Научная тема: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2013
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Для целей настоящего исследования сферу культуры целесообразно рассматривать как совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих друг с другом в процессе предоставления гражданам комплекса культурных услуг, что отличает их функциональную направленность от организационно-правовых структур других хозяйственных подсистем, то есть как отрасль экономики (экономический подход). Культура смогла стать самостоятельной отраслью лишь тогда, когда объемы затрат общественного труда в ней привели к ее выделению из тех сфер деятельности, с которыми она была прежде функционально связана.
  2. В сфере культуры можно выделить ряд таких структурных составляющих, что позволит на основе реализации требований системного подхода разработать комплекс перспективных управляющих воздействий, направленных на повышение результативности функционирования отрасли, сформировать научно обоснованные методологические положения и практические рекомендации, отвечающие потребностям современного этапа развития народного хозяйства, как: музейные учреждения, которые представлены совокупностью организационно-правовых структур осуществляющих выставочную деятельность для широкого круга потребителей (неопределенной аудитории); библиотеки, которые, в свою очередь, необходимо подразделять на общедоступные и те, которые являются структурными элементами других предприятий и учреждений различных отраслей народного хозяйства; зрелищные предприятия, включающие театры, концертные организации и коллективы, цирки, характеризующиеся общими особенностями функционирования (к данной структурной составляющей можно также отнести дворцы и дома культуры, которые получают основной доход от организации зрелищных мероприятий); клубные учреждения, под которыми следует понимать дома детского и юношеского творчества, лектории и народные университеты, деятельность которых направлена на повышение образовательного уровня граждан; заповедники, национальные природные и ландшафтные парки; предприятия кинематографии (кинотеатры, прокатные организации и киностудии). 
  3. В условиях развивающейся рыночной экономики возникает необходимость корректировки действующей системы управления сферой культуры на основе научно обоснованного подхода, предусматривающего обеспечение необходимой взаимосвязи между теоретическими положениями и практикой управления культурным комплексом Российской Федерации при решении как текущих, так и в особенности стратегических задач культурного развития страны, что может быть достигнуто как в результате рационализации действующей системы нормативно-правового регулировании рассматриваемой структурной составляющей народного хозяйства, так и посредством использования положительного зарубежного опыта взаимодействия государства и организаций сферы культуры.
  4. Реализация стратегии социально ориентированного развития народного хозяйства предусматривает усиление значимости государственных регуляторов в сфере культуры, которые должны быть дополнены рыночными инструментами, обеспечивающими необходимую результативность функционирования отдельных структурных составляющих отрасли в период трансформации национальной экономики. Такой подход не исключает привлечения отдельных предприятий и учреждений, находящихся в частной собственности, к процессу финансирования культурных программ и мероприятий, имеющих как краткосрочную, так и стратегическую направленность. Реализация модели социально ориентированного развития в сфере культуры будет способствовать формированию равных условий доступа граждан России к определенному минимуму культурных услуг, обеспечиваемому государством, в частности, за счет: развития сети предприятий и учреждений культуры в тех регионах, где их функционирование требует поддержки на основе бюджетных дотаций и субсидий; прямого бюджетного финансирования услуг хозяйствующих субъектов сферы культуры, предоставляемых гражданам с уровнем дохода ниже среднего; предоставления льгот при посещении учреждений культуры определенными категориями граждан (например, проведение детских киносеансов, финансируемых за счет средств региональных и муниципальных бюджетов).
