- в дореволюционной России: становление правовой подготовки будущих чиновников пенитенциарной системы на юридических факультетах гражданских вузов и в военизированных учебных заведениях; усиление нравственных основ правовой подготовки будущих чиновников системы исполнения наказаний; создание специальных учебных заведений для профессиональной подготовки чиновников и нижних чинов тюремной системы; формирование непрерывной системы правовой подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений; направленность правового обучения и воспитания на особенности служебной деятельности сотрудников пенитенциарной системы; совершенствование правил внутреннего распорядка и поддержания дисциплины в пенитенциарных учреждениях и др.;
- в пенитенциарных учебных заведениях Советского Союза: усиление исправительного характера пенитенциарной системы; формирование у сотрудников уголовно-исполнительной системы беспристрастного и толерантного отношения к осужденным; педагогическая профилактика профессиональных деструкций у сотрудников пенитенциарных учреждений; формирование у курсантов и слушателей ведомственных вузов в процессе правовой подготовки уважения к законам, непримиримости к нарушениям внутреннего распорядка в исправительно-трудовых колониях; повышение уровня правовой культуры у сотрудников системы исполнения наказаний и др.;
- в современных вузах ФСИН России: ослабление воспитательного характера правовой подготовки сотрудников УИС; снижение правового потенциала образовательной среды вузов ФСИН России в целом и различных видов учебных дисциплин в частности; усиление дезинтеграционных процессов в правовой подготовке курсантов и слушателей; нарастание противоречий между потребностью в создании целостной системы правовой подготовки и ее разрозненным характером в вузах ФСИН России и др.
В процессе правовой подготовки сотрудников пенитенциарных систем зарубежных стран были выявлены следующие особенности: применение проблемных методов и ситуаций в преподавании норм права; углубление идеологических основ в содержании правовой подготовки; воспитание у будущих сотрудников пенитенциарной системы чувства высокой ответственности за результаты своей деятельности; ориентированность правовой подготовки будущих сотрудников пенитенциарных учреждений на их дальнейшую профессиональную деятельность; осуществление системного и комплексного подходов к организации правового обучения и воспитания в вузах и др.
2. Обоснованная педагогическая система правовой подготовки курсантов и слушателей вузов ФСИН России, представляющая собой совокупность системоопределяющих, системообразующих, структурообразующих элементов, объединенных общей аксиологической целью и функционирующих в целостном педагогическом процессе, способствующем развитию правовой культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы; структурными элементами данной системы являются различные системные образования, учитывающие взаимосвязь развития личности сотрудника и комплекса мероприятий, направленных на поддержание правопорядка и дисциплины, а также правовое просвещение, включающее изучение с обучающимися содержания новых законов, оперативное ознакомление с дополнениями и изменениями действующего пенитенциарного законодательства и др.
Сформулированная педагогическая сущность правовой подготовки курсантов и слушателей вузов ФСИН России, под которой понимается процесс, составляющий сердцевину педагогической системы, направленный на овладение обучающимися упорядоченной совокупностью юридических знаний, правовых ценностей и идеалов, выработку правовых компетенций, активного правового мышления и законопослушного правового сознания, отражающего отношение к действующему праву, с учетом уровня общей культуры обучающихся, усвоения ими правотворческого и правоприменительного опыта, сформированности правовой направленности и ориентиров личности в целях развития правовой культуры, позволяющей оценивать правовые явления, а также строго и неуклонно следовать нормам правомерного поведения в профессиональной деятельности.
Расширенное содержание процесса правовой подготовки курсантов и слушателей вузов ФСИН России, включающее в себя три составляющие: аксиологическую (изучение, осознание и признание правозначимых ценностей); технологическую (овладение способами и приемами правоприменительной и правореализующей деятельности); личностно-творческую (преобразование и интерпретация в конкретных социокультурных условиях правозначимых ценностей в правовые идеалы и юридические отношения).
