Научная тема: «ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1.  Методология исследования образовательного пространства современного педагогического вуза в контексте подготовки будущих педагогов к обучению школьников самообразовательной деятельности обосновывает  обеспечение в сложном процессе педагогического взаимодействия ценностно-смысловой сотрансформации субъектов образовательного процесса - студента и школьника - и предопределяет ориентацию на ряд общенаучных подходов (системный, личностно-ориентированный, дифференцированный, синергетический, антропологический, деятельностный, культурологический, аксиологический, гуманистический) и  организующих конкретное образовательное пространство принципов  (активность, сознательность, последовательность; демократичность в отношениях; опора на основы партнерства и сотрудничества; непрерывность и системность формирующего воздействия; коммуникативность; создание условий для освоения студентами разнообразных методов и приемов обучения школьников самообразовательной деятельности; оказание помощи студентам в раскрытии их внутренних потенциальных возможностей;  опора на положительные элементы в деятельности студентов; своевременность педагогической поддержки;  самостоятельность;  индивидуальность; субъектность; вариативность способов организации работы; успешность).

2. Теория построения образовательного пространства современного педагогического вуза в контексте подготовки будущих педагогов к обучению школьников самообразовательной деятельности включает:

  • базовое понятие готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности как интегрального качества личности, возникающего в результате целенаправленной подготовки и самоподготовки к профессионально-педагогической деятельности, позволяющего осознанно осуществлять функции руководства и педагогической поддержки самостоятельности школьников в познании окружающего мира; данное качество представлено как единство трех составляющих: готовности к самообразовательной деятельности, сформированности умений обучения школьников данному виду деятельности, сформированности познавательной самостоятельности студентов;
  • представление о процессе формирования готовности студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности как об  изменении субъектов взаимодействия (студента и ученика) вследствие преобразования внешних воздействий (действий студента) на ученика в ценностно-смысловое взаимодействие, где внешнее действие является условием становления интереса к самообразовательной деятельности и средством формирования умений самообразовательной деятельности учащихся, приобретения ими качеств самоорганизуемой личности;
  • компонентные характеристики готовности студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности: мотивационный (интерес к знаниям, повышение эрудиции, подготовка к профессиональной деятельности); когнитивный (осведомленность о сущности самообразования, представления о значимости самообразования для человека); операционный (умения проектировать самообразование, определить систему методов работы, предвидеть результат деятельности); способностей (быстро вчитываться в содержание, долго задерживать информацию в памяти, способность переносить знания в новую ситуацию); личностный (самопознание, волевое напряжение, направленность на преодоление трудностей); самоуправления (самоанализ, самоконтроль, самооценка).

3. Концепция формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности, базирующаяся на ведущих методологических подходах и конкретных педагогических принципах,  а также сформированных теоретических представлениях о сущности   данного формирующего процесса, представляет собой научно-обоснованную систему взглядов и идей, направленных на построение динамической структурно-уровневой образовательной среды вуза, включающей в себя:

  • этапы реализации: педагогическая диагностика готовности студента к самообразовательной деятельности; проектирование системы формирования у студентов готовности к самообразовательной деятельности; проектирование системы формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности; анализ результативности системы формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности;
  • педагогическую технологию, обеспечивающую формирование у студентов социальных и личностных качеств, развитие творческих умений и последовательное овладение приемами обучения школьников самообразовательной деятельности;
  • технологию рефлексивного управления студентами своим опытом, самосознанием и самоорганизацией, реализующуюся через систему условий: позитивная установка на деятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, динамика личностного самосознания.  

