Научная тема: «ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (1992–2012 гг.)»
Специальность: 07.00.03
Год: 2013
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Центральноазиатские исследования в Китае по-прежнему остаются недостаточно развитыми. Несмотря на создание сети региональных филиалов АОН КНР, ведущими центрами остаются Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии АОН КНР (Пекин) и два центра в Фуданьском университете (Шанхай), именно они определяют сущность и подходы к осуществлению практической деятельности, в том числе в рамках внешнеполитических решений. Существенная часть исследований представлена закрытыми докладами, финансируемыми правительством.
  2. Несмотря на неизменные внешнеполитические «пять принципов мирного сосуществования» КНР, для Центральной Азии в апреле 1994 г. был предложен их обновленный вариант, а именно «четыре принципа» (сы сян) и «шесть мнений» (люгэ чжучжан), что свидетельствовало о новой роли государств во внешней политике Китая. На первом этапе установления и развития сотрудничества Китай ожидал возвращения в регион России, однако по итогам десятилетия было принято решение «активно входить в регион». Наибольшее значение для внешнеполитической деятельности КНР имели договоренности с Республикой Казахстан, с которой в 2005 г. был достигнут уровень «стратегического партнерства», что для китайской дипломатии может быть сравнимо с уровнем союзнических отношений. Практика была признана удачной и с 2012 г. была предложена для отношений с Узбекистаном.
  3. По большинству показателей КНР и страны региона несравнимы, однако есть возможность использования для сравнения потенциалов отдельных частей КНР с государствами Центральной Азии. Несмотря на то, что СУАР КНР по важнейшим макроэкономическим показателям уступает Казахстану и Туркменистану, для всего периода характерна положительная динамика его развития, тогда как страны региона преодолели кризисные явления только к середине-концу 1990-х гг. и развивались в условиях высоких цен на сырье и материалы.
  4. На развитии отношений сказывались как внешние, так и внутренние факторы, которые были позитивными и негативными. Также можно выделить целую группу объективных и субъективных факторов. Важнейшим является распад СССР и образование новых независимых государств. Китай стал одним из четырѐх направлений внешней политики стран региона, что предопределило характер внешнеполитических доктрин, а именно - национальных вариантов многовекторной дипломатии (за исключением Туркменистана). Важным фактором развития сотрудничества стало признание государствами региона позиции Китая посредством принятия большинства внешнеполитических инициатив Пекина.
  5. Центральная Азия занимает во внешней политике Китая важное, но не центральное место. Регион на современном этапе теоретического осмысления в КНР органично включается в понятие «три Азии», две из которых (Южная и Центральная) являются «большой периферией Синьцзяна».
  6. Отправной точкой для развития дипломатии Китая с приграничными государствами и регионами является обеспечение внутренних потребностей КНР в рамках «четырех модернизаций» и «политики реформ и открытости». Соответственно, дипломатия должна способствовать «курсу на рациональное обеспечение удовлетворения внутренних потребностей развития Китая», а также «обслуживать принципы и интересы КНР». В этом должны принимать активное участие и соседние с КНР страны путем их вовлечения в «большой экономический круг».
  7.  Закрепление новой роли Синьцзяна в региональной политике Китая происходит и за счет расширяющегося использования ресурсов развитых регионов страны в рамках «программы адресной помощи СУАР». Она была призвана заменить механизмы «большого освоения Запада», принятые в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Одним из перспективных следствий реализации данной стратегии стало превращение Синьцзяна в региональный экономический центр.
  8.  В политической сфере, несмотря на накопленный опыт взаимодействия и большой объем договоренностей в формате «добрососедства и сотрудничества», сохраняются элементы взаимного недоверия. Китайская сторона отрицала наличие проблемных моментов в двусторонних связях, а на практике передала большую их часть в формат ШОС. В настоящее время Китай с двустороннего уровня взаимодействия активно переходит к многостороннему, что является характерной чертой его дипломатии и в других регионах мира.
  9. Качественные сдвиги во взаимодействии со странами региона и Россией в сфере безопасности свидетельствуют об увеличении важности проблематики для Китая. КНР поддержала инициативу создания в ЦА «безъядерной зоны», однако большая часть инициатив китайской стороны второй половины 2000-х гг. относится к сфере экономики, что позволяет определить ее в настоящее время как приоритетную.
  10. В рассматриваемый период Китай успешно для себя урегулировал пограничную проблему, оставшуюся в наследство от СССР. Проблематика получила название «утраченных» или «спорных» территорий или «неравноправных договоров», а после распада Советского Союза была во многом поднята искусственно. При урегулировании пограничных проблем Китая использовал практику «пакетных соглашений», которую поддержали лидеры национальных республик.
  11. Создание ШОС для Китая является беспрецедентным шагом во всей истории государства. После решения пограничных проблем появилась возможность решать актуальные проблемы на многосторонней основе при фактическом лидерстве КНР. Контакты с Китаем важны для всех стран и с точки зрения выстраивания комплексной системы безопасности. Кроме того, организация - это наиболее приемлемый инструмент для «вовлечения» Китая в систему региональной безопасности.
  12. С точки зрения экономической структуры, СУАР КНР и страны Центральной Азии являются конкурентами. В кризисные для мировой экономики периоды присутствие Китая на внешних рынках только возрастает - это обусловлено различными видами государственной поддержки при огромных избытках финансовых ресурсов в самом Китае. Базовая формула участия Китая в проектах на территории пяти государств региона - «ресурсы в обмен на инвестиции».
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1.Савкович Е.В. Пограничное урегулирование на Западе КНР в 1990–2000–е гг. (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 336. – С. 86–93. (0, 5 п.л.)

