Научная тема: «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»
Специальность: 19.00.07
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Расширенное определение инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза, под которым понимается интегративная характеристика личности в совокупности личностных свойств, качеств и способностей, обеспечивающих ее психологическую готовность генерировать новые формы деятельности по созданию, освоению и распространению инновационных образовательных продуктов, а также саморазвитие и личностный рост как стратегический фактор продуктивной педагогической деятельности.

2. Основными компонентами инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза являются:

  • инновационная направленность личности, интегрирующая совокупность мотивов и ценностей, определяющих инновационный, акмеологический характер педагогической деятельности, стремление к достижению вершин профессионального мастерства, обогащению инновационного опыта, осознание значимости инновационных процессов в образовательной практике, отражающее психологическую установку на развитие личности обучающихся и собственное саморазвитие как личностно-необходимое;
  • инновационная компетентность, отражающая системный уровень сформированности инновационных знаний, умений, компетенций и опыта инновационной деятельности, способности творить, создавать новый продукт, вводить новые технологии и методы в процесс обучения, выступающая в качестве меры готовности личности использовать свой инновационный потенциал для максимально эффективного достижения инновационных целей профессиональной деятельности;
  • инновационная креативность как способность к педагогическому творчеству, инновациям, прогнозированию, направленная на достижение конкретной практической цели, предполагающей генерирование новых, потенциально полезных идей и получение результата, готового к использованию в образовательной практике.

3. Авторская психолого-педагогическая концепция развития и формирования инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза, основными компонентами которой являются:

  • теоретико-методологические основания, представленные единством системного, интегративно-деятельностного, средового, личностно-ориентиро-ванного, компетентностного, акмеологического подходов;
  • ключевая идея, заключающаяся в том, что развитие инновационного потенциала личности в условиях научно-образовательной среды обеспечивает инновационное развитие вуза;
  • принципы, положенные в основу инновационной педагогической деятельности и ее субъекта (детерминизма, взаимодействия и развития, комплексности, системности), перевода потенциального в актуальное, эмпирико-содержательный принцип инновационно-ориентированного профессионального образования как интегративной совокупности образовательных программ разного уровня; активизации инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза; акмеологического характера инновационного потенциала педагога;
  • механизмы развития инновационного потенциала, к которым отнесены  интеграция образования, науки и практики; анализ инновационных потребностей и инновационных возможностей субъектов образования; создание инновационной инфраструктуры на всех этапах научно-образовательного процесса; информационная поддержка развития инновационной активности;
  • психолого-педагогические условия, содействующие развитию у студентов и преподавателей их инновационного потенциала;
  • критерии и показатели эффективности предлагаемой системы развития инновационного потенциала;
  • индикаторы инновационного развития педагогического вуза, соотнесенные с динамикой развития инновационного потенциала его субъектов.

4. Модель развития инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза, включающая мотивационно-целевой, содержательный, деятельностно-практический и оценочно-диагностический компоненты, обеспечивающие представление о целях, задачах, сущности инновационной личности и инновационной деятельности в педагогической сфере. Мотивационно-целевой компонент модели ориентирует процесс профессиональной подготовки на формирование потребности личности в инновационной образовательной деятельности. Содержательный компонент модели направлен на формирование совокупности знаний субъектов о специфике инновационной деятельности, на обретение опыта личного участия в инновационных проектах. Деятельностно-практический компонент модели направлен на освоение способов практической деятельности по получению, применению, внедрению и практическому использованию инновационных образовательных продуктов, на самоопределение и самовыражение в инновационной образовательной деятельности. Оценочно-диагностический компонент представляет собой комплекс методов и методик, направленных на выявление уровня развития инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза. Выделенные компоненты модели взаимосвязаны и содействуют в совокупности развитию инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педвуза.

5. Представления о детерминантах инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педвуза, выявленных в ходе эмпирического анализа и эксперимента, соответствующих его компонентам: базовые виды инновационной направленности, типология инновационного потенциала, структура инновативных качеств педагога, содержание опыта инновационной деятельности субъектов образования.

