Научная тема: «ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗИДАНИЯ ПРОДУКТИВНОГО СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 19.00.13
Год: 2014
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Психолого-акмеологическим основанием созидания продуктивного субъекта образования является деятельностная направленность личности, сопряженная с актуализацией природных и творческих ресурсов, духовного самосознания субъекта образования, что обеспечивает самоорганизацию, самообразование и рефлексивную саморегуляцию образовательной деятельности средствами управления - соуправления - самоуправления.
  2. Деятельностный концепт продуктивного созидания включает и духовные продукты, рассматриваемые как акмеологические новообразования в свойствах субъекта образования, актуализируемые средствами учебных дисциплин конкретной специальности, акме-целевыми стратегиями, заложенными в моделях образа-результата продуктивного акме-ядра образовательного субъекта созидательной деятельности, обеспечивающие продуктивное решение задач в самостоятельной созидательной деятельности.
  3. Овладение способностью продуктивно-творческого отражения нестандартных ситуаций путем их решения, требующего участия интеллектуальных функций, организаторских, духовных способностей, акмеологического обучения в системе управления - соуправления - самоуправления, конкурентоспособности, направленности, профпригодности, самореализации природных потенциалов в созидаемых продуктах, способствует созиданию продуктивного субъекта образования и наиболее адекватному формированию оперативных образов и соответствующих им целей, интегрирующих образ-эталон и образ-результат с текущими образами на основе переработки информации и создания нестандартных ситуаций в созидательном процессе и в жизни.
  4. Акмеологическое обучение в системе управления - соуправления - самоуправления созиданию продуктивного субъекта образования средствами учебных дисциплин разных специальностей - это сложный, непрерывный процесс позитивного изменения и активности личности на основе личностно-профессионального самосовершенствования мыслительно-интеллектуальных и духовных способностей и усиления собственного потенциала познавательной деятельности на всех видах занятий, осуществляемых на основе личной устремленности к самореализации природных потенциалов в созидаемых продуктах. Оно способствует комплексному развитию физических, психических и акмеологических новообразований только в процессе трансформации студента из объекта в субъект, что возможно при управлении - соуправлении - самоуправлении.
  5. 5.Концептуальная модель созидания акме-продуктивного субъекта образования и интегративно-алгоритмическая модель психолого-акмеологической концепции созидания и самосозидания продуктивного субъекта образования в деятельностно-созидательный процесс представляют собой целостную, многоуровневую личностную систему в сочетании с уровнем развития созидания, интеллектуальных функций в процессе постоянного анализа и решения нестандартных ситуаций, акмеологического обучения в системе управления - соуправления - самоуправления, развития нестандартного мышления, оперативного интеллекта, коммуникативных, организаторских, духовных способностей, ценностей культуры, конкурентоспособности, направленности (цели, ценностные ориентации, мотивация достижения, свойства личности), креативности и саморазвития, личностно-профессионального самосовершенствования, самореализации и их взаимосвязь с созиданием.
  6. Личностно-профессиональное самосовершенствование (самоорганизация, самовоспитание, рефлексивная саморегуляция) и самореализация - самодвижение к вершинам продуктивности и саморазвития потенциальных возможностей и интеллектуальных ресурсов в созидаемых продуктах субъектов - реализуются средствами образования и духовно-материализованного продукта (индивидуальная программа осознанной саморегуляции созидания).
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

1.Джига, Н.Д. Формирование профессиональной направленности школьников / Н.Д. Джига // Школа и производство. – 1995. – № 8. – С. 14–20. – 0,4 п.л.

2.Джига, Н.Д. Прогнозирование обучения как процесса управления, самоуправления и саморазвития / Н.Д. Джига // Вестник ИжТУ. – 2008. – № 3. – С. 159–162. – 0,4 п.л.

3.Джига, Н.Д. Модель развития обучения как процесса управления / Н.Д. Джига // Вестник МГУ. – 2008. – № 4. – С. 24–35. – 0,75 п.л.

4.Джига, Н.Д. Проектирование образовательного процесса / Н.Д. Джига // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 1. – С. 61–63. – 0,3 п.л.

5.Джига, Н.Д. Эффективность обучения иностранному языку с учетом информационных технологий по развитию и саморазвитию студента/ Н.Д. Джига // Открытое образование. – 2010. – № 1. – С. 117–123. – 0,8 п.л.

6.Джига, Н.Д. Прогнозирование психических явлений и педагогической компетенции при отборе слушателей педагогического профиля / Н.Д. Джига // Вестник МГУ. – 2009. – № 4. – С. 59–66. – 0,6 п.л.

