Научная тема: «ПРОСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Проспективная оценка качества образования - оценка по критериям будущих или потенциальных социокультурных эффектов образования. Необхо димость проспективной оценки качества ППО обусловлена скоростью и мас штабами происходящих изменений в обществе и требованиями социокультур ной модернизации образования.

Основаниями методологии проспективной оценки качества ППО выступает социокультурный, системный и синергетический подходы к образованию, в совокупности характеризующиеся:

  • рассмотрением образования как нелинейного социокультурного процесса и поиском критериев качества, соотнесенных с основными социокультурными функциями и вероятными будущими эффектами образования, главным из которых является обеспечение существования и развития общественного субъекта;
  • рассмотрением образовательных систем как обладающих социокультурной спецификой, учет которой необходим при проектировании систем оценки качества образования.

Ориентация на будущее (проспективность), а также на саморазвитие системы ППО обеспечивается использованием на всех этапах построения системы оценки его качества механизма медиации, который заключается в поиске вариантов взаимопроникновения, интеграции полюсов оппозиций («личность» - «общество», «локальное» - «глобальное», «учитель» - «ученик» и др.), приводящем к заполнению смыслами «пространства между» ними. Методология проспективной оценки качества образования может быть представлена как система дуальных оппозиций, подлежащих разрешению, то есть как система медиационных задач в области качества.

2. Основные принципы построения системы проспективной оценки качества образования:

  • принцип приоритета исследовательской, прогностической функции системы проспективной оценки качества над ее контрольной функцией, реализация которого способствует приданию образованию опережающего характера;
  • принцип проблемного социокультурного целеполагания в образовании, заключающийся в логическом обосновании целей и критериев качества образования (для рассматриваемого социального субъекта и образовательной системы) на основе явного постулирования ценностей и важнейших проблем, решению которых в обозримом будущем должно способствовать образование;
  • принцип иерархического построения системы оценки качества образования, устанавливающий следующую последовательность проектирования: определение социокультурных оснований → обоснование критериев качества → поиск методов оценки качества → разработка процедур оценивания;
  • принцип дополнения ядра критериев качества непрерывного образования (проспективного характера) критериями, соответствующими трем аспектам специфики исследуемой образовательной системы:
  • пространственной специфике, задающей региональное измерение образовательной системы (оппозиция «локальное» - «глобальное» образовательное пространство);
  • временной специфике, задающей образовательную ступень и/или возрастную категорию обучающихся (оппозиции «краткосрочное обучение» - «образование длиною в жизнь», немедленный - отсроченный эффект образования);
  • «предметной» или содержательной специфике, задающей особенности образовательного знания для рассматриваемой системы (оппозиция «ограниченное специальное знание» - «все накопленные человечеством знания»);
  • принцип реалистичности создаваемой системы оценки качества образования, требующий рассмотрения образовательных целей, эффектов образования с точек зрения:
  • теоретических построений, обосновывающих важнейшие проблемы современного общества и личности, которые должны быть разрешены в обозримом будущем, что в совокупности формирует представления о должном образовании в проспективном ракурсе («стратегический заказ» образованию);
  • существующего нормативного знания (государственный заказ, действующие в настоящее время нормы);
  • эмпирических данных об образовательных и жизненных потребностях различных социальных субъектов образования (социальные запросы к образованию).

Реализация данного принципа требует согласования «стратегического» и государственного заказов, а также потенциально противоречивых запросов к образованию от различных социальных групп.

3. Характер используемых критериев и основные цели оценивания обусловливают специфику методов и средств проспективной оценки качества образования:

  • в условиях быстрых изменений социальной реальности должны быть задействованы качественные методы, с помощью которых исследуются новые, единичные явления, к которым еще неприменимы количественные измерения;
  • в ситуации неопределенности будущего образовательных систем целесообразно применять многокритериальное, многоуровневое и полисубъектное оценивание и придерживаться общего принципа дополнения количественных и качественных методов оценки;
  • в ситуации сложности оценивания отсроченных эффектов образования нами предлагается метод теоретико-логического преобразования «терминальных» критериев качества образования, соответствующих отсроченным социокультурным эффектам, в «инструментальные» критерии, относящиеся к содержанию, методам и общим организационным условиям в рассматриваемой образовательной системе.

