Научная тема: «ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»
Специальность: 22.00.06
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Кризис образования, начавшийся во второй половине CC столетия, значительно углубился в начале третьего тысячелетия. Глубина кризиса связана с формированием новой экономической реальности и темпами изменений общественной жизни. Основные признаки новой экономики: планетарный масштаб, глобальный капитализм, преобладание сетевых организаций в сферах финансов, торговли, промышленности, информации, доминирование монетарно-рациональных отношений. Одним из явлений новой экономической реальности является доминирование капитализируемого знания и систем, способных его культивировать. Глобализация экономически предопределяет конкуренцию человеческого потенциала государств и систем его воспроизводства.
  2. Традиционные социальные институты, сформировавшиеся в условиях социальной формации,  подверглись реконструкции, капитализации или утратили свое значение. В частности, система образования взрослых утратила свою структурную целостность и значимость в регуляции общественной жизни. В то же  время потребности общества и индивида в поддержании социальности возрастают.
  3.  В результате дивергенции экономики и культуры в рамках экономической подсистемы общества возникла альтернативная форма образования взрослых - корпоративное обучение и научающие организации. Это образование нацелено на подготовку и переподготовку работников и характеризуется, прежде всего, экономической целесообразностью. Система профессионального образования (базового) осталась в рамках культурной и государственной подсистем общества. Период отождествления стоимости полученных знаний (амортизации) в сфере труда сокращается или не возникает, что предопределяет нарастание потребностей в дополнительных образовательных услугах социализирующего характера.
  4. Альтернативные формы знаний были известны еще в древности (эпистема, докса, пайдейя). Однако значительная переоценка потребительной стоимости знаний произошла лишь во второй половине CC века, когда  лидирующие позиции в рыночной экономике стали занимать технологические знания (навыки) и  креативные способности. В ответ на вызовы экономики в сфере образования стал развиваться компетентностный подход, в рамках которого выделяются общекультурные, профессиональные, социальные, коммуникативные и т. п. компетенции. Отсутствие метадеятельностного выражения компетенций в условиях современной экономики значительно сокращает потребительную стоимость знаний. С другой стороны, потребительная стоимость знаний, возникающая  в системе «образовательная услуга - действие - продолжительность действия», возрастает, когда высоко ценятся способности, создающие ценности.
  5. Требование непрерывности образования, предъявляемое новой экономикой, несет в себе конструктивные и деструктивные последствия. Конструктивные последствия связаны с ростом адаптивных возможностей индивида и развитием личности. Деструктивные последствия касаются роста угроз и рисков. Они связаны с угрозой десоциализации личности, противоречием между обретаемой профессией и профессионализмом, таят опасность дилетантизма. Профессиональная идентичность современного человека приобретает характер устойчиво множественной.
  6. Современная экономика, описанная в терминах системно-синергетического подхода, является открытой сильнонеравновесной системой, детерминирующей изменения в надстройке. Мировая практика свидетельствует, что этой системе соответствует  система непрерывного образования взрослых, которая базируется на системообразующих принципах: открытости и непрерывности. Для современной отечественной практики акцентирующее значение имеют принципы  автономности, корпоративности и дополнительности. Ключевым элементом системы открытого образования является саморазвивающаяся образовательная среда удовлетворения индивидуализированных потребностей взрослых вне пространства и времени, свойственных традиционным образовательным  структурам. Естественным условием формирования такого образовательного пространства является смена организационной парадигмы с целенаправленного воздействия на самореализацию на основе выбора и сотрудничества, развитая информационно-коммуникационная среда, динамичный и многоуровневый  образовательный контент.    
  7. В условиях рыночной экономики и формирующегося общества знаний институциональной образовательной формой, наиболее полно отражающей потребности и тенденции социально-экономического развития, становятся институты развития персонала, образовательные холдинги и корпоративные университеты и др. Возможности конвергенции новой экономики и профессионального образования могут быть реализованы на региональном уровне путем создания корпоративных региональных университетов. В работе представлена авторская модель корпоративного регионального университета, позволяющая объединить усилия акторов экономики  и образования в разрешении социально-профессиональных конфликтов взрослых людей.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Бармин, Н. Ю. Образование взрослых в условиях новой экономики: социально-философский анализ / Н. Ю. Бармин. – Н. Новгород: Изд – во НИРО, 2010. – 155 с. – 9,5 п.л.