7.Джига, Н.Д. Исследование обучения как целенаправленного процесса развития и саморазвития студента вуза / Н.Д. Джига // Преподаватель 21 века. – 2009. – № 3. – С. 109–115. – 0,75 п.л.

8.Джига, Н.Д. Самоуправление, самоизменение личности студента как фактор успешности развития / Н.Д. Джига // Знания. Понимания. Умения. – 2009. – № 3. – С. 206–210. – 0,3 п.л.

9.Джига, Н.Д. Рефлексия и образование / Н.Д. Джига // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 7. – С. 38–43. – 0,7 п.л.

10.Джига, Н.Д. Психолого-акмеологическая концепция совершенствования созидательной и самосозидательной деятельности будущего специалиста / Н.Д. Джига, Ж.В.Елец // Преподаватель 21 века. – 2011. – № 3. – С. 31–39. – 0,8 п.л.

11.Джига, Н.Д. Акмеологическая концепция созидательной деятельности будущего специалиста путем самореализации / Н.Д. Джига, Ж.В. Елец // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Сер. Психологические науки: «Акмеология образования». – 2011. – № 1. – 9 с. – 1,1 п.л.

12.Джига, Н.Д. Технология акме-оценки студентами влияния дидактического акме-ядра преподавателя на созидание акме-ядра духовных продуктов в их свойствах и развитие их будущей созидательной деятельности / Н.В. Кузьмина, Н.Д.Джига, Е.Н. Жаринова // Преподаватель 21 века. – 2011. – № 3. – С. 37–39. – 0,2 п.л.

13.Джига, Н.Д. Психолого-акмеологическая концепция созидательной деятельности будущего специалиста / Н.Д. Джига, О.В. Джига // Акмеология. – СПб., 2011. – № 17. – С. 44–50. – 0,4 п.л.

14.Джига, Н.Д. Интегративно-рефлексивный подход к развитию и саморазвитию студента / Н.Д. Джига // Акмеология. Российская академия образования. Международная академия акмеологических наук.– Москва, 2011. – № 1. – С. 39–46. – 1,0 п.л.

15.Джига, Н.Д. Эмпирические и экспериментальные исследования акмеологической концепции созидания продуктивного субъекта образования с учетом гендерных различий / Н.Д. Джига // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Сер. Психологические науки: «Акмеология образования». – 2011. – № 3. – 9 с. – 1,1 п.л.

16. Джига, Н.Д. Акмеология созидания продуктивного субъекта образования / Н.Д.Джига // Преподаватель 21 века. – 2013. – № 2.– С. 149–156.– 1,0 п.л.

Статьи в рецензируемых научных журналах ВАК Республики Беларусь

17.Джыга, Н.Д. Двухпрофiльнае працоўнае навучанне сельскiх школьнiкаў у НВК / Н.Д. Джыга // Народная асвета. – 1995. – № 5. – С. 114–120. – 0,4 п.л.

18.Джига, Н.Д. Пути формирования направленности личности школьников на профессии сельскохозяйственного производства / Н.Д. Джига // Адукацыя i выхаванне. – 1996. – № 4. – С. 81–93. – 0,8 п.л.

19.Джига, Н.Д. Формирование профессиональной пригодности будущих педагогов как система / Н.Д. Джига // Весцi БДПУ. – 2002. – № 3. – С. 58–66. – 0,6 п.л.

20.Джига, Н.Д. Шляхi фармiравання асобаснай i прафесiйнай прафпрыгоднасцi будучага педагога / Н.Д. Джыга // Весцi БДПУ. – 2003. – № 3. – С. 41–46. – 0,6 п.л.

21.Джига, Н.Д. Прогнозирование профпригодности будущего специалиста / Н.Д. Джига // Агропанорама. – 2009. – № 1. – С. 57–68. – 0,8 п.л.

22.Джига, Н.Д. Обучение как процесс управления / Н.Д. Джига // Народная асвета. – 2008. – № 11. – С. 7–11 – 0,6 п.л.

23.Джига, Н.Д. Самоуправление как фактор успешности обучения в профессиональном образовании / Н.Д. Джига // Народная асвета. – 2009. – № 1. – С. 11–14. – 0,5 п.л.

24.Джига, Н.Д. От положительной мотивации к реальным действиям: опытно-поисковая работа по управлению, соуправлению и самоуправлению студента вуза / Н.Д. Джига // Народная асвета. – 2009. – № 11. – С. 42–46. – 0,3 п.л.

25.Джига, Н.Д. Интегративно-рефлексивный подход к изучению иностранного языка как фактору успешности / Н.Д. Джига // Вестник Мозырского ГУ. – 2009. – № 3. – С. 34–40. – 1,0 п.л.

26.Джига, Н.Д. Акмеологическая концепция созидательной и самосозидательной деятельности / Н.Д. Джига // Народная асвета. – 2011. – № 1. – С. 11–14. – 0,5 п.л.

