- В английской поэзии 1750-60-х годов в связи с Кельтским возрождением и с переосмыслением «готического» как общекультурной традиции Англии происходит перестройка художественной системы поэтических средств выразительности и интенсивные поиски новых «нерегулярных» форм стиха в противовес классицистическим традициям «августинской» поэзии, ориентированной на регулярные формы и рационалистические приемы и принципы стилеобразования.
- Две ключевые поэтики 1750-60-х годов, представленные с одной стороны самым влиятельным критиком Сэмюэлом Джонсоном, а с другой - ведущим поэтом Томасом Греем свидетельствуют о двух диаметрально различных подходах (каждый из которых при этом остается логически обоснованным) для определения художественной значимости поэтических произведений и критериев их оценки в ракурсе формирующейся предромантической эстетики.
- Литературный «антагонизм» С. Джонсона и Т. Грея объясняется кардинальным различием в их мировосприятии: у Джонсона преобладают ассоциации по смежности, что составляет основу прозаического мышления; мировидение Грея, как и у многих крупных поэтов, не только метафорическое, но и метаисторическое. Оно обращено к процессам, проходящим в иных видах пространства и в иных потоках времени, что воспринимается лишь отдельными поэтами, наделенными сверхчувственным восприятием мира.
- Практически все основные произведения, созданные Греем после знаменитой «Элегии, написанной на сельском кладбище», тем или иным образом связаны с его уникальным замыслом написать «Историю английской поэзии» как историю эволюции национального стиха, и в качестве иллюстраций этого поэтического процесса создать стихотворные образцы, демонстрирующие эволюцию принципов национального стихосложения на основе взаимодействия кельтской, скандинавской и романской поэтик.
- Находящаяся у истоков Кельтского возрождения пиндарическая ода Грея «Бард» дала определяющий импульс Кельтскому возрождению, указав на преемственность высокоразвитой поэтической традиции на Британских островах, восходящей к средневековой Камбрии, как одному из древнейших центров поэтического искусства Альбиона (Талиесин, Лливарх Хен, Энейрин).
- При создании «готических» од «Роковые сестры» и «Нисхождение Одина» Грей ориентировался не столько на латинский перевод «Старшей Эдды», выполненный Томасом Бартолином (точка зрения, распространенная у литературоведов), а в значительной степени непосредственно на эддические сказания. Об этом свидетельствуют причудливые строфические переплетения, воссозданные Греем, эквиваленты эддических кеннингов на английском языке, отдельные аллитерационные приемы для создания звукового эффекта, близкого к искомой интонации заклинания, характерной для избранных поэтом для переложения скандинавских мифологических сказаний «Песнь валькирий» и «Сны Бальдра».
- Литературно-критическое наследие Грея представляет важнейший материал как для понимания литературной ситуации второй и третьей четверти XVIII в., так и для решения вопросов истории английского стиха, и позволяет говорить о новаторском подходе Грея-ученого при рассмотрении эволюции английской просодии. Грей внес существенные изменения в составленную А. Поупом «Классификацию поэтов», уточнил принадлежность отдельных авторов к поэтическим школам; дополнил и внес коррективы в авторитетные работы по национальной поэтике, в том числе в труд Дж. Патнэма «Искусство английской поэзии», в частности, в отношении догрелла. Грей на десятилетия опередил результаты анализа чосероведов и исследователей оссиановской поэзии.
- Литературно-критические эссе Грея, объединенные под общим названием «Metrum», наиболее полно отражают его литературно-эстетические взгляды о сущности поэтического процесса, о неотъемлемых поэтологических принципах построения сочинений, о необходимости иносказательности поэтической мысли и использовании метафоры как поэтического образа, о непреходящем значении ритма для передачи семантики поэтического произведения.
- Синестетическая проблематика творчества Уильяма Шенстона, мастера пасторальной и балладной поэзии и одного из создателей пейзажного сада, выявляет тенденцию к синтезу художественной деятельности, в основе которой устремленность творческой личности к самовыражению и к воплощению своих эстетических идеалов в разных видах искусства.
- Стремление Шенстона уйти от рационалистических форм и регулярных приемов классицизма более отчетливо, чем в поэтическом творчестве проявилось при создании им пейзажного сада, в основе композиции которого лежал принцип творческой переработки мотивов естественной природы с привнесением элементов готической архитектуры.
- Уильям Шенстон - соредактор знаменитой антологии «Памятники старинной английской поэзии» Т. Перси, разработавший план и композиционную стратегию сборника, а также внесший значительный вклад в определение художественной значимости старинных сочинений и их литературное редактирование.
