Научная тема: «ПРАКТИКИ НАСИЛИЯ В КУЛЬТУРЕ: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ»
Специальность: 09.00.13
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Существующие способы интерпретации насилия оставляют некий «зазор» между феноменом и понятием «насилие», что связано с тем, что концепт «насилие» не получил должной философской категоризации. С одной стороны, происходит этизация проблемы насилия через образование понятийной дихотомии «насилие - ненасилие», продуктивной только во взаимном определении через противопоставление; с другой - наблюдается политизация концепта, которая отсылает к сомнительной дилемме узурпации «свободной воли» автономного новоевропейского субъекта в результате политических действий, сопряженных с утверждением власти. При этом теряются глубинные онтологические смыслы феномена насилия, сопряженные с понятием «сила», а также затеняется его философско-антропологическое измерение. Мы различаем «насилие», «принуждение» как властное управление, предполагающее определенную степень свободы и субъективации человека, и «силу», оставляя за последней статус родового абстрактно-всеобщего понятия. Сила понимается нами как «полюс активности» (Фуко), возможность действия или действие во всем множестве проявлений, направленное на сохранение субъекта, его целостности и свободы - в этом измерении можно рассматривать все феномены властного управления, от политического до воспитательного. Насилие нами определяется как индивидуальное или групповое объективирующее и принуждающее воздействие на другого/других, ведущее к деструкции, нарушению автономности, свободы и целостности субъекта, вплоть до его уничтожения.
  2. Насилие всегда уже перекодировано в силу своего определения, все его проявления в самом «начале» человеческой истории сразу представлены в системах контроля, практиках ритуально-мифологического присвоения и вытеснения, подчинены нормирующему запрету. В актах сакрализации животная агрессия строго регламентируется в ритуально-символическом снятии и ограничении, в результате чего конституируется «голая жизнь» («ограниченная жизнь») человека, «зона жизни», которая также не принадлежит и архаическому социуму, как и «мифологическое насилие» (достояние богов), якобы не исходящее от коллектива. Блокируя прямое физическое насилие и животную агрессию, «человек мифологический» стремится исключить понимание механизма этого исключения, перенося всю «ответственность» в область ритуала и сакрального и подчиняясь не зависящим от него правилам (заповедям и запретам). Насилие уже изначально выносится за рамки человеческого общества. В этой ситуации насилие локализируется в сакральной сфере. Происходит утверждение факта «голой жизни» человека через сакрально-мифологические практики насилия.
  3. В античном полисе мы имеем совершенно новые, синкретичные практики нравственно-правового регулирования «биос», жизни человека, которые производят и соответствующие формы нравственно-правового, «политейного» насилия и его регулирования, властного управления, предполагающего появление нравственно-юридических форм свободы. В логизированных и мифологизированных концептах Платона сила, власть-управление и насилие оказываются взаимообратимыми категориями в зависимости от присутствия или отсутствия блага; насилие выступает как изменение, нарушение изначальной формы (эйдосов). Аристотель истолковывает категорию dynamis как силу, а уже «сила» как «насилие» (bia) сопрягается с категориями возможности и необходимости. Возможная сила как способность в контексте естественности (природности) силы и противоестественности (необходимости) насилия распознается как две равновозможные форм бытия. В результате возникает столкновение «действия» (energeia, сила) и «противо/действия» (на/силия) как «естественной»/«свободной» силы и силы «неестественной»/«узурпированной».
  4. «Политейное» насилие в римской республике и особенно поздней империи предполагает онтологическую дилемму: или нравственно-правовой синкретизм (смешивание этических категорий с юридическими), «зоны» частной жизни и публичной жизни в цельной ткани политейи, где «политика» включает в себя практики самости, подчиняет свободу человека и истину его бытия насилию закона; или исключение практик самости, субъективации в зону не различения, пустоты и приостановки закона (и нравственности). В христианстве религиозно-нравственные практики субъективации, «обретения себя», превращаются в технологии принуждающей пастырской власти, парадигмой которых становится жертвенное насилие - смерть Иисуса Христа как собственно «божественное», свободное самопожертвование, принятие мучений, страданий и смерти в горизонте любви к Богу и «любви к ближнему», к грешному, эмпирическому человеку.
  5. Концептуализация насилия в политической философии раннего модерна носит частный характер рефлексии, возникающий в контексте тактики «власти государя» у Макиавелли или «микрофизики власти» у Гоббса. Политика этой эпохи как двуединый процесс прагматизации и мифологизации насилия определяется двойственностью его агентов, государя и народа, суверена и «естественного человека», оспаривающего договор в силу своих «прав и природы», а также идеи насилия как инструмента, служащего реализации желания власти и господства. Мы выделяем своеобразное реверсивное движение, которое разворачивается обратно от сакрализованных практик насилия и его контроля, подобных пастырской власти и религиозным (священным) войнам, назад - к номосу, рационализированной идее закона, ограничивающего насилие (Гоббс), и обоснованию самого насилия как предельно прагматического (Макиавелли). Отсюда возникает мифология власти как реанимация связи мифа и разума. В основе власти суверена лежат вполне понятные, рациональные практики насилия. При этом насилие номоса, уже отрефлексированное в античности, противопоставляется насилию естественного состояния. Такая двойная конструкция призвана очертить пространство реализации насилия номоса и пространство свободы человека в практиках политико-идеологического насилия и властного управления модерна.
