Научная тема: «НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА РУССКОГО ДИРЕКТИВА»
Специальность: 10.02.19
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Категория директивности и речевой акт директива обладают яркой этноспецификой. Директивность русской коммуникации проявляется в частотности  в употреблении директивов и многообразии их грамматического выражения. Важной чертой русской директивности является преобладание непаритетных речевых моделей.
  2. Предикативно-инфинитивную модель выражения директива организует слово категории состояния. Именно оно определяет ее семантику, прагматику, черты идиоэтничности. Особая модальная семантика в синтаксеме связана с экзистенциальной побудительностью, что само по себе парадоксально. Модальность предикативно-инфинитивной  директивной синтаксемы отражает неоднородность русской языковой картины мира и демонстрирует, что ее  важнейшими составляющими являются намерение и необходимость, скудно представленным - долженствованием. Диахроническое исследование показывает увеличение можно-конструкций и уменьшение надо- и должно-конструкций в эпоху последнего тридцатилетия, опосредованно отражая периферические ментальные сдвиги в русской культуре.
  3. В общении действует закон коммуникативного равновесия, согласно которому размах коммуникативной амплитуды варьируется, являясь культуроспецифичным. Для русской культуры характерен широкий размах амплитуды: многообразие средств экспликации настойчивости-уклончивости при выражении директивности. Коммуникативный дуализм русских основан на диалектичности русского языкового сознания и подтверждается структурно. Он проявляется в противопоставленности  черт коммуникативного стиля русских и черт их языковой картины мира. Ведущей чертой русской директивности является ее противоречивость, амбивалентность.
  4. Русский директив представлен двумя культурными сценариями: «ленивым директивом» и «двойным императивом», которые являют собой две культурные зоны ландшафта русской директивности, два ядра функционально-семантического поля директивности, диалектически взаимосвязанных друг с другом.
  5. «Ленивый директив» концептуален для русской языковой картины мира, так как данной моделью объективируются не только ключевые идеи русской языковой картины мира, но и ее противоречивость. Системно-диалектическая сущность синтаксемы «ленивый директив» состоит в том, что семантические антиномии организуют внутреннюю бинарность и внешнюю: синтаксема является ячейкой национальной матрицы, противопоставляясь «двойному императиву» в русском языке, акциональности - в евразийском языковом пространстве. Конструкция демонстрирует, что русские пренебрегают результативностью во имя процессуальности. Она выявляет одно из основных коммуникативных качеств русского человека - дуальность.
  6. Лексема надо является одним из ключевых слов русской культуры, она организует лакунарную  синтаксему «ленивый директив»,  для которой характерны следующие черты: неакциональность,  частотность, продуктивность, воспроизводимость, фразеологизированность, парадигмальность, невербиальность, бессубъектность (двусубъектность), синкретичность, дискретность, многофункциональность, сложноструктурированность,  исконность, полимодальность,  адаптивность и способность к прагматическим мутациям.
  7. «Двойной императив»  - это прагматически парадоксальная конструкция, в рамках которой один императив «смягчается» императивным­ вежливым клише. Конструкция «двойного императива» является отражением директивного характера русской коммуникации. Узуальность прямых императивов эксплицирует глубинные черты русской ментальности: соборность, общинность, коллективизм, - что составляет специфику национально-культурного кода русских. Исследование «двойного императива» в статике и динамике показали, что форма императива глагола, называющего основное действие, была и остается господствующей в формировании побуждения. Деформации «двойного императива» в последние десятилетия лежат в русле «ужесточения» обоих императивов с частичной трансформацией десенсибилизатора и приобретения им дополнительных прагматических оттенков.
  8. Безличность представляется категорией, укрепляющей свои позиции в современном русском языке. Для русской грамматики и русской культуры в целом процесс вуализации деятеля активный и глобальный. Нерезультативность, незавершенность, нецелеустремленность, неопределенность как семантические доминанты русской языковой картины мира не ослабевают. Глубинных ментальных  изменений на уровне грамматики русского языка не фиксируется, несмотря на серьезные изменения социального фона жизни, ментальных сдвигов, трансформации национально-культурных ценностей.
Список опубликованных работ
Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК:

1.Глазкова, С. Н. Иллокутивно–прагматическая типология вопросительных по форме высказываний в педагогическом диалоге [Текст] / С. Н. Глазкова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение / гл. ред. А. Ю. Шатин. – Вып. 17 (97). – Челябинск, 2007. – С. 32-38.

2.Глазкова, С. Н. Вопросительное высказывание учителя как инструмент нарушения коммуникативного баланса в педагогическом диалоге [Текст] / С. Н. Глазкова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение / гл. ред. А. Ю. Шатин. – Вып. 20 (98). – Челябинск, 2007. – С. 40-44.

