Научная тема: «ПРЕЕМСТВЕННЫЕ СВЯЗИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Формирование преемственности среднего и высшего литературного образования в российской методической традиции имеет длительный период развития (конец XVII - начало ХХ века). Анализ своеобразия этапов формирования преемственности позволяет дефинитивно и содержательно охарактеризовать, а также установить хронологические рамки для четырёх диахронических стадий этого процесса - эмпирической, декларативной, регулятивной и методологической.
  2. Опора на концепты познавательной и педагогической традиции позволяет обосновать понятие «методическая традиция» в области методики преподавания литературы как многомерную функцию объективного наследования закономерностей преподавания литературы, реализующуюся в преемственности представлений о целях, задачах, субъектах, содержании, инструментах и институтах литературного образования. Базирование закономерностей одновременно на инновациях и методической традиции определяет основную задачу историко-методических исследований как детерминацию динамики основных закономерностей процесса обучения литературе и их актуализацию в новой (современной) методической реальности.
  3. В результате анализа особенностей развития литературного образования с конца XVII по начало XX века нами установлены общие закономерности формирования преемственности среднего и высшего литературного образования:
    • изначальная содержательная близость учебной книги предметного литературного концентра средней и высшей ступени обусловила в дальнейшем устойчивую преемственность учебников гимназий и университетов и, как следствие, корреляцию историко-литературных курсов обеих ступеней;
    • определение гимназии в качестве базовой подготовительной ступени для поступления в университет обусловлено достигнутым в процессе исторического развития гимназической ступени соответствием уровня литературной подготовки выпускника гимназий требованиям высшей школы;
    • динамика развития и уровень преемственных связей среднего и высшего литературного образования зависит от сбалансированности научно-методического обеспечения процесса преподавания литературных дисциплин и нормативно-организационных мер по институциализации средней и высшей ступеней обучения.
  4. Возникший в начале XIX века предмет «русская словесность» долгое время сохранял в основе своего содержания грамматику, риторику и пиитику (в контексте исследования - «предметный литературный концентр»). Историко-литературный курс, функционируя в высшей школе с 1836 года, а в гимназии с 1849 года, являлся лишь частью дисциплины «словесность». Её содержание связывалось в основном с понятиями о языке, о правилах прозы и поэзии; к концу XIX века история литературы в гимназическом курсе занимала лишь одно, последнее полугодие. Современные попытки вернуть в школу предмет «словесность» должны учитывать его традиционный объём и содержание. Прямое калькирование исторического варианта может привести к кардинальному сужению историко-литературного курса, имеющего уникальное культурообразующее значение, к занятиям на практике лишь стилистическим анализом текста. Подобная редукция значительно ослабит связи среднего и высшего литературного образования, базирующиеся, главным образом, на корреляции историко-литературных курсов средней и высшей школы.
  5. Сочинение, являясь формой контроля знаний выпускников гимназий и вступительным экзаменом в высшей школе, выполняло инструментальную функцию преемственности литературного образования. В методике конца XIX - начала XX века была разработана новая форма сочинения-проекта, предусматривающего работу с учебной литературой в течение всего выпускного класса, что приблизило сочинение к научному реферату высшей школы. Вместе с тем, обучение письменной речи на занятиях словесностью не ограничивалось содержанием самой дисциплины «словесность», о чём свидетельствует широкая гуманитарная тематика сочинений. Таким образом, сочинение способствовало укреплению навыков в написании текстов, касающихся широкого спектра гуманитарных знаний, необходимых как в филологическом, так и нефилологическом высшем образовании, а также в кругу социальных, гражданских и личностных задач выпускника гимназии.
  6. Литературные беседы как средство связи среднего и высшего литературного образования опирались на самостоятельность учащихся, использование внепрограммных произведений, привлечение академических приёмов высшей школы (доклады, рефераты, оппонирование, дискуссия). Большая степень свободы, наряду с высоким научным уровнем используемых пособий, развивала в гимназистах умения, обеспечивающие впоследствии адаптацию к методам преподавания на историко-филологических факультетах. В то же время методика бесед с момента их внедрения М.Н. Мусиным‑Пушкиным и Н.И. Пироговым не ограничивалась историко-литературным материалом и не соотносилась только с ним. В подготовке бесед под руководством учителя-словесника принимали участие все педагоги гимназии. Беседы, называясь литературными, предполагали выработку у учащегося навыка изложения суждений не только о литературе, но и о других гуманитарных темах и предметах гимназического курса. Беседы, имеющие так же, как сочинения, широкую гуманитарную тематику, решали метапредметные задачи, их общеобразовательное и развивающее значение далеко выходило за пределы дисциплины «словесность».
  7. Расширение школьного историко-литературного курса обусловило применение в старших классах лекции, представлявшей историко-литературный комментарий к произведению на основе монологической речи учителя и литературной беседы. Сочетание этих методов коррелировало с методикой освоения университетского курса истории литературы, однако использование лекции на уроках словесности не исчерпывалось только задачами последующего обучения на историко-филологическом факультете. Концентрация материала в лекции позволяла представить историко-литературный процесс целостно, без купюр, для всех учащихся, независимо от степени их мотивации на дальнейшее обучение в университете. Методисты-словесники, называя отечественную литературу основой национальной культуры, настаивали на необходимости системных познаний в литературе уже на ступени средней школы, метод лекции позволял осуществить эту заявленную системность.
  8. Установленные в ходе исследования закономерности подтверждают общий метапредметный уровень формирующихся в российской методической традиции преемственных связей при обучении литературе в средней и высшей школе: развитие средней и высшей школы в русле и на материале литературных дисциплин, изучение словесности на всех факультетах, формирование гимназического историко-литературного курса, близкого университетскому курсу - всё это является свидетельствами конституирующего значения литературы для образовательной модели конца XVII - начала ХХ века. Преемственность литературного образования, не заявленная ранее в истории методики эксплицитно, тем не менее функционировала в качестве одного из базовых принципов развития среднего и высшего образования, обеспечивая всем выпускникам школы, ориентированным как на дальнейшее самообразование, так и на филологические факультеты или обучение в высшей школе иной специализации, широкие общекультурные компетенции. Актуализация отечественного опыта формирования преемственности в обучении литературе приобретает важнейшее методологическое значение в процессе разработки теоретической базы современной системы непрерывного литературного образования.
Список опубликованных работ
I.Монографии, учебно-методические пособия, программы