2.Савкович Е.В. Торгово-экономическое сотрудничество КНР с Республикой Туркменистан (1992–2010 гг.) / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 344. – С. 87–92. (0, 5 п.л.)

3.Савкович Е.В. Развитие сотрудничества КНР с государствами Центральной Азии в 2000–х гг. / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – История. – 2011. – № 4 (16). – С. 107–113. (0, 5 п.л.)

4.Савкович Е.В. Центральноазиатские исследования в КНР: историография в первой половине 1990–х гг. / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 354. – С. 109–113. (0, 5 п.л.)

5.Савкович Е.В. Центрально-азиатские исследования в КНР в 2000–е гг. / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 355. – С. 69–76. (0, 7 п.л.)

6.Савкович Е.В. Торгово-экономическое сотрудничество КНР и Республики Узбекистан в 1990–х – середине 2000–х гг. / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 356. – С. 89–95. (0, 6 п.л.)

7.Савкович Е.В. Диссертационные исследования по Центральной Азии в КНР на современном этапе / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 357. – С. 100–105. (0, 5 п.л.)

8. Савкович Е.В. Развитие отношений Индии с государствами Центральной Азии в 1990–2000–е гг. и позиция Китая / Е.В. Савкович // Вестник Томского государственного университета. – История. – 2012. – № 3 (19). – С. 114–121. (0, 7 п.л.)

9. Савкович Е.В. Программа адресной помощи СУАР КНР и ее влияние на отношения КНР с государствами Центральной Азии / Е.В. Савкович // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2013. – № 6 (97). – С. 15–22. (1 п.л.)

Монография:

10. Савкович Е.В. Экономическая политика Китая в постсоветской Центральной Азии (1992–2012 гг.) / Е.В. Савкович. – Томск, 2012. – 336 с. (19, 5 п.л.)

Публикации в других научных изданиях:

11. Савкович Е.В. Терроризм в Китае: новая реальность? / Е.В. Савкович // Сибирь в системе международных связей: сборник статей / Под. ред. проф. В.П. Зиновьева. – Томск: Томский государственный университет, 2001. – С. 101–107. (0, 5 п.л.)

12. Савкович Е.В. Казахстанско-китайское сотрудничество в сфере коммуникаций и инфраструктуры, 1991–2001 гг. / Е.В. Савкович // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Труды 4 межд.науч.-практ.конференции. Томск: ТПУ, 2005. – С. 89–97. (0,5 п.л.)

