Научная тема: «МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО И ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЕГО НОРМ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)»
Специальность: 12.00.10
Год: 2013
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Обосновано, что формирование, функционирование и качественные параметры современного международного экономического права детерминируются спецификой международных экономических отношений как объекта правового регулирования. Доказывается, что международные экономические отношения имеют ряд принципиальных особенностей в сравнении с экономическими отношениями внутригосударственного уровня, что обусловливает необходимость использования особых средств их правового регулирования. Аргументируется, что система международных экономических отношений не исчерпывается торговыми, научно-техническими, валютно-финансовыми, транспортными и другими хозяйственными отношениями, складывающимися между субъектами международного публичного права, а представляет собой базисную систему глобальных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Современные международные экономические отношения не могут быть сведены исключительно к властным отношениям между государствами; важное место в их системе занимают транснациональные отношения, складывающиеся между не властными субъектами. Как базисная система социальных связей международные экономические отношения регулируются не только международным экономическим правом, но и другими отраслями и институтами международного права.

2. Сформулирована авторская концепция международного экономического права, которое представлено как формирующаяся отрасль международного права, закрепляющая основы современного экономического миропорядка и имеющая «зонтичный» характер для всех специальных отраслей, институтов и норм, регулирующих международные экономические отношения. Конститутивный характер международного экономического права предполагает, что его нормы устанавливаются государствами и обязательны для всех участников межгосударственных и транснациональных экономических отношений. Как системный регулятор, международное экономическое право приоритетно по отношению к международному частному праву, транснациональному праву и национальному внешнеэкономическому законодательству. Нормы международного экономического права в настоящее время не систематизированы в универсальные кодификационные акты, что свидетельствует о незавершенности процесса его формирования. Однако указанные нормы закреплены в международных обычаях, в договорах с различным составом государств-участников, в декларациях, а также подтверждены решениями международных судов и арбитражей.

3. На основе анализа норм, регулирующих процесс международной экономической интеграции, аргументировано положение о том, что интеграционное право (право интеграционных объединений) не является самостоятельной правовой системой, а находится в структуре международного права, связано его принципами, императивными нормами и правилами взаимоотношений с национальным правом. Интеграционное право существует как ряд микросистем международного права, относящихся к определенным межгосударственным организациям: право ЕС, право СНГ, право ЕврАзЭС и т. д. Важной составляющей интеграционного права является право международной экономической интеграции. Как институт международного экономического права право международной экономической интеграции требует кодификации и закрепления императивных норм, определяющих его взаимоотношения с национальными правовыми системами и общим международным правом.

4. Установлено, что специфика международных экономических отношений, связанная с большим количеством и разнообразием споров, актуализирует проблему юрисдикции в международном экономическом праве. Юрисдикция по делам, возникающим из международных экономических отношений, распределена в настоящее время между внутригосударственными судами, международными арбитражами и межгосударственными судебными учреждениями.

Внутригосударственной юрисдикции подчинены споры, хотя бы одной из сторон в которых являются негосударственные субъекты. Стремление государств подчинять экономические споры собственной юрисдикции порождает проблему «конфликта юрисдикций» и, как следствие, формирование особых механизмов его разрешения. Функционирование негосударственных форм юрисдикции обусловливается противоречием между государственной организацией общественной жизни и международным характером регулируемых отношений. В условиях имеющегося недоверия к юрисдикционным актам иностранных государств негосударственная юрисдикция является разумной компромиссной альтернативой.

Межгосударственная юрисдикция осуществляется по делам, вытекающим из экономических споров суверенных субъектов. Несмотря на то, что данная форма является сравнительно новой, наблюдается тенденция к ее расширению, к увеличению числа межгосударственных судебных учреждений и разрешаемых ими дел. Наиболее перспективно в настоящее время развитие международных судов интеграционных объединений, в частности, для Республики Беларусь - Экономического Суда СНГ и Суда ЕврАзЭС. Однако судебная форма разрешения межгосударственных экономических споров на постсоветском пространстве на текущий момент не является доминирующей.

