Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»
Специальность: 13.00.02
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1.            Музыкально-педагогическое образование как часть целостного образовательного пространства на современном этапе развития являет собой один из важнейших социальных институтов, призванных обеспечить становление творческой личности, способной осуществлять миссию сохранения и созидания духовных ценностей культуры. Этим обусловлена необходимость формирования в учебно-воспитательном процессе этики ответственности как нравственного ресурса, определяющего гуманистическую направленность развития системы музыкального образования.

2.            Музыкальное искусство, вбирая в себя художественно-эстетические и духовно-нравственные ценности, раскрывает перед человеком необозримость этико-эстетического континуума, в котором личность обретает постоянно возрастающую потребность в постижении истинных ценностей бытия, устремленность к профессиональному росту, готовность внести личный вклад в  созидание духовного пространства культуры. В сложных условиях глобального кризиса, характеризующегося дегуманизацией, агрессией, деструктивностью, частыми вспышками межконфессиональных и межэтнических конфликтов, музыкальное искусство как инструмент мощного этико-эстетического воздействия способно минимизировать нарастающие в современном мире негативные тенденции.

3.            Этика ответственности - это этика гуманистических ценностей и поступков, в которых отражается мировоззренческая позиция человека, сущность которой выражается в стремлении соответствовать личностному этическому кодексу, способствующему преодолению негативных тенденций, оздоровлению социального климата, постижению и воплощению в жизни и деятельности общечеловеческих ценностей: идеалов общего блага, красоты и добра средствами музыкального образования.

4.            Формирование этики ответственности будущего педагога-музыканта - сложный процесс профессионального самоопределения, в котором личность обретает систему гуманистических этико-аксиологических ориентаций. Их содержательной компонентой является осознание музыки как носителя художественно-эстетических и этических ценностей и музыкально-педагогического образования как этико-эстетической целостности, в которой осуществляется подготовка хранителей и созидателей этих ценностей.

5.            Осуществление процесса формирования этики ответственности в обучении и воспитании будущего педагога-музыканта требует применения современных подходов: системно-синергетического, философско-антропологического, этико-аксиологического, художественно-деятельностного, способствующих созданию особого этико-эстетического художественно-образовательного пространства, в котором личность обретает активную творческую позицию, устремленность к профессиональному и духовно-нравственному росту, готовность внести личный вклад в созидание духовного пространства культуры.

6.            Принцип ответственности является фундаментом этического кредо педагога-музыканта, которое выражается в умении ориентироваться не только в художественно-эстетическом, но и философско-этическом пространстве; обращении к музыке как носителю художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей культуры; интерпретации музыкально-педагогического образования как целостного этико-эстетического пространства, центр которого homo musicus - личность, постигающая профессиональные и духовно-нравственные ценности.

Принцип ответственности предполагает ориентацию содержания музыкально-педагогического образования на:

  • взаимодополняемость музыкально-теоретических, музыкально-исполнительских, искусствоведческих, психолого-педагогических, философских, социологических, культурологических дисциплин;
  • включение в образовательный процесс инновационных форм и методов обучения и воспитания;
  • создание и реализацию научно-творческих проектов, усиливающих когнитивную, воспитательную и просветительскую функции музыкального образования;
  • разработку и внедрение этического кодекса, актуализирующего ценности инормы публичного поведения в целостном музыкально-образовательном пространстве;
  • осуществление художественно-творческой деятельности, несущей оценочный критерий качества профессиональной подготовки, творческой самореализации;
  • свободу преподавателя и студента в выборе музыкально-исполнительского репертуара, позволяющего решать одновременно профессионально-исполнительские, художественно-творческие и этические задачи в их интегративном единстве;
  • выявление, становление и поддержку талантливой молодежи.

Реализация принципа ответственности в практике музыкально-педагогического образования базируется на коммуникативно-диалоговых, проблемно-поисковых, рефлексивных, исследовательских, арт-технологиях.

7.            Модель формирования этики ответственности в процессе обучения и воспитания будущего педагога-музыканта представляет собой уровневую структуру, в которой процесс художественно-эстетического и этико-аксиологического становления осуществляется поэтапно, систематично, целенаправленно. Основные уровни: информационно-аналитический - базовый, на котором определяется представление об этике ответственности как этике ценностей и поступков, дается характеристика этической деятельности; художественно-аксиологический, на котором происходит осмысление роли феномена ценности в творческом становлении личности педагога-музыканта; личностно-идентификационный, характеризующийся формированием собственного этико-эстетического кодекса; этико-парадигмальный, на котором молодой педагог на основе сложившейся у него системы эстетических и этических ценностей уже уверенно и осознанно строит собственное музыкально-педагогическое мироздание.

