- Несмотря на провал первых двух крупных интеграционных проектов в Евразии - Российской империи и СССР, они имели, тем не менее, фундаментальные последствия. На огромной территории Евразии были созданы в значительной мере единые социально-культурные системы, обеспечивавшие совместное развитие различных этносов и национальностей. При этом основой этих систем, их интеграционным ядром всегда являлись русская культура и русский язык, благодаря которым многие народы приобщались к мировой культуре, мировой экономике и политике. При распаде экономических и политических систем Российской империи и СССР это ядро сохранялось. Отсюда следует, что в основу реализации современного евразийского интеграционного проекта должна быть положена следующая формула: политическая и экономическая интеграция - это формальное закрепление социально-культурной интеграции.
- Современные интеграционные процессы на постсоветском пространстве связаны, прежде всего, с состоянием и перспективами развития России, с наличием емкого внутреннего российского рынка и необходимостью освоения ее пространства. Для реализации этого необходимы квалифицированные кадры, крупные финансовые ресурсы, новые технологии, эффективные институты, в которых все страны СНГ испытывают серьезный дефицит. Поэтому проблема их дальнейшего развития состоит в выборе приоритетов, внутренних либо внешних факторов, глобального и регионального сотрудничества. Учитывая во многом негативный опыт докризисного взаимодействия с западными странами, который привел к укреплению внешней зависимости стран СНГ, одним из главных условий и инструментом их развития становится усиление регионального сотрудничества, формирование совместных программ экономической и политической модернизации, создание основ для расширения институциональной, структурной, макроэкономической и социально-культурной интеграции.
- В 1990-е годы, в период дезинтеграции постсоветского пространства, произошла существенная дифференциация постсоветских стран, прежде всего на страны-экспортеры и страны-импортеры сырья. Представляется, что такая дифференциация создает сегодня объективную естественную основу для новой интеграции и первичного толчка для модернизации их экономик, поскольку отношения между странами одной группы имеют, как правило, преимущественно конкурентный, а не интеграционный характер. Такая схема совместной интеграции разных, сырьевых и несырьевых отраслей этих групп стран, является наиболее приемлемой для создания смешанной экономики единого евразийского экономического пространства, в частности, для создания на этой основе евразийских транснациональных компаний (ТНК) в целях освоения пространств и национальных богатств (природных, транзитных, промышленных, человеческих потенциалов) постсоветских стран. Евразийские ТНК являются важнейшим инструментом интеграции на постсоветском пространстве.
- Одной из существенных особенностей постсоветской интеграции является значительный разрыв между интеграционными настроениями элиты и населения стран СНГ. В своих намерениях национальные элиты зачастую ориентируются на текущую конъюнктуру, с изменением которой может быть изменена и интеграционная повестка дня. Со сменой руководства отдельно взятой страны СНГ может радикально измениться ее внешнеполитический курс, что иногда влечет за собой и отказ от прежних договоренностей. Эта проблема связана с тем, что в СНГ изначально возобладала модель бюрократической интеграции - «интеграции сверху». Государства в лице их лидеров оказались главными субъектами интеграции, выполняя одновременно функции как заказчиков, так и исполнителей. В реальности устойчивая региональная интеграция - это всегда интеграция, идущая, прежде всего «снизу», то есть результат осознанных усилий экономических игроков и поддержки населения интегрируемых стран. Таким образом, оптимальный путь региональной интеграции - это создание встречного движения «снизу», то есть с уровня ТНК, отдельных фирм и компаний, крупных, средних и малых предприятий, и «сверху», с уровня наднациональных структур и государственных управляющих органов, задающих общий тренд интеграционного развития.
- Первые итоги работы Таможенного союза показывают, что принципиальной и не решенной пока задачей евразийской интеграции является разворот на инновационный путь развития, содействие приоритетному осуществлению проектов, ведущих к прогрессивным сдвигам в структуре экономики, к увеличению востребованной на рынке технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Многие такие цели провозглашались и ранее, но они не были достигнуты. Необходимо значительно расширить число участников этих процессов, которое сейчас де факто ограничено сравнительно узким кругом привилегированных компаний, создать мощные стимулы для развития «интеграции снизу».
