Научная тема: «МОДА КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2013
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концептуальная основа культурологического исследования феномена моды в культуре и в исторической перспективе включает в себя: анализ существующих теорий моды с позиций различных дисциплин; соотнесение феномена моды с парадигмальными изменениями культуры; анализ моды как способа презентации индивидуальности; исследование механизма воображения и социального воображения; изучение системы социального воображаемого и выделение имагинативных координат функционирования моды.
  2. В философско-культурологическом контексте мода раскрывается как феномен реализации экзистенциальных потребностей человека через категории тождества и различия; мода позволяет осуществиться сущностым потребностям человека в апроприации норм и демонстрации индивидуальности, равно как и стремлении к новизне. Эти категориальные параметры моды соотносятся с имагинативными координатами поля социального воображения, которые детерминируют авторецепцию человека: тождество/различие; собственное/чуждое; пространство/время. Выделены также формы и виды систем представлений, которые задают поле функционирования моды как креативной практики и креативной индустрии - это бинарные пары мужское/женское и представление об андрогине и гомосексуальности; верх/низ и представления о форме, линии и пропорции; а также образы тела, социальные роли и маски, и образы власти, которые реализуются через визуальные нарративы дистанции и сакрального.
  3. Мода как механизм идентификации является одной из «политик идентичности». Анализ идентичности в ее отношении к тем структурным порядкам воображаемого, которые ее конструируют, позволяет заключить, что вместо идентификации как меры должного в рамках традиции, идентичность начинает выступать как адаптивная структура, структура различия. Анализируя идентификационную модель стиля жизни, можно утверждать, что она меняет стратегии самоидентификации, которые становятся акциями самопрезентации. Констатируя смену идентификационной модели, можно констатировать и смещение в понимании идентичности с формы существования устойчивого образа Самости на свободное креативное ее утверждение в процессе идентификационного перформанса. Политики идентичности находят новые средства выражения через дизайн имиджа, получая в распоряжение не только средства презентации (коды моды и фреймы формата), но также легитимацию возможного как поля демонстрации различий.
  4. Философско-культурологический анализ идентичности средствами моды включает в себя осмысление телесной идентичности и динамики эстетических идеалов красоты тела; изучение возрастной идентичности и трансформации отношения к возрасту в истории культуры; динамику гендерных отношений. Мода транслирует границу нормы в отношении репрезентации тела, возраста и гендерной определенности, соответствуя изменившейся идентификационной модели.
  5. Мода демонстрирует смещение властных практик от дисциплинарных к практикам контроля. Благодаря моде власть получила возможность демонстрировать самое себя как значимое бытие, она стала образцом и ценностью; визуализацией власти служила индустрия роскоши, в современности символический капитал роскоши узурпирован гламуром, роскошь утратила свои позиции «недосягаемой высоты», перестала диктовать моду, напротив, стала заимствовать образные стратегии моды улиц. Процессы демократизации моды связаны с изменениями экономики и культуры, а также с изменением соотношения имагинативных координат тождество/различие. Поскольку в современной культуре идентичность легитимно множественна,  на первый план выходит демонстрация различий. Власть не соотносится более однозначно с роскошным обликом, она читается через стилевые предпочтения, а мода поставляет широкий спектр кодов, которыми можно выразить свой социальный статус.
  6. Визуальные практики моды опираются на развитие теории дизайна, мода выступает основанием дизайна имиджа как средства репрезентации индивидуальности, она оперирует наборами кодов, благодаря которым транслируются значения и модные стандарты. Дизайн имиджа, основываясь на законах визуального восприятия и значимых социальных представлениях о приемлемом и должном, оперирует модными образами, детерминированными системой социального воображаемого. Визуальные практики моды можно разделить на практики презентации, практики рецепции и практики социальной визуализации - модный образ создается и представляется как таковой, диктуя норму, в рамках социальных практик этот модный образ задает определенный контекст, в котором он будет представлен публике - образ становится публичным, наконец, этот образ воспринимается потребителем и воспроизводится им как часть его собственной идентичности.
  7. Мода в современной культуре демонстрирует перформативную природу. Перформативная природа моды, выражающаяся в ее презентации действием - это выражение индивидуальности. Она может быть прослежена как на уровне повседневной репрезентации статуса, создания значимого имиджа, демонстрации Я, так и в индустрии моды, где основным инструментом продвижения новых трендов и завоевания социального признания для дизайнера также является перформанс. Мода является «эмоциональной индустрией», она направлена на то, чтобы вызвать эмоцию, со-переживание, этим объясняется возрастание роли моды, которая предоставляет человеку формы культурных практик, позволяющие ему пережить собственную креативность, выразить индивидуальность, сформировать значимый имидж.
  8. Мода оперирует собственными нарративами, визуальными и текстуальными. Наррация позволяет выстроить определенные поведенческие модели, их обосновать и легитимизировать, в то же время она выступает социальным стратегическим процессом, в котором нарратор модифицирует свой опыт в соответствии с социальными системами представлений, мифов, ценностно-эмоциональным опытом других. Нарративный поворот современной культуры можно трактовать как выход из кризиса идентичности, поскольку любая рассказанная история выстроена в поле тождественного/различного, нарратив идентичности представляет собой рефлексию основ идентификации, выявление и снятие противоречий. В современной культуре идентификация и презентация себя это не столько процесс, сколько мгновение, «культура мгновенного», в которой оказывается ценным восприятие и выражение индивидуального. Особенностью модного нарратива является его демонстративный характер, нарратив моды оказывается адекватным способом выражения индивидуальности визуальными и текстуальными средствами.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Конева, А.В. «Встреча с простотой»/ Коллектив авторов под ред. О.В. Иншакова. – Волгоград: Волгоградское издательство, 2006. – 595 с. – С. 543-571. (43,5 / 1,2 п.л.)

