Научная тема: «ТЕАТРАЛЬНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН В БЫТИИ КУЛЬТУРЫ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Театральность как феномен в бытии культуры мыслится атрибутивным её признаком и определяется как способ бытия игрового мира и артистизма. Наиболее полно и адекватно культурно-философский смысл театральности отражается в искусстве как части культуры.
  2. В открытости иному - вне-театральному миру - театральность обнаруживается эксплицитным использованием специфической метафорики, которая может выступить результатом произвольной художественно-философской рефлексии, либо отсылкой к различным источникам (от философских трудов до театральных теорий и произведений философов-постмодернистов).
  3. Философско-культурологический аспект эмпирического бытия театральности растворен в артистическо-игровой деятельности. Выделение видов театральности и их характеристик позволяет выявить своеобразный контур (каркас) смысловой структуры общеединой природы теоретико-концептуального конструкта театральности, состоящего из обязательных элементов артистизма и игры.
  4. Будучи одним из существенных атрибутов культуры, театральность как феномен её бытия представляет собой уникальную форму человеческой игровой бытийности и артистической способности человека присутствовать в ней. Это потребовало концептуального оформления театральности, в рамках которой можно утверждать:
    • театральность имеет отношение не к объективной реальности, а к человеческому опыту, называемому культурой. Поэтому театральность как особый атрибут, феномен культуры в её бытии есть некоторая часть человеческого опыта;
    • гипотезы, концепции и теории в культуротворящем бытие представляют собой конденсат человеческого опыта, в котором концепция театральности обязательна по определению;
    • театральность не объясняет реальность. Целью построения гипотез и теоретических схем является систематизация части человеческого опыта, т.е. - культуры;
    • концепция театральности не открывается, а создается и может быть отслежена буквально во всех видах человеческой деятельности.
  5. Нетривиальное исследование взаимосвязи игры - деятельности - артистизма предполагает подтверждение / не подтверждение идеи признания какой-либо роли спекуляции и экспериментов в общественно-историческом процессе. Философско-культурологическое обоснование театральности как феномена в бытии культуры позволит отказаться от имплицитной (незрелой), а значит и неконтролируемой догматики пренебрежительного отношения к ней.
  6. Феномен театральности, включающий понятия ненаблюдаемых объектов (игры и артистизма), которые не имеют физического содержания и фиксируются определениями в значении символов, рассматривается трансэмпирическим (неотносящимся к реальности) средством осмысления взаимоассимиляции философии и культуры.
  7. Осмысление театральности как феномена в бытии культуры рассматривается в хронологической парадигме иллюстративного материала, определяющего её онтологию, статус, виды и своеобразие их природы. В контексте диссертационного исследования актуализируется феномен взаимопроникновения театральности в смысловую сферу культуры, интегрирующей в категориальную оппозицию «Я-Другой» авторскую аналитику артистизма, театрализации (деятельности) и игры.
  8. Философско-культурологическая природа театральности как концепции нивелирует противоречия дискурса «артистизм-деятельность-игра», превращая феномен театральности в универсальное явление и понятие, олицетворяющее синтез метафизики, семиотики, образности, эстетики.
  9. Феномен театральности обусловлен «вечностью» человеческой природы, всенаходимостью его проекций в аксиологических ориентирах любого вида творческой деятельности.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Тазетдинова, Р.Р. Философско-культурологический аспект режиссерской репрезентации художественного текста / Р.Р.Тазетдинова. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2010. – 188c. (10,93 п.л.)

2. Тазетдинова, Р.Р. Театральность в контексте научных представлений / Р.Р.Тазетдинова. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2011. – 300c. (24,4 п.л.)

3. Тазетдинова, Р.Р. Театральность как способ бытия игрового мира и артистизма / Р.Р.Тазетдинова. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2013. – 226с. (13,4 п.л.)

Публикации в изданиях рекомендованных ВАК

1. Тазетдинова, Р.Р. Культурологический аспект феномена режиссерского образа / Р.Р.Тазетдинова // Вестник МГУКИ – 2008. – №2. – С.299-301 (0,3 п.л.)

