Научная тема: «ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПУШКИНСКОГО «ИСТИННОГО РОМАНТИЗМА»»
Специальность: 10.01.01;10.01.08
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В русской культуре первой трети XIX в нет другой фигуры, кроме Пушкина, в отношении которой вопрос о романтизме был бы столь сложен. По художественной типологии драматургии и прозы (ясность, четкость, логичность) Пушкин значительно ближе к писателям-классицистам, чем романтикам. Вместе с тем литературная ткань создается с использованием романтической образности. Сочетание этих компонент заставляет поставить вопрос о принадлежности творчества Пушкина  середины 1820-х- 30 годов к такому явлению как «романтический классицизм». Не применявшийся до сих пор в литературоведении, этот термин общепринят для живописи и архитектуры, что позволяет говорить о едином характере эволюции направлений русского искусства. 
  2. Художественный мир Пушкина включает в себя сложное взаимодействие нравственной и эстетической проблематики, формирующейся в соотнесении с философскими приоритетами времени. Обработка их Пушкиным служит основным источником для вывода, что его творчество не может быть адекватно отражено в терминах, ассоциируемых с романтизмом.
  3. В философском ключе к пушкинским произведениям особое место принадлежит релевантным фрагментам философии Канта.
  4. Содержание пушкинского термина «истинный романтизм» формировалось в ходе усложнения эстетического опыта и в зрелых произведениях обретает форму художественного эквивалента категории «возвышенного». 
  5. Ядро проблематики «маленьких трагедий» содержится в драме «Борис Годунов», драматический конфликт которой заключен в нерасчлененности нравственного сознания  - противоречивого сосуществования «старой» христианской нравственной системы с «новой», обусловленной свободой философских взглядов века Просвещения.
  6. «Повести Белкина» построены на художественном исследовании «совести» как априорной основы современного нравственного сознания, испытавшего воздействие европейской философской критики. Именно совестью, ее независимостью от социального положения и культурного опыта человека (от гробовщика до графа), определяется «странное» поведение персонажей «Повестей Белкина»
  7. Проблематика «маленьких трагедий» вытекает из конкуренции  традиционной совести и «нового» основания нравственности - пользы. Избрание пользы порождает культ служения золоту или красоте (Искусству), что ведет к дегуманизации нравственного сознания. Восстановление «истинных» основ поведения человека требует «революции в области мысли» (Кант). Обретением новых оснований морального мира цикл «маленьких трагедий» достигает завершения.      
  8. В последующих произведениях центр проблематики смещается в сторону права - долга и закона. Недостаточно укорененные в русском опыте эти понятия ответственны за обрыв «Евгения Онегина» и незавершенность «Дубровского» -  произведений  с типично  романтическим любовным конфликтом  «отчужденного» персонажа.    
  9. В освоении проблематики долга и закона Пушкин снова обращается к  европейскому материалу (Анджело»), а в цикле произведений второй болдинской осени (1833 года) достигает художественного ее воплощения. 
Список опубликованных работ
Монографии

1. «Я понять тебя хочу». М. Индрик. 1995. 189 стр.

2. Пушкин в шуме времени. СПб. Алетейя. 2013. 719 стр.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Три поэта в метафизике четвертого («Ответ» Н.А.Заболоцкого на газель Хафиза). Ирано-Славика. № 3-4 (8). 2005. С. 53-55.

2. Кантовская цитата в пушкинском тексте. Вопросы литературы, № 3, 2004, с.59-80.

3. Génie ou neige. Вопросы литературы. 2008, № 1. С. 115 - 139.

4. О Пушкине, Клейсте и недописанном «Дубровском». Новый мир, № 11, 2009. С.160-174.

5. Критика огненного воображения. Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. 2009. № 4 (32). С.132-139.

6. Руссоистская призма для чтения "белкинских" повестей Пушкина. Русская литература. № 1. 2010. С. 108-114.

