Научная тема: «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Основными тенденциями и особенностями развития гуманитарной составляющей военного образования в отечественных военных вузах и в армиях развитых зарубежных государств являются:

а) в период с конца XVII в. по1917 г. - использование в военной школе достижений отечественной и зарубежной гуманистической мысли, суть которых - «человек мера всех вещей»; активное участие в образовательном процессе видных учёных, педагогов, представителей художественной интеллигенции и традиционных для России религиозных конфессий; целенаправленная разносторонняя подготовка офицеров (изучение философии, истории, иностранных языков, живописи, музыки, литературы и др.), что, однако, не всегда достигало гуманистических целей и не позволило в полной мере преодолеть кастовость и отрыв офицерского состава от нижних армейских чинов;

б) в военных вузах советского периода - научное обоснование развития познавательного интереса курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, закрепление в руководящих документах их роли как основы для выработки качеств, необходимых для успешного руководства воинскими коллективами; позитивное развитие практики гуманитарной подготовки в годы Великой Отечественной войны (формирование гуманистических навыков воспитательной, агитационно-пропагандистской работы, личностно-нравственных качеств офицеров в условиях их ускоренной подготовки); создание в послевоенный период эффективной системы обучения и воспитания курсантов, достижение определенного уровня организационно-педагогической интеграции формирующих их гуманистическое мировоззрение предметных областей, которая вместе с тем ограничивалась функциональной ориентацией гуманитарной подготовки, её регламентацией партийными установками и др.;

в) на современном этапе - смена парадигмы гуманитарной подготовки со знаниецентристской на личностно-ориентированную, реализация инновационных педагогических моделей; поиск путей сбалансированности военно-профессиональной и гуманитарной составляющих военного образования; формирование государственно-патриотического сознания курсантов, их нравственных и коммуникативных качеств, способности к самосовершенствованию, мотивационной готовности и гуманитарной подготовленности к профессиональной деятельности в войсках;

г) в военных школах армий развитых зарубежных государствах (США, Великобритании, ФРГ, Франции) - выделение гуманитарной компоненты в качестве ведущей составляющей образовательного процесса (обеспечение приоритета по объёму учебного времени в общей структуре учебных планов); повышение роли гуманитарных дисциплин в процессе выработки у будущих офицеров лидерских качеств.

2. Концепция модернизации гуманитарной подготовки курсантов базируется на ведущих методологических подходах (гуманистическом, аксиологическом, компетентностном, личностно-социально-деятельностном, синергетическом, культурологическом, полипарадигмальном и др.) и представляет собой научно обоснованную совокупность современных взглядов, идей, целевых установок, приоритетных направлений и средств решения задач гуманизации и гуманитаризации военного образования в новых социокультурных условиях.

Сердцевиной Концепции является педагогический процесс целенаправленной совместной деятельности её субъектов, взаимодействующих с российскими социокультурными институтами по внесению инновационных изменений в содержание гуманитарной составляющей высшего военного образования и созданию организационно-педагогических условий личностного развития выпускников военных вузов как патриотов и носителей современной гуманитарной культуры. Дидактические и воспитательные компоненты, взаимосвязанные и взаимообусловленные задачи, функции, закономерности, противоречия и принципы данного процесса имеют синергетический характер.

К новым, обоснованным в диссертации закономерностям и принципам модернизации гуманитарной подготовки относятся: а) закономерности: обусловленность возрастающими духовными потребностями и субъектной активностью курсантов; императивность развития гуманитарной образовательной среды военных вузов и др; б) принципы: развития инновационной институциональной деятельности её ассоциированных субъектов; межпредметной интеграции дисциплин ГСЭЦ; государственно-патриотической направленности и соответствия целям и содержанию профессиональной деятельности выпускников военных вузов в войсках и др.

