- Центральноазиатские исследования в Китае по-прежнему остаются недостаточно развитыми. Несмотря на создание сети региональных филиалов АОН КНР, ведущими центрами остаются Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии АОН КНР (Пекин) и два центра в Фуданьском университете (Шанхай), именно они определяют сущность и подходы к осуществлению практической деятельности, в том числе в рамках внешнеполитических решений. Существенная часть исследований представлена закрытыми докладами, финансируемыми правительством.
- Несмотря на неизменные внешнеполитические «пять принципов мирного сосуществования» КНР, для Центральной Азии в апреле 1994 г. был предложен их обновленный вариант, а именно «четыре принципа» (сы сян) и «шесть мнений» (люгэ чжучжан), что свидетельствовало о новой роли государств во внешней политике Китая. На первом этапе установления и развития сотрудничества Китай ожидал возвращения в регион России, однако по итогам десятилетия было принято решение «активно входить в регион». Наибольшее значение для внешнеполитической деятельности КНР имели договоренности с Республикой Казахстан, с которой в 2005 г. был достигнут уровень «стратегического партнерства», что для китайской дипломатии может быть сравнимо с уровнем союзнических отношений. Практика была признана удачной и с 2012 г. была предложена для отношений с Узбекистаном.
- По большинству показателей КНР и страны региона несравнимы, однако есть возможность использования для сравнения потенциалов отдельных частей КНР с государствами Центральной Азии. Несмотря на то, что СУАР КНР по важнейшим макроэкономическим показателям уступает Казахстану и Туркменистану, для всего периода характерна положительная динамика его развития, тогда как страны региона преодолели кризисные явления только к середине-концу 1990-х гг. и развивались в условиях высоких цен на сырье и материалы.
- На развитии отношений сказывались как внешние, так и внутренние факторы, которые были позитивными и негативными. Также можно выделить целую группу объективных и субъективных факторов. Важнейшим является распад СССР и образование новых независимых государств. Китай стал одним из четырѐх направлений внешней политики стран региона, что предопределило характер внешнеполитических доктрин, а именно - национальных вариантов многовекторной дипломатии (за исключением Туркменистана). Важным фактором развития сотрудничества стало признание государствами региона позиции Китая посредством принятия большинства внешнеполитических инициатив Пекина.
- Центральная Азия занимает во внешней политике Китая важное, но не центральное место. Регион на современном этапе теоретического осмысления в КНР органично включается в понятие «три Азии», две из которых (Южная и Центральная) являются «большой периферией Синьцзяна».
- Отправной точкой для развития дипломатии Китая с приграничными государствами и регионами является обеспечение внутренних потребностей КНР в рамках «четырех модернизаций» и «политики реформ и открытости». Соответственно, дипломатия должна способствовать «курсу на рациональное обеспечение удовлетворения внутренних потребностей развития Китая», а также «обслуживать принципы и интересы КНР». В этом должны принимать активное участие и соседние с КНР страны путем их вовлечения в «большой экономический круг».
- Закрепление новой роли Синьцзяна в региональной политике Китая происходит и за счет расширяющегося использования ресурсов развитых регионов страны в рамках «программы адресной помощи СУАР». Она была призвана заменить механизмы «большого освоения Запада», принятые в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Одним из перспективных следствий реализации данной стратегии стало превращение Синьцзяна в региональный экономический центр.
- В политической сфере, несмотря на накопленный опыт взаимодействия и большой объем договоренностей в формате «добрососедства и сотрудничества», сохраняются элементы взаимного недоверия. Китайская сторона отрицала наличие проблемных моментов в двусторонних связях, а на практике передала большую их часть в формат ШОС. В настоящее время Китай с двустороннего уровня взаимодействия активно переходит к многостороннему, что является характерной чертой его дипломатии и в других регионах мира.
