Разрешительная деятельность, связанная с осуществлением наделенными публично-властными полномочиями субъектами комплекса действий по предоставлению разрешений и контролю (надзору) за соблюдением правил разрешенной деятельности, имеет многогранный характер.
2. Факторами, способствующими нарушениям законов и произвольному ограничению прав граждан и юридических лиц, являются особенности правового регулирования разрешительной системы:
- неупорядоченность форм разрешительной деятельности;
- отсутствие комплексного законодательного акта федерального уровня, устанавливающего гарантии осуществления прав всех невластных участников разрешительной системы и пределы подзаконного нормотворчества, четкого разграничения полномочий государственных органов по регулированию правил предоставления разрешений и закрепления принадлежности разрешительных полномочий к определенному уровню публичной власти, а также сообразного ограничения степени усмотрения уполномоченных должностных лиц и единообразных антикоррупционных требований для всех проявлений разрешительной системы;
- неопределенность условий осуществления конкретных разрешительных процедур.
3. Роль и значение прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе определяются неотъемлемо присущими ему особенностями как инструмента предупреждения преступлений и иных правонарушений, защиты публичного интереса и противодействия коррупции. Необходимость укрепления законности в ходе реализации правообеспечительного потенциала разрешительной системы, с одной стороны, и преодоления издержек воздействия на ее невластных субъектов сложно организованного механизма уполномоченных публичной властью органов (должностных лиц) - с другой, обусловливает правозащитную характеристику прокурорского надзора на этом направлении.
4. Прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе в настоящее время представляет собой одно из приоритетных направлений прокурорского надзора за исполнением законов, факторами актуализации и обособления которого являются:
- многогранное развитие института разрешительной системы, сопровождающееся вовлечением в сферу ее действия широкого круга властных и невластных субъектов, использованием разрешительной системы в различных областях общественной жизни;
- изменение политических основ государства, повлекшее повышение правозащитной роли государственного аппарата на основе достижения баланса частных и публичных интересов;
- реализация курса политико-правовой модернизации, направленного на формирование новой правовой реальности путем использования антикоррупционного механизма;
- негативная характеристика состояния законности в сфере функционирования разрешительной системы;
- недостатки правового регулирования разрешительной системы, связанные с высоким уровнем административного усмотрения в рамках разрешительной деятельности, дезориентирующие правоприменителей и создающие предпосылки для коррупционных проявлений и иных нарушений законов;
- необходимость обеспечения режима наибольшего инвестиционного благоприятствования, защиты прав субъектов предпринимательства, устранения избыточных разрешительных процедур.
5. В целях обеспечения единства и укрепления законности в сфере осуществления разрешительной системы, конкретизации содержания прокурорского надзора и выявления путей его совершенствования разработана авторская научно обоснованная классификация типичных нарушений законов о разрешительной системе (по субъектному составу):
- нарушения законов властными участниками разрешительной системы при осуществлении разрешительной деятельности (выдача разрешений в отсутствие необходимой документации при фактическом несоответствии статуса и условий деятельности соискателя установленным законодательством требованиям); несоблюдение сроков принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) разрешения; ненадлежащий контроль (надзор) за осуществлением деятельности невластными участниками разрешительной системы и др.);
- нарушения законов невластными участниками разрешительной системы (деятельность в отсутствие необходимого разрешения; нарушение установленных законодательством условий разрешенной деятельности).
6. В научных целях и для легального использования предлагается сформулированное автором определение предмета прокурорского надзора, под которым понимается соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и исполнение действующих на территории Российской Федерации законов, регулирующих осуществление разрешительной системы (включая регламентацию порядка предоставления конкретных юридически значимых разрешений, реализации форм разрешительной деятельности, государственного контроля (надзора), осуществляемого в рамках функционирования разрешительной системы и обеспечивающего ее действие, правового статуса властных и невластных участников разрешительной системы) в деятельности, действиях (бездействии) и правовых актах перечисленных в законе органов и должностных лиц.
7. Обосновано, что прокурорский надзор, обладая уникальными характеристиками, в современных условиях активизации правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, сопровождающейся необоснованным введением административных барьеров, предпосылкой для которых являются коллизии и пробелы федерального законодательства, выполняет значительную роль в формировании единого правового пространства осуществления разрешительной системы, стабилизируя, укрепляя и развивая ее правовую основу, обеспечивая соответствие нижестоящих по уровню правовой иерархии нормативных правовых актов общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и законам.