4. Структурно-функциональная модель  формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности включает в себя ряд блоков:

1) теоретический блок: методологические подходы построения процесса формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности; теоретические представления и концептуальные положения теории;

2) содержательный блок: цель и задачи, решаемые в ходе организации опытно-экспериментальной работы; организация и  содержание опытно-экспериментальной работы;

3) операционно-стимулирующий (технологический) блок: система методов работы со студентами на этапе формирования у них готовности к самообразовательной деятельности, на этапе формирования осознания значимости обучения школьников самообразовательной деятельности и на этапе формирования готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности;

4) результативно-оценочный блок: система критериев и показателей уровней готовности студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности.

5. Педагогические условия формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности обеспечивают последовательность и этапность формирующей работы. Они включают:

  • уровневый характер подготовки к обучению школьников самообразовательной деятельности (первый уровень - разработка программы обучения (обозначаются конкретные дисциплины; определяется частотность выполнения заданий; осуществляется постепенное усложнение содержания заданий и методов их выполнения); второй уровень - стимулирование школьников на самообразовательную деятельность; третий уровень - организация взаимодействия с учащимися (при распределении заданий, в процессе контроля за ходом выполнения заданий, при анализе выполненных заданий и их оценке);
  • интеграцию образования и самообразования, что позволяет сблизить процессы получения готовых знаний и самостоятельного их добывания и выработать у студента индивидуальный стиль деятельности, совершенствовать знания, условия для достижения ими успеха;
  • создание в вузе социально-профессиональной среды с целью обеспечения студентам самопознания, самоформирования, самораскрытия, самовоспитания, самоактуализации, саморегулирования, самоуправления;
  • использование в качестве основного механизма формирования готовности студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности рефлексивного управления их деятельностью;
  • систематический комплексный анализ готовности студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности.

6. Технология формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности представляет собой процесс создания социально-профессиональной среды, формирующей у студента субъектную позицию, которая оптимизирует его отношение к самообразованию в учебно-воспитательном процессе, обеспечивает самостоятельность и уверенность при участии в различных видах учебной и внеучебной деятельности; формирует осознание значимости самообразования, осознание надежности и предсказуемости результатов образования, уверенности в свои силы и возможности. Данная технология включает в себя комплекс: 1) творческих заданий, требующих свободной ориентировки в определении приемов самообразовательной деятельности, самостоятельного планирования деятельности, выбора способов ее выполнения, преодоления трудностей, осмысления причин возникших затруднений, рефлексии; 2) нетрадиционных методов и форм, направленных на формирование умений самообразования и повышающих мотивацию к самообразовательной деятельности; 3) педагогических ситуаций, при которых студент вынужден заниматься самообразованием; 4)  направленного педагогического воздействия на студентов, опирающегося на широкое использование активных методов обучения, проектной деятельности, компьютерных технологий.

7. Основными критериями эффективности формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности выступают: наличие высокой работоспособности, основанной на сформированных интересах; наличие потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании, самовоспитании; адекватность оценок и самооценок (умение анализировать свое поведение; умение изучать себя и других); согласованность в действиях, направленных на обучение школьников, мотивированность своего участия в разнообразных видах деятельности; умение понимать состояние ученика; умение перестраивать свои действия в зависимости от ситуации; умение находить выход из противоречивых ситуаций; умение не только выполнять действие, но и обосновать правильность этого выполнения; сформированность активной творческой позиции, высоких моральных качеств, чувства ответственности за порученное дело, самодисциплины; умение понять и поддержать собеседника, вызвать его на доверительный диалог.

Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия

1.Галустов А.Р. Управление познавательной самостоятельностью школьников в подготовке будущих учителей. Учебное пособие. М: Илекса, 2010. 144 с. (9 п.л.)

2.Галустов А.Р. Познавательная самостоятельность с позиций философского, психологического и педагогического знаний. Монография. М.: Илекса, 2011. 68 с. (4,25 п.л.)

3.Галустов А.Р. Теория и практика готовности студентов к самообразовательной деятельности. Монография. М.: Илекса, 2011. 96 с. (6 п.л.)