13. Савкович Е.В. Уйгурская проблема в рамках ШОС (Казахстан и Китай, 1990–е – начало 2000–х гг.) / Е.В. Савкович // Современная Россия и мир: альтернативы развития. Барнаул: АГУ, 2005. – С. 167–174. (0,6 п.л.)

14.Савкович Е.В. В Казахстане обсуждают: чего на самом деле хотят китайцы в результате реализации проекта интеграции «Большой Алтай» / Е.В. Савкович // URL: Информационное агентство «Bankfax». – URL: http://bankfax.ru/page.php?pg=37216 (дата обращения: 10.04.2007) (0,2 п.л.)

15.Савкович Е.В. Интеграция по-китайски? / Е.В. Савкович // Международные отношения: теория, история и практика: межвузовский сб. науч. тр./ Под ред. А.В. Якуба, Омск: ОмГУ, 2006, – № 5. – С. 194–205. (0,5 п.л.)

16. Савкович Е.В. Шаңхәй һәмкарлиқи рамкиси астидики уйғур мәсилиси / Е.В. Савкович // Radio Free Asia. 2006. 6 марта. URL: http://www.rfa.org/uyghur/xewerler/tepsili_xewer/2006/03/06/shht-uyghurlar/?simple=2 (дата обращения: 10.04.2007) (0,2 п.л.)

17. Савкович Е.В. ОМП и Казахстан (2) / Е.В. Савкович // Агентство политических новостей – Казахстан (Электронное издание). URL:http://www.apn.kz/?chapter_name=advert&data_id=334&do=view_single. (дата обращения: 11.12.2009) (0,2 п.л.)

18. Савкович Е.В. Проекты экономической интеграции Китая и Казахстана / Е.В. Савкович // Агентство политических исследований – Казахстан. (Электронное издание). URL: http://www.apn.kz/publications/article5545.htm (дата обращения: 11.12.2009) (0,2 п.л.)

19. Савкович Е.В. Сотрудничество КНР и Республики Казахстан в сфере инфраструктуры и интересы России в 1990–е–2000–е гг. / Е.В. Савкович // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – Иркутск: ИРГУПС, 2006. – С.130–140. (1 п.л.)

20.Савкович Е.В. Формирование и развитие внешнеполитической терминологии в КНР на современном этапе / Е.В. Савкович // Сибирский международный ежегодник. – Вып. 3, Томск: Изд-во ТГУ, 2008. – С. 61–72. (1 п.л.)

21.Савкович Е.В. Китайско-казахстанские отношения после 2001 года в рамках становления новой системы международных отношений в регионе ЦА / Е.В. Савкович // Сибирский международный ежегодник. – Вып. 3, Томск: Изд-во ТГУ, 2008. – С. 195–201. (0,4 п.л.)

22.Савкович Е.В. Сотрудничество в сфере энергетики между КНР и Республикой Казахстан в 1990–е гг. / Е.В. Савкович // Востоковедные исследования на Алтае: cб.научн.статей / Под ред. А.В. Старцева. – Вып. 6, Барнаул: Азбука, 2009. – С. 174–189. (1,3 п.л.)

23. Савкович Е.В. Проекты строительства Паназиатской высокоскоростной магистрали: китайский вариант / Е.В. Савкович // Форум экспертов Евразийского дома. (Электронное издание). URL: http://www.eurasianhome.org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic=expert&pid=2339 (дата обращения: 04.05.2013). (0,1 п.л.)

24.Савкович Е.В. Новые направления взаимодействия КНР и стран Центральной Азии в конце первого десятилетия 2000–х гг. / Е.В. Савкович // Сравнительная политика. 2011. – №4 (6). – С. 75–89. (1,2 п.л.)

25.Савкович Е.В., Данков А.Г. Развитие транспорта в Китае и Центральной Азии в контексте формирования трансъевразийских транспортных коридоров / Е.В. Савкович, А.Г. Данков // Сравнительная политика. 2011. – №4 (6). – С. 98–109. (0,5 п.л. / 0,5 п.л.)