1.Гетманская Е.В. Взаимосвязи гимназического и университетского литературного образования в России XIX – начала ХХ века: монография. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 232 с. (11 п.л.).

2.Гетманская Е.В. Преемственность литературного образования от средней к высшей школе в российской традиции XVII – XIX веков: монография. – М.: Экон-информ, 2011. – 213 с. (11 п.л.).

3.Гетманская Е.В. Преемственность среднего и высшего литературного образования в российской традиции: Спецкурс. – М.: Издательство «Прометей», 2012. – 68 с. (2,7 п.л.).

4.Гетманская Е.В. Исторические взаимосвязи среднего и высшего литературного образования: Программа и методические указания к изучению курса. Для студ. филолог. ф-та. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. – 58 с. (2,5 п.л.).

5.Гетманская Е.В. Продуктивное мышление: исторические традиции и характеристики: монография. – LAP LAMBERT Academic Publishing Gmb & Co. KG. Saarbrücken, Germany, 2011. – 182 с. (7,5 п.л.).

6.Гетманская Е.В. Принципы организации самостоятельной работы студентов педвуза // Инновационные стратегии и технологии реформирования системы управления образованием: Монография / Под общ. ред. В.П. Линьковой, В.В. Бондаренко. – Пенза: РИО ПГСХА, 2010. – С. 138-145. (авт. вклад – 0,5 п.л.).

7.Гетманская Е.В. Учебное исследование: организация познавательной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие для студентов филологических факультетов (специальность «Русский язык и литература»). – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 89с. (3,6 п.л.)