8.            Основным критерием сформированности этики ответственности педагога-музыканта является наличие мировоззренческой позиции, базирующейся на осознании ответственности, возложенной на него как хранителя и созидателя художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей культуры.

Параметры сформированности этики ответственности (в соответствии с определением):

А. сформированость мировоззренческой позиции (познавательно-интеллектуальный уровень):

  • обладание системным стилем мышления, позволяющим рассматривать музыкальное обучение и воспитание личности в широком историческом контексте развития культуры;
  • умение ориентироваться не только в художественно-эстетическом, но ивфилософско-этическом пространстве;
  • интерпретация музыкально-педагогического образования как этико-эстетического пространства, центром которого является личность, постигающая профессиональные и духовно-нравственные ценности;

Б. ценностно-смысловое постижение этического концепта:

  • обращение к музыке как носителю художественно-эстетических идуховно-нравственных ценностей культуры;
  • осознание роли этики ответственности как этики ценностей и поступков впрофессиональной деятельности педагога-музыканта;
  • интерпретация профессии педагога-музыканта как личной и общественной ценности; обращение к музыке как носителю художественно-эстетических идуховно-нравственных ценностей культуры;
  • признание права становящейся личности на свободный выбор как воплощение принципа ответственности в музыкально-педагогическом процессе;

В. реализация этической и мировоззренческой позиции (личностно-деятельностный компонент):

  • активная творческая позиция, готовность к воплощению принципа ответственности как в жизни, так и профессиональной деятельности;
  • способность создавать в музыкально-педагогическом пространстве атмосферу взаимного приятия, эмпатии, сочувствия, единения, взаимопомощи, способствующую осуществлению процесса творческого взаимодействия;
  • принципиальная установка на осуществление концепции диалога как обязательной составляющей принципа ответственности, предполагающего совместный поиск «диалогической истины» (М.М. Бахтин);
  • готовность к постоянному творческому поиску новых путей для обеспечения профессионального и духовного роста личности в процессе музыкального обучения и воспитания;
  • реализация принципа ответственности в осуществлении самоконтроля исамооценки: в процессе совершенствования и самосовершенствования; вразработке и реализации новых музыкально-педагогических технологий; впоиске путей этизации музыкально-педагогической сферы.
Список опубликованных работ
Монографии

Аврамкова И. С. Гуманистические основания инновационных теоретико-методических концепций начального обучения игре на фортепиано [Текст] / И. С. Аврамкова. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — 160 с. (10 п. л.).

Аврамкова И. С. От рождения игрушки к рождественской мистерии. Системное описание современного опыта создания музыки для детей [Текст] / И. С. Аврамкова. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — 343 с. (21,4 п. л.).

Аврамкова И. С. Этика ответственности в совершенствовании отечественной системы высшего музыкального профессионального образования. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — 220 с. (13,8 п. л.).

Научные статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, включенных в реестр ВАК РФ

Аврамкова И. С. Идеи гуманизации и природосообразности обучения детей раннего возраста в книге Т. Б. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я — детский педагог» [Текст] / И. С. Аврамкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2007. — № 12. — С. 295–299 (0,3 п. л.).

Аврамкова И. С. Понятие «компетенции» в современной теории и практике преподавания музыки [Текст] / И. С. Аврамкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — № 136. — С. 144–153 (1,0 п. л.).

Аврамкова И. С. К вопросу о кризисе образования в современной России [Текст] / И. С. Аврамкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2011. — № 139.— С. 142–152 (1,10 п. л.).

Аврамкова И. С. Этика ответственности как нравственный ресурс совершенствования современной системы профессионального музыкально-педагогического образования [Текст] / И. С. Аврамкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2011. — № 142. — С. 54–60 (0,6 п. л.).

Аврамкова И. С. Актуальные задачи профессионального музыкального образования на современном этапе [Текст] / И. С. Аврамкова // Вестник Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. — 2012. — Вып. 2 (106). — С. 217–224 (1,0 п. л.).