- В развернутом построении «Творений Оссиана» Дж. Макферсона и в сочинениях Т. Чаттертона, причисленных к «оссиановским», обнаруживаются признаки различных временных структур и происходит отсчет мифопоэтического времени, которым продиктован своеобразный поэтический стиль и текстовая характеристика этих сочинений. Ключевой признак мифопоэтического времени в этих сочинениях - превращение эмпирически или исторически возможного в мире и в истории в воспроизведение архаических мотивов и вечных прообразов.
- В английской поэзии «великого периода литературной мистификации» (1750-1760) при переходе к новой художественной системе доминирует поэтика «средневековых» формул и реминисценций.
1. Томас Грей: поэт и исследователь английского стихосложения. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 162 с. (9,53 п. л.)
II. Публикации в журналах и сборниках, рекомендованных в перечне рецензируемых изданий ВАК:
2.Интертекстуальность оссиановской поэзии // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – Вып. 3. – СПб.: СПбГУ, 2012. – С. 3-12. (0,7 п.л.)
3.Мифопоэтическое время в литературных мистификациях позднего английского Просвещения // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – Вып. 4. – СПб.: СПбГУ, 2011. – С. 10-18. (0,7 п.л.)
4.Проблемы литературного редактирования «Памятников старинной английской поэзии» Т. Перси // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – Вып. 2. – СПб.: СПбГУ, 2011. – С. 3-10. (0,7 п.л.)
5.Вопросы истории английского стиха в «Metrum» Т. Грея // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – Вып. 3. – СПб.: СПбГУ, 2011. – С. 3-10. (0,7 п.л.)
6.Средневековые сказания Камбрии в поэзии позднего английского Просвещения // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – Вып. 1. – СПб.: СПбГУ, 2011. – С. 3-10. (0,7 п.л.)
7.Поэтический код Т.Грея: ода "Путь Поэзии" // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. Вып. 2. – СПб.: СПбГУ, 2010. – С. 3-9. (0,5 п.л.)
8.«Сумерки богов»: мифологема пророчества в “готических” одах Томаса Грея // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – Вып. 2. Ч. I. Июнь. – СПб.: СПбГУ, 2009. – С. 3-10. (0,5 п.л.)
9.«Бардовская доктрина» в контексте поэзии позднего английского Просвещения // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – Вып. 4. – СПб.: СПбГУ, 2009. – С. 5-11. (0. 5 п.л.)
10.Своеобразие поэтики поздних од Т.Грея (на примере оды «Роковые сестры») // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – № 3 (2). – Киров: ВятГГУ, 2008. – С. 177-180. (0,5 п.л.)
11.Поэтика оды Т.Грея «Бард» // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – Вып. 3. Ч. II. Сентябрь. – СПб.: СПбГУ. – 2008. – С. 3-9. (0,5 п.л.)
12.Поэтическая философия Природы У. Шенстона // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – Вып. 3. Ч. 2. Сентябрь. – СПб.: СПбГУ. – 2007. – С. 3-8. (0,5 п.л.)
13.Поэтика баллады 50-60-х гг. ХVIII в.: стилизация или подражание? // Вестник Костромского гос. университета. Энтелехия. – Серия «Гуманитарные науки». – Т.12. №13. – Кострома: ВКГУ, 2006. – С. 130-134. (0,5 п.л.)
14.Поэзия Природы и природа поэзии Уильяма Шенстона // Вестник Костромского гос. университета. Энтелехия. – Серия «Культурология». – Т. 12. № 12. – Кострома: ВКГУ, 2006. – С. 120-124. (0,5 п.л.)
III. Публикации в сборниках научных трудов и материалов конференций:
15.У. Шенстон и Т. Перси (к истории создания антологии «Памятники старинной английской поэзии» // Всемирная литература в контексте культуры. Сб. науч. трудов по итогам XIX Пуришевских чтений. / Отв. ред. М. И. Никола. – М.: МПГУ, 2007. – С. 32-35. (0,4 п. л.)
16.Новые баллады в «Памятниках старинной английской поэзии» Т.Перси // Всемирная литература в контексте культуры. Сб. науч. трудов по итогам XIX Пуришевских чтений / Отв. ред. М. И. Никола. – М.: МПГУ, 2007. – С. 35-39. (0,4 п.л.)
17.Уильям Шенстон: от поэзии к садово-парковому искусству // Материалы
XXXVI Международной филол. конференции / Сост. И. В. Лукьянец, А. Ю. Миролюбова. – Вып. 8. – СПб.: СПбГУ, 2007. – С. 3-6. (0,25 п.л.)