Для совершенствования образовательной системы на основе обратной связи, предоставляемой подсистемой оценки качества, мы предлагаем использование следующих методов:

  • расчет «ситуативных норм» показателей качества и построение на их основе «гибких рейтингов» однородных объектов (например, ОУ или их подразделений);
  • «ретро-анализ» данных (на основе корреляционного и факторного анализа) для отыскания факторов, влияющих на качество;
  • анализ динамики показателей для решения задач прогнозирования.

4. Разработанная в рамках предлагаемой методологии модель системы проспективной оценки качества ППО обладает следующими характеристиками:

  • на концептуальном уровне модель включает совокупность взаимосвязанных философских идей (о сущности и первостепенной важности диалога, понимания, коммуникации для достижения качества образования), приоритетных подходов - социокультурного, системного и синергетического, и основных принципов, определяющих проектирование и реализацию системы оценки качества ППО;
  • на структурном уровне модель представляется в пространственно-элементном раскрытии содержания понятия «качества ППО», а также в динамическом раскрытии этапов построения и реализации системы оценки качества ППО (целевой, содержательный, процедурный и аналитико-рефлексивный);
  • на технологическом уровне система оценки качества рассматривается как подсистема в функционирующей и развивающейся системе ППО, при этом возможность совершенствования системы ППО обеспечивается механизмом обратной связи, предоставляемой подсистемой мониторинга качества.

Модель системы проспективной оценки качества ППО предусматривает стратегический, тактический и оперативный уровни оценки, соответствующие разным по масштабам циклам:

  • оценка запросов «на перспективу» и оценка отсроченных результатов ППО;
  • оценка запросов и потребностей обучающихся, пришедших на курсовое обучение и оценка результатов по окончании обучения;
  • оценка удовлетворенности и возникающих новых запросов по мере освоения курса и рефлексия «продвижения обучающихся» на каждом занятии.

5. Лежащая в основе модели система критериев качества ППО опирается на существующие взаимосвязи между школьным образованием, педагогическим образованием и образованием постдипломным. Эта система включает:

  • ядро проспективных критериев качества современного непрерывного образования, выведенных на основе принципа проблемного социокультурного целеполагания (критерии развития мышления и творческого потенциала человека; развития автономно-гуманистического сознания человека; умения и готовности учиться, ценностного отношения к образованию; развития смысловой сферы личности, ориентации на «постматериальные» ценности - свободу личности, социальное равенство, самореализацию);
  • специфические критерии качества постдипломного педагогического образования, включающие следующие 3 группы:
  • критерии обеспечения качества школьного образования (его результатов и условий), обусловленные изменением миссии современного учителя, обоснованные теоретически и подтвержденные социально-педагогическими исследованиями обучающихся, родителей, руководителей школ и педагогов;
  • критерии, отвечающие профессиологическим особенностям современной педагогической деятельности и особенностям достижения педагогами самоактуализации, повышения качества жизни, обоснованные современной теорией педагогической деятельности и подтвержденные экспертными мнениями педагогов;
  • критерии, отвечающие андрагогическим особенностям ППО как образования взрослых, обоснованные андрагогической теорией и эмпирическими исследованиями существующих систем ППО.

6. Анализ прогностических сценариев развития ППО выявляет благоприятный сценарий «социокультурно ориентированного развития ППО», в котором:

  • реализуется развивающая и интегративная сущность современного ППО, его ориентация не только на получение предметных знаний, а на решение сегодняшних и завтрашних проблем педагогов, на их личностное саморазвитие;
  • создана ценностно-развивающая образовательная среда, вовлекающая в содержание образования широкое поле культурных смыслов, характеризующаяся вариативностью, насыщенностью (разнообразием видов творческой деятельности), открытостью;
  • поддерживаются инновации, «прорастающие снизу», из опыта творчески ориентированных педагогов и преподавателей учреждений ППО;
  • происходит усиление роли неформального и информального образования педагогов.