6. Апробированная технология психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза, нацеленная на то, чтобы существенно ускорить и оптимизировать процесс развития их инновационной направленности, инновационной компетентности и креативности, реализуемая по информационно-развивающему, психолого-педагогическому и методическому направлениям.

Технология основывается на программе, содержащей мотивационно-целевой, содержательный, деятельностно-практический, оценочно-диагнос-тический компоненты, реализуемой в три этапа: исходном, мотивационно-моделирующем, научно-инновационном. Программа предусматривает использование образовательных технологий, основанных на теоретических, практических, консультативных и тренинговых формах взаимодействия участников научно-образовательной среды педагогического вуза.

7. Результаты реализации концепции, модели и программы психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза по показателям операционального, креативно-продуктивного и деятельностно-инновационного уровней его развития, которые выражают высоко положительную динамику развития инновационного потенциала личности и вуза в целом, подтверждая тем самым эффективность разработанных программ и релевантность предлагаемой концепции и модели.

Список опубликованных работ
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ

1.Шмелева, Е.А. Потенциал провинциального университета в подготовке педагогических кадров высшей научной квалификации / И.Ю.Добродеева, Е.А.Шмелева, Н.А. Герасимова// Наука и школа. – 2008.– №4.– С.12-13 (авторский вклад 45%).

2.Шмелева, Е.А. Педагогический университет в обеспечении качества образования в регионе/ Е.А.Шмелева// Интеграция образования.– 2009–№2.– С.3-6.

3.Шмелева, Е.А. Рейтинг как средство акмемониторинга научно-исследовательской деятельности кафедр/ Е.А.Шмелева //Экономика образования.–2010.– №2.– С.51-55.

4.Шмелева, Е.А. Акмеология в профессиональной подготовке учителя к педагогическим инновациям/ Е.А.Шмелева//Высшее образование сегодня.–2010.– №6.– С.37-39.

5.Шмелева, Е.А. Акмеологический потенциал научно-образовательного центра/ Е.А.Шмелева// Экономика образования.–2010. – №2. – С.117-121.

6.Шмелева, Е.А. Создание системы менеджмента качества в педагогическом университете/ И.Ю.Добродеева, С.В.Кочина, Е.А.Шмелева//Приволжский научный журнал.–2010.– №3.– С.234-240 (авторский вклад 50%).

7.Шмелева Е.А. Инновационная активность как акмеологический критерий нового качества профессионального образования/Е.А.Шмелева//Экономика образования.–2010.– №4.– С.49-53.

8.Шмелева, Е.А. Научно-образовательный центр в инновационной инфраструктуре педагогического вуза/Е.А.Шмелева, Л.Д.Мальцева// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки.– 2010. №24 (95). – Вып.8. – С.318-326 (авторский вклад 62%).

9.Шмелева, Е.А. Формирование инновационной активности студентов в педагогических отрядах [Электронный ресурс]/Е.А.Шмелева, М.А.Чистякова// Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ.– 2011. – №68(04).– С.351-363.– Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf (авторский вклад 80%).

10.Шмелева, Е.А. Инновационный потенциал акмеологических технологий подготовки педагогических кадров/Е.А.Шмелева//В мире научных открытий.– 2011. – №3.1.– С.624-631

11.Шмелева, Е.А. Научно-инновационный вектор развития педагогического вуза / И.Ю. Добродеева, А.А.Червова, Е.А.Шмелева// Приволжский научный журнал. – 2011.– №4. – С.241-245 (авторский вклад 50%).

12.Шмелева, Е.А. Формирование инновационных компетенций студентов в центре молодежных педагогических инициатив /Е.А.Шмелева// Гуманитарные науки и образование.–2011.– №3.– С.21-26

13.Шмелева, Е.А. Акмеологические аспекты инновационной деятельности преподавателя высшей школы / Е.А.Шмелева//Акмеология.–2011.–№3 (Специальный выпуск).– С.720-723

14.Шмелева, Е.А. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития [Электронный ресурс] /С.Н.Толстов, Е.А.Шмелева// Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ.–2012 – №79(05).– С.781-794. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/05/pdf/56.pdf (авторский вклад 50%)

15.Шмелева, Е.А. Развитие научно-инновационного потенциала вуза /Е.А.Шмелева// Высшее образование в России. – 2012. – №10. – С.80-86.