3.Глазкова, С. Н. Функционально–прагматический подход к описанию вопросительных высказываний [Текст] / С. Н. Глазкова // Проблемы истории, филологии, культуры / Рос. акад. наук, Ин-т археологии РАН, Ин-т археологии и этнографии СОРАН, Магнитогорский гос. ун-т; гл. ред. М. Г. Абрамзон. – Вып. 20. – М.; Магнгитогорск; Новосибирск, 2008. – С. 182-187.

4.Глазкова, С.Н. Директивность в зеркале «двойного императива»: прагматический парадокс или отражение национально-культурной специфики русской коммуникации [Текст] / С. Н. Глазкова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение / гл. ред. А. Ю. Шатин. – Вып. 32 (213). – Челябинск, 2010. – С. 43-49.

5.Глазкова, С. Н. Ленивый директив в русской языковой картине мира [Текст] / С. Н. Глазкова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение / гл. ред. А. Ю. Шатин. – Вып. 54 (228). – Челябинск, 2011. – С. 32-38.

6.Глазкова, С. Н. Культурологический закон коммуникативного равновесия [Текст] / С. Н. Глазкова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – № 4 (10): в 3 ч. Ч.II. – Тамбов : Грамота, 2011. – С. 47-50.

7.Глазкова, С. Н. Русская эндонимичная синтаксема «ленивый директив» как объект внутренних противоречий [Текст] / С. Н. Глазкова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение / гл. ред. А. Ю. Шатин. – Вып. 5 (259). – Челябинск, 2012. – С. 19–27.

8. Глазкова, С. Н. Прагматическая универсальность синтаксемы типа надо+инфинитив в русской коммуникации [Текст] / С. Н. Глазкова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение / гл. ред. А. Ю. Шатин. – Вып. 6 (260). – Челябинск, 2012. – С. 59-63.

9. Глазкова, С. Н. Надо как бы что порешать, или Размышления о судьбе русского «ленивого директива» [Текст] / С. Н. Глазкова // Мир русского слова. – 2012. – № 1. – С. 26-30.

10. Глазкова, С. Н. Парадигма «ленивого директива» как отражение русской этноспецифики [Текст] / С. Н. Глазкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. Вып. 2. – С. 118-125.

11. Глазкова, С. Н. Этноспецифика директивной синтаксемы надо+инфинитив в диахроническом аспекте [Текст] / С. Н. Глазкова // Филология и человек. – № 4. – 2012. – С. 20-29.

12. Глазкова, С. Н. Поле директива в российском образовательном пространстве / С. Н. Глазкова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение / гл. ред. А. Ю. Шатин. – Вып. 74. – № 2 (293). – Челябинск, 2013. – С. 16-19.

Монографии:

13. Глазкова, С. Н. Специфика функционирования вопросительных высказываний в педагогическом диалоге: монография [Текст] / С. Н. Глазкова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2011. – 279 с.

14. Глазкова, С. Н. Это русское надо: (К вопросу о национальной специфике директива): монография [Текст] / С. Н. Глазкова; науч. ред. д-р филол. наук, проф. Л.А. Шкатова. – Миасс : Геотур, 2012. – 252 с.

15. Глазкова, С. Н. Этноспециф¬ика "ленивого директива"¬, Саарбрюкен¬, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 208 с., ISBN - 978-3-659-12493-8

16. Глазкова, С. Н. Культурный ландшафт русской побудительности: традиции и перспективы [Текст] / С. Н. Глазкова // Славянская историко-культурная и языковая ситуация: колл. моногр.– Славянск-на-Кубани: ИЦ филиала КубГУ, 2012. – С.203-218.

Другие публикации:

17. Глазкова, С. Н. Критерии успешности профессиональной коммуникации (на материале педагогического диалога) [Текст] / С. Н. Глазкова // Языки профессиональной коммуникации: материалы второй междунар. науч. конф. (Челябинск, 1-2 нояб. 2005 г.) – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2005. – С. 23-28.

18. Глазкова, С. Н. Частица как спецификатор прагматического значения вопросительного по форме высказывания в речи учителя (на материале педагогического диалога) [Текст] / С. Н. Глазкова // Языки профессиональной коммуникации: материалы третьей междунар. науч. конф. (Челябинск, 23-25 окт. 2007 г.) – Челябинск: Изд–во ЧелГУ, 2007. – С. 54-60.

19. Глазкова, С. Н. Тавтология как сенсибилизатор иллокутивной силы директивности вопросительных по форме высказываний в педагогическом диалоге [Текст] / С. Н. Глазкова // Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 17 апр. 2007 г.) – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – С. 63-66.

