Научная тема: «КНИЖНОСТЬ И РОССИЙСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕМУАРНОГО ДИСКУРСА»
Специальность: 24.00.01
Год: 2013
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Понятие «книжность» соединяет в себе множество смыслов (совокупность произведений/изданий, книжная культура, книжное дело, литературоцентризм, образ жизни/мыслей книжника, книжное общение/воспитание книгой, врожденная программа человека, компонент интеллигентности) и представляет собой, с одной стороны, объективные условия и обстоятельства; с другой - факторы, пропущенные через внутренний мир личности, отнесенные к событиям частной жизни, связанные с эмоциями и ощущениями. Оба уровня взаимообусловлены, степень их взаимовлияния очень высока.

 2. Книжность является ментальным феноменом и оказывает воздействие на духовный мир человека и систему ценностей социума. Русская ментальность имеет литературные основания, а книжность может претендовать на место глубинной установки индивидуального сознания и коллективного мировоззрения, поскольку  именно книга традиционно являлась главным источником представления литературных произведений массам. Анализ черт, лежащих в основе менталитета (доминирование моральных ценностей, широта духовных запросов, склонность к раздумьям, поиски смысла жизни, стремление к идеалу, обращенность к вневременной метафизической проблематике), невозможен без знания отечественной литературы и понимания книжного влияния.

3. Концепт «книжность» вербализует сочетание мыслей и чувств, связанных с литературой и книгой и свойственных носителю русской культуры (приоритет книжного слова, литературного творчества, возведение его в центр социокультурной жизни и утверждение источником/результатом духовных поисков и средством формирования мировоззрения). Этот концепт представлен не столько в языке (широко не распространен), сколько в ментальности и отчасти в художественной литературе и мемуарно-автобиографическом дискурсе. Поэтому последнему принадлежит в исследовании столь существенное место. В дискурсе всегда объективируются наиболее значимые для общества коммуникативные ситуации (социализация, аккультурация, письмо/чтение и др.), а его структура, как зеркало, отражает окружающую среду во всей совокупности принадлежащих ей актуальных идей (развитие средств информации, доминирующие концепты, их влияние на деятельность человека и др.).

4. «Концептность» книжности передает ее проектный, модельный, реконструктивный характер, акцентирует незавершенность и нацеленность на развитие. В широком смысле концепт - это модель чего-то, еще не приобретшего устойчивые очертания, но имеющего объективный характер; понимание, не ставшее массовым. Неслучайно сегодня существует тенденция трактовать философскую деятельность как творчество концептов, «отличающихся от достаточно строгих и однозначных понятий многослойностью и открытостью для различных интерпретаций» (В. П. Филатов)[1]. Книжность неоднозначна, понимание варьируется в широком смысловом диапазоне, открыта для исследований, побуждает к построению оригинальных концепций. Теория концептов предоставляет подходящий инструментарий.

5. Книжность как уникальное социокультурное явление претерпевает множественные влияния, отражает исторические традиции, образ мышления и поведения членов общества и может быть реконструирована через образы памяти. Ментальность книжника невозможно осмыслить без учета знаний и опыта, вынесенных из прошлого, системы коллективных и индивидуальных представлений, во многом сформировавших личность.

6. Историческая и автобиографическая память тесно взаимосвязаны, хотя и имеют разные ракурсы освещения. Книжность сочетает в себе оба преломления.

Историческая (культурная) память делает упор на глобальные события, отразившиеся в судьбах многих людей, ценностные системы. Это массовые представления социума об общем прошлом.

Автобиографическая память акцентирует личностные миры, содержание которых объясняет человеческое поведение, поступки, отношение к фактам бытия и восприятие социально-культурных перемен.

7. Обращение к памяти групп, связанных с книжной и литературной деятельностью, открывает для исследователя ментальности новые горизонты, позволяет сфокусировать внимание на книжности как одной из важнейших составляющих русской культуры.

Книжность профессионала сложнее организована, нежели книжность рядового читателя. Читательские впечатления сопровождаются оценкой влияния книги не только на собственную судьбу, но и на судьбу поколения, общества, культуры в целом. Акцентируется и аргументированно рассматривается как положительное влияние книги на человека (импульс к самопознанию, духовному росту), так и отрицательное (приверженность книжным идеалам, не находящим подтверждения в реальности).

В библиофильском контексте материальность книги, ее вещественная сторона доминирует над информационной: читательских впечатлений (сильные и слабые стороны произведений, влияние на личность) здесь, напротив, почти нет.

