2. Модель субъектно-ориентированной системы повышения квалификации работников образования основана на сетевом взаимодействии федерального и регионального центров повышения квалификации как равноправных партнеров. Структурами, обеспечивающими сетевой характер взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (слушателей, тьюторов, организаторов) являются стажерские (сетевые) площадки, что дает возможность слушателям не только познакомиться с лучшими образовательными и управленческими практиками, но и осуществить инновационные пробы. Модульная образовательная программа, реализуемая в сетевой модели повышения квалификации, позволяет слушателям формировать свой индивидуальный образовательный маршрут. Используемые современные технологии и методики проблемного обучения способствуют интериоризации ценностей модернизации образования в поле личных ценностей работников образования. Тактика полисубъектного подхода во взаимодействии со слушателями обеспечивает обогащение субъектного опыта специалиста и положительно влияет на мотивацию к профессиональному развитию.
3. Субъектно-ориентированная система повышения квалификации работников образования представляет собой целостную и непротиворечивую совокупность следующих основных элементов:
Цели повышения квалификации, постановка которых основана на изучении образовательного запроса конкретного субъекта и государственно-общественного заказа системе повышения квалификации.
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации, конструкция которой представляет собой совокупность учебных модулей, обеспечивающих продвижение слушателей в направлениях развития их конкретных профессиональных компетентностей.
Учебно-методическое и тьюторское сопровождение программы повышения квалификации через использование специально разработанных учебно-методических комплексов слушателями и специально подготовленными тьюторами.
Сетевая модель реализации программы повышения квалификации, обеспечивающая профессиональное взаимодействие слушателей с лучшими образовательными практиками.
Управление субъектно-ориентированной системой повышения квалификации, включающее совместное со слушателями проектирование содержания программы повышения квалификации и оценку ее эффективности.
Результаты повышения квалификации, воплощенные в успешной профессиональной реализации участника программы на рабочем месте в образовательном учреждении.
Мониторинг качества реализации программы повышения квалификации, показателем которого являются содержательные изменения в профессиональной компетентности работника образования в сфере инновационной деятельности.
Ведущей идеей субъектно-ориентированной системы повышения квалификации является задача преобразования профессионального субъектного опыта работника образования в его инновационный субъектный опыт. Преобразование субъектного опыта выступает движущей силой профессионального развития учителя, директора школы в его принципиальной незавершенности. Тем самым субъектно-ориентированная система повышения квалификации обеспечивает подготовку профессиональных кадров к решению актуальных задач модернизации общего образования. Методологической основой её построения выступают идеи и принципы личностно-ориентированного, акмеологического, аксиологического, практико-ориентированного, модульного, персонифицированного, системно-деятельностного и компетентностного подходов.
4. Технология разработки модульной программы повышения квалификации работников образования является специально организованной деятельностью, направленной на декомпозицию содержания целостной программы, под чиненной общей образовательной цели. Основными технологическими этапами разработки модульной программы являются:
I. аналитико-прогностический (проводится анализ образовательного за проса и государственного заказа на повышение квалификации (подготовку) работника образования по конкретному направлению, ставятся цели и задачи программы, предполагаются результаты);
II. структурно-композиционный (отбирается соответствующее целям содержание и структурируется по модулям и темам, уточняется общая композиция программы);
III. методический (отбираются дидактические методы и средства, максимально направленные на развитие субъектности работника образования, разрабатывается учебно-методическое сопровождение к каждому модулю);
IV. оценочный (разрабатываются контрольно-оценочные материалы к каждому модулю).
5. Критерии эффективности реализации модульной программы повышения квалификации работников образования в субъектно-ориентированной системе повышения квалификации выведены из компонентов профессиональной компетентности директора школы в сфере инновационной деятельности в образовании и представляют собой:
- аксиологический: система ценностно-целевых установок в профессиональной деятельности, не противоречащая целям и ценностным основам концепции модернизации российской школы; стремление к саморазвитию и профессиональной карьере как личностная ценность; восприятие своих подчиненных не только как педагогический трудовой коллектив, но и как отдельных субъектов
- когнитивный: знание основных направлений государственной политики в образовании, знание правовых основ управления, владение основами инновационного, кадрового, финансового менеджмента и основами экспертно-оценочной деятельности в управлении качеством образования в школе
- деятельностно-технологический: умение применять полученные знания для принятия оптимальных решений в нестандартных ситуациях управления школой.