8.Гетманская Е.В. Генезис эвристики (к истокам эвристического метода исследования в гуманитарном знании): Учебное пособие. — М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 85с. (3,3 п.л.).

9.Гетманская Е.В. Литературная экспозиция в системе изучения историко-литературного курса в школе (на материале Государственного музея С.А. Есенина в Спас-Клепиках). Методическое пособие для учителей. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. – 79с. (3,3 п.л.).

10.Гетманская Е.В. Курсовая работа по методике преподавания литературы. Структура и содержание (учебно-методическое пособие для студентов). – М.: ВНТИЦ, 2005. – 39 с. (1,5 п.л.).

II.Научные статьи, материалы выступлений и докладов:

11.Гетманская Е.В. Преемственность литературного образования: закономерности методической традиции (конец XVII – начало ХХ в.) // Теория и практика общественного развития. – 2013. –№2. – С. 103-106. (0,3п.л.).

12.Гетманская Е.В. Народные училища XVIII в.: особый статус и филологическая подготовка // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. –№6 (16). – С. 32-34. (0,3 п.л.).

13.Гетманская Е.В. Светский академический проект как модель преемственности литературного образования // Научное мнение. – 2012. –№12. – С. 97–100. (0,3 п.л.).

14.Гетманская Е.В. Русская методическая мысль середины XIX – начала ХХ века о преемственности литературного образования // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – №6 (26). – С. 78-81. (0,6 п.л.)

15.Гетманская Е.В. Гимназический устав 1828 года: особенности и нормативы формирования курса словесности // Русская словесность. – 2012. – №5. – С. 62-68. (0,6 п.л.).

16.Гетманская Е.В. Творческий процесс: признаки, этапы и критерии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2010. – №3 (3). – С. 155-160. (0,6 п.л.).

17.Гетманская Е.В. Литература как предмет средней и высшей российской школы: методические проблемы XIX века // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Филологические науки». – 2012. – №2. – С. 93-103. (0,7 п.л.).

18.Гетманская Е.В. Развитие школьного филологического образования в период петровских реформ // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – №2 (22). – С. 74-78. (0,7 п.л.).

19.Гетманская Е.В. Средняя и высшая российская школа XIX века: особенности регламентации и преподавания филологических дисциплин // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2011. – №12. – С. 55-60. (0,5 п.л.).

20.Гетманская Е.В. Литературный музей как дидактическое средство изучения литературы в старших классах // Вестник Тюменского государственного университета. – 2006. – №8. – С. 52-55. (0,3 п.л.).

21.Гетманская Е.В. Филологический учебник XVII века как фактор преемственности между начальной и повышенной образовательной ступенью // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – №3 (7). – С. 73-77. (0,6 п.л.).

22.Гетманская Е.В. Продуктивное и репродуктивное мышление: общность или антагонизм? // Сибирский психологический журнал. – 2010. – №36. – С. 27-31. (0,6 п.л.).

23.Гетманская Е.В. Преемственность литературного образования: период научной и государственной регламентации // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». – 2011. – №2. – С. 7-18. (0,8 п.л.).

24.Гетманская Е.В. Школа и вуз: история становления в свете идеи преемственности обучения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2011. – №2. – С. 37-44. (0,6 п.л.).

25.Гетманская Е.В. Эвристический метод: генезис и современное функционирование // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №2. – С. 261-268. (0,5 п.л.).

26.Гетманская Е.В. Жанры биографического текста в школьных учебниках литературы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Основной выпуск. – 2007. – Том 13. – №1. – С. 126-129. (0,3 п.л.).

27.Гетманская Е.В. Формирующая функция продуктивного метода обучения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – №1 (33). – С. 157-162. (0,5 п.л.).

28.Гетманская Е.В. О формах преемственности при изучении словесности в средней и высшей школе рубежа XIX-XX вв. // Русский язык в контексте национальной культуры: материалы II Междунар. науч. конф., Саранск, 23 26 мая 2012 г. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – С. 302-307. (0,4 п.л.).