8. Использование культурологического подхода дает наиболее целостное представление о влиянии книжности на бытие личности и общества. Понятие «книжность» пришло главным образом из прикладных (историко-литературных) исследований, на теоретическом уровне получило осмысление в основном в книговедческом аспекте, автором рассматривается с культурологических позиций. Совокупность контекстов, через которые «пропущена» книжность (ментальный, мемориальный, социальный, профессиональный, медиальный), позволяет постичь ее как культурное явление, дает понимание закономерностей и механизмов развития отечественной культуры.

9. На современном этапе в компьютерный век книжность не утратила своего значения, преломляясь в электронных технологиях. Книжная тема получила новый импульс развития в блогах и социальных сетях, что говорит о ее востребованности у молодого поколения и относительной независимости от формата представления текста и трансформаций медийной индустии.

Список опубликованных работ
Публикации в рецензируемых и рекомендуемых ВАК изданиях:

1.Агеева Г. М. Качество подготовки библиотечно-информационных специалистов с позиций компетентностного подхода // Вестн. Каз. гос. ун-та культуры и искусств. – 2007. – № 1. – С. 107–109.

2.Агеева Г. М. Феноменология библиотечной профессии в портретной галерее ее представителей // Библиотековедение. – 2007. – № 3. – С. 128–131.

3.Агеева Г. М. О книгоцентризме романа М. Елизарова «Библиотекарь» // Библиотековедение. – 2010. – № 1. – С. 50–54.

4.Агеева Г. М. Библиофильская рефлексия в дневниках, мемуарах, художественных произведениях // Обсерватория культуры. – 2011. – № 3. – С. 110–117.

5.Агеева Г. М. Библиофильство как культурная практика // Регионология. – 2011. – № 2. – С. 276–278.

6.Агеева Г. М. Воспоминания интеллигенции мордовского края как репрезентация провинциального менталитета // Регионология. – 2011. – № 1. – С. 221–228.

7.Агеева Г. М. Информационно-ресурсный центр «Наследие финно-угорских народов» в деятельности Национального исследовательского университета / Г. М. Агеева, Т. Н. Сидоркина // Информационные ресурсы России. – 2011. – № 4. – С. 15–18.

8.Агеева Г. М. Финно-угорский мир: электронный формат. Проблемы библиографического отражения в цифровой среде // Финно-угорский мир. – 2011. – № 1. – С. 82–87.

9.Агеева Г. М. Информационное взаимодействие в образовательной сфере (на примере финно-угорских регионов России) // Регионология. – 2012. – № 2. – С. 175–176.

10.Агеева Г. М. Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2012. – № 363. – С. 68–74.

11.Агеева Г. М. Мемуары интеллигенции Мордовии в едином информационном пространстве финно-угорского мира // Регионология. – 2012. – № 3. – С. 191–193.

12.Агеева Г. М. «Жили книжные дети, не знавшие битв...» Проблема в литературоведческом аспекте // Библиотечное дело. – 2013. – № 2. – С. 41–44.

13.Книжность в личной судьбе (по материалам воспоминаний интеллигенции Мордовии) // Регионология. – 2013. – № 3. – С. 93–94.

14.Агеева Г. М. Книжность в этнокультурном измерении // Финно-угорский мир. – 2013. – № 2. – С. 17.

15.Агеева Г. М. Специальные библиотеки в зеркале памяти // Библиотековедение. – 2013. – № 4. – С. 122–123.

16.Агеева Г. М. Специальные библиотеки в историко-культурном измерении // Библиотечное дело. – 2013. – № 3. – С. 42–43.

17.Агеева Г. М. Традиции книжной культуры финно-угорских народов в век электронных технологий // Интеграция образования. – 2013. – № 3. –С. 46.

18.Агеева Г. М. Феноменология книжности в современном гуманитарном знании // Обсерватория культуры. – 2013. – № 1. – С. 114–121.

Монографии:

19.Агеева Г. М. Образы книжности в мемуарно-автобиографическом дискурсе. – Саранск, 2012. –156 с.

20.Агеева Г. М. Концепт «книжность»: опыт ментальной реконструкции (по материалам воспоминаний интеллигенции Республики Мордовия). – Саранск, 2013. – 108 с.

21.Агеева Г. М. Мемуарное творчество как дискурсивная практика // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития : кол-лектив. моногр. – Воронеж, 2008. – Кн. 17, гл. 25. – С. 326–337.

22.Агеева Г. М. Писательский дневник: от классиков до современников. Коэволюция форм и смыслов // Наука и эпоха : коллектив. моногр. – Воронеж, 2011. – Кн. 7, гл. III. – С. 35–49.

23.Агеева Г. М. Концепт «книжность» и способы его репрезентации в российской культурной традиции // Научные исследования: информация, анализ, прогноз : коллектив. моногр. (междунар.). – М. ; Воронеж, 2012. – Кн. 38, гл. II. – С. 22–36.