7. Необходимые условия совершенствования системы ППО в соответствии с обоснованным благоприятным сценарием его развития и экспериментально подтвержденными приоритетными факторами, влияющими на качество, включают:

  • реализацию андрагогической модели обучения (что предполагает повышение в учреждениях ППО удельного веса самостоятельной проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ИКТ-насыщенной информационной среде, а также диалоговых, дискуссионных форм освоения и критики педагогического опыта и инноваций; развитие андрагогической и проектно-исследовательской компетентности преподавателей и методистов системы ППО);
  • ориентацию реализуемой на всех уровнях политики в области качества образования на повышение методологической, исследовательской культуры педагогов, а также на превращение учреждений ППО в центры культурного развития педагогов и их психолого-андрагогической поддержки;
  • культивирование открытой гуманитарной образовательной среды учреждений ППО, дающей возможность диалога по актуальным проблемам образования и его качества, в которой реализуется функция формирования не только знаний и профессиональных умений, а самого человека как субъекта своего познания и опыта.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Матюшкина, М.Д. Социокультурные основания оценки качества современного образования: монография / М.Д. Матюшкина. – СПб.: СПб АППО, 2009. – 160 с. (10 п.л.).

2. Матюшкина, М.Д. Оценка качества постдипломного педагогического образования: опыт и перспективы: монография / М.Д. Матюшкина. – СПб.: СПб АП-ПО, 2011. – 158 с. (10 п.л.).

3. Матюшкина, М.Д. Оценка качества постдипломного педагогического образования: социокультурные основания, концепция, методы и результаты / М.Д. Матюшкина. – Lambert Academic publishing, 2011. – 306 с. (24 п.л.).

4. Матюшкина, М.Д. Андрагогическая компетентность преподавателя системы постдипломного педагогического образования: монография /С.Г.Вершловский, М.Г.Ермолаева, М.Д.Матюшкина и др. – СПб.: СПб АППО, 2011. – 114 с. (6, 5/1, 5 п.л.).

Статьи в изданиях российских рецензируемых научных журналов:

5. Матюшкина, М.Д. Социальная норма и возможности ее измерения / Е.Э. Смирнова, В.Ф. Курлов, М.Д. Матюшкина // Социологические исследования. – 1999. – №1. – С.97-101. (0, 3/0, 1 п.л.).

6. Матюшкина, М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина // Социологические исследования. – 2007. – №5. – С. 140-144. (1/0,5 п.л.).

7. Матюшкина, М.Д. Принцип социокультурного проблемного целеполагания и критерии качества образования /М.Д. Матюшкина // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. – 2009. – № 113. – С. 56-62. (0,9 п.л.).

8. Матюшкина, М.Д. Социально-педагогический портрет выпускника школы как отражение качества современного образования /М.Д. Матюшкина // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 6(16). – C. 33 – 38. (0,5 п.л.).

9. Матюшкина, М.Д. Критерии качества постдипломного образования педагогических кадров /М.Д. Матюшкина // Человек и образование. – 2010. – № 1. – С.80 – 85. (0,6 п.л.).

10.Матюшкина, М.Д. Социокультурный подход к целеполаганию и разработке критериев качества образования / М.Д. Матюшкина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3(22). – C. 251-254. (0,7 п.л.).

11.Матюшкина, М.Д. Формирование критического нравственного сознания как важнейшая цель современного образования / М.Д. Матюшкина // Философия образования. – 2010. – № 4 (33). – С. 167 – 175. (0, 8 п.л.).

12.Матюшкина, М.Д. Социально-педагогические показатели качества школьного образования (по материалам многолетнего исследования выпускников школ Санкт-Петербурга) /М.Д. Матюшкина // Социология образования. – 2010. – №9. – С.86-95. (0, 8 п.л.).