Компонентный состав организационно-педагогических основ модернизации гуманитарной подготовки курсантов включает:

  • концептуально-целевой блок, представленный гуманистической образовательной парадигмой, совокупностью личностно-ориентированных образовательных концепций, социально-педагогическими установками на государственно-патриотическую направленность военного образования, усвоение будущими офицерами социокультурных ценностей, формирование у них умений самостоятельно вырабатывать руководящие принципы профессиональной деятельности и социального поведения с позиций гуманизма и др.;
  • субъектно-институциональный блок, представленный инновационной институциональной деятельностью ассоциированных субъектов ВВШ: Управления (военного образования) ГУК МО РФ; Главного управления по работе с личным составом ВС РФ и других органов военного управления; УМО; Центра (Лингвистического МО РФ) (далее - ЦЛ МО РФ); редакционно-издательского совета «Российского военного сборника»; высших военно-учебных заведений (командования, постоянного и переменного состава, военно-исторических и культурных центров, «творческих мастерских педагога», методических кабинетов по организации воспитательной работы, центров новых педагогических технологий, экспертных советов по организации и проведению рецензирования учебных изданий, кураторов учебных групп курсантов, предметно-методических комиссий кафедр по дисциплинам ГСЭЦ, учебно-воспитательных структурных подразделений и др.);
  • информационно-знаниевый блок, отражающий реализацию ФГОС ВПО, основанного на компетентностном подходе, расширенном общекультурном компоненте образования, методологии и педагогических технологиях использования средств информатизации с целью методического и дидактического обеспечения в военных вузах адресности, полифункциональности, творческого и развивающего потенциала дисциплин ГСЭЦ и др.;
  • синергийно-организационный блок, отражающий синергию гуманизации и гуманитаризации современного военного образования с фундаментализацией, информатизацией, многоуровневостью, непрерывностью, индивидуализацией, стандартизацией, многовариантностью и другими направлениями его развития;
  • коммуникационный блок, представленный совокупностью средств и форм взаимодействия участников образовательного процесса в ВВШ с учётом социально-педагогической роли гуманитарной подготовки в развитии механизмов рефлексии и саморазвития, формирования смыслообразующей образовательной мотивации курсантов в изменяющихся социально-культурных условиях;
  • технологический блок, отражающий состояние материально-технической базы, компьютеризации и др.

Гуманитарная подготовка курсантов военного вуза в современных условиях: а) в широком смысле - многокомпонентная целенаправленная и непрерывная педагогическая система интеллектуального и общекультурного развития личности (её самореализации, стремления к достижению, культивируемых обществом и государством ценностей и идеальных качеств офицера), позволяющих выпускнику военного вуза успешно осуществлять профессиональную деятельность в условиях мирного и военного времени и входить в разряд интеллектуальной и духовной элиты российского общества;  б) в узком смысле - цель, содержание и результат гуманитаризации и гуманизации образовательного процесса, обеспечивающего формирование личности выпускника военного вуза, обладающего философско-миpoвоззренчeскими общекультурными, социально-педагогическими, морально-экзистенциальными социологическими, художественно-эстетическими, культурно-религиозными и другими компетенциями, которые дают ему возможность успешно осуществлять профессиональную деятельность в условиях мирного и военного времени.

3. В основе педагогической модели и комплексной программы реализации Концепции лежит инновационная институциональная деятельность органов военного управления, УМО, профессорско-преподавательского состава и других ассоциированных субъектов, которые создают гуманитарную образовательную среду, обеспечивают в военных вузах актуальное научное содержание и реализацию развивающего гуманистического потенциала дисциплин ГСЭЦ и др.

Критериями оценки гуманитарной подготовленности будущих офицеров являются: мотивационно-целевой, когнитивный, ценностный, деятельностно-процессуальный и др.

4. Основными направлениями модернизации гуманитарной подготовки курсантов являются: совершенствование организационной деятельности субъектов ВВШ по ее ценностно-содержательному проектированию и управлению качеством (эффективное использование гуманистического потенциала образовательного процесса, координация в формате УМО согласованных действий по созданию гуманитарной образовательной среды и др.); реализация требований ФГОС ВПО (модернизационные преобразования гуманитарной подготовки на основе компетентностного подхода, опирающегося на расширенный общекультурный компонент образования); формирование мотивационной готовности и гуманитарной подготовленности выпускников военных вузов к профессиональной деятельности в войсках (достижение ими определенного уровня интеллектуальной активности в интериоризации гуманистических ценностей, личностного принятия гуманитарной подготовки как рефлексивно-развивающего феномена и др.).

Список опубликованных работ
а) монографии, статьи в ведущих научных журналах, рекомендуемых ВАК РФ для публикации основных научных результатов на соискание ученой степени доктора наук:

Гожиков В.Я. Организационно-педагогические условия совершенствования гуманитарной подготовки будущих офицеров в высшей военной школе России: Монография. М.: ВУ, 2009. – 444 с. (27,75 п.л.).

