- Обучение старшеклассников речевой деятельности должно осуществляться дифференцированно в процессе обучения русскому языку с опорой на сформированные ранее языковые и речевые знания и умения и на основе компетентностного подхода.
- Эффективность моделирования дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентностного подхода может быть достигнута при условии создания взаимосвязанных инвариантных и вариативных моделей содержания обучения, структуры обучения, результатов обучения и их интеграции в рамках методической системы совершенствования речевой деятельности старшеклассников.
- Разработанная методическая система характеризуется новизной своих компонентов:
- обновлёнными целями обучения;
- уточнённым дифференцированным перечнем речеведческих понятий, включённых в обучение;
- обоснованной полифонической системой методов обучения;
- обновлённой классификацией речевых упражнений, пополнением их типологии;
- уточнённым составом и группировкой коммуникативно-речевых умений и сопровождающих речевую деятельность универсальных познавательных умений;
- обновлённой и расширенной базой текстовых материалов, используемых в обучении;
- дифференциацией результатов совершенствования речевой деятельности в процессе их контроля и оценивания.
- Особенности пополнения и систематизации речеведческих знаний старшеклассников в моделируемой на компетентностной основе методической системе определяются разноуровневостью, активностью и самостоятельностью познавательной деятельности, что обеспечивается созданием условий для выбора учащимися способа осмысления изучаемых речеведческих понятий и анализируемых речевых явлений (от переработки готовых теоретических сведений учебника и лингвистического справочника до самостоятельного исследования).
- Готовность старшеклассников к применению коммуникативно-речевых умений в различных, в том числе субъективно новых для них ситуациях достигается специальным использованием в обучении ситуативных упражнений, непосредственно и опосредованно связанных с изучаемым материалом; включением в обучение заданий на преобразование коммуникативных параметров текста; проведением практикумов по работе с разными видам речевой деятельности и речевыми жанрами; упражнениями в корректировке речевого материала; заданиями для самостоятельной групповой и индивидуальной работы по восприятию и порождению речи. В процессе тренировки коммуникативно-речевых умений также учитывается возможность выбора учащимися уровня овладения речевой деятельностью и постоянного совершенствования выбранного уровня.
- Основной единицей обучения речевой деятельности является текст, который рассматривается и как процессуальное явление, порождаемое в речевой деятельности, и как её результат, и как средство хранения и передачи культурной и эстетической информации. Обучение речевой деятельности на основе компетентностного подхода требует включения в обучение наряду с печатными текстами примеров непосредственно осуществляемой речевой деятельности, представленных в видеозаписях фрагментов реальной и художественно интерпретированной коммуникации.
- Уровень развития речевой деятельности старшеклассников выявляется с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов, позволяющих оценивать сформированность умений текстовосприятия, текстопорождения, коммуникативного взаимодействия и связанных с ними универсальных познавательных и регулятивных умений.
1.Рябухина Е.А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в школе в логике компетентностного подхода. Монография. – Пермь: ПГПУ, 2012. – 183 с. (11, 5) п.л.
2.Рябухина Е.А. Моделирование методической системы компетентностно-ориентированного обучения теории и практике речи. Монография. – Пермь, ПГПУ, 2012. – 219 с. (13, 7) п.л.
3.Рябухина Е.А. Обновлённая концепция развития речевой деятельности учащихся // Исследовательский поиск в русле методических традиций (к юбилею проф. А.П. Еремеевой): коллективная моногр. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – С. 41 – 44 (авт. вклад 0, 25 п.л.).
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных положений докторской диссертации:
4.Рябухина Е.А. Проблема разработки критериев уровневого подхода к преподаванию русского языка в профильной школе // Наука и школа. – 2008. - № 4. – С. 15 – 18 (0, 4 п.л.)
5.Рябухина Е.А. Создание контрольно-измерительных материалов по русскому языку на компетентностной основе // Русский язык в школе. – 2009. – № 6. – С. 37 – 41(0, 3 п.л.).
6.Рябухина Е.А. Подходы к оцениванию заданий по русскому языку на компетентностной основе // Русский язык в школе. – 2009. – №7. – С. 26 – 35 (0, 8 п.л.).
7.Рябухина Е.А. Моделирование обучения русскому языку в профильной школе на основе уровневой дифференциации // Наука и школа. – 2009. – №5. – С. 28 – 31 (0, 5 п.л.)
8.Рябухина Е.А. Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку для старшеклассников // Русский язык в школе. – 2010. – № 7. – С. 3 – 8 (0, 5 п.л.).
9. Рябухина Е.А. Речеведение в курсе русского языка для старшеклассников: методический аспект // Преподаватель XXI век. – 2011. - №3 – Ч.1. – С. 175 – 184 (1, 25 п.л.).
