В развитии региональной системы профобразования прогнозирование обусловливает перспективы интеграции ресурсных возможностей учреждений образования и системы в целом для качественного удовлетворения кадровых потребностей по направлениям подготовки, уровням и кластерам. В соответствии с решаемыми на региональном уровне профессионально-образовательными задачами, интегративность выступает одним из механизмов развития системы, охватывает все уровни профобразования, реализуется в соответствии с возможностями каждого из них, создавая предпосылки преемственности в кадровом обеспечении. На уровне региона запросы его социально-экономической, социокультурной сфер позволяют определять ориентиры для развития интегративности, как средства достижения высокого качества в подготовке кадров; на уровне системы развитость интегративности дает возможность учреждениям образования мобильно перестраиваться в решении задач кадрового обеспечения; на уровне отдельного учреждения, объединить имеющийся ресурсный потенциал для реализации задач подготовки кадров соответствующих категорий.
2. Стратегическое развитие региона определяется его ресурсным потенциалом, в том числе, кадровым, позволяющим прогнозировать его развитие на перспективу: ближайший уровень (2-3 года) - существующие, активно действующие кадры; возможности системы повышения квалификации, профподготовки и переподготовки кадров; среднесрочный (4-6 лет) - формирование кадрового заказа профобразованию по подготовке специалистов требуемых квалификаций; обеспечение перспектив развития региона с учетом модернизации производства, технического переоснащения его отраслей, определяющих устойчивость развития; долгосрочный - оценка уже имеющихся кадров в условиях активно действующей государственной и негосударственной систем профподготовки, переподготовки, повышения квалификации; определение перспектив стратегического роста региона с учетом потребностей новых производств, реорганизации существующих, открытия новых направлений подготовки, сотрудничества с другими регионами, приглашение кадров из других регионов.
Факторами, существенно влияющими на систему кадрового обеспечения стратегического развития региона, являются: внешние (интеграция всех уровней профобразования; развитость и целесообразность взаимодействия учреждений образования и производства; ресурсные возможности системы профобразования региона); внутренние (сложившиеся сети многопрофильных и многоуровневых учреждений образования и ресурсных центров; сформированные базовые и инновационные площадки для подготовки соответствующих кадров; гибкость, мобильность, способность системы обеспечивать кадровый потенциал региона; развитость механизмов, выполняющих функцию стимулирования развития региональной системы профобразования).
3. Региональная система профобразования обеспечивает кадровые потребности на уровнях: федерального госзаказа; регионального заказа обеспечения кадровыми ресурсами стратегического развития региона с учетом ближайшей, среднесрочной, долгосрочной перспектив; работодателей как субъекта заказа на текущий и последующий периоды развития. Учреждения образования выстраивают свою работу целевых, разноуровневых заказов, а также разрабатывая и предлагая программы профподготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Региональная система профобразования представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, обеспечивающих функционирование системы на разных уровнях профподготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Основными компонентами этой системы выступают: информационно-прогностический (оценка возможностей удовлетворения социального заказа развития региона, как части целого, прогнозирование на этой основе перспектив развития региональной системы профобразования); целевой (постановка задач на развитие системы, обеспечение качественного образования кадров надлежащего уровня квалификации и качества подготовки); организационно-управленческий (развитие региональных возможностей в подготовке кадров; инициирование разработки новых программ подготовки на основе интегративности; организация взаимодействия по реализации интегративных возможностей учреждений образования; интеграция ресурсных возможностей с производством на основе сетевого интегративного партнерства; формирование образовательных кластеров, обеспечивающих кадрами стратегические потребности региона); содержательно-технологический (наличие регионального перечня разноуровневых, гибких, модульных образовательных программ подготовки, переподготовки кадров, повышения квалификации и технологий их реализации; расширение образовательно-интегративных возможностей удовлетворения потребностей региона различными категориями кадров с учетом программы его развития и данных мониторинга); мониторинговый (определение качества подготовленности конкретных категорий кадров, их профессионально-личностный рост; модернизация и выбор направлений интеграции самой системы, сертификация и оценка качества ее функционирования по удовлетворению кадровых потребностей с учетом социального заказа; оценка адаптации выпускников к потребностям производственной сферы); результативный (критерии и показатели, оценка социально-экономических эффектов функционирования самой системы и учреждений образования по удовлетворению потребностей региона необходимыми кадрами надлежащего уровня квалификации и качества подготовки).