29.Гетманская Е.В. Тематика литературных бесед и сочинений на рубеже XIX-XX веков: к вопросу о литературном развитии учащихся // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: материалы IV международной научно-методической конференции. – Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва, 2012. – С. 221-226. (0,4 п.л.).

30.Гетманская Е.В. Методика филологических дисциплин в педагогических сочинениях XVIII века // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сборник научных трудов. – Елец: Елецкий государственный университет им. А.И. Бунина, 2012. – С. 3-5. (0,2 п.л.).

31.Гетманская Е.В. Празднование Дня русского языка эмигрантами первой волны // Русский язык в коммуникативном пространстве современного мира: Сборник материалов Международного форума 6-8 декабря 2011 года. – М.: Экон-информ, 2012. – С. 321 326. (0,4 п.л.).

32.Гетманская Е.В. Преемственность литературного образования от средней к высшей школе в российской традиции XIX века // Русский язык в коммуникативном пространстве современного мира: Сборник материалов Международного форума 6-8 декабря 2011 года. – М.: Экон-информ, 2012. – С. 268-272. (0,3 п.л.).

33.Гетманская Е.В. Нормативность преподавания филологических дисциплин во второй половине XVIII века: источники и средства // Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 4-6 июля 2012 г.): Труды и материалы. – М.: Издательство МГУ, 2012. – С. 420-421. (0,2 п.л.).

34.Гетманская Е.В. Словесность как обязательный предмет гимназий второй четверти XIX века // Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы XIV международной научно-методической конференции. – Уссурийск: Издательство Дальневосточного федерального университета (филиал в г. Уссурийске), 2012. – С. 266-270. (0,6 п.л.).

35.Гетманская Е.В. Учебник словесности для средней и высшей российской школы 50–70-х гг. XIX века // Теоретические и методические аспекты изучения литературы. Вторые Качуринские чтения: Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 18 мая 2012 г. – Ч. I. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2012. – С. 83-89. (0,4 п.л.).

36.Гетманская Е.В. Сочинения и литературные беседы как инструмент взаимосвязи литературного образования средней и высшей школы XIX века // Филологическое образование в школе и вузе. Материалы международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIII Кирилло-Мефодиевские чтения» 15 мая 2012 года. – М.; Ярославль: Ремдер, 2012. – С. 120-125. (0,4 п.л.).

37.Гетманская Е.В. Классно-урочные и внеклассные формы занятий словесностью в русской гимназии рубежа XIX-XX вв. // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: опыт применения: сб. материалов V Международной научно-практической конференции, 25-27 апреля 2012 г.: в 3 т. Том 2. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. – С. 212-217. (0,3 п.л.).

38.Гетманская Е.В. Педагогические концепции 60-80-х годов XVIII века о преемственности общего и филологического образования // Современные проблемы изучения и преподавания литературы: Сборник научных и методических трудов. – Вып. 12. – Иркутск: Изд-во Оттиск, 2012. – С. 94-97. (0,2 п.л.).

39. Гетманская Е.В. Гимназия и университет начала ХХ века: Методические взаимосвязи в преподавании словесности // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: Сборник научных статей. Выпуск 9. – СПб.: ООО «СТАТУС», 2012. – С. 37-41. (0,3 п.л.).

40.Гетманская Е.В. Учебник словесности первой половины XIX века: новые векторы развития // Филологическое образование: современные стратегии и практики: сборник научно-методических статей. Выпуск 2. – СПб.: ЛОИРО, 2012. – С. 55-62. (0,3 п.л.).

41. Гетманская Е.В. К вопросу о принципах формирования программ словесности для гимназий начала ХХ века // Восьмые Виноградовские чтения: Материалы, 2 марта 2012 г. – Ташкент, 2012. – С. 293-295. (0,2 п.л.).

42. Гетманская Е.В. Преемственность литературного образования от школы к вузу: программы, учебники и педагогические концепции XIX века // Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра. XIX Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 24-25 марта 2011 г. – М.: МПГУ, 2012. – С. 49-57. (0,5 п.л.).