27.Джига, Н.Д. Психолого-акмеологическая концепция созидательной и самосозидательной деятельности преподавателя и студента путем развития интеллектуальных функций / Н.Д. Джига // Вестник Мозырского ГПУ. – 2011. – № 4. – С. 26–32. – 1,3 п.л.

28.Джига, Н.Д. Развитие преподавателя и студента как субъекта созидательной деятельности / Н.Д. Джига // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2012. – № 3. – С. 105–111. – 0,85 п.л.

29.Джига, Н.Д. Моделирование мониторинга акмеологического развития созидательной деятельности Н.Д. Джига // Народная асвета. – 2012. – № 7. – С. 12–16.– 0,6 п.л.

30.Джига, Н.Д. Осознанное стремление субъектов образования к самореализации и самосовершенствованию созидательной деятельности / Н.Д. Джига // Вестник Брестского университета. Сер. 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2013. – № 1. – С. 186–191. – 0,7 п.л.

31.Акмеологическая концепция созидания продуктивного субъекта образования средствами образования / Н.Д. Джига // Вести ГГУ им. Ф. Скорины. – 2013. – № 3 (78). – С. 48–59. – 1,5 п.л.

Монографии

32.Джига, Н.Д. Формирование направленности личности школьников и студентов на педагогические профессии: монография / Н.Д. Джига. – Минск: МИТСО, 2005. – 204 с. – 12,7 п.л.

33.Джига, Н.Д. Формирование профессиональной пригодности будущего специалиста: монография / Н.Д. Джига. – Минск: АПО: Зорны Верасок, 2011. – 175 с. – 10,9 п.л.

34.Джига, Н.Д. Психолого-акмеологическая концепция обучения созидательной и самосозидательной деятельности субъектов образования: монография / Н.Д. Джига. – Минск: АПО: Зорны Верасок, 2011. – 280 с. – 17,5 п.л.

Учебные и методические пособия

35.Джига, Н.Д. Семинарские лабораторные занятие. Пособие по курсу « Психология» для непсихологических факультетов / Н.Д. Джига. – Минск: БГПУ, 2003. – С. 29–52 – 1,4 п.л.

36.Джига, Н.Д. Организация и проведение психолого-педагогической практике со студентами высших учебных заведений. Методические рекомендации / Н.Д. Джига. – Минск: БГПУ, 2001. – 21 с. – 1,3 п.л.

37.Джига, Н.Д. Методические рекомендации. Психолого-педагогические основы реализации методов активного обучения с помощью современных информационных технологий / Н.Д. Джига. – Минск: ИПП, 2003. – 25 с. – 1,6 п.л.

38.Джига, Н.Д. Образовательные программы: «Психология развития и акмеология»; «Акмеология созидания продуктивного субъекта образования»; «Психология управления созидательной деятельностью субъектов образования»; «Акмеология образования»/ Н.Д. Джига. – Санкт-Петербург: Смольный институт РАО, 2009–2011. – 36 с. – 2,2 п.л.

39.Джига, Н.Д. Психологическая практика в школе: учеб.-метод. пособие / Н.Д. Джига, В.И. Гурина. – Минск: БГПУ, 2004. – 99 с. – 6,2 п.л.

40.Джига, Н.Д. Личностные и профессиональные качества преподавателя. Конспект лекций по возрастной и педагогической психологии / Н.Д. Джига [и др.]. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 63–75. – 0,75 п.л.

41.Джига, Н.Д. Самостоятельная управляемая работа студентов не психологических факультетов / Н.Д. Джига [и др.] // Психология: самостоятельная управляемая работа студентов. – Минск: БГПУ, 2005. – С. 57–63 с. – 1,1 п.л.

42.Джига, Н.Д. Конспект лекций по дисциплине «Методика преподавания предмета механизации животноводства для слушателей ИПК»: / Н.Д. Джига, Д.Ф. Кольга, В.В. Сымонович. – Минск: БГАТУ, 2006. – 58 с. – 3,6 п.л.

43.Джига, Н.Д. Формирование организаторских качеств преподавателя, руководителя: метод. рек. / Н.Д. Джига, О.В. Джига – Минск: БГАТУ, 2008. – 35 с. – 2,2 п.л.

44.Джига, Н.Д. Преподаватель как субъект педагогической деятельности: учеб.-метод. пособие / Н.Д. Джига, О.В. Джига. – Минск: БГАТУ, 2007. – 308 с. – 19 п.л.

45.Джига, Н.Д. Немецкий язык: учеб.-метод. пособие /Н.Д. Джига, О.В. Джига. – Минск: МИТСО, 2009. – 149 с. – 9 п.л.