Механизмами, определяющими развитие этой системы, являются: нормативно-правовой (документы, учитывающие интегративные возможности учреждений образования, их взаимосвязи с производственной сферой); административно-управленческий (административный ресурс, управление как технология обеспечения развития региональных возможностей на интегративной основе), ресурсный (образовательный потенциала региона, учреждений образования, партнерских структур; производство как база практики; кадровая обеспеченность системы профподготовки, кадровое обеспечение обучаемых); финансовый (гибкость финансовых вложений в развитие системы; эффективность затраченных средств для удовлетворения ее потребностей); материально-технический (действенность ресурсного потенциала учреждений образования и производства в сетевом интегративном партнерстве); поисково-исследовательский (предрасположенность к поиску и реализация наиболее перспективных направлений в развитии, способствующих совершенствованию самой системы и качеству подготовки разноуровневых кадров); дидактико-технологический (методическое обеспечение интегративности в подготовке кадров на уровне взаимодействия учреждений образования и каждого отдельного; технологии реализации разноуровневых гибких, модульных образовательных программ профподготовки, переподготовки и повышения квалификации); сетевой (интегративное партнерство учреждений образования, производства, работодателей, общественно-государственных институтов).
4. Развитость региональной системы профобразования характеризуется ее способностью удовлетворять кадровые потребности региона на разных уровнях. Эффективность ее функционирования позволяет оценить разные стороны действенности на основе сертификации, выступающей оценкой соответствия требованиям, определяется социально-экономическими эффектами через экстенсивные (количественные) и интенсивные (качественные) показатели. Сертификация позволяет установить соответствие / несоответствие требованиям профстандартов и получить сертификат. Она рассматривается как подтверждение результатов обучения на соответствие профстандартам, отражающим квалификационные требования работодателей по видам экономической деятельности. Ее основу составляют результаты обучения выпускника (усвоение компетенций), которые отражаются в профессиональных стандартах подготовки кадров.
Социально-экономический эффект развитости системы профобразования определяет ее способность обеспечивать кластеры региона соответствующими кадрами, в необходимом количественно-качественном отношении на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективы. К ним относятся: внешние - экспертная оценка качества подготовки кадров соответствующих категорий, их способность удовлетворять перспективные потребности региона; внутренние - устойчивость системы профобразования региона в удовлетворении кадровых потребностей на перспективу; действенность учреждения профобразования в обеспечении кадровых потребностей региона по профилям подготовки; эффект целостности, эмерджентности - способность системы сохранять накопленный ресурсно-образовательный потенциал; интегративный - развитость интегративных возможностей на уровне отдельных учреждений и системы профобразования в целом, гибкость реагирования на кадровые потребности региона; эффект «позитивной синергии» - личностно-профессиональный рост кадрового потенциала региона, как результат оптимального сетевого интегративного партнерства. Эти эффекты можно оценивать через призму обеспечения кадрами стратегического развития региона (обеспечивает, не обеспечивает); удовлетворения потребностей рынка труда и кластеров (удовлетворяет, не удовлетворяет); на разных уровнях (профподготовки, переподготовки, повышения квалификации), направлениях; в различных перспективах. Критериями оценки социально-экономических эффектов выступают: комплементарность, сетевая интеграция, гибкость, целостность.
5. Концепция региональной системы развития профобразования определяется стратегическими задачами развития региона, его инвестиционной привлекательности, спецификацией в профессионально-видовом плане с учетом региональных (климатических, геополитических, социокультурных) контекстов и условий; учитывает ресурсный и интегративный потенциал самой системы, сложившийся опыт и традиции профподготовки кадров разного уровня и направлений, способность системы гибко реагировать на текущие и перспективные потребности регионального рынка, а также демографическую ситуацию региона (в том числе и кадровый резерв); миграционные процессы (включая трудовые резервы из стран ближнего зарубежья и стремление молодежи переехать в крупные города). Она строится на основе прогноза (текущего, среднесрочного, долгосрочного) стратегического развития региона и интеграции ресурсных возможностей системы образования с производством в обеспечении качественной подготовки требуемых кадров; включается в соответствующие программы модернизации, выступая составной частью их кадрового оснащения и реализуется с учетом мониторинга социально-экономических эффектов функционирования, предусматривая коррекцию и меры ее дальнейшего совершенствования.
