2. Частная теория оперативно-розыскной деятельности таможенных органов России - это новое научное направление оперативно-розыскной науки, содержащее совокупность специфических научных знаний об оперативно-розыскной деятельности таможенных органов и закономерностях таможенного сыска, осуществляемого с использованием специальных (оперативно-розыскных) сил, средств, форм и методов для обеспечения экономической безопасности России в таможенной сфере и таможенной защиты отечественной экономики, противодействия преступности в сфере таможенного дела и обеспечения собственной безопасности, а также в целях защиты жизни и здоровья, прав и законных интересов лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность.
3. Объектом частной теории оперативно-розыскной деятельности таможенных органов России являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении таможенными органами оперативно-розыскной деятельности в целях обеспечения экономической безопасности России в таможенной сфере, таможенной защиты отечественной экономики, противодействия преступности в сфере таможенного дела и обеспечения собственной безопасности.
4. Предметом частной теории оперативно-розыскной деятельности таможенных органов России является система закономерностей при использовании оперативно-розыскных механизмов таможенными органами для обеспечения экономической безопасности России в таможенной сфере и таможенной защиты отечественной экономики, противодействия преступности в сфере таможенного дела и обеспечения собственной безопасности, а также в целях защиты жизни и здоровья, прав и законных интересов лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность.
5. Сущностью оперативно-розыскной деятельности таможенных органов России является фискальный сыск, осуществляемый в сфере внешнеторговой деятельности, с использованием специальных (оперативно-розыскных) сил, средств, форм и методов.
6. В условиях функционирования ТС и членства России в ВТО стратегическими задачами оперативно-розыскной деятельности таможенных органов являются обеспечение экономической безопасности России в таможенной сфере и таможенная защита отечественной экономики, а тактическими - противодействие преступности в сфере таможенного дела и обеспечение собственной безопасности.
7. Основными направлениями использования оперативно-розыскных подразделений таможенных органов при решении задач по обеспечению экономической безопасности России в таможенной сфере и таможенной защиты отечественной экономики в условиях функционирования ТС и членства России в ВТО являются:
- создание условий для полноты собирания таможенных платежей и поступления иных финансовых средств в федеральный бюджет при осуществлении контроля после выпуска товаров, в том числе при проведении таможенных проверок;
- повышение эффективности выработки мер таможенно-тарифного регулирования, а также применения запретов и ограничений;
- информационное обеспечение расследования, проводимого специальным органом, определяемым Правительством РФ, для решения вопроса о введении специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара;
- участие в выработке и принятии решений о предоставлении исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, о целесообразности введения количественных ограничений на конкретные виды товаров, о возможности введения конкретных мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности;
- участие в контроле за соблюдением условий договоров международного лизинга с целью обеспечения полноты поступления таможенных платежей и иных финансовых средств в результате реализации названных договоров;
- выявление фактов и признаков противоправной деятельности и участие в расследовании дел, том числе об административных правонарушениях, относящихся к компетенции таможенных органов России.
Основной целью проводимых оперативно-розыскных мероприятий, прежде всего, будет добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экономической безопасности РФ.
8. Оценка деятельности ОРП таможенных органов России должна осуществляться на основании системы показателей, которые позволяют определить экономический эффект от поступивших и реализованных ими оперативно-розыскных материалов. При этом перечень существующих показателей их работы должен быть расширен за счет включения в него результатов деятельности по новым направлениям оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в условиях функционирования ТС и членства России в ВТО.
Наряду с показателями оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России, следует ввести понятие критерия эффективности их деятельности, представляющего итоговые значения, результирующие совокупность статистических сведений (показателей) о результатах работы ОРП таможенных органов по одному или некоторым направлениям в соответствии с возложенными на них задачами и функциями.
В качестве основного критерия эффективности предлагается ввести процентное соотношение величины материальных и финансовых средств, поступивших в федеральный бюджет по результатам деятельности ОРП таможенных органов, с величиной таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет.