1.Рытов, А. И. Повышение квалификации педагогических кадров: традиции и инновации [Текст] / А. И. Рытов : монография. – М.: Московский центр качества образования, 2012. – 140 с.
2.Рытов, А.И. Проектирование субъектно-ориентированной системы повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации образования [Текст] / А. И. Рытов : монография. – М.: Академия социального управления, 2013.
II. Научные статьи
а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации и основных положений докторской диссертации:
3.Рытов, А. И. Новые ориентиры системы повышения квалификации педагогических работников: федерально-региональный подход [Текст] / А. И. Рытов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. – № 2. – С. 46 – 49.
4.Рытов, А. И. Концептуальные подходы к повышению квалификации педагогических работников в условиях инновационных преобразований / А. И. Рытов // Новые технологии. – Майкоп: МГТУ, 2011. – С. 179 – 183.
5.Рытов, А. И. Образовательная сеть для повышения квалификации педагогов [Текст] / А. И. Рытов // Народное образование. – 2011. – № 9. – С. 153 – 159.
6.Рытов, А. И. Профессиональные кадры как залог успеха инновационного развития России [Текст] / А. И. Рытов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 1. – С. 30 – 32
7.Рытов, А. И. Сетевая модель повышения квалификации работников об-разования [Текст] / А. И. Рытов // Вестник Майкопского государственного Университета.- 2012.-№ 4- С.97-103
8.Рытов, А. И. Профессиональные педагогические сообщества как инновационный ресурс системы образования [Текст] / А. И. Рытов, Т. Ф. Сергеева // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5. – С. 128 – 130.
9.Рытов, А. И. Проблема оценки профессиональной компетентности директора общеобразовательной школы [Текст] / А. И. Рытов // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 4. – С. 21 – 29.
10. Рытов, А. И. Сетевая модель повышения квалификации [Текст] / А. И. Рытов / /Народное образование 2013. – № 1 – С. 127-131.
б) опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, материалах конференций, вузовских сборниках
11.Рытов, А. И. Маркетинг образовательных услуг в сфере профессио нального образования [Текст] / А. И. Рытов // Педагогический вестник Оренбуржья. – 1993. – № 2. – С. 7 – 11.
12.Рытов, А. И. О перспективах профтеха [Текст] / А. И. Рытов // Педагогический вестник – Оренбуржья. – 1993. – № 2. – С. 19 – 23
13.Рытов, А. И. Некоторые аспекты деятельности муниципальных объединений профтехобразования [Текст] / А. И. Рытов // Пути реформирования профтехобразования: тезисы международной научно-практической конференции (3 – 4 октября 1996 г.). – Оренбург, 1996. – С. 24 – 26.
14.Рытов, А. И. Целесообразна ли децентрализация управления?! [Текст] / А. И. Рытов // Материалы научно-практической конференции ОГТУ. – Оренбург, 1997. – С. 64 – 67.
15.Рытов, А. И. Инновационный подход к управлению муниципальной системой образования [Текст] / А. И. Рытов // Кредо (Оренбург). – 1998. – № 4. – С. 65 – 74.
16.Рытов, А. И. Создание условий для устойчивого развития учреждений образования – организующая составляющая муниципального управления[Текст] / А. И. Рытов // Содержание и технологии контроля за качеством образования: тезисы региональной научно-практической конференции (15 – 16 апреля 1998 г.). – Орск, 1998. С. 17 – 18.
17.Рытов, А. И. Апробация новой структуры и содержания общеобразовательной подготовки в УНПО московского региона [Текст] / А. И. Рытов // Профессиональное образование. – 2005. – № 12. – С. 30 – 31.