2. Бармин, Н. Ю. Проектно – сетевой институт инновационного образования / Н.Ю. Бармин, Г.А. Игнатьева. – Н.Новгород: Изд-во Типография «Мастер Принт», 2011 – 172 с. – 10 п. л. (авт. 7 п. л).

Статьи, опубликованные в научных изданиях, входящих в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ

3. Бармин, Н. Ю. Роль университета в формировании и реализации региональных программ /Н. Ю. Бармин, А.Ф.Хохлов, А.П.Колданов // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. - 1997.С.45–54.

4. Бармин, Н. Ю. Регионализация образовательной системы / Н. Ю. Бармин // Педагогика. - 1999. – №2. –С.13–17 .

5. Бармин, Н. Ю. Экономические знания как культуросообразная потребность в социализации личности / Н. Ю. Бармин // Нижегородское образование. – 2011. –№2. – С. 57–61.

6. Бармин, Н. Ю. Проектно-сетевой институт инновационного образования как новый тип образовательной институции в региональной системе образования / Н. Ю. Бармин, Г. А. Игнатьева// Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2011. – № 4 (19). –С.7–15.

7. Бармин, Н. Ю. Проектирование регионального сетевого института инновационного образования/Н. Ю. Бармин, Г. А. Игнатьева// Интеграция образования. – 2011. – № 1. – С.91–97.

8. Бармин, Н.Ю. Повышение квалификации педагогических работников как условие формирования человеческого капитала инновационного развития /Н.Ю. Бармин // Нижегородское образование. – 2012. –№ 1. – С.4 – 11.

9. Бармин, Н. Ю. Профессионализм как ценность / Н. Ю. Бармин, Г. С. Пак // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – Сер. «Социальные науки». –2013.– № 3. С.23 – 31.

10. Бармин, Н.Ю. Размышление о человеке и гуманитарном образовании / Н.Ю. Бармин // Нижегородское образование. – 2013. – №1. – С. 4–10.

Другие публикации:

11. Бармин. Н.Ю. Сельская школа сегодня. / Н.Ю. Бармин, Н.В.Беспятых, И.А.Ковалёва. – Н. Новгород: Изд – во НИПКРО, 1992. – 99с.

12. Бармин, Н. Ю. В интересах государства и общества/ Н. Ю. Бармин // Педагогическое обозрение. – 1994. –№1. –С.6–10.

13. Бармин, Н. Ю. Организация региональных научно-технических программ в Нижегородской области / Н. Ю. Бармин, Н. Ю. Бабанов // Современная научно-техническая политика Российской Федерации: федеральные и региональные аспекты и подходы: сб. материалов международного семинара. – СПб., 1994.– С. 88–95.

14. Бармин, Н. Ю. Региональная образовательная политика–начало пути / Н. Ю. Бармин // Педагогическое обозрение. – 1995. –№3. –С.3–7.

15. Бармин, Н.Ю. Нижегородский центр инкубации наукоемких технологий. Опыт работы в 1993–1994 гг./ Н. Ю. Бармин, В. А. Антонец, Н. В. Нечаева, И. В. Шейнфельд, Т. А. Яхно // Сб. Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество под ред. А.Н.Тихонова, А. Г. Фонотова. – Самара., 1995. – С. 287–297.

16. Бармин, Н. Ю. Образовательный менеджмент: учебный план и программы подготовки организаторов образования / Н.Ю. Бармин, Г.А. Морозова, В.Ф. Анурин, В. А. Мальцев.– Н.Новгород: Изд – во ВВКЦ, 1994.– 87с.

17. Бармин, Н. Ю. Система образования Нижегородской области сегодня/ Н. Ю. Бармин // Педагогическое обозрение. – 1996. –№2. – С.34–38.

