Научная тема: «РУССКОЕ ПАРТЕСНОЕ МНОГОГОЛОСИЕ КОНЦА XVII – СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА: ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ, ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ»
Специальность: 17.00.02
Год: 2013
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • Партесный стиль в конце XVII - первой половине XVIII века был широко распространен на территории России, преимущественно в центральном, северном, северо-западном, приволжском регионах. Многоголосие нового типа активно развивалось в хорах и капеллах правителей России, членов их семей, высокопоставленных вельмож. Партесные рукописи принадлежали также монастырям, архиерейским хорам в кафедральных соборах, приходским храмам. Общее число выявленных в настоящее время по рукописным источникам объектов (населенных пунктов, церквей и пр.) превышает 150, что весьма значительно даже при условии неизбежных утрат части наследия, недостаточной разработанности архивов, а также подавляющей «анонимности» рукописей; это число может быть увеличено за счет документальных свидетельств о распространении стиля.
  • Наличие комплекта нотных рукописей, предназначенных для музыкальной организации богослужебного обихода в каком-либо из выявленных объектов, позволяет говорить о сформировавшемся певческом центре. Крупнейшими центрами были хор государевых певчих дьяков, Великий Новгород с архиерейским хором и приходским хором собора Знамения Пресвятой Богородицы, а в середине XVIII века - Ярославль, в котором даже приходские храмы претендовали на роль самостоятельных певческих центров.
  • Исследование биографий композиторов партесной эпохи имеет особую специфику по причине чрезвычайно малого количества документов личного характера. Особый акцент должен быть сделан на изучении рукописных источников и характеристике творческого наследия, с выдвижением гипотез о времени и месте создания произведений. Так, например, рукописи показали, что творчество Н.Калашникова связано преимущественно c Новгородским архиерейским хором и наиболее интенсивно развивалось в 40-е-50-е годы XVIII века.
  • Богатство стиля постоянного партесного многоголосия связано с сохранением традиций многороспевности как типологического свойства древнерусского певческого искусства. В партесном стиле многороспевность проявляет себя в двух аспектах: с одной стороны, в многообразии первоисточников, заимствованных из древнерусского мелоса, с другой стороны, в различных многоголосных обработках одной и той же мелодии, свидетельствующих о мощном творческом потенциале русских музыкантов.
  • Постоянное партесное многоголосие представляет собой динамичную стилистическую систему, основные векторы развития которой с 90-х годов XVII века до 50-60-х годов XVIII века состоят в следующем:
    • усложнение, все большая мелодическая и ритмическая развитость голосов, сопровождающих напев, проникновение фигур мелодического украшения, вначале свойственных лишь басу, в другие партии, что в середине XVIII века приводит к расцвету орнаментально-мелизматического письма;
    • постепенное увеличение числа свободных, не связанных с первоисточником композиций, при формальном сохранении типа многоголосия (изложение без пауз и имитаций);
    • увеличение числа голосов, развитие многохорного письма.
  • Эти направления развивались одновременно, параллельно, постепенно приводя к качественным изменениям стиля. Одной из главных причин эволюции является влияние концертного партесного стиля с его свободными, не зависящими от первоисточника мелодикой и ритмикой.
  • Приемы письма, формы и композиционные принципы в переменном партесном многоголосии демонстрируют как сходство с западноевропейскими моделями эпохи барокко, так и черты индивидуальных решений. Например, в музыке В. Титова своеобразную интерпретацию получают круговая форма, каноническая техника, фугированная форма, находящаяся в этот период в фазе своего становления.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Плотникова, Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой Богородице) : Исследование и публикация / Н. Ю. Плотникова. — М. : Композитор, 2004. — 200 с. — 12,5 п. л.

2.Плотникова, Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII – первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова : Исследование и публикация / Н. Ю. Плотникова. — М. : изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2012. — 262 с. — 33 п. л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

3.Плотникова, Н. Ю. Певческая культура Новгородского архиерейского хора в XVIII веке / Н. Ю. Плотникова // Музыковедение. — 2010. — № 10. — С. 26—31. — 0,6 п. л.

4.Плотникова, Н. Ю. Коронация Екатерины I: к вопросу о музыкальном «оформлении» государственных торжеств в Петровскую эпоху / Н. Ю. Плотникова //Музыковедение. — 2011. — № 9. — С. 16—23. — 0,8 п. л.