Уточненная структура процесса правовой подготовки курсантов и слушателей вузов ФСИН России, предполагающая наличие: субъект-объектых отношений с последующим переведением их на субъект-субъектный уровень; четко поставленных целей и задач (понимание конституционной идеи неотчуждаемости прав человека; способность настойчиво и упорно их отстаивать в служебной деятельности; нетерпимость к покушению на права и свободы человека и др.); наряду с традиционными функциями правовой подготовки курсантов и слушателей вузов ФСИН России (обучающей, воспитывающей, развивающей, прогнозирующей) обоснованы специфические (профилактико-перевоспитывающая, консолидирующая, социоправно-ориентирующая, социализирующая, ресоциализирующая, позитивного влияния, преодоления деструктивных воздействий, противодействия эмоциональному и профессиональному выгоранию и др.); выявлены закономерности (зависимость целей и задач правовой подготовки от идеологии и политики государства в области образования и юриспруденции, в особенности от пенитенциарной политики государства; зависимость правовой подготовки курсантов и слушателей от общего состояния уголовно-исполнительной системы России, включая высшие учебные заведения; зависимость содержания процесса правовой подготовки курсантов и слушателей вузов ФСИН России от требований ФГОС и квалификационных требований, предъявляемых к профессиональной подготовке сотрудника пенитенциарной системы; зависимость функционирования элементов системы правовой подготовки от характера взаимоотношений преподавателей и обучающихся); выявлены противоречия (между требованиями ФГОС к качеству правовой подготовленности сотрудников УИС и практической неспособностью образовательного процесса к ее формированию; между уровнем правовой подготовки курсантов и слушателей вузов ФСИН России и качеством использования полученных правовых компетенций в ходе служебной деятельности; между высоким уровнем притязаний выпускников вузов ФСИН России и низким уровнем их готовности к правоприменительной и правореализующей деятельности); сформулированы новые принципы функционирования системы правовой подготовки (многоуровневости и ступенчатости; дифференцированности и гибкости; практико-ориентированности и преемственности; комплементарности и приоритета общечеловеческих ценностей; ценностного поведения и нравственно-правового выбора; параллельного влияния и опоры на положительное в личности; оптимизма и перспективы); отобран методический инструментарий и формы осуществления различных способов контроля и результатов.
Раскрытое содержание правовой компетентности обучающихся вузов ФСИН России, под которой понимается способность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности согласно должностному предназначению на твердой законодательной основе, путем эффективной оценки результатов своей работы с аксиологических позиций, приобретения новых правовых знаний и умений, а также готовность к принятию юридической ответственности за результаты своей деятельности.
3. Разработанная и опытно-экспериментальным путем проверенная функциональная модель системы правовой подготовки курсантов и слушателей вузов ФСИН России, предполагающая поэтапное практико-ориентированное формирование правовых компетенций у обучающихся дидактическими и воспитательными средствами как в учебное, так и во внеучебное время.
Обоснованные и в ходе опытно-экспериментальной работы проверенные критерии и показатели оценки эффективности системы правовой подготовки курсантов и слушателей вузов ФСИН России: целевой (целенаправленность системы правовой подготовки в вузах ФСИН России; правовая направленность повседневной жизнедеятельности курсантов и слушателей вузов ФСИН России; ориентированность образовательного процесса на правовое самосовершенствование обучающихся; отражение правовых вопросов в документах вуза, кафедр, факультетов, курсов); содержательный (качество профессиональной правоприменительной и правореализующей деятельности в вузе; степень охвата обучающихся мероприятиями правовой направленности; использование педагогических технологий и передового опыта в системе правовой подготовки; всестороннее обеспечение изучаемой системы); организационный (качество и регулярность правоприменительной и правореализующей деятельности; построение повседневной деятельности на твердой законодательной основе; удовлетворенность обучающихся мероприятиями, входящими в систему правовой подготовки; адекватность системы правовой подготовки требованиям повседневной деятельности сотрудника УИС); результативный (эффективность выполнения служебных обязанностей, требований уставов и инструкций, распорядка дня; активное участие в мероприятиях правовой направленности; сформированность навыков правомерного поведения; наличие умений правового самообразования); обобщенный (интегральный) критерий - готовность к правоприменительной и правореализующей деятельности согласно должностному предназначению (уровни сформированности критерия (показатели): высокий, средний, достаточный, низкий).