43.Гетманская Е.В. Греко-латинские школы: предпосылки становления и практика первоначального периода // Образовательный портал «Слово» /«Филология» / Методич. опыт/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/45862.php (дата обращения: 21.09.2012). (1,1 п.л.).

44.Гетманская Е.В. Междисциплинарные гуманитарные технологии как фактор познавательной преемственности от школы к вузу // Вестник Калужского университета. – 2011. – №1. – С.88-93. (0,7 п.л.).

45.Гетманская Е.В. Стимулирование деятельности студентов на основе применения метода учебного исследования // Совет ректоров. – 2011. – №1. – С.34-39. (0,5 п.л.).

46.Гетманская Е.В. Текст русской культуры и стратегии его интерпретации в школе // Русская литература XI-XXI веков: проблемы типологии, поэтики, интерпретации, перевода. – Стамбул: Изд-во Фатих университета, 2011. – С. 425-434. (0,6 п.л.).

47.Гетманская Е.В. Эвристический метод в учебной ситуации урока литературы // Studii de slavistică: Editura Universităţii «Alexandru Ioan Cuza»: Catedra de slavistică «Petru Caraman». – Iaşi, 2011. – XV. – р. 237-244. (0,5 п.л.).

48.Гетманская Е.В. Духовно-национальный вектор преемственности литературного образования от школы к вузу // Седьмые Виноградовские чтения: Материалы, 28 января 2011 г. – Ташкент, 2011. – С. 258-260. (0,2 п.л.).

49.Гетманская Е.В. Литературное образование от школы к вузу: формы преемственности // Русистика и современность. 13-я Международная научная конференция. Сборник научных работ. – Рига: Балтийская международная академия, 2011. – С. 115-117. (0,3 п.л.).

50.Гетманская Е.В. Психолого-педагогическая направленность учебников словесности XIX века // Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (24 октября 2011 г.). – Новосибирск: Изд. «Априори», 2011. – С. 16-21. (0,2 п.л.).

51.Гетманская Е.В. Методологические подходы к изучению литературы на средней образовательной ступени российской школы XIX века // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: материалы IV Международной науч. конф. – Чита: ЗабГГПУ, 2011. – С. 148-151. (0,3 п.л.).

52.Олимпиада как форма взаимосвязи среднего и высшего образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Филологические науки». – 2010. – №3. – С. 82-89. (0,5 п.л.).

53.Гетманская Е.В. К вопросу о формах преемственности литературного образования // Бородинские чтения. Сборник научных трудов. – Ташкент, 2010. – С. 86-91. (0,2 п.л.).

54.Гетманская Е.В. Профессиональная компетентность словесника как фактор познавательной активности учащихся // Якiсть вищоϊ мовноϊ освiти: шляхи вдосконалення органiзацiϊ i проведення педагогiчноϊ практики студентiв-фiлологiв: матерiали IV Мiжнародноϊ наук.-практ. конфер., 25-26 берез. 2010 р., Горлiвка: Видавництво ГДПIIМ, 2010. – С. 100-103. (0,2 п.л.).

55.Гетманская Е.В. Преподавание литературы в современной русской школе: принцип этнической толерантности // GESJ: Education sciences and psychology (Reviewed Electronic Scientific Journal). – 2010. – №1 (16). – С. 16-21. [Электронный ресурс]. URL: http://gesj.internet academy.org.ge/en/list_artic_en.php?b_sec=edu&issue=2010-06 (дата обращения: 30.06.2010). (0,5 п.л.).

56.Гетманская Е.В. Эвристические технологии: информирующее и формирующее знание // Словесник. Учитель. Личность: материалы Всероссийской науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч.1. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – С. 205-210. (0,3 п.л.).

57.Гетманская Е.В. Онтологические основания преемственности гуманитарного образования: от школы к вузу // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2010. – № 3-4 (56). – С. 73-78. (0,5 п.л.).

58.Гетманская Е.В. Проблема преемственности литературного образования от школы к вузу // Актуальные проблемы филологического образования: наука – вуз – школа: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пенза, 11-12 ноября 2010 г.). В 2 ч. Ч.2 – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2010. – С. 211-217. (0,3 п.л.).