9. Эффективность оперативно-розыскной деятельности таможенных органов по противодействию преступлениям в сфере таможенного дела может быть повышена путем применения системы оперативно-розыскных мер, включающих следующие элементы:
- анализ оперативной обстановки, в том числе совместно с взаимодействующими органами ФСБ России, МВД России и ФСКН России;
- организацию взаимодействия ОРП таможенных органов с пограничными и территориальными органами ФСБ России, ОРП МВД России и ФСКН России с целью своевременного получения упреждающей информации о признаках преступлений в сфере таможенного дела;
- распределение участков сосредоточения основных усилий между взаимодействующими органами (таможенные органы, пограничные и территориальные органы ФСБ России, МВД России, ФСКН России);
- разработку оперативно-розыскных и иных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию преступлений в сфере таможенного дела;
- разработку системы признаков, свидетельствующих о подготовке (наличии) преступной деятельности в сфере таможенного дела;
- доведение до подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль, контроль после выпуска товаров, и подразделений иных органов, осуществляющих контролирующую деятельность в пунктах пропуска через границу, системы признаков, форм, методов и способов осуществления преступной деятельности в сфере таможенного дела;
- расстановку и подготовку оперативных сил и средств в целях своевременного выявления преступлений в сфере таможенного дела и признаков названных преступлений;
- непосредственное осуществление оперативного поиска признаков и фактов преступной деятельности в сфере таможенного дела, а также лиц совершающих, совершивших и вынашивающих намерение совершить преступления, относящиеся к компетенции таможенных органов;
- организацию взаимодействия ОРП таможенных органов с подразделениями, осуществляющими таможенный контроль, контроль после выпуска товаров, с оперативно-розыскными подразделениями иных субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также с другими контролирующими органами в процессе осуществления оперативного поиска признаков и фактов преступной деятельности в сфере таможенного дела;
- осуществление мероприятий по проверке надежности выработанной системы мер по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела.
10. Деятельность оперативно-аналитических подразделений таможенных органов в условиях функционирования ТС и членства России в ВТО должна быть адаптирована с учетом ее специфики к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, связанных с обеспечением экономической безопасности России в таможенной сфере и таможенной защиты отечественной экономики.
Специфика информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов заключается в возможности использования оперативно-аналитического поиска признаков преступлений, относящихся к компетенции таможенных органов РФ, как самостоятельного направления оперативно-розыскной деятельности в сфере таможенного дела.
11. В целях повышения эффективности противодействия преступлениям в таможенной сфере таможенных органов государств - членов ТС предлагается:
1) дополнить Таможенный кодекс ТС отдельной главой, посвященной контролируемой поставке, где предусмотреть правовые положения, связанные с возможностью замены товаров, а также полномочия должностных лиц ТС (либо должностных лиц государств - членов ТС) на принятие решения о проведении контролируемой поставки через таможенную границу ТС;
2) разработать межгосударственное соглашение, в котором предусмотреть:
- условия и порядок организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами государств - членов ТС на единой территории ТС;
- сокращение сроков и приоритетное исполнение запросов при осуществлении расследований преступлений, совершаемых в таможенной сфере;
- упрощение порядка выдачи имеющейся информации, хранящейся в информационных базах правоохранительных органов государств - членов ТС, по запросу инициатора (координатора);
- планирование, проведение и завершение оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами на территории ТС за пределами территории инициатора оперативно-розыскных мероприятий;
- введение единого алгоритма деятельности оперативного состава и следователей по проверке поступившей информации о преступлениях в таможенной сфере и лицах, их подготавливающих, совершающих и совершивших, а также по расследованию уголовных дел данной категории;
- единый правовой механизм пресечения и документирования преступной деятельности лиц, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления в сфере таможенного дела, а также перемещающих товары через таможенную границу ТС, а также через границу между государствами - членами ТС с нарушением установленных правил.
В данном межгосударственном соглашении отдельным разделом предусмотреть возможность направления международных запросов и их исполнения при проведении специальных расследований на предмет введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер для защиты национальных экономических интересов.
12. Предложения по совершенствованию российского законодательства:
1) при разработке Федерального закона «О таможенных органах Российской Федерации» предусмотреть, что таможенные органы для выполнения возложенных на них функций должны обладать правами осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения экономической безопасности России, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности.
Аналогичную формулировку включить в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и в п. 5 ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
2) внести изменения и дополнения в ч. 4 ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», допускающие проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях установления имущества, подлежащего конфискации, по административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил) с целью повышения эффективности деятельности по обеспечению экономической безопасности России ОРП таможенных органов и иных субъектов оперативно-розыскной деятельности, осуществляющих противодействие противоправным деяниям в сфере таможенного дела;
3) для повышения защищенности участников оперативно-розыскной деятельности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с проверочной закупкой или контролируемой поставкой предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен, целесообразно дополнить ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» абзацами следующего содержания:
«В целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших, с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при проведении проверочной закупки допускается приобретение, а при контролируемой поставке - перемещение, в том числе через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен, а также их полное или частичное изъятие или замена.
