Научная тема: «ЛИТЕРАТУРА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ АВАНГАРДА»
Специальность: 10.01.03
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • Феномен авангарда рассматривается как целостность разнопорядковых явлений, принадлежащих единой парадигме. При этом основные манифестации авангардного сознания при всей своей векторности обладают внутренней двойственностью - в соответствии с двойственностью авангардной картины мира, ее утопико-эсхатологической доминанты.
  • Эстетика авангарда знаменует собой не только и не просто новаторский тип искусства, порывающего с традицией, но качественное изменение искусства, находящегося в соответствии с общими изменениями в картине мира начала ХХ века, радикально отличной от всего предыдущего опыта человечества и определившей весь ход событий с двадцатого столетия. Как следствие сдвигологической практики объекты (в авангардистской терминологии - «вещи»), которые в «спокойной» культуре бывают встроены в иерархически структурированную модель мира, в «пограничной» культурной ситуации обретают особую семиотическую нагрузку. Их смыслы  «сдвигаются» с положенных им укладом мира позиций, происходит обновление знаковости, тотальное смещение форм и смыслов, которое в русском авангарде и было концептуализировано как «сдвиг» (А.Крученых), «алогизм» (К.Малевич), а во французском - как «сдвинутость», «трансгрессия» (А.Бретон, позже - Ж. Батай). Сходные концепты предложат Г.К. Честертон, Х. Ортега-и-Гассет. В итоге возникает новая семиосфера мировой культуры, которую автор исследования попытался представить в виде непреложно обусловленной системы концептов. В рамках заявленной проблематики тема исследована достаточно основательно для того, чтобы создать фундамент для дальнейших разработок.
Список опубликованных работ
Статьи по теме диссертации в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК Министерства образования и науки

1.К вопросу о латиноамериканской модели мира // Латинская Америка, 1993, № 9 – 0,7 п.л.

2.“Итак, мне не выразить жизни иначе, как смертью...” (к 100­летию со дня рождения С. Вальехо) // Латинская Америка, 1992, № 5­6 – 1 п.л.

3.Бразильский модернизм как зеркало русской революции // Латинская Америка, 1994, № 7­8 – 1 п.л.

4.К вопросу о самоидентификационных моделях латиноамериканской культуры / Iberica Americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке. М, 1994 – 1,2 п.л.

5.Авангардизм как пучок смыслов. Опыт исследования художественного сознания 1910-1930-х годов // Вопросы искусствознания. № 2, 1997. 2 п.л.

6.В поисках “изначальной чистоты”. Эпоха авангарда в культуре Кубы // Латинская Америка, 1 п.л. № 7, 2000.

7.Гильен ― это особая тема... // Латинская Америка, 0,5 п.л. № 1, 2001.

8.Мир Сесара Вальехо // Латинская Америка, № 3, 2002. 1,2 п.л.

9.Сюрреализм в культуре Латинской Америки // Латинская Америка, 0,75 п.л. № 7, 2002.

10.Бесконечная печаль бесконечного человека, или C чего начинался Пабло Неруда // Латинская Америка, № 7, 2004. 1,2 п.л.

11.Висенте Уйдобро – паладин авангарда // Латинская Америка, 0,75 п.л. № 7, 2008.

12.Синтез или гетерогенность? К проблеме латиноамериканского культурогенеза // Искусствознание, 0,7 п.л. № 4, 2008.

13.Рецензия на к/т Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. Ред.- сост. В.Ф. Колязин // Вопросы литературы № 4, 2010. – 0, 5 л.

14.Составляет ли авангард стиль? // Искусствознание. № 1/2, 2011. – 1,2 п.л.

15.Традиция барокко в авангардном искусстве Кубы ХХ века // Латинская Америка, №8, 2011. – 0,5 п.л.

16.Сесар Вальехо / Висенте Уйдобро: Два створа латиноамериканского авангардизма // Латинская Америка №11, 2011. – 0,7 а.л.

17.Ретроспективизм авангарда первой трети ХХ века // Известия РАН, серия Литературы и языка. № 2, 2012. – 2 а.л.

18.Онтологизация знака в культуре авангарда // Вопросы философии, № 11, 2012.

19.Манифесты, программы, декларации испаноамериканского авангарда // Латинская Америка. № 1-2. 2013 – 1,2 п.л.

20.Авангард как пограничная форма культуры // Диалог со временем. № 42. 2013.

Основные работы по теме диссертации

1.Бразильский модернизм как зеркало русской революции // Латинская Америка, 1994, № 7­8 – 1 п.л.