59.Гетманская Е.В. Метод учебного исследования: стимулирование познавательной деятельности // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы пятой международной научно-практической конференции. – Самара: ПГСГА, 2010. – С. 126-130. (0,4 п.л.).

60.Гетманская Е.В. Познавательные стратегии старшеклассников: внеурочная деятельность по литературе // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: опыт применения: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 22-23 апреля 2010 г. Том 2. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2010. – С. 122-126. (0,3 п.л.).

61.Гетманская Е.В. Изучение истории литературы в старших классах: эвристическая методология // Филологическое образование в школе и вузе. Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XI Кирилло-Мефодиевские чтения» 18-19 мая 2010 года. – М.; Ярославль: Ремдер, 2010. – С. 119-124. (0,3 п.л.).

62.Гетманская Е.В. Способ активизации познавательной деятельности читателя старшеклассника // Актуальные вопросы современной науки: Материалы VII-ой Международной Интернет-конференции (Таганрог, 31 января 2010 г.): Сборник научных трудов. – М.: Издательство «Спутник+», 2010. – С. 259-262. (0,2 п.л.).

63.Гетманская Е.В. Литература о детях: методы школьного изучения // Актуальнi проблеми слов’яньскоï фiлологiï: мiжвуз. зб. наук. ст.– Бердянськ: БДПУ, 2009. – Вип. XXI. – С. 23-30. (0,6 п.л.).

64.Гетманская Е.В. Об условиях использования эвристических приёмов на уроке литературы // Вестник Московского государственного гуманитарного ун-та им. М.А. Шолохова. Серия «Филологические науки». – 2009. – №2. – С. 70-80. (0,5 п.л.).

65.Гетманская Е.В. Методы формирования образовательных и культуроведческих компетенций учащихся в русской провинции // Провинция: экономика, туризм, гостеприимство, экология, архитектура, культура: сборник статей III Всероссийской научно-практич. конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009. – С.49-52. (0,2 п.л.).

66.Гетманская Е.В. Методы изучения литературы (5-7 классы) // Филологическое образование в школе и вузе: Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Х Юбилейные Кирилло-Мефодиевские чтения». 12-14 мая 2009 года. – М.; Ярославль: Ремдер, 2009. – С. 16-22. (0,3 п.л.).

67.Гетманская Е.В. Формирование профессиональной компетентности (высшее филологическое образование) // Язык, литература, ментальность: разнообразие культурных практик: Материалы II Международной научной конференции. Часть 2. – Курск, 2009. – С. 213-217. (0,2 п.л.)

68.Гетманская Е.В. Текст культуры и методы формирования культурного поля учащихся // Семиозис и культура: философия и феноменология текста: сборник научных статей. – Сыктывкар: Изд-во Коми пединститута, 2009. – Вып.5. – С. 84-89. (0,4 п.л.).

69.Гетманская Е.В. Структура образовательных компетенций будущего словесника // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: Материалы четвертой международной научно-практической конференции: В 2-х т. Т.1. Педагогика. Психология. – Самара: ПГСГА, 2009. – С. 73-76. (0,2 п.л.).

70.Гетманская Е.В. Развитие поисково-эвристических качеств интеллекта учащихся // Межкультурная коммуникация: теория и практика: сборник статей IX Международной научно-практической конференции «Лингвистические и культурологические традиции и инновации». – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – С. 182-185. (0,1 п.л.).

71.Гетманская Е.В. Эвристический метод в структуре современного литературного образования школьников // Непрерывное образование в России: традиции, реформы, инновации. Сборник научных статей. – Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2009. – С. 212-215. (0,2 п.л.).

72.Гетманская Е.В. Эвристический метод обучения и литературное краеведение. Точки сопряжения // Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы: материалы II межрегиональной научно-практической конференции, состоявшейся в Ярославле, в феврале 2008 г. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – С.167-171. (0,3 п.л.).

