2. Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий рассматривается как способ взаимосвязанной деятельности педагогов и старшеклассников, в процессе которой на основе оказания педагогической поддержки, помощи, содействия и обеспечения принятия ценностей рабочих профессий, формирования мотивации самоопределения, творческой активности и ситуаций успеха в учебно-профессиональной деятельности, рефлексии действий, поступков и поведения, осуществляется успешное самоопределение старшеклассников в сфере рабочих профессий;
3. Концепция педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, раскрывающая структуру, факторы, функции, закономерности и принципы, педагогические условия и особенности полисубъектного управления процессом педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников.
- Структура самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий представляет собой целостность, образуемую взаимосвязью аксиологического, мотивационного, технологического и рефлексивного компонентов: аксиологический компонент отражает ценности рабочих профессий и ценностные ориентации личности старшеклассника, которые воплощаются в становлении убеждений, взглядов, идеалов, оценок и самооценки; мотивационный компонент регулирует формирование личностно значимого отношения старшеклассников к рабочим профессиям, к самоопределению и представляет совокупность внутренних (учебно-познавательных, учебно-профессиональных и нравственных) и внешних (утилитарных и конкурентоспособных) мотивов; технологический компонент раскрывает степень активности и овладения старшеклассником способами познания основ будущей профессии; осознание значимости выполняемых видов деятельности; рефлексивный компонент характеризуется наличием развитого профессионального самосознания; предполагает умение самоанализа профессионально важных качеств личности, необходимых для труда в сфере рабочих профессий, самоконтроль и самооценку действий по достижению цели и результатов учебно-профессиональной деятельности.
- Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий как целостность определяется единством объективных (престиж профессии, влияние социокультурной среды общеобразовательного учреждения, влияние семьи) и субъективных (личностные характеристики старшеклассника, субъективные представления об «Образе Я», субъективные представления об образе рабочего человека, представления о мире рабочих профессий) факторов, обеспечивающих установление механизмов достижения результатов деятельности по педагогическому сопровождению самоопределения в сфере рабочих профессий и путей его оптимизации.
- В качестве ведущих функций педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий выступают ориентационная, стимулирующая, коррекционная, организационная, интегративная и культуротворческая, реализация которых обеспечивает старшекласснику возможность постижения смысла самоопределения в сфере рабочих профессий.
Реализация ориентационной функции основана на необходимости создания условий для успешного самоопределения в сфере рабочих профессий, выбора значимых профессиональных групп/сообществ, выстраивания целесообразного взаимодействия субъектов процесса педагогического сопровождения самоопределения; стимулирующая функция педагогического сопровождения самоопределения позволяет интенсифицировать процесс преодоления затруднений в самоопределении старшеклассников; коррекционная функция предполагает замещение отдельных составляющих самоопределения или изменение процесса самоопределения на его различных этапах, в различных профессионально ориентированных ситуациях; организационная функция способствует объединению действий всех субъектов процесса педагогического сопровождения самоопределения вокруг его цели и задач, установлению необходимых взаимоотношений и сотрудничества между ними, определению полномочий каждого субъекта, регулированию сложившихся отношений сотрудничества; реализация интегративной функции основана на способности педагогического сопровождения самоопределения обеспечивать суммарные эффекты, позволяющие создать пространство становления уникальности и своеобразия каждого субъекта; культуротворческая функция связана с ориентацией компонентов педагогического сопровождения самоопределения на старшеклассника как субъекта освоения культуры, системы ценностей рабочих профессий.
- Закономерности: обусловленность педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий экономическими потребностями и возможностями общества и современного рынка труда; взаимосвязь самообразования сопровождающих самоопределение школьника взрослых, непрерывности процесса педагогического сопровождения самоопределения, обусловленности процесса педагогического сопровождения взаимодействием (социальным партнерством) его участников; зависимость состояния каждого проектируемого компонента педагогического сопровождения самоопределения от его особенностей как целостного процесса находят свое практическое воплощение в следующих принципах: культуросообразности; целостности; непрерывности и систематичности; гуманистической направленности педагогической деятельности и учебно-профессиональной деятельности старшеклассников; сознательности и активности; полисубъектности; единства индивидуализации и интеграции; соучастия; единства положительной и отрицательной обратной связи; рефлексивного управления; психологической поддержки.