18. Бармин, Н. Ю. Создание учебной ГИС для общеобразовательных учебных заведений Нижегородской области/ М. А. Базина, Н. Ю. Бармин, Г. А. Игнатьева, Г. С. Камерилова, и др.// Сб. Картография на рубеже тысячелетий. – М.: Институт географии РАН, 1997.–C.599–604.

19. Бармин, Н. Ю. Образование Нижегородской области (цифры и факты) / Н. Ю. Бармин// Сб. материалов педагогической конференции. – Н. Новгород, 1997. – С. 24–29.

20. Бармин, Н.Ю. Опыт дополнительной профессиональной подготовки в области коммерциализации технологий /В.Антонец, Н. Бармин, Б. Бедный, А. Грудзинский и др.// Библиотека технологического предпринимательства. – М: Изд-во АНХ ЗеЛо, 1997. – №1. – С.211–218.

21. Бармин, Н. Ю. Осмысление накопленного опыта /Н.Ю. Бармин // Педагогическое обозрение. – 1997. – №3. – С.3–11.

22. Бармин, Н. Ю. Августовский педсовет: итоги и проблемы нижегородского образования / Н.Ю. Бармин // Педагогическое обозрение. – 1997. – №4. – С.7–15.

23. Бармин, Н. Ю. Стратегия реализации программы «Дети-сироты»/ Н.Ю. Бармин // Педагогическое обозрение. – 1998. – №2. – С.3–7.

24. Бармин, Н. Ю. Регионализация образования: на пути к единой системе/ Н.Ю. Бармин// Педагогическое обозрение. – 1998. – № 2–3. – С.3–8.

25. Бармин, Н. Ю. Развитие информационного взаимодействия научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий как способ регулирования инновационной деятельности в регионе / Н.Ю. Бармин. Н.Ю. Бабанов// Государственное регулирование экономики: материалы международной научно-практической конференции. – Н. Новгород.,1999. – С.8–9.

26. Бармин, Н. Ю. Обучение технологии в Нижегородской области / Н.Ю. Бармин // Школа и производство.– 1999. – №4. – С.19–21.

27. Бармин, Н.Ю. Роль школьного экономического образования в подготовке подрастающего поколения к жизни/ Н.Ю. Бармин // Итоги, проблемы и перспективы экономического образования: материалы научно - практической конференции. – Н. Новгород., 2003. – С.7–9.

28. Бармин, Н. Ю. Нормативное финансиро¬вание и качество образования / Н. Ю. Бармин// Педагогическое обозрение. – 2008. – № 2–3. – С.31–37.

29. Бармин, Н.Ю. Муниципальные методические службы Нижегородской области в условиях системных изменений в образовании / Н. Ю. Бармин, О.В. Плетенева, О.В. Тулупова. – Н.Новгород, 2008. – 244 с.

30. Бармин, Н.Ю. Информатизация нижегородских школ: состояние и перспективы / Н.Ю. Бармин // Нижегородское образование. – 2009.– №2. – С.23–30.

31. Бармин, Н. Ю. Образование – это сложнейший процесс формирования человека с учетом его особенностей / Н.Ю. Бармин //Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – №5.– С.18–21.

32. Бармин, Н. Ю. Образование взрослых на пути к лидерским позициям в мировом сообществе / Н.Ю. Бармин // Научный потенциал.– 2011. – №3.– С. 18–25.

33. Бармин, Н. Ю. Сетевое взаимодействие в обеспечении устойчивости инновационного развития образовательных систем / Н.Ю. Бармин // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы IX международной конференции. – СПб., 2011. – С.52–56.

34. Бармин, Н.Ю. Региональные аспекты модернизации дошкольного образования / Н.Ю. Бармин// Воспитание и обучение детей младшего возраста: материалы международной научно – практической конференции. – М., 2011. – С.112–119.

35. Бармин, Н.Ю. Инновационная идея: от мысли – к концепции: андрогогическая пьеса в трёх действиях: Метод. рекомендации / Н.Ю. Бармин, Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова. – Н.Новгород, 2013. – 112с.