5.Плотникова, Н. Ю. Новые страницы творчества Василия Титова: «Реквириальная» Служба Божия / Н. Ю. Плотникова // Обсерватория культуры. — 2011. — № 5. — С. 66—70. — 0,6 п. л.

6.Плотникова, Н. Ю. О канонической технике В. Титова / Н. Ю. Плотникова // Музыковедение. — 2011. — № 11. — С. 19—27. — 1 п. л.

7.Плотникова, Н. Ю. Службы Божии Василия Титова: итоги архивных исследований / Н. Ю. Плотникова // Музыкальная академия. — 2011. — № 2. — С. 28—31. — 0,5 п. л.

8.Плотникова, Н. Ю. «Царственный мастер» Василий Титов / Н. Ю. Плотникова // Музыка и время. — 2011. — № 5. — С. 32—56. — 3 п. л.

9.Плотникова, Н. Ю. Ярославль – крупнейший певческий центр России XVIII века / Н. Ю. Плотникова // Ярославский педагогический вестник. Т. I. Гуманитарные науки. — 2011. — № 4. — С. 235-240. — 0,6 п. л.

10.Плотникова, Н. Ю. Государевы певчие дьяки Петровской эпохи и их рукописное наследие / Приложение. Краткое описание рукописей из фонда Оружейной Палаты в РГАДА (Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7) Н. Ю. Плотникова // Музыкальная академия. — 2012. — № 2. — С. 28—37. — 1,3 п. л.

11.Плотникова, Н. Ю. Из истории партесного стиля: композитор Николай Калашников / Н. Ю. Плотникова // Музыка и время. — 2012. — № 11. — С. 23—27. — 0,7 п. л.

12.Н. Калашников. Концерт «Восприемлему Тебе, Христе» [ноты]. Расшифровка Н. Плотниковой / Н. Ю. Плотникова // Музыка и время. — 2012. — № 11. — С. 28—50. — 2,9 п. л.

13.Плотникова, Н. Ю. Традиции многороспевности в партесном стиле / Н. Ю. Плотникова // Музыковедение. — 2012. — № 8. — С. 23—35. — 1,2 п. л.

14.Плотникова, Н. Ю. Нотация партесного многоголосия / Н. Ю. Плотникова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». — 2013. — Вып. 1 (10). — С. 83—109. — 1,5 п. л.

15.Плотникова, Н. Ю. Певческая культура Великого Новгорода (по материалам партесных рукописей XVIII века) / Н. Ю. Плотникова // Новгородский исторический сборник. Вып. 13 (21). — СПб. : Дм. Буланин, 2013. — С. 320—332. — 0,8 а. л.

16.Плотникова, Н. Ю. «Пойте ребята хорошенько»: из истории Новгородского архиерейского хора XVIII – начала XIX века / Н. Ю. Плотникова // Новгородский исторический сборник. Вып. 13 (21). — СПб. : Дм. Буланин, 2013. — С. 333—349. — 1 п. л.

17.Плотникова, Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия / Н. Ю. Плотникова // Музыкальная академия. — 2013. — № 2. — С. 77—82. — 0,7 п. л.

Научные публикации в других изданиях

18.Плотникова, Н. Ю. Певческий сборник Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря / Н. Ю. Плотникова // История и культура Ростовской земли. — Ростов, 1994. — С. 148—153. — 0,3 п. л.

19.Плотникова, Н. Ю. Бавыкин Николай / Н. Ю. Плотникова // Православная энциклопедия. Т. IV. — М., 2002. — С. 245—246. — 0,1 п. л.

20.Плотникова, Н. Ю. К вопросу о партесных гармонизациях знаменного роспева (на примере стихиры службы Благовещению «Совет превечный») / Н. Ю. Плотникова // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та. Материалы. — М., 1999. — C. 231—234. — 0,5 п. л.

21.Плотникова, Н. Ю. Партесные рукописи в собрании Оружейной палаты в РГАДА / Н. Ю. Плотникова // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та. Материалы. — М., 2003. — С. 485—493. — 0,6 п. л.

