Научная тема: «СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕЯРКО ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В ГРУППАХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Специальность: 13.00.03
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Дошкольники с неярко выраженными нарушениями развития представляют собой группу детей с легкой степенью выраженности первичного дефекта, социально-психологической адаптации, обладают общими нарушениями физического, психического и социального развития и нуждаются в организованной коррекционной помощи.
  2. В настоящее время система обучения и воспитания дошкольников в группах общеразвивающей направленности не готова обеспечить качественное обучение детей с неярко выраженными нарушениями развития: отсутствуют технологии выявления этих детей; не учитываются особенности развития детей при определении содержания и методов обучения; отсутствуют среда, необходимая для обеспечения профилактической и коррекционной помощи детям в процессе их обучения и воспитания.
  3. Трехступенчатая диагностика детей в группе общеразвивающей направленности позволяет выделить детей с неярко выраженными нарушениями развития, определить актуальный уровень их развития, осуществить дифференцированное прогнозирование дальнейшего развития детей и реализовать индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение в условиях обучения детей в группах общеобразовательной направленности в дошкольном учреждении комбинированного вида.
  4. Концепция обучения и воспитания детей с неярко выраженными нарушениями развития в группах общеразвивающей направленности заключается в разработке образовательных программ и сглаживания факторов риска, отрицательно влияющих на нарушение развития путем адаптации целостного многоуровневого образовательного пространства к возможностям детей и дифференцированном выборе содержания и форм коррекционно-развивающих мероприятий и организации психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.
  5. Модель социально-педагогической системы обучения и воспитания дошкольников с неярко выраженными нарушениями развития представляет многомерное образовательное пространство (управляемый блок системы), включающее множество элементов предметной, развивающей и коммуникативной сред, которые находятся во взаимодействии. Современные технологии управления (организационный блок системы) позволяют координировать и изменять компоненты управляемого блока, что обеспечивает вариативность образовательного процесса и реализацию дифференцированной помощи детям в зависимости от их образовательных потребностей и психофизических возможностей.
  6. Профилактика отклонений в развитии является необходимым компонентом системы обучения и воспитания детей с неярко выраженными нарушениями развития, детерминирующим успешность обучения и воспитания детей с неярко выраженными нарушениями развития в группах общеразвивающей направленности. Она заключается в предупреждении негативного влияния факторов риска предметной, коммуникативной и развивающей сред на здоровье и развитие ребенка. Содержанием профилактики являются все коррекционно-развивающие, медико-психолого-педагогические мероприятия, подобранные в соответствии с возможностями каждого воспитанника. Дифференцированный выбор профилактических воздействий позволит обеспечить дошкольникам с неярко выраженными нарушениями развития равные стартовые возможности со здоровыми детьми и подготовить их к обучению в общеразвивающей школе.
Список опубликованных работ
монографии

1.Овчинникова Т.С. Организация здоровьесозидающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: моногр. / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.

2.Овчинникова Т.С. Качество образования и организация управления в коррекционных ДОУ: моногр. / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 240 с.

3.Овчинникова Т.С. Система организации здоровьесберегающего педагогического процесса в условиях диверсификации дошкольного образования: моногр. / Т. С. Овчинникова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – 236 с.

4.Овчинникова Т.С. Методы и формы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и ограниченные возможности здоровья: моногр. / Т.С. Овчинникова, Л.Н. Ростомашвили, Н.В. Лукьяненко; под общ. ред. Н.В. Лалетина. – Красноярск: Центр информации, 2011. – 136 с.

5.Овчинникова Т.С. Обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Менеджмент и организация системы обучения и воспитания в дошкольном учреждении / Т. С. Овчинникова. – Lambert Akademic Publishing, 2011. – 364 с.

6.Овчинникова Т.С. Проблемы организации здоровьеобеспечивающего педагогического процесса в дошкольном учреждении и их решение: моногр. / Т. С. Овчинникова, Н.Г. Попова, И.Ю. Кокаева, Л.А. Деминская [и др.]; под общ. ред. Н.В. Лалетина. – Красноярск: Центр информации, 2012. – 232 с.

