Научная тема: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖАНРА В РУССКОЙ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ»
Специальность: 10.01.08
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Феномен детства в русской автобиографической прозе актуализирует базовый уровень самоосознания личности, который носит сакральный характер в дальнейшей «манифестации духа» зрелости. Художественное воплощение экзистенциального опыта детства можно рассматривать как квинтэссенцию стиля и пафоса писателей, которая объединяет все их творчество.
  2. Автобиографическая проза актуализирует два типа автора-повествователя. Типология авторского сознания определяет все сюжетное развертывание автобиографического текста, включая стиль, пафос, авторскую интонацию. Первая типология соединяет воспоминания автобиографического ребенка и авторефлексию (оценку) взрослого повествователя. Вторая типология выявляет воссоздание детской точки зрения повествователя, обусловливая ценность данных произведений в ряду классики детской литературы.
  3. Русская автобиографическая проза XIX - XX вв. выявляет специфику христианской антропологии лик - лицо - личина. Анализ приемов словесной живописи раскрывает авторский пафос и эстетическую оценку изображаемых объектов, а также их сюжетную функцию. Крупный план зримых образов получает воплощение в приемах иконописи, портрета и карикатуры.
  4. Важность отбора жизненного материала формирует картину мира в структуре автобиографической прозы. Выбор событий повествования и авторефлексия определяют внутрилитературный синтез: драматическое, лирическое и прозаическое в описании истории собственной жизни.
  5. Ключевыми структурными компонентами автобиографической прозы являются «первичное» и «завершающее» события, которые получают многогранное раскрытие: с точки зрения жанра, сюжетосложения, поэтики «начала бытия» и становления личности Автора.
  6. Сюжетообразующий мотив рода в классике автобиографической прозы XIX в. (С.Т. Аксаков, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков) является своеобразной презентацией героя и получает особую напряженность в автобиографической прозе Русского Зарубежья (И.А. Бунин, Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев).
  7. Жанровая черта раскрывается в сюжетно-композиционной устойчивости образа семьи и наставников, определяя не только их ценность в формировании личностей будущих писателей, но и многообразие стилевых решений и пафоса.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Кудряшова А.А. Первичное событие в теории автобиографической прозы. Монография. Ярославль: ИПК Литера, 2013. 132 с. (8 п.л.)

2.Кудряшова А.А. Поэтика взросления автобиографического героя: проблемы стиля и пафоса. Монография. Ярославль: ИПК Литера, 2013. 120 с. (7 п.л.)

3.Кудряшова А.А. Документальное и художественное начала в формировании личности художника в русской автобиографической прозе: галерея семейных образов и наставников. Монография. Ярославль: ИПК Литера, 2013. 171 с. (10,6 п.л.)

Учебно-методическое пособие

4.УМКД «Теория литературы и практика читательской деятельности». Ярославль: ИПК Литера, 2011. 98 с. (6 п.л.)

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных положений докторских диссертаций

5.Кудряшова А.А. Особенности стиля И.А. Бунина («Жизнь Арсеньева») и Б.К. Зайцева («Путешествие Глеба»): первичное событие в автобиографической прозе // ФИЛОLOGOS. Выпуск 15(4). Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. С. 35–40. (0,5 п.л.)

6.Кудряшова А.А. Мотив смерти матери как «завершающее событие» автобиографической прозы о детстве: Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, М. Горький [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». М.: МГОУ, 2013. № 3. URL: http://evestnik-mgou.ru/vipuski/2013_3/stati/rusfilologiya/kudryuashova.html. (0,5 п.л.)

7.Кудряшова А.А. Трагедия смерти в автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство» и романе И.С. Шмелева «Лето Господне» // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 4. С. 145 –150. (0,5 п.л.)

8.Кудряшова А.А. Своеобразие приемов «словесной» живописи в русской автобиографической прозе: икона-портрет-карикатура // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 5(26). С. 56 –59. (0,5 п.л.)

9.Кудряшова А.А. Стилистическое своеобразие мотива смерти в автобиографической прозе Л.Н. Толстого и И.А. Бунина // Приволжский научный вестник. - 2013. - № 8 (24), том 2. С. 79 – 84. (0,5 п.л.)

10. Кудряшова А.А. Мотив семейной распри в автобиографической прозе XIX-XX вв.: М.Е. Салтыков-Щедрин и М. Горький [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: http://www.science-education.ru/109-9435 (0,6 п.л.)

11. Кудряшова А.А. Своеобразие создания образа матери в автобиографической повести «Детство» М. Горького [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: http://www.science-education.ru/110-9530 (0,6 п.л.)

12. Кудряшова А.А. Мотив возвращения в Дом как «завершающее событие» детства в автобиографической прозе // Вестник Московского городского педагогического университета. 2013. № 1(23). С. 123- 127. (0,5 п.л.)