  6. На уровне практики политико-идеологическое насилие проявляет себя в новом феномене революции, которая содержит в себе потенции правоустанавливающей силы и насилия. При этом сила всегда остается нереализованной возможностью, поскольку сила оборачивается насилием в акте объективации, захвата воли оппонента, ее игнорировании и уничтожении. Революционная идеология и террор раскрывают механизм политико-идеологического насилия, осуществляющего захват «извне» и «изнутри». Воспринимая концепт «войны всех против всех», Кант описывает переход от «естественного» состояния к «правовому» как утрату людьми «дикой свободы» и избавление от насилия, но также необходимость приспосабливаться к принудительным законам. Принуждение возникает как необходимость гражданского состояния, которое имеет своей задачей сделать его внутренним и осознанным, а значит свободным. Гегель, оставаясь в рамках просвещенческой парадигмы, двигается по пути консервативной интерпретации, фатализирует и мистифицирует революционное насилие, не распознает в нем случайности и внезапности «божественного» насилия как самопожертвования ради другого. Он остается захваченным инверсивным движением революции, отмечая кругообразное движение негативного, насилия, которое распадается на насилие феноменально-экзистенциальное в диалектике раба и господина (проблемы человека вообще), раскрывающегося через это противостояние; дает широкий план эволюции свободы человека и насилия (историю), выявляет метафизические основания насилия, позволяющие отождествить насилие с чистой негацией.
  7. Рефлексия тех инверсий, которые происходят с человеком в условиях тоталитарных и посттоталитарных политико-идеологических манипуляций, структурного и психологического насилия осуществляется в рамках философии психоанализа и постструктурализма, в которых насилие включается как необходимая инстанция в саму суть субъекта через вытеснение и сопротивление, а также в дискурс как аргументативное насилие. Увидеть насилие в самом себе как аналитической практике означает не только обозначить насилие как феномен психического и субъективного, но и дискурсного. На этом уровне материальные объекты, практики обращения с ними и знание о них образует единое «власть-знание» (Фуко), обеспечивающее «захват» субъекта как объекта познания и принуждения. Насилие и субъективность (самопринуждение как практика субъективации), принуждение и свобода человека сопряжены на имманентном, онтологическом уровне. На уровне концептуального строя обращение к концепту желания означало возможность как кодирования, так и ускользания от кода, мутацию, амбивалентный процесс территоризации/ретерриторизации и детерриторизации; захвата и освобождения желания в ризоматичных отношениях. Собственно в них как раз и теряются противостояния, позволяющие обнаружить насилие в линейной диспозиции, как то «легитимное - нелегитимное» или более фундаментальное и метафизичное «свобода - принуждение». Совпадение макрополитики и микрополитики, этих двух планов в широком смысле перспективы Фуко-Делѐза демонстрируют ограниченность подобной бинарности. Поскольку небытие и смерть как максимум насилия ведут к освобождению, то рушится сама концепция насилия, построенная на бинарных противоречиях «бытия - небытия».
  8. Анализ насилия в философском дискурсе постмодерна и актуальных практиках насилия позволяет нам отметить, что принципиально низкий за всю историю человечества уровень физического насилия обернулся беспрецедентным ростом иных форм насилия и прежде всего символического. Открытие насилия как перво/захвата кодом реальности возвращает нас к исходной ситуации возникновения насилия и самого человека на новом витке развития человечества, создании нового мифа, техно-мифа. Возможности медиа-техники обезоруживают человека перед тотальной фиксацией «голой жизни». Паноптикум уже не ограничен пространством тюрьмы или концлагеря, но распространился повсеместно. Это открытость жизни в непосредственном смысле, дающая беспрецедентные возможности насилия-контроля и насилия- манипуляции. Отпадает необходимость насилия в традиционных формах физического принуждения, лишения свободы или политико-идеологического принуждения, так как возникает возможность селекции самой реальности, возможностей выбора, когда политика и биополитика дополняются постполитикой как медиаполитикой. Насилие предстает как чистая коммуникация и обмен знаками. Такое насилие с проблематичной символизацией свидетельствует скорее не об установлении связи, а об изменении существующей, обновлении системы коммуникации или даже ее замене на другую. Но и в этих условиях сохраняется пространство свободы на уровне частного, неуправляемой множественности индивидов и возможность сопротивления - культурные практики насилия сохраняют свою амбивалентность.
Список опубликованных работ
Авторские монографии:

1.Феномен насилия в культурно-антропологических практиках и философской антропологии: монография / С.Н. Борисов. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – 252 с. (14,65 п.л.).

2.Философско-культурологический анализ феномена терроризма в мире традиционализма и современности: монография / С.Н. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 144 с. (8,37 п.л.).

Коллективные монографии:

3.Антропология насилия: свобода и принуждение в пространстве современности: колл. монография / под ред. В.П. Римского. – Белгород: ООО «Иридис», 2013. – 326 с. – С. 264-316. (11,8/3,5 п.л.) (в соавт.).

4.Этносы, нации и этничность в российском цивилизационном пространстве: Монография/ под ред. В.П. Римского. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2012. – 217 с. – С. 115-133. колл. монография. (13,56/0,5 п.л.) (в соавт.).

5.Экстремизм как философская проблема: колл. монография/ науч. ред. д-р филос.н., проф. В.Ш. Сабиров; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2011. – 404 с. – С. 10-21. колл. монография. (25,5/0,7 п.л.) (в соавт.).

6.Наука и философия: классические, неклассические и постнеклассические парадигмы: колл. монография / под ред. проф. В.П. Римского. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. – 471 с. колл. монография. (23,42/0,7 п.л.) (в соавт.).

7.Человек террористический: методология исследования, культурно-антропологические парадигмы, повседневность, региональные угрозы. Монография / под ред. В.П. Римского. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 180 с. колл. монография. (13,02/2 п.л.) (в соавт.).

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

8. Философское понимание насилия в контексте российского самосознания: доминирующие смыслы и неявные коннотации // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №16 (159). - Вып. 25. - Белгород, 2013. -С. 5-15. (1,1 п.л.).

9.Инновации и «мягкая власть» в условиях региона: контекст взаимодействия государственной власти и высшего образования // Alma mater. Вестник высшей школы. - №5. - М., 2013. - С. 11-15. (0,6/0,3 п.л.) (в соавт.).

10.Тертуллиан, медиа и трансгуманизм: онтология свободы и антропология насилия в постсекулярном мире // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №2 (145). - Вып. 23. - Белгород, 2013. - С. 5-18. (1,24/0,6 п.л.) (в соавт.).

11.Феномен насилия: контекст целостности и частичности человека // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право».- № 2 (121). - Вып. 19. -Белгород, 2012. - С. 199-213. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

12.Символическое насилие в практиках историзации и меморизации революции (на примере кинодискурса 30-х гг. XX века) // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №8 (127). - Вып. 20. - Белгород, 2012. -С. 199-213. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

13.Экстремизм: локализации смыслов // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - № 4. -Белгород, 2012. - С. 228-232. (0,7/0,35 п.л.) (в соавт.).

14.Культурно-исторические формы религиозного экстремизма: от традиционализма к модерну // Ученые записки Орловского государственного университета.- №5. - Орел, 2012. - С. 114-123. (0,7/0,35 п.л.) (в соавт.).