- Эффективность педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий определяется соблюдением следующих педагогических условий:
- социокультурной направленностью процесса педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, являющейся условием проектирования и развития данного процесса как отражения важных аспектов со-бытия личности школьника в культуре и обществе;
- ориентацией субъектов процесса педагогического сопровождения самоопределения на ценности рабочих профессий, обусловливающей характер их деятельности, стратегию и тактику полисубъектного управления процессом педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, определяющей его механизм;
- наличием положительной установки у взаимодействующих субъектов на процесс педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, осознания его цели и личностного смысла, позволяющей субъектам осуществлять совместное планирование и проектирование, организацию и рефлексию, получать необходимую информацию в целях оказания своевременных поддержки, помощи, содействия и обеспечения успешного самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий;
- направленностью управления процессом педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий на обеспечение полисубъектного взаимодействия его участников, способствующего созданию возможности для развития субъектной позиции и творческой самореализации каждого субъекта процесса; актуализирующего внутренний потенциал самоуправления.
- Полисубъектное управление обеспечивает оптимальное функционирование и развитие процесса педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий. Полисубъектное управление процессом педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий понимается при этом как совместная деятельность субъектов разного уровня, направленная на мобилизацию внутренних ресурсов образовательного учреждения, использование возможностей производственных предприятий, семьи, социокультурной среды школы в целях совершенствования процесса самоопределения старших школьников в сфере рабочих профессий и обеспечивающая последовательный перевод процесса самоопределения старшеклассников и его структурных компонентов с низких уровней на более высокие. Субъектами педагогического сопровождения самоопределения в сфере рабочих профессий являются старшеклассники, их родители, педагогические работники образовательных учреждений, руководители и рабочие производственных предприятий, специалисты Центров занятости и трудоустройства населения.
4. Критерии и показатели оценки эффективности самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий фиксируют изменения в его результативности:
- ценностные ориентации субъектов педагогического сопровождения (наличие позитивного ценностного отношения к рабочим профессиям, осознание общественной ценности рабочих профессий, направленность педагогической и учебно-профессиональной деятельности на самоопределение старшеклассников);
- культуросообразность (наличие активной жизненной позиции, интерес и желание овладеть культурой деятельности и самоопределения, значимость школы как культурного пространства самоопределения);
- творческая активность в деятельности (сформированность учебно-профессиональных и организационно-проектировочных умений, установление социального партнерства субъектов педагогического сопровождения, способность субъектов к взаимодействию и сотрудничеству);
- рефлексивность (способность анализа, диагностики и самодиагностики деятельности, умения самоанализа динамики полученных результатов, оценка их эффективности и поиск резервов саморазвития, осознание социокультурной значимости самоопределения в сфере рабочих профессий).
Процесс педагогического сопровождения самоопределения в сфере рабочих профессий характеризуется различной степенью интенсивности, изменений в структурных и функциональных компонентах самоопределения, отражающих его переход от адаптивного к конструктивному и креативному уровням.
5. Технология педагогического сопровождения самоопределения в сфере рабочих профессий как последовательная и взаимосвязанная система поддерживающей и обеспечивающей деятельности субъектов педагогического сопровождения, направленных на создание необходимых условий для самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, реализуется посредством организационного и внедренческого этапов. На организационном этапе осуществляется создание условий для принятия старшеклассниками ценностей рабочих профессий, стимулирование мотивационной установки старшеклассников на процесс самоопределения в сфере рабочих профессий, персонификация ценностей рабочих профессий в профессиональный образ рабочего современного производства; выработка регулирующих механизмов по переводу самоопределения в сфере рабочих профессий в новое качественное состояние, включение субъектов процесса педагогического сопровождения в полисубъектное взаимодействие; на внедренческом этапе осуществляется формирование учебно-профессиональных и организационно-проектировочных умений, актуализация опыта квазипрофессиональной деятельности старшеклассников; оценка и самооценка опыта взаимодействия субъектов, актуализация новых возможностей самоопределения в сфере рабочих профессий и его педагогического сопровождения. На каждом технологическом этапе были реализованы следующие направления педагогического сопровождения самоопределения: личностное, деятельностное, социокультурное, культурологическое.