4. Выявленные и экспериментально подтвержденные пути повышения эффективности системы правовой подготовки обучающихся вузов ФСИН России: совершенствование управления педагогической системой правовой подготовки реализуется через следующие условия: обеспечение поступательности, взаимосвязанности и взаимообусловленности целей всех этапов и ступеней правовой подготовки в образовательном процессе вуза; согласованность всех уровней системы многоуровневого планирования правовой подготовки в вузе; функционирование в вузе системы методического обеспечения правовой подготовки; эффективное информационное обеспечение правовой подготовки и др.; оптимизация организации и содержания системы правовой подготовки, реализуемая через следующие условия: адекватное отражение целей правового обучения и воспитания в содержании профессионального образования сотрудников УИС; использование обоснованной и проверенной тематики правовой направленности; внедрение наиболее эффективных и оптимальных организационных форм и методов правовой подготовки в образовательные процессы вузов ФСИН России; обеспечение практической направленности и динамичного содержания правового обучения и воспитания и др.; технологизация процесса правовой подготовки, предусматривающая следующие условия: реализацию единой модели правовой подготовки как составляющей комплексной технологии; придание процессу правового обучения и воспитания инновационного характера; соответствие образовательных программ ФГОСам, квалификационным требованиям, предъявляемым к правовой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы; создание информационно-образовательной, развивающей и конкурентоспособной среды, активизирующей правоприменительную и правореализующую деятельность обучающихся в вузах ФСИН России; воспитание ценностного отношения к правовым идеалам и правовой культуре и др.; мониторинг системы правовой подготовки, реализуемый в следующих условиях: использование современных технологий и видов контроля (в том числе автоматизированных систем) правовой подготовки; систематичность и плановость контроля правовой подготовки на всех курсах и специальностях; недопущение формализма в содержании и методах контроля, оценке результатов правовой подготовки; своевременное и адекватное реагирование должностных лиц на результаты контроля правовой подготовки.
Тимакина Е. А. Формирование правовой культуры будущих юристов УИС в процессе вузовской подготовки: Монография. Самара, 2005. – 260 с. (16,2 п. л.).
Тимакина Е. А. Проблемы управления процессом формирования правовой культуры будущих сотрудников УИС: Монография. Самара: СЮИ ФСИН России, 2006. – 262 с. (16,3 п. л.).
Тимофеева Е. А. Правовая подготовка сотрудника пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта: Монография. Самара: СЮИ ФСИН России, 2013. – 215 с. (13,5 п. л.).
Тимофеева Е. А. Педагогическая система правовой подготовки курсантов и слушателей в высших учебных заведениях Федеральной службы исполнения наказания России: Монография. Самара: СЮИ ФСИН России, 2013. – 253 с. (16 п.л.).
Тимакина Е. А. Формирование гражданского самосознания курсанта в процессе обучения в вузе // Право и образование. – 2003. – № 1. – С. 65-76 (0,8 п. л.).
Тимакина Е. А. Возможности ценностного подхода в формировании профессионального самосознания курсантов – будущих юристов // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. вып.: Актуальные проблемы гуманитарных наук. – 2003. – С. 72-83 (0,6 п. л.).
Тимакина Е. А. О проблемах формирования правовой культуры юридических кадров Минюста РФ в процессе вузовской подготовки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2003. – № 4 (20). – С. 143-148 (0,75 п. л.).
Тимакина Е. А. О применении аксиологического подхода в формирова-нии профессионального самосознания будущих юристов УИС // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2004. – № 1 (21). – С. 127-131 (0,7 п. л.).
Тимакина Е. А. Проблемы понимания и трактовки права как аксиологической категории // Вестник Самарского государственного экономического университета. Серия: Актуальные проблемы правоведения. – 2006. - № 8 (26). – С. 37-43 (0,9 п. л.).
