Научная тема: «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»
Специальность: 22.00.04
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Медиапространство современной России представляет собой сложную саморазвивающуюся социальную систему, которая является подсистемой социального пространства России. Медиапространство относительно автономно от иных частей социального пространства, и обладает способностью внутрисистемно редуцировать комплексность внешней по отношению к нему социальной среды. Российское медиапространство активно, и не только репрезентирует российское общество, но и оказывает на него структурирующее влияние.
  2. Медиапространство России имеет топологическую природу и состоит из относительно независимых социальных полей (функциональных топосов), существование которых в структуре медиапространства определяется наличием взаимодополняющих социальных практик индивидуальных и коллективных медиа-агентов, обладающих специфическим габитусом и структурой социального капитала.
  3. Институты, включенные в топологически неоднородную структуру медиапространства России, существуют в двух относительно независимых стабильных формах: иерархической и сетевой. Различия между стабильными формами институтов определяются уровнем выраженности двух переменных: 1) степень автономности от социального поля и 2) степень упорядоченности внутренней структуры. Кроме того, в структуре медиапространства выделяются метастабильные переходные формы - субституты, - производные от стабильных форм.
  4. Институционализация медиапространства представляет собой нонфинальный процесс институциональной динамики, которая определяется  необходимостью компенсировать недостатки стабильных институциональных форм в борьбе за ресурсы поля. Компенсация недостатков институциональных форм представляет собой повышение степени независимости от поля для иерархических институтов и увеличение упорядоченности внутренней структуры для сетевых институтов. Формирование субститутов медиапространства есть результат институциональной динамики.
  5. В структуре медиапространства России выделяется особая социальная позиция - медиа-интеллектуалы, основное целевое предназначение которых состоит в формировании дискурсивных полей непосредственно в медиапространстве. Возникновение этой социальной позиции определяется системным морфогенезом, направленным на увеличение сложности и оперативной замкнутости медиапространства как саморазвивающейся системы.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Шелонаев С. И. Медиапространство: опыт социологического анализа: Монография / C. И. Шелонаев. – СПб. : Астерион, 2012. – 178 с. (11,125 п.л.).

2.Шелонаев С. И. Институционализация медиапространства: Монография / С.И. Шелонаев. – СПб. : Владос Северо-запад, 2013 (май). – 180 с. (13,25 п.л.).

Публикации в изданиях из перечня рецензируемых научных журналов

3.Шелонаев С. И. Парадигмальные сдвиги в концепциях массовой коммуникации / С. И. Шелонаев // Теория и практика общественного развития. – 2011. – №3. С. 98-100. (0,3 п.л.).

4. Шелонаев С. И. Этическое в репутации / С. И. Шелонаев // Вопросы культурологии. – 2011. – №3. – С. 23-30. (0,6 п. л.).

5.Шелонаев С. И. Творческая элита и власть: единство и борьба? / С. И. Шелонаев // Вопросы культурологии. –2011. – №4. С. 100-107. (0,6 п.л.).

6.Шелонаев С. И. Топология медиапространства / С. И. Шелонаев // Перспективы науки. – 2011. – №8 (23). – С. 87-92. (0,5 п.л.).

7.Шелонаев С. И. Медиапространство: структура и распределение социального капитала медиа-агентов / С. И. Шелонаев // Общество. Среда. Развитие. – 2011. – №4 (21). – С. 81- 85. (0,5 п.л.).

8.Шелонаев С. И. Типология акторов в современном медиапространстве / С. И. Шелонаев // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – №1 (11). – С. 165-168. (0,4 п.л.).

9.Shelonaev S. I. Шелонаев С. И. Integrated Model of Media Space / С. И. Шелонаев // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Sosial Sciences. – 2012. – Т. 5. – № 7. – С. 958-969. (0,8 п.л.).

10.Шелонаев С. И. Интегративная модель социальной динамики в современном обществе / С. И. Шелонаев // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – №4. – С. 208-211. (0,6 п.л.).