5. Обоснованы приоритетные направления развития международного экономического права, к которым отнесены:

  • международно-правовое закрепление когентных принципов международного экономического права, а также норм, устанавливающих международно-правовую ответственность за их нарушение;
  • закрепление равноправного статуса государств в международной экономической системе, в том числе ликвидация всех форм их дискриминации по признакам «рыночности», «развитости» и др.;
  • определение правового статуса в международной экономической системе негосударственных субъектов: административно-территориальных единиц, полуофициальных межгосударственных структур, международных
  • неправительственных организаций, транснациональных корпораций, финансово-кредитных организаций, физических лиц;
  • закрепление международно-правовых основ обеспечения экономической безопасности государств;
  • определение форм и оснований международно-правовой ответственности в экономической сфере, а также экономической ответственности государств за неэкономические правонарушения;
  • построение адекватных правовых моделей мировой финансовой системы, международного движения инвестиций и трудовых ресурсов, мировой торговли товарами и услугами, международной охраны интеллектуальной собственности, международной транспортной системы, информационного пространства и телекоммуникаций, борьбы с транснациональной экономической преступностью и т. д.;
  • закрепление общих принципов разрешения международных экономических споров и создание эффективной институциональной системы.

6. Определено место принципов и норм международного экономического права в национальной правовой системе Беларуси. Установлено, что под «общепризнанными принципами международного права» (ст. 8 Конституции Республики Беларусь) следует понимать принципы международного права, касающиеся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН, и общие принципы права. Специальные принципы международного экономического права как категория уровня jus cogens надлежащего нормативного закрепления на данный момент не получили, поэтому расширительное толкование конституционной категории общепризнанных принципов международного права за счет включения в их состав таких как принцип наибольшего благоприятствования, принцип преференций и др., не имеет под собой достаточных правовых оснований.

Установлено, что нормы международного права, содержащиеся в заключенных Республикой Беларусь и вступивших в законную силу международных экономических договорах, являются частью действующего на территории Беларуси права и применяются судами и иными правоприменительными учреждениями. В то же время нормы международного права, зафиксированные в иных источниках, например, таких как международные обычаи или акты международных организаций, в настоящее время частью законодательства Беларуси не признаются. Однако объективные потребности международного общения обусловливают их фактическое присутствие в национальной правовой системе. В этой связи обоснована необходимость закрепления места таких норм в Законе Республики Беларусь о нормативных правовых актах, в Гражданском кодексе и других законодательных актах.

7. Аргументирован вывод о том, что под имплементацией норм международного и, соответственно, международного экономического права следует понимать совокупность особых форм их реализации на национальном уровне, в числе которых:

  • определение основных векторов развития национальной экономики и общей направленности правотворчества в экономической сфере;
  • принятие в необходимых случаях законодательных актов либо изменение норм национального права;
  • непосредственное применение норм международного права в случаях, когда такие нормы ориентированы не на изменение национально-правового режима, а на регулирование экономических отношений с участием иностранных субъектов;
  • применение национальным судом в определенных случаях иностранного права;
  • организационно-распорядительные действия органов государства, должностных лиц, субъектов хозяйствования по исполнению норм международного права без изменения национального законодательства.

8. Обосновывается необходимость проведения инвентаризации и систематизации всех действующих для Республики Беларусь международных экономических договоров. Такая систематизация должна осуществляться в электронной форме одновременно по ряду направлений: по предмету регулирования; по интеграционным объединениям; по государствам-участникам. При этом с целью облегчения поиска необходимой правовой информации отдельные международные экономические договоры должны включаться одновременно в несколько рубрик или, во всяком случае, в каждую из тематических рубрик должны быть включены наименования договоров и гиперссылки на соответствующие тексты.

9. Предложены меры по совершенствованию правового регулирования международной экономической интеграции с участием Республики Беларусь, в числе которых закрепление в актах интеграционных объединений результатов, достижение которых знаменует завершение процесса их формирования; законодательное определение места актов интеграционных объединений в системе национального права, включая порядок их толкования, применения и изменения; меры по дебюрократизации правотворческих процедур интеграционного объединения и вовлечению в правотворческий процесс гражданских институтов. Обосновывается вывод о том, что с позиций эффективности реализации решений интеграционного объединения, уменьшения издержек и совместимости с многосторонним регулированием институциональная форма (издание актов интеграционной организации) должна сочетаться с договорным регулированием.

10. В целях совершенствования правового регулирования транснационального экономического сотрудничества административно- территориальных единиц государств необходимо проведение специального исследования Комиссии международного права ООН и разработка основополагающего международно-правового документа - конвенции ООН о правовых основах трансграничного межрегионального сотрудничества. В таком документе целесообразно определить цели, средства, субъекты, объекты трансграничного и приграничного сотрудничества, сферу исключительной компетенции национальных государств (правительств), порядок разрешения споров, связанных с толкованием и исполнением транснациональных межрегиональных соглашений и др.

