Научная тема: «РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2013
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. В диссертации сформулировано авторское определение понятия «общественная безопасность», характеризуемое уровнем состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества, а также готовностью государства противодействовать реальным и потенциальным внутренним и внешним угрозам.

Применительно к объекту исследования понятие «общественная безопасность» представляет собой состояние защищенности общественных отношений, складывающихся в процессе регулирования организации деятельности общества и государства в области обеспечения общественной безопасности, нормального функционирования государственных и общественных институтов, реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

2. На основе анализа современного состояния обеспечения общественной безопасности выявлены тенденции и закономерности развития теории безопасности. Установлено, что, несмотря на глубокую проработку целого ряда методологических проблем, касающихся закономерностей, принципов и методов деятельности по обеспечению национальной безопасности, в научных исследованиях недостаточно внимания уделяется отражению современных процессов обеспечения общественной безопасности. Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения общественной безопасности не имеет в своей основе общей стратегии.

3. Обосновано, что угрозы безопасности и их последствия должны быть в первую очередь учтены при построении архитектуры системы обеспечения национальной и общественной безопасности. По характеру угроз следует классифицировать и отграничивать различные виды безопасности.

Во-первых, если угрозы затрагивают либо направлены на конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, то следует говорить о безопасности личности, т.е. личной безопасности.

Во-вторых, если угрозы подрывают нормальную жизнедеятельность общества - его материальные и духовные ценности, то следует разграничивать общественную безопасность.

В-третьих, если угрозы и вызовы направлены на суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства, то следует говорить о государственной (национальной) безопасности.

Таким образом, именно категория «угроза безопасности» должна стать критерием разграничения различных системных, комплексных видов безопасности, а именно: личной безопасности, общественной безопасности и государственной (национальной) безопасности. Безусловно, каждый из этих видов наделен собственным содержанием, но в то же время они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

4. Выявлено, что в настоящее время негосударственная система безопасности осталась вне правового поля, в связи с чем, так и не была вписана в единую национальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства. В этой связи выявление роли и места органов местного самоуправления, общественных и иных организаций и объединений граждан правоохранительной направленности, составляющих негосударственную систему безопасности в общей системе безопасности, является значимой и актуальной научной проблемой. 

5. Обосновано, что под организационно-правовым механизмом обеспечения общественной безопасности Российской Федерации следует понимать совокупность взаимообусловленных организационно-правовых мер, реализуемых органами государственной власти Российской Федерации в целях решения задач обеспечения общественной безопасности.

В структурно-содержательном плане концептуальные основы обеспечения общественной безопасности Российской Федерации закрепляют систему взглядов на теоретические и практические аспекты проблемы обеспечения общественной безопасности, а также формируют понятийный аппарат теории общественной безопасности и такие основные понятия как цели, задачи, принципы, приоритетные и основные направления ее обеспечения.

6. Как показало исследование, сущность и содержание правового режима применительно к предмету нашего исследования, составляют следующие признаки:

  • правовое регулирование реализуется целенаправленно в интересах определенного объекта «носителя режима», охватываемого режимной организацией;
  • интегрированная система используемых правовых средств образует специальные правила поведения и деятельности, официально закрепленные и обеспеченные комплексом организационно-правовых мер;
  • специально установленные правила направлены на создание условий, препятствующих нарушению уровня защищенности объектов общественной безопасности, обеспечение их устойчивого функционирования;
  • деятельность субъектов обеспечения общественной безопасности, реализующих режимные правила, строится на основе единых правовых принципов, форм и методов и осуществляется в пределах установленной законодательством компетенции.

В этой связи правовой режим представляет собой законодательно регламентированный особый порядок правового регулирования, в который интегрирована совокупность юридических мер и организационных мероприятий, направленных на обеспечение защищенности интересов личности, общества и государства.

7. Обоснованно, что в рамках административного права можно выделить самостоятельный институт общественной безопасности, наделенный собственным содержанием. Содержание данного института определяют, прежде всего, метод правового регулирования и правовой режим, которые применяются для выделения соответствующих отраслей и институтов права. 

При этом «правовой режим общественной безопасности» можно определить как нормативно установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических мер и организационных мероприятий, регламентирующих определенный участок общественных отношений в различных сферах государственного управления, используемый для закрепления социально-правового статуса, как субъекта, так и объекта управления и направленный на поддержание устойчивого функционирования и обеспечение их защищенности.

8. Аргументировано, что особенностью правового регулирования режима обеспечения общественной безопасности является то, что его предмет составляет комплексный юридико-организационный институт общественной безопасности, основанный в основном на нормах административного права, который формирует и образует административно-правовой режим обеспечения общественной безопасности. 