6. Модель реализации концепции представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, обеспечивающих функционирование системы профобразования на основе ее интегративных возможностей, ресурсного потенциала и перспектив модернизации в удовлетворении кадровых потребностей региона. Основными ее компонентами выступают: информационно-прогностический, целевой, организационно-управленческий, содержательно-технологический, мониторинговый, результативный. Механизмами развития являются: нормативно-правовой, административно-управленческий, ресурсный, финансовый, материально-технический, поисково-исследовательский, дидактико-технологический, сетевой. Важнейшим механизмом развития выступает интегративность, осуществляемая на уровне отдельного учреждения образования, кластерного образовательного обеспечения и системы в целом в интересах нового качества обеспечения кадровых потребностей региона. Она позволяет обеспечивать качественно иной уровень функционирования системы образования, гибко реагируя на запросы развития региона, способствует поиску путей наиболее полного удовлетворения его потребностей.
Организационно-управленческий компонент является ядром, обеспечивающим непосредственное взаимодействие с органами социально-экономического развития региона и учреждений образования в интересах стимулирования развития. Субъектом организационного обеспечения функционирования системы профобразования на разных уровнях, в зависимости от программ развития региона (целевых, среднесрочных, долгосрочных), а также кластерного обеспечения кадрами, может выступать федеральный исследовательский университет, научно-исследовательский институт развития профобразования, республиканский или региональный институт развития профобразования, институт повышения квалификации и профподготовки. Содержательно-технологическое обеспечение определяет содержание разноуровневых программ, технологий их реализации с учетом возможностей интеграции образовательных ресурсов кафедр и учреждений образования в целом.
Принципами функционирования модели выступают системообразующие (открытости и непрерывности образования, опережающего инновационного развития, регионализации, кооперации и сетевого партнерства); общепедагогические (целостности, культуросообразности, профессиональной целесообразности), дидактические (диверсификации профобразования, интеграции научных знаний, фундаментальности, преемственности).
7. Перспективными направлениями развития региональной системы профобразования на основе интегративности выступают: повышение роли субъекта организационного обеспечения функционирования системы образования на уровне отдельного учреждения образования, кластерного развития подготовки кадров, системы в целом; повышение интегративности в образовательной деятельности на уровне отдельного учреждения образования и учреждений региона; развитие интегративных возможностей регионов; развитие взаимосвязей органов управления образованием региона, системы образования, регионального института повышения квалификации и профпереподготовки как субъекта интеграции; совершенствование государственно-общественной экспертизы качества подготовки; усиление мобильности функционирования и повышение интегративности на уровне отдельных учреждений образования и системы в целом.
Педагогическими условиями, необходимыми для региональной системы развития профобразования, являются организационно-управленческие: развитость сети учреждений образования и ресурсных центров; сетевое интегративное партнерство на основе целевой концентрации ресурсов; соответствие долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной программ развития профобразования реальным потребностям региона; участие общественно-государственных институтов в формирование кадровой стратегии региона; дидактические: соответствие программ обучения, повышения квалификации и переподготовки потребностям кадрового обеспечения; методическая обеспеченность образовательного процесса на разных уровнях; развитость интегративных связей в обучении на уровне предмета, кафедры, кафедр; подготовленность педагогических кадров к реализации интегративных возможностей образования в профподготовке специалистов и др.; ресурсные (материальная, техническая, кадровая, методическая, информационная, учебно-производственная обеспеченность и др.); инвестиционно-производственные: обеспечение инвестиций в систему профобразования региона для модернизации ее содержательно-структурного обновления; укрепление статуса образования как стратегического ресурса развития региона; организация в системе профобразования собственных производств для стажировки обучающихся и обслуживания населения (строительный полигон, учебный сварочный цех, ремонтная мастерская).