11.Шелонаев С. И. Аутопойезис медиапространства / С. И. Шелонаев // Научное мнение. –2012. –№ 12. – С. 132-135. (0,4 п.л.).

12.Shelonaev S. I. Шелонаев С. И. Media space: reputation regulators / С. И. Шелонаев // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Sosial Sciences. – 2013. – Т. 6. – № 1 (январь). – С. 62-68. (0,7 п.л.).

13. Шелонаев С. И. Влияние социальных институтов на повестку дня / С. И. Шелонаев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 1 (январь). – С. 88-92. (0,5 п.л.).

14. Шелонаев С. И. Интеграция коммуникации в Веб-пространстве / С. И. Шелонаев // Научное мнение. – 2013. – № 6 (июнь). – С. 181-184. (0,4 п.л.).

Статьи в научных сборниках:

15. Shelonaev S. I. About some aspects of use the elite as tool and object of PR and advertising / С. И. Шелонаев // Sustainable Management and Long-Life Education in 21 Century. The International scientific – practical seminar, Department of Social Sciences Faculty of Civil Engineering, – Czech Technical University Prague, –Prague, –2006. – С. 174-178. (0,4 п.л.).

16. Шелонаев С. И. Что такое «творческая элита»? / С. И. Шелонаев // Философия человека и современное образование: Сборник статей. – СПб. : Изд-во РХГА, 2006. – С. 488-493. (0,4 п.л.).

17. Шелонаев С. И. Попадание в повестку дня – достижения и ошибки в PR-стратегиях / С. И. Шелонаев // Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей. – СПб. : Астерион, 2007. – С. 186-188. (0,2 п.л.).

18. Шелонаев С. И. Проблема «искусственной» репутации в журналистике, связях с общественностью и рекламе / С. И. Шелонаев // Материалы научно-практического семинара «Журналистика и мир». – СПб. : СПбГУ, 2007. – С. 56-59 (0,2 п.л.).

19. Шелонаев С. И. Рациональность и ценностно-духовные начала в науке и образовании / С. И. Шелонаев, Г. М. Бирженюк и др. // Сборник материалов круглого стола, Дискуссионный клуб Университета; Вып. 19. –СПб. : Изд-во СПб ГУП, 2009. – С. 68 – 72. (0,4 п.л.).

Материалы научных конференций

20. Шелонаев С. И. Этический контекст формирования петербургской элиты / С. И. Шелонаев // Профессиональная этика в PR и рекламе: Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Издательство РГПУ, 2003. – С. 33 – 35. (0,2 п.л.).

21.Шелонаев С. И. Этическая составляющая в дефиниции «творческой элиты» / С. И. Шелонаев // Менеджмент ХХI в.: проблемы качества: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – СПб. : Книжный дом, 2004. С. 226-228. (0,2 п.л.).

22. Шелонаев С. И. «Культура» власти и культурная элита - аспекты взаимодействия / С. И. Шелонаев // Человек в современном мире. Материалы всероссийской конференции «Философия человека. Современная культура. Общественные коммуникации». – СПб. : Изд-во РХГИ, 2004. – С. 116-117. (0,2 п.л.).

23. Шелонаев С. И. Имидж и репутация — инструментальный подход / С. И. Шелонаев // PR, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция. Материалы IV Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. 14-15 ноября 2007 г. – СПб. : Изд-во СПбГИЭУ, 2007. – С. 222-225. (0,3 п.л.).

24. Шелонаев С. И. PR и реклама – современные глобальные вызовы / С. И. Шелонаев // Реклама и PR в России. Современное состояние и перспективы развития. Материалы VI всероссийской научно-практической конференции. 13 февраля 2009 г. – СПб. : Изд-во СПбГУП, 2009. – С.21-23. (0,2 п.л.).

25. Шелонаев С. И. Лидеры мнений – классика и современность / С. И. Шелонаев // Реклама и PR в России. Современное состояние и перспективы развития. Материалы VII всероссийской научно-практической конференции. 12 февраля 2010 г. – СПб. : Изд-во СПбГУП, 2010. – С.13-19. (0,2 п.л.).