Экспериментальные нововведения реализовывались в двух циклах, в каждом из них охватывая новый контингент исследуемых. В конце каждого цикла формирующего этапа эксперимента нами проводилось диагностирование по ранее определенным методикам. Внедрение технологии позволяет планомерно и последовательно воплотить на практике заранее спроектированный, системный способ организации совместной деятельности, обеспечивающей диагностируемый и прогнозируемый результат самоопределения в изменяющихся условиях квазипрофессиональной деятельности обучающихся.
1.Кормакова, В.Н. Самоопределение старшеклассников в сфере рабочих профессий: педагогическое сопровождение [Текст]: монография / В.Н. Кормакова. – Белгород: ИД «Белгород», 2013. – 361 с. (22,6 п.л.).
2.Кормакова, В.Н. Работа учителя по формированию культуры профессионального самоопределения школьников [Текст]: монография [Пазухина С.В., Аксенов В.П., Грибенюк Л.Г. и др.] // Учитель начальных классов: растим профессионала в системе непрерывного педагогического образования / под общей ред. проф. В.А. Романова. - Книга 2. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – 204 с. (1,5 п.л. авт.).
3.Кормакова, В.Н. Обучение интеллектуально одаренных детей как фактор профессионального и личностного самоопределения [Текст]: монография / [Алдашова Е.Н., Антонова А.В., Винтин И.А. и др.] // Наука и эпоха / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Книга 1. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – 528 с. (1.31 п.л. авт.).
4.Кормакова, В.Н. Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников как социокультурный феномен [Текст]: монография / [Аверина Н.В., Белькова О.А., Булгакова Е.С. и др.] // Научные исследования: информация, анализ, прогноз / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Книга 32. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – 636 с. (1,5 п.л. авт.).
5.Кормакова, В.Н. Принципы развития научного потенциала личности в контексте культуротворческой модели [Текст]: монография / [Исаев И.Ф., Исаева Н.И., Кормакова В.Н., Макотрова Г.В. и др.] // Развитие научного потенциала личности: теория, диагностика, технология / отв. ред. проф. И.Ф. Исаев, Н.И. Исаева. – Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2011. – 361 с. (1,4 п.л. авт.).
6.Кормакова, В.Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность [Текст]: учебное пособие / И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 268 с. (7,8 п.л. авт.).
7.Кормакова, В.Н. Современные концепции воспитания школьников: социокультурные основания, содержание, технологии [Текст]: учебное пособие / И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова, О.Е. Кучерова и др. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – 88 с. (1,2 п.л. авт.).
8.Кормакова, В.Н. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников: содержание, технология, управление [Текст]: учебное пособие / В.Н. Кормакова. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – 304 с. (17,67 п.л.).
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
9.Кормакова, В.Н. Проблемы готовности школьников к фермерскому труду [Текст] / В.Н. Кормакова // Педагогика. – 2004. - №3. – С. 32-39 (0,5 п.л.).
10.Кормакова, В.Н. Профессионально-личностное самоопределение школьников как социокультурный феномен [Текст] / В.Н. Кормакова // Вестник МГУКИ. – 2008. - №6. – С. 121-125 (0,4 п.л.).
11.Кормакова, В.Н. Теоретико-методологические основы исследования профессионально-личностного самоопределения школьников [Текст] / И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. – 2008. - №7(55). – С. 12-22 (0,6 п.л. авт.).
12.Кормакова, В.Н. Культура профессионально-личностного самоопределения школьников [Текст] / И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - №11. – С. 300-308 (0,5 п.л. авт.).
13.Кормакова, В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессионально-личностного самоопределения старшеклассников [Текст] / В.Н. Кормакова // Образование и общество. – 2009. - №1(54). – С. 55-59 (0,6 п.л.).
14.Кормакова, В.Н. Генезис профориентационных идей в традиции отечественной гуманистической педагогики (XVIII-XXI вв. [Текст] / В.Н. Кормакова // Вестник ПГЛУ. – 2009. - №1. – С. 306-311 (0,7 п.л.).