73.Гетманская Е.В. Эвристические начала внеурочной деятельности учащихся при изучении литературы // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: сборник научных статей. Выпуск 5. – СПб.: САГА, 2008. – С. 269-275. (0,4 п.л.).

74.Гетманская Е.В. Домашнее чтение школьников. Способы проверки // Лингвистические и культурологические традиции образования: сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – С. 29-32. (0,2 п.л.).

75.Гетманская Е.В. К вопросу о дополнительном образовании в вузе // Непрерывное образование в России: возможности интеграции академической и корпоративной школ. Сборник научных статей. – Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2008. – С. 14-18. (0,2 п.л.).

76.Гетманская Е.В. Эвристика в методике преподавания литературы // Филологическое образование в школе и вузе: материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» IX Кирилло-Мефодиевских чтений. – М.; Ярославль: Ремдер, 2008. – С. 20-25. (0,3 п.л.).

77.Гетманская Е.В. Личность школьника в системе национальной культуры // Семиозис и культура. Выпуск 4: Сборник научных статей по материалам V Международной конференции «Семиозис и культура: методологические проблемы современного гуманитарного знания» (17-18 апреля 2008 года). – Сыктывкар: Изд-во Коми пединститута, 2008. – С. 248-253. (0,5 п.л.).

78.Гетманская Е.В. Эвристический метод как метаметодическая категория // Вестник Московского государственного гуманитарного ун-та им. М.А. Шолохова. Серия «Филологические науки». – 2008. – №3. – С. 74-88. (0,9 п. л.).

79.Гетманская Е.В. Культуроведческие ресурсы литературного краеведения в школе // Вестник Московского государственного гуманитарного ун-та им. М.А. Шолохова. Серия «Филологические науки». – 2007. – №3. – С. 90-101. (0,7 п.л.).

80.Гетманская Е.В. Духовно-нравственное воспитание школьников. Аспект внеклассной работы // Повышение роли воспитания в условиях модернизации российского образования: материалы региональной научно-практической конференции. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. – С.101-104. (0,2 п.л).

81.Гетманская Е.В. Проблемы личностного развития старшеклассников // Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития: Научные труды IV-й Международной научно-практической Интернет-конференции. Часть 1. – М.: ООО «Диона», 2007. – С. 45-49. (0,3 п.л.).

82.Гетманская Е.В. Методика использования материалов литературной экспозиции на факультативных занятиях по литературе в старших классах // Литературное образование: современное состояние, перспективы, технологии. XV Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 29-31 марта 2007 г. – М.: МГПУ, 2007. – С.82-90. (0,4 п.л.).

83.Гетманская Е.В. И. А.Бунин. Историко-литературный аспект школьной методики // Творчество И. А. Бунина и русская литература XIX–XX веков: статьи и доклады Междунар. науч. конф., посвящённой 135-летию со дня рождения И.А. Бунина. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – Вып. 4. – С. 218-224. (0,3 п.л.).

84.Гетманская Е.В. Историко-литературный принцип преподавания литературы в русской школе // Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания: Межвузовский сборник научных трудов / Материалы IX Виноградовских чтений. – М.: МГПУ, 2006. – С. 89-93. (0,2 п.л.).

85.Гетманская Е.В. Принципы изучения историко-литературного процесса русской филологической школой рубежа ХIХ-ХХ веков // Русское литературоведение на современном этапе: материалы V Международной конференции. В 2-х т. Т.1. – М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. – С. 194-198. (0,3 п.л.).

86.Гетманская Е.В. Культурное поле школьника и пространство национальной культуры // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника: Материалы Третьей Всероссийской научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 21–22 февраля 2008 г.). – СПб.: САГА, 2008. – С. 18-22. (0,2 п.л.).

87.Гетманская Е.В. Историко-литературная основа школьного курса литературы: принципы и содержание // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы IV-ой Международной конференции. В 2-х т. Т.1. – М.: «Таганка», 2005. – С. 212-215. (0,2 п.л.).

88.Гетманская Е.В. К вопросу об изучении биографии писателя в старших классах // Вестник Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. – 2004. – №2. – С. 95-99. (0,2 п.л.).