4.Галустов А.Р. Педагогические условия формирования у студентов готовности к обучению школьников умениям самообразовательной деятельности. Монография. М.: Илекса, 2012. 176 с. (11 п.л.)

5.Галустов А.Р., Глухов В.С. Поиск, развитие, поддержка одаренных и талантливых студентов в педагогических вузах (курс лекций). Учебное пособие. Армавир: РИО АГПА, 2012. 128 с. (8 п.л.)

6.Галустов А.Р. Теория и практика формирования у будущих педагогов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности: Монография. М: Илекса, 2013, 188 с. (11,75 п.л.)

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

7.Галустов А.Р. Готовность студентов к самообразовательной деятельности. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп: изд-во АГУ. Вып. 1. 2011. С. 19-27. (0,5 п.л.)

8.Галустов А.Р. Основы проектирования модели готовности студентов к самообразованию. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп: изд-во АГУ. Вып. 2. 2011. С. 46-49. (0,5 п.л.)

9.Галустов А.Р. Проблема самообразования в современных педагогических исследованиях. // Региональный научный журнал Культурная жизнь Юга России. 2011. № 3 (41). С. 11-14. (0,5 п.л.)

10.Галустов А.Р. Теоретические основы формирования у студентов готовности к обучению школьников к самообразовательной деятельности. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 4. С. 321-324. (0,5 п.л.)

11.Галустов А.Р. Формирование у студентов готовности к самообразовательной деятельности. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 5 (43). С. 171-175. (0,5 п.л.)

12.Галустов А.Р. Диагностика готовности студентов к самообразовательной деятельности. // Региональный научный журнал Культурная жизнь Юга России. 2011. № 5 (43). С. 30-32. (0,5 п.л.)

13.Галустов А.Р. Педагогические основы формирования готовности к самообразованию студентов. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 2. С. 61-69. (0,5 п.л.)

14.Галустов А.Р. Роль педагогических практик в процессе формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности. // Вестник Северо-кавказского государственного технического университета. 2012. № 2 (31). С.148-155. (1,4 п.л.)

15.Галустов А.Р. Образовательный процесс в высшей школе как фактор формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности. // Вестник университета (ГУУ). М.: ГУУ, 2012. № 18. С. 227-233. (1 п.л.)

16.Галустов А.Р., Глухов В.С., Дикой А.А. и др. Мультимедийное моделирование в системе поиска и развития одаренных и талантливых студентов в педагогических вузах. // Журнал «Вестник Брянского государственного университета». Брянск: БГУ. 2012. № 1. С. 18-29. (0,4 п.л.)

17.Галустов А.Р. Интеграция знаний в высшей школе как условие успешной подготовки специалистов. // Гуманизация образования. 2013. № 2. (0,5 п.л.)

18.Галустов А.Р. Формирование конкурентоспособного специалиста в условиях высшего педагогического образования как педагогическая проблема. // Вестник Университета Российской академии образования. 2013. № 1(64) (0,8 п.л.)

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки Белоруссии

19.Галустов А.Р., Глухов В.С. Модель выявления, развития и поддержки талантливых студентов в педагогических вузах. // Веснiк МДПУ iмя I.П. Шамякiна. 2013. № 1 (38). С.59-66. (0,5 п.л.).

Научные статьи

20.Галустов А.Р., Галустов Р.А., Глухов B.C. Компьютерные технологии обучения при подготовке современного учителя. Технологическое образование учащихся в современных условиях. Тезисы международной конференции по технологическому образованию сельских школьников 21-24 сентября 1999 года. Армавир, АГПИ, 1999. (0,2 п.л.)

21.Галустов А.Р. Становление школьного предмета технологии в школах США. Технология: Опыт и перспективы развития. Тезисы международной научно-практической конференции «Технологическое образование сельских школьников в современных условиях» 19-21 сентября 2000 года. Армавир, АГПИ, 2000. (0,2 п.л.)