15.Кормакова, В.Н. Особенности формирования культуры профессионального самоопределения у младших школьников [Текст] / В.Н. Кормакова // Начальная школа. – 2009. - №7. – С. 97-99 (0,3 п.л.).
16.Кормакова, В.Н. Особенности подготовки студентов к работе по профессиональному самоопределению школьников [Текст] / И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова // Педагогическое образование и наука. – 2009. - №8. – С. 15-20 (0,4 п.л., авт.).
17.Кормакова, В.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий [Текст] / В.Н. Кормакова // Воспитание школьников. – 2010. - №1. – С. 34-38 (0,3 п.л.).
18.Кормакова, В.Н. Образовательный аутсорсинг в системе управления процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий [Текст] / В.Н. Кормакова // Вестник АГУ. – 2010. - №1. – С. 78-83 (0,6 п.л.).
19.Кормакова, В.Н. Инициативное исследовательское поведение старшеклассников в ситуациях профессионально-личностного самоопределения [Текст] / Н.И. Исаева, В.Н. Кормакова // Образование и общество. – 2010. - №6(65). – С. 39-44 (0,4 п.л., авт.).
20.Кормакова, В.Н. Особенности управления подготовкой рабочих кадров за рубежом [Текст] / В.Н. Кормакова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2010. - №10. – С. 209-217 (0,5 п.л.).
21.Кормакова, В.Н. Авторская мастерская – школа обучения рабочим профессиям [Текст] / В.Н. Кормакова // Народное образование. – 2010. - №10. – С. 227-231 (0,3 п.л.).
22.Кормакова, В.Н. Технологическая стратегия становления культуры самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий [Текст] / В.Н. Кормакова // В мире научных открытий. – 2011. - №4.1(16). – С. 575-583 (0,4 п.л.).
23.Кормакова, В.Н. Полисубъектное управление процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий [Текст] / В.Н. Кормакова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). – 2011. - №3 (07). – Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ «Информрегистр»: 0421100132/0021. – URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/kormakova.pdf (дата обращения: 31.10.2011) (0,5 п.л.).
24.Кормакова, В.Н. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения личности в системе взаимодействия «школа-вуз» [Текст] / В.Н. Кормакова, Е.И. Ерошенкова // Вестник высшей школы. – 2011. - №8. – С. 40-44 (0,3 п.л. авт.).
25.Кормакова, В.Н. Формирование проектной компетентности у будущих дизайнеров одежды [Текст] / В.Н. Кормакова, Т.М. Щеглова // Среднее профессиональное образование. – 2011. - №10. – С. 18-21 (0,3 п.л. авт.).
26.Кормакова, В.Н. Коучинг-технология в тьюторском сопровождении учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов [Текст] / В.А. Романов, В.Н. Кормакова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып.3. – 2012. - С. 427-434 (0,3 п.л. авт.).
27.Кормакова, В.Н. Культурологический подход к проблеме самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий [Текст] / И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. - №9(113). – С. 190-195 (0,4 п.л. авт.).
28.Кормакова, В.Н. Технология реализации процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий [Текст] / И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова // Вестник Волгоградского университета. – 2013. - № 1. – С. 18-25 (0,3 п.л. авт.).
29.Кормакова, В.Н. Ведущие тенденции и принципы самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий [Текст] / В.Н. Кормакова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. - № 2. – С. 45-56 (0,4 п.л.).
Учебно-методические пособия, учебные программы
30.Кормакова, В.Н. Самоопределение старшеклассников в сфере рабочих профессий: Программа для руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений в системе повышения квалификации / сост.: В.Н. Кормакова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 88 с. (5,11 п.л.).
31.Кормакова, В.Н. Самоопределение студентов в сфере высокотехнологичных рабочих профессий: Программа для руководителей и педагогических работников учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в системе повышения квалификации / сост.: И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 64 с. (1,9 п.л. авт.).