15.Событие и дискурс: к антропологии русских революций начала XX века // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - № 8 (103). - Вып. 16. -Белгород, 2011. - С. 192-199. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

16.Антропология революции: методология анализа события и кино-репрезентации // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - № 20(115). -Вып.18. - Белгород, 2011. - С. 248-253. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

17.О социокультурных практиках противодействия терроризму // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №14(85). - Вып. 13. - Белгород, 2010. - С. 196-202. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

18.Методологические проекции понимания терроризма в треугольнике концепций Ж. Деррида, Ж. Лакана, М. Фуко // Гуманитарные и социально-экономические науки. - № 6. - Ростов-на-Дону, 2010. - С. 44-50. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

19.Терроризм: идентичность и дискурс // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Наука и образование».- Том 2. 2-2 (100). - СПб., 2010. - С. 244-248. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

20.Дискурсное конструирование глобальной угрозы терроризма в СМИ // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - Вып. 7. -Архангельск, 2010. - С. 142-146. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

21.Метафизика террора и дискурс: методологические аспекты // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». - Вып. 3 (83). - Тамбов, 2010. -. 211-214. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

22.Терроризм и духовная безопасность в медийном контексте: философско-политический анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». - Вып. 11 (79). - Тамбов, 2009. - С. 176-183. (0,8/0,4 п.л.) (в соавт.).

23.Самосознание. Террор. Революция // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №8 (63). - Вып. 8. - Белгород, 2009. - С. 134-140. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

24.Социокультурная природа терроризма и проблемы региональной безопасности // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №14 (54). -Вып. 6. - Белгород, 2008. - С. 57-65. (0,7/0,23 п.л.) (в соавт.).

25.К проблеме дискурсивного исследования истории (на примере революционного терроризма) // Гуманитарные и социально-экономические науки. - №4 (41). - Ростов-на-Дону, 2008. - С. 34-37. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

26.Война как архетипическая реальность. О монографии СВ. Резника «Концепты и идеологемы войны и мира в исламе» // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №4 (44). - Вып. 4. - Белгород, 2008. - С. 252-256. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

27.Философско-культурологический анализ современного терроризма // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия, социология, право». - №9 (40). - Вып. 2. -Белгород, 2007. - С. 89-95. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

28. «Человек террористический» в изменяющемся мире модерна и тоталитаризма: к методологии проблемы // Личность. Культура. Общество. Т. VIII. Спец. выпуск 1 (33).- М., 2006. - С. 154-162. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

29. Идеи джихада, войны и мира в культурно-исторической эволюции ислама // Гуманитарные и социально-экономические науки. - №3. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 128-133. (0,6/0,2 п.л.) (в соавт.).

Публикации в научных журналах и сборниках

30. Насилие - миф - религия: о механизмах локализации насилия в традиционной культуре // Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал. Выпуск 1.- Белгород, 2012. - С. 139-144. (0,5 п.л.).

31.О религиозной природе современного терроризма // Актуальные исследования в сфере культуры и искусств: Сборник докладов V Всероссийской научно-практической конференции. - Белгород: ООО «Иридис», 2012. - Том 2 - С. 202-206. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

32.«Революция» после революции: репрезентация события в культуре 30-х гг. // Актуальные исследования в сфере культуры и искусств: Сборник докладов V Всероссийской научно-практической конференции. Белгород: ООО «Иридис», 2012. -Том 2 - С. 209-213. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

33.Философское понимание религиозного экстремизма // Социология религии в обществе Позднего Модерна : материалы Второй Российской научной конференции с международным участием. НИУ «БелГУ», 18 апреля 2012 г. - Белгород: ИД «Белгород», 2012. - С. 15-25. (0,6/0,2 п.л.) (в соавт.).

34.Сакральное измерение революции: методология визуального анализа // Социология религии в обществе Позднего Модерна: материалы Второй Российской научной конференции с международным участием. НИУ «БелГУ», 18 апреля 2012 г. -Белгород: ИД «Белгород», 2012. - С. 25-29. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

35.О некоторых парадигмах исследования терроризма: философско-культурологические импликации // Культура эпохи глобализма. Сборник статей. СПб: Эйдос, 2012. -407 с. - С. 217-227. (0,4 п.л.).