22.Галустов А.Р. Компьютерные и Интернет-технологии в образовании. //Наука и Образование. Известия Южного отделения Ростовского государственного педагогического университета. Научно-образовательный и прикладной журнал. 2002. № 2. Издательство РГПУ, 2002. (0,4 п.л.)

23.Галустов А.Р. Использование Internet-технологий в образовании. Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов IX Годичного собрания Южного отделения РАО и XXI региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ростов н/Д: Издательство РПГУ, 2002. Часть I. (0,2 п.л.)

24.Галустов А.Р. Интернет-технологии учителю и ученику. Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: Сборник тезисов. Вып.8. Армавир: Издательский центр АГПИ, 2002. (0,2 п.л.)

25.Галустов А.Р. Применение образовательных ресурсов интернет при подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства. Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ 4-5 февраля 2003 г. М., 2003. (0,3 п.л.)

26.Галустов А.Р. Проектная деятельность учащихся в сети Интернет как средство формирования познавательной самостоятельности. Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: Сборник тезисов. Вып. 9. Армавир: Редакционно-издательский центр АГПИ, 2003. (0,2 п.л.)

27.Галустов А.Р. Исследование готовности студентов к формированию познавательной самостоятельности школьников. Технолого-экономическое образование: состояние, проблемы, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 12 марта 2003 года / Под редакцией В.Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГУ, 2003. (0,13 п.л.)

28.Галустов А.Р. Готовность учителей технологии к формированию познавательной самостоятельности школьников как психолого-педагогическая проблема. // Материалы 10 международной научно-практической конференции «Совершенствование образовательного пространства как социально-педагогическая проблема». Брянск: Изд-во БГУ, 2003. (0,19 п.л.)

29.Галустов А.Р. Проектный метод обучения в процессе формирования познавательной самостоятельности школьников. // Москва: Объединенный научный журнал. 2003. № 7 (63). (0,19 п.л.)

30.Галустов А.Р. Проектная деятельность студентов в Интернет. Сборник «Неделя науки АГПУ». Серия «Ест.-техн. науки». Армавир, 2005. (0,1 п.л.)

31.Галустов А.Р. Организация проектной деятельности в интернет и познавательная мотивация студентов. Сборник статей 2 Международной научно-практической конференции «Технолого-экономическое образование в XXI». Армавир: РИЦ АГПУ, 28-29 сентября 2005 г. (0,2 п.л.)

32.Галустов А.Р. Информационные технологии как основной компонент личностно-ориентированного подхода к обучению. Сборник статей XI Международной конференции по технологическому образованию школьников. Брянск: Изд-во БГУ, 2005. (0,3 п.л.).

33.Галустов А.Р. Определение воспитательного потенциала учебных занятий с использованием интернет-технологий. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Д.М, Гришина. Калуга, 2005. (0,2 п.л.)

34.Галустов А.Р. Познавательная мотивация студентов при использовании интернет технологий. Молодые ученые. Сборник статей. Вып. 32. Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. (1 п.л.)

35.Галустов А.Р. Использование информационных технологий учителя- предметника в педвузе. Международная конференция-выставка информационных технологий образования. М., 2006. (0,1 п.л.)

36.Галустов А.Р. Новые информационные технологии в образовании. III Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии в дизайн-образовании». Сочи, 2006. (0,2 п.л.)

37.Галустов А.Р. Проблема обучения воспитанников детских домов новым информационным технологиям. Региональная научно-практическая конференция «Разработка системы подготовки социальных педагогов к работе с детьми- сиротами и опекунскими семьями». Армавир, 2006. (0,2 п.л.)

38.Галустов А.Р., Бабенко Т.А. Контрольные задания для студентов заочного отделения по курсу «Математика и информатика». Организация и контроль «СРС в АЛУ - Армавир». Армавир: АЛУ, 2005. (0,12 п.л.)