20. Глазкова, С. Н. Функционально–дидактическая типология вопросительных по форме высказываний (на материале педагогического диалога) [Текст] / С. Н. Глазкова // Система и среда: Язык. Человек. Общество: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 23-24 апр. 2007 г.). – Нижний Тагил, 2007. – С. 24-28.

21. Глазкова, С. Н. Синтаксическая фразеологизация вопросительных высказываний в речи учителя (на материале педагогического диалога) [Текст] / С. Н. Глазкова // Житниковские чтения (IX; 2009): Развитие языка: стихийные и управляемые процессы: материалы Всеросс. науч. конф. (Челябинск, 26-27 фев. 2009 г.). – Челябинск: Энциклопедия, 2009. – С. 70-75.

22. Глазкова, С. Н. Демократизация речевого поведения учителя: pro et contra [Текст] / С. Н. Глазкова // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе: материалы междунар. научн. конф. (Челябинск, 24-26 мар. 2010 г.). – Челябинск: Энциклопедия, 2010. – С. 79-85.

23. Глазкова, С. Н. Национально-культурная специфика коммуникативного поведения русского учителя [Текст] / С. Н. Глазкова // Языковое образование в современном обществе – 2010: сб. научн. статей по итогам междунар. научн-практ. конф. (Санкт-Петербург, 12-14 нояб. 2010 г.). – СПб: Изд-во РГПУ, 2010. – С. 141-147.

24. Глазкова, С. Н. Русские этикетные клише на фоне английских: прагматика, грамматика, этимология [Текст] / С. Н. Глазкова // Житниковские чтения (X; 2011): Русская речь: вчера, сегодня, завтра: материалы Всеросс. науч. конф. (Челябинск, 3-4 фев. 2011 г.). – Челябинск: Энциклопедия, 2011. – С. 36-42.

25. Глазкова, С. Н. Корреляция прямых и косвенных директивов как отражение национально-культурной специфики речевого поведения русского учителя [Текст] / С. Н. Глазкова // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: статьи и материалы междунар. научн. конф. (Санкт-Петербург, 24-26 февр. 2011 г.). – Т.2. – СПб. : Государственная полярная академия. Факультет филологии, 2011. – С. 7-11.

26. Глазкова, С. Н. Директивность речевого поведения учителя: лингвистический взгляд на педагогическую проблему [Текст] / С. Н. Глазкова. // Инновационные процессы в системе непрерывного образования : сборник научно-методический трудов под ред. В.А. Беликова, В.П. Ушачева. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – С. 13-21.

27. Глазкова, С. Н. Динамические процессы в конструкции «двойной императив» [Текст] / С. Н. Глазкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Вып. 1 (8). – Тамбов : Грамота, 2011. – С. 48-51.

28. Глазкова, С. Н. Пределы стилистической свободы современного педагога [Текст] / С. Н. Глазкова // Проблемы онтолингвистики. – 2012 : матер. Междунар. научн. конф., посвященной 130-летию со дня рождения К.И. Чуковского и 120-летию со дня рожд. А.Н. Гвоздева (24-26 апр. 2012 г., СПб.). – СПб. : Златоуст, 2012. – С.297-302

29. Глазкова, С. Н. К вопросу о директивности речевого поведения учителя [Текст] / С. Н. Глазкова // Южно-Уральский педагогический журнал. – № 1. – 2012. – С. 205-211.

30. Глазкова, С. Н. Этноспецифика и диалектика ленивого директива [Текст] / С. Н. Глазкова // Сб. статей XIV Междунар. научн. конф. Россия и Запад: диалог культур. К трехсотлетию со дня рождения М.В.Ломоносова (24-26 нояб. 2011 г., Москва) Вып.16. Ч. IV. – М. : МГУ, 2012. – С.61-72.

31. Глазкова, С. Н. Модальность в русской языковой картине мира // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2012. – № 7 (июль). – ART 12087. – 0,8 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12087.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.

32. Глазкова, С. Н. Модальная языковая картина мира русских // Россия и Запад: диалог культур. – 2013. – № 2. – 0,8 п. л. – URL: http://regionoved.msu.ru/journal/homejornal/freshnumber.html. – ISSN 2306-1049.

33. Глазкова, С. Н. Побудительность по-русски: должно, нужно, можно…[Текст] / С. Н. Глазкова // Сб. матер. II Междунар. научн. конф. Судьбы национальных культур в условиях глобализации (4-5 апр. 2013 г., Челябинск). Т.II. – Челябинск : Энциклопедия, 201 с. – С. 66-69.

34. Глазкова, С. Н. Побудительность в русской языковой картине мира: традиции и трансформации [Текст] / С. Н. Глазкова // Одиннадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура»: Православное наследие в культуре России: история, актуальность диалога: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (24-25 мая 2013г.,Челябинск). – Челябинск, 2013. – С. 289-294.