32.Кормакова, В.Н. Культура самоопределения школьников в сфере рабочих профессий: Программа элективного курса для учащихся 9,10,11 классов / сост.: В.Н. Кормакова, Ю.Г. Лукашова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 32 с. (1 п.л. авт.).
33.Кормакова, В.Н. Проектирование жизненных стратегий и профессиональная карьера старшеклассников: Программа элективного курса для учащихся 9,10,11 классов / сост.: В.Н. Кормакова, Н.Е. Гусакова, Т.В. Луговская. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 32 с. (1 п.л. авт.).
34.Кормакова, В.Н. Самоопределение старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий: Программа для руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений в системе повышения квалификации / сост.: В.Н. Кормакова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. – 64 с. (3,72 п.л.).
35.Кормакова, В.Н. Жизненные стратегии старшеклассников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.И. Мантулова, О.С. Боровец, Н.Е. Гусакова и др.; под ред. В.Н. Кормаковой. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – 288 с. (5 п.л. авт.).
36.Кормакова, В.Н. Самоопределение школьников в сфере рабочих профессий: технологическая стратегия, педагогическое содействие [Текст]: учебно-методическое пособие / О.В. Гаврилова, В.Д. Лукьянова, Ю.С. Феоктистова и др.; под ред. В.Н. Кормаковой. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012. – 424 с. (12 п.л. авт.).
Научные статьи, доклады, тезисы
37.Кормакова, В.Н. Технология формирования мотивационной готовности сельских школьников к труду (по программе «Сельский дом и семья») [Текст] / В.Н. Кормакова // Социальные и педагогические технологии в системе образования: Тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конференции 1-2 апреля 1998 г. – Белгород: Изд-во БелГУ, 1998. - 192 с. (0,2 п.л.).
38.Кормакова, В.Н. Сущность, содержание и структура мотивационной готовности школьников к фермерскому труду [Текст] / В.Н. Кормакова // Проблемы мотивационной готовности сельских школьников к фермерскому труду: Сб. статей под ред. проф. Исаева И.Ф. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 152 с. (0,9 п.л.).
39.Кормакова, В.Н. Формирование мотивационной готовности сельских школьников к фермерскому труду: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / В.Н. Кормакова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. – 20 с. (1,16 п.л.).
40.Кормакова, В.Н. Методологическое осмысление понятия «мотивационная готовность к фермерскому труду» и его структурных компонентов [Текст] / В.Н. Кормакова // Проблемы современной педагогики и систем образования: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции 6-8 октября 2002 г. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2002. - 364 с. (0,4 п.л.).
41.Кормакова, В.Н. Развитие творческой самостоятельности в системе профессиональной подготовки [Текст] / В.Н. Кормакова // Проблемы модернизации профессиональной подготовки учителя в современной России: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции / Под общ. ред. В.А. Сластенина. – Пенза: ПФ МОСУ, 2002. - 266 с. (0,4 п.л.).
42.Кормакова, В.Н. Развитие творческой активности будущего специалиста [Текст] / В.Н. Кормакова // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: Материалы Юбилейной Международ. науч.-практ. конференции 15-17 сентября 2005 г. В 2-х ч. - Ч.2. – М.: МАНПО, 2005. - 789 с. (0,4 п.л.).
43.Кормакова, В.Н. Модульная организация школы как приоритет ее развития [Текст] / В.Н. Кормакова // Проблемы развития современной общеобразовательной школы: инновационный подход: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции 13-14 октября 2005 г.; отв. ред. И.Ф. Исаев, Е.В. Тонков. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 264 с. (0,4 п.л.).
44.Кормакова, В.Н. Воспитание педагогической культуры родителей [Текст] / В.Н. Кормакова // Педагогика и психология домашнего образования: Материалы Всерос. науч.-практ. семинара 7-8 апреля 2005 г. – СПб: «САГА», 2005. - 152 с. (0,4 п.л.).
45.Кормакова, В.Н. Труд как фактор профессионального самоопределения личности школьника [Текст] / В.Н. Кормакова // Научные ведомости БелГУ. Серия Педагогика. - 2006. - №1(27). - Вып.2. – С.102-112 (1 п.л.).