18.Рытов, А. И. Стандартизация профессионального образования в Российской практике образовательных услуг [Текст] / А. И. Рытов // Материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов АСОУ (март – апрель 2006 г.). – М.: АСОУ, 2006. – С. 241 – 245.
19.Рытов, А. И. Образование взрослых в процессе повышения квалификации [Текст] / А. И. Рытов // Методическая работа в структуре образования взрослых: сб. статей. – М.: АПКиППРО, 2008. – С. 12 – 16.
20.Рытов, А.И. Модернизация системы повышения квалификации – ключевой фактор реализации государственной образовательной политики [Текст] /А.И.Рытов // Сборник научных статей «Развитие профессионального мастерства педагогов в системе непрерывного образования М.: АПК и ППРО, 2009.- С.3 – 7.
21.Рытов, А. И. Концептуальное обоснование модели непрерывного образования (повышения квалификации) директоров школ в системе общего образования Российской Федерации на основе использования модульных программ [Текст] / А. И. Рытов // Вестник образования. – 2009. – № 2. – С. 21 – 28.
22.Рытов, А. И. Вертикально интегрированная модель повышения квалификации директоров школ – путь от директора школы к менеджеру образования [Текст] / А. И. Рытов // Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика. – М.: АПК и ППРО, 2010. – С. 35 – 38.
23.Рытов, А. И. Повышение квалификации директоров школ с использованием модульных программ [Текст] / А. И. Рытов // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2010. – № 5. – М.: МЦФР, 2010. – С. 11 – 17.
24.Рытов, А. И. Роль сетевого взаимодействия в процессе повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / А. И. Рытов // Сб. научных работ по итогам научно-практической конференции студентов и аспирантов, проведенных в Университете РАО в рамках «Недели вузовской науки – 2010». – М.: УРАО, 2010. – С. 160 – 162.
25.Рытов, А.И. Столичный опыт в области оценки качества образования [Текст] / А. И. Рытов // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2011. – № 11. – М.: МЦФР. С. 10 – 13.
26.Рытов, А.И. Московский регистр качества образования как инструмент обеспечения преемственности дошкольного и начального образования [Текст] / А. И. Рытов // Современное дошкольное образование. Теория и практика – 2012. – № 4. С. 26 – 27.
27. Рытов, А. И. Целевые ориентиры модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / А. И. Рытов // Профильная шко ла. – 2012. – № 6. С. 11 – 15.
28.Рытов, А. И. Повышение квалификации педагогов с помощью образовательной сети [Текст] / А. И. Рытов // Управление образованием. – 2012. – № 2. – С. 72 – 78.
29.Рытов, А. И. Инновационное развитие экономики и целевые ориентиры системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / А. И. Рытов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 6. – С. 36 – 40.
30.Рытов, А.И. ЕГЭ: второй шанс [Текст] / А. И. Рытов // Журнал Здоровье школьника Издатель: ЗАО «МЦФЭР» – 2013. – № 4. С. 32.
31.Рытов, А. И. Модель образовательной сети и механизмы взаимодействия [Текст] / А. И. Рытов // Управление образованием. – 2013. – № 2.
III. Методические рекомендации
32.Рытов, А. И. Механизм управления качеством подготовки в ресурсных центрах начального профессионального образования [Текст] / А. И. Рытов : методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2005. С. 3 – 25.
33.Рытов, А.И. Эффективное функционирование ресурсного центра начального профессионального образования [Текст] / А. И. Рытов : методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2005. С. 4-17.
34.Рытов, А. И. Эффективное функционирование ресурсного центра начального профессионального образования [Текст] / А. И. Рытов : методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2005. – С. 4 – 17.
35.Рытов, А.И. Реструктизация системы профессионального образования в Московской области [Текст] / А. И. Рытов : методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2006. – С. 33 – 42.
36.Рытов, А. И. Модернизация системы профессионального образования [Текст] / А. И. Рытов. – М.: АСОУ, 2006. – С. 3 – 18/
37.Рытов, А. И. Оптимизация системы профессионального образования Московской области [Текст] / А. И. Рытов : методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2006. – С. 19 – 22; 32 – 55.