10.Рябухина Е.А. Развитие языковой личности как цель компетентностно-ориентированного обучения русскому языку в школе // Наука и школа. – 2012. – №1. – С. 43 – 48 (0, 75 п.л.).
11.Рябухина Е.А. К определению уровней развития языковой личности школьника на основе компетентностного подхода // Наука и школа. – 2012. – №2. – С. 74 – 78 (0, 6 п.л.).
12.Рябухина Е.А. Полифония методов в обучении теории и практике речи // Русский язык в школе. – 2012. – № 6. – С. 3 – 9 (0, 7 п.л.).
13.Рябухина Е.А. Дифференциация в компетентностно-ориентированном обучении в школе и вузе // Преподаватель XXI век. – 2012. – №2 – Ч. 1. – С. 28 – 39 (1, 4 п.л.).
14.Рябухина Е.А. Характеристика системы упражнений в обучении теории и практике речи на компетентностной основе // Преподаватель XXI век. – 2012. – № 4 – Ч. 1. – С.184 – 190 (0,9 п.л.).
15.Рябухина Е.А. Логика компетентностного подхода как основа моделирования процесса обучения русскому языку в школе // Вестник Московского городского педагогического университета: серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 4. – С. 89 – 98 (0,9 п.л.)
16.Рябухина Е.А. Спецкурс по развитию речевой деятельности старшеклассников // Русский язык в школе. – 2013. – № 3. – С. 21 – 29 (0, 75 п.л.).
17.Рябухина Е.А. Реализация компетентностного подхода в спецкурсе по речевой деятельности // Русский язык в школе. – 2013. – № 4. – С. 17 - 24 (0, 75 п.л.).
Учебно-методические работы:
18.Кайгородова В.Е., Рябухина Е.А. Из истории русской культуры. Сборник текстов для изложений с элементами сочинения и творческих работ. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ПОИПКРО, 1999. –75 с. (авт. вклад 2, 1 п.л.)
19.Рябухина Е.А. Учебно-методический комплект к изучению раздела «Речь» в профильной школе. – Пермь: Департамент образования администрации г. Перми, 2008. – 40 с. (2, 5 п.л.)
20.Кайгородова В.Е., Киркина Е.Э., Рябухина Е.А. Пермь и пермяки: учебное пособие для старшеклассников. – Пермь: ПГПУ, 2009. – 144 с. (авт. вклад 3 п.л.).
21.Рябухина Е.А., Фоминых Л.С. Типы и структура уроков русского языка. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ПГПУ, 2011. – 55с. (авт. вклад 1 п.л.).
22.Бобкова Л.Е., Ларина Е.В., Наумова Ю.Г., Погоржальская Е.В., Рябухина Е.А. Фомичёва Н.В., Чудинова А.Р. Развитие языковой личности старшеклассника на основе компетентностного подхода к обучению теории и практике речевой деятельности: Теоретико-практическое пособие / под общей редакцией Е.А.Рябухиной: электронная публикация (регистрационное свидетельство ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 27222 от 22 августа 2012 года). – Пермь: ПГПУ, 2012. –19580 МБ (авт. вклад – 8500 МБ).
23.Рябухина Е.А. Совершенствование речевой деятельности старшеклассников. Реализация требований стандарта второго поколения: учебно-методическое пособие. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 152 с. (9, 5 п.л.)
Статьи, опубликованные в научных сборниках:
24.Рябухина Е.А. Проблема становления школьного курса словесности // Словесность и современность: материалы научной конференции. – Ч.I. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2000. – С. 202 – 208 (0, 4 п.л.).
25.Рябухина Е.А. Роль различных видов анализа теста в обучении русскому языку в 5 – 9 классах // Проблемы лингвистического образования: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологического образования: наука – вуз – школа». – Ч. 2. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2002. – С. 153 – 158 (0,4 п.л.).
26.Рябухина Е.А. Формирование лингвокультурологической компетентности учащихся в процессе языкового анализа текста // Проблемы лингвистического образования: Материалы 1Х Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологического образования: наука – вуз – школа». – Ч. 2.– Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003. С. 49 – 55 (0, 4 п.л.).
27.Рябухина Е.А. Подходы к анализу качества тестовых заданий контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку // Лингвистические и методические аспекты системных отношений единиц языка и речи: Материалы X юбилейной международной научно-практической конференции «Пушкинские чтения». – СПб: САГА, 2005. – С. 351 – 357 (0, 4 п.л.).
28.Рябухина Е.А. «Жизнь языка в художественном тексте» – вариант программы элективного курса для профильных классов // Русский язык в профильном обучении: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ч. 2. – М.: МПГУ, 2005. – С. 86 – 95 (0, 6 п.л.).