в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

1.Овчинникова Т.С. Оценка качества образования в учреждениях дополнительного образования / Т. С. Овчинникова // Вестн. образования и развития науки Рос. акад. естественных наук (С.-Петерб. отд. образования и развития науки РАЕН. – 10/2006. – № 4. – С. 62–64.

2.Овчинникова Т.С. Организация логопедической помощи в системе здравоохранения с позиций здоровьесбережения / Т.С. Овчинникова, В.А. Калягин // Рос. отоларингология. – 2006. – №6 (25). – С. 95–99.

3.Овчинникова Т.С. Психотерапия и психокоррекция лиц с речевой патологией / Т.С. Овчинникова, В.А. Калягин // Рос. отоларингология. – 2006. – № 6 (25). – С. 99–104.

4.Овчинникова Т.С. Учет профессионального здоровья педагогов как условие качества образования / Т. С. Овчинникова // Вестн. образования и развития науки Рос. акад. естественных наук (С.-Петерб. отд. образования и развития науки РАЕН). – 11/2006. – № 1. – С. 35–39.

5.Овчинникова Т.С. Психологический и социальный портрет родителей детей «группы риска» / Т. С. Овчинникова // Вестн. образования и развития науки Рос. акад. естественных наук (С.-Петерб. отд. образования и развития науки РАЕН). – 11/2006. – № 2. – С. 43–46.

6.Овчинникова Т.С. Модель организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении / Т. С. Овчинникова // Изв. Южного федер. ун-та. – 2008. – № 10. – С. 88–96.

7.Овчинникова Т.С. Теоретическое осмысление категории «здоровьесберегающий педагогический процесс» / Т. С. Овчинникова // Изв. Южного федер. ун-та. – 2008. – № 11. – С. 87–93.

8.Овчинникова Т.С. Организация управления дошкольным образовательным учреждением в системе коррекционного образования / Т.С. Овчинникова, С.М. Валявко // Вестн. гос. ун-та управления. – 2008. – № 12 (50). – С. 104–108.

9.Овчинникова Т.С. Методологические основы решения проблемы интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Т. С. Овчинникова // Изв. Южного федер. ун-та. – 2009. – № 4. – С. 171–179.

10.Овчинникова Т.С. Модель организационно-методического обеспечения системы интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ, приближенных к норме психофизического и речевого развития в ДОУ комбинированного вида / Т.С. Овчинникова // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2010. – № 2. – Т. 3. Педагогика. – С. 45–55.

11.Овчинникова Т.С. Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида / Т.С. Овчинникова, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, Д.А. Чернов // Науч.-теор. журн. «Ученые записки». – 2011. – № 6(76). – С. 124–130.

12.Овчинникова Т.С. Инклюзивное образование дошкольников с легкой степенью выраженности нарушений / Т.С. Овчинникова, А.А. Слободчикова, В.А. Калягин // European Social Science Journal (Европейский журн. соц. наук). – 2011. – №12(15). – С. 72–78.

13.Овчинникова Т.С. Вопрос выделения категории детей с неярко выраженными нарушениями развития / Т.С. Овчинникова // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. – №3. – Т. 3. Педагогика. – СПб., 2011. – С. 50–57.

14.Овчинникова Т.С. Дошкольники с неярко выраженными нарушениями развития в условиях интегрированного обучения / Т.С. Овчинникова // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2011. – № 4. – Т. 3. Педагогика. – СПб., 2011.

15.Овчинникова Т.С. Концепция обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к норме психического и речевого развития в ДОУ комбинированного вида / Т.С. Овчинникова // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. – 2012. – № 1(36). – Т. 1. – С. 111–115.

16.Овчинникова Т.С. Влияние ритмических раздражителей на качество речи заикающихся / Т.С. Овчинникова, В.А. Калягин, Т.Г. Кузнецова // Рос. оториноларингология. – 2012. – № 5 (60). – С. 62–66.