2. Тазетдинова, Р.Р. Опыт философско-культурологического осмысления абсурда /Р.Р.Тазетдинова // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2008. – №4 (63). – С.343-349. (0,61 п.л.)

3. Тазетдинова, Р.Р. К вопросу о герменевтике терминов «означаемое» и «означающее» / Р.Р.Тазетдинова // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2008. – №5 (86). – С.38-41. (0,5 п.л.)

4. Тазетдинова, Р.Р. К вопросу о хронотопичности художественного пространства-времени /Р.Р.Тазетдинова // Вестник Вятского ГГУ. Серия: Философия и социология; культурология. – Киров. – 2010. – № (4). – С. 33-39. (0,81 п.л.)

5. Тазетдинова, Р.Р. Антиномия и логика феномена артистизма / Р.Р.Тазетдинова// Вестник МГУКИ. – 2010. – №5. – С.52-58. (0,81 п.л.).

6. Тазетдинова, Р.Р. К определению понятия «театральность» как универсальном свойстве культуры / Р.Р.Тазетдинова // Вестник БГУ. Вып.14. Серия: Философия, социология, политология, культурология. – 2010. – С.215-219. (0,6п.л.).

7. Тазетдинова, Р.Р. К проблеме логико-философского анализа «презента-ционной эмоциогенности» / Р.Р.Тазетдинова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2011. – Вып. 6 (98) – С.147-152. (0,71 п.л.).

8. Тазетдинова, Р.Р. Философские основания феномена «театральность повседневной жизни» / Р.Р.Тазетдинова // Вестник Вятского ГГУ. Серия: Философия и социология; культурология. – Киров.– 2011. – №2 (1). – С.15-19 19. (0,6 п.л.)

9. Тазетдинова, Р.Р. Игра как знак сопричастности субъекта бытию / Р.Р.Тазетдинова // Вестник КГУКИ. - №2. – 2011. – С.8-12. (0,52 п.л.)

10. Тазетдинова, Р.Р. Темпоральность как ретенция бытия в философской рефлексии пространства и времени /Р.Р.Тазетдинова // Вестник КГУКИ. – №4. – 2011. – С.4-7. (0,51 п.л.)

11. Тазетдинова, Р.Р. Смысловые приоритеты философской рефлексии философем нефилософских и философских текстов / Р.Р.Тазетдинова // Учёные записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2012. – Т.154, кн.1. – С.180-187. (0,7 п.л.)

12. Тазетдинова, Р.Р. Театральность справедливости в пространстве самодовлеющего блага / Р.Р.Тазетдинова // Вестник Кемеровского государ-ственного университета культуры и искусств. 2012, №20. – С.14-18. (0,6 п.л.)

13. Тазетдинова, Р. Р. Кантовские «противоречия», или еще раз о философии театральности / Р.Р.Тазетдинова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических

и прикладных исследований. – 2013. – №22 – Часть 2. – С.172-177 (0,7 п.л.)

14. Тазетдинова, Р.Р. О театральности платоновских суждений об идее как предпосылке аристотелевской логики / Р.Р.Тазетдинова // Вестник КазГУКИ. - №2. – 2013. – С.15-20. (0,6 п.л.)

Публикации в других научных изданиях:

1. Тазетдинова, Р.Р. Логико-философский подход к возможному понима-нию дуэли между Тузенбахом и Соленым (драма А.П.Чехова «Три сестры») / Р.Р.Тазетдинова // Вестник КГУКИ. – 2007. – №1. – С.22-33. (1,4 п.л.)

2. Тазетдинова, Р.Р. Теоретические предпосылки «понимания» в режиссерском исследовании художественного текста /Р.Р.Тазетдинова // Вестник КГУКИ – 2007. – №1. – С.61-68. (0,93 п.л.)

3. Тазетдинова, Р.Р. Театральное пристрастие режиссерского анализа драматургического произведения / Р.Р.Тазетдинова // Карим Тинчурин и татарское искусство: материалы Всероссийской научно-практической конференции г.Казань, 2007. – С.171-177. (0,40 п.л.)