Аргументируется также необходимость внесения изменений в национальное законодательство Республики Беларусь, регулирующее трансграничное сотрудничество административно-территориальных единиц государств. В частности, в Закон Республики Беларусь о местном управлении и самоуправлении предлагается включить нормы, определяющие компетенцию органов местного управления и самоуправления в сфере трансграничного сотрудничества; обоснована целесообразность принятия на основе модельных законов Межпарламентской ассамблеи СНГ 2007 г. «О приграничном сотрудничестве» и «О межрегиональном сотрудничестве» соответствующих законов Республики Беларусь; в целях повышения эффективности трансграничного сотрудничества предлагается отказаться от координационных советов и закрепить регулятивные функции за конкретными органами исполнительной власти (Министерство экономики, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел).

11. Сделан вывод о том, что вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию требует осуществления ряда мер, в числе которых:

  • систематизация внешнеэкономического законодательства, а также нормативно-правовой базы интеграционных объединений;
  • совершенствование механизма доведения до сведения Евразийской экономической комиссии необходимости принятия регулирующих мер в интересах субъектов хозяйствования;
  • обеспечение участия деловых кругов и гражданского общества в разработке актов внешнеэкономического законодательства;
  • снижение количества ведомственных нормативных актов и, соответственно, повышение удельного веса законов в системе регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • совершенствование товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в сторону усиления ее национальной составляющей;
  • гармонизация налоговых систем государств - участников Таможенного союза, а также систем административной и уголовной ответственности за правонарушения в сферах, переданных на наднациональный уровень;
  • присоединение Таможенного союза к Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г., а также его вступление во Всемирную таможенную организацию.

12. Сформулирована авторская концепция систематизации внешнеэкономического законодательства Республики Беларусь. Обосновывается, что оптимальной для правового регулирования внешнеэкономических отношений является трехуровневая система, включающая принятие специальных норм Конституции Республики Беларусь о принципах внешнеэкономической политики; разработку и принятие комплексного кодификационного акта (Внешнеэкономического кодекса); сохранение институтов отраслевых законодательных актов, регулирующих специальные сферы внешнеэкономических отношений с установлением приоритета норм Внешнеэкономического кодекса.

Разработана общая концепция Внешнеэкономического кодекса Республики Беларусь, включающего Общую часть, Особенную часть и Общие принципы разрешения внешнеэкономических споров. В Общей части предлагается определить основные термины, принципы правового регулирования внешнеэкономической деятельности, правовой статус субъектов, правовые режимы объектов внешнеэкономической деятельности, систему и компетенцию регулирующих органов, соотношение национального законодательства, международных договоров и норм иностранного права в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, контроль и надзор во внешнеэкономической сфере. Особенная часть должна включать нормы, определяющие порядок заключения и исполнения внешнеэкономических контрактов, формы и методы государственного регулирования внешней торговли, меры по защите экономических интересов, экспортный контроль, валютное регулирование и валютный контроль, научную и научно-техническую кооперацию, гуманитарную помощь, организацию международных перевозок. В третьей части «Общие принципы разрешения внешнеэкономических споров» предлагается определить подсудность международных экономических споров, процессуальные иммунитеты, порядок получения и предоставления правовой помощи и правовой информации, признание и исполнение решений иностранных судов и арбитражей.

Данная модель позволит оптимизировать процесс правового регулирования внешнеэкономических отношений с участием Республики Беларусь и ее субъектов, придать ему качества транспарентности, целенаправленности, планомерности и, в конечном счете, обеспечить эффективную интеграцию Республики Беларусь в мировое экономическое пространство.

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Толочко, О.Н. Введение в теорию правового регулирования внешнеэкономических отношений / О.Н. Толочко. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 184 с.

2.Толочко, О.Н. Механизм правового регулирования внешних экономических отношений / О.Н. Толочко. – Гродно: ГрГУ, 2007. – 262 с.

3.Толочко, О.Н. Международное экономическое право и имплементация его норм в национальное законодательство (на примере Республики Беларусь) / О.Н. Толочко. – СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2012. – 320 с.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК РФ:

4.Толочко, О.Н. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности / О.Н. Толочко // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 9 / редколл.: В.Н. Бибило (отв. ред.) [и др.]. – Минск: «Право и экономика», 1998. – С. 242–252.