в иностранных журналах

1.Овчинникова Т.С. Технологии создания музыкальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом детском саду / Т.С. Овчинникова // Iмiдж сучасного педагога. Спецiальна педагогiка: теорiя i практика логопедii. – Полтава, 2005. – С. 97–101.

2.Овчинникова Т.С. Методологические основы психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса в логопедическом ДОУ / Т.С. Овчинникова // Науковий часопис iм. М.П. Драгоманова. Серiя 19. Корекцiйна педагогiка та психологiя: зб. наук. праць: матерiали Мiжнар. наук. конф. «Тенденцiϊ розвитку корекцiйноϊ освiти в Украϊнi». – КИЇВ, 2008. – № 11. – С. 157–161.

3.Овчинникова Т.С. Здоровьесберегающее пространство педагогического учреждения в условиях диверсификации дошкольного образования / Т.С. Овчинникова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы междунар. науч. конф. – Прага, 2008. – С. 285–290.

4.Овчiннiкова Т.С. Музика, ритм i спiви в логопедичнiй роботi / Т.С. Овчiннiкова, Л.О. Федорова: метод. посiбник для логопедiв, вчителiв, вихователiв i муз. керiвникiв загальноосв. i спец. навч. закладiв / за наук. ред. Л.О. Федорович. – Кременчук: Християнська Зоря, 2009. – 88 с.

5.Овчинникова Т.С. Проектирование дифференцированной модели организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.С. Овчинникова // Iмiдж сучасного педагога. Корекцiйно-педагогiчна допомога дiтям. – Полтава, 2009. – № 6–7. – С. 23–27.

6.Овчіннікова Т.С. Інтегративне навчання і виховання дошкільників з обмеженими можливостями здоров’я в загальноосвітньому дитячому дошкільному закладі / Т.С. Овчіннікова: зб. наук. праць Камянець-Подільського нац. ун-ту ім. Івана Огієнка / за ред. О.В. Гаврилова, В.І. Співака. – Вип. ХІІ. Серія: соціально-педагогічна. – Камянець-Подільський: Аксіома, 2009. – С. 76–81.

7.Овчіннікова Т.С. Вплив корекцiйно-розвиваючого середовища на дiтей з порушеннями мовлення / Т.С. Овчіннікова // Актуальнi проблеми спецiальноϊ психологiϊ. – Херсон: ПП Вишимирський В.С., 2010. – С. 145–148.

8.Овчинникова Т.С. Факторы «родительского риска» в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.С. Овчинникова // Науковий часопис нацiонального педагогiчного унiверситету iм. М.П. Драгоманова. Серiя 19. Корекцйна педагогiка та психологiя. – Вип. 15. – Киiв, 2010. – С. 203–205.

9.Овчинникова Т.С. Современное состояние проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции / Т.С. Овчинникова // I дистанционная междунар. науч.-практ. конф. «Модернизация системы образования в глобальном образовательном пространстве». – Туркестан – Москва – Новокузнецк – Ташкент, 2010. – С. 442–447.

10.Овчинникова Т.С. Социально-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях психолого-медико-педагогических консультаций / Т.С. Овчинникова / Selected problems of diagnosis, treatment and prophylaxis of a disabled child. V Ogόlnopolska Konferencja Naukowo-Szkoleniowa. – Lublin, 2011. – P. 173–179.

11.Овчинникова Т.С. Обоснование выделения группы дошкольников с неярко выраженными нарушениями развития с позиций коррекционной педагогики / Т.С. Овчинникова: зб. наук. праць Кам´янец-Подiльского нац. ун-ту iм. Iвана Огiєнка, 2012, – Вип. 19. – C. 159–166.

12.Овчинникова Т.С. Диагностика функционального состояния детей как педагогическая проблема. Baumgarten I. MANIPULATIONS IN SOCIAL NETWORKS / Т.С. Овчинникова // II Science, Technology and Higher Education : materials of the II international research and practice conference, Westwood, Canada, April 17, 2013. – Westwood, Canada, 2013. – P. 34–38.

научные и методические публикации

1.Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников / Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.

