е.А. Самойлов // Проблемы методологии преемственности обучения физике. Общеобразовательные учреждения, вуз: доклады междунар. науч.-прак. конф. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – С.43-45. (0,13 п.л.).

62.Самойлов, Е.А. Методологические знания и физическая картина мира в курсе физики средней школы [Текст] / Е.А. Самойлов // Проблемы формирования обобщений на уровне физической картины мира при обучении физике. Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы. Доклады международной научно-практической конференции. – М.: МГОУ, 2004. – С.160-162. (0,13 п.л.).

63.Самойлов, Е.А. Элементы квантовой физики в школе [Текст] / Е.А. Самойлов // Доклады 51-й внутривуз. научной конференции СГПУ. – Самара: Изд-во СГПУ, 1997. – С.84-88. (0,3 п.л.).

64.Самойлов, Е.А. Организация учебной деятельности с использованием современных информационных ресурсов [Текст] / Е.А. Самойлов // Методология конструирования учебной деятельности по физике. Общеобразовательные учреждения, вузы. Доклады международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГОУ, 2009. – С.21-23 (0,19 п.л.).

65.Самойлов, Е.А. Приемы продуктивного мышления – объект и средство познания на уроках физики [Текст] / Е.А. Самойлов // Педагогический процесс как культурная деятельность: тезисы докл. междунар. науч.-прак. конф. – Самара: Изд-во СИПКРО, 1997. – С.273-275. (0,2 п.л.).

66.Самойлов, Е.А. Комплексы поисковых заданий по физике для 7 класса [Текст] / Е.А. Самойлов // Материалы Всеросс. науч.-прак. конф. «Проблемы определения концепции государственного стандарта по физике (Педагогический вуз. Средняя школа)». - М.: Изд-во МПУ, 1995. – С.127-129 (0,2 п.л.).

67.Самойлов, Е.А. Трёхуровневые задания нешаблонного характера по теме «Электростатика» Текст] / Е.А. Самойлов // Доклады ежегодной внутривуз. научной конференции СГПУ. – Самара: Изд-во СГПУ, 1996. – С.66-68 (0,2 п.л.).

68.Самойлов, Е.А. Дидактические средства для усвоения десятиклассниками газовых законов [Текст] / Е.А. Самойлов // Научные доклады ежегодной межвузовской 56 научной конференции СГПУ. – Самара: СГПУ, 2002. – С.114-117 (0,2 п.л.).

69.Самойлов, Е.А. Знаковая наглядность при изложении фундаментальных опытов по физике [Текст] / Е.А. Самойлов // Проблемы создания учебно-методического комплекса по физике (педагогический ВУЗ, общеобразовательные учреждения): материалы Всеросс. науч.-прак. конф. – М.: Изд-во МПУ, 1996. – С.101–103. (0,2 п.л.).

70.Самойлов, Е.А. К методике изложения темы «Опыты Перрена» в средней школе [Текст] / Е.А. Самойлов // Доклады 54-й внутривуз. научной конференции СГПУ. – Самара: Изд-во СГПУ, 2000.- С.111-113 (0,19 п.л.).

71.Самойлов, Е.А. Учет альтернатив при решении учебных физических проблем [Текст] / Е.А. Самойлов // Доклады 53-й внутривуз. науч. конф. СГПУ. – Самара: Изд-во СГПУ, 1999. – С.113-116 (0, 2 п.л.).

72.Самойлов, Е.А. Об эффективности усвоения физического знания [Текст] / Е.А. Самойлов // Взаимосвязь системы научных знаний и методов преподавания физики: материалы Всерос. науч.-прак. конф. – М.: Изд-во МПУ, 1998. – С.86-90 (0,31 п.л.).

73.Самойлов, Е.А. Технология формирования приемов продуктивной деятельности при обучении физике в школе [Текст] / Е.А. Самойлов // Новые технологии в преподавании физики (школа и вуз): аннотации докладов II междунар. науч.-метод. конф. – М.: Изд-во МПГУ, 2000. – С.26. (0,07 п.л.).

74.Самойлов, Е.А. Разработка измерителей достижений школьников по физике [Текст] / В.А. Бетев, Е.А. Самойлов // Проблемы взаимосвязи системы научных знаний и методов познания в курсе физики двенадцатилетней школы: материалы Всеросс. науч.-прак. конф. – М.: Изд-во МПУ, 2000. – С.19-22. (0,1 п.л., авторских 0,05 п.л.).

75.Самойлов, Е.А. Проектирование общих целей образования в школе физико-математического профиля [Текст] / Е.А. Самойлов, Н.И. Стогова // Целеполагание и средства его достижения в процессе обучения физике. Общеобразовательные учреждения, педагогический вуз: доклады междунар. науч.- прак. конф. – М.: Изд-во МГОУ. – 2006. – с.184-187. (0,16 п.л., авторских 0,08 п.л.).

76.Самойлов, Е.А. Знаковое и образное кодирование информации при обучении физике [Текст] / Е.А. Самойлов // Проблемы оценки и контроля качества образования по физике. Общеобразовательные учреждения, педагогический вуз: доклады междунар. науч.- прак. конф. – М.: МГОУ, 2008. – С.34-35. (0,13 п.л.).

77.Самойлов, Е.А. Исследование преломления света в жидкостях учащимися пятых-шестых классов [Текст] / Е.А. Самойлов, Д.Е. Самойлов // Интеллектуальное развитие в процессе обучения физике. Материалы Междунар. науч.-прак. конф. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2010. – С. 185-191 (0,3 п.л., авторских 0,15 п.л.).

78.Самойлов, Е.А. Формирование базовых умений и приемов продуктивного мышления у школьников на уроках физики [Текст] / Е.А. Самойлов // Формирование учебных умений. ГОСТ образования – 1: тезисы докладов регион. науч.-прак. конф. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, – 1997. – С.18. (0,07 п.л.).

79.Самойлов, Е.А. Управление продуктивным поиском школьников как элемент процесса обучения физике [Текст] / Е.А. Самойлов // Управление познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения физике: тезисы докл. респуб. науч.-прак. конф. – Самара: Изд-во СГПУ, 1998. – С.73-74. (0,07 п.л.).

80.Самойлов, Е.А. К формированию интеллектуальных умений [Текст] / Е.А. Самойлов // Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования: материалы Всеросс. науч.-прак. конф. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2009. – С.18-20. (0,19 п.л.).