18.У. Шенстон и «Памятники старинной английской поэзии» Т. Перси // Материалы ХVII Международной науч. конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы / Отв. ред. Т. М. Кривина. – Орел, 2007. – С. 24-25. (0,15 п.л.)
19.Друид, бард, прорицатель…(о кельтской мифологической традиции в английской лирике середины XVIII в.) // Всемирная литература в контексте культуры. Сб. науч. трудов по итогам ХХ Пуришевских чтений / Отв. ред. М. И. Никола. – М., 2008. – С. 60-66. (0,5 п. л.)
20.«Ода желаниям, возникающим от перемен» Т.Грея (звуковой образ, композиция, сюжет) // Компаративистика и современность / Отв. ред. Г. В. Стадников. – Выпуск 12. – СПб.: Изд-во писателей «Дума», 2008. – С. 56-57. (0,1 п.л.)
21.Пейзажный сад в английской лирике 50-60-х гг. XVIII в. // Материалы XXXVII Международной филол. конференции. История заруб. литератур / Отв. ред. И. В. Лукьянец, А. Ю. Миролюбова. – СПб.: СПбГУ, 2008. – С. 8-11. (0,3 п.л.)
22. У истоков Кельтского возрождения: ода Томаса Грея «Бард» // Англистика XXI века. Сб. материалов IV Всероссийской межвузовской научно- методической конференции, посвященной 60-летию кафедры английской филологии ЛГУ/СПбГУ/ Ред.-сост. Э. И. Мячинская, Н. В. Аксенова, И. В. Евстрахина, Н. О. Магнес. – СПб.: СПбГУ, 2008. – Вып. 4. – С. 184-185. (0,15 п.л.)
23.«Ясно для просвещенных …» (о восприятии пиндарических од Т. Грея в «век Джонсона») // Тезисы ХVIII Международной науч. конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. – М., 2008. – С. 5-6. (0,1 п.л.)
24.«Готические» оды Томаса Грея в иллюстрациях Уильяма Блейка // Взаимодействие литературы с другими видами искусства / Отв. ред. Е. Н. Черноземова. Сб.ст. и материалов по итогам ХХI Пуришевских чтений. – М., 2009. – С.75-76. (0,1 п.л.)
25.«Готические» оды Т.Грея: художественный эксперимент поэта-исследователя английского стихосложения // Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в системе ШКОЛА-ВУЗ: Межвузовский сборник научно-методических трудов / Под ред. Н. А. Долговой. – Вып. 4. – Тверский гос. университет, 2009. – С. 55-61. (0,5 п.л.)
26.Эссе С.Джонсона «Грей»: антиномичность двух поэтик позднего английского Просвещения // Английская литература XVIII в.: поэтика жанров, диалог традиций, межкультурные взаимодействия: Межвузовский сборник научных трудов к 300-летию со дня рождения С. Джонсона / Отв. ред. О. Ю. Поляков. – Киров: ВятГГУ, 2009. – С. 29-37. (0,5 п.л.)
27.«Путь длиной в миллион сочинений»: ода Томаса Грея «Путь Поэзии» // Всемирная литература в контексте культуры. Сб. науч. трудов по итогам ХХI Пуришевских чтений / Отв. ред. М. И. Никола. – М., 2009. – С. 86-92. (0,5 п. л.)
28.Художественное своеобразие «готических» од Т. Грея // Ученые записки. Т. 14. Современные проблемы филологии, межкультурной коммуникации и перевода. Сб. науч. статей / Отв. ред. С. Климов – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. – С. 25-30. (0,5 п.л.)
29.«Древнеисландские сказания в переводах Томаса Грея» // Национальное и интернациональное в литературе и искусстве в свете сравнительного литературоведения / Отв. ред. Г. В. Стадников. – Вып. 13. Сб. материалов межвуз. науч. конференции. – СПб.: Изд-во Лема, 2009. – С. 18-21. (0,3 п.л.)
30.Мифопоэтическая традиция в «валлийских» сочинениях Томаса Грея // «Англистика ХХI века». Материалы V Всероссийской научной конференции памяти В. В. Бурлаковой / Ред.-сост. Е. В. Трощенкова и др. – СПб.: СПбГУ, 2010. – С. 33-34. (0,15 п. л.)
31.В тандеме магических слов: философы, барды, жрецы в поэзии английского Просвещения // XVIII век: литература как философия, философия как литература. Научный сборник / Под ред. Н. Т. Пахсарьян. – М.: Экон-Информ, 2010. – 512 с. – С. 115-122. (0,5 п. л.)