  5. В случае прямого бюджетного финансирования деятельности учреждений культуры необходимо определить критерий, который бы однозначно свидетельствовал об эффективности бюджетной политики в рассматриваемой подсистеме национальной экономики. В качестве него может выступать отношение расходов федерального бюджета на функционирование организации сферы культуры к количеству посещений данного хозяйствующего субъекта в течение определенного периода (расходы бюджета на одно посещение объекта сферы культуры). Данный критерий, обладает тремя преимуществами. Во-первых, объективностью, поскольку он может быть получен расчетным методом на основе анализа имеющейся информации. Во-вторых, простотой расчетов, поскольку он не требует значительной вычислительной работы. В-третьих, информативностью, поскольку на основе динамики рассматриваемого показателя в течение ряда лет, а также посредством сопоставления полученных данных на региональном уровне, можно сделать обоснованный вывод о существующих возможностях системы управления по повышению эффективности использования имеющихся ограниченных финансовых ресурсов.
  6. Эффективное управление сферой культуры должно осуществляться посредством соблюдения ряда принципов, позволяющих обеспечить достижение необходимого экономического и социального результатов (принцип результативности), удовлетворение потребностей граждан (принцип социальной направленности) на основе рационального и гармоничного взаимодействия между федеральным, региональным и местным уровнями управления культурным комплексом (принцип единства направления), необходимого соответствия друг другу и поставленным целям способов, методов и функций управления (принцип гармоничности), в результате реализации различных вариантов действий (принцип вариативности), своевременной реакции на изменения во внешней среде (принцип адаптивности), достигаемой за счет формирования прогноза и стратегии развития сферы культуры (принцип перспективности) с учетом накопленного материального, трудового, финансового и информационного потенциала рассматриваемой отрасли народного хозяйства в целом и ее структурных составляющих (принцип ресурсного обеспечения).
  7. На современном этапе развития народного хозяйства наиболее целесообразной базовой стратегией развития сферы культуры является сочетание стратегических альтернатив, что предполагает интенсивный рост тех культурных отраслей, которые в значительной степени адаптировались к рыночным условиям функционирования (прежде всего сфера кинематографии), ограниченный рост всех прочих структурных составляющих рассматриваемой подсистемы национальной экономики при сокращении числа предприятий и учреждений, предоставляющих гражданам комплекс культурных услуг, в тех территориальных образованиях, в которых бюджетные расходы на их функционирование не позволяют обеспечить достижение заданного социального или экономического эффекта.
  8. К общим проблемам, препятствующим рациональному использованию культурного потенциала национальной экономики, относятся: сокращение финансирования учреждений культуры за счет средств бюджетов всех уровней; отсутствие рационального механизма взаимодействия федеральных, региональных, местных органов власти и хозяйствующих субъектов различных отраслей национальной экономики, который бы позволил обеспечить привлечение внебюджетных средств в сферу культуры; недостаток специалистов необходимой квалификации (прежде всего работников аппарата управления); рост различий в уровне социально-экономического и культурного развития между отдельными административно-территориальными образованиями Российской Федерации; постоянные изменения бюджетного и налогового законодательства, что препятствует достижению необходимого уровня адаптивности системы управления хозяйствующими субъектами сферы культуры к условиям внешней среды; низкая эффективность использования государственной собственности в сфере культуры, особенно той ее части, которая способна обеспечить поступление значительного объема финансовых ресурсов в долгосрочном периоде времени; отсутствие равных условий доступа граждан России к услугам культурного характера. При этом проблема финансирования сферы культуры остается основной, поскольку решение других проблем культурного развития граждан будет во многом определяться возможностями предприятий и учреждений культурного комплекса по привлечению дополнительных ресурсов из федерального, региональных и местных бюджетов. В то же время в каждой структурной составляющей сферы культуры существуют свои специфические проблемы, решение которых является необходимым условием ее устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
  9. В процессе повышения эффективности управления сферой культуры должны быть определены цели развития отрасли и комплекс мероприятий, направленных на их достижение (функция планирования), необходимо создать объективные условия для реализации намеченных мероприятий на основе формирования структурированной системы (функция организации), и комплекса мер, ориентированных на побуждение работников к достижению поставленных целей (функция мотивации), сформировать и реализовать управляющие воздействия (функция регулирования) на основе непосредственного взаимодействия руководителя и подчиненного (функция руководства), выявить возникшие отклонения полученных результатов от имеющихся целевых ориентиров (функция контроля). 