Статьи в научных журналах, сборниках материалов научных, научно-практических конференций

46.Джига, Н.Д. Преподаватель как субъект педагогической деятельности. Эффективность обучения с учетом субъектных отношений между преподавателем и студентом / Н.Д. Джига, О.В. Джига // Профессионально ориентированный текст как объект изучения студентами не филологического профиля: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: Сборник научных трудов, Минск: МИТСО, 2005. – С. 63–92– 1,2 п.л.

47.Джыга, Н.Д. Прафесiйныя якасцi выкладчыка / Н.Д. Джыга // Традиционные и новаторские подходы к формированию языковой компетенции: сб. науч. ст. – Минск: МИТСО, 2006. – С.22–30. – 0,8 п.л.

48.Джига, Н.Д. Прогнозирование обучения / Н.Д. Джига // Профессионально ориентированный текст как объект изучения студентами педагогического профиля: сб. науч. ст. – Минск: МИТСО, 2007. – С. 34–44. – 0,7 п.л.

49.Джига, Н.Д. Компетентность преподавателя вуза / Н.Д. Джига // Теория и практика обучения иноязычного профессионального общения в неязыковом вузе: Междунар. науч.-практ. конф. – Минск: МИТСО, 2007. – С. 12–22. – 0,8 п.л.

50.Джига, Н.Д. Психологические аспекты информированности: сб. науч. тр. каф. иностр. яз. / Н.Д. Джига. – Минск: МИТСО, 2007. – С. 65–77. – 0,8 п.л.

51.Джига, Н.Д. Саморазвитие личности в условиях студенческого самоуправления / Н.Д. Джига // Психолого-педагогическое образование в системе высшей школы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Могилев, 2009 . – С. 146–147.– 0,2 п.л.

52. Джига, Н.Д. Самоактуализация – один из аспектов саморазвития личности / Н.Д. Джига // Современные технологии обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Минск: МИТСО, 2009. – С. 121–127. – 0,4 п.л.

53. Джига, Н.Д. Эффективность как основа обучения иностранному языку с учётом субъект-субъективного сотрудничества преподавателя и студента / Н.Д. Джига // Психолого-педагогическое образование в системе высшей школы: сб. науч. ст. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова. – 2009. – С. 35–39. – 0,4 п.л. 54. Джига, Н.Д. Обучение как целенаправленный процесс развития // Современные технологии обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Минск: МИТСО, 2009. – С. 114–121. – 0,5 п.л.

55.Джига, Н.Д. Учет субъект-субъективного сотрудничества преподавателя и студента при обучении иностранному языку / Н.Д. Джига // Психолого-педагогическое образование в системе высшей школы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2009. – С. 34–37. – 0,3 п.л.

56.Джига, Н.Д. Формирование коммуникативной компетенции / Н.Д. Джига // Психолого-педагогическое образование в системе высшей школы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2009. – С. 285–290. – 0,4 п.л.

57.Джига, Н.Д. Рефлексия, способствующая развитию и саморазвитию студента / Н.Д. Джига // Современные проблемы науки, образования и производства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Н. Новгород: НФ УРАО, 2009. – С. 78–81. – 0,3 п.л.

58.Джига, Н.Д. Эффективность обучения – процесс управления, соуправления и самоуправлению созидательной деятельности студента вуза / Н.Д. Джига // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Минск: Ин-т совр. знаний им. А.М. Широкова, 2010. – С. 190–196. – 0,4 п.л.

59.Джига, Н.Д. Управление развитием созидательной деятельности преподавателя и студента как будущего специалиста: сб. науч. ст. / Н.Д. Джига // Междунар. науч.-практ. конф. «Научно-технический прогресс в образовании»: Przemysl: Rusnauka, 2011. – 6 с. – 0,4 п.л.

60.Джига, Н.Д. Акмеологическая концепция обучения созидательной и самосозидательной деятельности будущего специалиста / Н.Д. Джига, О.В. Джига // Актуальные проблемы правовых экономических и гуманитарных наук: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Минск: БИП-Институт правоведения, 2011. – С. 226–229. – 0,2 п.л.

61.Джига, Н.Д. Проблема разрешения противоречий между социальными требованиями и индивидуальными потребностями как движущая сила развития созидательной деятельности субъектов образования / Н.Д. Джига // Проблемы акмеологии. – Гомель, 2011. – № 8. – С. 92–97. – 0,4 п.л.

62. Джига, Н.Д. Концептуальное и организационно-методическое обеспечение эмпирического исследования субъектов образования / Н.Д. Джига // Акмеология. – СПб.: ФГУ «Северо-западное отделение РАО», 2013. – № 4. – С. 105–119. – 1,0 п.л.