Назначение данного института - формирование комплексного административно-правового режима обеспечения общественной безопасности, объединяющего множество общих административно-правовых режимов, упорядочивающих и закрепляющих правовой статус субъекта обеспечения общественной безопасности, объект управляющего воздействия, требуемую степень их подчиненности, информационного взаимодействия, а также специальных и особых административно-правовых режимов, установленных нормами субинститутов административного права. 

9. Показано, что административно-правовой режим общественной безопасности (в статике) - это комплексная, юридически оформленная конструкция нормативных правовых актов, объединяющая в себе посредством юридических средств режимные правила, организационные, юридические, информационные, материально-технические гарантии стабильного функционирования режима, а также регламентирующая компетенцию субъектов и правомочия объектов регулируемых правоотношений, позволяющие в совокупности добиться достижения желаемой цели - обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Автором обосновано содержание механизма правового регулирования общественной безопасности. Определено, что механизм административно-правового регулирования режима обеспечения общественной безопасности представляет собой комплексное образование юридических средств, закрепленных нормами административного права, посредством которых достигается определенный уровень защищенности общественных отношений от внутренних и внешних угроз в публичной сфере.

10. Доказано, что административно-правовой режим обеспечения общественной безопасности является сложным комплексным образованием, включающим в себя множество юридически оформленных как общих, специальных, так и особых административно-правовых режимов, установленных нормами субинститутов административного права.

Под административно-правовым режимом обеспечения общественной безопасности  следует понимать нормативно закрепленное и организационно обеспеченное комплексное, межотраслевое системное образование, в котором интегрирована совокупность сил и средств, ее обеспечивающих, а также форм и методов административно-правового воздействия, направленных на создание, поддержание и развитие состояния защищенности личности, общества и государства от негативных воздействий внутреннего и внешнего характера, объединенных системой коммуникативной связи для получения и обмена информацией, с целью оперативного и адекватного реагирования на угрозы общественной безопасности, их предупреждения, а также нейтрализацию причин и условий их возникновения.

11. В диссертации аргументировано, что содержание общих административно-правовых режимов обеспечения общественной безопасности составляют режимы деятельности государственной администрации, а именно режимы организации осуществления государственного администрирования (контроля, надзора и др.) в целях обеспечения защищенности личности, общества и государства в целом.

Ввиду исключительного множества указанных режимов, затрагивающих различные сферы государственного управления, можно выделить наиболее характерные правовые режимы, интегрированные в содержание общего административно-правового режима обеспечения общественной безопасности, а именно: лицензионно-разрешительный режим; паспортно-регистрационный режим; паспортно-визовый режим; противопожарный режим; правовой режим информации, санитарно-эпидемиологический; обеспечения безопасности дорожного движения и др.

Особенностью специальных административно-правовых режимов обеспечения общественной безопасности является комплексный характер их содержания, т.к. в основе конструкции этих режимов лежат нормы различных отраслей права: конституционного, административного, международного, муниципального, таможенного, финансового права и они затрагивают различные по характеру права и обязанности субъектов режимного регулирования.

12. Обосновано, что содержание особых административно-правовых режимов обеспечения общественной безопасности составляют комплексные режимы деятельности государственной администрации, регламентирующие чрезвычайный (экстраординарный) режим осуществления государственного администрирования в различных ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства становится невозможным: режим чрезвычайного положения, режим военного положения и особого положения. Данные режимы образуют особую категорию режимного регулирования обеспечения общественной безопасности, характеризуются комплексным межотраслевым содержанием и направлены на ликвидацию угроз высокой степени общественной опасности.

13. Выявлено, что отсутствие норм регламентирующих режим особого положения, порядок и условия его введения и реализации, является очевидным пробелом современной законодательной базы в области особых административно-правовых режимов. В этой связи аргументирована целесообразность принятия Федерального конституционного закона «О режиме особого положения», который вводится при возникновении чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, который существенно отличается от режима чрезвычайного положения.

Режим особого положения представляет собой правовой режим, включающий необходимость применения особых мер, которые по жесткости и объему правоограничений значительно уступают мерам, используемым при режимах чрезвычайного и военного положения. Данный режим стоит на стыке специальных и особых административно-правовых режимов обеспечения общественной безопасности.

14. Доказано, что особенность административно-правового режима обеспечения общественной безопасности заключается именно в комплексном характере. Важной чертой комплексного административно-правового режима обеспечения общественной безопасности является его интегрированный характер в отношении множества разнородных правоотношений, которые при определенных обстоятельствах объединяются в рамках действия данного режима механизмами его реализации.