2.К вопросу о самоидентификационных моделях латиноамериканской культуры // Iberica Americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке. М, 1994 – 1,2 п.л.

3.Вопрошание как форма культуры (об испаноамериканском модернизме) // там же – 0,7. п.л.

4.Латиноамериканский авангардизм: к типологии стиля // Латинская Америка и мировая культура. М, 1995 – 2 п.л.

5.Хосе Марти и парадигма самосозидания латиноамериканской культуры // Латинская Америка, 1995, № 9 – 0,8 п.л.

6.Термин и метафора // Российский литературоведческий журнал‚ 1996‚ № 7 – 0‚5 п.л.

7.К проблемам интерпретации латиноамериканской культуры //Латинская Америка‚ 1996‚ № 10 – 0‚7 п.л.

8.Инаковость латиноамериканской литературы: поэтика Лесамы Лимы // Латинская Америка № 8/9, 1997 – 0‚8 п.л.

9.Парадигма самосозидания латиноамериканской культуры (феномен Хосе Марти) /Iberica Americans. М., 1997. 1 п.л.

10.“Мир есть слово”: Колумбийская поэзия ХХ века // Латинская Америка, 1, 2 п.л. №8, 1998.

11.Авангард как исторический стиль // Творчество’98. 0,5 п.л.

12.Otredad de la cultura latinoamericana: poética de José Lezama Lima // Unión, Nº 33, 1998. 0,8 п.л.

13. Algunas notas sobre la vanguardia rusa y la latinoamericana // Cuadernos americanos, Nº 85, enero-febrero, 2001, México. 1 п.л.

14.Проза и поэзия Венесуэлы: опыт ХХ века // Латинская Америка (часть первая), 1 п.л. № 8, 2001.

15. Проза и поэзия Венесуэлы: опыт ХХ века // Латинская Америка (часть вторая), 1 п.л. № 9, 2001.

16.Más allá del Oriente y el Occidente ¿Identidad o mismidad? // Espiral, Nº 20 (enero-abril 2001), Universidad de Guadalajara, México. 1 п.л.

17.Algunas notas sobre la vanguardia rusa y la latinoamericana // Cuadernos americanos, Nº 85, enero-febrero, 2001, México. 1 п.л.

18.Латиноамериканский карнавал и проблема этнокультурной идентификации. / Праздник в ибероамериканской культуре. Iberica Americans. М., 2002. 1 п.л.

19.Авангард как стиль культуры // К/т “Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века”. М., 2002. 2,5 п.л.

20.Граница и пустота: к вопросу о семиозисе пограничных культур. 1 п.л. // Вопросы философии. М., 2002, № 11.

21.“Дом” Гарсиа Маркеса // Вестник РГНФ, 2002, № 4. 1,2 п.л.

22. Cintio Vitier: de la conciencia de la poesía a la poesía de la conciencia. // Temas. Nº33-34, 2003. – 1 п.л.

23.El Modernismo brasileño como espejo de la Revolucion rusa // Сaderno de Literatura e Cultura Russa. São Paulo, 2004, № 1. – 1 п.л.

24. “Сто лет одиночества” 35 лет спустя // Вопросы литературы, № 1, 2004. 2 п.л.

25. К построению авангардистской картины мира // Вестник РГНФ, № 3, 2005. – 0,7 п.л.

26. Литература Кубы / История литератур Латинской Америки, т. IV – 4,5 п.л. М., 2004.

27. Литература Колумбии / История литератур Латинской Америки, т. IV – 4 п.л. М., 2004.

28. Литература Венесуэлы / История литератур Латинской Америки, т. IV – 4,3 п.л. М., 2004.

29. Пабло Неруда / История литератур Латинской Америки, т. V – 3 п.л. М., 2005.

30. Сесар Вальехо / История литератур Латинской Америки, т. V – 2,5 п.л. М., 2005.

31. O modernismo hispano-americano em correspondência tipológica com o simbolismo europeu ocidental e russo // Tipologia do simbolismo na cultura russa e ocidental, São Paulo, Editora Humanitas, 2005. – 1,2 п.л.

32.Об одном авангардистском концепте: диссоциация/интеграция // Академические тетради, № 12, 2006. – 0, 4 п.л.

33.Возможна ли формула авангарда? // Вестник РГНФ, № 3, 2007. – 0,7 п.л.

34. Диалектика авангарда // Литературная классика в диалоге культур. Выпуск I. М., 2008. – 2 п.л.