  10. В целях обеспечения рационального функционирования системы управления сферой культуры необходимо обеспечить соответствие между теми нормативно-правовыми актами, принятыми федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, которые оказывают существенное влияние на результативность деятельности всех объектов сферы культуры, и регулирующими воздействиями, осуществляемыми системой управления культурными комплексом в целом, субъектами управления на уровне отдельных организаций. Для достижения указанного соответствия и рациональной реализации функции регулирования необходимо обеспечить: постоянный мониторинг изменений федерального и регионального законодательства, влияющих на эффективность функционирования сферы культуры (гражданское, налоговое, бюджетное, бухгалтерское, инвестиционное, инновационное, внешнеэкономическое, трудовое законодательство, законодательство о собственности); информирование всех руководителей и сотрудников учреждений культуры об изменениях в законодательстве, которые оказывают непосредственное воздействие на результативность выполнения ими своих трудовых обязанностей; разработку при необходимости и в пределах компетенции отдельного субъекта управления организационно-распорядительных документов, регламентирующих отношения в конкретной структурной составляющей сферы культуры и дополняющей положения федерального и регионального законодательства, что даст возможность избежать двойственного толкования действующих нормативно-правовых актов.
  11. В процессе контроля организационно-экономического обеспечение развития объекта управления, в соответствии с поставленными целями, позволит в полной мере использовать ресурсный и организационный потенциал сферы культуры. Для эффективного осуществления функции контроля необходимо решение следующих основных задач: определить набор параметров, изменение которых свидетельствует о динамике развития сферы культуры в целом и ее отдельных структурных составляющих; разработать формы отчетности хозяйствующих субъектов сферы культуры, анализ которых позволит сделать вывод о результативности развитии данной отрасли; осуществлять постоянный мониторинг социально-экономических процессов в сфере культуры с тем, чтобы не допустить негативной динамики основных параметров, отражающих уровень ее развития; сформировать комплекс мер по устранению выявленных негативных тенденций.
  12. В процессе социально-экономического развития народного хозяйства, усиления влияния рыночных факторов на результаты предпринимательской деятельности организационно-правовых структур, предоставляющих гражданам страны комплекс культурных услуг, увеличивается дифференциация между отдельными структурными составляющим сферы культуры, что требует формирования комплекса мер по рационализации и гармонизации развития каждой из указанных составляющих на основе повышения результативности всех функциональных подсистем управления с учетом особенностей взаимодействия конкретной подотрасли сферы культуры с потребителями, конкурентами и обществом в целом. Такой подход соответствует принципу системности, являющемуся одним из базовых в процессе формирования и реализации комплекса управляющих воздействий, обеспечивающих эффективное развитие народного хозяйства.
  13. Процесс средне-, долгосрочного прогнозирования развития сферы культуры должен включать следующие основные этапы: определение комплекса основных параметров внешней среды, оказывающих влияние на эффективность функционирования культурного комплекса Российской Федерации; формирование различных вариантов изменений указанных параметров (оптимистический, пессимистический); выбор наиболее вероятного варианта перспективного развития сферы культуры и ее структурных составляющих в условиях трансформации внешней среды. При этом развитие отдельных структурных составляющих сферы культуры, для которых характерны существенные отличия в условиях самофинансирования, разный инновационный потенциал, разная степень адаптации к рыночным отношениям, обусловленные возможностями привлечения внебюджетных средств, следует осуществлять по различным сценариям, вероятность реализации которых определяется главным образом общей макроэкономической стратегией правительства России, а также эффективностью функционирования системы управления сферой культуры, динамикой валового внутреннего продукта страны, денежных доходов граждан.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Смирнов А.Ю. Концепция управления сферой культуры в посткризисный период. Монография. – СПб.: «Издательский дом «Герда», 2012. – 11,0 п.л.