5.Толочко, О.Н. Рассмотрение судами гражданских дел с иностранным элементом / О.Н. Толочко // Судовы веснік. – 1998. – № 3. – С. 53–56.

6.Толочко, О.Н. Теоретические проблемы учения о нормах международного частного права / О.Н. Толочко, Н.В. Сильченко // Государство и право. – 2000. – № 1. – С. 35–39.

7.Толочко, О.Н. К вопросу о системе источников международного частного права / О.Н. Толочко // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Я.Купалы. Серыя 1. – 2001. – № 2 (7). – С. 124–129.

8.Толочко, О.Н. Принципы международного частного права / О.Н. Толочко // Бел. журнал междунар. права и междунар. отношений. – 2001. – № 2. – С. 24–29.

9.Толочко, О.Н. Внешнеэкономические отношения как объект правового регулирования / О.Н. Толочко // Бел. журнал междунар. права и междунар. отношений. – 2003. – № 2. – С. 30–36.

10.Толочко, О.Н. Международное экономическое право и проблема «наднационального» регулирования внешнеэкономических отношений Республики Беларусь / О.Н. Толочко // Бел. журнал междунар. права и междунар. отношений. – 2003. – № 3. – С. 21–25.

11.Толочко, О.Н. Международный договор в системе регулирования внешнеэкономических отношений / О.Н. Толочко // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 14 / редколл.: В.Н. Бибило (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2003. – С. 224–237.

12.Толочко, О.Н. Методология правового регулирования и правовой режим во внешнеэкономических отношениях / О.Н. Толочко // Веснiк Гродзенскага дзярж. унiверсiтэта iмя Янкi Купалы. Серыя 1. – 2003. – № 4 (23). – С. 114–123.

13.Толочко, О.Н. Нормативные источники внезаконодательного происхождения в системе регулирования внешнеэкономических отношений / О.Н. Толочко // Государство и право: теория и практика: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2 / отв. ред. В.П. Прокопьев. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – С. 54–69.

14.Толочко, О.Н. Правотворчество и формы права в механизме правового регулирования внешнеэкономических отношений / О.Н. Толочко // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2004. – № 4. – С. 170–183.

15.Толочко, О.Н. Проблемы и перспективы систематизации внешнеэкономического законодательства Республики Беларусь / О.Н. Толочко // Юстыцыя Беларусi. – 2004. – № 9. – С. 50–51.

16.Талочка, В.М. Фактары нацыянальнага механiзма прававога рэгулявання знешнеэканамiчных адносiн / В.М. Талочка // Весцi НАН Беларусi. Сер. гуманiт. навук. – 2006. – № 4. – С. 35–40.

17.Толочко, О.Н. Практические проблемы реализации внешнеэкономического законодательства / О.Н. Толочко // Веснiк ГрДУ iмя Я. Купалы. Серыя 4. Правазнаўства. Псiхалогiя. – 2007. – № 1 (50). – С. 34–39.

18.Толочко, О.Н. Порядок и пределы применения норм иностранного права судами Республики Беларусь: проблемы совершенствования законодательства / О.Н. Толочко // Юстыцыя Беларусi. – № 4. – 2007. – С. 45–48.

19.Толочко, О.Н. Проблема правового регулирования отношений с иностранным элементом в юридической науке / О.Н. Толочко // Держава i право: збiрник наукових праць. Юридичнi i полiтичнi наукi. – К.: Iн-т держави i права iм. В.М.Корецького НАН України, 2007. – С. 583–587.

20.Толочко, О.Н. Правовые проблемы присоединения Беларуси к Всемирной торговой организации / О.Н. Толочко // Веснiк ГрДУ iмя Я. Купалы. Серыя 4. Правазнаўства. – 2010. – № 2 (99). – С. 85–90.

21.Толочко, О.Н. Некоторые направления совершенствования законодательства в связи с вступлением Беларуси во Всемирную торговую организацию / О.Н.Толочко // Веснiк ГрДУ iмя Я. Купалы. Серыя 4. Правазнаўства. – 2010. – № 3 (100). – С. 81–85.

22.Толочко, О.Н. Современная система экспортного контроля в Республике Беларусь: правовой аспект / О.Н. Толочко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2011. – № 6. – С. 128–131.

23.Толочко, О.Н. Некоторые тенденции развития международного экономического права и их влияние на эволюцию правовой системы Республики Беларусь / О.Н. Толочко // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 5. – С. 24–28.