2.Конева, А.В. Концепты культуры и концептосфера культурологии./ Коллектив авторов под ред. Л.В.Никифоровой, А.В. Коневой – СПб.: Астерион, 2011. – 381 с. – С. 5-9. (23,8 / 0,3 п.л.)

3.Конева, А.В. Визуальные практики идентичности в контексте современной популярной культуры: кино и мода./ А.В. Конева – СПб.: Астерион, 2013 (август). - 212 с. (11 п.л.).

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах:

4.Конева, А.В. Средний класс: мифология успеха. / А.В. Конева // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. – 2005. - № 1 (31). - С. 5-14 (1,2 п.л.).

5.Конева, А.В. Пространство гуманитарного дискурса в контексте современной культуры / А.В. Конева // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т.13. - Вып. 2 (63-64). - 384 с. - С. 272 – 277 (0, 3 п.л.).

6.Конева, А.В. «Импорт иронии» и новая матрица гендерной идентичности в российском социальном воображении / А.В. Конева // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - № 3. - C. 81-86 (0,5 п.л.).

7.Конева, А.В. Концептуализация индивидуального в европейской теоретической рефлексии/ А.В. Конева // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Серия Общественные и гуманитарные науки. - 2011. - № 132. - С. 185 – 197 (1,0 п.л.).

8. Конева, А.В. Формирование системы европейской моды как способа существования творческого сообщества/ А.В. Конева // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2011. - № 4. - С. 86-92 (0,8 п.л.).

9.Конева, А.В. Креативное и социальное воображение в мире моды/ А.В. Конева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия Гуманитарные науки. - 2011. № 12. - С. 122 - 130 (0,8 п.л.).

10.Конева, А.В. Идентичность XXI века в контексте популярной культуры (На материале фильма Т. Бертона «Алиса в Стране чудес»)/ А.В. Конева // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 361, август 2012. – С. 45-51 (1,0 п.л.).

