Научная тема: «ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
Специальность: 23.00.04
Год: 2013
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Несмотря на провал первых двух крупных интеграционных проектов в Евразии - Российской империи и СССР, они имели, тем не менее, фундаментальные последствия. На огромной территории Евразии были созданы в значительной мере единые социально-культурные системы, обеспечивавшие совместное развитие различных этносов и национальностей. При этом основой этих систем, их интеграционным ядром всегда являлись русская культура и русский язык, благодаря которым многие народы приобщались к мировой культуре,  мировой экономике и политике. При распаде экономических и политических систем Российской империи и СССР это ядро сохранялось. Отсюда следует, что в основу реализации современного евразийского интеграционного проекта должна быть положена следующая формула:  политическая и экономическая интеграция - это формальное закрепление социально-культурной интеграции.
  2. Современные интеграционные процессы на постсоветском пространстве связаны, прежде всего, с состоянием и перспективами развития России, с наличием емкого внутреннего российского рынка и необходимостью освоения ее пространства. Для реализации этого необходимы квалифицированные кадры, крупные финансовые ресурсы, новые технологии, эффективные институты, в которых все страны СНГ испытывают серьезный дефицит. Поэтому проблема их дальнейшего развития состоит в выборе приоритетов, внутренних либо внешних факторов, глобального и регионального сотрудничества. Учитывая во многом негативный опыт докризисного взаимодействия с западными странами, который привел к укреплению внешней зависимости стран СНГ, одним из главных условий и инструментом их развития становится усиление регионального сотрудничества, формирование совместных программ экономической и политической модернизации, создание основ для расширения институциональной, структурной, макроэкономической и социально-культурной интеграции.
  3. В 1990-е годы, в период дезинтеграции постсоветского пространства, произошла существенная дифференциация постсоветских стран, прежде всего на страны-экспортеры и страны-импортеры сырья. Представляется, что такая дифференциация создает сегодня объективную естественную основу для новой интеграции и первичного толчка для модернизации их экономик, поскольку отношения между странами одной группы имеют, как правило, преимущественно конкурентный, а не интеграционный характер. Такая схема совместной интеграции разных, сырьевых и несырьевых отраслей этих групп стран,  является наиболее приемлемой для создания смешанной экономики единого евразийского экономического пространства, в частности, для создания на этой основе евразийских транснациональных компаний (ТНК) в целях освоения пространств и национальных богатств (природных, транзитных, промышленных, человеческих потенциалов) постсоветских стран. Евразийские ТНК являются важнейшим инструментом интеграции на постсоветском пространстве.
  4. Одной из существенных особенностей постсоветской интеграции является значительный разрыв между интеграционными настроениями  элиты и населения стран СНГ. В своих намерениях национальные элиты зачастую ори­ентируются на текущую конъюнктуру, с изменением которой может быть изменена и интеграционная повестка дня. Со сменой руководства отдельно взятой страны СНГ может  радикально измениться ее внешнепо­литический курс, что иногда влечет за собой и отказ от прежних договорен­ностей. Эта проблема связана с тем, что в СНГ изначально возоблада­ла модель бюрократической интеграции - «интеграции сверху». Государства в лице их лидеров оказались главными субъектами интеграции, выполняя одновременно функции как заказчиков, так и исполнителей. В реальности устойчивая региональная интеграция - это всегда интеграция, идущая, прежде всего «снизу», то есть результат осознанных усилий экономических игроков и поддержки населения интегрируемых стран. Таким образом, оптимальный путь региональной интеграции - это создание встречного движения «снизу», то есть с уровня ТНК, отдельных фирм и компаний, крупных, средних и малых предприятий, и «сверху», с уровня наднациональных структур и государственных управляющих органов, задающих общий тренд интеграционного развития.
