Научная тема: «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА»
Специальность: 13.00.02
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научно-методические основы обучения математике будущих учителей естествознания в системе «школа - педвуз», определяющие компоненты и дидактические принципы, а также методы, формы и средства обучения математике в условиях глобальной информатизации и коммуникации, целесообразно определять с позиций информационного подхода, обеспечивающего учет информационных процессов обучения и психофизиологических особенностей обучаемых.
  2. Формирование и развитие основных компонентов математической подготовки будущих учителей естествознания может быть обеспечено реализацией информационных дидактических принципов: преемственности и иерархической непрерывности обучения математике в пространстве и во времени; прикладной направленности и суперпозиционной профильной интегрированности содержания математической подготовки; ментальной визуализации математической информации и знаний; обучения многовариантности решения задачи; доминантности развития математической интуиции.
  3. Необходимыми условиями реализации структурно-логической модели математической подготовки будущих учителей естествознания, основанной на информационных дидактических принципах, являются возможности ИОП и ИОПС, в которых предусмотрены: интеграция школы и педагогического вуза, суперпозиционная профильная интегрированность содержания и математико-профильные курсы; использование методов динамической визуализации информации и знаний и потенциала ИКТ; представление учебного математического материала в виде ментальных карт; применение метода системной динамики; комплекс специальных учебно-методических средств обучения; информационное субъект-объект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса.
  4. Методика обучения математике будущих учителей естествознания, реализующая структурно-логическую модель в условиях ИОП и ИОПС, обеспечивает повышение уровня их математической подготовки.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Пушкарева Т. П. Профессия – педагог. Вертикальная модель обучения математике на основе непрерывной химической деятельности учащихся: монография / Т.П. Пушкарева, Е.А. Анисимова и др. // Тюмень: ИстКонсалтинг, 2010. 143 с.

2.Пушкарева Т.П. Обучение математике. Информационный подход. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 104 с.

3.Пушкарева Т.П. Научно-методические основы обучения математике будущих учителей естествознания с позиций информационного подхода: монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2013.– 265 с.

Публикации в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ

4. Пушкарева Т.П. Развитие методической системы обучения математике студентов нематематических специальностей // Сибирский педагогический журнал.– 2008. –№ 14. – С. 113–123.

5. Пушкарева Т.П. Использование информационных технологий в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Вестник РУДН «Информатизация образования».– 2009. –№ 3.– С. 87–95.

6.Пушкарева Т.П. О развитии методической системы математической подготовки студентов педвузов // Мир науки, культуры, образования. –2009.– № 6(18). –С. 166–168.

7.Пушкарева Т.П. Моделирование процесса восприятия математической информации // Мир науки, культуры, образования.– 2010.– № 2(21).– С. 24–28.

8.Пушкарева Т.П. Отбор содержания математического образования на основе вертикальной модели непрерывной математической деятельности // Высшее образование сегодня.– 2010.– № 12.– С. 51–54.

9.Пушкарева Т.П. Модель непрерывной химической деятельности учащихся и способы ее реализации для обучения математике // Мир науки культуры образования.– 2011.– № 1.– С. 122–125.

10. Пушкарева Т.П. Применение карт знаний для систематизации математической информации // Мир науки, культуры, образования.– 2011.– №2(27).– С. 139–144.

11. Пушкарева Т.П. Информационное моделирование памяти // Мир науки, культуры, образования.– 2012.– № 1(32).– С. 233–237.

12.Пушкарева Т.П. Принципы построения методической системы обучения математике с позиций информационного подхода // Сибирский педагогический журнал.– 2012.– № 8.– С. 212–217.

13.Пушкарева Т.П. Формирование математического тезауруса как результат обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.– 2012.– № 2.– С. 132– 138.

14.Пушкарева Т.П. Принципы математической подготовки студентов с позиций информационной модели мышления / Н.И. Пак, Т.П. Пушкарева // Открытое образование.– 2012.– № 5(94).– С. 4–11.

15.Пушкарева Т.П. Основные компоненты математической подготовки с позиций информационного подхода // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.– 2012.– № 3(21).– С. 120–126.

16.Пушкарева Т.П. Информационно-образовательная предметная среда как необходимое условие повышения уровня математической подготовки / В.В. Калитина, Т.П. Пушкарева // Высшее образование сегодня.– 2013.– № 1.– С. 15–20.

17.Пушкарева Т.П. О реализации дидактических принципов обучения математике студентов естественнонаучного направления педагогического вуза // Открытое образование.–2013 .– №3 .– С. 20–27.