16.Шмелева, Е.А. Подготовка учителя в инновационной образовательной среде вуза/Е.А.Шмелева, Л.Д.Мальцева, Н.Ю. Прияткина, О.Н.Мулина// В мире научных открытий. – 2012. – №11.1.– С 184-196 (авторский вклад 50%).

17.Shmeleva, E.A. Innovation Potential of Acmeological Approach to Teaching Staff Training/E.A.Shmeleva//Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 9 (2012 5) 1235-1245.

18.Шмелева, Е.А.Компетенции инновационной деятельности будущих педагогов: от национальной стратегии к практике формирования в вузе / Е.А.Шмелева, П.А.Кисляков// Alma mater (Вестник высшей школы). – 2012. – №12. – С.43-47 (авторский вклад 50%).

19.Шмелева, Е.А. Инновационная образовательная среда педвуза в развитии инициативности студентов /Е.А.Шмелева, Л.Д.Мальцева// Акмеология. – 2012.– №2.–С.172-173 (авторский вклад 50%).

20.Шмелева, Е.А. Концепция актуализации инновационного потенциала студентов и молодых ученых /Е.А.Шмелева//В мире научных открытий.– 2013. – №1.2(37). – С.359-373.

21.Шмелева, Е.А.Потенциал научно-образовательного центра в инновационной инфраструктуре педагогического ВУЗа [Электронный ресурс]/Е.А. Шмелева, Л.Д. Мальцева// Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – 2013. – №2.– Режим доступа: http://www. emissia.org/offline/2013/1960.htm, ISSN 1997-8588. – 0,5 п.л. (авторский вклад 50%).

22.Шмелева, Е.А. Развитие акмеинновационного потенциала будущего учителя в профессионально-образовательной среде вуза /Н.В.Кузьмина Н.В., Е.А.Шмелева// Акмеология. – 2013.– № 1.– С. 16-21. (авторский вклад 50%).

23.Шмелева, Е.А. Психологические показатели инновативных качеств педагога /Е.А. Шмелева// Школа будущего. – 2013.– №2.– С.46-54.

24.Шмелева, Е.А. Психологические детерминанты формирования целевой группы «студенты-молодые ученые» в инновационной образовательной среде вуза /Е.А.Шмелева// Приволжский научный журнал. – 2013. – № 2. – С. 139-143.

25.Шмелева, Е.А. Психолого-педагогические основы развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых / Е.А.Шмелева//Вестник ННГУ им. Н.И.Лобачевского. – 2013.– № 3(1). – С.12-18.

Монографии

26.Шмелева Е.А. Научно-образовательная среда в развитии инновационного потенциала вуза: монография.– Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011.– 192 с.

27.Актуализация потенциала в социокультурной сфере: монография/ Под ред. Е.А. Шмелевой. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2012. – 164 с.

28.Шмелева Е.А. Акмеологические аспекты профессиональной подготовки учителя: монография/Е.А.Шмелева.– Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008.– 160 с.

29.Шмелева, Е.А. Доступность высшего образования для сельских школьников: монография/ Е.А.Шмелева [и др.]; под ред. И.Ю.Добродеевой. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005.– 140 с.

Учебники и учебные пособия

30.Шмелева, Е.А. Путь к понятию. (От интуитивных представлений – к строгому понятию): учебное пособие/ С.Р.Когаловский, Е.А. Шмелева, О.В.Герасимова.– Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 1997. – 176 с. (авторский вклад – 25%).

31.Шмелева, Е.А. Путь к понятию (От интуитивных представлений – к строгому понятию): учебное пособие/ С.Р.Когаловский, Е.А. Шмелева, О.В.Герасимова. Издание второе, переработанное. – Иваново, 1998.– 205 с. (авторский вклад – 23 %)

32.Шмелева, Е.А.Математические методы в психологии: учебное пособие.- Шуя, изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 121 с.

33.Шмелева, Е.А. Сборник задач по математическим методам в психологии.- Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 59 с.