1. Лищина, Г.Н. Региональная система профобразования и перспективы ее развития : моногр. / Г.Н. Лищина. - Тула : НИИОТ ТИЭИ, 2010. - 107 с. (6.6 п.л.).
2. Лищина, Г.Н. Концепция развития системы профобразования региона на основе интегративности : моногр. / Г.Н. Лищина. - Тула : НИИОТ ТИЭИ, 2010. - 132 с. (8.2 п.л.).
3. Лищина, Г.Н. Развитие системы профессионального образования Тульской области на основе интегративности : моногр. / Г.Н. Лищина. - Тула : НИИОТ ТИЭИ, 2011. - 340 с. (21.2 п.л.).
4. Аймалетдинова, Л.А. Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании : моногр. / Л.А. Аймалетдинова [и др.]. – Красноярск : Научн.-инновац. центр, 2012. - 372 с. (авт. участ. - 9,6 %, 2.0 п.л.).
Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК РФ
5. Лищина, Г.Н. Модернизация системы профобразования Тульской области / Г.Н. Лищина // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 2. - С. 49 - 52 (0.25 п.л.).
6. Лищина, Г.Н. Развитие региона и его система профессионального образования / Г.Н. Лищина // Социальная политика и социология. - 2011. - № 9. - С. 339 – 349 (0.69 п.л.).
7. Лищина, Г.Н. Интегративность в развитии системы профессионального образования / Г.Н. Лищина // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 12. - С.21 - 22 (0.25 п.л.).
8. Лищина, Г.Н. Анализ развития системы профессионального образования Тульской области / Г.Н. Лищина // Человеческий капитал. - 2011. - № 12. - С. 33 - 37. (0.62 п.л.).
9. Лищина, Г.Н. Модель развития системы профобразования на основе интегративности / Г.Н. Лищина // Человеческий капитал. - 2011. - № 12. - С. 121-126 (0.37 п.л.).
10. Лищина, Г.Н. Актуальность исследования проблемы развития системы профобразования региона / Г.Н. Лищина // Социальная политика и социология. - 2011. - № 5 (71). - С. 334 – 340 (0.43 п.л.).
11. Лищина, Г.Н. Факторы, существенно влияющие на развитие системы профобразования региона [Электронный ресурс] / Г.Н. Лищина // Современные проблемы науки и образования. РАЕ: 2012. - № 1; URL: http://www.science-education.ru/101-5306 (дата обращения: 17.01.2012).
12. Лищина, Г.Н. Ресурсные возможности региона в развитии системы профобразования / Г.Н. Лищина // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3. - С. 295-299 (0.31 п.л.).
13. Лищина, Г.Н. Потенциал кафедры в ресурсном обеспечении модели развития региональной системы профобразования / Г.Н. Лищина // Казанская наука. - 2012. - № 1. - С. 253 – 255 (0.31 п.л.).
14. Лищина, Г.Н. Потенциал регионального центра развития профессионального образования в ресурсном обеспечении экспериментальной модели / Г.Н. Лищина // В мире научных открытий. Красноярск : Научн.-инновац. центр, 2012. - № 2.1 (26) (Проблемы науки и образования). - С. 128 – 142 (0.94 п.л.).
15. Лищина, Г.Н. Критерии и показатели развития системы профессионального образования региона / Г.Н. Лищина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 6. - С. 90 – 97 (0.87 п.л.).
16. Лищина, Г.Н. Развитие ресурсного обеспечения системы профессионального образования Тульской области [Электронный ресурс] / Г.Н. Лищина // Современные проблемы науки и образования. РАЕ: 2012. - № 2; URL: http://www.science-education.ru/102-5819 (дата обращения: 22.03.2012).
17. Лищина, Г.Н. Анализ эффективности развития системы профобразования Тульской области на основе интегративности / Г.Н. Лищина // Вестник Тверского государственного университета. - Серия : Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 431 – 436 (0.75 п.л.).
18. Лищина, Г.Н. Основные подходы к исследованию региональной системы профессионального образования / Г.Н. Лищина //Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. - № 1. - С.190 – 197 (0.56 п.л.).