  5. Первые итоги работы Таможенного союза показывают, что принципиальной и не решенной пока задачей евразийской интеграции является разворот на инновационный путь развития, содействие приоритетному осуществлению проектов, ведущих к прогрессивным сдвигам в структуре экономики, к увеличению востребованной на рынке технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Многие такие цели провозглашались и ранее, но они не были достигнуты. Необходимо значительно расширить число участников этих процессов, которое сейчас де факто ограничено сравнительно узким кругом привилегированных компаний, создать мощные стимулы для развития «интеграции снизу».
  6. Государственным структурам наших стран необходимо предпринять серьезные интеграционные усилия, связанные с конфликтами интересов, создать препятствия расползанию синдрома «национального эгоизма», якобы существующих исторических преимуществ одних стран над другими. Назревающий глобальный кризис усиливает эту объективную необходимость. Поэтому следует на деле последовательно совершенствовать национальные и межгосударственные институты, что является основой для создания формирующегося «наверху» благоприятного климата для развития равноправных и взаимовыгодных взаимных интеграционных связей в евразийском регионе.
  7. Промышленный комплекс СССР действовал как единое целое, и его разрыв таможенными границами нанес огромный ущерб производственной кооперации, отразившись на состоянии самого уязвимого к переменам сегмента - машиностроения и, в частности,  военно-промышленного комплекса. В общественном сознании в последние годы укоренилось, к тому же, представление об институте таможни как о структуре, традиционно создающей трудно проходимые препятствия движению товаров и людей. С созданием Таможенного союза эти настроения стали постепенно уходить в прошлое. Сегодня таможня играет прямо противоположную роль. Создание Таможенного союза, устранение таможенных и иных барьеров создает серьезные объективные предпосылки для ускоренного развития политических связей и экономической кооперации. Что касается военно-промышленного комплекса, то он является важным элементом интеграции, как следствие того обстоятельства, что продукция военных предприятий до сих пор остается продвинутой в технологическом плане и конкурентоспособной на мировых рынках.
  8. На шахматной доске Евразии находятся Китай, Япония, Индия, Пакистан, обе Кореи, Иран и другие страны. Новые постсоветские государства Южного Кавказа и Центральной Азии проводят собственную политику, в ряде случаев умело играют на противоречиях великих держав, используя, в частности, подготовку и опыт советской дипломатической школы. Военное измерение интеграционных процессов в рамках СНГ стало наиболее успешным из проектов объединения. Одним из основных факторов, определяющих успех проектов военно-политической интеграции (прежде всего это проекты Организации Договора коллективной безопасности - ОДКБ и Шанхайской организации сотрудничества - ШОС), является наличие общих вызовов и угроз, включая угрозу внешней агрессии и распространения оружия массового уничтожения, терроризм и экстремизм, наркотрафик, незаконная миграция, транснациональная преступность, вызовы окружающей среде. Именно необходимостью защиты от общих угроз объясняется евразийский прорыв к формированию системы региональной безопасности. С распадом СССР ослабление государств региона привело в движение террористические и экстремистские силы, а также позволило внерегиональным державам начать стратегическое продвижение вглубь материка. Эффективность противодействия внешним угрозам во многом определяется достигнутым уровнем евразийской политической интеграции, степенью согласованности и профессионализмом внешнеполитических, военных и правоохранительных  ведомств интегрирующихся стран Евразии.
  9. Современные противоречия в интеграционном строительстве на евразийском пространстве не имеют пока необратимого и антагонистического характера, но требуют постоянной  оптимизации и гибкой политики России по отношению к странам СНГ. Особое значение имеет интеграционная кооперация в рамках существующего организационного ядра (Россия, Казахстан, Белоруссия), параллельно с  активным интеграционным взаимодействием с другими странами СНГ.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Бельянинов А.Ю. Интеграционные процессы в оборонно-промышленном комплексе России / Под ред. д.э.н. В.В.Бандурина. – М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2010. – 9,0 п.л.