11.Конева, А.В. Столкновение социальных мифологий и метаморфозы идентичности: рецепция польского иронического детектива в российской экранизации/ А.В. Конева // Мир русского слова. - 2012. - № 2. – С. 58-67. (0,6 п.л.)

12. Конева, А.В. Визуальные практики моды/ А.В. Конева // Ярославский педагогический вестник. Том 1. Гуманитарные науки. - 2012. - № 3. – С. 223-228 (1,0 п.л.).

13.Конева, А.В. Модный дискурс городов и уличная мода / А.В. Конева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Серия Философия. 2012. № 3. Том 2. – С. 145-156. – 0,6 п.л.

14.Конева, А.В. Рецепция гламура в постсоветском социальном воображении / А.В. Конева // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. - 2012. № 8/1 (99). – С. 10-19. – 0,5 п.л.

Учебники и учебные пособия

15.Конева, А.В. Культурология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования; / (К. Г. Антонян, Т. В. Артемьева, В. А. Белоус и др.); под ред. Л. М. Мосоловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 (март). – 352 с. – (Сер. Бакалавриат). – с. 37-43; 102-108; 311-322. (22,0 /1,1 п.л.)

Другие публикации, отражающие содержание диссертации:

16.Конева, А.В. Образ творческой индивидуальности как «своего Иного». / А.В. Конева // Символы, образы, стереотипы современной культуры. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Выпуск 9. - СПб. : ФКИЦ «ЭЙДОС», 2000. – C.274-283. (0,6 п.л.).

17.Конева, А.В. Воображение себя или проблема идентичности. / А.В. Конева // Символы, образы, стереотипы современной культуры. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Выпуск 8. - СПб. : ФКИЦ «ЭЙДОС», 2000. – C.204-214. (0,7 п.л.)

18.Конева, А.В. Человек, мыслящий культуру. / А.В. Конева // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 74-77. (0,3 п.л.)

19.Конева, А.В. Социальное признание или проблема анонимности. / А.В. Конева // Интеллект, воображение, интуиция: горизонты сознания. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Выпуск 10. - СПб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 2001. – C.412-425. (0.8 п.л.)

20.Конева, А.В. Метафизика анонимности. / А.В. Конева // Онтология диалога: исторический и экзистенциальный опыт. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 14. - СПб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 2002. – C.274-282. (0.5 п.л.)

21.Конева, А.В. Мода как Иное. / А.В. Конева // Массовая культура. Сб.ст. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – C.18-24. (0,4 п.л.)

22.Конева, А.В. Образ себя и понятие индивидуальности в русской философии. / А.В. Конева // Философия культуры-2000. - Самара: СамГУ, 2001. – C. 45-55. (1,0 п.л.)

23.Конева, А.В. Воображение как способность возможного. / А.В. Конева // Рациональность и вымысел. Материалы научной конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – C. 52-59. (0.3 п.л.)

24.Конева, А.В. Внутренний опыт в структуре социального воображения. / А.В. Конева // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. 528 С. – с. 105-110. (0,4 п.л.)

25.Конева, А.В. Современная тусовка Петербурга: миф и реальность. / А.В. Конева // Жизненный мир поликультурного Петербурга / под ред. Л.М. Мосоловой. - СПб.: Астерион, 2003. – C. 43-49. (0,7 п.л.)

26.Конева, А.В. Путешествие в мир Иного или картезианский разум в мире грез. / А.В. Конева // Культурное пространство путешествий. – СПб.: Центр изучения культуры СПбГУ, 2003. – C. 76-83. (0,4 п.л.)

27.Конева, А.В. Социальная мифология виртуальной реальности. / А.В. Конева // Творение – творчество – репродукция: исторический и экзистенциальный опыт. - СПб: ФКИЦ «ЭЙДОС». 2003. – C. 135-143. (1,0 п.л.)

28.Конева, А.В. Воображаемое истории: мифологемы возрастов мира у Вико и Шпенглера. / А.В. Конева // Культурологические исследования-04./ Сб.науч.тр. под ред. А.В. Коневой, В.Е. Черва. - СПб, Астерион.2004. – C. 28-33. (1,0 п.л.)