Аврамкова И. С. Проблемы организации самостоятельной работы студентов высших и средних музыкальных учебных заведений [Текст] / И. С. Аврамкова // Вестник Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. — 2012. — Вып. 3 (107). — С. 140–148 (0,7 п. л.).

Аврамкова И. С. Проблемы педагогики начального музыкального образования в современной России: методический аспект [Текст] / И. С. Аврамкова // Человеческий капитал. — 2012. — № 7 (43). — С. 20–24 (0,4 п. л.).

Аврамкова И. С. Некоторые вопросы методики начального музыкального образования [Текст] / И. С. Аврамкова // Человеческий капитал. — 2012. — № 7 (43). — С. 104–108 (0,8 п. л.).

Аврамкова И. С. Российская молодежь на рубеже ХХ–ХХI веков: динамика аксиологических приоритетов [Текст] / И. С. Аврамкова // Человеческий капитал. — 2013 (май). — № 5–6 (53–54). — С. 57–62 (0,9 п. л.).

Аврамкова И. С. Проблемы воспитания современной Российской молодежи: социально-психологический аспект [Текст] / И. С. Аврамкова // Человеческий капитал. — 2013 (май). — № 5–6 (53–54). — С. 30–35 (0,8 п. л.).

Аврамкова И. С. Проблемы реализации этического потенциала музыкального искусства в учебно-образовательном процессе [Текст] / И. С. Аврамкова // Теория и практика общественного развития. — 2013 (август). — № 8. — С. 176–180 (0,3 п. л.).

Аврамкова И. С. Этические аспекты музыкального воспитания в современной образовательной практике [Текст] / И. С. Аврамкова // Научное мнение. — 2013 (сентябрь). — № 8. — В печати (0,9 п. л.).

Учебные пособия и учебно-методические работы

Аврамкова И. С. Проект воспитательной деятельности «Создание гармонии в обществе на базе музыкальной культуры» [Текст] / И. С. Аврамкова, Н. С. Войтылова, Л. Т. Грузина, И. В. Портная, Е. Е. Рощина // Болонский процесс и воспитательная деятельность в вузе : материалы всероссийского семинара. — СПб. : Информатизация образования, 2005. — Кн. 7. — С. 26–29. (0,3 п. л. / 0,06 п. л.).

Аврамкова И. С. Работа над произведениями современного детского репертуара для фортепиано [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540700 (050700) Художественное образование / И. С. Аврамкова, О. И. Передерий. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 75 с. (4,7 п. л.).

Аврамкова И. С. Рабочая программа дисциплины «История фортепианного искусства» федерального компонента цикла специальных дисциплин С.Д.Ф.05 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Направление 530100 «Музыкальное искусство». Профиль «Инструментальное исполнительство» [Текст] / И. С. Аврамкова, О. И. Передерий // Рабочие программы дисциплин специальной подготовки бакалавра музыкального искусства : сборник. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 77–101 (1,6 п. л. / 0,8 п. л.).

Аврамкова И. С. Рабочая программа дисциплины «Специальный инструмент» федерального компонента цикла специальных дисциплин С.Д.Ф.01 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Направление 530100 «Музыкальное искусство». Профиль «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» [Текст] / И. С. Аврамкова, О. И. Передерий // Рабочие программы дисциплин специальной подготовки бакалавра музыкального искусства: сборник. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 3–15(1,5 п. л. / 0,75 п. л.).

Аврамкова И. С. Методическая разработка организации и проведения дебатов (модифицированная форма) на тему «Обучение музыкальному искусству — процесс специфический, и как таковой, не вписывается в рамки болонской системы» [Текст] / И. С. Аврамкова, Т. Ф. Кучковская. — СПб. : Информатизация образования, 2006. — С. 71–82 с. (0,8 п. л. / 0,4 п. л.).

Аврамкова И. С. Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания игры на музыкальном инструменте» федерального компонента цикла специальных дисциплин С.Д.Ф.06 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Направление 530100 «Музыкальное искусство». Профиль «Инструментальное исполнительство» [Текст] / И. С. Аврамкова, О. И. Передерий // Рабочие программы дисциплин специальной подготовки бакалавра музыкального искусства : сборник. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 102–130 (1,8 п. л. / 0,9 п. л.).

Аврамкова И. С. Играем «Рождение игрушки» [Текст] : учебно-методическое пособие / И. С. Аврамкова. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 115 с. (7,1 п. л.).