24.Толочко, О.Н. Акты международных организаций в современном международном экономическом праве и в национальном законодательстве Республики Беларусь / О.Н. Толочко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2012. – № 6. – С. 119–129.

25.Толочко, О.Н. Имплементация норм международного экономического права в национальное законодательство Республики Беларусь / О.Н. Толочко // Право.by. – 2012. – № 6. – С. 35–41.

26.Толочко, О.Н. Международные экономические отношения как объект правового регулирования / О.Н. Толочко // Вестник Российской правовой академии. – 2012. – № 3. – С. 73–77.

27.Толочко, О.Н. Проблемы правового обеспечения межрегионального сотрудничества в международном экономическом праве и в национальном праве Республики Беларусь / О.Н. Толочко // Российский ежегодник международного права. 2011. – СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2012. – С. 124–135.

28.Толочко, О.Н. Реализация норм международного экономического права посредством участия в международных экономических организациях (на примере Республики Беларусь) / О.Н. Толочко // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2012. – № 1. – С. 170–177.

29.Толочко, О.Н. Место принципов международного права в правовой системе Республики Беларусь / О.Н. Толочко // Евразийский юридический журнал. – 2013. – № 2 (57). – С. 24–28.

Тезисы докладов и материалы конференций:

30.Толочко, О.Н. Правовые проблемы формирования единого экономического пространства Беларуси и России / О.Н. Толочко // Проблемы унификации правовых систем Республики Беларусь и Российской Федерации: материалы II межвуз. науч.-практ. конф., Брест, 15–16 ноября 2001 г. – Брест, 2001. – С. 150–152.

31.Толочко, О.Н. Сравнительный анализ систем гражданского законодательства Беларуси и России в свете интеграционных процессов / О.Н. Толочко // Минск – Москва – Киев: Поиск общей дороги: материалы междунар. науч. конф. и междунар. круглого стола: «Проблемы и перспективы социально-экономического и политического развития Беларуси, России, Украины», посв. 70-летию образования Института Экономики НАН Беларуси и 5-летию единения Беларуси и России, 29-30 марта 2001 г., Минск. – Минск, 2001. – С. 315–317.

32.Толочко, О.Н. Интеграционные тенденции и механизмы в правовом регулировании экономических процессов / О.Н. Толочко // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство: материалы междун. науч. конф.; под ред. Н.В.Сильченко. – Гродно: ГрГУ, 2002. – С. 137–140.

33.Толочко, О.Н. Конституция Республики Беларусь и основы правового регулирования внешнеэкономических отношений / О.Н. Толочко // Конституционный процесс и развитие политической системы общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17–18 мая 2002 г.; Белорусский государственный университет; редколл.: Г.А. Василевич (гл. ред.) [и др.]. – Минск: ФУСТ БГУ, 2002. – С. 195–196.

34.Толочко, О.Н. Некоторые проблемы правового регулирования внешнеэкономических отношений в законодательстве Беларуси и России / О.Н. Толочко // Российско-белорусская юридическая наука ХХІ века и проблемы законодательства: материалы междунар. науч.-практ. конф., посв. 3-летию подписания 8 дек.1999 г. договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О создании союзного государства» / Отв. ред. В.С. Елисеев. – Калуга: Издательский педагогический центр Гриф, 2002. – С. 146–156.

35.Толочко, О.Н. Правовое регулирование экономических отношений в свете мировых интеграционных процессов / О.Н. Толочко // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство: материалы междун. науч. конф., Гродно, 25–26 октября 2002 г. / под ред. Н.В. Сильченко. – Гродно: ГрГУ, 2002. – С. 17–26.

36.Толочко, О.Н. Особенности правоприменения по делам, возникающим из отношений международного характера / О.Н. Толочко // Проблемы правоприменительной деятельности в Республике Беларусь: материалы респ. науч. конф., 28–29 марта 2003 г., Гродно. В 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. Р.Н. Ключко. – Гродно: ГрГУ, 2003. – С. 112–115.

37.Толочко, О.Н. Негосударственное правоприменение как форма реализации права в экстерриториальных экономических отношениях / О.Н. Толочко // Право Беларуси: истоки, традиции, современность: материалы межд. науч.-практ. конф. Новополоцк, 21–22 мая 2004 г. – Новополоцк: ПГУ, 2004. – С. 279–281.