Прочие публикации:

24.Агеева Г. М. О мистической природе книги // Книга и мировая цивилизация : материалы XI Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения (Москва, 20–21 апр. 2004 г.). В 4 т. – М., 2004. – Т. 1. – С. 8–10.

25.Агеева Г. М. Читающий герой: образ книги в современной литературе // Наука и инновации в Республике Мордовия : материалы III респ. науч.-практ. конф. «Роль науки и инноваций в развитии хозяйственного комплекса региона» (Саранск, 25–26 дек. 2003 г.). – Саранск, 2004. – С. 553–554.

26.Агеева Г. М. «Личностные миры» будущих библиотечных специалистов: раскрытие и взращивание // Оценка качества образования в вузе культуры и искусств: методические проблемы, опыт, перспективы : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (Казань, 24–25 февр. 2005 г.). – Казань, 2005. – С. 69–73.

27.Агеева Г. М. Профессиональная идеология как основа системы координат библиотечно-информационного пространства // Инновационные механизмы и стратегические приоритеты библиотечно-информационной деятельности в современном социокультурном пространстве : материалы респ. науч.-практ. конф. (Саранск, 3 апр. 2006 г.). – Саранск, 2006. – С. 13–18.

28.Агеева Г. М. Биографика в библиотечном деле Республики Мордовия // Эффективные модели и методы государственного и муниципального управления : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Саранск, 17 мая 2007 г.). – Саранск, 2007. – С. 127–131.

29.Агеева Г. М. Биографический жанр в структуре профессиональной подготовки библиотечно-информационного специалиста // Роль библиотек в сохранении национальных культур финно-угорских народов : материалы докл. Межрегион. семинара-совещ. (Саранск, 15–16 марта 2007 г.). – Саранск, 2007. – С. 5–8.

30.Агеева Г. М. Биографический метод в библиотековедческих исследованиях в республике Мордовия: постановка проблемы // Феникс – 2007 : ежегодник каф. культурологии. – Саранск, 2007. – С. 124–127.

31.Агеева Г. М. Персонификация библиотечного дела республики Мордовия как исследовательское направление // Русский язык и чтение. Региональный аспект : материалы II краевед. чтений (Саранск, 31 мая 2007 г.). – Саранск, 2007. – С. 56–61.

32.Агеева Г. М. Чтение в современной России: проблемы, особенности, формы поддержки // Актуальные проблемы детского и юношеского чтения и подготовка библиотечных специалистов : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 21–23 марта 2007 г.). – М., 2007. – С. 11–15.

33.Агеева Г. М. Библиотечная мемуаристика в контексте исследований автобиографической памяти личности // II Яушевские чтения : материалы респ. науч.-практ. конф. (Саранск, 23 апр. 2008 г.). – Саранск, 2008. – С. 99–102.

34.Агеева Г. М. Рецепция книжности в мемуарах и биографиях библиотечных профессионалов // Феникс – 2008 : ежегодник каф. культурологии. – Саранск, 2008. – С. 73–76.

35.Агеева Г. М. Библиотечная интеллигенция: особенности этического самоопределения на современном этапе // Феникс – 2009 : ежегодник каф. культурологии. – Саранск, 2009. – С. 188–193.

36.Агеева Г. М. Книжность в русской культуре: современный взгляд // Регион: культура в поиске самоидентичности : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Саранск, 29–30 сент. 2009).– Саранск, 2009. – С. 185–187.

37.Агеева Г. М. Концепт «книжность» в воспоминаниях библиотечных специалистов // Румянцевские чтения – 2009. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования России. Просветительская ответственность библиотек : материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 21–23 апр. 2009 г.) : [в 2 ч.]. – М., 2009. – Ч. 2. – С. 5–9.

38.Агеева Г. М. Семиотика мемуарного дискурса // Семиозис и культура: философия и феноменология текста : сб. науч. статей [по материалам VI Междунар. науч. конф. по семиотике культуры (14–15 мая 2009 г., Сыктывкар)]. – Сыктывкар, 2009. – Вып. 5. – С. 78–84.

39.Агеева Г. М. Чтение как социальный феномен // Библиотека и чтение в структуре современного образования : материалы Межрегион. науч. конф. (Москва, 29 окт. 2009 г.). – М., 2009. – С. 5–8.

40.Агеева Г. М. Библиофильство в сети Интернет: реконструкция, репрезентация или инновация? // Феникс – 2010 : ежегодник каф. культурологии. – Саранск, 2010. – С. 41–45.

41.Агеева Г. М. Деятельность библиотек в контексте исследований социальной памяти // Скворцовские чтения. Библиотечно дело – 2010: интеграция в мировое образовательное пространство : материалы XV междунар. науч. конф. (Москва, 28–29 апр. 2010 г.). В 2 ч. – М., 2010. – Ч. 1. – С. 11–15.