13.Матюшкина, М.Д. Выявление факторов роста качества постдипломного педагогического образования /М.Д. Матюшкина // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Июнь 2011, ART 1587. – CПб., 2011 г. –URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1587.htm. (0,5 п.л.).

14.Матюшкина, М.Д. Изменения в социально-педагогическом портрете выпускника петербургской школы / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина // Вопросы образования. – 2011. – №1. – С. 99-114. (1 п.л.).

15.Матюшкина, М.Д. Система оценки качества и прогностическая модель развития постдипломного педагогического образования / М.Д. Матюшкина // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. Т.3. «Педагогика». – 2011. – № 3. – С. 148-149. (0,9 п.л.).

16.Матюшкина, М.Д. Прогнозные сценарии развития постдипломного педагогического образования / М.Д. Матюшкина // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – №1(21). – С.122-128. (1,2 п.л.).

17.Матюшкина, М.Д. Пути повышения качества постдипломного педагогического образования / М.Д. Матюшкина // Вестник ТГПУ (Серия Педагогика). – 2012. – Вып. 4. – С. 32-37. (0,6 п.л.).

18.Матюшкина, М.Д. Условия реализации позитивного прогноза развития постдипломного педагогического образования / М.Д. Матюшкина // Письма в

Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Апрель 2012, ART 1780. – CПб., 2012 г. –

URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1780.htm. (0,5 п.л.).

19.Матюшкина, М.Д. Концептуальная модель оценки качества постдипломного педагогического образования / М.Д. Матюшкина // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. Вып.3. – С.92- 99. (0, 8 п.л.).

20.Матюшкина, М.Д. Оценка качества постдипломного педагогического образования на основе решения медиационных задач / М.Д. Матюшкина // Человек и образование. – 2013. –№1(34). – С. 33-37. (0,7 п.л.).

21.Матюшкина, М.Д. Проспективная оценка качества постдипломного педагогического образования / М.Д. Матюшкина // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Июнь 2013, ART 2016. – CПб., 2013 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2016.htm. (0,5 п.л.).

Учебные, научно-методические пособия и другие научные издания:

22.Матюшкина, М.Д. Самостоятельная работа слушателей в системе постдипломного образования: научно-методическое пособие / С.В. Алексеев, С.Г. Верш-ловский, М.Д. Матюшкина. – СПб.: ГУПМ, 2003. – 41 с. (3, 5/1 п.л.).

23.Матюшкина, М.Д. Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества. Научно-методическое пособие / Л.А. Башарина, С.Л. Братченко, М.Д. Матюшкина и др.; под общ. ред. С.Г. Вершловского. – СПб.: Спецлит, 2003. – 239 с. (15/2, 5 п.л.).

24.Матюшкина, М.Д. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании: учебное пособие / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина. – СПб., 2005. – 104 с. (6,6/4 п.л.).

25.Матюшкина, М.Д. Контент-анализ в педагогическом исследовании: учебное пособие / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина. – СПб., 2006. –72 с. (4, 5/2,5 п.л.).

26.Матюшкина, М.Д. Андрагогика постдипломного образования: научно-методическое пособие коллектива авторов; под. ред. С.Г.Вершловского, Г.С.Сухобской / С.Г.Вершловский, М.Г.Ермолаева, М.Д. Матюшкина и др. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 196 с. (12,2/3,1 п.л.).

27.Матюшкина, М.Д. Язык педагогического исследования: учебное пособие / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина, А.С. Роботова и др. – СПб., 2007. – 48 с. (3/0,9 п.л.)

28.Матюшкина, М.Д. Социальный портрет выпускника петербургской школы («Выпускник-2007») / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина, И.А. Персианов. – СПб., 2008. – 81 с. (10/5 п.л.).