29.Конева, А.В. Социальное воображение в динамике современного исторического процесса. / А.В. Конева // Вестник РГНФ, № 4 (41). - Москва, 2005. – C. 78-89. (1,0 п.л.)

30.Конева, А.В. Социальная идентичность в эпоху глобализации. / А.В. Конева // Studia culturae’7. Выпуск 7. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. – C. 235-246 (0,6 п.л.)

31.Конева, А.В. Культурология моды. / А.В. Конева // Мода в контексте культуры. Материалы конференции 12 апреля 2006 г. - СПб.: СПбГУКИ, 2006. – C. 16-22. (0,3 п.л.)

32.Конева, А.В. Проблемы идентичности в динамике современного исторического процесса. / А.В. Конева // Единство и многообразие в религии и культуре. Философские и психологические корни глобальных противоречий. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Выпуск 22. - СПб.: Эйдос, 2006. – 680 c. - С. 195-201. (0,4 п.л.)

33.Конева, А.В. Сочинители сказок: о перспективах архетипического маркетинга в сфере фэшн. / А.В. Конева // Мода в контексте культуры. Сборник статей второй научно-практической конференции. Выпуск 2. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. – C. 62-69. (0,4 п.л.)

34.Конева, А.В. Мода как фактор формирования «подиумного сознания» в культуре XXI века. / А.В. Конева // Время культурологии. Сборник материалов научной конференции. – Москва: РИК, 2007. – C. 112-117. (0,4 п.л.)

35.Конева, А.В. Музеи моды: историческое знание или каноны искусства? / А.В. Конева // В поисках музейного образа: материалы науч. конф. – СПб.: изд. СПбГУ, 2007. – с. 257-264. (0,4 п.л.)

36.Конева, А.В. Особенности современного типа культуры, ее метафизика и феномен гуманитарных технологий. / А.В. Конева // Философско-культурологические основания и структура содержания современного гуманитарного образования. Учебное пособие./ Под ред. Л.М. Мосоловой – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 272 с. С. 19-29. (0,5 п.л.)

37.Конева, А.В. Век XXI: глобальный мир и культура различия. / А.В. Конева // Культурологические исследования’08: сборник научных статей. Под ред Мосоловой Л.М. – СПб., Астерион, 2008. – с. 92-100. (0.5 п.л.)

38.Конева, А.В. Пристрастный взгляд: модная фотография как объективация соблазна. / А.В. Конева // Мода в контексте культуры. Сборник статей третьей научно-практической конференции. Выпуск 3. - СПб., 2007. - с. 71-78 (0.3 п.л.)

39.Конева, А.В. Особенности современного типа культуры и гуманитарное знание. / А.В. Конева // Содержание и структура современного гуманитарного образования. Научно-методические материалы. Под ред. Л.М. Мосоловой. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 120 с. С. 12-17. (0,4 п.л.)

40.Конева, А.В. Искусство модной фотографии: удовольствие созерцания или соблазн потребления. / А.В. Конева // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Том 3. Культурная динамика. отв. Ред Д.Л. Спивак. – СПб.: Алетейя, 2008. – 518 с. С. 441-456. (1.0 п.л.)

41.Конева, А.В. Гуманитарное знание. / А.В. Конева // Гуманитарный лексикон. Учебно-методическое пособие пред. Рабоша В.А., Никифоровой Л.В. – СПб, Астерион, 2009 – с. 91-100. (0.5 п.л.)

42.Конева, А.В. Индивидуальность. / А.В. Конева // Гуманитарный лексикон. Учебно-методическое пособие под ред. Рабоша В.А., Никифоровой Л.В. – СПб, Астерион, 2009 – с. 116-127. (0.5 п.л.)