8. Изъяны правового регулирования компетенции органов исполнительной власти в Российской Федерации, составляющих наиболее распространенную категорию объектов прокурорского надзора, наделенных властными полномочиями в рамках осуществления разрешительной системы: ее неопределенность, дублирование полномочий, недостаточная процедурная регламентация разрешительной деятельности при повышенном коррупционном риске ее осуществления, нестабильности системы государственного управления, недостатки юридической ответственности должностных лиц обусловливают необходимость принятия прокурорами адекватных мер по укреплению состояния законности в этой сфере в сочетании с реализацией научно обоснованного комплекса мер по оптимизации законодательства.
9. Обосновано существенное значение прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе для предупреждения преступлений и иных правонарушений, обусловленное спецификой предмета надзора, охватывающего законодательные акты, устанавливающие относительный запрет без получения необходимых разрешений для осуществления деятельности (действий), бесконтрольная реализация которой способствует совершению правонарушений, и объектов надзора - органов государственного управления, обеспечивающих осуществление разрешительной системы, гарантирующей безопасность личности, общества и государства.
10. Показана специфика прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе как направления противодействия коррупции, обусловливающая его приоритетный характер в условиях повышенного коррупционного риска разрешительной сферы, усугубляемого особенностями правового массива, регламентирующего разрешительную деятельность. В целях нивелирования недостатков правового регулирования, с учетом отсутствия исчерпывающего разграничения различных форм разрешительной деятельности и необходимости комплексного укрепления состояния законности, предложено распространить сферу проведения прокурорами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов на все формы разрешительной деятельности, с внесением соответствующих изменений в п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», дополнить КоАП РФ статьей, устанавливающей административную ответственность должностных лиц за несоблюдение требований законодательства при осуществлении разрешительных процедур.
11. С учетом важности реализации административной ответственности в обеспечении законности функционирования разрешительной системы, а также использования прокурором потенциала административного преследования в арсенале его полномочий предложен ряд правовых и организационных мер по комплексной оптимизации порядка участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, упрочению его статуса как должностного лица, осуществляющего надзорные функции. В этой связи разработаны научные положения, раскрывающие необходимость принятия ведомственного нормативного правового акта, направленного на оптимизацию статистического учета результатов работы прокуроров в сфере административного преследования, которые отражены в предложенном диссертантом проекте приказа Генерального прокурора Российской Федерации.
12. С учетом необходимости решения проблем прокурорского надзора, возникающих ввиду пробелов и коллизий федеральных законов, регламентирующих прокурорскую деятельность, разработаны научные положения, определяющие направления совершенствования правовой и организационной основы прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе, включая конкретизацию правового регулирования компетенции прокуроров, предмета и объектов надзора, его процессуализацию (в части проведения прокурорских проверок, взаимодействия органов прокуратуры с иными органами и организациями), а также совершенствование методического сопровождения, статистического учета и отчетности в целях обеспечения надлежащей информационной базы надзорной деятельности и принятие указания Генерального прокурора Российской Федерации «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе», содержание которого отражено в предложенном диссертантом соответствующем проекте.
13. В целях совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе как средства укрепления законности в сфере государственного управления доказана необходимость оптимизации правовой регламентации взаимодействия прокуратуры с иными уполномоченными органами публичной власти в сфере осуществления разрешительной системы, включая закрепление в законе нормы, обязывающей государственные органы (органы государственной власти) и местного самоуправления направлять в органы прокуратуры информацию о выявленных нарушениях законов в деятельности органов государственного управления (их должностных лиц).
14. Разработаны конкретные рекомендации для оптимизации законодательства, нормы которого выполняют роль правовых критериев, применяемых прокурором для обеспечения верховенства закона в разрешительной сфере, включая:
- исчерпывающее выявление недостатков (коллизий, пробелов) законодательства в целях формирования единого правового пространства осуществления разрешительной системы путем полной инвентаризации нормативных правовых актов, затрагивающих различные ее аспекты;
- исключение неопределенности толкования нормативных правовых актов, обеспечение четкости понятийного аппарата, разграничение разрешительных полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях нивелирования возможностей для избыточного административного усмотрения, снижения коррупционных рисков;
- дальнейшую унификацию правового регулирования и кодификацию законодательства путем создания комплексного законодательного акта, регламентирующего правовые основы осуществления разрешительной системы.