18.Пушкарева Т.П. Повышение уровня понимания учебного материала при обучении студентов математике // Открытое образование.–2013.– №4.– С.24-31.

Научные статьи и материалы выступлений на конференциях

19.Пушкарева Т.П. Параметрический анализ базовых моделей теории горения / Т.П. Пушкарева, В.И. Быков.// ВЦК СО РАН. Красноярск,1995. Деп. ВИНИТИ, 31.08.95, № 2520-В95.

20.Пушкарева Т.П. Математические методы и компьютерные технологии в химии // Красноярская науч.-практич. конф. «Информатизация краевого образования». Красноярск, 2004.– С. 85.

21.Пушкарева Т.П. Интегрированный курс «Математика – химия» как средство повышения качества образования // Материалы Всерос. науч.-метод. конф. Троицк, 2005.– С.110–112.

22.Пушкарева Т.П. Использование информационных технологий в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Применение новых технологий в образовании: материалы Международной конф. Троицк, 2008.– С. 194–195.

23.Пушкарева Т.П. Математическое образование студентов гуманитарной сферы как средство реализации компетентностного подхода в образовании // Математика. Образование. Культура: сборник трудов IV Международной науч. конференции. Тольятти, 2009.– С. 25–28.

24.Пушкарева Т.П. Отбор содержания на основе вертикальной модели непрерывной математической деятельности учащихся // Математика. Образование. Культура: сборник трудов IV Международной науч. конференции . Тольятти, 2009.– С. 8–12.

25.Пушкарева Т.П. Информационный подход к отбору и измерению учебной информации в курсе математической подготовки / Т.П. Пушкарева, А.В. Перегудов // Математика. Образование. Культура: сборник трудов IV Международной науч. конференции. Тольятти, 2009.– С. 22–25.

26.Пушкарева Т.П. Отбор содержания на основе вертикальной модели непрерывной математической деятельности учащихся / Т.П.Пушкарева, Н.И. Пак // Материалы 28 Всерос. семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. Екатеринбург, 2009.– С. 219–221.

27.Пушкарева Т. П. Информационный подход к отбору и измерению учебной информации в курсе математической подготовки школьников // Материалы 28 Всерос. семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. Екатеринбург, 2009.– С. 201–203.

28.Пушкарева Т.П. Использование мультимедиа в обучении математике / Т.П.Пушкарева, В.В.Калитина // 63-и Герценовские чтения: материалы Междунар. научной конф. Санкт-Петербург, 20–22 апреля 2010. СПб., 2010.– С. 234–236.

29.Пушкарева Т. П. Визуализация математических понятий с помощью flash-анимаций // Инновационные процессы в современном образовании России как важнейшая предпосылка социально-экономического развития общества: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ачинск, 29–30 апреля 2010. Ачинск, 2010.– С. 297–299.

30.Пушкарева Т.П. Организация самостоятельной работы студентов на основе компетентностного подхода / Т.П. Пушкарева, В.В. Калитина // Компетентностно-деятельностный подход в современной системе образования: материалы науч.-практ. Междунар. конф. Горно-Алтайск, 18–23 августа 2010. Горно-Алтайск, 2010.– С. 138–141.

31.Пушкарева Т.П. Визуализация математической информации / Т.П. Пушкарева, В.В. Калитина // Омский межвузовский сборник научных трудов «Математика и информатика: наука и образование». –2010.– № 9.– С. 100–104.

32.Пушкарева Т. П. Компетентностно–деятельностный подход при обучении математике учащихся естественнонаучного профиля/ Т.П. Пушкарева, А.В. Перегудов // Компетентностно-деятельностный подход в современной системе образования: материалы науч.-практ. Междунар. конф. Горно-Алтайск, 18–23 августа 2010. Горно-Алтайск, 2010.– С. 135–138.

33.Пушкарева Т.П. Формирование междисциплинарного тезауруса при обучении математике студентов факультета естествознания / Т.П. Пушкарева, В.В. Калитина // Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке: материалы V Международной науч.-практ. конференции. 1–2 октября 2010 г., г. Алматы. Алматы, 2010.– С. 191–196.

34. Пушкарева Т.П. К вопросу о проблемах математического образования будущих учителей химии // Материалы Международной научно-практ. Конференции. 1–4 февраля 2011 г., Горно-Алтайск. Горно-Алтайск, 2011.– С. 328–335.

35.Пушкарева Т.П. Визуализация математических понятий/ Т.П. Пушкарева, В.В. Калитина // Школьные технологии.– 2011.– № 1.– С. 126–132.