- Качественные сдвиги во взаимодействии со странами региона и Россией в сфере безопасности свидетельствуют об увеличении важности проблематики для Китая. КНР поддержала инициативу создания в ЦА «безъядерной зоны», однако большая часть инициатив китайской стороны второй половины 2000-х гг. относится к сфере экономики, что позволяет определить ее в настоящее время как приоритетную.
- В рассматриваемый период Китай успешно для себя урегулировал пограничную проблему, оставшуюся в наследство от СССР. Проблематика получила название «утраченных» или «спорных» территорий или «неравноправных договоров», а после распада Советского Союза была во многом поднята искусственно. При урегулировании пограничных проблем Китая использовал практику «пакетных соглашений», которую поддержали лидеры национальных республик.
- Создание ШОС для Китая является беспрецедентным шагом во всей истории государства. После решения пограничных проблем появилась возможность решать актуальные проблемы на многосторонней основе при фактическом лидерстве КНР. Контакты с Китаем важны для всех стран и с точки зрения выстраивания комплексной системы безопасности. Кроме того, организация - это наиболее приемлемый инструмент для «вовлечения» Китая в систему региональной безопасности.
- С точки зрения экономической структуры, СУАР КНР и страны Центральной Азии являются конкурентами. В кризисные для мировой экономики периоды присутствие Китая на внешних рынках только возрастает - это обусловлено различными видами государственной поддержки при огромных избытках финансовых ресурсов в самом Китае. Базовая формула участия Китая в проектах на территории пяти государств региона - «ресурсы в обмен на инвестиции».
1.Савкович Е.В. Пограничное урегулирование на Западе КНР в 1990–2000–е гг. (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 336. – С. 86–93. (0, 5 п.л.)
2.Савкович Е.В. Торгово-экономическое сотрудничество КНР с Республикой Туркменистан (1992–2010 гг.) / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 344. – С. 87–92. (0, 5 п.л.)
3.Савкович Е.В. Развитие сотрудничества КНР с государствами Центральной Азии в 2000–х гг. / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – История. – 2011. – № 4 (16). – С. 107–113. (0, 5 п.л.)
4.Савкович Е.В. Центральноазиатские исследования в КНР: историография в первой половине 1990–х гг. / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 354. – С. 109–113. (0, 5 п.л.)
5.Савкович Е.В. Центрально-азиатские исследования в КНР в 2000–е гг. / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 355. – С. 69–76. (0, 7 п.л.)
6.Савкович Е.В. Торгово-экономическое сотрудничество КНР и Республики Узбекистан в 1990–х – середине 2000–х гг. / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 356. – С. 89–95. (0, 6 п.л.)
7.Савкович Е.В. Диссертационные исследования по Центральной Азии в КНР на современном этапе / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 357. – С. 100–105. (0, 5 п.л.)
8. Савкович Е.В. Развитие отношений Индии с государствами Центральной Азии в 1990–2000–е гг. и позиция Китая / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – История. – 2012. – № 3 (19). – С. 114–121. (0, 7 п.л.)
9. Савкович Е.В. Программа адресной помощи СУАР КНР и ее влияние на отношения КНР с государствами Центральной Азии / Е.В. Савкович // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2013. – № 6 (97). – С. 15–22. (1 п.л.)
Монография:
10. Савкович Е.В. Экономическая политика Китая в постсоветской Центральной Азии (1992–2012 гг.) / Е.В. Савкович. – Томск, 2012. – 336 с. (19, 5 п.л.)
Публикации в других научных изданиях:
11. Савкович Е.В. Терроризм в Китае: новая реальность? / Е.В. Савкович // Сибирь в системе международных связей: сборник статей / Под. ред. проф. В.П. Зиновьева. – Томск: Томский государственный университет, 2001. – С. 101–107. (0, 5 п.л.)
12. Савкович Е.В. Казахстанско-китайское сотрудничество в сфере коммуникаций и инфраструктуры, 1991–2001 гг. / Е.В. Савкович // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Труды 4 межд.науч.-практ.конференции. Томск: ТПУ, 2005. – С. 89–97. (0,5 п.л.)