46.Кормакова, В.Н. Половые и гендерные аспекты выбора профессии [Текст] / В.Н. Кормакова // Гендерное образование в подготовке учителя: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции (с международ. участием) 5-8 июня 2006 г. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. - 184 с. (0,4 п.л.).
47.Кормакова, В.Н. Социально-педагогическое партнерство как механизм сотрудничества в сфере образования [Текст] / В.Н. Кормакова // Взаимодействие образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона / Материалы X Международ. образоват. форума 24-26 октября 2006 г.: в 2 ч. / БелГУ; МПГУ; МАНПО; отв. ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – Ч.1. - 368 с. (0,4 п.л.).
48.Кормакова, В.Н. Педагогические аспекты профессионального самоопределения личности школьника [Текст] / В.Н. Кормакова // Формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся: Сб. науч. статей. Вып.III. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 190 с. (0,4 п.л.).
49.Кормакова, В.Н. Профессиональное развитие школьников [Текст] / В.Н. Кормакова // Современные направления теоретических и прикладных исследований: Сб. науч. трудов по материалам международ. науч.-практ. конференции 15-17 марта 2007 г. Т.9. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2007. - 89 с. (0,4 п.л.).
50.Кормакова, В.Н. Проблемы профессиональной подготовки молодежи [Текст] / В.Н. Кормакова // Профессиональная подготовка специалиста: проблемы, перспективы, тенденции: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции 2 ноября 2006 г. – Курск: Изд-во КГУ, 2007. - 289 с. (0,4 п.л.).
51.Кормакова, В.Н. Педагогическое моделирование профессионально-ориентированной среды профильного обучения школьников [Текст] / В.Н. Кормакова // Технологическое образование в школе и в вузе: проблемы и перспективы / Материалы XIII Международ. науч.-практ. конференции по технологическому образованию 19-23 ноября 2007 г. – Липецк: ЛГПУ, 2007. в 3 ч. – Ч.3. - 236 с. (0,4 п.л.).
52.Кормакова, В.Н. Проектирование образовательной среды профессионального становления школьников [Текст] / В.Н. Кормакова // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях / Материалы Международ. науч.-практ. конференции 24-25 апреля 2008 г. – Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008. В 3 ч. – Ч.3. - 256 с. (0,4 п.л.).
53.Кормакова, В.Н. Педагогическое сопровождение школьников в процессе профессионально-личностного самоопределения [Текст] / В.Н. Кормакова // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте: Сб. науч. трудов по материалам международ. науч.-практ. конференции 20-30 июня 2008 г. Т.11. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2008. - 94 с. (0,5 п.л.).
54.Кормакова, В.Н. Образовательное пространство как целостная среда профессионально-личностного самоопределения школьников [Текст] / В.Н. Кормакова // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. статей XII Международ. науч.-практ. конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - 280 с. (0,4 п.л.).
55.Кормакова, В.Н. Актуальность исследования профессионально-личностного самоопределения школьников [Текст] / В.Н. Кормакова // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России / Материалы II Всерос. науч.-практ. конференции 30 июня-1 июля 2008 г. / отв. ред. А.В. Капцов. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. В 3 ч. – Ч.3. - 264 с. (0,4 п.л.).
56.Кормакова, В.Н. Воспитание у школьников осознанного отношения к собственной жизненной стратегии [Текст] / В.Н. Кормакова //Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: Сб. науч. трудов по материалам международ. науч.-практ. конференции 15-20 декабря 2008 г. Т.17. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2008. - 99 с. (0,5 п.л.).
57.Кормакова, В.Н. Методологические подходы к исследованию проблемы профессионально-личностного самоопределения школьников [Текст] / В.Н. Кормакова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего / Межвузовский сб. науч. трудов (международ. выпуск). Выпуск 11.; под общ. ред. проф. С.Н. Волкова. – Пенза: Изд-во ПГТА, 2008. - 425 с. (0,5 п.л.).
58.Кормакова, В.Н. Формирование профессионального самосознания в процессе профессионально-личностного самоопределения старшеклассников [Текст] / В.Н. Кормакова // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте: Сб. науч. трудов по материалам международ. науч.-практ. конференции 15-20 июня 2009 г. Т.15. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2009. - 94 с. (0,5 п.л.).