Проведение контролируемой поставки товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, их изъятие или замена при осуществлении контролируемой поставки осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
1. Козловский А.Ю. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе расследования преступлений в сфере таможенного дела: монография. – М.: РИО РТА, 2007. – 228 с. (9,5 п.л.).
2. Козловский А.Ю. Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. – 162 с. (7,4 п.л.).
3. Козловский А.Ю. Правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. – 186 с. (8,5 п.л.).
Статьи в научных журналах и изданиях, которые включены в перечень рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций
4. Козловский А.Ю. О некоторых аспектах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. – 2009. – № 3. – С. 133–136 (0,4 п.л.).
5. Козловский А.Ю. О специфике и цели оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. – 2010. – № 2. – С. 62–68 (0,6 п.л.).
6. Козловский А.Ю. Планирование и проведение оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами в целях использования их результатов в уголовном процессе // Оперативник (сыщик). – 2010. – № 3 (24). – С. 29–34 (0,7 п.л.).
7. Козловский А.Ю. О противодействии контрабанде, перемещаемой автомобильным транспортом // Вестник Российской таможенной академии. – 2010. – № 3. – С. 73–82 (0,7 п.л.).
8. Козловский А.Ю. О направлениях совершенствования оперативно-разыскной деятельности таможенных органов России в условиях Таможенного союза // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2010. – № 12.– С. 90–94 (0,5 п.л.).
9. Козловский А.Ю. Актуальные вопросы использования оперативно-аналитических подразделений в оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Оперативник (сыщик). – 2011. – № 1 (26). – С. 9–11 (0,4 п.л.).
10. Козловский А.Ю. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. – 2011. – № 1. – С. 76–83 (0,6 п.л.).
11. Козловский А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов России в системе контроля после выпуска товаров в условиях Таможенного союза // Вестник Российской таможенной академии. – 2011. – № 3. – С. 79–85 (0,5 п.л.).
12. Козловский А.Ю. О сыскной (оперативно-розыскной) деятельности отечественных таможенных органов и возможностях ее изучения с позиций сыскологии // Оперативник (сыщик). – 2011. – № 2 (27). – С. 35–41 (0,7 п.л.).
13. Козловский А.Ю. Возможные направления осуществления оперативно-розыскной деятельности по обеспечению экономической безопасности России в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. – 2012. – № 1.– С. 46–53 (0,5 п.л.).
14. Козловский А.Ю. Основные направления совершенствования взаимодействия отечественных таможенных органов с правоохранительными органами зарубежных стран в условиях интеграции России в мировое сообщество // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2012. – № 2 (21). – С. 104–110 (0,5 п.л.).
15. Козловский А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации – новое научное направление теории оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). – 2012. – № 3 (32). – С. 34–38 (0,6 п.л.).
16. Козловский А.Ю. Организация борьбы со взяточничеством подразделениями таможенных органов России по противодействию коррупции // Вестник Российской таможенной академии.– 2012.– № 3. – С. 22–28 (0,5 п.л.).
17. Козловский А.Ю. Таможенный сыск через призму наук: сыскология и оперативно-разыскная деятельность таможенных органов // Оперативник (сыщик). – 2012. – № 4 (33). – С. 39–43 (0,7 п.л.).
18. Козловский А.Ю. Взаимодействие оперативно-разыскных подразделений таможенных органов России с иными субъектами оперативно-разыскной деятельности в современных условиях // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2012. – № 4 (23). – С. 98–105 (0,5 п.л.).
19. Козловский А.Ю. Организация внутриведомственного взаимодействия с участием оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России и пути его совершенствования // Вестник Российской таможенной академии. – 2013. – № 1. – С. 32–38 (0,5 п.л.).
20. Козловский А.Ю. Критерии эффективности деятельности оперативно-разыскных подразделений таможенных органов России в условиях Таможенного союза, Всемирной торговой организации и формирования Евразийского экономического пространства // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2013. – № 1 (24). – С. 73–78 (0,5 п.л.).
Статьи в иных изданиях
21. Козловский А.Ю. Ставим проблему научного познания оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Оперативник (сыщик). – 2008 – № 2 (15). – С. 39–41 (0,4 п.л.).