Тимофеева Е. А. Структура и составляющие информационно-правовой деятельности специалиста юридического профиля // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2011. – № 1 (16). – С. 196-204 (0,5 п. л.).
Тимофеева Е. А., Столярова Н. В. Правовое воспитание в образовательном процессе юридического вуза с использованием активных и интерактивных форм обучения // Вестник Военного университета. 2012. – № 2 (30). – С. 64-70 (авт. – 0,5 п. л.).
Тимофеева Е. А. Возможности практико-ориентированного подхода в формировании правовой культуры курсантов вуза ФСИН России // Вестник Владимирского юридического института. – 2012. – № 2 (23). – С. 51-55 (0,6 п. л.).
Тимофеева Е. А. Основные направления формирования правовой культуры будущих сотрудников УИС в процессе обучения в ведомственном вузе // Вестник Владимирского юридического института. – 2012. – № 3 (24). – С. 43-50 (1 п. л.).
Тимофеева Е. А. Историко-педагогический анализ опыта отечественного профессионального образования сотрудников УИС в сфере формирования правовой культуры // Вестник Владимирского юридического института. – 2012. – № 4 (25). – С. 177-186 (1,25 п. л.).
Тимофеева Е. А. Формирование правовой культуры личности в России: исторический аспект // Вестник ВЭГУ. – 2013. – № 1 (63). – С. 134-140 (0,9 п. л.).
Тимофеева Е. А. К вопросу об особенностях подготовки сотрудников пенитенциарной системы США // Вектор науки. – 2013. – № 2.(24). – С. 57-61 (0,5 п. л.)
Тимофеева Е. А. Особенности правовой подготовки сотрудников пенитенциарных систем в образовательном процессе некоторых стран англосаксонской правовой семьи // Вестник Владимирского юридического института. – 2013. - № 3 (28). – С. 67-72 (1 п. л.)
б) статьи, тезисы докладов, опубликованные в сборниках материалов международных и межвузовских научных конференций:
Тимакина Е. А. Проблема самосознания в зарубежной психологии // Педагогика в поисках идеала научности, целей и ценностей образования: материалы Международной конференции памяти И. Я. Лернера, 21-22 мая 2002 г. – Владимир, 2002. – С. 101-110 (0,6 п. л.).
Тимакина Е. А. Современные психологические исследования проблемы педагогического самосознания // Вестник Самарского юридического института. – 2002. – Вып. 2. – С. 210-214 (0,5 п. л.).
Тимакина Е. А. Проблемы подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы в образовательной системе УИС // Актуальные проблемы университетского образования: материалы межвузовской научно-методической конференции, 5 февраля 2003 г. – Самара, 2003. – С. 132-136 (0,5 п. л.).
Тимакина Е. А. Исторические предпосылки формирования правовой культуры личности в России // Вторые Ознобишинские чтения: сборник материалов юбилейной Международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию Д. П. Ознобишина (14-15 мая 2004 г.). – Инза-Самара, 2004. – Т. 2. – С. 249-260 (0,7 п. л.).
Тимакина Е. А. Становление правовой культуры и гражданственности курсанта юридического вуза // Образование в условиях нового типа культуры: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции. – Самара, 2004. – С. 97-112 (1 п. л.).
Тимакина Е. А. Аксиологический потенциал личности курсанта – будущего юриста УИС как педагогическая ценность // Вестник Самарского государственного педагогического университета: 60-летию Победы посвящается. – 2005. – С. 86-92 (0,8 п. л.).
Тимакина Е. А. О проблеме управления процессом формирования правовой культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполни¬ельная система России: стратегия развития: материалы Международной научно-практической конференции (26–27 мая 2005 г.). – М.: НИИ ФСИН России, 2005. – Ч. 1. – С. 134-136 (0,5 п. л.).