- Государственным структурам наших стран необходимо предпринять серьезные интеграционные усилия, связанные с конфликтами интересов, создать препятствия расползанию синдрома «национального эгоизма», якобы существующих исторических преимуществ одних стран над другими. Назревающий глобальный кризис усиливает эту объективную необходимость. Поэтому следует на деле последовательно совершенствовать национальные и межгосударственные институты, что является основой для создания формирующегося «наверху» благоприятного климата для развития равноправных и взаимовыгодных взаимных интеграционных связей в евразийском регионе.
- Промышленный комплекс СССР действовал как единое целое, и его разрыв таможенными границами нанес огромный ущерб производственной кооперации, отразившись на состоянии самого уязвимого к переменам сегмента - машиностроения и, в частности, военно-промышленного комплекса. В общественном сознании в последние годы укоренилось, к тому же, представление об институте таможни как о структуре, традиционно создающей трудно проходимые препятствия движению товаров и людей. С созданием Таможенного союза эти настроения стали постепенно уходить в прошлое. Сегодня таможня играет прямо противоположную роль. Создание Таможенного союза, устранение таможенных и иных барьеров создает серьезные объективные предпосылки для ускоренного развития политических связей и экономической кооперации. Что касается военно-промышленного комплекса, то он является важным элементом интеграции, как следствие того обстоятельства, что продукция военных предприятий до сих пор остается продвинутой в технологическом плане и конкурентоспособной на мировых рынках.
- На шахматной доске Евразии находятся Китай, Япония, Индия, Пакистан, обе Кореи, Иран и другие страны. Новые постсоветские государства Южного Кавказа и Центральной Азии проводят собственную политику, в ряде случаев умело играют на противоречиях великих держав, используя, в частности, подготовку и опыт советской дипломатической школы. Военное измерение интеграционных процессов в рамках СНГ стало наиболее успешным из проектов объединения. Одним из основных факторов, определяющих успех проектов военно-политической интеграции (прежде всего это проекты Организации Договора коллективной безопасности - ОДКБ и Шанхайской организации сотрудничества - ШОС), является наличие общих вызовов и угроз, включая угрозу внешней агрессии и распространения оружия массового уничтожения, терроризм и экстремизм, наркотрафик, незаконная миграция, транснациональная преступность, вызовы окружающей среде. Именно необходимостью защиты от общих угроз объясняется евразийский прорыв к формированию системы региональной безопасности. С распадом СССР ослабление государств региона привело в движение террористические и экстремистские силы, а также позволило внерегиональным державам начать стратегическое продвижение вглубь материка. Эффективность противодействия внешним угрозам во многом определяется достигнутым уровнем евразийской политической интеграции, степенью согласованности и профессионализмом внешнеполитических, военных и правоохранительных ведомств интегрирующихся стран Евразии.
- Современные противоречия в интеграционном строительстве на евразийском пространстве не имеют пока необратимого и антагонистического характера, но требуют постоянной оптимизации и гибкой политики России по отношению к странам СНГ. Особое значение имеет интеграционная кооперация в рамках существующего организационного ядра (Россия, Казахстан, Белоруссия), параллельно с активным интеграционным взаимодействием с другими странами СНГ.
1.Бельянинов А.Ю. Интеграционные процессы в оборонно-промышленном комплексе России / Под ред. д.э.н. В.В.Бандурина. – М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2010. – 9,0 п.л.
2.Бельянинов А.Ю. Таможенный союз – основа интеграционного взаимодействия стран Содружества Независимых Государств. - М.: Научная книга, 2010. – 4,0 п.л.
3. Мантусов В.Б., Бельянинов А.Ю. Содружество Независимых Государств: политические и экономико-правовые аспекты интеграции.- М.: Восток-Запад, 2011. – 2,03 п.л.
4.Бельянинов А.Ю., Мантусов В.Б. Интеграция стран СНГ: этапы, условия и предпосылки взаимодействия. - М.: Научная книга, 2012. – 4,5 п.л.
5.Бельянинов А.Ю. Направления интеграционного взаимодействия стран СНГ.- М.: Научная книга , 2012. – 6,0 п.л.
6.Бельянинов А.Ю. Интеграционная политика России в Евразии. – М.: Научная книга, 2013.- 17,5 п.л.