2.Евменов А.Д., Смирнов А.Ю. Рационализация механизма управления сферой культуры. Монография. – СПб.: ООО «Издательство «Диалог», 2006. – 9,5 п.л. (вклад автора 5,0 п.л.).

3.Смирнов А.Ю. Управление сферой культуры в регионах России. Монография. – СПб.: ООО «Издательство «Диалог», 2005. – 7,3 п.л.

4.Смирнов А.Ю. Формирование рациональной системы управления сферой культуры: теоретические и методические подходы. Монография. – СПб.: «Издательский дом «Герда», 2004. – 7,0 п.л.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

5.Смирнов А.Ю. Прогнозирование развития сферы культуры в посткризисный период // Вестник Российской академии естественных наук. – 2013. – № 17 (2). – 0,4 п.л.

6. Смирнов А.Ю. Государственная поддержка сферы культуры в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2012. - №4 – 0,4 п.л.

7. Смирнов А.Ю. Перспективы развития сферы культуры // Журнал правовых и экономических исследований. – 2012. - №1 – 0,4 п.л.

8. Смирнов А.Ю. Особенности развития структурных составляющих сферы культуры в посткризисный период // Вестник Российской академии естественных наук. – 2011. – № 15 (4). – 0,4 п.л.

9. Смирнов А.Ю. Эффективное использование рыночных инструментов в сфере культуры // Вестник Российской академии естественных наук. – 2010. – № 14 (4). – 0,4 п.л.

10. Смирнов А.Ю. Концептуальные подходы к формированию стратегии развития сферы культуры // Вестник Российской академии естественных наук. – 2009. – № 13 (6). – 0,4 п.л.

11. Смирнов А.Ю. Перспективные направления рационализации управления структурными составляющими сферы культуры // Вестник Российской академии естественных наук (г. Санкт-Петербург). – 2006. – № 10 (3). –0,4 п.л.

12. Смирнов А.Ю. Проблемы прогнозирования развития сферы культуры // Проблемы современной экономики. – 2005. – №3-4. – 0,4 п.л.

13. Смирнов А.Ю. Стратегическое планирование развития сферы культуры // Вестник Чувашского университета. – 2005. – №3. – 0,5 п.л.

Статьи и доклады, опубликованные автором в сборниках и журналах

14. Смирнов А.Ю. Методологические положения управления сферой культуры // Петербургский экономический журнал. – 2013. – №1(1). – 0,4 п.л.

15. Смирнов А.Ю. Направления повышения эффективности инновационной деятельности в сфере культуры // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 1(30). – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2011. – 0,4 п.л.

16. Смирнов А.Ю. Перспективы развития сферы услуг // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 2(29). – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2010. – 0,4 п.л.

17. Смирнов А.Ю. Рационализация системы управления сферой культуры в регионах России // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 1(28). – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2010. – 0,4 п.л.

18. Смирнов А.Ю. Регулирование развития кинематографии в условиях мирового экономического кризиса // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 2(29). – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2010. – 0,4 п.л..

19. Смирнов А.Ю. Совершенствование механизма государственного регулирования организаций сферы культуры // Многоуровневый менеджмент: опыт, проблемы, перспективы, всерос. науч-практ. конф. (2010; Волгоград). - Волгоград - М.: ООО «Глобус», 2010. – 0,4 п.л..

20. Смирнов А.Ю. Инвестиционная деятельность учреждений культуры // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 1(26). – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2009. – 0,4 п.л.

21. Смирнов А.Ю. Особенности социально-экономичекого развития сферы культуры // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 2(27). – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2009. – 0,4 п.л.

22. Смирнов А.Ю. Методологические проблемы управления сферой культуры // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 1(24). – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2008. – 0,4 п.л.

23. Смирнов А.Ю. Перспективные направления роста эффективности управления сферой культуры // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 2(25). – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2008. – 0,4 п.л.

24. Смирнов А.Ю. Сущность и особенности сферы культуры // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 1(24). – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2008. – 0,4 п.л.

25. Смирнов А.Ю. Теоретические и практические подходы к рационализации функционирования системы управления сферой культуры // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 1(24). – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2008. – 0,4 п.л..

26. Смирнов А.Ю. Формирование условий эффективного развития кинематографии как структурной составляющей сферы культуры // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 2(25). – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2008. – 0,4 п.л.

27. Смирнов А.Ю. Ретроспективная динамика развития сферы культуры и ее структурных составляющих в России и промышленно развитых странах // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 23. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2007. – 0,5 п.л.

28. Смирнов А.Ю. Функциональная структура управления сферой культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 23. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2007. – 0,5 п.л.

29. Смирнов А.Ю. Базовые стратегии развития сферы культуры // В межвуз. сб. научных статей докторантов, аспирантов и соискателей / Под ред. В.Л. Куракова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 0,4 п.л.

30. Смирнов А.Ю. Нормативно-правовое регулирование развития сферы культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 21. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2006. – 0,5 п.л.

31. Смирнов А.Ю. Особенности управления сферой культуры в России и за рубежом // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 21. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2006. – 0,5 п.л.