2.Овчинникова Т.С. Музыка для здоровья. Логоритмическая гимнастика / Т.С. Овчинникова. – СПб.: Союз художников, 2003. – 40 с.

3.Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / Т.С. Овчинникова, В.А. Калягин. – СПб.: КАРО, 2004. – 429 с.

4.Овчинникова Т.С. Пение и логопедия: учеб.-метод. пособие для педагогов, логопедов, музыкальных руководителей и родителей / Т.С. Овчинникова. – СПб.: Союз художников, 2005. – 45 с.

5.Овчинникова Т.С. Как организовать сопровождение в образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова, В.А. Калягин, Ю.Т. Матасов. – СПб.: КАРО, 2005.– 240 с.

6.Овчинникова Т.С. Психологическое сопровождение в коррекционно-образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова, В.А. Калягин, Ю.Т. Матасов. – СПб.: ЛОИРО, 2005. – 168 с.

7.Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Овчинникова, В.А. Калягин. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

8.Овчинникова Т.С. Логопедические распевки / Т.С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 64 с.

9.Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду / Т.С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 64 с.

10.Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду / Т.С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.

11.Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. вузов / Т.С. Овчинникова, В.А. Калягин. – СПб.: КАРО, 2007. – 544 с.

12.Овчинникова Т.С. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина и др.; под ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. – 415 с.

13.Овчинникова Т.С.. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: учеб.-метод. пособие к Программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР / Т.С. Овчинникова, О.В. Черная, Л.Б. Баряева / под ред. Т.С. Овчинниковой. – СПб.: КАРО, 2010. – 248 с.

14.Овчинникова Т.С. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Т.С. Овчинникова, Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др. / под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 415 с.

15.Овчинникова Т.С. К вопросу изучения опыта инклюзивного образования за рубежом / Т.С. Овчинникова // Альманах ИКП РАО. Разработка и внедрение дифференциальных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья (Федеральная программа «Развитие образования в России на 2006–2010 гг.»). – Вып. 14. – 2010.

16.Овчинникова Т.С. Возможность контроля психофизиологического состояния дошкольника в процессе обучения / Т.С. Овчинникова, Т.Г. Кузнецова // Школа – территория здоровья: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25 дек. 2010. – М.: Изд. дом Паганель, 2010. – С. 38–43.

17.Овчинникова Т.С. Оптимизация организации здоровьеобеспечивающего педагогического процесса / Т.С. Овчинникова, Т.Г. Кузнецова // Школа – территория здоровья: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25 дек. 2010. – М.: Изд. дом Паганель, 2010. – С. 20–25.

18.Овчинникова Т.С. Инклюзивный детский сад – модель дошкольного учреждения будущего / Т.С. Овчинникова // Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 11 февр. 2010. – М.: Изд. дом Паганель, 2011. – С. 125–129.

19.Овчинникова Т.С. Произвольное внимание у детей 5–7 лет при восприятии зрительных стимулов и динамика сердечного ритма / Т.С. Овчинникова, Т.Г. Кузнецова // Начальная школа: современные образовательные стандарты: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 10 окт. 2011. –М.: Изд. дом Паганель, 2011. – С. 231–241.

20.Овчинникова Т.С. Потребности, эмоции и поведение ребенка / Т.С. Овчинникова, Т.Г. Кузнецова, Е.А. Родина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 127 с.

21.Овчинникова Т.С. Возможности групповой диагностики развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Т.С. Овчинникова // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2011. – C. 87–92.

22.Овчинникова Т.С. Музыка. Движение. Воспитание / Т.С. Овчинникова, А.А. Симкина. – СПб.: КАРО, 2011. – 88 с.

23.Овчинникова Т.С. Вокально-коррекционный коллаж: учеб.-метод. пособие / Т.С. Овчинникова. – СПб.: Союз художников, 2012. – 25 с.

24.Овчинникова Т.С. Пять шагов на пути к «правильной речи»: прил. к учеб.-метод. пособию «Вокально-коррекционный коллаж» / Т.С. Овчинникова. – СПб.: Союз художников, 2012. – 66 с.