36.Насилие и техника. От органопроекции к неустранимому «Другому» // Школа молодых ученых в области культурологии и музееведения Еврорегиона «Слобожанщина»: сборник докладов (Белгород, 17-18 мая 2012 г. - Белгород: Изд-во БГИИК, 2012. - С. 52-58. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

37.О насилии и полиции в концепции В. Беньямина // Пространство культуры: проблемы философии и методологии. Сборник докладов заочной Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 22 мая 2012 г.). - Белгород: Изд-во БГИИК, 2012. - С. 85-93. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

38.«Рождение нации» как событие и текст: проблема репрезентации «учреждающего насилия» // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Национальный вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее» / г. Белгород, 20-21 апреля 2011 г.: Материалы докладов и выступлений. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2011. - С. 70-74. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

39.Насилие как фактор формирования толерантности: событийный ракурс революции // Всероссийская молодежная конференция «Когнитивное моделирование: динамика гражданского общества и фактор национально-конфессиональной толерантности» / г. Белгород, 8-10 сентября 2011 г.: Материалы докладов и выступлений. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2011. - 424с. - С. 60-63. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

40.Символизация насилия в культуре: к постановке методологии визуального анализа // Всероссийская молодежная конференция «Когнитивное моделирование: динамика гражданского общества и фактор национально-конфессиональной толерантности» / г. Белгород, 8-10 сентября 2011 г.: Материалы докладов и выступлений. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2011. - С. 339-341. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

41.Проблема толерантности в контексте представлений о целостности человека в христианско-религиозной антропологии // Всероссийская молодежная конференция «Когнитивное моделирование: динамика гражданского обществаи фактор национально-конфессиональной толерантности»/ г. Белгород, 8-10 сентября 2011 г.: Материалы докладов и выступлений. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2011. - С. 406-408. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

42.Терроризм и исторический дискурс // Философия и наука поверх барьеров: культурно-цивилизационные и антропологические кризисы идентичности в современном мире: материалы IV Всерос. науч. конф. молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов/ под ред. доц. С.Н. Борисова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - С. 29-30. (0,3/0,15 п.л.) (в соавт.).

43.Географическая локализация терроризма в политическом дискурсе // Науковi записки Луганського нацiонального универсiтету. - Вип. 9. - Серiя «Фiлологiчнi науки»: Зб. наук. праць (Пред,явлення свiту в гуманiтарних дискурсах XXI столiття)/ Луган. нац. ун-т iм. Тараса Шевченка, 2010. - С. 127-135. (0,4/0,2 п.л.) (в соавт.).

44.Социокультурное противодействие инициации терроризма и экстремизма в молодежной среде // Основные направления работы с молодежью в современных условиях (на примере Центрального региона): III Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник материалов. - Орел: Издательство ОГУ, 2010. - С. 81-83. (0,3 п.л.).

45.Методология исследования феномена насилия: структурный психоанализ Ж. Лакана // Философия и наука поверх барьеров: Философия науки: история и современность. Материалы V Всероссийской научной конференции молодых учѐных, докторантов, аспирантов и студентов (г. Белгород, 9-10 апреля 2010 г.). - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - С. 16-18. (0,3 п.л.).

46.О некоторых парадигмах исследования терроризма: философско-культурологические импликации // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: Тезисы докладов и сообщений. - СПб.: Эйдос, 2010. - С.134. (0,1 п.л.).

47.Террор: ретерриторизация понятийных пространств // Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров на базе ведущих научно-образовательных центров в области социально-гуманитарных наук: материалы Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи. Белгород, (9-12 ноября 2010г.). – Белгород: БелГУ, ООО «ГиК» 2010 г. – С. 92-96. (0,4 п.л.).

48.«Двойная репрезентация» насилия: о статье Н.H. Страхова «Преступление и наказание. Роман в шести частях с эпилогом. Ф. М. Достоевского»// Шестые Страховские чтения: философские проблемы понимания в культуре и науке: материалы междунар. науч. конф., Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. – 412 с. – С. 107-111. (0,4 п.л.).

49.О некоторых аспектах изучения терроризма средствами дискурсивной теории // Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 28-29 мая 2010 г. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. – 210 с. – С. 142-146. (0,4 п.л.).

50.Социокультурные условия инициации и активации терроризма и экстремизма в региональной среде // Настоящее и будущее регионов Центральной России: материалы Всерос. науч. конф. г. Курск, 21-22 мая 2009 г. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2009. – С. 81-86. (0,5/ 0,25 п.л.) (в соавт.).

51.Терроризм и исторический дискурс, или о возможности террористического дискурса // Науковi записки Луганського нацiонального универсiтету. Вип.8. Т.1. Серiя «Фiлологiчнi науки»: Зб. наук. праць (Пред,явлення свiту в гуманiтарних дискурсах XXI столiття)/ Луган. нац. ун-т iм. Тараса Шевченка, 2009. – С. 38-44. (0,6/ 0,3 п.л.) (в соавт.).