38.Рытов, А. И. Развитие сотрудничества учреждений начального профессионального образования Московской области и работодателей [Текст] / А. И. Рытов : методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2006. – С. 7 – 22. –
39.Рытов, А. И. Реструктуризация системы профессионального образования в Московской области [Текст] / А. И. Рытов : сб. материалов. – М.: АСОУ, 2006. – С. 5 – 33.
40.Рытов, А. И. Ресурсный центр как структурная единица в системе профессионального образования Московской области [Текст] / А. И. Рытов : методические рекомендации. – М: АСОУ, 2006. – С. 3 – 12.
41.Рытов, А. И. Внедрение новых общеобразовательных программ в учреждениях начального профессионального образования в условиях профильного обучения [Текст] / А. И. Рытов : методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2006. – С. 27 – 70.
42.Рытов, А. И. Развитие ресурсных центров начального профессионального образования в Московской области [Текст] / А. И. Рытов : методические рекомендации. – М.:АСОУ, 2006. – С. 3 – 39.
43.Рытов, А. И. Качество профессиональной подготовки – основное условие конкурентоспособности учреждений профессионального образования и его выпускников: Сост. А.И. Рытов сб. материалов. – М.: АСОУ, 2007. – С. 14-18.
44.Рытов, А.И. Тестовый инструментарий для разработки профессиональных стандартов по профессиям НПО [Текст] / А. И. Рытов, Т.А. Василько-ва. - М.: АСОУ, 2007. – С. 4-43
45.Рытов, А.И. Развитие адаптационных стратегий выпускников УНПО Московской области как основное условие их успешной интеграции в трудовую деятельность Сост. А.И. Рытов сб. материалов. – М.: АСОУ, 2007. – С. 3-32.
46.Рытов, А.И. Идентификация степени соответствия актуального и прогнозируемого состояния системы НПО Московской области приоритетам ее развития Авт. сост. О.И. Проскуркина, А.И. Рытов, И.В. Рытова, М.Ф. Фридман. – М.: АСОУ, 2007. – С.23-36.
47.Рытов, А.И. Развитие многоуровневой системы социального партнерства работодателей и системы начального профессионального образования Московской области Авт. сост. А.И. Рытов, О.И. Проскуркина, И.В. Рытова. - М.: АСОУ, 2008. – С. 24-56.
48.Рытов, А.И. Многовекторная модель системы непрерывного повышения квалификации директоров школ в системе общего образования РФ с использованием модульных программ [Текст] / Сост. О.Э. Крутова, Т.Г. Новикова, А.И. Рытов сб. материалов. – М.: АПК и ППРО, 2011. – С. 4-25.
49.Рытов, А.И. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования уровня СПО в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности. [Текст] /Методические рекомендации Т.Г. Новикова, А.Е. Новиков, А.И. Рытов. – М.: АПК и ППРО, 2012. – С. 5-39 .
50.Рытов, А. И. Подходы к созданию образовательных комплексов, реализующих многоуровневые интегрированные программы профессионального образования по профессиям среднего профессионального образования технического профиля [Текст] / А. И. Рытов, Т. Г. Новикова. М.: АПК и ППРО, 2012. – С. 5-43 .
51.Рытов, А.И. Оценка качества образовательного процесса в условиях внедрения новых ФГОС. [Текст] /Сб. методических материалов А.О. Татур, А.И. Рытов. – М.: Московский центр качества образования, 2013. – С. 4-23.
52.Рытов, А.И. Московский регистр качества образования как инструмент обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования / Методические рекомендации А. И. Рытов, Т. А. Никитина М.: Московский центр качества образования, 2013. – С. 3-6.
53.Рытов, А.И. Качество образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] /Сб. методических материалов А.И.Рытов М.: Московский центр качества образования, 2013. – С. 3-10.
54. Рытов, А.И. Дополнительное образование в условиях создания образовательных комплексов [Текст] / Сб. материалов А.И.Рытов М.: Московский центр качества образования, 2013. – С. 3-4 .