Аврамкова И. С. Концепция музыкально-эстетического воспитания студентов технических и гуманитарных вузов Санкт-Петербурга [Текст] / И. С. Аврамкова, Б. И. Кондин, Т. Д. Смелкова. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2009. — 8 с. (0,5 п. л. / 0,2 п. л.).

Научные статьи, доклады

Аврамкова И. С. К вопросу об обновлении фортепианного репертуара в современной ДМШ [Текст] / И. С. Аврамкова // Современное музыкальное образование — 2005 : материалы международной научно-практической конференции (26–28 октября 2005 г.). — СПб. : ИПЦГУТД, 2005. — С. 42–46 (0,3 п. л.).

Аврамкова И. С. Гленн Гульд о музыкальной коммуникации: исполнитель — слушатель (по материалам книги Э. Анжилетт «Философ за фортепиано») [Текст] / И. С. Аврамкова // Проблемы музыкального образования и педагогики. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 82–93 (0,8 п. л.).

Аврамкова И. С. Формирование художественно-пианистических навыков юных музыкантов [Текст] / И. С. Аврамкова // Фортепианное искусство. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — С.47–51 (0,3 п. л.).

Аврамкова И. С. Произведения петербургских композиторов в репертуаре младших классов детской музыкальной школы [Текст] / И. С. Аврамкова, О. И. Передерий // Фортепианное искусство. История и современность. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — С. 33–44 (1,2 п. л. / 0,6 п. л.).

Аврамкова И. С. Управление творческим структурным подразделением в вузе. К постановке проблемы [Текст] / И. С. Аврамкова // Актуальные вопросы современного университетского образования. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — С. 497–500 (0,3 п. л.).

Аврамкова И. С. Исторические традиции музыкотерапии [Текст] / И. С. Аврамкова, А. С. Клюев // Россия и мир. Гуманитарные проблемы : межвузовский сборник научных трудов. — СПб. : СПГУВК, 2006. — Вып. 12. — С. 216–223 (0,5 п. л. / 0,3 п. л.).

Аврамкова И. С. О творческом применении современных принципов и компонентов инновационной фортепианной педагогики в г. Санкт-Петербурге [Текст] / И. С. Аврамкова, А. С. Клюев // Гуманитарные проблемы : межвузовский сборник научных трудов. — СПб. : СПГУВК, 2006. — Вып. 13. — С. 234–242 (0,6 п. л. / 0,3 п. л).

Аврамкова И. С. Эксклюзивная технология построения учебного репертуара в авторской школе игры на фортепиано А. Ю. Мыльникова «Рождение игрушки [Текст] / И. С. Аврамкова // Музыкальное образование: вчера, сегодня, завтра : материалы международной научно-практической конференции. — Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. — С. 21–25 (0,3 п. л.).

Аврамкова И. С. Пути обновления курса «Методика игры на музыкальном инструменте» [Текст] / И. С. Аврамкова, О. И. Передерий // Музыкальное образование: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научно-практической конференции. — СПб. : СМИО Пресс, 2006. — С. 34–67 (2,0 п. л. / 1,0 п. л.).

Аврамкова И. С. Модернизация образовательной среды как фактор творческого развития факультета музыки [Текст] / И. С. Аврамкова // Вестник Герценовского университета. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — Вып. 4. — С. 58–60 (0,2 п. л.).

Аврамкова И. С. Обновление образовательной среды на факультете музыки [Текст] / И. С. Аврамкова // Бюллетень ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — Вып. 6. — С. 32–33 (0,2 п. л.).

Аврамкова И. С. Развитие факультета на основе долгосрочных проектов [Текст] / И. С. Аврамкова // Бюллетень ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — Вып. 9. — С. 37–38 (0,2 п. л.).

Аврамкова И. С. Учебно-методическое пособие как жанр и его роль в становлении педагогических принципов начального музыкального воспитания (на примере учебного пособия М. Глушенко «Фортепианная тетрадь юного музыканта») [Текст] / И. С. Аврамкова // Методологические проблемы современного музыкального образования : материалы межвузовского научно-практического семинара 23 марта 2007 года : в 2-х ч. Ч. 2. Проблемы исполнительства и художественного образования. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — С. 33–39 (0,4 п. л.).

Аврамкова И. С. Студенты в инновационной деятельности факультета музыки: мониторинг качества [Текст] / И. С. Аврамкова // Бюллетень ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — Вып. 9. — С. 47–49 (0,2 п. л.).