35. К вопросу о праздничной культуре Латинской Америки // Развлечение и искусство. Российская Академия наук. Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации. Государственный институт искусствознания. Алетейя. Санкт-Петербург, 2008.

36. Феномен сюрреализма в культуре Латинской Америки // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 1. ГИИ. 2007. – 2 а.л.

37. А был ли синтез? // Iberica Americans. М., 2009. – 1 п.л.

38. Авангард как модель культуры // Сб. статей. Лики времени. М., 2009.

39. Авангард между Испанией и Латинской Америкой // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 2. ГИИ. 2009. – 2,5 п.л.

40.Авангардная картина мира // Культура и искусство, № 3, 2011. – 1, 3 а.л.

41. Функция мифа в культуре Латинской Америки. 1 п.л. // Миф и художественное сознание ХХ века. М., 2011.

42. Латинская Америка: идентичность или самость? // Исторический журнал: научные исследования. № 1, 2012. – 1,5 а.л.

43. Составляет ли авангард стиль // Теория художественной культуры. Вып. 14. М., 2012. – 1,2 л.

44. Нетрадиционность традиции в авангарде // Новые российские гуманитарные исследования. № 7, 2012. – 0,5 а.л.

45.От мистерии к цирку (театр авангарда первой трети ХХ века) // Художественная культура. Вып. 3. ГИИ, 2012.

46.Авангардный театр как модель эпохи (первая треть ХХ века) // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 3. ГИИ. 2013. – 2 а.л.

47. Авангард: теоретические аспекты и ибероамериканские проекции // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 3. ГИИ. 2013. – 1,5 а.л.

48.Топосы границы и рубежа в латиноамериканской культуре // Новые российские гуманитарные исследования. Материалы конференции «Цивилизационно-культурное пограничье как генератор становления мировой культуры / литературы» № 7, 2012. – 0,5 а.л.

49. «Интертекстуальность как частный случай пермутации». Доклад. Международная научная конференция «Русский футуризм: к 100-летию альманаха “Пощечина общественному вкусу”. ИМЛИ РАН. 18-20 сентября 2012 г.

50.«Еще о пощечине». Доклад. Международная научная конференция «Русский футуризм: к 100-летию альманаха “Пощечина общественному вкусу”. ИМЛИ РАН. 18-20 сентября 2012 г.

Монографии

1. Поэзия Хосе Марти. Монография. М., 2002. 17 а.л.

Рецензия: Ветрова Т. портрет человека своего времени // Латинская Америка, № 1, 2003.

2. Монография на исп. яз.: Poesía de José Martí. Centro de Estudios Martianos. La Habana, 2010.

3. Поэтика сверхпредельности. К интерпретации художественных процессов латиноамериканской культуры. Монография. Российская Академия наук. Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации. Государственный институт искусствознания. Алетейя. Санкт-Петербург, 2008. – 13,5 п.л.

Рецензии:

Субичус Б.Ю. По поводу «сверхпредельности: соображения и вопросы // Латинская Америка № 1, 2009.

Паниотова Т.С., Косьяненко Е.В. Гирин Ю.Н. ПОЭТИКА СВЕРХПРЕДЕЛЬНОСТИ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 2. С. 154-155.

4. К/т «Авангард в культуре ХХ века (1900-1930). Теория. История. Поэтика». М., ИМЛИ РАН, 2010. В 2-х кн. Руководство проектом. Главы «Введение», «Системообразующие концепты культуры авангарда», «Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат», «Авангард в Испанской Америке» (Всего - 15 а.л.)

Рецензии:

Паниотова Т.С.Авангард в культуре ХХ в (1900-1930 гг.) Теория. История. Поэтика. Под. ред.Ю.Н.Гирина ИМЛИ РАН, 2010 // Вестник РГНФ, №1, 2011.

Паниотова Т.С. Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. – М.: ИМЛИ РАН, 2010. (Среди книг с Таисией Паниотовой) // Иностранная литература. 2011, № 6.

Шемякин Я.Г. Авангард как феномен «пограничья»: парадоксы рождения целостности в условиях доминантной многокультурности // Культура и искусство, № 4, 2011.

Шемякин Я.Г. Авангард как «пограничный» феномен. Взгляд латиноамериканиста // Латинская Америка, № 6, 2011.

Давыдов Д. (Книжная полка) // Новый мир, №10, 2011.

5. Монография «Картина мира эпохи авангарда». – 30 а.л. ИМЛИ РАН. 2013.