Гожиков В.Я., Шевцова С.В. Развитие теории и практики реализации гуманитарной составляющей образовательного процесса в военных вузах: Монография. М.: ВУ, 2010. – 311 с. (19,5 п.л., авт. – 17,7 п.л.).

Гожиков В.Я. Модернизация системы гуманитарной подготовки курсантов в высшей военной школе России: сущность и пути реализации: Монография. М.: ВУ, 2011. – 313 с. (19,6 п.л.).

Гожиков В.Я. Актуальные проблемы профессиональной компетентности и мотивационной готовности выпускников вузов к военной службе // Вестник Военного университета. – 2006. – № 2. – С. 37-41 (0,55 п.л.).

Гожиков В.Я. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода к подготовке офицеров по гуманитарно-социальным специальностям в военных вузах // Инновации в образовании. – 2006. – № 3. – С. 61-74 (0,5 п.л.).

Гожиков В.Я. Развитие институциональной деятельности Учебно-методического объединения военных вузов как организационно-педагогическое условие совершенствования гуманитарной подготовки будущих офицеров // Вестник Военного университета. – 2009. – № 3. – С. 17-23 (0,51 п.л.).

Гожиков В.Я., Ларионов С.А. Совершенствование гуманитарной подготовки будущих офицеров в процессе развития институциональной деятельности Учебно-методического объединения военных вузов // Мир образования – образование в мире. – 2009. – № 4 (36). – С. 148-156 (0,5 п.л., авторство не разделено).

Гожиков В.Я. Детерминантный анализ организационно-педагогических условий совершенствования гуманитарной подготовки будущих офицеров в высшей военной школы России // Вестник университета. Государственный университет управления. – 2009. – № 24. – С. 30-33 (0,5 п.л.).

Гожиков В.Я. Теоретико-методологические ориентиры реализации гуманитарной составляющей высшего военного образования в современных условиях // Вестник университета. Государственный университет управления. – 2009. – № 34. – С. 18-22 (0, 5 п.л.).

Гожиков В.Я. Гуманитарная подготовка будущих офицеров в контексте модернизационных преобразований высшей военной школы // Вестник Военного университета. – 2011. – № 3. – С. 44-49 (0, 5 п.л.).

Гожиков В.Я. Гуманитарная подготовка будущих офицеров в высшей военной школе: качественные параметры и пути их достижения // Право и образование. – 2011. – № 7. – С. 37-46 (0, 5 п.л.).

Гожиков В.Я., Алёхин И.А. Методология модернизации гуманитарной подготовки в системе высшего военного образования // Мир образования – образование в мире. – 2011. – №. 2. – С. 95-99 (0, 5 п.л.).

Гожиков В.Я. Психолого-педагогические, аксиологические и правовые аспекты модернизации гуманитарной подготовки курсантов высшей военной школы // Юридическая психология. – 2012. – № 4. – С. 35-38 (0, 55 п.л.).

б) статьи в научных журналах, сборниках научных трудов, материалах научных конференций:

Гожиков В.Я. Реализация гуманитарной составляющей подготовки офицеров в военных вузах: основные тенденции и приоритеты // Информационный бюллетень УМО высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям. Выпуск 2. М.: ВУ. – 2006. – С. 88-117 (1,1 п.л.).

Гожиков В.Я. Подготовка офицеров по гуманитарно-социальным специальностям в военных вузах: компетентностный подход // Соискатель. Приложение к научному журналу Вестник Военного университета. – 2006. – № 1. – С. 4-18 (1,3 п.л.).

Гожиков В.Я. Психолого-педагогические и гуманитарные аспекты интегративного компетентностного подхода к профессиональному становлению будущих офицеров в военных вузах // Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в военных вузах: пути совершенствования научного и учебно-методического обеспечения. Материалы межвузовской дистанционной научно-практической конференции. М.: ВУ, 2006. – С. 51-65 (1,17 п.л.).

Гожиков В.Я. Социально-гуманитарные аспекты перехода высшей военной школы к Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования // Информационный бюллетень УМО высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям. Выпуск 3. М.: ВУ, 2007. – С. 161-173 (1,15 п.л.).