Аврамкова И. С. Концепция «диалога культур» в школе игры на фортепиано А. Мыльникова «Рождение игрушки» [Текст] / И. С. Аврамкова // Методологические проблемы современного музыкального образования : материалы межвузовского научно-практического семинара. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — С. 190–193 (0,3 п. л.).

Аврамкова И. С. МВА: «за» без «против» [Текст] / И. С. Аврамкова // Вестник Герценовского университета. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — Вып. 5. — С. 32–34 (0,2 п. л.).

Аврамкова И. С. Международное сотрудничество как фактор развития факультета [Текст] / И. С. Аврамкова // Вестник Герценовского университета. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — Вып. 8. — С. 18–20 (0,2 п. л.).

Аврамкова И. С. Теоретико-методическая концепция авторской школы игры на фортепиано А. Мыльникова «Рождение игрушки» [Текст] / И. С. Аврамкова // Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке. Состояние и перспективы : материалы III Международной конференции. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — С. 299–305 (0,4 п. л.).

Аврамкова И. С. Факультет музыки: реалии и перспективы [Текст] / И. С. Аврамкова // Факультет музыки: Традиции будущего (посвящается 20-летию со дня основания) : сборник статей. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 27–37 (0,7 п. л.).

Аврамкова И. С. Факультет музыки РГПУ им. А. И. Герцена: идеология обновления [Текст] / И. С. Аврамкова // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (27–29 ноября 2008 года). Ч. 1. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — С. 9–15 (0,4 п. л.).

Аврамкова И. С. Технология компетентностного подхода в системе высшего образования [Текст] / И. С. Аврамкова // Методологические проблемы современного музыкального образования : материалы международной научно-практической конференции. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2009. — С. 56–60 (0,3 п. л.).

Аврамкова И. С. К вопросу формирования корпоративной культуры в образовательном пространстве творческого факультета [Текст] / И. С. Аврамкова // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен : сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции (10–12 декабря 2009 года). Ч. 1. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. — С. 8–11 (0,3 п. л.).

Аврамкова И. С. Самостоятельная деятельность студента как средство профессионального становления [Текст] / И. С. Аврамкова // Вестник Герценовского университета. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. — Вып. 4. — С. 17–19 (0,2 п. л.).

Аврамкова И. С. Реорганизация нормативно-правовой базы высшего многоуровневого музыкально-педагогического образования на современном этапе [Текст] / И. С. Аврамкова // Методологические проблемы современного музыкального образования : материалы международной научно-практической конференции. 12–13 апреля 2010. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — С. 3–14 (0,8 п. л.).

Аврамкова И. С. О кризисе в системе образования и неотложных задачах, стоящих перед педагогами-музыкантами [Текст] / И. С. Аврамкова // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен : сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции (22–23 ноября 2010 года). Ч. 1. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — С. 9–12 (0,3 п. л.).

Аврамкова И. С. Научно-исследовательская деятельность кафедры музыкально-инструментальной подготовки. Проблемы и перспективы [Текст] / И. С. Аврамкова, О. И. Передерий // Методологические проблемы современного музыкального образования : материалы международной научно-практической конференции 11–13 апреля 2011 года. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012. — С. 6–23 (1,1 п. л. / 0,6 п. л.).

Аврамкова И. С. Музыкально-педагогическое образование в контексте культуры XXI века [Текст] / И. С. Аврамкова // Методологические проблемы современного музыкального образования : материалы международной научно-практической конференции 11–13 апреля 2011 года. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012. — С. 3–5 (0,2 п. л.).

Аврамкова И. С. Воспитание нравственного сознания в развитии и совершенствовании современной системы высшего музыкально-педагогического образования [Текст] / И. С. Аврамкова // Урок музыки в современной школе. Методологические проблемы современного общего музыкального образования : материалы международной научно-практической конференции 02–03 апреля 2012 года. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — С. 4–9 (0,4 п. л.).

Аврамкова И. С. Музыкально-эстетические задачи проекта А. Мыльникова «От рождения игрушки до рождественской мистерии» [Текст] / И. С. Аврамкова // Методологические проблемы современного музыкального образования : материалы международной научно-практической конференции 2–3 апреля 2012 года. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2013. — С. 3–7 (0,3 п. л.).