1. Субанова, Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере лицензирования: вопросы теории и практики [Текст] / Н.В. Субанова. — М. : Юриспруденция, 2010. — 8,6 п. л.
2. Субанова, Н.В. Лицензирование предпринимательской деятельности: правовое регулирование, ответственность, контроль [Текст] / Н.В. Субанова. — М. : Статут, 2011. — 14,6 п. л.
3. Субанова, Н.В. Разрешительные полномочия органов исполнительной власти [Текст] / Н.В. Субанова. — М. : Юриспруденция, 2012. — 12,7 п. л.
4. Субанова, Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе в Российской Федерации [Текст] / Н.В. Субанова. — М. : Юрлитинформ, 2012. — 14,3 п. л.
5. Субанова, Н.В. Лицензионный контроль /Правовое регулирование государственного контроля [Текст] / Н.В. Субанова : моногр. /отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. — М. : Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации; Анкил, 2012. — Лично автора — 0,7 п. л.
Научные работы, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации
6. Субанова, Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере лицензирования закупки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов [Текст] / Н.В. Субанова // Законность. — 2004. — № 3. — 0,1 п. л.
7. Субанова, Н.В. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением лицензионного законодательства в сфере экономики [Текст] / Н.В. Субанова // Уголовное право. — 2004. — № 1. — 0,4 п. л.
8. Субанова, Н.В. Недостатки правового регулирования государственного управления как фактор состояния законности [Текст] / Н.В. Субанова // Вестн. Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — 2009. — № 5 (13). — 0,2 п. л.
9. Субанова, Н.В. Вопросы правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности [Текст] / Н.В. Субанова // Вестн. Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — 2009. — № 4 (12). — 0,2 п. л.
10.Субанова, Н.В. Административно-деликтная статистика и работа органов прокуратуры [Текст] / Н.В. Субанова // Законность. — 2010. — № 3. — 0,1 п. л.
11.Субанова, Н.В. Оборот пиротехнических изделий [Текст] / Н.В. Субанова // Законность. — 2010. — № 6. — 0,1 п. л.
12.Субанова, Н.В. Безлицензионная деятельность субъектов предпринимательства [Текст] / Н.В. Субанова // Уголовное право. — 2011. —№ 1. — 0,2 п. л.
13.Субанова, Н.В. Временный запрет деятельности: пределы прокурорского надзора [Текст] / Н.В. Субанова // Законность. — 2011. — № 6. — 0,1 п. л.
14.Субанова, Н.В. Определение прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении [Текст] / Н.В. Субанова // Законность. — 2011. — № 1. — 0,1 п. л.
15.Субанова, Н.В. Публичная разрешительная деятельность в России [Текст] / Н.В. Субанова // История государства и права. — 2012. — № 5. — 0,1 п. л.
16.Субанова, Н.В. Правовое регулирование организации и проведения азартных игр: история и современность [Текст] / Н.В. Субанова // Законность. — 2011. — № 12. — 0,2 п. л.
17.Субанова, Н.В. Саморегулирование как альтернатива лицензированию предпринимательской деятельности [Текст] / Н.В. Субанова // Административное и муниципальное право. — 2011. — № 8 (44). — 0,2 п. л.
18.Субанова, Н.В. Органы управления саморегулируемых организаций как объекты прокурорского надзора [Текст] / Н.В. Субанова // Вестн. Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — 2011. — № 4 (24). — 0,2 п. л.
19.Субанова, Н.В. Прокурорский надзор как средство укрепления законности в сфере экономики [Текст] / Н.В. Субанова // Журн. рос. права. — 2012. — № 1. — 0,2 п. л.
20.Субанова, Н.В. Административные правонарушения в сфере публичной разрешительной деятельности [Текст] / Н.В. Субанова // Административное и муниципальное право. — 2010. — № 11 (35). — 0,2 п. л.
21.Субанова, Н.В. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в сфере экономики: история, состояние, тенденции развития [Текст] / Н.В. Субанова // Вестн. Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — 2012. — № 2 (28). — 0,3 п. л.
22.Субанова, Н.В. Административная ответственность за невыполнение законных требований прокурора: проблемы правоприменения [Текст] / Н.В. Субанова // Юрид. мысль. — 2012. — № 1. — 0,2 п. л.