29.Матюшкина, М.Д. Инновационные процессы в современном образовании: путеводитель по образовательным модулям: учебное пособие коллектива авторов; под. ред. С.Г.Вершловского, Г.С.Сухобской / С.Г.Вершловский, М.Г.Ермолаева, М.Д. Матюшкина и др. – СПб.: СПбАППО, 2009. – 108 с. (5/0, 5 п.л.).

30.Матюшкина, М.Д. На пороге зрелости: социальный портрет выпускника Санкт-Петербургской школы: учебно-методическое пособие / С.Г. Вершловский С.Г., М.Д. Матюшкина, И.А. Персианов, Д.Л. Григоренко. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 114 с. (7, 2/4 п.л.).

31.Матюшкина, М.Д. Постдипломное образование: проблемы развития личности: материалы 8 международной научно-практической конференции. Аналитический обзор коллектива авторов / С.Г.Вершловский, М.Г.Ермолаева, М.Д. Ма-тюшкина и др. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 50 с. (6,25/0, 5 п.л.).

32.Матюшкина, М.Д. Методы педагогического исследования: учебное пособие / М.Д. Матюшкина. – СПб.: СПбАППО, 2012. – 144с. (9,0 п.л.).

33.Матюшкина, М.Д. Мониторинг качества постдипломного педагогического образования: социальный анализ: учебно-методическое пособие / М.Д. Матюш-кина, В.Ф. Курлов, В.Ю. Мержанов, В.Т. Данцев. – СПб.: СПбАППО, 2012. – 56 с. (7,0/4 п.л.).

Научные статьи:

34.Матюшкина, М.Д. Некоторые аспекты образовательного мониторинга в учреждениях постдипломного образования / М.Д. Матюшкина // Сборник материалов 1-й международной научно-практической конференции «Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании». – СПб.: СПбГУПМ, 2001. – С. 170 – 177. (0, 5 п.л.).

35.Матюшкина, М.Д. Некоторые особенности современных требований к мастерству преподавателя постдипломного образования / М.Д. Матюшкина // Сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции «Особенности профессионального мастерства специалиста постдипломного образования». – СПб.: СПбАППО, 2003. – С. 56-59. (0,3 п.л.).

36.Матюшкина, М.Д. Основные характеристики образования взрослых / М.Д. Ма-тюшкина // Андрагогика. Материалы к глоссарию. Выпуск первый. – СПб.: СПбАППО, 2004. – С.44-51. (0, 7 п.л.).

37.Матюшкина, М.Д. Изменение социального настроения учителей за последнее десятилетие и актуальные задачи постдипломного педагогического образования / М.Д. Матюшкина // Сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции «Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы». – СПб.: СПбАППО, 2004. – С. 41- 45. (0, 5 п.л.).

38.Матюшкина, М.Д. Социально-педагогический портрет системы образования и учителей Кронштадта / М.Д. Матюшкина // Образование в Кронштадте: становление мастерства. –СПб.: НОУ «Экспресс», 2004. – С.26 – 75. (3 п.л.).

39.Матюшкина, М.Д. Образование взрослых: социальные ожидания / М.Д. Ма-тюшкина // Андрагогика. Материалы к глоссарию. Выпуск второй. – СПб.: АППО, 2005. – С.15 - 37. (1, 4 п.л.).

40.Матюшкина, М.Д. Информационные технологии (ИТ) в образовании взрослых / М.Д. Матюшкина // Андрагогика. Материалы к глоссарию. Выпуск второй. – СПб.: АППО, 2005. – С.73 - 82. (0, 6 п.л.).

41.Матюшкина, М.Д. Не пора ли нам повзрослеть? / М.Д. Матюшкина // «Новые знания». – 2005. – №1. – С. 27-32. (0,5 п.л.).

42.Матюшкина, М.Д. Структурирование показателей качества постдипломного образования / М.Д. Матюшкина // Сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции «Постдипломное образование: проблемы качества». – СПб.: СПбАППО, 2006. – С.23-27. (0, 5 п.л.).