52.К проблеме осмысления антисистемных террористических потенций культуры // Философия и наука поверх барьеров: человек и культурно-исторические типы глобализации: материалы II Всерос. науч. конф. Молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – С. 55-56. (0,4/0,2 п.л.) (в соавт.).

53.Ускользающая легитимность. О коммуникативной природе современного терроризма // Философия и наука поверх барьеров: человек и культурно-исторические типы глобализации: материалы II Всерос. науч. конф. Молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – С. 105-108. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

54.Исламский терроризм и проблемы региональной безопасности // Ročenka Ŭstavu pre vzťahy štătu a cirkvĭ 2007. – Bratislava, 2008. – С. 34-39. (0,4/0,2 п.л.) (в соавт.).

55.«Новый человек» Н.Н. Страхов об антропологии нигилизма и революции // Страхов и русская культураXIX – XX вв.: к 180 летию со дня рождения: Материалы международной научной конференции. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2008. – С. 18-21. (0,4/0,2 п.л.) (в соавт.).

56.К методологии проблемы культурной антропологии терроризма // Социокультурная среда молодежного экстремизма и ксенофобии. Сборник материалов Международной научно-практической конференции/ Под ред. проф. В.П. Бабинцева – Белгород: Константа, 2008. – С. 202-205. (0,5/ 0,16 п.л.) (в соавт.).

57.Социокультурные факторы противодействия региональным проявлениям терроризма и экстремизма // Социокультурная среда молодежного экстремизма и ксенофобии. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Белгород: Константа, 2008. – С. 249-253. (0,5/ 0,12 п.л.) (в соавт.).

58.О методологии дискурсивного анализа революционного терроризма // Философия и наука поверх барьеров: философское и социально-гуманитарное знание в начале нового столетия: материалы II Всерос. науч. конф. молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – С. 35-37 (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

59.Экология терроризма и проблемы региональной безопасности // Социальная экология в изменяющейся России: проблемы и перспективы: материалы межрегиональной (с межд. уч.) науч.-практ. конф. (Белгород, 5-7 окт. 2007г.): в 2 ч. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – Ч.1. – С. 83-87. (0,4/0,13 п.л.) (в соавт.).

60.Дискурсивное измерение революции // Дискурсология: методология, теория и практика. Доклады Второй Международной Научно-практической конференции, посвященной памяти Жана Бодрийара. 21 ноября – 14 декабря 2007 г. Том 1. – Екатеринбург: Изд. дом «Дискурс-Пи», 2007. – С. 128-129. (0,2-0,1 п.л.) (в соавт.).

61.Методологические проблемы культурной антропологии терроризма // Противодействие этническому и религиозному экстремизму: Сборник материалов научно-практической конференции, Омск, 15 декабря 2006 г. /Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. Юридический факультет; Фонд развития юридического образования и правовой культуры. – Омск: Омский государственный университет, 2007. – С. 16-20. (0,5/0,25 п.л.) (в соавт.).

62.Антропологическая и религиозная природа современного терроризма // Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигмы. Материалы Всероссийской научной конференции (г. Белгород, 4-7 октября 2006г.): в 2 ч. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – Ч.II. – С. 201-206. (0,3/0,15 п.л.) (в соавт.).

63.Ускользающая легитимность. Определяя терроризм // «Человек, культура, техника в новом тысячелетии» Материалы VII Международной научно-практической конференции (г. Харьков, 24-25 апреля 2007 г.). – Харьков: Изд-во «ХАИ», 2007. – С. 41-42. (0,2 п.л.).

64.Социокультурная природа терроризма и проблемы региональной безопасности // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте миграционных процессов и борьбы с терроризмом: сборник научных трудов. По материалам Международной научно-практической конференции, состоявшейся 12-13 октября 2006 г. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – С. 129-131. (0,3 п.л.).

65.Теоретические основания экспертной оценки террористических проявлений на региональном уровне // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте миграционных процессов и борьбы с терроризмом: сборник научных трудов. По материалам Международной научно-практической конференции, состоявшейся 12-13 октября 2006г. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – С. 225-227. (0,3/0,15 п.л.) (в соавт.).