Гожиков В.Я. Совершенствование гуманитарной подготовки будущих офицеров в высшей военной школе России: организационно-педагогический контекст // Информационный бюллетень УМО высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям. Выпуск 4. М.: ВУ, 2007. – С. 112-136 (1,3 п.л.).

Гожиков В.Я. Единство обучения и воспитания в военных вузах как фактор личностного становления будущих офицеров // Актуальные проблемы воспитательной работы в военно-учебных заведениях ВС РФ. Материалы межвузовской научной конференции. М.: ВУ, 2008. – С. 57-66 (0,95 п.л.).

Гожиков В.Я. Концепция модернизации гуманитарной подготовки курсантов высшей военной школы России // Информационный бюллетень УМО высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям. Выпуск 5. М.: ВУ, 2008. – С. 113-157 (1,95 п.л.).

Гожиков В.Я. Инновационная педагогическая культура руководящего и научно-педагогического состава как фактор развития образовательных технологий в военных вузах // Образовательные технологии в высшем военно-учебном заведении: опыт применения. М.: ВА РВСН, 2008. – С. 175-181 (0,57 п.л.).

Гожиков В.Я. Государственно-патриотические ориентиры гуманитарной подготовки будущих офицеров в высшей военной школе России в современных условиях // Военно-философский вестник. – 2009. – № 1 (03). – С. 11-15 (0,51 п.л.).

Гожиков В.Я. Повышение качества гуманитарной подготовки будущих офицеров - императив развития высшей военной школы России // Соискатель. Приложение к журналу «Вестник Военного университета». – 2009. – № 3. – С. 91-107 (0,95 п.л.).

Гожиков В.Я. Проектирование и мониторинг подготовки выпускников военных вузов к гуманитарно-профессиональной деятельности в войсках // Информационный бюллетень УМО высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям. Выпуск 6. М.: ВУ, 2010. – С. 130-150 (1,15 п.л.).

Гожиков В.Я. Глоссарий основных терминов и понятий реализации гуманитарной составляющей высшего военного профессионального образования // Информационный бюллетень УМО высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям. Выпуск 6. М.: ВУ, 2010. – С. 302-376 (4,15 п.л.).

Гожиков В.Я. Психолого-педагогические и синергетические аспекты модернизации системы гуманитарной подготовки курсантов высшей военной школы // Актуальные психолого-педагогические проблемы образовательной и военно-служебной деятельности. Сборник научных статей. М.: ВУ, 2012. – С. 51-59 (0,95 п.л.).

Гожиков В.Я. Модернизация гуманитарной подготовки курсантов военных вузов: организационно-педагогические аспекты // Информационный бюллетень УМО высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям. Выпуск 7. М.: ВУ, 2013. – С. 75-95 (1,15 п.л.).

Гожиков В.Я. Гуманитарная подготовка как фактор развития профессиональной субъектности курсантов военных вузов // Актуальные психолого-педагогические проблемы образовательной и военно-служебной деятельности. Сборник научных статей. Выпуск 2. М.: ВУ, 2013. – С. 19-27 (0,9 п.л.).

в) учебники, учебные и учебно-методические пособия:

Гожиков В.Я. Воспитательная работа в высшем военно-учебном заведении: сущность, содержание, приоритеты. Учебно-методическое пособие. Кострома: КФВУ РХБЗ, 2000. – 73 с. (5,15 п.л.).

Гожиков В.Я., Шевцов В.М. и др. Перспективы развития и приоритетные направления деятельности УМО высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям. М.: ВУ, 2005. – 91 с. (5,75п.л., авторство не разделено).

Гожиков В.Я., Шевцов В.М. и др. Реализация гуманитарной составляющей подготовки офицера в военных вузах: концептуальные подходы и опыт проведения всех видов учебных занятий. Учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 2006. – 402 с. (25,1 п.л., авт. – 19,9 п.л.).

Гожиков В.Я., Денисенко С.И. и др. Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности преподавателей вузов. Учебное пособие. М.: ВУ, 2009. – 333 с. (21 п.л., авторство не разделено).

Герасимов В.Н., Гожиков В.Я. и др. Педагогика. Учебное пособие / под общ. ред. И.А. Алёхина. М.: ВУ, 2012. – 196 с. (12,25 п.л., авторство не разделено).