13. Кудряшова А.А. Стилевое своеобразие автобиографической прозы М.Е. Салтыкова-Щедрина // Журнал «Казанская наука». – 2013. – № 7. – С. 162-165 (0,5 п.л.)

Публикации в научных изданиях, в сборниках трудов и материалов научных конференций

14. Кудряшова А.А. Мотив Богообщения как структурно-семантический элемент в автобиографической прозе С.Т. Аксакова // Вестник Угроведения. 2011. № 1(4). С. 24–30. (0,5 п.л.)

15. Кудряшова А.А. Божественное и природное как семантическая доминанта в создании образов деда-отца-внука в автобиографической прозе С.Т. Аксакова // Православная русская школа: традиции. Опыт, возможности, перспективы. Материалы IV научно-практической образовательной конференции. Свято-Алексеевская пустынь. 2011. С. 386–397. (0,5 п.л.)

16. Кудряшова А.А. Образ Матери в автобиографической прозе С.Т. Аксакова // Пасхальные чтения. Материалы IX научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». М., 2012. С. 62–68. (0,5 п.л.)

17. Кудряшова А.А. Документальное и художественное в автобиографической прозе и малых прозаических формах М. Горького // Вестник Угроведения. 2011. № 2(5). С. 35–40. (0,5 п.л.)

18. Кудряшова А.А. Образ учителя в автобиографической прозе М. Горького и К.И. Чуковского // Мировая словесность для детей и о детях. М., 2012. С. 53–57. (0,5 п.л.)

19. Кудряшова А.А. Особенности стиля автобиографической прозы А.И. Герцена: феномен первичного и завершающего события // Вестник Литературного Института. 2011. № 2. С. 115–122. (0,5 п.л.)

20. Кудряшова А.А. Особенности стиля автобиографической прозы: К.И. Чуковский «Серебряный герб» // Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции «Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения». Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2011. С. 97–105. (0,5 п.л.)

21. Кудряшова А.А. Мотив пробуждения как первичное событие в автобиографической прозе Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова // Вестник Угроведения. 2011. № 3(6). С. 25–30. (0,5 п.л.)

22. Кудряшова А.А. Способы создания образа семьи в автобиографической прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина // Вестник Угроведения. 2011. № 4(7). С. 28–34. (0,5 п.л.)

23. Кудряшова А.А. Психолого-педагогические ресурсы изучения автобиографической прозы в поликультурной среде. Поликультурная среда как фактор развития начального филологического образования и подготовки учителя // Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (16 февраля 2012 г.). М.: МГПУ, 2012. С. 298–303. (0,5 п.л.)

24. Кудряшова А.А. Психолого-педагогический ресурс автобиографической прозы: К.И. Чуковский «Серебряный герб». Культурно-развивающий и воспитательный потенциал современного образования // Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (1 декабря 2011 г.). М.: МГПУ, 2012. С. 584–588. (0,5 п.л.)

25. Кудряшова А.А. Функции пейзажа и портрета в «Пошехонской старине» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Синтез в русской и мировой художественной культуре. М., 2012. С. 42–47. (0,5 п.л.)

26. Кудряшова А.А. Типология сюжета в классике автобиографической прозы. Стилевая вариативность // Мировая словесность для детей и о детях. М., 2012. С. 190–199. (0,5 п.л.)

27. Кудряшова А.А. Житийные мотивы в автобиографической прозе Н.С. Лескова и М.Е. Салтыкова-Щедрина // Пасхальные чтения. Материалы X научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». М., 2012. С. 53–61. (0,5 п.л.)

28. Кудряшова А.А. Образ Памяти в русской традиции автобиографической прозы И.С. Шмелева // Славянское культурное пространство. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. М.: ПРО100 Медиа МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. С. 71–78. (0,5 п.л.)

29. Кудряшова А.А. Универсальные мотивы в русской автобиографической прозе XIX века: особенности стиля С.Т. Аксакова и М.Е. Салтыкова-Щедрина // Вестник Угроведения. 2012. № 2(9). С. 50–58. (0,7 п.л.)

30. Кудряшова А.А. Своеобразие и функция «портрета» в русской автобиографической прозе XIX-XX вв. // Синтез в русской и мировой художественной культуре. М., 2012. С. 48–56. (0,5 п.л.)

31. Кудряшова А.А. Агиографическое и автобиографическое в трагедии смерти: Н.Г. Гарин-Михайловский и И.С. Шмелев // Пасхальные чтения. Материалы XI научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». М., 2013. С. 53–61. (0,5 п.л.)

32. Кудряшова А.А. Мифопоэтическое в «завершающем событии» автобиографической прозы о детстве // Мировая словесность для детей и о детях. М., 2013. С. 205–214. (0,5 п.л.)