43.Матюшкина, М.Д. Вызовы времени и изменения в представлениях о качестве постдипломного образования / М.Д. Матюшкина // Сборник материалов 7-й международной научно-практической конференции «Постдипломное образование: вызовы времени». – СПб.: СПбАППО, 2007. – С. 140-144. (0, 5 п.л.).

44.Матюшкина, М.Д. Пути возможного развития постдипломного образования / О.Д.Владимирская, М.Д. Матюшкина // Новые знания. – 2007. – №4. – С.15-18. (0,4 п.л.).

45.Матюшкина, М.Д. Современные подходы к проблеме качества образования и возможности их использования в практике постдипломного педагогического образования / М.Д. Матюшкина // Академический Вестник: Научный журнал. – Вып. 3 – СПб.: СПбАППО, 2008. – С. 29-42. (1,4 п.л.).

46.Матюшкина, М.Д. Императив социокультурного подхода к оценке качества образования / М.Д. Матюшкина // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации. Межвузовский сборник научных трудов. – СПб, 2008. – С.146-154. (0, 5 п.л.).

47.Матюшкина, М.Д. Влияние андрагогических факторов на качество постдипломного образования / М.Д. Матюшкина // Сборник материалов 8-й международной научно-практической конференции «Постдипломное образование: проблемы развития личности». – СПб: АППО, 2009. – С. 206 – 209. (0, 3 п.л.).

48.Матюшкина, М.Д. Образовательный потенциал интернета в контексте проблем развития мышления современного человека / М.Д. Матюшкина // Вiсник Чер-каського унiверситету. Серiя педагогiчнi науки. Випуск 183. Ч.2. – 2010. – С. 71 – 76. (0, 6 п.л.).

49.Матюшкина, М.Д. Прогнозы развития постдипломного педагогического образования в контексте тенденций модернизации общего и высшего образования / М.Д. Матюшкина // Постдипломное педагогическое образование: традиции и инновации. Материалы 9-й международной научно-практической конференции. 25.03.2011. – СПб.:СПбАППО, 2011. – С.42 – 45. (0, 4 п.л.).

50.Матюшкина, М.Д. Опыт оценки качества постдипломного педагогического образования / М.Д. Матюшкина // Инновационная модель подготовки учителя в системе непрерывного психолого-педагогического образования: Всероссийская научно-практическая конференция (8-10 декабря 2010 г., г. Казань). – Казань, 2011. – Ч.1. – С.237-239. (0, 5 п.л.).

51.Матюшкина, М.Д. Развитие мотивации учения как один из критериев качества образования / М.Д. Матюшкина // Академия педагогического поиска: учитель – ученик: сборник научных статей; под общ. ред. С.В.Алексеева, А.Н.Бакушиной. Вып.1 – СПб.:СПбАППО, 2011. – Ч.2. – С. 92 – 97. (0,5 п.л.).

52.Матюшкина, М.Д. Методологические аспекты построения системы оценки качества постдипломного педагогического образования / М.Д. Матюшкина // Концепции и стратегии непрерывного образования в международном контексте: сборник материалов международного форума; под общ. ред. С.В.Жолована. – СПб.:СПбАППО, 2012. – С.109 –113. (0,5 п.л.).

53.Матюшкина, М.Д. Методология проспективной оценки качества постдипломного педагогического образования / М.Д. Матюшкина // Постдипломное образование: ресурсы инновационного развития. Материалы 10 международной научно-практической конференции. 09.04.2013. – СПб.:СПбАППО, 2013. – С.44 –53. (0,5 п.л.).

54.Матюшкина, М.Д. Социокультурный подход в методологии оценки качества современного образования / М.Д. Матюшкина // Придниiпровськi соцiально-гуманiтарнi читання: Материiали II Всеукраiнськоi науково-практичноi конфе-ренцii з мiжнародною участю. – Д.: ТОВ «Iнновацiя», 2013. – Ч.5. – С. 97- 99. (0,4 п.л.).