34.Шмелева Е.А.Непрерывное профессиональное образование специалистов социальной сферы: Учебник. Рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы / Под ред. Толстова С.Н., Карасевой Т.В. - Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. – 149 с. (авторский вклад 15 %)

35.Шмелева, Е.А. Творческая готовность специалиста к профессиональной деятельности в социальной сфере: Учебник. Рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы/ Е.А.Шмелева [и др.]; под ред. Толстова С.Н., Карасевой Т.В. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012.– 91 с. (авторский вклад 7,14 %)

36.Шмелева, Е.А. Профессионализм специалиста социальной сферы: Учебник. Рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы/ Под ред. Толстова С.Н., Карасевой Т.В. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2012. – 96 с. (авторский вклад 12,5 %)

Учебно-методические пособия

37.Шмелева, Е.А. Основы математической обработки результатов психолого-педагогичес-кого исследования /Е.А.Шмелева.– Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2003.– 99 с.

38.Шмелева, Е.А. Математические методы в психологии /Е.А.Шмелева.– Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004.– 100 с.

39.Шмелева Е.А. Математические методы в психологии /Е.А.Шмелева. – 2-ое изд.– Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2007.– 102 с.

40.Шмелева, Е.А. Научно-образовательный маршрут аспиранта: методические рекомендации/Е.А.Шмелева, Л.Д.Мальцева.– Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008.– 40 с. (авторский вклад 50%).

41.Шмелева, Е.А. Методика организации научно-инновационной и проектной деятельности (фандрайзинг) в сфере гуманитарных технологий: программа /Е.А.Шмелева, Л.Д.Мальцева.– Шуя, Изд-во ШГПУ, 2011. – 35 с. (авторский вклад 50%).

42.Шмелева Е.А. Диагностика и формирование инновационного потенциала личности в научно–образовательной среде педагогического вуза/Е.А.Шмелева.– Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2013. – 90 с.

Статьи в журналах и сборниках научных трудов

43.Шмелева Е.А. Социально-педагогический потенциал университета в работе с детьми–инвалидами / И.С.Березкин, С.Н.Солярская, А.В.Корнев, Е.А. Шмелева//Наука и школа.– 2007 – №6.– С. 31-33. (авторский вклад 40%).

44.Шмелева, Е.А. Акмеологическое сопровождение исследований в области здоровьесбережения в социогуманитарном научно-образовательном центре / Е.А.Шмелева //Культура физическая и здоровье.–2010.– № 2(27).– С.43-47.

45.Шмелева Е.А. Научно-исследовательская деятельность: мониторинг качества и измерение результативности / Педагогическая диагностика. – 2004.–№3.–С.92-96.

46.Шмелева, Е.А. Продуктивность и инновационность в профессиональной подготовке учителя /Научный поиск.–2011.–№1. – С.10-15.

47.Шмелева, Е.А. Общероссийская мобильность молодых ученых как условие формирования инновационной активности /Научный поиск.–2011.–№2. – С.10-15.

48.Шмелева, Е.А. Инновационная образовательная среда вуза: пространство развития /Е.А.Шмелева//Научный поиск.–2012.– №1(3). – С. 14-17.

49.Шмелева, Е.А. Исчезающие художественные промыслы как инновационный туристский продукт научно-образовательного центра /М.С.Белов, Е.А.Шмелева// Вестник СГУТиКД. – 2012. – № 1 (19).– С.15-18.

50.Шмелева, Е.А. Изучение у преподавателей готовности к инновационной деятельности /Е.А.Шмелева, О.Н.Мулина//Успехи современного естествознания. – 2012. – №5. –С.96-97 (авторский вклад 50%).

51.Шмелева, Е.А. Инновации в деятельности учителя /Е.А.Шмелева// Научный поиск. – 2012. – №2.1. – С.4-5.

52.Шмелева, Е.А. Студенты – к инновациям / Е.А.Шмелева, Н.Ю.Прияткина// Научный поиск. – 2012.– №2(4). – С.75-78 (авторский вклад 50%).

53.Шмелева, Е.А. Образовательная среда вуза в развитии инновационного потенциала / Е.А.Шмелева// Научный поиск.– 2012.– №2.3.– С.74-77.

54.Шмелева, Е.А.Инновационная инфраструктура в подготовке новых кадров /Е.А.Шмелева// Научный поиск. – 2012. – №3(5). - С.3-6.