39.Галустов А.Р., Бабенко Т.А. Использование тестов для повышения качества знаний студентов. Сборник научно-методических работ профессорско-преподавательского состава, аспирантов, соискателей, студентов АЛУ. Армавир: АЛУ, 2006. (0,06 п.л.)

40.Галустов А.Р. Информационные технологии как основной компонент личностно–ориентированного образования. Сборник статей XI Международной конференции по технологическому образованию школьников. М: МГПУ, 2007. (0,31 п.л.)

41.Галустов А.Р. Информационно-коммуникационные технологии в познавательной мотивации студентов. Сборник докладов Международной конференции «ИТО - 2008». М., 2008. (0,2 п.л.)

42.Галустов А.Р. Дидактические возможности применения ИКТ в технологическом образовании. Сборник докладов международной конференции «Технологическое образование: проблемы и перспективы». Армавир, 2008. (0,35 п.л.)

43.Галустов А.Р. Управление познавательной мотивацией студентов в подготовке будущих учителей технологии. Сборник докладов международной конференции «Технологическое образование: проблемы и перспективы». Армавир, 2008. (0,3 п.л.)

44.Галустов А.Р. Проблема обучения воспитанников детских домов новым информационным технологиям. Региональная научно-практическая конференция «Разработка системы подготовки социальных педагогов к работе с детьми- сиротами и опекунскими семьями». Армавир, 2008. (0,3 п.л.)

45.Галустов А.Р. Самообразование студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Сборник докладов международной конференции «Технологическое образование: проблемы и перспективы». Армавир, 2008. (0,2 п.л.)

46.Галустов А.Р. Использование Интернет технологий в познавательной деятельности студентов. Технолого-экономическое образование в XXI веке. Новокузнецк, 2008. (0,2 п.л.)

47.Галустов А.Р. Подготовка будущих педагогов к управлению познавательной деятельностью школьников. Актуальные проблемы технологического образования сельских школьников: материалы Международной научно-практической конференции (28-29 октября 2010 г.). Часть 2 / Под ред. Р.А. Галустова, Н.В. Зеленко. Армавир: РИЦ АГПА, 2010. (0,25 п.л.)

48.Галустов А.Р. Готовность будущих учителей к самообразовательной деятельности. Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации, перспектива: Межвузовский сборник статей XII Международной научно-практической конференции, Тула 15-18 февраля 2011 года, в 2 т. Т. 1. / Ответственный редактор А.А. Потапов. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2011. (0,62 п.л.)

49.Галустов А.Р. Проблема формирования готовности студентов к самообразованию. Педагогика и психология XXI века: материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых / Научный ред. А.Р. Галустов; отв. ред. Е.Б. Моисеева. Армавир: РИЦ АГПА, 2011. (0,19 п.л.)

50.Галустов А.Р. Подготовка будущих педагогов к организации самообразовательной деятельности школьников. Семья и личность: проблемы взаимодействия: материалы Международного сборника научных статей / Науч. ред. И.В. Ткаченко; отв. ред. А.М. Дохоян, Л.Г. Лисицкая. Армавир: РИЦ АГПА, 2011. (0,44 п.л.)

51.Галустов А.Р. Методы и средства формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности. Проблемы и перспективы. / Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Центр научного знания «Лотос», 2012. (0,4 п.л.)

52.Галустов А.Р. Самостоятельность как детерминанта развития личности. Педагогика и психология на современном этапе: материалы III Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Центр научного знания «Лотос», 2012. (0,4 п.л.)

53.Галустов А.Р. Самообразовательная деятельность как средство самореализации личности студентов. Международная научно-практическая конференция «Самореализация личности в межкультурном пространстве». М.: РУДН, 2012. (0,4 п.л.)

Учебно-методические работы

54.Галустов А.Р. Подготовка, выполнение и защита курсовой работы. Учебно-методическое пособие для специальности 080113 «Страховое дело (по отраслям)». Армавир: Изд-во АКУСИТ, 2007. (1,2 п.л.)