4. Тазетдинова, Р.Р. Интерпретация художественных образов как составная часть режиссерского анализа литературного первоисточника / Р.Р.Тазетдинова // Вестник Татарского гос. гуманитарно-педагогического университета. – 2007. – №4 (11). – С.85- 88. (0,46 п.л.)

5. Тазетдинова, Р.Р. Некоторые подходы к исследованию проблемы текста

абсурда Сэмюеля Беккета. Культурологический аспект / Р.Р.Тазетдинова // Вестник КГУКИ. – 2007 (Специальный выпуск) – С.117-127. (1,3 п.л.)

6. Тазетдинова, Р.Р. Режиссерский образ как сотворчество аналитики и психологии / Р.Р.Тазетдинова // Культурологические штудии. Ежегодник научных статей. Выпуск 2. г.Чебоксары. – 2008. – С.107-110. (0,46 п.л.)

7. Тазетдинова, Р.Р. Философские предпосылки возникновения феномена театральности (Экзистенциальный аспект) / Р.Р.Тазетдинова // Вестник КГУКИ. – 2009. – №1. – С.71-75. (0,6 п.л.)

8. Тазетдинова, Р.Р.Феномен театральности в коммуникативном прост-ранстве / Р.Р.Тазетдинова // Вестник КГУКИ. – 2009. – №2.– С.38-41. (0,46)

9. Тазетдинова, Р.Р. Философские предпосылки возникновения феномена театральности (Феноменологический и герменевтический аспекты / Р.Р.Тазетдинова // Вестник КГУКИ. – 2009. – №3. – С.142-146. (0,58 п.л.)

10. Тазетдинова, Р.Р. К вопросу о роли «Иного» в культуре постмодер-нистских игр / Р.Р.Тазетдинова // Тюркославянский диалог культур и цивили-заций: история и современность: материалы межд. науч. конгр., посвященные 40-летию КГУКИ, 9 -10 ноября 2009 г.: в 2 ч. – Казань: Изд-во Казан. гос.ун -та культуры и искусств, 2009. – Ч.1. – С.64-66. (0,34 п.л.)

11. Тазетдинова, Р.Р. Психологическая природа театральности / Р.Р.Тазет-динова // Тюркославянский диалог культур и цивилизаций: история и совре-менность: материалы Междунар. науч. конгр., посвящ. 40-летию КГУКИ, 9-10 нояб. 2009 г.: в 2 ч. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств 2009. – Ч.1.– С.66-67. (0,23 п.л.)

12. Тазетдинова, Р.Р.К вопросу о теории режиссерского изучения текста (философско-культурологический аспект особенностей) / Р.Р.Тазетдинова // Миф – фольклор – литература: теория и практика изучения: материалы меж-дународной научной заочной конференция. – г.Караганда: Центр гумани-тарных исследований, 2009. – С.176-180. (0,30 п.л.)

13. Тазетдинова, Р.Р. Театральность как базовый статус ценностей культуры / Р.Р.Тазетдинова // Проблемы культурной идентичности в глобализирующемся обществе: сборник научных статей / Отв. ред. Г.Н.Степаненко. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. – С.77-80. (0,23 п.л.)

14. Тазетдинова, Р.Р. Литературный текст как объект исследования (философско-театроведческий подход) / Р.Р.Тазетдинова // Знаменские чтения: Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г.Тобольск, 22-23 октября 2009 года). – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2009. – С.17-19). (0,42 п.л.)

15. Тазетдинова, Р.Р. О культуре как горизонте ценностей / Р.Р.Тазетдинонова // Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран ближнего зарубежья: сборник статей II Всерос-сийской научно-практической конференции, 29 октября 2009г. / отв. ред. Л.Ф.Балина и др.– Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – С.73-75. (0,37 п.л.)