19. Лищина, Г.Н. Интегративность в развитии региональной модели профессионального образования / Г.Н. Лищина // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. – Вып. 2. - С. 67 - 71 (0.31 п.л.).
Учебно-методические пособия
20. Лищина, Г.Н. Управление качеством образования : учеб.-метод. пособие / Г.Н. Лищина. - Тула : ИПК и ПП РОТО, 2006. - Серия «Эффективный руководитель». Вып.1. - 49 с. (3.0 п.л.).
21. Лищина, Г.Н. Справочник слушателя курсов повышения квалификации : учеб. –метод. пособие / Г.Н. Лищина. - Тула : ИПК и ППРО ТО, 2010. – Вып. 1. Подготовка к уроку. - 36 с. (2.0 п.л.).
22. Афиногенов, А.Я. Опытно-экспериментальная работа в учреждениях профессионального образования Тульской области : учеб. - метод. пособие / А.Я. Афиногенов, Л.И. Луценко, Г.Н. Лищина. - Тула: ИПК и ППРО ТО, 2008. - 10.2 п.л. (авт. участ. - 41%, 4.2 п.л.).
Статьи, тезисы, доклады в журналах, материалах научно-практических конференций, сборниках научных трудов
23. Играева, Э.И. Мониторинг текущего состояния и прогнозирования перспективной кадровой потребности в квалифицированных кадрах Тульской области : информ.-аналит. изд. / Э.И. Играева, Г.Н. Лищина. - Тула : ИПК, 2008. - 108 с. (авт. участ. - 50%, 3.3 п.л.).
24. Играева, Э.И. Мониторинг текущего состояния и прогнозирование перспективных потребностей в квалифицированных кадрах Тульской области (второй этап) : информ.-аналит. изд. / Э.И. Играева, Г.Н. Лищина. – Тула : ИПК, 2009. - 91 с. (авт. участ. – 50 %, 2.8 п.л.).
25. Лищина, Г.Н. Интерактивные технологии как условие развития мышления обучающихся / Г.Н. Лищина // Вузовская наука. Традиции. Новации. Перспективы : сб. - Тула : АНОВПО «ИЭУ», 2007. - С. 295 - 302 (0.5 п.л.).
26. Лищина, Г.Н. Инновационное развитие профобразования Тульской области / Г.Н. Лищина // Инновационный учебно-методический комплекс в профессиональном и техническом образовании : матер. науч.-практ. конф. - Липецк : ЛИРО, 2008. - С.123 – 127 (0.31 п.л.).
27. Лищина, Г.Н. Инновационные подходы в подготовке специалистов для системы начального и среднего профобразования / Г.Н. Лищина // Инновации в качественной подготовке профессиональных кадров : сб. - М.;Тула : Изд-во ТулГУ, 2009. - С. 333 – 335 (0.18 п.л.).
28. Лищина, Г.Н. Информационные технологии в профессиональном образовании для подготовки конкурентоспособного специалиста / Г.Н. Лищина // Информационные и телекоммуникационные средства и технологии в экономике, бизнесе, управлении, технике и образовании : матер. всерос. науч.- практ. конф. - М.;Тула, 2008. - С. 216 - 218 (0.18 п.л.).
29. Лищина, Г.Н. Роль кафедры в сопровождении интеграционных процессов развития системы начального и среднего профессионального образования Тульской области / Г.Н. Лищина // ИПК и ППРО ТО : сегодня, завтра : сб. - Тула : ИПК и ППРО ТО, 2009. - С. 84 - 91 (0.5 п.л.).
30. Лищина, Г.Н. Модернизация образовательных программ профобразования в условиях новых ФГОС / Г.Н. Лищина // Менеджмент качества в экономике, управлении и образовании : матер. межд. науч.-практ. конф. - М.; Тула : Изд-во ТулГУ, 2010. - С. 188 – 192 (0.31 п.л.).
31. Лищина, Г.Н. Инновационные формы сотрудничества в международных проектах / Г.Н. Лищина // Проблемы экономики и информатизации образования : матер. VII межд. науч.-практ. конф. – Тула : ТИЭИ, 2010. - С. 565 - 569 (0.31 п.л.).