13. Савкович Е.В. Уйгурская проблема в рамках ШОС (Казахстан и Китай, 1990–е – начало 2000–х гг.) / Е.В. Савкович // Современная Россия и мир: альтернативы развития. Барнаул: АГУ, 2005. – С. 167–174. (0,6 п.л.)
14.Савкович Е.В. В Казахстане обсуждают: чего на самом деле хотят китайцы в результате реализации проекта интеграции «Большой Алтай» / Е.В. Савкович // URL: Информационное агентство «Bankfax». – URL: http://bankfax.ru/page.php?pg=37216 (дата обращения: 10.04.2007) (0,2 п.л.)
15.Савкович Е.В. Интеграция по-китайски? / Е.В. Савкович // Международные отношения: теория, история и практика: межвузовский сб. науч. тр./ Под ред. А.В. Якуба, Омск: ОмГУ, 2006, – № 5. – С. 194–205. (0,5 п.л.)
16. Савкович Е.В. Шаңхәй һәмкарлиқи рамкиси астидики уйғур мәсилиси / Е.В. Савкович // Radio Free Asia. 2006. 6 марта. URL: http://www.rfa.org/uyghur/xewerler/tepsili_xewer/2006/03/06/shht-uyghurlar/?simple=2 (дата обращения: 10.04.2007) (0,2 п.л.)
17. Савкович Е.В. ОМП и Казахстан (2) / Е.В. Савкович // Агентство политических новостей – Казахстан (Электронное издание). URL:http://www.apn.kz/?chapter_name=advert&data_id=334&do=view_single. (дата обращения: 11.12.2009) (0,2 п.л.)
18. Савкович Е.В. Проекты экономической интеграции Китая и Казахстана / Е.В. Савкович // Агентство политических исследований – Казахстан. (Электронное издание). URL: http://www.apn.kz/publications/article5545.htm (дата обращения: 11.12.2009) (0,2 п.л.)
19. Савкович Е.В. Сотрудничество КНР и Республики Казахстан в сфере инфраструктуры и интересы России в 1990–е–2000–е гг. / Е.В. Савкович // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – Иркутск: ИРГУПС, 2006. – С.130–140. (1 п.л.)
20.Савкович Е.В. Формирование и развитие внешнеполитической терминологии в КНР на современном этапе / Е.В. Савкович // Сибирский международный ежегодник. – Вып. 3, Томск: Изд-во ТГУ, 2008. – С. 61–72. (1 п.л.)
21.Савкович Е.В. Китайско-казахстанские отношения после 2001 года в рамках становления новой системы международных отношений в регионе ЦА / Е.В. Савкович // Сибирский международный ежегодник. – Вып. 3, Томск: Изд-во ТГУ, 2008. – С. 195–201. (0,4 п.л.)
22.Савкович Е.В. Сотрудничество в сфере энергетики между КНР и Республикой Казахстан в 1990–е гг. / Е.В. Савкович // Востоковедные исследования на Алтае: cб.научн.статей / Под ред. А.В. Старцева. – Вып. 6, Барнаул: Азбука, 2009. – С. 174–189. (1,3 п.л.)
23. Савкович Е.В. Проекты строительства Паназиатской высокоскоростной магистрали: китайский вариант / Е.В. Савкович // Форум экспертов Евразийского дома. (Электронное издание). URL: http://www.eurasianhome.org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic=expert&pid=2339 (дата обращения: 04.05.2013). (0,1 п.л.)
24.Савкович Е.В. Новые направления взаимодействия КНР и стран Центральной Азии в конце первого десятилетия 2000–х гг. / Е.В. Савкович // Сравнительная политика. 2011. – №4 (6). – С. 75–89. (1,2 п.л.)
25.Савкович Е.В., Данков А.Г. Развитие транспорта в Китае и Центральной Азии в контексте формирования трансъевразийских транспортных коридоров / Е.В. Савкович, А.Г. Данков // Сравнительная политика. 2011. – №4 (6). – С. 98–109. (0,5 п.л. / 0,5 п.л.)