59.Кормакова, В.Н. Формирование творческой личности школьника как субъекта профессиональной деятельности средствами профильного обучения [Текст] / В.Н. Кормакова // Динамика современной науки: Материалы международ. науч.-практ. конференции 17-20 июля 2009 г. Т.8. Педагогические науки. Психология и социология. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2009. - 110 с. (0,5 п.л.).
60.Кормакова, В.Н. Самоопределение старшеклассников в сфере рабочих профессий как фактор повышения качества образования [Текст] / И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова // Научный потенциал мира: Материалы международ. науч.-практ. конференции 20-25 сентября 2009 г. Т.5. Педагогические науки. Музыка и живопись. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2009. - 72 с. (0,3 п.л. авт.).
61.Кормакова, В.Н. Формирование профессиональных компетенций будущих рабочих в условиях современного рынка труда [Текст] / В.Н. Кормакова // Актуальные научные разработки: Материалы международ. науч.-практ. конференции 7-10 октября 2010 г. Т.12. Педагогические науки. – Перемышль: Наука и студия, 2010. - 96 с. (0,4 п.л.).
62.Кормакова, В.Н. Воспитательная система школы как среда самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий [Текст] / В.Н. Кормакова // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: Сб. науч. трудов по материалам международ. науч.-практ. конференции 20-23 октября 2009 г. Т.4. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2009. - 86 с. (0,5 п.л.).
63.Кормакова, В.Н. Компетентностный подход к проблеме самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий [Текст] / В.Н. Кормакова // Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория и практика / Материалы Всерос. науч.-практ. конференции 18-19 февраля 2010 г.: в 2 ч. / отв. ред. И.Ф. Исаев. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. – Ч.1. - 260 с. (0,4 п.л.).
64.Кормакова, В.Н. Особенности профессионального и личностного самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения [Текст] / В.Н. Кормакова // Проблемы современной дидактики: теория и практика / Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции с международ. участием 27 октября 2009 г. / отв. ред. Л.М. Белогурова, Н.М. Фатьянова. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010. – Ч.2. - 336 с. (0,4 п.л.).
65.Кормакова, В.Н. Научно-исследовательская и проектная деятельность как фактор повышения качества начальной профессиональной подготовки старшеклассников [Текст] / В.Н. Кормакова // Современные направления теоретических и прикладных исследований: Сб. науч. трудов по материалам международ. науч.-практ. конференции 15-16 марта 2010 г. Т.22. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2009. - 104 с. (0,4 п.л.).
66.Кормакова, В.Н. Возможности творческой самореализации личности в процессе профессионального самоопределения [Текст] / В.Н. Кормакова // Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: Международ. сб. статей / отв. ред. Шилова В.С. – Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. - 236 с. (0,4 п.л.).
67.Кормакова, В.Н. Культурологический подход как методологическая основа исследования профессионально-личностного самоопределения старшеклассников [Текст] / В.Н. Кормакова // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: Сб. науч. трудов по материалам международ. науч.-практ. конференции 4-6 октября 2010 г. Т.7. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2010. - 96 с. (0,4 п.л.).
68.Кормакова, В.Н. Управление развитием учреждения дополнительного образования на основе стратегического менеджмента [Текст] / В.Н. Кормакова // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: Сб. науч. трудов по материалам международ. науч.-практ. конференции 4-6 октября 2010 г. Т.7. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2010. - 96 с. (0,4 п.л.).
69.Кормакова, В.Н. Стратегия формирования культуры самоопределения старшеклассников в сфере ремесленных профессий [Текст] / В.Н. Кормакова // Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России: Сб. науч. статей 4-й Международ. науч.-практ. конференции 5-7 декабря 2011 г. – Екатеринбург: РГППУ, 2011. - 316 с. (0,8 п.л.).
70.Кормакова, В.Н. Модель тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / В.Н. Кормакова // Современные направления теоретических и прикладных исследований: Сб. науч. трудов SWorld по материалам международ. науч.-практ. конференции 20-23 марта 2012 г. – Выпуск 1. Т.13. Педагогика, психология и социология. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. - 102 с. (0,4 п.л.).