23.Субанова, Н.В.Прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе как направление обеспечения национальной безопасности [Текст] / Н.В. Субанова // Национальная безопасность / nota bene. — 2012. — № 6 (23). — 0,4 п. л.
24.Субанова, Н.В.Прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе и противодействие коррупции [Текст] / Н.В. Субанова // Вестн. Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — 2013. — № 3 (35). — 0,2 п. л.
Иные научные работы
25.Субанова, Н.В. Анализ состояния законности в сфере лицензирования предпринимательской деятельности как предпосылка прокурорского надзора за исполнением лицензионного законодательства в сфере экономики [Текст] / Н.В. Субанова // Организация прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов : сб. науч. тр. / Ин-т повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2003. — Лично автора — 0,5 п. л.
26.Субанова, Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства, регламентирующего отношения в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции [Текст] / Н.В. Субанова // Организация прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов : сб. науч. тр. / Ин-т повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2003. — Лично автора — 0,3 п. л.
27.Субанова, Н.В. Обращение в суд как средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения лицензионного законодательства [Текст] / Н.В. Субанова // Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве : сб. ст. Вып. 9 / под общ. ред. А.Х. Казариной, О.В. Смирнова ; Ин-т повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2005. — Лично автора — 0,3 п. л.
28.Субанова, Н.В. Прокурорский надзор за соблюдением прав человека подразделениями милиции общественной безопасности [Текст] / Н.В. Субанова // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 2 декабря 2005 г.) / отв. ред. С.П. Звягин. — Кемерово : КРИРПО, 2006. — Лично автора — 0,1 п. л.
29.Субанова, Н.В. Разрешительная деятельность как направление обеспечения экономической безопасности [Текст] / Н.В. Субанова // Экономическая преступность в сфере инвестиционной деятельности : материалы междунар. науч.-практ. конф., 19 мая 2011 г. : сб. ст. — М. : Акад. экономической безопасности МВД России, 2011. — Лично автора — 0,2 п. л.
30.Субанова, Н.В. Лицензирование и саморегулирование как инструменты правового регулирования предпринимательской деятельности [Текст] / Н.В. Субанова // Материалы V науч. чтений памяти проф. С.Н. Братуся (Москва, 25 октября 2010 г.) / отв. ред. Н.Г. Доронина ; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. — М. : Юстицинформ, 2011. — Лично автора — 0,3 п. л.
31.Субанова, Н.В. Прокурорский надзор за законностью правовых актов в сфере лицензирования как форма обеспечения единого правового пространства [Текст] / Н.В. Субанова // Обеспечение единого правового пространства в Российской Федерации : материалы науч. конф., 25 ноября 2010 г. / отв. ред. А.Ю. Винокуров. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. — Лично автора — 0,2 п. л.
32.Субанова, Н.В. Транспарентность государственного управления как фактор состояния законности [Текст] / Н.В. Субанова // Правовые и социально-экономические аспекты стратегии модернизации России : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 27 мая 2011 г. / под ред. А.Н. Ильяшенко, П.В. Каленского, В.В. Сорокожердьева. — Краснодар : Краснод. ун-т МВД России, 2011. — Лично автора — 0,2 п. л.
33.Субанова, Н.В. Разрешительная деятельность органов исполнительной власти в лесной сфере [Текст] / Н.В. Субанова // Актуальные вопросы прокурорского надзора и государственного (муниципального) контроля в лесной сфере : сб. материалов «круглого стола» / отв. ред. О.С. Капинус. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. — Лично автора — 0,1 п. л.
34.Субанова, Н.В. Сертификация как форма разрешительной деятельности [Текст] / Н.В. Субанова // Обеспечение законности в Российской Федерации : сб. материалов науч. конф., проведенной на юрид. фак. Моск. гуманит. ун-та, 24 ноября 2011 г. / отв. ред. А.Ю. Винокуров. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. — Лично автора — 0,1 п. л.
35.Субанова, Н.В. Методология оценки прокурором законности правовых актов в сфере публичной разрешительной деятельности [Текст] / Н.В. Субанова // Научные труды : в 2 т. Т. 2. Вып. 11 / отв. ред. В.В. Гриб ; Рос. акад. юрид. наук. — М. : Юрист, 2011. — Лично автора — 0,1 п. л.