32.Переводы и авторские конъектуры Т. Грея к древневаллийским текстам // Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета Технологии и Дизайна. – 2010. – № 3. – СПб.: СПБГУТД. – С. 54-58. (0,5 п. л.)
33.Возрождение жанра: центон в поэзии позднего английского Просвещения // История идей в жанровой истории. Сб. статей и материалов по итогам ХХII Пуришевских чтений / Отв. ред. Е. Н. Черноземова. – М., 2010. – С. 204. (0,1 п. л.)
34.Томас Грей в России (проблемы поэтического перевода) // Русско-зарубежные литературные связи: Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. Н.М. Ильченко. – Вып. 4. – Н. Новгород: НГПУ, 2010. – С. 11-18. (0,5 п. л.).
35.«Metrum» Т. Грея и «История английской поэзии» Т. Уортона // Всемирная литература в контексте культуры. Сб. науч. трудов по итогам ХХII Пуришевских чтений. / Отв. ред. М. Никола. – М., 2010. – С. 42-47. (0,5 п.).
36.Своеобразие поэтики древневаллийских сказаний в переводах Томаса Грея // Материалы межвузовской научной конференции. Литературные взаимосвязи и типологические схождения. История и современность / Отв. ред. Г. В. Стадников. – Вып. 14. Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. – СПб.: Изд-во Лема, 2010. – С. 41–43. (0,2 п. л.)
37.О синкретизме национальных мифологий кельтов и скандинавов в лиро-эпических жанрах позднего английского Просвещения // Материалы докладов по результатам ХХХIХ Международной филологической конференции в СПбГУ / Сост. И. В. Лукьянец, А. Ю. Миролюбова. – СПб.: ИД «Петрополис», 2010. – С. 3-5. (0,2 п. л.)
38.«Вожди, вошедшие в историю Альбиона…» // Посвящение Учителю. К юбилею проф. Л. В. Сидорченко. – СПб.: Петрополис, 2011. – С. 19–26. (0,3 п.л.)
39.Апология стиха Томаса Грея в «Biographia Literaria» Сэмюэла Колриджа // Зарубежная литература ХIХ века. Актуальные проблемы изучения. Сб. статей и материалов по итогам ХХIII Пуришевских чтений. / Отв. ред. Е. Н. Черноземова. – М.: МГГУ, 2011. – С. 138-139. (0,1 п.л.)
40.Поэтическая антология Т. Перси: спорные вопросы литературного редактирования // Межлитературные связи: общее и особенное / Отв. ред. Г. В. Стадников. – Вып. 15. Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. – СПб.: Изд-во Лема, 2011. – С. 75-77. (0,2 п. л.)
41.Литературная мистификация английского Просвещения: поэтика формул и реминисценций // Зарубежная литература: проблемы изучения и преподавания. Межвуз. Сб. науч. трудов. Вып. 4. / Под ред. О. Ю. Полякова. – Киров: Изд-во ВятГГУ. 2011. – С. 29-34. (0.4 п. л.)
42.Оссиановский канон: воссоздание и преодоление // Литературный канон и его преодоление. Материалы XL Международной филологической конференции. 14-19 марта 2011 г. СПбГУ / Сост. И. В. Лукьянец, А. Ю. Миролюбова. – СПб.: Петрополис, 2011. – С. 3-5. (0. 15 п. л.)
43.Синестетические аналогии в творчестве Уильяма Шенстона // Зарубежная литература в университетском образовании / Отв. ред. Г. В. Стадников. – Вып. 16. Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. – СПб.: Изд-во Лема, 2012. – С. 97-100. (0.25 п. л.).
44.Два подступа к оссиановскому канону (Дж. Макферсон и Т. Чаттертон) // Материалы VI Всероссийской научной конференции «Англистика XXI века» / Ред. кол. А. В. Зеленщиков и др. – СПб.: Университетские Образовательные Округа, 2012. – С. 12. (0.1 п. л.).
45.Символ дракона в «Триумфе Оуэна» Т. Грея // Материалы ХLI Международной филологической конференции в СПбГУ / Отв. ред. А. Ю. Миролюбова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012. – С. 3-5. (0,15 п. л.)
46.Возрождение кельтского мифа в поэзии позднего английского Просвещения // Имагологические аспекты русской и зарубежных литератур: межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. О. Ю. Поляков. – Киров: Изд-во «Радуга-Пресс», 2012. – С. 84-90. (0.5 п. л.).