43.Конева, А.В. Мода в социальном бытии: от включенности к исключительности. / А.В. Конева // Фундаментальные проблемы культурологии: Том 6: Культурное наследие: от прошлого - к будущему / Отв. редактор Д. Л. Спивак. - М., СПб: Новый хронограф, Эйдос, 2009. – C. 127 – 146. (1.1 п.л.)

44.Конева, А.В. Парадигма современности и феномен гуманитарных технологий. / А.В. Конева // Вестник Герценовского университета / РГПУ. - СПб., 2009. - N 1(63). - С.9-13. (0,5 п.л.)

45.Конева, А.В. Выводы из истории мировой культуры: к вопросу о типологии. / А.В. Конева // Творческое наследие М.С. Кагана: традиции и трансформации в современной культуре. – СПб.: СПбГУП, 2011. – с. 97-106. (0.4 п.л.)

46.Конева, А.В. Мода: презентация индивидуальности и коды самоидентификации. / А.В. Конева // Международный журнал исследований культуры. International Journal of Cultural Research. – Выпуск № 1. 2010. – СПб, Эйдос. – с. 138 – 143. (0.5 п.л.)

47.Конева, А.В. Переживание Ничто. Рецензия на книгу С.А. Лишаева «Старое и ветхое: опыт философского исследования». / А.В. Конева // Международный журнал исследований культуры. International Journal of Cultural Research. – Выпуск № 2. 2011. – СПб, Эйдос. – с. 167-169. ( 0.3 п.л.)

48.Конева, А.В. «Мир модных»: конкурентное поле для творческой личности. / А.В. Конева // Герменевтика сообщества / Под ред С.И. Голенкова. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2011. - 316 с. - C. 181- 198. (1.0 п.л.)

49.Конева, А.В. Стрит-фэшн как отражение образа и стиля города. / А.В. Конева // Городская культура и город в культуре. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции./ под ред. С.В. Соловьевой. – Самара, СГАКИ, 2012 – 452 с. – С. 55-67. (0,5 п.л.)

50.Конева, А.В. Дефиле как выражение стратегии успеха. / А.В. Конева // Актуальные проблемы современного культурологического знания: глобальный мир в культурологическом измерении. // Всероссийская научная конференция 27 марта 2012 г. Москва, ФГБОУ ВПО «МПГУ»: Доклады и материалы /отв. ред. О.А. Жукова, Т.Ф. Кузнецова. – Люберцы: НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт», 2012. - 209 с. – C. 200-206. (0,4 п.л.)

51.Конева, А.В. Амнезия или формы объективации памяти. / А.В. Конева // Международный журнал исследований культуры. International Journal of Cultural Research. № 01(06)/2012 «Культурная память».– СПб, Эйдос. – с.111-118. (0,6 п.л.)

52.Конева, А.В. Трансформация романтического образа в разных режимах воображения: «Ленора» - замыслы и воплощения. / А.В. Конева // Интернациональный научный альманах «Life sciences», тематический выпуск «Город и время». Т.2. 2012. - Самара: ООО «Книга», 2012. - С. 163-167. (0, 4 п.л.)

53.Конева, А.В. Воображение времени в современном кинематографе. / А.В. Конева // Международный журнал исследований культуры. International Journal of Cultural Research. № 02(07)/2012 «Кино/Текст».– СПб, Эйдос. – С. 42 – 48. (0,8 п.л.)

54.Конева, А.В. Другой в пространстве репрезентации. Рецензия на книгу Е.Н. Шапинской. / А.В. Конева // Международный журнал исследований культуры. International Journal of Cultural Research. № 02(07)/2012 «Кино/Текст».– СПб, Эйдос. – С. 144 – 148. (0,3 п.л.)

55.Конева, А.В. Fashion Curation: от мифа к нарративу./ А.В. Конева // Международный журнал исследований культуры. International Journal of Cultural Research. № 01(10)/2013 «Нарративный поворот». – СПб, Эйдос, 2013 (апрель). – с. 126-132. (1,0 п.л.)