2.Бельянинов А.Ю. Таможенный союз – основа интеграционного взаимодействия стран Содружества Независимых Государств. - М.: Научная книга, 2010. – 4,0 п.л.

3. Мантусов В.Б., Бельянинов А.Ю. Содружество Независимых Государств: политические и экономико-правовые аспекты интеграции.- М.: Восток-Запад, 2011. – 2,03 п.л.

4.Бельянинов А.Ю., Мантусов В.Б. Интеграция стран СНГ: этапы, условия и предпосылки взаимодействия. - М.: Научная книга, 2012. – 4,5 п.л.

5.Бельянинов А.Ю. Направления интеграционного взаимодействия стран СНГ.- М.: Научная книга , 2012. – 6,0 п.л.

6.Бельянинов А.Ю. Интеграционная политика России в Евразии. – М.: Научная книга, 2013.- 17,5 п.л.

Работы, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:

1.Бельянинов А.Ю. Методический подход к формированию и управлению интегрированными структурами транспортной корпорации /А.Ю. Бельянинов // Транспортное дело России. – 2010. - № 6. – 0,4 п.л.

2.Бельянинов А.Ю. Системные аспекты взаимодействия таможенных служб государств – участников СНГ в сфере реализации интеграционной политики /А.Ю. Бельянинов // Политика и общество. - 2012. - №11. – 0,5 п.л.

3.Бельянинов А.Ю. Формирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и место таможенных служб в интеграционном процессе /А.Ю. Бельянинов // Научно-политический журнал «Государственная служба».- 2012. - №6.- 0,5 п.л.

4.Бельянинов А.Ю. Выход из интеграционного кризиса через повышение эффективности деятельности СНГ / А.Ю. Бельянинов // Политика и общество. - 2013.- № 2. – 0,7 п.л.

5.Бельянинов А.Ю. Региональная интеграция в условиях глобализации /А.Ю. Бельянинов // Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer». - 2013. - № 2. - 0,9 п.л.

6.Бельянинов А.Ю. Внешняя политика Российской Федерации и политические институты СНГ: от дезинтеграции к интеграционному кризису / А.Ю. Бельянинов // Право и образование. – 2013. - № 3. – 0,7 п.л.

7.Бельянинов А.Ю. Экономическая интеграция в СНГ / А.Ю. Бельянинов /А.Ю. Бельянинов // Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer». - 2013. - № 3. – 0,7 п.л.

8.Бельянинов А.Ю. Политическая и социально-экономическая роль России в интеграционных процессах на постсоветском пространстве /А.Ю. Бельянинов //Вестник Башкирского государственного университета. Серия: политологич. - 2013. - Апрель, №4. - 0,7 п.л.

9.Бельянинов А.Ю. Политическая модернизация России в контексте интеграционных процессов на евразийском пространстве /А.Ю. Бельянинов //Вестник российской нации. – 2013. - Январь-февраль, №1. - 0,6 п.л.

10.Бельянинов А.Ю. Приоритеты внешней политики России в контексте интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств /А.Ю. Бельянинов //Мир и политика. - 2013.- №3. - 0,8 п.л.

11.Бельянинов А.Ю. Безопасность России на евразийском пространстве / А.Ю. Бельянинов // Национальная безопасность.- 2013.- №2.- 0,6 п.л.

12.Бельянинов А.Ю. Политическая и социально-экономическая роль России в интеграционном процессе на постсоветском пространстве / А.Ю. Бельянинов // Политика и общество. - 2013.- № 5. – 0,7 п.л.

Работы, опубликованные в других изданиях:

1.Бельянинов А.Ю. Службы разные - задачи общие. Взаимодействие таможенных служб государств – участников СНГ как фактор обеспечения экономического развития на постсоветском пространстве// Информационно-аналитическое обозрение «Таможня», N23(210). - 2012. Декабрь. –C.4-7 (0,5 п.л.)

2. Бельянинов А.Ю. Создавая Евразийское пространство. // Информационно-аналитическое обозрение «Таможня», № 3 (314). Февраль. – 2013. – С. 4-8 (0,5 п.л.)

3. Бельянинов А.Ю. Содружество: возможности и перспективы. // Информационно-аналитическое обозрение «Таможня», № 4 (315). Февраль. – 2013. – С. 4-8 (0,5 п.л.)

4.Бельянинов А.Ю. Слагаемые интеграционных процессов. // Информационно-аналитическое обозрение «Таможня», № 6 (317). Март. – 2013. С. 5-9 (0,5 п.л.).

5.Бельянинов А.Ю. На пути интеграции. // Информационно-аналитическое обозрение «Таможня», № 7 (318). Апрель. - 2013. С. 5-7 (0,3 п.л.).

6. Бельянинов А.Ю. Таможенный союз – основа политической интеграции // Материалы Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы на Евразийском пространстве: потенциал, перспективы и развитие».- Информационно-аналитическое обозрение «Таможня», № 10. Май. – М., 2013. С. 8-17 (1,1 п.л.).