36.Пушкарева Т.П. Использование карт знаний при обучении математике. Образование в техническом вузе в XXI веке: Международный межвузовский науч.-метод. сборник. Набережные Челны, 2010.– Вып. 7.– С. 99–101.

37.Пушкарева Т.П. Повышение качества математического образования/ Т.П. Пушкарева, В.В Калитина // В мире научных открытий. Научный журнал. – 2010.– № 6.2(12).– С. 159–162. ISSN 2072-0831.

38.Пушкарева Т. П. Методическое сопровождение обучения математике учащихся естественнонаучного профиля / Т.П. Пушкарева, А.В. Перегудов // Инновации в непрерывном образовании.– 2011.– № 2.– С. 31–37.

39.Пушкарева Т.П. Использование ИКТ при обучении математике/ Т.П. Пушкарева, В.В. Калитина // 64-и Герценовские чтения: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 19–21 апреля 2011. СПб., 2011.– С. 234–238.

40.Пушкарева Т.П. Курсы «ИКТ в профессиональной деятельности» как средство повышения качества математического образования и развития межпредметной интеграции /Т.П. Пушкарева, Н.Ю. Романова // Информатизация образования-2011: материалы Международной науч.-практ. конф. Елец, 2011.– Т. 2.– С. 255–258.

41.Пушкарева Т.П. Особенности построения методической системы обучения математике в условиях информационного общества // Педагогический профессионализм в образовании: материалы VIII Международной науч.-практич. конф. Новосибирск, 2012. –Ч. 2. –С. 179–185.

42.Пушкарева Т.П. Особенности обучения математике в условиях информационного общества // Приволжский научный вестник. –2012.– №3(7). – С. 56–60.

43.Пушкарева Т.П. Проектирование методической системы непрерывного обучения математике на основе информационного подхода // Инновации в непрерывном образовании . –2012.– № 4. С. 85–90.

44.Пушкарева Т.П. Обучение математике в информационном обществе / Т.П. Пушкарева, В.В. Калитина // 65-и Герценовские чтения: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 17–21 апреля 2012. СПб., 2012.– С. 302– 305.

45.Пушкарева Т.П. О проблемах математической подготовки // Актуальные проблемы современных наук – 2012: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Przemysl (Чехия), 7–15 июня 2012. Przemysl , 2012.– С. 77–82.

46.Пушкарева Т.П. Информационный подход к обучению математике / Т.П. Пушкарева, В.В. Калитина // Стратегия качества в промышленности и образовании: материалы Междунар. конф. Варна, 2012.– С. 318–321.

Учебно-методические работы

47.Пушкарева Т.П. Математика. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии: метод. рекомендации для студентов ф-та естествознания / Т.П. Пушкарева, Н.Ю. Романова, Н.В. Шепелевич, К.А. Шайхутдинов, Н.Н. Жолобова .Красноярск, 2002. –Ч.1.– 47 с.

48.Пушкарева Т.П. Математика. Основы дифференциального и интегрального исчисления: метод. рекомендации для студентов ф-та естествознания / Т.П. Пушкарева, Н.Ю. Романова, Н.В. Шепелевич, К.А. Шайхутдинов, Н.Н. Жолобова . Красноярск, 2003.– Ч.2. –57 с.

49. Пушкарева Т.П. Математика Элементы теории вероятности и математической статистики: метод. рекомендации для студентов ф-та естествознания / Т.П. Пушкарева, Н.Ю. Романова, Н.В. Шепелевич. Красноярск, 2006.– Ч.3.– 76 с.

50.Пушкарева Т.П. Математика: учебно-методическое пособие / Т.П. Пушкарева, Н.Ю. Романова. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2008.– 160 с.

51.Пушкарева Т.П. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / Т.П. Пушкарева, В.В. Калитина, Ю.В. Нейверт. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2010.– 161 с.

52. Пушкарева Т.П. Основы информационных процессов и технологий: учебное пособие / Т.П. Пушкарева, В.В. Калитина. Красноярск: СФУ, 2011.–198 с.

53. Пушкарева Т.П. Введение в математическое моделирование химических процессов: практикум к элективному курсу для учащихся 10-11 классов / Т.П. Пушкарева, А.В. Перегудов. Красноярск: РИО КГПУ, 2011.– 86 с.

54. Пушкарева Т.П. Математическое моделирование химических процессов: учебное пособие / Т.П. Пушкарева, А.В. Перегудов. Красноярск: РИО КГПУ, 2011.– 116 с.