29.Рябухина Е.А. Проблема разработки критериев уровневого подхода к преподаванию русского языка в профильной школе // Вестник ПГПУ, Вып.1. – Пермь: ПГПУ, 2006. – С. 138 – 143 (0, 4 п.л.).
30.Рябухина Е.А. Подходы к отбору содержания обучения русскому языку в профильной школе // Русановские чтения: региональные общественно- исторические чтения им. В.Н. Русанова. – Вып. 2. – Пермь, 2006. – С. 148 – 151 (0, 5 п.л.).
31.Рябухина Е.А. К вопросу о построении модели разноуровневого обучения в профильной школе // Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся: научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2007. – С. 187 – 190 (0, 25 п.л.).
32.Рябухина Е.А., Киндеева Л.В, Ведерникова Р.Г. Изучение раздела «Речь» в курсе русского языка для профильной школы // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учётом традиций отечественной методики: К 190-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2008. – С. 183 – 193 (авт. вклад 0, 5 п.л.).
33.Рябухина Е.А. Современные подходы к моделированию обучения русскому языку в профильной школе // Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сборник статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции. – Пермь: ПГПУ, 2008. – С.145 – 152 (0, 5 п.л.).
34.Рябухина Е.А. Задания по русскому языку на компетентностной основе // Русское слово восприятие и интерпретации: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Т.1. – Пермь: Перм.гос. ин-т искусства и культуры, 2009. – С. 311 – 319 (0,6 п.л.).
35.Рябухина Е.А. Альтернативные контрольно-измерительные материалы по русскому языку для профильной школы // Учитель, учёный и человек Алевтина Дмитриевна Дейкина: сборник статей. – Москва – Оренбург: ООО «Агентство “Пресса”» , 2009. – С. 114 – 123 (0, 6 п.л.).
36.Рябухина Е.А. Работа с региональным текстом как способ формирования ценностного отношения старшеклассников к русскому языку // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): материалы Международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2009. – С. 294 – 301 (0, 5 п.л.).
37.Рябухина Е.А. Материалы компетентностного характера как средство актуализации нравственной сущности предмета русский язык в старшей школе // Преподавание русского языка в школе и в вузе в контексте межкультурной коммуникации: материалам Международной научно-практической конференции. – Москва: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2010. – С. 190 – 194 (0, 3 п.л.).
38.Рябухина Е.А. Совершенствование компетенций старшеклассников в процессе работы над речевым жанром (опыт моделирования компетентностно-ориентированного урока русского языка) // Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции . – Пермь: ПГПУ, 2010. – С.114 – 124 (0, 7 п.л.).
39.Рябухина Е.А. Речеведческая составляющая курса русского языка в старших классах // Речеведение: современное состояние и перспективы: материалам Международной научной конференции, посвящённой юбилею М.Н. Кожиной. – Пермь: ПГУ, 2010. – С.98 – 104 (0, 4 п.л.).
40.Рябухина Е.А. Речеведческие задания компетентностного характера как средство развития творческого потенциала учащихся старших классов // Язык, культура, личность: развитие творческого потенциала учащихся средствами русского языка: материалы Международной научно-практической конференции. – Москва: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2011. – С. 166 – 170 (0, 3 п.л.).
41.Рябухина Е.А. Использование метода проектов в процессе освоения студентами-филологами содержания и приёмов развития речи учащихся // Педагогическое пространство вуза: технологии, смыслы, ценности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: СПбГАСУ, 2012. – С. 257 – 261 (0, 3 п.л.).
42.Рябухина Е.А. Полифоничность технологий обучения теории и практике речи (на примере освоения речевых жанров) // Полифония методических подходов к обучению русскому языку: материалы Международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2012. – С. 90 – 95 (0, 4 п.л.).
43.Рябухина Е.А. Совершенствование речевой деятельности старшеклассников на основе компетентностного подхода // Филологический класс. – 2012 . – № 2 (28). – С. 66 – 70 (0, 6 п.л.).
44.Рябухина Е.А. Аспекты обращения к тексту в компетентностно-ориентированном обучении старшеклассников речевой деятельности // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: Материалы III Конгресса РОПРЯЛ. – Т. 2. – СПб: Изд. Дом «МИРС», 2012. – С. 63 – 67 (0, 3 п.л.).
45.Рябухина Е.А. Применение метода моделирования в процессе совершенствования речевой деятельности старшеклассников // Культурное многообразие и межкультурный диалог в процессе общения: Материалы международной научной конференции. – Молдова, Кишинэу: Кишиневский государственный педагогический университет "Ион Крянгэ", 2013. – С. 87 – 92 (0, 35 п.л.).