66. «Человек террористический». Девальвация пространства в глобальном террористическом проекте // Провинция и столица: центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры: материалы Всерос. науч. конф. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – С. 73-77. (0,3/0,15 п.л.) (в соавт.).

67. Проблемы региональной безопасности и профилактика террористических угроз // Социально-технологическая культура как феномен XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 29-31 мая 2006г.): в 2 ч. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – Ч. II. – С. 236-239. (0,3/0,15 п.л.) (в соавт.).

68.Терроризм как социокультурный феномен: архетипы и мифологемы // Философия поверх барьеров: планетарное мышление и глобализация XXI века: Материалы научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Ч.2. - Белгород: Изд-во БелГУ. 2006. - С. 73-76. (0,3 п.л.).

69.К проблеме определения этнокультурной природы терроризма // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов - СПб: Эйдос, 2006. -С. 308. (0,1 п.л.).

70.К вопросу о традиционной природе современного терроризма // Дневник Алтайской школы политических исследований. №22. Современная Россия и мир: альтернативы развития (этноконфессиональные конфликты и вызовы XXI века): материалы международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2006. - С. 17-21. (0,3 п.л.).

71.«Человек террористический» - монолог в конце времени и пространства // Науки о культуре - шаг в XXI век: Сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых. - Том 5 (часть 2) / Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Рос. ин-т культурологи; Научный совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследия; И.М. Быховская (отв. ред.). - М.: РИК, 2005. -С. 22-25. (0,5 п.л.).

72.Терроризм как культурная антисистема // Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России: материалы Всерос. науч. конф. (Белгород, 6-7 октября 2004 г.).- Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - С. 27-32. (0,2 п.л.).

73.Терроризм: насилие вне легитимности // Наука и вера: Выпуск 7. материалы международной научной конференции «Наука, идеология, религия» (30 марта -2 апреля 2005 г.). - СПб.: Изд-во Института «Высшая религиозно-философская школа», 2005. - С. 27-34. (0,2 п.л.).

74.Терроризм как антисистемный феномен // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005г.): В 5т. Т.4. - М.: Современные тетради, 2005. - С. 27-34. (0,1 п.л.).

75.Религиозно-традиционалистский проект терроризма // Проблемы духовно-культурного и исторического развития России и российского общества. Сборник материалов межвузовской научной конференции. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2005. - С. 17-22. (0,5 п.л.).

76.Терроризм. Проблемы социокультурной и экологической безопасности // Социально-экологическая культура как основа экологической безопасности регионов: материалы Всерос. науч-практ. конф. (Белгород, 13-14 окт. 2005г.). В 2 ч. Ч.1. - Белгород: изд-во БелГУ, 2005. - С. 288-291. (0,2 п.л.).

77.Террор - актуализация хаоса // Кондаковские чтения I. Проблемы культурной преемственности. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - С. 41-49. (0,1 п.л.) (в соавт.).

78.Феноменология и системно-культурологические определения терроризма // Россия. Духовная ситуация времени. Научно-теоретический гуманитарный журнал. - №4 (26).- М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005. - С. 5-14. (0,5/0,2 п.л.) (в соавт.).

79. Геохронополитика ислама: от племени курайш к халифату // Духовная жизнь и культура российской провинции. Материалы IV межвузовской конференции студентов, молодых ученых, аспирантов и докторантов. - Белгород: Крестьянское дело, 2004. - С. 42-48. (0,3 п.л.).

80.Террор – проблема религиозно-философского определения // Иоасафовские чтения. Материалы I Международных молодежных Иоасафовских чтений. – Ст. Оскол: ООО «Антиква», 2004. – С. 31-39. (0,6 п.л.).

81.Джихад как манифестация архетипа Анимы // Опыт духовного просвещения в современной системе образования. Научно-богословский сборник. – Белгород: Крестьянское дело. 2004. – С. 29-35. (0,3 п.л.).

82.Игра в террор на грани гибели цивилизаций // Современная социокультурная динамика и духовная жизнь. Сб. ст. Вып. 2. – Белгород: Изд-во «Крестьянское дело», 2003. – С. 21-26. (0,3 /0,15 п.л.) (в соавт.).

83.Ваххабизм – идеология фундаментализма и военной экспансии // Сборник студенческих научных работ. Вып. V. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – С. 62-64. (0,2/0,1 п.л.) (в соавт.).