- В русской культуре первой трети XIX в нет другой фигуры, кроме Пушкина, в отношении которой вопрос о романтизме был бы столь сложен. По художественной типологии драматургии и прозы (ясность, четкость, логичность) Пушкин значительно ближе к писателям-классицистам, чем романтикам. Вместе с тем литературная ткань создается с использованием романтической образности. Сочетание этих компонент заставляет поставить вопрос о принадлежности творчества Пушкина середины 1820-х- 30 годов к такому явлению как «романтический классицизм». Не применявшийся до сих пор в литературоведении, этот термин общепринят для живописи и архитектуры, что позволяет говорить о едином характере эволюции направлений русского искусства.
- Художественный мир Пушкина включает в себя сложное взаимодействие нравственной и эстетической проблематики, формирующейся в соотнесении с философскими приоритетами времени. Обработка их Пушкиным служит основным источником для вывода, что его творчество не может быть адекватно отражено в терминах, ассоциируемых с романтизмом.
- В философском ключе к пушкинским произведениям особое место принадлежит релевантным фрагментам философии Канта.
- Содержание пушкинского термина «истинный романтизм» формировалось в ходе усложнения эстетического опыта и в зрелых произведениях обретает форму художественного эквивалента категории «возвышенного».
- Ядро проблематики «маленьких трагедий» содержится в драме «Борис Годунов», драматический конфликт которой заключен в нерасчлененности нравственного сознания - противоречивого сосуществования «старой» христианской нравственной системы с «новой», обусловленной свободой философских взглядов века Просвещения.
- «Повести Белкина» построены на художественном исследовании «совести» как априорной основы современного нравственного сознания, испытавшего воздействие европейской философской критики. Именно совестью, ее независимостью от социального положения и культурного опыта человека (от гробовщика до графа), определяется «странное» поведение персонажей «Повестей Белкина»
- Проблематика «маленьких трагедий» вытекает из конкуренции традиционной совести и «нового» основания нравственности - пользы. Избрание пользы порождает культ служения золоту или красоте (Искусству), что ведет к дегуманизации нравственного сознания. Восстановление «истинных» основ поведения человека требует «революции в области мысли» (Кант). Обретением новых оснований морального мира цикл «маленьких трагедий» достигает завершения.
- В последующих произведениях центр проблематики смещается в сторону права - долга и закона. Недостаточно укорененные в русском опыте эти понятия ответственны за обрыв «Евгения Онегина» и незавершенность «Дубровского» - произведений с типично романтическим любовным конфликтом «отчужденного» персонажа.
- В освоении проблематики долга и закона Пушкин снова обращается к европейскому материалу (Анджело»), а в цикле произведений второй болдинской осени (1833 года) достигает художественного ее воплощения.
1. «Я понять тебя хочу». М. Индрик. 1995. 189 стр.
2. Пушкин в шуме времени. СПб. Алетейя. 2013. 719 стр.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
1. Три поэта в метафизике четвертого («Ответ» Н.А.Заболоцкого на газель Хафиза). Ирано-Славика. № 3-4 (8). 2005. С. 53-55.
2. Кантовская цитата в пушкинском тексте. Вопросы литературы, № 3, 2004, с.59-80.
3. Génie ou neige. Вопросы литературы. 2008, № 1. С. 115 - 139.
4. О Пушкине, Клейсте и недописанном «Дубровском». Новый мир, № 11, 2009. С.160-174.
5. Критика огненного воображения. Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. 2009. № 4 (32). С.132-139.
6. Руссоистская призма для чтения "белкинских" повестей Пушкина. Русская литература. № 1. 2010. С. 108-114.
7. Внемля арфе серафима. Новый мир. 2012. № 7. 176-189.
8. Два ореха в одной скорлупе. Наукові праці Кам´янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка: Філологічні науки. Вип.30.- Кам´янець-Полільський: Аксіома, 2012. - С. 25-30 (Научные труды Каменец-подольского национального университета имени Ивана Огиенко: филологические науки).
9. «Понятна мне времен превратность». Вопросы литературы. 2013 (в печати)
Другие публикации
1. Двуликий скупой. Московский Пушкинист I, М, 1995, С.68-92.
2. Отшельники хвалы ему поют ( «Каменный гость»). Московский пушкинист II, М, 1996, С.57-82.
3. (О «Моцарте и Сальери»). Научное издание. Серия «Пушкин в ХХ веке», III. «Моцарт и Сальери», трагедия Пушкина. Антология трактовок и концепций от Белинского до наших дней. Составитель и научный редактор В.С.Непомнящий. М, 1997, С.733-764.
4. Разговор о «Памятнике». Московский пушкинист VII, М, 2000, С.118-203.
5. Осмеяние смеха. Взгляд на «Горе от ума» через плечо Пушкина. Московский пушкинист VIII, М, 2000. С.221-265.
6. «Анджело»: между свободой и милостью. Пушкин в ХХI веке. Сборник в честь Валентина Семеновича Непомнящего. М. 2006. С. 140-169.
7. «Повести Белкина»: перипетии совести. Московский пушкинист XII, М, 2009. С. 316.
8. Из Моцарта нам что-нибудь. Литературная учеба .№4. 1990. С. 151-157.
9. Поиск «нового зрения»: Скрытый спор Заболоцкого с Пушкиным. Сб. «И ты причастен был к сознанью моему…»: Проблемы творчества Николая Заболоцкого. Материалы научной конференции к 100-летию со дня рождения Н.А.Заболоцкого. М. РГГУ, 2005. С. 43-67.
10. Перипатетика Абрама Терца. Нева, 2008, №2. С. 198-214.
11. О Пушкине, Клейсте и недописанном «Дубровском». Мир романтизма (Материалы международной научной конференции «Мир романтизма». Тверь, 26-29 мая 2008). Тверь. 2008. Т. 13 (37).. С. 97-103
12. «Повести Белкина» А.С.Пушкина – судящая совесть в романтическом антураже. Мир романтизма. Том 14 (38). (К 95-летию со дня рождения профессора Н.А.Гуляева и 50-летию основанной им «романтической школы»). Тверь. 2009. С.163-170.
13. Проблематика веры в «маленьких трагедиях» А.С.Пушкина. Духовно-нравственные основы русской литературы. Кострома. 2009. С.47-53
14. «Памятник» – завещание или манифест? (Тезисы юбилейной международной конференции «Пушкин и пушкинистика на пороге XXI века») Дискурс (коммуникативные стратегии культуры и образования). 8/9, 2000, С.100.
15. Тень Мицкевича в «Медном всаднике» Пушкина. Международная научная конференция «Россия и Польша: долг памяти и право забвения» (Москва 22-24 октября 2009 г.) Тезисы докладов. М. 2009. С.7-8.
16. «Медный всадник»: романтизм через эстетику прекрасного и возвышенного. Мир романтизма. Т. 16 (40) К 50-летию научно-педагогической деятельности профессора И.В.Карташовой. Тверь. 2011. С.77-84.
17. Реконструкция генезиса истинного романтизма. Романтизм: грани и судьбы. Тверь. 2012. Вып. 10. С.76 – 82.
16. Радищев глазами Пушкина: художественное преломление критики национальной истории. Национальный / социальный характер. Археология идей и современное наследство. Материалы всероссийской научной конференции. М. 2010. С.84- 86.
17. Трагический герой «Капитанской дочки». Вестник крымских литературных чтений. Симферополь. «Крымский архив». 2012. С. 280 – 287.