55.Шмелева, Е.А. Развитие проектной деятельности в образовательной среде вуза /Е.А.Шмелева// Научный поиск. – 2012. – №4(6).– С.3-9.

56.Шмелева, Е.А. Учитель физической культуры как субъект инновационной образовательной среды /А.И.Замогильнов, М.А.Правдов, Е.А. Шмелева//Теория и практика физической культуры.– 2013.– № 3. – С. 30-35. (авторский вклад 30%).

57.Шмелева, Е.А. Учитель физической культуры в инновационном образовательном пространстве новой школы /Е.А.Шмелева//Физическая культура в школе.– 2013.– № 3. – С. 10-13.

58.Шмелева, Е.А. Организация мониторинга качества в педагогическом вузе /Е.А. Шмелева//Мониторинг и контроль качества образования: развитие методологии и опыт: материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Кн.3. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – С.149-156.

59.Шмелева, Е.А. Проектирование технологии мониторинга качества подготовки учителя /Е.А.Шмелева, В.В.Гадалова// Качество профессионального образования: обеспечение, контроль и управление: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург: ОГУ, 2003. – С. 245-247 (авторский вклад 50%).

60.Шмелева, Е.А. Модель авторской системы деятельности выпускника / Е.А.Шмелева// Качество педагогического образования: молодой учитель: Материалы IV Всероссийской конференции. Т.1. – Тула: ТПГУ им.Л.Н.Толстого, 2003. – С.163-168.

61.Шмелева, Е.А. Мониторинг качества исследовательской деятельности / Е.А.Шмелева// Теории и технологии качества образования в XXI веке: акмеологические, психологические, педагогические аспекты: Материалы международного симпозиума. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. – С.159-161.

62.Шмелева, Е.А. Акмемониторинг в управлении научно-исследовательской деятельностью /Е.А.Шмелева// Акмеология: личностное и профессиональное развитие: Материалы международной научной конференции. – М.:РАГС, 2004.– С.220-223.

63.Шмелева, Е.А.Интеграция учебной и профессиональной деятельности будущего учителя /Е.А.Шмелева// Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Ярославль: ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 2005.– С.326-329

64.Шмелева, Е.А.Стратегии продуктивной педагогической деятельности в подготовке научно-педагогических кадров /Е.А.Шмелева// Акмеологическая наука и качество образования: материалы всеросс.научн.конф. – Т.1.– Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010.– С.54-57

65.Шмелева, Е.А. Научно-педагогические кадры: новые решения /Е.А.Шмелева// Кадры высшей школы инновационной России: вызовы и решения: материалы всеросс.конф. – Москва: МИРЭА, 2010.– С.45-47.

66.Шмелева, Е.А. Студенческие педагогические отряды: инновационные аспекты партнерства в подготовке студентов /Е.А.Шмелева, М.А.Чистякова// Инновационная политика ведущих вузов России: опыт, проблемы, перспективы частно-государственного партнерства: Материалы Всеросс. конф. с элементами научной школы для молодежи.– М.:Изд. РГСУ, 2011.– С.281-290 (авторский вклад 50%).

67.Шмелева, Е.А. Проектирование содержания компетенций инновационной деятельности в подготовке учителя /Е.А.Шмелева// Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития ‘2012». Т. 16. № 3.– Одесса, 2012. –С. 8-9.

68.Шмелева, Е.А. Профессиональная подготовка будущего учителя к инновационной деятельности /П.А.Кисляков, Е.А.Шмелева// Модернизация образования: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов междун.научно-практ.конф. – Брянск, 2012. – С.309-313. (авторский вклад 50%).

РНТД

69.Шмелева Е.А. Эффективность научно-исследовательской деятельности кафедр вуза (база данных). Свидетельство о гос.регистрации базы данных. №2011620040, 11.01.2011.

70.Шмелева, Е.А. Инновационный продукт центра молодежных инициатив: авторские системы деятельности (база данных)/Е.А.Шмелева, Н.Ю.Прияткина, Л.Д.Мальцева, Е.И. Тренина// Свидетельство о гос.регистрации базы данных. №2012621077. 18.10. 2012 (авторский вклад 50%).