36.Субанова, Н.В. Предупреждение прокуратурой правонарушений в публичной разрешительной системе [Текст] / Н.В. Субанова // Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов : сб. ст. : в 2 ч. / Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации, Ин-т повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2011. — Лично автора — 0,4 п. л.
37.Субанова, Н.В. Разрешительное регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности: историко-правовой аспект [Текст] / Н.В. Субанова // Актуальные вопросы российского права : сб. науч. ст. Вып. 22 / отв. ред. А.Ю. Винокуров. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. — Лично автора — 0,3 п. л.
38.Субанова, Н.В.Обеспечение законности в сфере производства и оборота алкогольной продукции средствами прокурорского надзора [Текст] / Н.В. Субанова // Научно-правовое обеспечение развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России : материалы междунар. науч.-практ. конф. : сб. науч. ст. Ч. 3 / под ред. А.Г. Кобилева, А.В. Плотникова (Израиль), Ж.Л. Трюэля (Франция), В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. — Краснодар : ЮИМ, 2012. — Лично автора — 0,2 п. л.
39.Субанова, Н.В. Состояние законности в сфере осуществления разрешительных полномочий органами исполнительной власти и работа органов прокуратуры [Текст] / Н.В. Субанова // Право и его реализация в XXI веке : сб. науч. тр. (по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию Саратовской государственной юридической академии, Саратов, 29—30 сентября 2011 г.) : в 2 ч. Ч. 2. — Саратов : Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». — Лично автора — 0,1 п. л.
40.Субанова, Н.В. Законность в сфере экономики и ее обеспечение средствами прокурорского надзора [Текст] / Н.В. Субанова // Законность в экономической сфере как необходимый фактор благоприятного инвестиционного климата : материалы VI Ежегодных науч. чтений, посвященных памяти проф. С.Н. Братуся (Москва, 26 октября 2011 г.) / отв. ред. Н.Г. Доронина, А.В. Габов. — М. : Юриспруденция, 2012. — Лично автора — 0,3 п. л.
41.Субанова, Н.В. Органы местного самоуправления как объекты прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе [Текст] / Н.В. Субанова // Системное социально-экономическое обновление России: императивы, правовые и хозяйственные механизмы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. : сб. ст. Ч. 1 / под ред. П.В. Каленского, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева. — М. : «Ваш полиграфический партнер», 2012. — Лично автора — 0,2 п. л.
42.Субанова, Н.В. Обеспечение законности разрешительной деятельности в сфере экономики: практика работы органов прокуратуры [Текст] / Н.В. Субанова // Стратегия ускоренной динамики российского общества: экономика, политика, право : материалы междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2 / под ред. О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. — Краснодар : ЮИМ, 2012. — Лично автора — 0,3 п. л.
43.Субанова, Н.В. Прокуратура как элемент обеспечения конституционной законности в разрешительной сфере [Текст] / Н.В. Субанова // Россия и современный мир: ключевые проблемы и решения в экономической, правовой и социальной сферах : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. — Краснодар : ЮИМ, 2013. — Лично автора — 0,3 п. л.
44.Субанова, Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе в сфере здравоохранения [Текст] / Н.В. Субанова // Здоровье нации и национальная безопасность / под ред. проф. А.И. Долговой. — М. : Рос. криминолог. ассоц., 2013. — Лично автора — 0,1 п. л.
45.Субанова, Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе в сфере экономики [Текст] / Н.В. Субанова // Энциклопедия Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации / под общ. ред. О.С. Капинус. — М. : Фолиант, 2013. — Лично автора — 0,1 п. л.
46.Субанова, Н.В., Бут, Н.Д., Жубрин, Р.В. Анализ и оценка состояния законности в сфере экономики [Текст] / Н.В. Субанова, Н.Д. Бут, Р.В. Жубрин // Анализ состояния законности и правопорядка прокуратурами субъектов Российской Федерации : пособие / под общ. ред. О.С. Капинус ; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2012. — 0,4 п. л. (соавторство не разделено).
47. Субанова, Н.В., Савельева, А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности [Текст] / Н.В. Субанова, А.В. Савельева // Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики : сб. метод. материалов / рук. авт. коллектива О.С. Капинус ; общ. ред. А.Э. Буксман ; Ген. прокуратура Рос. Федерации, Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М. : Мир энциклопедий Аванта+ ; Астрель, 2010. — 1,9 п. л. (соавторство не разделено).