32. Лищина, Г.Н. Сетевое взаимодействие учреждений профобразования как условие достижения качества / Г.Н. Лищина // Менеджмент качества в экономике, бизнесе, управлении и образовании : матер. межд. науч.-практ. конф. - М.; Тула : ИПК и ППРО ТО, 2010. - С. 86 - 90 (0.31 п.л.).
33. Лищина, Г.Н. Профессиональное образования должно соответствовать требованиям инновационной экономики / Г.Н. Лищина // Вестник администрации Тульской области : официальное информ. - прав. период. изд. № 3 (51). – Тула : Администр. Тульской обл., 2010. - С. 540 - 545 (0.37 п.л.).
34. Лищина, Г.Н. Пути решения проблем модернизации системы профобразования Тульской области / Г.Н. Лищина // Инновационное развитие начального и среднего профобразования : опыт, проблемы и перспективы. - М. : АПО Центр ИРПО, 2010. - С. 143 - 150 (0.5 п.л.).
35. Лищина, Г.Н. Подготовка конкурентоспособного специалиста в системе профессионального образования / Г.Н. Лищина // Тульский институт экономики и информатики на рубеже второго десятилетия : сб. – Тула : ТИЭИ, 2010. - С. 237 – 244 (0.5 п.л.).
36. Лищина, Г.Н. Стандартизация образования как фактор развития системы профессионального образования региона / Г.Н. Лищина // Интеллектуальный потенциал региона и управление знаниями : матер. межд. науч.-практ. конф. - М.; Тула : Изд-во ТулГУ, 2011. - С.181 - 184 (0.25 п.л.).
37. Лищина, Г.Н. Интегративность как фактор развития системы профобразования региона / Г.Н. Лищина // Проблемы экономики и информатизации образования : матер. VIII межд. науч.-практ. конф. – Тула : ТИЭИ, 2011. - С.430 - 434 (0.31 п.л.).
38. Лищина, Г.Н. Исследовательская деятельность тульской «профессиональной школы» в системе менеджмента качества / Г.Н. Лищина // Проблемы экономики и информатизации образования : матер. IX межд. науч.-практ. конф. – Тула : ТИЭИ, 2012. - С. 340 – 347 (0.5 п.л.).
39. Лищина, Г.Н. Интегративность подготовки востребованных кадров в системе профессионального образования региона / Г.Н. Лищина // Проблемы образования, инновации и менеджмент знаний в подготовке компетентных кадров : матер. межд. науч.-практ. конф. - М.; Тула : Изд-во ТулГУ, 2012. - С. 343 – 345 (0.18 п.л.).
40. Лищина, Г.Н. Конкурентоспособность и кластерный подход в развитии региона и системы профессионального образования / Г.Н. Лищина // Социально-экономические и психологические проблемы управления : матер. III всерос. науч.-практ. конф. М. : МГППУ, 2012. - С. 166 - 171 (0.37 п.л.).
41. Лищина, Г.Н. Инновационный потенциал российских регионов в условиях модернизации профобразования / Г.Н. Лищина // Развитие северных территорий: проблемы и перспективы : матер. межд. молод. конф. – Мурманск : МГПУ, 2012. - С. 92 - 95 (0.25 п.л.).
42. Лищина, Г.Н. Инновационное развитие Тульской области и региональной системы профессионального образования / Г.Н. Лищина // Проблемы инновационного развития территории : междисциплинарный подход : матер. всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. - Пермь, 2013. - Ч.III. - C. 72 – 83 (0.75 п.л.).
43. Лищина, Г.Н. Профессиональная подготовка кадров для инновационной экономики региона / Г.Н. Лищина // Социально-экономические и психологические проблемы управления : матер. I межд. науч.-практ. конф. - М. : МГППУ, 2013. - С. 166 – 171 (0.37 п.л.).
44. Лищина, Г.Н. Оценка эффективности системы профессионального образования региона на основе сертификации / Г.Н. Лищина // Проблемы экономики и информатизации образования : матер. X межд. науч.-практ. конф. – Тула : ТИЭИ, 2013. - С. 33 - 37 (0.31 п.л.).