Работы, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:
1.Бельянинов А.Ю. Методический подход к формированию и управлению интегрированными структурами транспортной корпорации /А.Ю. Бельянинов // Транспортное дело России. – 2010. - № 6. – 0,4 п.л.
2.Бельянинов А.Ю. Системные аспекты взаимодействия таможенных служб государств – участников СНГ в сфере реализации интеграционной политики /А.Ю. Бельянинов // Политика и общество. - 2012. - №11. – 0,5 п.л.
3.Бельянинов А.Ю. Формирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и место таможенных служб в интеграционном процессе /А.Ю. Бельянинов // Научно-политический журнал «Государственная служба».- 2012. - №6.- 0,5 п.л.
4.Бельянинов А.Ю. Выход из интеграционного кризиса через повышение эффективности деятельности СНГ / А.Ю. Бельянинов // Политика и общество. - 2013.- № 2. – 0,7 п.л.
5.Бельянинов А.Ю. Региональная интеграция в условиях глобализации /А.Ю. Бельянинов // Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer». - 2013. - № 2. - 0,9 п.л.
6.Бельянинов А.Ю. Внешняя политика Российской Федерации и политические институты СНГ: от дезинтеграции к интеграционному кризису / А.Ю. Бельянинов // Право и образование. – 2013. - № 3. – 0,7 п.л.
7.Бельянинов А.Ю. Экономическая интеграция в СНГ / А.Ю. Бельянинов /А.Ю. Бельянинов // Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer». - 2013. - № 3. – 0,7 п.л.
8.Бельянинов А.Ю. Политическая и социально-экономическая роль России в интеграционных процессах на постсоветском пространстве /А.Ю. Бельянинов //Вестник Башкирского государственного университета. Серия: политологич. - 2013. - Апрель, №4. - 0,7 п.л.
9.Бельянинов А.Ю. Политическая модернизация России в контексте интеграционных процессов на евразийском пространстве /А.Ю. Бельянинов //Вестник российской нации. – 2013. - Январь-февраль, №1. - 0,6 п.л.
10.Бельянинов А.Ю. Приоритеты внешней политики России в контексте интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств /А.Ю. Бельянинов //Мир и политика. - 2013.- №3. - 0,8 п.л.
11.Бельянинов А.Ю. Безопасность России на евразийском пространстве / А.Ю. Бельянинов // Национальная безопасность.- 2013.- №2.- 0,6 п.л.
12.Бельянинов А.Ю. Политическая и социально-экономическая роль России в интеграционном процессе на постсоветском пространстве / А.Ю. Бельянинов // Политика и общество. - 2013.- № 5. – 0,7 п.л.
Работы, опубликованные в других изданиях:
1.Бельянинов А.Ю. Службы разные - задачи общие. Взаимодействие таможенных служб государств – участников СНГ как фактор обеспечения экономического развития на постсоветском пространстве// Информационно-аналитическое обозрение «Таможня», N23(210). - 2012. Декабрь. –C.4-7 (0,5 п.л.)
2. Бельянинов А.Ю. Создавая Евразийское пространство. // Информационно-аналитическое обозрение «Таможня», № 3 (314). Февраль. – 2013. – С. 4-8 (0,5 п.л.)
3. Бельянинов А.Ю. Содружество: возможности и перспективы. // Информационно-аналитическое обозрение «Таможня», № 4 (315). Февраль. – 2013. – С. 4-8 (0,5 п.л.)
4.Бельянинов А.Ю. Слагаемые интеграционных процессов. // Информационно-аналитическое обозрение «Таможня», № 6 (317). Март. – 2013. С. 5-9 (0,5 п.л.).
5.Бельянинов А.Ю. На пути интеграции. // Информационно-аналитическое обозрение «Таможня», № 7 (318). Апрель. - 2013. С. 5-7 (0,3 п.л.).
6. Бельянинов А.Ю. Таможенный союз – основа политической интеграции // Материалы Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы на Евразийском пространстве: потенциал, перспективы и развитие».- Информационно-аналитическое обозрение «Таможня», № 10. Май. – М., 2013. С. 8-17 (1,1 п.л.).