22.Плотникова, Н. Ю. Виноградский [Виноградов] Василий / Н. Ю. Плотникова // Православная энциклопедия. Т. VIII. — М., 2004. — С. 524—525. — 0,1 п. л.

23.Плотникова, Н. Ю. Неизменяемые песнопения Всенощного бдения в памятниках партесного многоголосия конца XVII – XVIII в. / Н. Ю. Плотникова // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного ун-та. Материалы. — Т. 2. — М., 2005. — С. 426—431. — 0,4 п. л.

24.Плотникова, Н. Ю. Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации / Н. Ю. Плотникова // Музыка России: от средних веков до современности: Сб. ст. / Ред.-сост. М. Г. Арановский. — Вып. 2. — М., 2004. — С. 30—50. — 1 п. л.

25.Плотникова, Н. Ю. Песнопения Всенощного бдения в русской многоголосной певческой традиции / Н. Ю. Плотникова // Православная энциклопедия. Т. IX. — М., 2005. — С. 676—678. — 0,3 п. л.

26.Плотникова, Н. Ю. Гармонизация / Н. Ю. Плотникова // Православная энциклопедия. Т. X. — М., 2005. — С. 426—427. — 0,2 п. л.

27.Плотникова, Н. Ю. Певческие центры России XVIII века / Н. Ю. Плотникова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. V. Музыкальное искусство христианского мира. — 2008. — Вып. 1 (3). — С. 31—43. — 0,7 п. л.

28.Плотникова, Н. Ю. Партесные рукописи XVIII в. из Синодального певческого собрания. Вст. ст., публ., ред. / Н. Ю. Плотникова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. V. Музыкальное искусство христианского мира. — 2008. — Вып. 1(3). — С. 97—120. — 2,75 п. л.

29.Плотникова, Н. Ю. Партесный концерт XVIII века (на примере рукописных памятников г. Ярославля) / Е. Е. Гатовская, Н. Ю. Плотникова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. V. Музыкальное искусство христианского мира. — 2009. — Вып. 1(4). — С. 90—106. — 7,4 п. л.

30.Плотникова, Н. Ю. «Пение яко цветы духовныя принесем». Обзор певческих рукописей ГАТО / Н. Ю. Плотникова // Музыка Тверского края. По материалам музыкально-краеведческих чтений 2007-2008 / Страницы музыкальной истории Верхневолжья. — Вып. 2. Науч. ред. Н. К. Дроздецкая. — М., 2009. — С. 8—24. — 0,6 п л.

31.Плотникова, Н. Ю. Калашников Николай / Н. Ю. Плотникова // Православная энциклопедия. Т. XXIX. — М., 2012. — С. 430—431. — 0,2 п. л.

32.Плотникова, Н. Ю. Композитор XVIII века Николай Бовыкин / Н. Ю. Плотникова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2011. — Вып. 1 (4). — С. 182—196. — 0,9 п. л.

33.Плотникова, Н. Ю. К проблеме региональных традиций в партесном стиле (на материале ярославских рукописей из Синодального певческого собрания ГИМ) / Н. Ю. Плотникова // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского) (Гимнология. Вып. 6). — М. : Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2011. — С. 480—491. — 0,4 п. л.

34.Плотникова, Н. Ю. Певческая книга «Трезвоны» (по материалам партесных рукописей ГИМ и РГАДА) / Н. Ю. Плотникова // История освещает путь современности. К 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова : материалы международной научной конференции / ред.-сост. Т. Н. Дубравская, Н. И. Тарасевич. — М. : Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2011. — С. 208—220. — 0,8 п. л.

35.Бовыкин Н. Служба Преждеосвященная [ноты]. Публикация и комментарий Н. Ю. Плотниковой // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». — 2012. — Вып. 1 (7). — С. 171—201. — 3,6 п. л.

36.Плотникова, Н. Ю. «Реквириальная» Служба Божия Василия Титова: открытия и загадки / Н. Ю. Плотникова // Unity and Variety in Orthodox Music: Theory and Practice. Proceedings of the Fourth International Conference on Orthodox Church Music. University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 6-12 June 2011. The International Society for Orthodox Church Music. — 2013. — P. 393—406. — 0,6 п. л. То же, на англ. яз: The «Requiem» Divine Liturgy by Vasily Titov: Findings and Enigmas // Там же. — P. 407—420.