16. Тазетдинова, Р.Р. Хаосогенная природа зарождения творчества / Р.Р.Тазетдинова // Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусств. Часть 1. Методология синергетического подхода к изучению социокультур-ных процессов и явлений: сборник докладов участников Всероссийской научно-практической конференции (Белгород 9-10 октября 2009 г.) / Под ред. П.Е.Решетникова. – Белгород: БГИКИ, 2009. – С.97-103. (0,40 п.л.)

17. Тазетдинова, Р.Р. Синергетика в осмыслении феномена театральности / Р.Р.Тазетдинова // Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусств

(Белгород 9-10 октября 2009г.) / Под ред. П.Е.Решетникова. – Белгород: БГИКИ, 2009. Ч.1. – С.127-132. (0,34 п.л.)

18. Тазетдинова, Р.Р. Глобализация культуры: плюсы со знаком минус / Р.Р.Тазетдинова // Глобализация. Глобалистика. Потенциалы и перспективы России в глобальном мире. Тринадцатые Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей Всероссийской междисциплинарной научной конференции с международным участием: в 2 ч. / Под общей редакцией проф. В.П.Шалаева. – Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-т, 2010. – Ч.1 – С.64-67. (0,23 п.л.)

19. Тазетдинова, Р.Р. Театральность как категория феномена искусства в культурно-образовательном пространстве / Р.Р.Тазетдинова // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве России: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 26-27 мая 2009г.) В 2ч. / Отв. ред. Л.А.Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2009 – Ч.2. – С. 208-214. (0,43 п.л.)

20. Тазетдинова, Р.Р. Поэтика театральности в творчестве М.Салимжанова / Р.Р.Тазетдинова // Вестник КГУКИ. –2010. – №3. – С.14-16. (0,34 п.л.)

21. Тазетдинова, Р.Р. Режиссерское исследование образов пространства в произведениях А.П.Чехова / Р.Р.Тазетдинова // А.П.Чехов и мировая культура: Сборник материалов Международной научной конференции. 1-4 октября 2009 г., Ростов-на /Д: НМЦ «ЛОГОС», 2010. – С. 169-176. (0,46 п.л.)

22. Тазетдинова, Р.Р. Театральное пространство – философско-культуро-логический аспект / Р.Р.Тазетдинова // Культура и образования как фактор

развития региона: сб. материалов международной научно-практической конференции (14-15 октября 2009г.) / отв. ред. В.М.Кашлач. – Ишим: Изд-во ИГПИ им.П.Ершова, 2009. – С.50-52). (0,34 п.л.)

23. Тазетдинова, Р.Р. «Инновационные возможности феномена театраль-ности в образовательном векторе» / Р.Р.Тазетдинова // Социально-интегра-

ционный потенциал национальной культуры, искусства, туризма в условиях модернизации российского: материалы Международной науч. конф., 20 апреля 2010г.: в 2ч. / Сост.: Р.М.Валеев; науч. ред. Р.Р.Юсупов. Каз. гос. ун-т культуры и искусств. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культ. и искусств, 2010. – Часть II. – С.206- 209. (0,5 п.л.)

24. Тазетдинова, Р.Р. Парадоксы театральности игровых шоу / Р.Р.Тазет-динова // Культурно-образовательное пространство региона: стратегии и практики / сост.: Р.З.Богоутдинова // Материалы Всерос. науч.-прак. конф. (г.Казань, 20-23 апр. 2010г.) – Казань: Казан. гос. ун-т. – С.98-103. (0,35 п.л.)

25. Тазетдинова, Р.Р. Психологические предпосылки особенности игры феномена политической театральности / Р.Р.Тазетдинова // Актуальные проблемы филологии, истории и культурологии: Межвузовский сборник научных работ. Выпуск V. – г.Тобольск: ТГСП им.Д.И. Менделеева, 2010. – С.21-25. (0,35 п.л.)

26. Тазетдинова, Р.Р. Имидж как слабый отблеск намека на артистизм / Р.Р.Тазетдинова // Вестник КГУКИ. –№1. – 2010. – С.14-17. (0,46 п.л.)