22. Козловский А.Ю. К вопросу о совершенствовании ведомственной нормативной правовой базы оперативно-розыскных подразделений таможенных органов Российской Федерации // Роль и место Российской таможенной академии в развитии таможенного дела: сборник материалов международной юбилейной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Изд-во РТА, 2008. – С. 189–194 (0,4 п.л.).
23. Козловский А.Ю. К вопросу о проведении оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент» подразделениями собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации // Сборник статей по проблемам правоохранительной деятельности «Поиск». – М.: РИО РТА, 2008. – № 9. – С. 15–47 (0,9 п.л.).
24. Козловский А.Ю. Некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов // Совершенствование практики защиты таможенными органами России прав интеллектуальной собственности: материалы докладов научно-практической конференции. – М.: РИО РТА, 2008. – С. 40–49 (0,5 п.л.).
25. Козловский А.Ю. О целесообразности разработки положения об оперативно-розыскных органах Федеральной таможенной службы // Оперативник (сыщик). – 2009 – № 4 (21). – С. 15–20 (0,6 п.л.).
26. Козловский А.Ю. Вопросы противодействия таможенных органов Российской Федерации уклонению от уплаты таможенных платежей (оперативно-розыскной аспект) // Сборник статей по проблемам правоохранительной деятельности. Спец. вып. 11 (2) по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Взаимодействие правоохранительных органов Российской Федерации в борьбе с экономическими (таможенными) преступлениями», Москва, 25 марта 2009 года. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. – С. 45–57 (0,5 п.л.).
27. Козловский А.Ю. О проблемах осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами Российской Федерации на единой таможенной территории Таможенного союза // Теоретические и практические аспекты таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза: сборник материалов международной научно-практической конференции Секретариата Комиссии Таможенного союза и Российской таможенной академии. – Люберцы: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. – С. 143–148 (0,4 п.л.).
28. Козловский А.Ю. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 10. В 3-х т. Т. 3. – М.: Издат. группа «Юрист», 2010. – С. 1089–1094 (0,4 п.л.).
29. Козловский А.Ю. Об участии оперативно-аналитических подразделений в оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Модернизация таможенного дела – актуальная задача современного развития ФТС России: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 22 октября 2010 г. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. – С. 258–263 (0,4 п.л.).
30. Козловский А.Ю. Об отдельных аспектах совершенствования нормативной правовой базы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов России в связи с созданием Таможенного союза // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 11. В 2-х т. Т. 2. – М.: Издат. группа «Юрист», 2011. – С. 969–974 (0,4 п.л.).
31. Козловский А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов России в условиях Таможенного союза: перспективы совершенствования // Сборник статей и материалов. Вып. 5. «Право: история, теория, практика». Брянск: РИО Брянского государственного университета им. Петровского, 2011. – С. 149–158 (0,5 п.л.).
32. Козловский А.Ю. Об основных направлениях аналитической работы при осуществлении таможенными органами оперативно-розыскной деятельности // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. – М.: Академия управления МВД России, 2011. – С. 248–252 (0,4 п.л.).
33. Козловский А.Ю. Об отдельных направлениях оперативно-розыскной деятельности таможенных органов России в условиях Таможенного союза // Поиск: сборник статей по проблемам правоохранительной деятельности. Вып. 15 по материалам Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с контрабандой в условиях деятельности Таможенного союза», посвященной 10-летию Института правоохранительной деятельности Российской таможенной академии, Москва, 23 ноября 2011 года. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. – С. 85–91 (0,4 п.л.).
34. Козловский А.Ю. О некоторых аспектах оперативно-розыскной деятельности по обеспечению экономической безопасности России в сфере таможенного дела // Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: сборник статей научно-практического семинара. – М.: Академия управления МВД России, 2012. – С. 111 – 120 (0,5 п.л.).
35. Козловский А.Ю. О возможных направлениях использования оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России в условиях формирования Евразийского экономического пространства и вступления во Всемирную торговую организацию // Таможенное дело. – 2012. – № 2. – С. 2–7 (0,4 п.л.).
36. Козловский А.Ю. Направления совершенствования российского законодательства в целях повышения эффективности противодействия таможенных органов Российской Федерации контрабанде и коррупции // Поиск: сборник статей по проблемам правоохранительной деятельности. Вып. 17 по материалам Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с иными правоохранительными органами по вопросам противодействия коррупции», 29 ноября 2012 года. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. – С. 101–112 (0,4 п.л.).