38.Толочко, О.Н. Некоторые особенности процесса реализации права во внешнеэкономических отношениях / О.Н. Толочко // Международные юридические чтения: материалы научно-практической конференции, 15 апреля 2004 г., Омск. Ч. 1.; отв. ред. Ю.П. Соловей, А.И. Казанник. – Омск: Омский юридический институт, 2004. – С. 163–168.

39.Толочко, О.Н. Особенности международно-правового регулирования внешнеэкономических отношений Республики Беларусь на современном этапе / О.Н. Толочко // Беларуская дзяржаўнасць: вопыт ХХ стагоддзя: матэрыялы мiжнар. навук.-тэарэт. канф., Мiнск, 18–19 крас. 2003 г. – Мiнск: БДПУ, 2004. – С. 255–257.

40.Толочко, О.Н. «Иностранный элемент» как критерий экстерриториальности правоотношения / О.Н. Толочко // Развитие и перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 16–17 июня 2005 г., Минск; редколл.: Г.А. Василевич (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2005. – С. 65–67.

41.Толочко, О.Н. Национальная правовая система и проблема экстерриториальности общественных отношений / О.Н. Толочко // Теория и практика построения правовой системы Республики Беларусь: материалы междунар. «круглого стола», 15–16 апр. 2005 г., Гродно / отв. ред. О.Н. Толочко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – С. 53–60.

42.Толочко, О.Н. Проблема кодификации внешнеэкономического законодательства Республики Беларусь и пути ее разрешения / О.Н. Толочко // Актуальные проблемы государства и права Беларуси: материалы Респ. науч.-практ. конф. с участием органов прокуратуры, судов, юстиции, Витебск, 15–16 апреля 2005 г. / под ред. В.И. Пушкина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – С. 134–136.

43.Толочко, О.Н. Ограничительные и защитные меры в практике регулирования внешнеторговой деятельности Республики Беларусь / О.Н. Толочко // Актуальные проблемы государства и права в славянском мире: материалы Междунар. науч. конф., Витебск, 26–27 апр. 2007г. / Витебский гос. ун-т; редкол.: А.А. Бочков (отв. ред.) [и др.]. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – С. 261–262.

44.Толочко, О.Н. Оптимизация внешнеэкономического законодательства в связи с интеграцией и гармонизацией правовых систем / О.Н. Толочко // Vědecký průmysl evropského kontinentu – 2007: Materiály IV mezinárodní vědecko-praktická conference. – Díl 10. Právní vědy: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. – S. 81–85.

45.Толочко, О.Н. Проблемы совершенствования внешнеэкономического законодательства в связи с интеграцией и гармонизацией правовых систем / О.Н. Толочко // Законність і правопорядок у сучасній Украјні: матеріали конференціј 19-20 грудня 2008 р., Одеса. – Одеса : Фенікс, 2008. – С. 83–87.

46.Толочко, О.Н. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана как новый правовой феномен на постсоветском пространстве / О.Н. Толочко // Актуальные проблемы развития современного белорусского государства и права: материалы Респ. науч.практ. конф. (Гродно, 16-17 апр. 2010 г.) / ГрГУ им. Я.Купалы; редкол.: Н.В.Мисаревич (отв. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2010. – С. 391–394.

47.Толочко, О.Н. Юрисдикция в международных экономических отношениях / О.Н. Толочко // Современные тенденции развития юридической науки, правового образования и воспитания: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х т., Полоцк, 18 – 19 мая 2012 г. / редкол.: А.Н.Пугачев (отв. ред.) [и др.] – Новополоцк: ПГУ, 2012. – Т. 1. – С. 346–352.

48.Толочко, О.Н. Международное экономическое право в системе правового регулирования современных экономических отношений / О.Н.Толочко // «Система правового регулирования международных отношений. Проблемы теории». Тезисы докладов на науч. конф. Санкт-Петербург, 18–19 октября 2012 г. / Под ред. С.В. Бахина. – СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2012. – С. 29–32.

Другие издания:

49.Толочко, О.Н. Внешнеэкономические сделки: учеб. пособие / О.Н. Толочко. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 123 с.

50.Толочко, О.Н. Международное транспортное право: учеб. пособие / О.Н. Толочко. – Гродно: ГрГУ, 2006. – 135 с.

51.Толочко, О.Н. Международная охрана интеллектуальной собственности: пособи / О.Н. Толочко. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 179 с.

52.Толочко, О.Н. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: пособие / О.Н. Толочко. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 147 с.

53.Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Амалфея, 2012. – 232 с.