Комплексный административно-правовой режим обеспечения общественной безопасности представляет собой совокупность правовых норм и организационных средств, интегрированных в особое режимное образование, целью которого является обеспечение безопасности органически взаимосвязанной триады: безопасности личности, общества и государства. К таким комплексным образованиям, на наш взгляд, в равной степени относятся как общие, специальные, так и особые административно-правовые режимы обеспечения общественной безопасности, составляющие его содержание.

15. Обосновано, что в современной России назрела острая необходимость в выработке стратегии и определении государственной политики России в области построения системы общественной безопасности. Разрабатываемый документ следует именовать «Стратегия государственной политики в области обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации на период до 2020 года».

В нем должна быть осуществлена концептуальная идентификация собственно общественной безопасности как самостоятельного вида национальной безопасности Российской Федерации. При этом статуирование общественной безопасности как самостоятельного вида национальной безопасности целесообразно провести на базе комплекса основных элементов безопасности - сфера безопасности, ее объекты, характер и виды угроз, система безопасности и др. Представляется, что названные элементы могли бы составить структуру разрабатываемого документа. Кроме того, он должен быть основополагающим документом, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности. В нем следует изложить систему взглядов на цели, сущность, систему обеспечения общественной безопасности, основные направления деятельности государства.

Реализация защиты жизненно важных интересов в данной сфере предполагает разработку целого комплекса соответствующих нормативных правовых актов, федеральных и региональных программ по режимному урегулированию отдельных направлений обеспечения общественной безопасности.

16. В диссертации обоснована целесообразность разработки и принятия Федерального конституционного закона «Об особом режиме», включающего необходимость применения особых мер, которые по жесткости и объему правоограничений значительно превышают меры, используемые при режимах особого и чрезвычайного положения, т.к. угрозы, возникающие при чрезвычайных обстоятельствах, ставших следствием причин социального характера, в результате которых отдельные территории Российской Федерации оказываются временно не контролируемыми конституционными органами государственной власти и меры по их ликвидации остались вне правового поля Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». Указанные угрозы направлены на подрыв конституционного строя Российской Федерации. В диссертации обоснована структура данного законопроекта.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Агабалаев М.А. Организационно-правовые основы деятельности и основные функции таможенных органов Российской Федерации: монография. − М.: Экономика, 2006. – 12 п.л.

2. Агабалаев М.А. Правовой режим обеспечения общественной безопасности Российской Федерации: монография. −М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. – 15, 9. п.л.

3. Агабалаев М.И., Воронов А.М., Рыльская М.А. Проблемы совершенствование правовой системы информационной безопасности таможенного дела: монография. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. – 12 (2,5) п.л.

4. Агабалаев М.И., Барзилова И.С. и др. Правовые режимы: общетеоретические и правовые аспекты: монография. − М.: Юрлитинформ, 2012. – 26 (2,5) п.л.

5. Агабалаев М. И. Административно-правовой режим обеспечения общественной безопасности Российской Федерации: монография. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. − 16 п.л.

6. Агабалаев М.И., Воронов А.М. Административно-правовой режим в теории и практике обеспечения общественной безопасности Российской Федерации: монография. – М.: Экономика, 2012. – 21 (14) п.л.

Научные статьи, опубликованные в научных журналах и изданиях, которые включены в перечень российских рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций

7. Агабалаев М.И. Некоторые аспекты правового регулирования режима обеспечения общественной безопасности Российской Федерации //Вестник Российской таможенной академии. – 2008. – № 3 (4). – 0,4 п.л.

8. Агабалаев М.И. Национальные интересы и угрозы общественной безопасности Российской Федерации //Бизнес в законе. – 2009. – № 1. – 0,3 п.л.

9. Агабалаев М.И. Система обеспечения общественной безопасности и некоторые аспекты оптимизации ее организационной структуры //«Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2009. – № 1. – 0,35 п.л.

10. Агабалаев М.И. Правовые основы обеспечения общественной безопасности современной России // Вестник Российской таможенной академии. – 2009. – № 2. – 0,3 п.л.

11. Агабалаев М.И. Административно-правовой режим обеспечения общественной безопасности: вопросы правового регулирования // Вестник Российской таможенной академии. – 2009. – № 4. – 0,3 п.л.

12. Агабалаев М. И. Актуальные вопросы административно-правового регулирования режима общественной безопасности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. – № 4. – 0,3 п.л.

13. Агабалаев М.А., Макарычев И.Ю. Анализ состояния и проблемы развития теории безопасности современной России // Вестник Академии военных наук Российской Федерации. – 2010. – № 3. – 0,4 (0,2) п.л.

14. Агабалаев М.И. Особенности правового регулирования режима обеспечения общественной безопасности Российской Федерации // Менеджмент и право. – 2010. – № 3. – 0,25 п.л.