27. Тазетдинова, Р.Р. Логико-философское осмысление текста абсурда / Р.Р.Тазетдинова // Человек-Общество-Культура (по материалам 46-х Евсевьевских чтений): межвузов. сб. науч. тр. / редкол.: Г.Г.Зейналов (отв. ред.) [и др.]. Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 81-85. (0,35 п.л.)

28. Тазетдинова, Р.Р. Театральная ментальность в топонимике Казани / Р.Р.Тазетдинова // Казань на перекрестке эпох и культур: сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. Л.В.Карцева. – Казань, КГУКИ, 2011. – С.76-81. (0,35 п.л.)

29. Тазетдинова, Р.Р. Гуманизм как критерий развития культуры в современном глобализируирующемся пространстве / Р.Р.Тазетдинова // Культура мира на современном этапе: материалы Республиканской научно-практич. конференции ( 28 апреля 2011г.) – Уфа: Ваганат, 2011. – С.286-291. (0,35 п.л.)

30. Тазетдинова, Р.Р.Театральность» в трагедии Софокла «Эдип-царь» (к методологии вопроса) / Р.Р.Тазетдинова // Актуальные проблемы филологии, истории и культурологии: Межвузовский сборник научных работ. Выпуск VI. – г.Тобольск: ТГСП им. Д.И.Менделеева, 2011. – С.16-21. (0,4 п.л.)

31. Тазетдинова, Р.Р. К понятию традиции в философии культуры / Р.Р.Тазетдинова // Непрерывное социо-культурное образование в современном российском обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей, Орел, 14-16 февраля 2011 г. / Орловский гос. ин-т искусств и культуры; науч. ред. Н.А.Паршиков. Орел, 2011. – С.175-179. (0,52 п.л.)

32. Тазетдинова, Р.Р. Философские основания темпорального континуума в культуре / Р.Р.Тазетдинова // Social science / Общественные науки. Всероссийский научный журнал. – №4. – 2011. Москва: Изд-во «МИИ Наука». – С.32-39 (0,5 п.л.)

33. Тазетдинова, Р.Р.Театральное пристрастия в аналитике драматурги-ческого текста (Пьеса А.Строганова «Сумерки почтальона») / Р.Р.Тазетдино-ва // Современная российская и немецкая драма и театр: сборник статей и материалов межд., науч. конф. (7-9 октября 2010 г.). – Казань: РИЦ, 2011. – С.161-172. (0,64 п.л.)

34. Тазетдинова, Р.Р. Пространство и время в контексте бытия культуры / Р.Р.Тазетдинова // Актуальные проблемы российской философии: межвуз. сб. науч. тр. (по материалам Всерос. науч. конф., Пермь, 29-30 сентября 2011г): в 2 т. / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2011. Т.1.– С.178-184. (0,41п.л.)

35. Тазетдинова, Р.Р. К проблеме осмысления феномена театральности / Р.Р.Тазетдинова // Актуальные проблемы искусствоведения, филологии и культурологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (18 января 2012г). – Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2012. – С.33-37. (0,3 п.л.)

36. Тазетдинова, Р.Р. Культурное событие как частный случай театральности культурного процесса / Р.Р.Тазетдинова // Вопросы социологии, истории и философии: материалы международной заочной научно-практической конференции (31 января 2012г.) – Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2012. – С.34-39. (0,35 п.л.)

37. Тазетдинова, Р.Р. К проблеме театральности и одиночества в самоидентификации человека в культуре / Р.Р.Тазетдинова // Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания: материалы II международной научно-практической конференции 5-6 февраля

2012 г. – Пенза-Витебск: НИЦ «Семиосфера», 2012. – С.84-87. (0,25 п.л.)

38. Тазетдинова, Р.Р. Античная театральность в раннегреческой спекулятивной мысли /Р.Р.Тазетдинова // Философия в современном мире: Материа-лы I Международной научно-практ. конференция (28 января 2012г): Сборник научных трудов. – М.: Изд-во «Перо», 2012. – С.16-20. (0,35п.л.)