42.Агеева Г. М. История в человеке: судьба ученого-библиотековеда в контексте социально-политических событий в России первой половины XX века // Библиотечные технологии: наука о мастерстве. – 2010. – №3. – С. 66–68.

43.Агеева Г. М. Культурная память: источники, образы, способы репрезентации // Румянцевские чтения – 2010. Вехи истории России в зеркале книжной культуры. Историческая память народа: из прошлого к будущему : материалы междунар. науч. конф. (20–22 апр. 2010 г.) : [в 2 ч.]. М., 2010. – Ч. 1. – С. 5–8.

44.Агеева Г. М. Мемориальная функция библиотек: особенности реализации на современном этапе // Музейная деятельность публичных библиотек : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 30 июня – 2 июля 2010 г.). – СПб., 2010. – С. 118–121.

45.Агеева Г. М. Мемуарное творчество в структуре социальной коммуникации // Философия творчества, дискурс креативности и современные креативные практики : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 10–11 июня, 2010 г.). – Екатеринбург, 2010. – С. 312–317.

46.Агеева Г. М. Мемориальные практики в цифровой среде: особенности контента, контекста и конситуации общения // Феникс – 2011 : науч. ежегодник каф. культурологии, этнокультуры и театр. искусства. – Саранск, 2011. – С. 31–35.

47.Агеева Г. М. Ресурсы блогосферы в развитии культуры чтения // Чтение в образовании и культуре : докл. и тез. междунар. науч. конф. (Москва, 22–23 нояб. 2011 г.). – М., 2011. – С. 110–112.

48.Агеева Г. М. Роль традиции в формировании и структуризации коллективной памяти и системы ценностей социума // Трансформация социокультурного пространства в XXI веке: современные реалии и культурные стратегии : материалы Всерос. науч. интернет-конф. с междунар. участием (Саранск, февр. – апр. 2010 г.). – Саранск, 2011. – С. 75–79.

49.Агеева Г. М. Практики виртуальной коммеморации в библиотечно-информационной сфере // Скворцовские чтения. Библиотечное дело – 2012: библиотечно-информационная деятельность в пространстве науки, культуры и образования : материалы XVII науч. конф. (25–26 апр. 2012 г.). – М., 2012. – С. 156–159.

50.Агеева Г. М. Социальная память в библиотечных экспозициях // XL Огаревские чтения : материалы науч. конф. В 3 ч. – Саранск, 2012. – Ч. 3. –С. 184–188.

51.Агеева Г. М. Концепт «книжность»: типология и области бытования // Румянцевские чтения – 2013 : материалы междунар. науч. конф. (Москва, 16–17 апр. 2013 г.). В 2 ч. – М., 2013. – Ч. 1. – С. 8–13.

52.Агеева Г. М. Книжная тема в воспоминаниях интеллигенции Мордовии // Феникс – 2012 : науч. ежегодник каф. культурологии, этнокультуры и театр. искусства. – Саранск, 2013. – С. 76–80.

53.Агеева Г. М. Книжность в модели мира российской библиотечной интеллигенции // Скворцовские чтения. Библиотечное дело – 2013: библиотечно-информационная деятельность в современной системе информации, документальных коммуникаций и культуры: материалы XVIII междунар. науч. конф. (Москва, 24–25 апр. 2013 г.). В 2 ч. – М., 2013. – Ч. 1. – С. 10–13.

54.Агеева Г. М. Осмысление книжности в трудах М. М. Панфилова, В. П. Леонова, А. В. Соколова // Российские «духовидцы»: традиции, современность : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Саранск, 13 дек. 2012 г.). – Саранск, 2013. – С. 26–33.

электронные ресурсы:

55.Агеева Г. М. Современное библиофильство: новый виток развития // Скворцовские чтения. Библиотечное дело – 2011: библиотечно-информационная деятельность в условиях модернизации общества : материалы XVI междунар. науч. конф. (Москва, 27–28 апр. 2011 г.). – Электрон. дан. – М., 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

56.Агеева Г. М. Роль блогосферы в продвижении ресурсов по культуре и искусству // XIII Международная конференция «EVA – 2011. Москва. Информационное общество, культура, образование» (Москва, 28–30 нояб. 2011 г.). – Электрон. дан. – М., 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

57.Агеева Г. М. Книжность в социальных медиа // XIV Международная конференция «EVA – 2012. Москва. Информационное общество, культура, образование» (Москва, 26–28 нояб. 2012 г.). – Электрон. дан. – М., 2012. – Режим доступа: http://eva.rsl.ru/ru/2012/report/list/1138 ; 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).