7. Внемля арфе серафима. Новый мир. 2012. № 7. 176-189.

8. Два ореха в одной скорлупе. Наукові праці Кам´янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка: Філологічні науки. Вип.30.- Кам´янець-Полільський: Аксіома, 2012. - С. 25-30 (Научные труды Каменец-подольского национального университета имени Ивана Огиенко: филологические науки).

9. «Понятна мне времен превратность». Вопросы литературы. 2013 (в печати)

Другие публикации

1. Двуликий скупой. Московский Пушкинист I, М, 1995, С.68-92.

2. Отшельники хвалы ему поют ( «Каменный гость»). Московский пушкинист II, М, 1996, С.57-82.

3. (О «Моцарте и Сальери»). Научное издание. Серия «Пушкин в ХХ веке», III. «Моцарт и Сальери», трагедия Пушкина. Антология трактовок и концепций от Белинского до наших дней. Составитель и научный редактор В.С.Непомнящий. М, 1997, С.733-764.

4. Разговор о «Памятнике». Московский пушкинист VII, М, 2000, С.118-203.

5. Осмеяние смеха. Взгляд на «Горе от ума» через плечо Пушкина. Московский пушкинист VIII, М, 2000. С.221-265.

6. «Анджело»: между свободой и милостью. Пушкин в ХХI веке. Сборник в честь Валентина Семеновича Непомнящего. М. 2006. С. 140-169.

7. «Повести Белкина»: перипетии совести. Московский пушкинист XII, М, 2009. С. 316.

8. Из Моцарта нам что-нибудь. Литературная учеба .№4. 1990. С. 151-157.

9. Поиск «нового зрения»: Скрытый спор Заболоцкого с Пушкиным. Сб. «И ты причастен был к сознанью моему…»: Проблемы творчества Николая Заболоцкого. Материалы научной конференции к 100-летию со дня рождения Н.А.Заболоцкого. М. РГГУ, 2005. С. 43-67.

10. Перипатетика Абрама Терца. Нева, 2008, №2. С. 198-214.

11. О Пушкине, Клейсте и недописанном «Дубровском». Мир романтизма (Материалы международной научной конференции «Мир романтизма». Тверь, 26-29 мая 2008). Тверь. 2008. Т. 13 (37).. С. 97-103

12. «Повести Белкина» А.С.Пушкина – судящая совесть в романтическом антураже. Мир романтизма. Том 14 (38). (К 95-летию со дня рождения профессора Н.А.Гуляева и 50-летию основанной им «романтической школы»). Тверь. 2009. С.163-170.

13. Проблематика веры в «маленьких трагедиях» А.С.Пушкина. Духовно-нравственные основы русской литературы. Кострома. 2009. С.47-53

14. «Памятник» – завещание или манифест? (Тезисы юбилейной международной конференции «Пушкин и пушкинистика на пороге XXI века») Дискурс (коммуникативные стратегии культуры и образования). 8/9, 2000, С.100.

15. Тень Мицкевича в «Медном всаднике» Пушкина. Международная научная конференция «Россия и Польша: долг памяти и право забвения» (Москва 22-24 октября 2009 г.) Тезисы докладов. М. 2009. С.7-8.

16. «Медный всадник»: романтизм через эстетику прекрасного и возвышенного. Мир романтизма. Т. 16 (40) К 50-летию научно-педагогической деятельности профессора И.В.Карташовой. Тверь. 2011. С.77-84.

17. Реконструкция генезиса истинного романтизма. Романтизм: грани и судьбы. Тверь. 2012. Вып. 10. С.76 – 82.

16. Радищев глазами Пушкина: художественное преломление критики национальной истории. Национальный / социальный характер. Археология идей и современное наследство. Материалы всероссийской научной конференции. М. 2010. С.84- 86.

17. Трагический герой «Капитанской дочки». Вестник крымских литературных чтений. Симферополь. «Крымский архив». 2012. С. 280 – 287.