32. Смирнов А.Ю. Рационализация процесса управления сферой культуры // Проблемы инновационного социально-экономического развития региона: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 0,4 п.л.

33. Смирнов А.Ю. Сущность стратегического планирования в сфере культуры // В межвуз. сб. научных статей докторантов, аспирантов и соискателей / Под ред. В.Л. Куракова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 0,3 п.л.

34. Смирнов А.Ю. Государственное стимулирование развития сферы культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 20. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2005. – 0,3 п.л.

35. Смирнов А.Ю. Методические подходы к рационализации организационной структуры управления сферой культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 20. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2005. – 0,5 п.л.

36. Смирнов А.Ю., Суров К.Н. Основные направления повышения конкурентоспособности услуг хозяйствующих субъектов киносети // В сб. науч. тр. «Проблемы развития кинематографа и телевидения» / Под ред. Н.Н. Коломенского. Вып. 18. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2005. – 0,4 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).

37. Смирнов А.Ю. Оценка результативности управления сферой культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып 19. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2005. – 0,2 п.л.

38. Смирнов А.Ю. Повышение результативности управления структурными составляющими сферы культуры // В сб. науч. статей «К 10-летию Совета Молодых Ученых Санкт-Петербурга». – СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2005.–0,4 п.л.

39. Смирнов А.Ю. Повышение результативности управления текущей деятельностью и перспективным развитием кинематографии как структурной составляющей сферы культуры // В сб. науч. тр. «Проблемы развития кинематографа и телевидения» / Под ред. Н.Н. Коломенского. Вып. 18. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2005. – 0,5 п.л.

40. Смирнов А.Ю. Приватизация объектов культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 20. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2005. – 0,2 п.л.

41. Смирнов А.Ю. Принципы управления сферой культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып 19. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2005. – 0,5 п.л.

42. Смирнов А.Ю., Суров К.Н. Сущность понятия «конкурентоспособность» в сфере услуг // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып 19. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2005. – 0,4 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).

43. Смирнов А.Ю. Анализ внешней среды учреждений культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып 17. - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2004. – 0,2 п.л.

44. Смирнов А.Ю. Влияние факторов внешней среды на результативность инвестиционного процесса в регионе // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып 17. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2004. – 0,2 п.л.

45. Смирнов А.Ю. Концептуальные положения развития сферы культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып 18. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2004. – 0,4 п.л.

46. Смирнов А.Ю. Мониторинг, контроль и регулирование функционирования учреждений культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып 18. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2004. – 0,2 п.л.

47. Смирнов А.Ю. Системный подход в управлении сферой культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып 17. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2004. – 0,2 п.л.

48. Смирнов А.Ю. Согласование интересов субъектов инвестиционной деятельности в сфере культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып 17. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2004. – 0,3 п.л.

49. Смирнов А.Ю. Повышение результативности управления сферой культуры // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып 17. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2004. – 0,3 п.л.

50. Смирнов А.Ю. Управление преобразованиями социальной сферы в России // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып 16. - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2003. – 0,3 п.л.

51. Смирнов А.Ю. Управление экономическими и социальными процессами хозяйствующих субъектов в современной экономике // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 15. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2003. – 0,4 п.л.

52. Смирнов А.Ю. Перспективы российского телевидения // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 12. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2002. – 0,2 п.л.

53. Смирнов А.Ю. Развитие киносети Санкт-Петербурга // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 12. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2002. – 0,2 п.л.

54. Смирнов А.Ю. Социально-экономические проблемы развития телевидения в России // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 8. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2001. – 0,8 п.л.

55. Смирнов А.Ю. Планирование маркетинга услуг телекомпаний // В сб. тезисов докладов Пятой Санкт-Петербургской Ассамблеи молодых ученых и специалистов. – СПб., 2000. – 0,2 п.л.

56. Смирнов А.Ю. Основные особенности маркетинга отдельных жанров телепередач // В межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем» / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 6 - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2000. – 0,4 п.л.

57. Смирнов А.Ю. Функционально-организационные основы деятельности коммерческой службы телекомпании // В межвузовском сб. научных трудов: Проблемы развития техники, технологии и экономики кино и телевидения. Вып. 11 – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 1999. – 0,4 п. л.