26. Шелонаев С. И. Блогосфера: лидеры мнений – главный рекламный ресурс / С. И. Шелонаев // Cборник статей межвузовской научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире». 21-22 апреля 2010 г. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2010. – С. 96-99 (0,3 п.л.).

27. Шелонаев С. И. Лидеры мнений в современном медиапространстве / С. И. Шелонаев // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы». – Ставрополь: 2011. – С. 169-174. (0,3 п.л.).

28. Шелонаев С. И. Лидеры мнений как инструмент власти: коммуникационный аспект / С. И. Шелонаев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные коммуникативные технологии взаимодействия с целевой аудиторией». 20-21 октября 2011. – Томск: Графикс, 2011. – С. 417-419. (0,3 п.л.).

29. Шелонаев С. И. Масс-медиа. Как культура осваивает человека? / С. И. Шелонаев // Карминские чтения: материалы Всероссийской научной конференции/ 15-17 ноября 2011. – СПб. : ПГУПС, 2011. С. 536-540. (0,5 п.л.).

30. Шелонаев С. И. Медиапространство в обществе потребления: кто и как создает медиапродукт / С. И. Шелонаев // Потребление как коммуникация – 2011. Программа VII международной научной конференции. – СПб. : СПбГУ, 2011. – С.60. (0,1 п.л.).

31. Шелонаев С. И. Медиаагенты как рекламный ресурс / С. И. Шелонаев // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы 51-й международной научно-практической конференции. – СПб. : СПбГУ, 2012. – С. 294-297. (0,4 п.л.).

32. Шелонаев С. И. Структурная типология современных медиа / С. И. Шелонаев // Журналистика XXI века: современное состояние и прогнозы развития. Материалы Всероссийской Научно-практической конференции. 28 ноября 2012. – СПб. : Изд-во СЗИУ РАНХиС, 2013. – С. 75-79. (0,5 п.л.).

33. Шелонаев С. И. Субституты как фактор стабилизации современного российского общества / С. И. Шелонаев // Материалы научно-практической конференции VII Ковалевские чтения 15-16 ноября 2012. – СПб. : СПбГУ, [Электронный ресурс]. URL: http://www.soc.spbu.ru/img/up/files/File/7k.pdf С. 365-368. (0,4 п.л.).

34. Шелонаев С. И. Медиапространство — теоретический аспект / С. И. Шелонаев // Медиапространство России: общество, политика, бизнес. Первая Всероссийская научно-практическая конференция. 23 ноября 2012. – СПб. : [Электронный ресурс]. URL: http://engec.ru/media_konf2012/ShelonaevSI (0,2 п.л.).

35.Шелонаев С. И. Этическое содержание «гуманитарных инноваций» в медиапространстве / С. И. Шелонаев // Журналистика в 2012 году: Социальная миссия и профессия. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Москва: МГУ, 2013. – С. 348-349. (0,3 п.л.).

Учебные пособия:

36. Шелонаев С. И. Теория и практика общественных коммуникаций: учебно-методическое пособие по специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама» / С. И. Шелонаев, В. А. Рабош, А. В. Чечулин, А. Ю. Дорский. – СПб.: Астерион, 2006. – 218 c. (13,75 п.л./ 2 п.л.).

37. Шелонаев С. И. Общественные коммуникации и современное образование: учебно-методическое пособие / С. И. Шелонаев, А. Ю. Дорский, А. В. Ульяновский, А. В. Чечулин. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2006. – 314 с. (19,75 п.л. / 2 п.л.).

38.Шелонаев С. И. Технология репутационного менеджмента: творческая элита: Научно-методические материалы / С. И. Шелонаев. – СПб. : Книжный Дом, 2007. – 212с. (13,25 п.л.).

39. Шелонаев С. И. Технологии общественной коммуникации: учебно-методический комплекс / С. И. Шелонаев, А. В. Чечулин А.В., О. Л. Гнатюк, Т. Б. Кострицкая – СПб. : Изд-во РГПУ, 2007. – 211 с. (13,25 п.л. / 2 п.л.).