Тимакина Е. А. Культурообразующий потенциал дисциплин юридического вуза УИС в формировании правовой культуры и гражданственности курсантов // Вестник Самарского юридического института ФСИН России. – 2006. – Вып. 4. – С. 135-152 (1,2 п. л.).
Тимакина Е. А. О результатах диагностики исходного уровня правовой культуры и гражданственности будущего юриста УИС // Вестник Самарского юридического института ФСИН России. – 2006. – Вып. 5. – С. 18-35 (1 п. л.).
Тимакина Е. А. Формирование правовой культуры постоянного и переменного состава в процессе организационно-научной работы (на материале СЮИ ФСИН России) // Юрист Поволжья. – 2006. – № 3-4. – С. 43-45 (0,5 п. л.).
Тимофеева Е. А. Роль правового воспитания в процессе формирования правовой культуры будущего юриста // Экономическая и культурные парадигмы в эпоху кризиса: сборник материалов заочной научной конференции. – Самара: Поволжский филиал Международного университета, 2009. – С. 140-146 (0,% п. л.).
Тимофеева Е. А. О возможностях предметного подхода к формированию правовой культуры будущих юристов УИС (на примере курсов «Педагогика» и «Психология») // Вестник Самарского юридического института ФСИН России. – 2010. – № 1. – С. 225-228 (0,5 п. л.).
Тимофеева Е. А. Правовая культура как критерий качества образования будущего юриста // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: материалы ХV Международной научно-методической конференции, 29 октября 2010 г. – СПб.: СПбГУП, 2010. – С. 84-85 (0,5 п. л.).
Тимофеева Е. А. Основные тенденции процесса модернизации высшего профессионального юридического образования России // Вестник Самарского юридического института. – 2011. – № 1 (3). – С. 82-86 (0,5 п. л.).
Тимофеева Е. А. Информационно-правовая деятельность будущего специалиста УИС как базовая составляющая его профессиональной подготовки // Сравнительно-правовой анализ практики применения Европейской конвенции по правам человека в системах исполнения наказаний России и зарубежных стран: материалы Международной научно-практической конференции (28-29 апреля 2011 г.). – Самара: СЮИ ФСИН России, 2011. – С. 267-273 (0,5 п. л.).
Тимофеева Е. А., Реуф В. М. Правовая культура и гражданская позиция личности. Проблемы формирования в специализированном вузе // Мир политики и социологии. – 2012. – № 1. – С. 102-115 (авт. – 0,8 п. л.).
Тимофеева Е. А. Зарождение и становление основ формирования правовой культуры сотрудников пенитенциарных учреждений дореволюционной России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2012. – № 6. – С. 13-17 (0,6 п. л.).
Тимофеева Е. А. О возможностях формирования правовой культуры будущего сотрудника УИС в процессе вузовской подготовки // Правонарушение и юридическая ответственность: материалы Международной научно-практической конференции (13-14 ноября 2012 г.). – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. – С. 369–378. – 0,6 п. л.
Тимофеева Е. А. Особенности формирования правовой культуры сотрудника УИС в специализированном вузе // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. – Краснодар, 2012. – С. 617-621 (0,45 п. л.).
Тимофеева Е. А. Особенности профессиональной подготовки сотрудников в уголовно-исполнительной системе в советский период // Правовая система России: традиции и инновации: материалы X Всероссийской научно-теоретической конференции. – СПб., 2013. – C. 219-226 (1 п. л.).
Тимофеева Е. А. О правовой подготовке сотрудников зарубежных пенитенциарных систем // Вестник Самарского юридического института ФСИН России. – 2013. – № 2 (10). – С. 50-65 (0,7 п. л.).
в) учебники, учебные и учебно-методические пособия:
Тимакина Е. А., Рощупкин В. Г. Формирование правовой культуры будущих юристов в процессе их профессионализации: Учебное пособие. Самара, 2004. – 217 С. (авт. – 10,6 п. л.).
Тимакина Е. А. Управление процессом формирования правовой культуры сотрудников УИС: Учебное пособие. – Самара: СЮИ ФСИН России, 2006. –74 с. (4,6 п. л.).