15. Агабалаев М. И., Макарычев И.Ю. Основные элементы механизма правового регулирования в сфере обеспечения общественной безопасности // Юриспруденция. – 2010. – № 4. – 0, 35 (0,2) п.л.

16. Агабалаев М. И. Гносеологическая интерпретация понятия безопасности как общенаучной категории // Вестник Российской таможенной академии. – 2011. – № 3. – 0,3 п.л.

17. Агабалаев М. И. К вопросу методологии теории безопасности современной России // Вестник Академии военных наук Российской Федерации. – 2011. – № 3. – 0,4 п.л.

18. Агабалаев М. И. К вопросу правового регулирования режима обеспечения общественной безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 2. – 0,3 п.л.

19. Агабалаев М. И., Воронов А.М., Ловинюков А.С. Методология совершенствования теории административно-правового режима обеспечения общественной безопасности Российской Федерации // Оперативник (сыщик). – 2012. – № 2. − 0,6 (0,2) п.л.

Научные статьи, опубликованные в иных изданиях

20. Агабалаев М. И. Информационно-правовые аспекты проблемы обеспечения экономической безопасности федеральной таможенной службой // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Новые концептуальные и стратегические тенденции в системе обеспечения экономической безопасности и противодействия экономической преступности». – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2008. – 0,3 п.л.

21. Агабалаев М. И. Общественная безопасность: проблема и современность // Сборник материалов III межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации». – М.: Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, 2008. – 0,4 п.л.

22. Агабалаев М. И. Административно-правовой режим общественной безопасности: вопросы отраслевой принадлежности. // Сборник материалов Международной юбилейной научно-практической конференции «Роль и место Российской таможенной академии в развитии таможенного дела». – М.: Российская таможенная академия, 2008. – 0,3 п.л.

23. Агабалаев М. И., Варгузова А.А. Роль и значение административного права в обеспечении общественной безопасности Российской Федерации // Сборник материалов научно-практической конференции «Проблемы противодействия экономической преступности». – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2009. – 0,3 (1,5) п.л.

24. Агабалаев М. И. Некоторые особенности правового регулирования режима обеспечения общественной безопасности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2010. – № 4. – 0,6 (0,3) п.л.

25. Агабалаев М. И. К вопросу типологии административно-правовых режимов обеспечения общественной безопасности // Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика административного права и процесса» (пос. Небуг Туапсинского района Краснодарского края). – В 2-х частях: ч. 2. – Майкоп: изд-во ОАО «Полиграф-Юг, 2010. – 0,5 п.л.

26. Агабалаев М. И., Рыльская М.А. Негосударственная система обеспечения общественной безопасности// Сборник материалов Межведомственной научно-практической конференции «Концептуальные основы обеспечения государственной безопасности Российской Федерации». – М.: Академия ФСБ РФ, 2010. − 0,5 (0,2) п.л.

27. Агабалаев М. И. К вопросу источников современного административного права // Юрист&Экономист. – 2010. – № 4. − 0,5 п.л.

28. Агабалаев М. И. Методология становления и развития теории общественной безопасности // «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия Экономика и право». – 2011. – Вып. № 1. − 0,4 п.л.

29. Агабалаев М. И. К вопросу классификации правовых источников института обеспечения общественной безопасности // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика административного права и процесса» (пос. Небуг Туапсинского района Краснодарского края). – В 2-х частях: ч. 2. – Майкоп: изд-во ОАО «Полиграф-Юг, 2011. − 0,5 п.л.

30. Агабалаев М. И. Понятие и основные элементы механизма административно-правового регулирования режима обеспечения общественной безопасности // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции ВГНА Минфина России «Административная юрисдикция». – М.,2012. − 0,5 п.л.

31. Агабалаев М. И., Воронов А.М. Общие административно-правовые режимы обеспечения общественной безопасности // «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». 2012. Выпуск № 1. Серия Экономика и право. − 0,5 (0,2) п.л.

32. Агабалаев М. И. Особенности классификации административно-правовых режимов обеспечения общественной безопасности // «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия Экономика и право». – 2012. – Вып. № 1. − 0,4 п.л.

33. Агабалаев М.И., Воронов А.М. Вопросы методологии административно-правового режима обеспечения общественной безопасности Российской Федерации // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика административного права и процесса» (пос. Небуг Туапсинского района Краснодарского края). − В 2-х частях: ч. 2. − Майкоп: изд-во ОАО «Полиграф-Юг, 2012. – 1,0(0,5) п.л.

34. Агабалаев М.И. Концептуальные основы правового режима обеспечения общественной безопасности Российской Федерации // Актуальные вопросы публичного права. − 2013. − №4. – 0,5 п.л.